Суммированный учет рабочего времени водителей

Составление рабочего графика

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов. При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов.

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы. Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся.

Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов.

К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Режим отдыха

Законный отдых, в свою очередь, представлен такими составляющими, как обеденный перерыв, перерыв на питание, еженедельные выходные и специальные перерывы для водителей междугородников. Индивидуальные нормативы действуют относительно каждого из перечисленных видов перерывов.

Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от длительности смены, колеблется в пределах 30 — 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

Если учёт времени происходит по стандартной схеме, длительность отдыха между сменами может быть в два раза больше, чем длительность смены. Время на обед также входит во время, отведённое на ежедневный отдых. Например, при длительности рабочей смены с 8 до 17 и часе обеденного перерыва, между сменами водитель должен отдыхать 15 часов минимум. При семи часовом рабочем дне длительность отдыха может сократиться до 13 часов. Исключения в данном случае также имеются:

  1. Если речь идёт о пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами сокращается до 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены.
  2. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов, при этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только три раза в неделю. Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели.
  3. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях. Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Данный вид отдыха представлен еженедельными выходными, длительность которых должна составлять минимум 42 часа. В отдых между сменами выходные при расчёте не включаются. Если речь идёт о стандартной рабочей неделе, общее количество часов на непрерывный отдых должно составлять 57 часов. При суммированном графике работы допускается назначение выходных в разные дни.

Специальные перерывы предназначены водителям междугородникам, и их длительность составляет 15 минут. Через 4 часа после непрерывного управления транспортным средством должен быть первый такой перерыв, а каждые последующие 2 часа назначаются следующие перерывы длительностью в 15 минут. Специальный перерыв не предоставляется, если его время совпадает с перерывом на обед.

Все водители работают по предварительно составленным графикам. Как правило, их составляют помесячно, но иногда специфика работы требует охватить более длительный период. Поскольку для управления автотранспортом очень важно психическое и физическое состояние, в трудовом графике людей этой специальности обязательно учитываются не только часы работы, но и отдыха.

Режим рабочего времени водителей разных специализаций может сильно различаться в деталях, но имеет общую структуру. Вот основные элементы:

  • Начало и окончание рабочего дня или смены.
  • Обязательные промежутки отдыха.
  • Время для приема пищи.
  • Даты еженедельного отдыха.

1. Ежедневная. Это стандартный вариант, такой же, как у большинства трудоустроенных граждан.

2. Суммированная. При этом режиме рабочие дни могут иметь разную продолжительность. В отдельные дни или недели часовая нагрузка превышает норму, но сумма часов за представленный в графике период все равно укладывается в установленный законом норматив.

С ежедневным учетом все более или менее просто, а вот суммированный требует более детального изучения. Это мы и сделаем далее.

Помимо периодов непосредственного управления авто, в водительское рабочее время (РВ) включено еще множество составляющих:

  • Спецперерывы в дороге и пунктах назначения. Подготовка транспортного средства перед сменой и обслуживание после. Другая сопутствующая выезду/приезду работа.
  • Медосмотры до и после поездки.
  • Посадка и высадка пассажиров либо погрузка/разгрузка машины.
  • Простои, если они произошли не по вине шофера.
  • Ремонт и техобслуживание авто.
  • Охрана груза. С этим сталкиваются, в основном, дальнобойщики, работающие на междугородных или международных рейсах, которые длятся несколько дней. Если есть необходимость в охране груза, эта обязанность должна быть обязательно прописана в трудовом договоре.
  • Пребывание в машине без управления ею. Речь идет о рейсах, куда отправляются два или более шофера.

Если водитель охраняет груз, РВ засчитывают не полностью, но не меньше 30%. То же самое с несколькими работниками в экипаже — тем, кто не рулит, но находится в машине, засчитывают половину рабочего времени.

1. Обеденный перерыв – продолжительностью до двух часов, но не меньше получаса. Если смена длинная (больше 8 часов), этот перерыв можно дробить на два, сохраняя суммарную продолжительность.

2. Отдых между сменами. В него засчитывается также и обеденный перерыв. На водительском сленге это «отстои», то есть период, когда работнику надо буквально стоять, не ехать.

Для ежедневного учета работает правило: водитель должен ежедневно отдыхать вдвое дольше, чем работать. То есть отработал 8 часов — должен отдохнуть не меньше 16. Если смена длится 7 часов, то на законный отдых отводится 14 часов, значит, следующий день разрешено начать раньше. При суммированном учете рабочего времени водителя автомобиля ежедневный минимум отдыха — 12 часов. Есть исключения, когда его сокращают:

  • На городских и пригородных регулярных рейсах допустимо прерываться всего на 9 часов. При этом после каждой второй смены надо дать шоферу отдых на 48 часов минимум. Это полноценные выходные, но не надо путать их с еженедельными.
  • На междугородных рейсах допустимо отдыхать по 11 часов между сменами. Но в пределах рабочей недели водитель должен добрать неиспользованные часы отдыха. Можно дробить ежедневный отдых, но так, чтобы хоть одна часть длилась 8 часов непрерывно.

Время управления авто

Распространенная ситуация: большинство работников трудится с понедельника по пятницу, приходя на работу к девяти утра и уходя в шесть вечера. Обычный 8-часовой рабочий день плюс час на обед. А водители в таких компаниях часто начинают трудиться раньше, а заканчивают иногда позже. Законодательство допускает установить им ненормированный день.

В этом случае у них будут обычные для компании даты еженедельного отдыха, а вот длительность смен — отличная от других. Главное при этом не «вылезти» за рамки законной 40-часовой рабочей недели.

Такой подход применим к тем, кто управляет легковушками (кроме таксистов), а также к шоферам экспедиций, геологоразведочных бригад и других подразделений, которые трудятся в полевых условиях.

Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов. Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы.

Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях.

  1. Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
  2. Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.

Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Суммированный учет рабочего времени водителей

Рейсы, которые длятся несколько дней, — не редкость в водительской сфере. Иногда это связано с дальностью поездок, иногда — с графиком работы объекта обслуживания. Так или иначе, соблюсти стандартный график с 8-часовым рабочим днем при этом не представляется возможным. В таких случаях устанавливается суммированный учет РВ.

Эта схема сложнее. Прежде всего, потому, что рассматриваемый период — не один день, а целый месяц. Иногда несколько месяцев, до полугода, например, при сезонном обслуживании. Так сказано в пункте 8 Положения об особенностях трудового режима. Самый простой пример сезонности — чартерные автобусы. Их запускают на 3–4 месяца, пока длится отпускной сезон.

23 х 8 = 184 ч.

При этом в некоторые даты его рабочий день будет длиться дольше 8 часов. А некоторые станут днями планового отдыха (отстоя), дополнительно к еженедельным выходным. Ограничение в 40-часовую неделю тоже может быть нарушено. Такие отклонения при суммированном учете допустимы. Далее мы рассмотрим подробнее, как может выглядеть трудовой график такого водителя.

Делать смену дольше 10 часов нельзя. Также надо соблюсти ряд требований, касающихся продолжительности управления авто и отдыха.

В очень редких случаях можно продлить рабочий день до 12 часов:

  • на междугороднем рейсе, когда до места отдыха надо доехать;
  • на городском или пригородном маршруте;
  • при обслуживании медучреждения, коммунальной службы, почты-телефона-телеграфа, предприятия связи, аварийной службыу, инкассаторской бригады, органов госвласти и некоторых других структур.

Как уже говорилось, время управления автомобилем — это не то же самое, что рабочее, особенно при суммированном учете. Длительность периодов, которые можно отвести под управление транспортом, строго регламентируется. Вот какие ограничения установлены:

  • В день можно рулить не больше 9 часов. Не подряд!
  • В рабочей неделе не должно быть больше 56 часов чистого вождения.
  • В двух идущих подряд неделях — максимум 90 часов управления ТС.

Например, в первую неделю учетного периода шофер был за рулем 56 часов. Это значит, что на следующей он может управлять авто не больше 34 часов.

1. Два раза в неделю можно рулить по 10 часов за смену.

Суммированный учет рабочего времени водителей

2. Управление сокращается до 8 часов в день, если это:

  • горный маршрут.
  • транспортировка длинномеров или тяжелых крупногабаритных грузов.
  • пассажирская перевозка в автобусе длиннее 9,5 метров.

►Когда сотруднику нужно предоставить дополнительные или другие выходные дни: шпаргалка

Часто загрузка при вождении автобусов неравномерная: высокая по утрам и вечерам и нулевая днем. Например, школьный автобус развозит учеников утром на занятия, а вечером — по домам. Днем у водителя свободное время. При таком «рваном» распорядке лучше использовать разделение, а не суммированный учет рабочего времени для водителей.

Вот основные принципы разделения:

  • делить день можно на 2 части;
  • рабочий промежуток до перерыва может длиться не больше 5 часов;
  • длительность перерыва — 3 часа максимум;
  • в перерыв не включается обед и отдых.

Операция

Время по факту,

часов

Учтенное рабочее время, часов

Подготовка к выезду, медосмотр (6:00 – 6:30)

0,5

0,5

Управление транспортом (6:30 – 10:00)

3,5

3,5

Перерыв (10:00 – 13:00)

3

0

Обеденное время (13:00 – 15:00)

2

0

Управление транспортом (15:00 – 19:00)

4

4

Итого

13

8

Этот подход применим к шоферам, которые работают на регулярных рейсах: по городу, в пригороде или между населенными пунктами.

Ненормированный рабочий день

Отдельно стоит поговорить о ненормированном рабочем дне, для которого законодательство также предусматривает свои нормативы. К сотрудникам, рабочий день которых не нормирован, относятся водители транспортных средств, которые задействованы в изыскательских партиях и экспедициях в следующих сферах:

  • изыскательные и топографо-геодезические работы в полевых условиях;
  • геологоразведочные работы.

Дни непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях, а на нормальную продолжительность рабочей недели ориентируются при установке продолжительности и количества рабочих смен.

Продолжительность ненормированного рабочего дня может быть любой, но в неделю водитель должен работать не более 40 часов.

Оформление документов

Статья 91 Трудового Кодекса обязывает работодателей учитывать фактически отработанное сотрудниками время. Чтобы обеспечить учет труда водителей, требуется ведение нескольких документов. Для ежедневного учета достаточно унифицированной формы Т-12 или Т-13. Для СУ нужно дополнить эти документы графиками сменности, которые составляются и утверждаются сразу на весь учетный период.

Суммированный учет рабочего времени водителей

После разработки графика сменности, его надо утвердить приказом руководителя. Затем — не позже, чем за 1 месяц до старта учетного периода — ознакомить с ним работников. Это значит, что подготовку периода с суммированным учетом надо всегда начинать заранее.

За основу графика можно принять ту же унифицированную форму Т-12, но добавить графу для подписи работников: каждый, кто ознакомился с графиком, ставит дату и расписывается.

Использование тахографа

Использование тахографа позволяет контролировать режим работы водителя путём установки данного устройства на транспортное средство. Происходит регистрация маршрута движения машины и её скорости с учётом трудового графика сотрудника, который транспортным средством управляет. Установка тахографа является обязательной для следующих видов транспорта:

  • грузовые авто с максимальной массой в 3,5 тонны;
  • любые автомобили массой свыше 5 тонн;
  • автомобили весом менее 5 тонн, рассчитанные на 8 пассажиров;
  • все ТС, используемые для коммерческих перевозок.

Тахографы без криптозащиты, установленные до марта 2014 года, в 2019 году использовать нельзя.

Штрафные санкции

Согласно положению о времени на работу и отдых, отсутствие тахографа ведёт за собой наложение штрафных санкций в размере 1 — 3 тыс. руб. для граждан и водителя и 5 — 10 тыс. для должностного лица или предпринимателя (читайте больше о штрафе за отсутствие тахографа).

Обязательно оговаривайте с работодателем заранее все нюансы и сомнительные вопросы перед приёмом на работу, чтобы избежать штрафов и иметь возможность работать в максимально комфортных и безопасных условиях как для себя, так и для пассажиров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector