Организация учета медикаментов

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Разделом 2 Методических указаний по инвентаризации установлены общие правила инвентаризации.

Формы инвентаризационных описей утверждены и приведены в Приложениях 1 – 18 к Методическим указаниям по инвентаризации. Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по установленной форме N инв-3.

Организации медицинского профиля имеют стандартные обязательства по уплате налогов. Некоммерческие предприятия, оказывающие медицинские услуги за плату, должны учитывать полученную от потребителей плату в составе выручки для налогообложения. Предприятия имеют возможность применять режимы ОСНО или УСН при ведении деятельности.

Система ЕНВД при ведении деятельности не применяется. Медицинские услуги не входят в состав бытовых видов, при оказании которых допускается применение ЕНВД. Выгодным вариантом налогообложения при оказании медицинских услуг является УСН при условии соответствия организации ограничениям, установленным для режима.

Положение ОСНО УСН
Уплата налогов организациями Налог на прибыль, НДС, имущество Единый налог
Уплата налогов ИП НДФЛ, НДС, имущество в качестве физлица Единый налог
Отчисления в фонды организациями Суммы, начисленные на заработную плату работников
Отчисления в фонды ИП В дополнение к суммам, начисленным на вознаграждения работников, отчисляются взносы на страхование предпринимателя

По роду своей деятельности для осуществления лечебного процесса, проведения профилактических мероприятий медицинские учреждения используют лекарственные препараты, перевязочные, вспомогательные и прочие материалы (далее — медикаменты).

Приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 была утверждена Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (далее — Инструкция N 747), которая и в настоящее время регламентирует порядок и организацию учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. Согласно п. 1 данной Инструкции в учреждениях здравоохранения учитываются:

  • медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;
  • перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;
  • вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;
  • тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

На основании данной Инструкции учреждения здравоохранения могут иметь собственную аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо приобретать лекарственные средства у поставщиков.

В соответствии с правилами техники безопасности учреждения, не имеющие медпунктов, должны иметь аптечки первой медицинской помощи. Аптечки рекомендуется комплектовать по согласованию с органами здравоохранения, приняв за основу состав аптечки первой помощи (автомобильной) и Правила оказания первой само- и взаимопомощи, утвержденные Приказом Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. N 325.

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала «Бюджетный учет»

от 2 июня 1987 года N 747

(с изменениями на 30 декабря 1987 года)

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1987 года N 1337. ____________________________________________________________________

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения

«Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР»;

форму N 1-МЗ — «Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету»;

форму N 2-МЗ — «Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету»;

форму N 6-МЗ «Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку».

1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.

1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.

2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п.1.2, 1.3.

3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п.1.2, 1.3.

4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 года N 411 «Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР».

4.2. Письмо Минздрава СССР от 19 января 1977 года N 25-5/5.

4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 года N 312 «Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно-профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР».

4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 года N 241 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР».

4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 года N 55 «О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений» в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно-профилактических учреждениях.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т.Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель МинистраГ.А.Сергеев

СОГЛАСОВАНОс Министерством финансов СССРот 25 марта 1987 года N 41-31

УТВЕРЖДЕНОприказом Министерстваздравоохранения СССРот 2 июня 1987 года N 747

1. Согласно настоящей инструкции в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения*, состоящих на Государственном бюджете СССР, учитываются:________________* В дальнейшем лечебно-профилактические учреждения здравоохранения будут именоваться «учреждения».

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно*.________________* В дальнейшем материальные ценности (медикаменты, перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара), перечисленные в п.1 настоящей инструкции, будут именоваться «лекарственные средства».

2. Радиофармацевтические препараты, применяемые с лечебными и диагностическими целями, подлежат учету в централизованной бухгалтерии и в бухгалтерии учреждения* в суммовом (денежном) выражении. Порядок получения, хранения и использования их определен действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР**.

Организация учета медикаментов

** «Правила работы с радиоактивными веществами в учреждениях системы Минздрава СССР», утвержденные президиумом ЦК профсоюза медработников и Минздравом СССР 3 августа, 12 сентября 1961 года, протокол N 23, «Правила и нормы применения открытых радиофармацевтических препаратов в диагностических целях», утвержденные Минздравом СССР 25 мая 1983 года N 2813-83.

3. Лекарственные средства, полученные бесплатно для проведения клинических испытаний и исследований, подлежат оприходованию в аптеке и в бухгалтерии учреждения на основании сопроводительных документов*.________________* Письмо Минздрава СССР от 7 декабря 1962 года N 21-13-96 «О порядке учета операций по безвозмездной передаче на широкие клинические испытания лекарственных средств и медицинской техники оплачиваемых за счет фонда освоения новых медицинских изделий».

4. Организация и учет бесплатного отпуска медикаментов при амбулаторном лечении некоторых категорий больных осуществляется в соответствии с действующими инструкциями и приказами Министерства здравоохранения СССР.

5. Порядок учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих в своем составе аптеку или получающих лекарственные средства из хозрасчетной аптеки, изложен в соответствующих разделах настоящей инструкции*. Лекарственные средства из аптеки отпускаются в отделении учреждения в расчете на фактическое количество больных, находящихся в них.

________________* Кровь для переливания поступает в отделения (кабинеты) учреждения по оформленным в установленном порядке накладным (требованиям) ф.434 из отделения переливания крови, а при его отсутствии от материально ответственного лица, на которого приказом по учреждению возложены обязанности по ее получению, хранению и выдаче в отделения (кабинеты). Накладные с указанием в них Ф.И.О. больного, номера истории болезни, являются основанием для списания крови в расход.

Амортизация медицинского оборудования

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Организация учета медикаментов

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Организация учета медикаментов

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

1. Общие положения

ядовитые лекарственные средства в соответствии с правилами , утвержденными ;

наркотические лекарственные средства в соответствии с правилами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР ;

Организация учета медикаментов

этиловый спирт;

Новые препараты для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;

дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по списку, утвержденному Министерством здравоохранения СССР;

тара, как порожняя, так и занятая лекарственными средствами.

7. В отделениях (кабинетах) учреждений предметно-количественный учет материальных ценностей, перечисленных в п.6 настоящей инструкции, ведется по форме*, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 июля 1968 года N 523 , за исключением наркотических лекарственных средств, учет которых ведется в книге учета наркотических лекарственных средств в отделениях и кабинетах по ф.60 — АП**, утвержденной .________________* Форма приведена в приложении 1 к настоящей инструкции.

** Форма приведена в приложении 2 к настоящей инструкции.

Страницы книг должны быть пронумерованы, книги пронумерованы и заверены подписью руководителя учреждения.

Организация учета медикаментов

8. С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключает договор о полной индивидуальной материальной ответственности на основании типового договора, приведенного в приложении 2 к постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 года N 447/24 *.________________* Доведено приказом Минздрава СССР от 14 марта 1978 года N 222.

9. В аптеке учреждения полная индивидуальная материальная ответственность за сохранность лекарственных средств возлагается на заведующего аптекой или его заместителя в порядке, изложенном в п.8 настоящей инструкции. По решению руководителя учреждения в аптеке может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность в соответствии с постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 года N 259 16-59 «Об утверждении перечня работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, условий ее применения и типового договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности» .

10. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за рациональное применение и учет лекарственных средств, создание соответствующих условий их хранения и обеспечения материально ответственных лиц мерной тарой.

обоснованность назначения лекарственных средств;

строгое выполнение назначений в соответствии с историей болезни;

количество фактического наличия лекарственных средств в отделении (кабинете); принимать решительные меры по недопущению создания их запасов сверх текущей потребности.

12. Согласно приказу* Министерства здравоохранения СССР от 30 декабря 1982 года N 1311 в каждом учреждении создается постоянно действующая комиссия, назначаемая приказом руководителя учреждения, которая ежемесячно проверяет в отделениях (кабинетах) состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств.

В таком же порядке не реже двух раз в год проводится проверка фактического наличия лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.________________* Доведено приказом Минздрава СССР от 18 декабря 1981 года N 1283 и письмом Минздрава СССР и ЦК профсоюза медработников от 2 октября 1983 года N 03-14/39-14/111-01/К.

13. Аптека учреждения должна размещаться в помещениях, обеспечивающих надлежащие условия сохранности лекарственных средств и других материальных ценностей в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Министерства здравоохранения СССР.

14. Лекарственные средства, перечисленные в п.п.1 и 3, учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении.

Если ЛПЗ имеет аптеку

Обеспечение лечебного учреждения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными является основной задачей аптеки медицинского учреждения. Учету лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, посвящен разд. 2 Инструкции N 747.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя (п. 9 Инструкции N 747). С лицами, ответственными за сохранность лекарственных средств, находящихся в отделениях (кабинетах) учреждения, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 8 Инструкции N 747).

В аптеках, отделениях (кабинетах) учреждений подлежат предметно-количественному учету следующие материальные ценности:

  • ядовитые лекарственные средства;
  • наркотические лекарственные средства;
  • этиловый спирт;
  • новые препараты для клинических испытаний;
  • дефицитные и дорогостоящие медикаменты и перевязочные средства по утвержденному списку;
  • тара порожняя и занятая лекарственными средствами.

Порядок списания медикаментов в бюджетных учреждениях

Предметно-количественный учет лекарственных средств ведется в книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

Материально ответственные лица ведут учет медикаментов в книге (ф. 0504042) или карточке (ф. 0504043) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Медикаменты отпускаются из аптеки на основании требования-накладной (ф. 0315006) и текущей потребности в количестве:

  • ядовитые — пятидневной нормы;
  • наркотические — трехдневной нормы;
  • все остальные — десятидневной нормы.

В соответствии с п. 20 Инструкции N 747 заведующий аптекой или уполномоченное лицо производит таксировку каждого требования-накладной. Это делается для определения общей стоимости отпущенных медикаментов. Заведующий аптекой несет ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях.

Вспомогательные материалы, полученные на основании счетов поставщиков, списываются в расход в аптеке и в бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747).

Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену лекарственных средств, списывается в расход при списании этих лекарственных средств. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения списывается с подотчета заведующего аптекой в расход.

Обменная (возвратная) тара по мере сдачи ее поставщику или специальной тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а денежные средства, возвращенные учреждению, относятся на восстановление кассовых расходов.

Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности запрещено продавать, и они должны быть уничтожены. На это указал в Письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Порядок уничтожения лекарственных средств определен Приказом Минздрава России от 15 декабря 2002 г. N 382 «Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств».

Организация учета медикаментов

Уничтожение лекарственных средств осуществляется с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в присутствии собственника или владельца лекарственных средств, подлежащих уничтожению. Особенности уничтожения лекарственных средств определены в данной Инструкции (п. 8).

При уничтожении лекарственных средств комиссия составляет акт, в котором указываются:

  • дата, место уничтожения;
  • место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;
  • основание для уничтожения;
  • сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;
  • наименование производителя лекарственного средства;
  • наименование владельца или собственника лекарственного средства;
  • способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства. Также составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (форма 11-МЗ) по группам лекарственных средств.

Учету лекарственных средств в учреждениях, не имеющих аптек, посвящен разд. 3 Инструкции N 747.

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами с аптечных складов поставщиков.

Лекарственные средства с аптечного склада получают материально ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям (п. 35 Инструкции N 747).

Срок действия доверенности на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств — не более одного месяца, во всех остальных случаях доверенность выдается не более чем на текущий квартал.

Полученные лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах). Запрещается получать и хранить медикаменты в отделениях (кабинетах) в количествах сверх текущей потребности, а также выписывать лекарственные средства с аптечного склада по общей накладной для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую их фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток.

Организация учета медикаментов

Отметим, что аптека заведения должна размещаться в помещениях, обеспечивающих надлежащие условия хранения лекарственных средств и других материальных ценностей.

При наличии в ЛПЗ аптеки лекарственные средства учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке. При этом приобретенные и полученные аптекой лекарственные средства оприходуются на основании
счетов
поставщика после их проверки на соответствие количеству и качеству. Полученные и проверенные счета поставщиков регистрируются в
Книге регистрации счетов, поступивших в аптеку (ф.

При выявлении недостачи, излишков, порчи и боя материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя заведения, осуществляет прием материальных ценностей согласно инструкциям о порядке приема продукции и товаров по количеству и качеству в установленном порядке (п. 16 Инструкции № 747
).

Как определено в
п. 18 Инструкции № 747,
отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) производится заведующим аптекой или его заместителем по накладным (требованиям) (ф. № 434). Однако следует отметить, что в настоящее время действует типовая форма
накладной (требования)
(ф. № 3-3)

,
утвержденная
приказом № 130
, которой и следует пользоваться.

Полное название лекарственного средства;

Размер;

Расфасовку;

Упаковку;

Количество;

Розничную цену;

Стоимость.

Первый экземпляр накладной остается в аптеке, второй передается материально ответственному лицу того отделения, которое получает лекарственные средства. Оба экземпляра подписывает получатель медикаментов и заведующий аптекой или его заместитель.

Каждая накладная на выдачу медикаментов таксируется заведующим аптекой или его заместителем, после чего накладные записываются в порядке номеров в
Книге учета протаксированных накладных
(требований)
(ф. № 7-МЗ). В конце месяца в этой книге подсчитывается общая сумма по каждой группе лекарств и общая сумма за месяц и составляется
Отчет аптеки о поступлении и расходовании медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения
(ф. № 1-МЗ).

Предметно-количественный учет медицинских препаратов в аптеке в разрезе соответствующих наименований ведется в
Книге предметно-количественного учета аптечных запасов
(ф. № 8-МЗ). На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств открывается отдельная страница (или несколько страниц при необходимости).

Организация учета медикаментов

Выдача указанных лекарственных средств в отделении оформляется специальными накладными (требованиями), утвержденными руководителем учреждения; в них проставляются штамп и печать учреждения, указываются номера медицинских карточек, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарства. Получает такие медикаменты только материально ответственное лицо определенного отделения (кабинета).

На основании накладных (требований) на отпущенные из аптеки лекарственные средства составляется
Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
(ф. № 1-МЗ), записи в которой осуществляют по каждому наименованию. Общее количество отпущенных препаратов (согласно выборке за день) переносится в книгу ф. № 8-МЗ. На основании полученных из аптеки документов в бухгалтерии учет указанных препаратов осуществляется в денежном выражении по отдельным позициям.

Работник бухгалтерии заведения, на которого должностной инструкцией возложены обязанности ведения бухгалтерского учета лекарственных средств, не реже одного раза в квартал осуществляет выборочные проверки правильности ведения книги ф. № 8-МЗ, ведомости ф. № 1-МЗ и книги ф. № 7-МЗ и подсчета итогов в накладных (требованиях), что подтверждается в проверенных документах подписью проверяющего
(п. 21 Инструкции № 747)
.

Ответственность за правильное применение розничных цен, подсчет стоимости лекарственных средств в накладных (требованиях), расходных документах и инвентаризационных описях несет заведующий аптекой.

Акт списания лекарственных средств образец

Введение учета, который позволяет отследить каждую упаковку товара вплоть до ее фактического потребления, часто рассматривается как перспективная схема, которая позволяет достичь существенной экономии. Рассмотрим особенности данной схемы.

Для ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов в автоматизированной системе средний медицинский персонал ставит отметки о выдаче медикаментов пациентам. Для обеспечения точного определения стоимости препаратов необходимо обеспечить партионный учет как на уровне старшей сестры подразделения, так и на посту/кабинете.

Для ведения учета с персонифицированным списанием необходимо обеспечить контроль за ведением учета со стороны финансово-экономических служб или ответственного за запасы медикаментов, что требует выделения дополнительного персонала.

В случае ведения персонифицированного учета на услугу такой учет может применяться для вычисления усредненного норматива расхода материалов на услугу (в этом случае ведение партионного учета не требуется) с целью:

  • планирования закупок;
  • обоснование тарифа на медицинскую услугу.

В случае персонифицированного списания по лекарственным назначениям стационарных пациентов возможно:

  • вычисление норматива на стандарт медицинской помощи или клинико-статистическую группу (в этом случае введения партионного учета не требуется);
  • выставление счета на конкретного пациента (например, для благотворительного фонда или ТФОМС).

Особенности схемы:

  • Складской учет материалов ведется на всех 3-х уровнях: склад, подразделение, посты и кабинеты.
  • Списание товаров, по которым ведется учет с персонифицированным списанием, производится в момент фактического расхода.

Преимущества схемы:

  • Выполнение внешних требований персонифицированного учета расхода медикаментов.
  • Экономия денежных затрат на лекарственные средств.
  • Повышение безопасности пациентов за счет уменьшения количества ошибок при выдачи лекарственных препаратов медицинским персоналом

Недостатки схемы:

  • Высокие трудозатраты на обеспечение персонифицированного списания – дополнительные действия среднего медицинского персонала, выделение сотрудников для контроля ведения учета. Из-за этого схему применяют не на все товары, а только на некоторые группы товаров (например, дорогостоящие).

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.

    Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.

    ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.

    После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный).

    Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

    • владелец не является производителем ЛС;
    • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

    Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

    Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

    • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
    • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
    • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
    • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

    Акт об уничтожении

    После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Если в ЛПЗ выявлены в наличии испорченные медикаменты или медикаменты, срок использования которых истек, то в первую очередь выясняются причины их порчи и выявляются лица, виновные в такой ситуации.

    Организация учета медикаментов

    Некачественные лекарственные средства подлежат изъятию из оборота в соответствии с
    Порядком № 497
    . Такие лекарственные средства не подлежат дальнейшему использованию и реализации и
    должны быть утилизированы либо уничтожены
    .

    Следует обратить внимание на то, что наличие в обороте некачественных или фальсифицированных лекарственных средств, включая те, срок годности которых истек, устанавливается
    органами государственного контроля лекарственных средств
    и должностными (уполномоченными) лицами субъектов хозяйствования в сфере оборота лекарственных средств. Факт наличия некачественных лекарственных средств фиксируется
    актом

    .

    Как определено в
    Правилах № 349
    ,
    порядок проведения, выбор метода уничтожения лекарственных средств, не соответствующих требованиям, установленным аналитически-нормативной документацией, определяются согласно требованиям, предусмотренным государственными санитарными нормами, с учетом их опасности для здоровья населения и окружающей среды.

    Отходы лекарственных средств изымаются из оборота
    путем их возврата субъекту хозяйствования
    (поставщику или производителю), указанному в решении или предписании органов государственного контроля лекарственных средств об изъятии лекарственного средства из оборота. Субъект хозяйствования, который в соответствии с решением об изъятии лекарственного средства из оборота получает отходы лекарственных средств,
    осуществляет операции по их утилизации или уничтожению за собственный счет
    .

    Лекарственные средства, для которых истек срок годности (по данным, указанным в сертификате качества и на упаковке производителя соответствующей серии лекарственного средства);

    Некачественные лекарственные средства, изъятые из оборота;

    Лекарственные средства, подвергшиеся механическому, химическому, физическому, биологическому или иному воздействию, что делает невозможными их дальнейшее использование;

    Незарегистрированные лекарственные средства, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины;

    Лекарственные средства, по которым выявлены ранее неизвестные опасные свойства, зафиксирована серьезная побочная реакция или серьезное побочное явление;

    Организация учета медикаментов

    Фальсифицированные лекарственные средства.

    При поступлении лекарственных средств в рамках благотворительной или гуманитарной помощи, в случае выявления некачественных лекарственных средств или лекарственных средств, срок годности которых истек, орган государственного контроля лекарственных средств
    принимает решение о запрете этих лекарственных средств для медицинского применения и об изъятии их из оборота
    .

    Бюджетный учет

    Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н) (п. п. 47 — 61).

    Медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п. (далее — медикаменты) независимо от вида бюджетных учреждений, на балансе которых числятся данные материальные запасы, в соответствии с п. 61 Инструкции N 25н учитывают на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Медикаменты в учреждениях здравоохранения могут приобретаться за счет трех источников:

    • за счет средств бюджета;
    • за счет средств от предпринимательской деятельности;
    • за счет средств обязательного медицинского страхования.

    Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

    Организация учета медикаментов

    Дебет 1 206 22 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

    Кредит 1 304 05 340

    «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов»

    • перечислен аванс за медикаменты, приобретаемые в рамках одного договора;

    Дебет 1 105 01 340

    «Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств»

    Кредит 1 302 22 730

    «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

    • поступили медикаменты в медицинское учреждение;

    Дебет 1 302 22 830

    «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

    Кредит 1 206 22 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

    • зачет перечисленного аванса;

    Дебет 1 302 22 830

    Кредит 1 304 05 340

    • окончательный расчет за медикаменты;

    Дебет 1 105 01 340

    Кредит 1 105 01 340

    • выданы медикаменты со склада в лечебное учреждение по требованию-накладной (ф. 0315006) (внутреннее перемещение);

    Дебет 1 401 01 272

    «Расходование материальных запасов»

    Кредит 1 105 01440

    «Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств»

    • списаны израсходованные медикаменты на основании первичных документов, полученных из лечебного учреждения;

    Дебет 1 501 03 340

    «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов»

    Кредит 1 502 01 340

    «Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов»

    • приняты бюджетные обязательства.

    Возвратная тара, не включенная в стоимость медикаментов, в соответствии с п. 66 Инструкции N 25н учитывается на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

    Записи по приобретению медикаментов за счет средств от предпринимательской деятельности аналогичны приведенным выше. Только вместо счета 1 304 05 340 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета, по приобретению материальных запасов» используется счет 2 201 01 610 «Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов».

    Медикаменты могут отпускаться в лечебное учреждение для осуществления предпринимательской деятельности, а также могут быть проданы через аптеку медицинского учреждения.

    Отпуск медикаментов для осуществления предпринимательской деятельности отражается по дебету счета 2 401 01 130 «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг».

    Остановимся более подробно на продаже медикаментов в аптеке медицинского учреждения.

    Дебет 2 205 03 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

    Кредит 2 401 01 130

    «Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг»

    • начислен доход от реализации медикаментов;

    Дебет 2 401 01 130

    Кредит 2 105 01 440

    • уменьшение дохода на сумму фактической себестоимости медикаментов;

    Дебет 2 201 04 510

    «Поступления в кассу»

    Кредит 2 205 03 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

    • поступление в кассу средств за проданные медикаменты;

    Дебет 2 210 03 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

    Кредит 2 201 04 610

    «Выбытия из кассы»

    • сданы из кассы денежные средства за проданные медикаменты;

    Дебет 2 201 01 510

    «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета»

    Кредит 2 210 03 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

    • зачислены денежные средства на счет;

    Дебет 2 401 01 130

    Кредит 2 303 03 730, 2 303 04 730

    «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль», «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

    • начислен налог на прибыль, НДС;

    Дебет 2 303 03 830, 2 303 04 830

    Организация учета медикаментов

    «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль», «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

    Кредит 2 201 01 610

    «Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов»

    • перечислен налог на прибыль, НДС.

    Дебет 2 401 01 130

    Кредит 2 303 05 730

    «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

    • начислена сумма доходов от реализации медикаментов, подлежащая перечислению в бюджет за минусом налога на прибыль и НДС;

    Дебет 2 303 05 830

    «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

    Кредит 2 201 01 610

    • перечислена в бюджет сумма дохода от реализации медикаментов, оставшаяся после уплаты налогов;

    Дебет 1 210 02 440

    «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»

    Кредит 1 401 01 130

    • администратором поступлений отражаются перечисленные в бюджет суммы дохода от реализации медикаментов, оставшиеся после уплаты налогов.

    Дебет 2 201 01 510

    Организация учета медикаментов

    Кредит 2 205 03 660

    • поступление на счет суммы компенсаций льготной части отпущенных медикаментов.

    Главная » Бухгалтеру » Учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году

    Вернуться назад на Бюджетный учет 2018

    Учет медикаментов в бюджетных учреждениях носит строго регламентированный характер. Правильность учета проверяется ревизорами, а также важна для четкого контроля того, что лекарства имеются в наличии, не повреждены, не испорчены, не украдены.

    Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР № 747. Этот документ действует и на сегодняшний момент. В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.

    Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава № 523.

    Инструкция (приказ № 747) содержит четкие правила составления документов, содержащих информацию по движению медикаментов. Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации.

    Хозяйственная операция

    Документ

    Регистры учета, которые ведутся аптекой

    Нюансы оформления

    Медикаменты поступили от поставщика

    Счет от продавца

    1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).

    2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

    Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

    Медикаменты выданы из аптеки для использования

    Накладная (требование)

    1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).

    2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

    Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ

    Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

    Счет от продавца / накладная (требование)

    Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)

    Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером

    Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

    Накладная (требование)

    Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)

    Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ

    Организация учета медикаментов

    Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.

    Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.

    Персонифицированное списание лекарственных препаратов

    Следует несколько слов сказать об особенностях учета наркотических препаратов и психотропных веществ, используемых в лечебных организациях. Наркотические лекарственные средства и психотропные вещества в силу своей специфичности не могут свободно продаваться в аптеках. Законодательством предусмотрены особые требования к их учету и хранению.

    Наркотические средства и психотропные вещества, применяемые в медицине как лекарственные средства, подлежат государственной регистрации (п. 1 ст. 19 Закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах»).

    Если учреждение осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то на основании ст. 39 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оно должно вести журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Формы этих журналов утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 (далее — Постановление N 644).

    Согласно Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденным Постановлением N 644, регистрация операций, связанных с оборотом указанных средств, ведется по каждому наименованию средств на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале регистрации.

    Журналы регистрации должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены подписью руководителя юридического лица и печатью юридического лица. Руководитель учреждения назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях. Записи в журналах регистрации производятся в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции по каждому наименованию наркотического средства, психотропного вещества или их прекурсоров на основании документов, подтверждающих совершение этой операции. Каждая запись проведенной операции, а также исправления заверяются подписью лица, ответственного за ведение и хранение журнала.

    Организация учета медикаментов

    Учреждения ежемесячно проводят в установленном порядке инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, а также сверку прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками) с отражением результатов проведенной инвентаризации.

    Журнал регистрации хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи находятся у лица, которое отвечает за ведение и хранение журнала.

    На основании записей в соответствующем журнале регистрации юридические лица представляют в установленном порядке отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Журналы регистрации сдаются в архив учреждения, где хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы регистрации подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем. В случае реорганизации или ликвидации юридического лица журналы регистрации и документы, подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сдаются на хранение:

    • при реорганизации — новому юридическому лицу либо правопреемнику в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом;
    • при ликвидации — в государственный архив.

    Правомерное уничтожение лекарственных средств

    В прошлом номере журнала мы поговорили об актуальной проблеме соблюдения условий хранения лекарственных средств. Нарушение этих условий может привести к порче лекарств еще до истечения срока их годности. На практике бывают также случаи, когда в ходе инвентаризации или при осуществлении мероприятий текущего контроля выявляются просроченные лекарства или лекарства, испортившиеся по иным причинам (не из-за нарушения условий хранения).

     Прежде чем говорить о тонкостях учета, необходимо остановиться на нормативных документах, регламентирующих порядок хранения, списания и уничтожения недоброкачественных лекарств и отработанных ртутьсодержащих ламп. Тем более что нынешней осенью вступил в силу целый ряд новых документов.

    Новые Правила хранения лекарств

    Во-первых, в октябре 2010 года вступили в силу новые Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н. Поскольку в данном документе не указан срок вступления в силу, его начинают применять по истечении десяти дней после дня официального опубликования — а этот приказ был опубликован в «Российской газете» 13 октября 2010 года.

    Инкапсуляция;

    Инертизация;

    Термические методы (высокотемпературное сжигание, пиролиз);

    Химическая нейтрализация;

    Автоклавирование (для препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов);

    Метод разведения водой и слив в коммунальный коллектор (может быть применен для малотоксичных отходов жидких лекарственных средств).

    Факт уничтожения отходов лекарственных средств оформляется
    актом
    по образцу, приведенному в
    приложении

    к
    Правилам № 349
    . Копия акта
    в двухнедельный срок
    направляется в орган государственного контроля лекарственных средств, по решению которого лекарственное средство было изъято из оборота.

    В соответствии с
    п. 3.9 Правил № 349
    лекарственные средства, относящиеся к ядовитым веществам, в том числе продукты биотехнологии и биологические агенты (вакцины, сыворотки), антибиотики, уничтожаются в специально отведенных местах или на объектах обращения с отходами при условии соблюдения санитарных норм и наличия разрешения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также с разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти согласно
    постановлению № 440
    и
    Правилам № 349
    .

    Как видите, путь изъятия и уничтожения некачественных медицинских препаратов достаточно сложен, потому не следует допускать таких случаев в деятельности ЛПЗ.

    Следует помнить, что согласно
    п. 10 Инструкции № 747
    руководитель учреждения несет личную ответственность
    за рациональное использование и учет лекарственных средств, создание соответствующих условий их хранения и соответственно будет нести ответственность за наличие в обороте отходов лекарственных средств.

    На сегодняшний день это все, о чем хотелось рассказать. Если у вас, уважаемые читатели, возникнут дополнительные вопросы по теме, касающейся учета медикаментов, направляйте их в редакцию газеты «Бюджетная бухгалтерия», и мы обязательно поможем найти на них ответы.

    Закон о бухучете —
    Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

    Организация учета медикаментов

    Закон о наркотических средствах
    — Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15.02.95 г. № 60/95-ВР.

    Закон о лицензировании
    — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

    Закон № 481
    — Закон Украины «О государственном регулирования производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

    Постановление № 1404 —
    постановление КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404.

    Постановление № 1755
    — постановление КМУ «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755.

    Постановление № 440
    — постановление КМУ «Об утверждении Порядка получения разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологии и других биологических агентов» от 20.06.95 г. № 440.

    Перечень № 770
    — Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденный постановлением КМУ от 06.05.2000 г. № 770.

    Порядок № 1295
    — Порядок распределения товаров, полученных в качестве благотворительной помощи, и контроля за целевым распределением благотворительной помощи в виде предоставленных услуг или выполненных работ, утвержденный постановлением КМУ от 17.08.98 г. № 1295.

    Порядок № 1387
    — Порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденный постановлением КМУ от 05.12.2007 г. № 1387.

    Порядок № 589
    — Порядок осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их оборотом, утвержденный постановлением КМУ от 03.06.2009 г. № 589.

    Перечень № 7
    — Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством Украины, утвержденный приказом Комитета по контролю за наркотиками при Министерстве здравоохранения Украины от 23.03.98 г. № 7.

    Порядок № 11
    — Порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения Украины, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.01.2010 г. № 11.

    Инструкция № 747 —
    Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, находящихся на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 02.06.87 г. № 747.

    Инструкция № 125
    — Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 08.12.2000 г. № 125.

    Инструкция № 197
    — Инструкция по приготовлению в аптеках лекарственных форм с жидкой дисперсионной средой, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Украины от 07.09.93 г. № 197.

    Организация учета медикаментов

    Приказ № 130
    — приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

    Приказ № 573
    — приказ Министерства здравоохранения Украины «Об упорядочении использования бланков строгого учета» от 07.10.2008 г. № 573.

    Приказ № 210
    — приказ Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении критериев отнесения наркотических (психотропных) лекарственных средств, содержащих малое количество наркотических средств или психотропных веществ и прекурсоров, к категории лекарственных средств, отпускаемых без рецептов, и Перечня этих средств» от 14.05.2003 г. № 210.

    Приказ № 369
    — приказ Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении форм медицинской учетной документации, используемой в стационарах и поликлиниках (амбулаториях)» от 29.12.2000 г. № 369.

    Приказ № 245
    — приказ Министерства здравоохранения СССР «О нормативах потребления этилового спирта для заведений здравоохранения, образования и социального обеспечения» от 30.08.91 г. № 245.

    Правила № 360
    — Правила выписывания рецептов и требований-заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 19.07.2005 г. № 360.

    Правила № 349
    — Правила проведения утилизации и уничтожения некачественных лекарственных средств, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 08.07.04 г. № 349.

    Порядок № 497
    — Порядок запрета (приостановки) и изъятия из оборота лекарственных средств на территории Украины, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 12.12.2001 г. № 497.

    Организация учета медикаментов

    Требования № 216
    — Требования к объектам и помещениям, предназначенным для осуществления деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и хранения изъятых из незаконного оборота таких средств и веществ, утвержденные приказом МВД от 15.05.2009 г. № 216.

    В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?Как оформляется выбытие медикаментов?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

    Обоснование вывода:
    При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:- Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — N 157н);- Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н;

    — Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — N 174н).Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минздрава СССР от 02.06.

    1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, Минфина России от 25.03.

    2016 N 02-07-10/17036).Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

    В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.

    Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п.

    19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов.

    Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.

    При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы.

    Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:- потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;- имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.

    Организация учета медикаментов

    Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.

    Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете.

    Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке Инструкции N 174н.Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ ( Инструкции N 157н).

    Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.

    Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица — старшей медсестры.

    При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой.

    Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.

    Организация учета медикаментов

    На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) — отражены выданные на пост медикаменты;2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) — отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

    Страница не найдена

    производителей лекарственных средств;
    организации оптовой торговли лекарственными средствами;
    аптечные организации;
    медицинские организации;
    иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств,
    индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.

        В связи со вступлением в силу новых Правил одновременно утрачивают силу целые разделы и пункты Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (утв. приказом Минздрава России от 13.11.1996 № 377).

    Порядок уничтожения лекарств

    владельца данных средств;
    Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора);
    суда.

    В частности, если факты обращения таких лекарственных средств установлены Росздравнадзором, он принимает решение, которое обязывает владельца таких лекарств осуществить их изъятие и уничтожение или вывоз в полном объеме с территории РФ.Уничтожение недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств должна осуществлять организация, имеющая лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

    При этом все расходы, связанные с уничтожением лекарств, должны возмещаться их владельцем. Передача лекарств для уничтожения производится на основании соответствующего договора между владельцем и уничтожающей организацией. В день уничтожения лекарств эта организация должна составить акт об уничтожении лекарственных средств, в котором, помимо прочего, указываются обоснование уничтожения лекарств и способ их уничтожения.

    Средства ФОМС

    Средства Фонда обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) являются дополнительным источником финансирования деятельности медицинских учреждений.

    Дебет 2 205 03 560

    «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг»

    Кредит 2 401 01 130

    «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг»

    • утвержден реестр реализованных медицинским учреждением медикаментов в рамках программ ФОМС;

    Дебет 2 201 01 510

    «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»

    Кредит 2 205 03 660

    «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ и услуг»

    • поступление средств ФОМС.

    Данные средства рекомендуется отражать в разрезе счетов аналитического учета.

    Как составить акт о списании медикаментов

    Действующим законодательством, регулирующим отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, являются Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” и Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.

    В частности, в ст. 59 Федерального закона N 61-ФЗ выделены виды лекарств, которые подлежат уничтожению: недоброкачественные лекарства, фальсифицированные лекарства, контрафактные лекарства.

    Учет в учреждениях образования

    В соответствии с п. 4 ст. 51 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» на образовательное учреждение возлагается обязанность по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. К таким условиям, в частности, относится организация медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

    Организация учета медикаментов

    Данная статья возлагает обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников образовательного учреждения на органы здравоохранения.

    На основании пп. 19 п. 2 ст. 32 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения всех типов обязаны только предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Однако согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденным Постановлением Минздрава России от 28 ноября 2002 г.

    N 44, все общеобразовательные учреждения должны укомплектовываться квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров. Тем самым обязанность по медицинскому обслуживанию обучающихся и воспитанников частично возложена на общеобразовательные учреждения. В обязанности образовательных учреждений по медицинскому обслуживанию обучающихся входит также организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, обеспечение проведения медицинских осмотров и т.п.

    Минздравсоцразвития России выпустил Методические рекомендации от 15 января 2008 г. N 207, которые предназначены для организаторов здравоохранения и врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

    Как правило, медицинские услуги, оказываемые медицинским кабинетом образовательного учреждения, включают в себя доврачебную медицинскую помощь, проведение профилактических медицинских мероприятий и т.п.

    Для организации работы медицинского кабинета образовательное учреждение пользуется услугами учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию путем заключения договора на оказание услуг. Расходы по оснащению медицинского кабинета оборудованием несет образовательное учреждение, а обеспечение медицинского кабинета медикаментами является обязанностью медицинского учреждения, работники которого оказывают медицинскую помощь в образовательном учреждении.

    Перечень оборудования для оснащения медицинского кабинета образовательного учреждения установлен Постановлениями Минздрава России: от 28 ноября 2002 г. N 44 — для общеобразовательных учреждений, от 26 марта 2003 г. N 24 — для дошкольных учреждений. Приведенный в данных документах перечень оборудования является примерным, и учреждения оборудуют медицинские кабинеты с учетом своей специфики.

    Следует отметить, что в целях совершенствования оказания медицинской помощи воспитанникам специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, утверждено Положение о здравпункте специальной общеобразовательной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (совместный Приказ Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР от 6 июня 1986 г. N 124/791).

    На основании данного Приказа здравпункт обеспечивает: оказание врачебной амбулаторной помощи заболевшим детям, своевременную их изоляцию, принимает оперативные меры в дневное и ночное время по оказанию неотложной помощи. При необходимости проводит госпитализацию воспитанников в территориальные учреждения здравоохранения, организует лечение больных детей, находящихся в медицинском изоляторе;

    осуществляет профилактические осмотры и диспансеризацию воспитанников, гигиеническое воспитание детей, контроль за санитарным состоянием пищеблока, помещений и территории школы, проводит медико-санитарную пропаганду среди воспитанников и сотрудников и выполняет другие функции, предусмотренные Положением о специальной школе и указаниями руководящих органов здравоохранения и просвещения.

    Бюджетный учет медикаментов аналогичен бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях (кроме продажи медикаментов, отпуска по льготным рецептам и за счет средств ФОМС).

    Учет в спортивных учреждениях

    В данном разделе рассмотрим порядок учета медикаментов, биологически активных добавок (далее — БАД) и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России.

    Основным документом, регламентирующим порядок учета, является Инструкция о порядке оформления документации на получение и использование медикаментов, биологически активных добавок и изделий медицинского назначения для подготовки спортсменов сборных команд России, утвержденная Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 августа 2005 г.

    Весь товар поступает на аптечный склад в соответствии с годовой заявкой (Приложение 1 к Инструкции N 490) и подразделяется на:

    • медикаменты;
    • БАД;
    • изделия медицинского назначения.

    При подготовке заявки и обоснования к ней учитываются данные последнего углубленного медицинского обследования, состояние здоровья спортсменов, годовые индивидуальные планы-графики фармакологического обеспечения (Приложение 2 к Инструкции N 490), характер нагрузок.

    Медикаменты, БАД, изделия медицинского назначения отпускаются с аптечного склада на основании требования (Приложение 3 к Инструкции N 490), которое составляется тренером-врачом (тренером-массажистом) сборной команды. Данное требование составляется по мере расходования медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения в пределах денежных средств, выделяемых для обеспечения участников учебно-тренировочного сбора (соревнования), а также исходя из фактического наличия товара на аптечном складе.

    Требование на дорогостоящие товары, стоимость которых превышает 10 минимальных размеров оплаты труда, составляется отдельно (Приложение 4 к Инструкции N 490). Выдача медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения штатным тренерам-врачам и тренерам-массажистам сборных команд России осуществляется в пределах установленных норм расходов на обеспечение одного спортсмена в сутки с учетом фактической потребности.

    На каждое мероприятие тренером-врачом (тренером-массажистом) сборной команды представляется отдельная заявка для получения медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения, составленная в соответствии с годовым планом подготовки сборной команды, в части, предусмотренной на данное мероприятие в соответствии со сметой (Приложение 7 к Инструкции N 490).

    При отпуске фармакологических средств восстановления, лекарственных препаратов, перевязочных средств и предметов медицинского назначения оформляются накладные (форма 107Н) в трех экземплярах. Один экземпляр подшивается к ведомости на выдачу лекарственных средств и предметов медицинского назначения и направляется в бухгалтерию, второй хранится на аптечном складе, третий выдается тренеру-врачу сборной команды, который на основании накладной составляет отчет о расходовании фармакологических средств восстановления, лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения в период спортивного мероприятия.

    Приход и расход товара регистрируются в журналах «Регистрации обращений спортсменов за медицинской помощью» (Приложение 5 к Инструкции N 490) и «Учета дорогостоящих лекарственных средств и изделий медицинского назначения» (Приложение 6 к Инструкции N 490).

    Тренеры-врачи и тренеры-массажисты несут личную ответственность за сохранность полученных медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения, за правильное и рациональное их использование по медицинским показаниям с учетом данных медицинских обследований и состояния здоровья спортсменов, а также с учетом утвержденных индивидуальных планов-графиков фармакологического обеспечения в зависимости от тренировочных нагрузок. В течение 7 дней с момента окончания спортивного мероприятия тренер-врач (тренер-массажист) представляет следующие отчетные документы:

    • акт о списании медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения, подписанный начальником учебно-тренировочного сбора, главным (старшим) тренером, тренером-врачом (тренером-массажистом) и заверенный подписью и печатью Всероссийской федерации (союза, ассоциации) соответствующего вида спорта (приложение 9 к инструкции N 490);
    • ведомость на выдачу медикаментов, БАД и изделий медицинского назначения спортсменам сборной команды на учебно-тренировочном сборе (соревновании) (Приложение 8 к Инструкции N 490);
    • журнал регистрации обращений спортсменов за медицинской помощью и журнал учета дорогостоящих медикаментов и изделий медицинского назначения.

    Бюджетный учет медикаментов осуществляется аналогично бюджетному учету медикаментов в медицинских учреждениях по бюджетной деятельности.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая энциклопедия
    Adblock detector