Режим труда водителей уточнили

В каких случаях оформляется рабочий график

Если в организации для всех сотрудников принят единый режим рабочего времени (40-часовая рабочая неделя (пятидневка) с двумя общими выходными), такой документ оформлять не нужно.

График производства работ в этих случаях составляется с целью контроля за соблюдением нормальной продолжительности рабочего времени за весь учетный период (месяц, квартал и другие, но не более одного года). На основании данных по каждому сотруднику за определенный учетный период происходит начисление заработной платы, в том числе с учетом времени переработки или недоработки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Рассмотрим подробнее, что чам отличаются гибкий график работы, ненормированный рабочий день, сменный режим, суммированный учет рабочего времени и раздробленный рабочий день.

Гибкий

Гибкий рабочий режим предполагает самостоятельное регулирование сотрудниками начала и окончания длительности смены. Важно отработать конкретное количество часов, установленное для определенного учетного периода.

Режим труда водителей уточнили

Ненормированное рабочее время предусматривает периодическое привлечение к трудовым обязанностям за пределами стандартного трудового дня. Перечень должностей с таким временем работы закрепляется коллективным договором или внутренними правилами организации.

Сменный

Сменная работа предусматривает работу в две, три или четыре смены в течение суток. Он нужен, когда продолжительность рабочего цикла превышает норму для одного человека. В этом случае сотрудники сменяют друг друга.

В таком случае в компаниях составляются графики работы — шаблон показан ниже. Такой локальный акт утверждается руководителем предприятия. Работники же должны подтвердить факт ознакомления и согласия с работой по утвержденному распорядку, поставив подписи.

Суммированный учет

Суммированный учет рабочего времени позволяет засчитывать более продолжительные сроки работы. Суть в том, что средняя продолжительность труда в течение дня должна равняться норме за период. Таким периодом может быть неделя, месяц, квартал, год.

Предлагаем образец: как составить график работы на 4 человека по 12 часов. В образце использованы условные обозначения:

  • У — работа с 7.00 до 19.00;
  • В — работа с 19.00 до 7.00;
  • * — выходной день.

Существуют две унифицированные формы: Т-12 и Т-13. Разница в них заключается в том, что форму Т-12 заполняют только вручную или в текстовом редакторе, и в нем есть специальный раздел для расчета зарплаты. Табель Т-13 может заполняться с помощью специализированных компьютерных программ и систем контроля доступа, которые используются в целях учета посещений сотрудниками фирмы своей работы. В этой форме отсутствует блок для расчета зарплаты, она подлежит расчету в иных регистрах.

Табель учета рабочего времени является первичным документом, на основании которого начисляется заработная плата сотрудникам, выплаты с нее и принятые в организации доплаты. Поскольку перечисленные выплаты уменьшают налог на прибыль организаций или налогооблагаемый доход при УСНО, документ следует закрепить в качестве первичного в учетной политике организации.

Режим труда водителей уточнили

Табель составляется в одном экземпляре лицом, уполномоченным следить за контролем рабочего времени в целом по организации или в отдельном структурном подразделении. Перечень лиц, подписывающих его, устанавливается внутренним распорядительным актом организации. В конце каждого месяца заполненный табель передается в бухгалтерию.

Рассмотрим порядок заполнения табеля на примере формы Т-13.

В шапке обязательно заполняется наименование организации и структурное подразделение (при контроле рабочего времени в структурных подразделениях). Порядковый номер присваивается в соответствии с принятой нумерацией в организации. Дата составления и отчетный период заполняются обязательно, как реквизиты первичного документа.

Суммированный учет рабочего времени для водителей

Рейсы, которые длятся несколько дней, — не редкость в водительской сфере. Иногда это связано с дальностью поездок, иногда — с графиком работы объекта обслуживания. Так или иначе, соблюсти стандартный график с 8-часовым рабочим днем при этом не представляется возможным. В таких случаях устанавливается суммированный учет РВ.

Эта схема сложнее. Прежде всего, потому, что рассматриваемый период — не один день, а целый месяц. Иногда несколько месяцев, до полугода, например, при сезонном обслуживании. Так сказано в пункте 8 Положения об особенностях трудового режима. Самый простой пример сезонности — чартерные автобусы. Их запускают на 3–4 месяца, пока длится отпускной сезон.

23 х 8 = 184 ч.

Режим труда водителей уточнили

При этом в некоторые даты его рабочий день будет длиться дольше 8 часов. А некоторые станут днями планового отдыха (отстоя), дополнительно к еженедельным выходным. Ограничение в 40-часовую неделю тоже может быть нарушено. Такие отклонения при суммированном учете допустимы. Далее мы рассмотрим подробнее, как может выглядеть трудовой график такого водителя.

Делать смену дольше 10 часов нельзя. Также надо соблюсти ряд требований, касающихся продолжительности управления авто и отдыха.

В очень редких случаях можно продлить рабочий день до 12 часов:

  • на междугороднем рейсе, когда до места отдыха надо доехать;
  • на городском или пригородном маршруте;
  • при обслуживании медучреждения, коммунальной службы, почты-телефона-телеграфа, предприятия связи, аварийной службыу, инкассаторской бригады, органов госвласти и некоторых других структур.

Как уже говорилось, время управления автомобилем — это не то же самое, что рабочее, особенно при суммированном учете. Длительность периодов, которые можно отвести под управление транспортом, строго регламентируется. Вот какие ограничения установлены:

  • В день можно рулить не больше 9 часов. Не подряд!
  • В рабочей неделе не должно быть больше 56 часов чистого вождения.
  • В двух идущих подряд неделях — максимум 90 часов управления ТС.

Например, в первую неделю учетного периода шофер был за рулем 56 часов. Это значит, что на следующей он может управлять авто не больше 34 часов.

1. Два раза в неделю можно рулить по 10 часов за смену.

2. Управление сокращается до 8 часов в день, если это:

  • горный маршрут.
  • транспортировка длинномеров или тяжелых крупногабаритных грузов.
  • пассажирская перевозка в автобусе длиннее 9,5 метров.

Режим труда водителей уточнили

►Когда сотруднику нужно предоставить дополнительные или другие выходные дни: шпаргалка

Часто загрузка при вождении автобусов неравномерная: высокая по утрам и вечерам и нулевая днем. Например, школьный автобус развозит учеников утром на занятия, а вечером — по домам. Днем у водителя свободное время. При таком «рваном» распорядке лучше использовать разделение, а не суммированный учет рабочего времени для водителей.

Вот основные принципы разделения:

  • делить день можно на 2 части;
  • рабочий промежуток до перерыва может длиться не больше 5 часов;
  • длительность перерыва — 3 часа максимум;
  • в перерыв не включается обед и отдых.

Операция

Время по факту,

часов

Учтенное рабочее время, часов

Подготовка к выезду, медосмотр (6:00 – 6:30)

0,5

0,5

Управление транспортом (6:30 – 10:00)

3,5

3,5

Перерыв (10:00 – 13:00)

3

0

Обеденное время (13:00 – 15:00)

2

0

Управление транспортом (15:00 – 19:00)

4

4

Итого

13

8

Этот подход применим к шоферам, которые работают на регулярных рейсах: по городу, в пригороде или между населенными пунктами.

Ненормированное рабочее время водителей автомобилей

Распространенная ситуация: большинство работников трудится с понедельника по пятницу, приходя на работу к девяти утра и уходя в шесть вечера. Обычный 8-часовой рабочий день плюс час на обед. А водители в таких компаниях часто начинают трудиться раньше, а заканчивают иногда позже. Законодательство допускает установить им ненормированный день.

В этом случае у них будут обычные для компании даты еженедельного отдыха, а вот длительность смен — отличная от других. Главное при этом не «вылезти» за рамки законной 40-часовой рабочей недели.

Такой подход применим к тем, кто управляет легковушками (кроме таксистов), а также к шоферам экспедиций, геологоразведочных бригад и других подразделений, которые трудятся в полевых условиях.

Пошаговая инструкция оформления

Статья 91 Трудового Кодекса обязывает работодателей учитывать фактически отработанное сотрудниками время. Чтобы обеспечить учет труда водителей, требуется ведение нескольких документов. Для ежедневного учета достаточно унифицированной формы Т-12 или Т-13. Для СУ нужно дополнить эти документы графиками сменности, которые составляются и утверждаются сразу на весь учетный период.

После разработки графика сменности, его надо утвердить приказом руководителя. Затем — не позже, чем за 1 месяц до старта учетного периода — ознакомить с ним работников. Это значит, что подготовку периода с суммированным учетом надо всегда начинать заранее.

За основу графика можно принять ту же унифицированную форму Т-12, но добавить графу для подписи работников: каждый, кто ознакомился с графиком, ставит дату и расписывается.

Приведем образец заполнения графика работы сотрудников на месяц, на примере — февраль 2019 года.

Далее перейдем к заполнению граф (всего шаблон содержит 13 граф), как покажет образец графика выполнения работ.

Графа 1, порядковый номер, заполняется по количеству сотрудников в табеле. Графы 2–3 содержат идентификационные сведения по каждому работнику: Ф.И.О. сотрудника, его должность и табельный номер.

Графа 4 содержит отметки о явках и неявках на работу по каждому числу в соответствующем месяце. В приведенном примере табеля за февраль 2019 года 28 дней, поэтому и ячеек для заполнения данных 28. Для этой информации в таблице четыре строки (по две на каждую половину месяца).

В верхней строке каждой половины месяца отражаются буквенные обозначения причин явок и неявок (буквенное соответствие причин представлены на титульном листе формы № Т-12) — это коды явок-неявок к графику рабочего времени. Расшифровка кодов дана в файле в конце статьи.

Отметки, объясняющие причины неявок на работу, о работе в режиме неполного или за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и др., делаются на основании документов: листок нетрудоспособности, справка о выполнении государственных или общественных обязанностей, письменное предупреждение о простое, письменное согласие работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, др.

Под буквенным обозначением проставляется числовой показатель, равный количеству фактически отработанных часов и минут каждым работником.

Режим труда водителей уточнили

Графы 5 и 6 содержат суммарный показатель отработанного времени по каждому сотруднику за каждую половину месяца в часах, минутах и днях (графа 5) и за весь месяц (графа 6) в часах, минутах и днях.

Графы 7–9 в форме Т-13 заполняются при автоматизированной системе учета с учетом следующих особенностей:

  • если для всех работников организации начисление зарплаты происходит только по одному виду оплаты труда и с использованием одного корреспондирующего счета, то показатели «код вида оплаты» и «корреспондирующий счет» можно ставить над гр. 7, 8 и заполнять только графу 9 — на суммовой показатель отработанных дней и часов (в скобках) по каждому сотруднику;
  • если же начисления производятся по нескольким видам оплаты (от 2 и более) и с использованием нескольких счетов бухгалтерского учета, то гр. 7 и 8 заполняются соответствующими данными, в гр. 9 отражается суммовой показатель отработанных дней и часов (в скобках) по каждому сотруднику;
  • дополнительный блок с аналогичными графами предусмотрен на случай, если количество видов оплаты труда превысит 4.

В них приводится информация о неявках за учетный период по соответствующим кодам в днях и часах (указывается в скобках). Два блока граф предусмотрены на случай, если количество причин неявок превысит 4.

Следует помнить, что в табель не включаются лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Табель можно вести одним из двух способов, который организация фиксирует в учетной политике:

  • сплошным способом, то есть регистрировать все явки и неявки на работу;
  • способом учета отклонений, то есть регистрировать только отклонения (неявка на работу, опоздание, сверхурочные часы и т. д.).

По окончании месяца табель подписывается ответственными лицами, перечень которых установлен в нормативном акте организации, и передается в бухгалтерию для начисления зарплаты и других выплат.

Режим труда водителей уточнили

Если в организации зарплата за первую половину месяца (аванс) начисляется за фактически отработанное время, табель раазрешено составлять отдельно за первую и вторую половины месяца.

Сроки хранения и ответственность за отсутствие

Сроки хранения графика:

  • как первичный документ, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, — в течение 4 лет;
  • как первичный документ в целях бухучета — в течение 5 лет (закон 402-ФЗ);
  • как документы по кадрам и оплате труда — не менее 5 лет, а при тяжелых, вредных или опасных условиях труда — не менее 75 лет (Приказ от 25.08.2010 № 558).

Ответственность за отсутствие:

  • в соответствии со ст. 120 НК РФ, отсутствие его, как первичного документа, повлечет наложение штрафа в размере от 10 000 руб. до 40 000 руб. и отказ в признании в расходах при исчислении налога на прибыль затрат на оплату труда;
  • в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ, за несоблюдение трудового законодательства для организаций установлен штраф в размере от 30 000 до 70 000 руб., а для руководителей и лиц без образования юрлица — от 1000 руб. до 20 000 руб.

К сожалению, на практике режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, пассажирских автобусов и спецтранспорта нарушается сплошь и рядом. Одно из наиболее частых нарушений — эксплуатация транспортных средств, не оборудованных тахометрами. Выпуская такую машину в рейс, компания рискует попасть под административную ответственность по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:

  • от 5000 до 10000 рублей — для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
  • от 1000 до 3000 рублей — для физических лиц.

Аналогичные штрафные санкции применяются, если тахометр установлен, но выведен из строя, заблокирован или «взломан». Несоблюдение водителями нормального режима работы чревато административным штрафом в размере от 1000 до 3000 рублей (ч.2 ст.11.23 КоАП РФ). Особо строгие требования предъявляются к компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками.

Справка

Грубые или повторные нарушения караются штрафом в размере:

  1. 1000-2000 рублей для физических лиц;
  2. 3000-4000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3. 30000-40000 рублей для юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Категорически запрещено в какой-либо форме принуждать водителей к переработкам, работе в перерыв и другим нарушениям режима (ст.20 федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1996г.). Под запретом и работа по совместительству на должности, также связанной с управлением транспортными средствами (ст.329 ТК РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия