Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Новый повышающий коэффициент для городов-миллионников

Зависимости нормативного (базового) расхода топлива от различных условий эксплуатации и технического состояния автомобильного транспорта могут быть представлены в виде формул для различного вида автотранспорта, классификация которого установлена международной Классификацией, разработанной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, а в РФ — Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями».

Qh = 0,01 х Нs х S х (1 0,01 х D),

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

где Qh — нормативный расход топлива, л;

Нs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для автобусов

Qh = 0,01 х Нs х S х (1 0,01 х D) Hот х Т,

где Нs — транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;

Hот — норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч.

Qh = 0,01 х (Нsan х S Hw х W) х (1 0,01 х D),

где Нsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, Нsan = Нs Нg Gпр, л/100 км, где в свою очередь Нs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Нsan = Нs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Нg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т•км; Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т•км;

W — объем транспортной работы, т-км.

— для бензина — до 2 л;

— дизельного топлива — до 1,3 л;

— сжиженного нефтяного газа — до 2,64 л;

— для сжатого природного газа — до 2 куб. м;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

— при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

— для дизельного топлива — до 1,3 л;

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

— для сжиженного газа — до 2,64 л;

— для природного газа — до 2 куб. м;

— при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0,25 л — дизельного топлива.

Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами.

Qh = 0,01 ± Нsanc ± S ± (1 0,01 ± D) Hz ± Z,

где Нsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда, Нsanc = Нs Hw ± (Gпр 0,5q), где в свою очередь Нs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км, Hw — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т•км, q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л,

Z — количество ездок с грузом за смену.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5): бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м.

— до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

— до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей.

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Qh = (0,01 ± Нsc ± S Нt ± T) ± (1 0,01 ± D),

где Нsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег, л/100 км (в случаях когда спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы): Н1sc = Нsc Hw ± W;

Нt — норма расхода топлива на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (бурение скважины и т. п.);

T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Qh = 0,01 ± (Нsc ± S1 Н2 s ± S2) х (1 0,01 ± D),

где S1 — пробег специального (специализированного) автомобиля к месту работы и обратно, км;

Н2s — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S2 — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км.

Для автомобилей, на которых установлено спецоборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлива для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России.

Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2019 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.

В перечень вошли такие отечественные марки автомобилей, как Lada Granta, Lada Priora, Lada Vesta, УАЗ-Patriot и другие, перечисленные в таблице 1.

Таблица 1. Новые марки автомобилей в приказе Минтранса № АМ-23-р

Изменения ввели отношении транспорта, который используют:

  • в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек — норму повысили на 25%;
  • в городах с населением свыше 5 миллионов человек — норму повысили на 35%.

Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать: 

  • в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет; 
  • в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUC6rJlbPrc07AnG4BYlciPoA

Напомним, что расходы на топливо нормируют: 

  • по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля); 
  • по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы); 
  • по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров); 
  • по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС); 
  • по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).

Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:

  1. Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
  2. На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности».

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.

Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.

Общие сведения

В документе Минтранса выделены:

  • три вида норм расхода топлив (базовые, транспортные и эксплуатационные) для автомобилей общего назначения;
  • нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей.

В п. 3 Методических рекомендаций отмечено, что данные нормы расхода топлива предназначены в том числе для расчетов по налогообложению предприятий.

К спецавтомобилям мы обратимся позднее, а теперь подробно рассмотрим положения, касающиеся автомобилей общего назначения. Итак, базовой является норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии. Транспортная норма — это расход топлива в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

  • самосвала исходя из его снаряженной массы и нормируемой загрузки (с коэффициентом 0,5);
  • автобуса с учетом его снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров.

Кроме того, установлены транспортные нормы в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывают дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массу прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Наконец, эксплуатационные нормы устанавливаются по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, утвержденным Минтрансом в Методических рекомендациях.

Примечание. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. Конкретные размеры таких повышений или снижений, применяемых к утвержденным Минтрансом нормам, устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия.

  1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
  2. В данных рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения. Так же нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
  3. Норма расхода ГСМ применительно к автотранспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ. А также для планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

При нормировании расхода ГСМ различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Корректировка норм

В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5 до 20% {amp}lt;1{amp}gt; (значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям).

Эксплуатация АТС на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м — до 5%;
  • от 801 до 2000 м — до 10%;
  • от 2001 до 3000 м — до 15%;
  • свыше 3000 м — до 20%.

Работа автомобилей в городах с населением:

  • свыше 3 млн чел. — до 25%;
  • от 1 до 3 млн чел. — до 20%;
  • от 250 тыс. до 1 млн чел. — до 15%;
  • от 100 до 250 тыс. чел. — до 10%;
  • до 100 тыс. чел. в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

Примечание. Если автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах, при сопровождении и в других подобных случаях:

  • с пониженной средней скоростью движения автомобилей от 20 до 40 км/ч — до 15%;
  • с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

Для «старых» автомобилей, находящихся в эксплуатации:

  • более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
  • более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%.

При работе в карьерах, движении по полю, вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

  • для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%;
  • для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог:

  • I, II и III категорий — до 35%;
  • IV и V категорий — до 50%.

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль»:

  • во время движения автомобиля — до 7% от базовой нормы;
  • на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, нефтебазы, специальные склады и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже 5 град. Цельсия) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

Примечание. Рамки статьи не позволяют перечислить все случаи и размеры надбавок к нормам расхода топлива. С другими ситуациями повышения норм можно ознакомиться в п. 5 Методических рекомендаций.

Норма расхода топлив может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15%.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок (п. 6 Методических рекомендаций). Таким образом, расчетное нормативное значение расхода топлива учитывает характер выполняемой транспортной работы и условия эксплуатации автомобиля.

Грузовые бортовые автомобили и тягачи

(формула N 1)

Новые марки автомобилей в приказе Минтранса ам 23 р

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 0,01 x D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример 1. Согласно представленному водителем путевому листу пробег автомобиля Kia Sportage 2.0 (4L-1,998-128-4A) за 31 марта 2008 г. в условиях города с населением от 100 до 250 тыс. человек составил 120 км. Базовая норма расхода бензина для данного легкового автомобиля (Hs) равна 12,9 л/100 км. Приказом директора фирмы утверждены следующие надбавки:

  • при работе в городских условиях — 10%;
  • в зимнее время года (с 1 ноября по 31 марта включительно) — 10%.

Определим нормативный расход топлива за день, воспользовавшись данной формулой. При этом суммарная надбавка к базовой норме (D) равна 20% (10 10).

Qн = 0,01 x 12,9 x 120 x (1 0,01 x 20) = 19 л.

Усложним условия примера, приблизив его к реальной жизни. Тем не менее ситуации, когда фактический расход топлива не совпадает с нормативным, мы в данных примерах рассматривать не будем (речь о них пойдет ниже).

Пример 2. Изменим условия примера 1. Общий пробег иномарки за 1 апреля 2008 г. составил 280 км, в том числе по городу — 50 км, по дорогам общего пользования в пригородной зоне и за ее пределами — 230 км.

Рассчитаем нормативный расход бензина (Qн):

  • по городу: 0,01 x 12,9 x 50 x (1 0,01 x 10) = 7 л;
  • за городом: 0,01 x 12,9 x 230 x (1 0,01 x 0) = 30 л;
  • всего: 7 30 = 37 л.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива исчисляется по более сложной формуле, которая позволяет учесть дополнительную нагрузку в виде массы прицепа (полуприцепа) и груза. Итак, для расчета расхода топлива по норме необходимо предварительно определить два показателя.

Hsan = Hs Hg x Gпр,

где: Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (для одиночного автомобиля или тягача Hsan = Hs);

Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

W = Gгр x Sгр {amp}lt;2{amp}gt;,

где: Gгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км.

(формула N 2)

Qн = 0,01 x (Hsan x S Hw x W) x (1 0,01 x D),

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

W — объем транспортной работы, т-км;

Ниже мы рассмотрим применение данной формулы на примерах, а пока отметим еще два важных нюанса. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива (Hw):

  • бензин — до 2 л;
  • дизельное топливо — до 1,3 л;
  • и т.д. для разных видов газа.

Пример 3. Согласно путевому листу от 3 апреля 2008 г. общий пробег одиночного (без прицепа) бортового автомобиля ЗИЛ-433360 составил 220 км, в том числе с грузом — 100 км. Вес перевезенного груза равен 5,5 т. Условия эксплуатации не требуют применения надбавок или снижений. Базовая норма расхода бензина — 31,5 л/100 км, норма расхода бензина на перевозку полезного груза (Hw) — 2,0 л/100 т-км.

Нормативный расход бензина по путевому листу определяется следующим образом:

  1. W = 5,5 т x 100 км = 550 т-км — объем выполненной автомобилем за день транспортной работы;
  2. Qн = 0,01 x (31,5 x 220 2 x 550) x (1 0,01 x 0) = 80 л — расход бензина по норме.

Если автомобиль работал с прицепом, то расчет нормативного расхода топлива производится в три действия. Учет повышающих надбавок (D), например, за работу в зимнее время года, в городском цикле, при обкатке и т.д., аналогичен рассмотренному нами в примерах 1 и 2.

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

  • автомобили, выполняющие работы в период стоянки (автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
  • автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

(формула N 4)

Qн = (0,01 x Hsc x S Ht x T) x (1 0,01 x D),

где: Hsc — норма расхода топлив на пробег, л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Ht — норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);

T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

Hsc’ = Hsc Hw x W,

где: Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;

W — объем транспортной работы, т-км.

Пример 5. В соответствии с путевым листом пробег автокрана КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257 равен 40 км. При этом время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,5 ч.

Для данного автомобиля базовая норма расхода топлива на пробег (Hsc) равна 52,0 л/100 км, на работу спецоборудования (Hm) — 8,4 л/ч. При этом в отношении данного спецавтомобиля действует надбавка на обкатку в связи с выходом с капитального ремонта (D) в размере 5% нормы.

Qн = (0,01 x 52 x 40 8,4 x 6,5) x (1 0,01 x 5) = 79 л.

(формула N 5)

Qн = 0,01 x (Hsc x S’ Hs» x S») x (1 0,01 x D),

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

где: Hsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S’ — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs» — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S» — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

QH = 0,01 × HS × S × (1 0,01 × D),                                                       (1)

где: QH — нормативный расход топлива,
литры;

HS × — базовая норма расхода
топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S —
пробег автомобиля, км;

D —
поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме
в процентах.

Модель, марка,
модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

ВАЗ-11111

6,5

Б3

ВАЗ-2104

8,5

Б

ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4 L1,45-71-5М)2

8,3

Б

ВАЗ-2105, -21051, -21053

8,5

Б

ВАЗ-2106 ( BA3-2106-4 L-1,57-75,5-5М)

8,5

Б

ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4 L-1,57-75,5-4М)

9,0

Б

ВАЗ-21061

9,0

Б

ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4 L-1,77-82-5 M)

9,0

Б

BA З-2107 ( BA З-2103-4 L -1,45-72,5-4М)

8,6

Б

ВАЗ-21072 ( BAЗ-2105-4 L-1,3-63,5-4 M)

8,9

Б

BA З-21074 ( BA З-2106-4 L -1,57-75,5-5 M )

8,5

Б

ВАЗ-2108, -2108 «Спутник»,
-21081, -21083, -2109

8,0

Б

ВАЗ-21093; -21099 1,5 i (ВАЗ-21083-20-4 L-1,5-71-5М)

7,5

Б

BA З-21099 ( BA З-2111-4 L -1,499-79-5 M )

7,7

Б

ВАЗ -2110 1,5i (BAЗ -21083-20-4L-1,5-71-5M)

7,4

Б

ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4 L-1,499-73-5 M)

7,8

Б

ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4 L-1,499-79-5 M)

7,5

Б

ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4 L-1,499-79-5 M)

7,6

Б

ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4 L-1,499-92-5М)

7,7

Б

ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4 L-1,499-79-116-5М)

7,4

Б

BA З-2120 ( BA З-2130-4 L -1,774-82-5 M )

10,7

Б

ВАЗ-2121, -21211

12,0

Б

BA З -21213 (BA З -21213-4L-1,690-80-5M)

11,5

Б

ВАЗ-21213Б брон. (BAЗ -21213-4L-1,69-79-5M)

12,1

Б

BA З -21218 (BA З -21213-4L-1,69-79-5M)

11,9

Б

ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4 L-1,69-79-5 M)

12,3

Б

ВАЗ-2131 ( BAЗ-21213-4 L-1,69-80-5 M)

11,3

Б

ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4 L-1,57-78-4 M)

11,5

Б

ГАЗ-13

20,0

Б

ГАЗ-14

22,0

Б

ГАЗ-24, -24-10, -24-60

13,0

Б

ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11,
-24-14, -24Т

13,5

Б

ГАЗ-24-02, -24-04

14,0

Б

ГАЗ-24-07

16,5

снг

ГАЗ-24-12, -24-13 (с
двигателем ЗМЗ-402, -402.10)

13,5

Б

ГАЗ-24-12, -24-13 (с
двигателем ЗМЗ-4021,
-4021.10)

14,0

Б

ГАЗ-24-17, -24-25

16,5

снг

ГАЗ-3102 (с двигателем
ЗМЗ-4022,10)

13,0

Б

ГАЗ -310200 (Toyota-6V-3,378-194-4A)

13,8

Б

ГАЗ -310200 (Rover-8V-3,95-182-5M)

13,5

Б

ГАЗ-3102, -3102-12 (З MЗ-4062.10-4 L-2,3-150-4 M)

12,5

Б

ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (З MЗ-4062.10-4 L-2,3-150-5 M)

12,0

Б

ГАЗ-31022; ГАЗ-31023 (мед. З MЗ-402-4 L-2,44-100-4 M)

13,5

Б

ГАЗ-31022 (З MЗ-4021.10-4 L-2,445-90-4 M)

13,9

Б

ГАЗ -31029 (Rover-4L-1,994-140-5M)

11,5

Б

ГАЗ-31029
(ЗМЗ-402-41-2,445-100-4М)

13,0

Б

ГАЗ 310221 (З MЗ-40210 D-4 L-2,445-81-5 M)

13,1

Б

ГАЗ-3105 (8 V -3,4-170-5 M )

13,7

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10;
-40200Ф-4 L-2,445-100-4М)

13,0

Б

ГАЗ -3110 (Rover-4L-1,996-136-5M)

10,7

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 OM-4 L-2,445-100-5 M)

12,2

Б

ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4 L-2,287-150-5 M)

11,4

Б

ЗАЗ-1102

7,0

Б

ЗИЛ-114

24,0

Б

ЗИЛ-117

23,0

Б

ЗИЛ-4104

26,0

Б

ЗИЛ -41047 (8V-7,68-315-3A)

26,5

Б

ИЖ-2125, -21251, -2126

10,0

Б

ИЖ-2717 (ВАЗ-2106-4 L -1,569-75-5М)

9,4

Б

ИЖ-27156-016 (УЗАЗ-412Э-4 L -1,584-80-4М)

10,0

Б

ЛуАЗ-1302

11

Б

Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации)

10,0

Б

Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4 L -1,7-85-5М)

9,4

Б

Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4 L -2,0-91-5М)

9,6

Б

Москвич-214145 «Святогор» ( Renault -4 L -1,998-113-5М)

8,8

Б

Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» ( Renault -4 L -1,998-113-5М)

8,6

Б

Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4 L -1,478-72-5М)

8,5

Б

Москвич-2142 «Князь Владимир» ( Renault -4 L -1,988-113-5М)

8,9

Б

Москвич-2142 «Иван Калита» ( Renault -4 L -1, 988-145-5М)

10,2

Б

УАЗ-469, -469А, -469Б;
-315100, -315101, -31512-01,

-315201

16,0

Б

УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4 L -2,45-90-4М)

15,5

Б

УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4 L -2,445-90-4М)

16,7

Б

УАЗ-31517 ( HR 492
НТА фирмы « VM »-4 L -2,393-100-4 M )

11,0

Д

УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4 L -2,89-98-4М)

14,5

Б

УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4 L -2,89-84-4М)

15,9

Б

УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4 L -2,7-133-5М)

16,5

Б

Модель специального или специализированного автомобиля

Базовая модель

Норма на пробег
автомобиля, л/100 км

Норма на работу оборудования, л/час

1

2

3

4

Автовышки
телескопические:

АГ-60

ГАЗ-51

26,5

3,0

АГП-12

ГАЗ-52

28,5

3,0

АГП-12

ГАЗ-53

30,5

3,5

АГП-12А

ГАЗ-53А

30,5

3,5

АГП-12Б

ЗИЛ-164

35,0

3,5

АГП-18.04 (ЗИЛ-508.10-8 V -6,0-150-5М)

ЗИЛ-343662

39,3

**

АГП-22 (ЗИЛ-508.10-8 V-6,0-150-5М)

ЗИЛ-431412

40,2

**

АГП-22.04 (Д-243ММЗ-4 L -4,75-81-5М)

ЗИЛ-431412

20,5

**

АП-17

ГАЗ-53А

32,0

3,5

АПК-30

Урал-375

66,0

5,0

АТ-53Г

ГАЗ-53А

27,5

3,5

ВИ-23

ЗИЛ-130

35,0

4,0

ВС-18МС

ГАЗ-52-03

27,5

3,0

ВС-22 (ЗИЛ-508.10-8 V-6,0-150-5 M)

ЗИЛ-131

48,5

**

ВС-22 МС

ЗИЛ-130

38,5

4,0

ВС-26 МС

ЗИЛ-130

39,5

4,0

ГВГ

ГАЗ-51

26,5

3,0

МШТС-2А

ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 1C

50,0

3,5

МШТС-ЗА

ЗИЛ-130

41,4

4,0

СПО-15, -15М

Урал-375

77,5

5,0

ТВ-1

ГАЗ-51

26,5

3,0

ТВ-1

ГАЗ-52

25,0

3,0

ТВ-1

ГАЗ-53, ГАЗ-53Ф

30,5

3,0

ТВ-2

ГАЗ-52-03

26,0

3,0

ТВ-23

ЗИЛ-131

46,0

4,0

ТВГ-15

ГАЗ-51А

27,0

3,0

Бурильные установки:

АВБ-2М

ГАЗ-66

31,0

8,0

БКГМ-63АН

ГАЗ-53

31,0

7,5

БКМА-1/3,5

ЗИЛ-130

37,0

12,0

БМ-202А, -202 (БКГМ-66-2)

ГАЗ-66А

31,0

8,0

БМ-302А, -32 (БКГМ-66-3)

ГАЗ-66

31,0

8,0

БМ-802С

КрАЗ-257

54,5

8,0

ЛБУ-50

ЗИЛ-157К

44,5

8,0

МРК-1А

ЗИЛ-157

46,0

8,0

МРК-3

ЗИЛ-131

46,0

8,0

МРКА-690А

ЗИЛ-130

42,0

12,0

ОБУДМ-150343

ЗИЛ-157

48,0

8,0

ОБУЭ-150 ЗИВ

ЗИЛ-157К

44,5

8,0

УРБ-2А

ЗИЛ-157К

47,5

8,0

УРБ-16

ЗИЛ-157К

45,5

8,0

УРБ-50М

ГАЗ-66

32,0

8,0

Дезинфекционные
установки:

ДУК-1

ГАЗ-51

23,0

6,0

ДУК-1

ГАЗ-63

27,0

6,0

ДУК-2

ГАЗ-51

23,0

16,0

ОТВ-1

ГАЗ-51

23,0

6,0

Кабелеукладчики:

КМ-2М

ГАЗ-63

30,0

7,0

П-3229

ЗИЛ-130

37,0

10,0

Кинопередвижки:

Автокинопередвижка АФВ-51-2

ГАЗ-51А

24,0

5,0

Автокинопередвижка АМ-2

УАЗ-452

18,0

4,0

Автоклуб Г1А1 «Кубань»

ГАЗ-52

28,0

1,0

Автоклуб Г1А2 «Кубань

ГАЗ-53А

30,0

1,0

Автоклуб «Уралец»

ГАЗ-53А

30,0

1,0

«Кубанец 1А»

УАЗ-452

18,0

1,0

Передвижной театр и кино

ГАЗ-51

24,0

1,0

Передвижной театр и кино

ГАЗ-52

28,0

1,0

Компрессоры:

АПКС-6

ЗИЛ-130

33,0

9,0

ПКС-5

ЗИЛ-164

33,0

11,0

Краны автомобильные:

АК-5

ЗИЛ-130

38,0

5,0

АК-75, -75В

ЗИЛ-130, ЗИЛ-431412

40,0

6,0

АК-75

ЗИЛ-164

39,0

6,0

ГКМ-5

ЗИЛ-130

38,0

5,0

ГКМ-5

ЗИЛ-164

39,0

6,0

ГКМ-6,5

МАЗ-500

30,5

5,5

К-2,5-12, -2,5-13

ГАЗ-51А

26,5

4,5

К-46

ЗИЛ-130

38,0

5,0

К-51

МАЗ-200

34,0

5,0

К-51М

МАЗ-500

33,0

6,0

К-64

МАЗ-500

31,0

5,0

К-67

МАЗ-500

30,5

5,0

К-68, -69, -69А

МАЗ-200

34,0

5,0

К-104

КрАЗ-257

55,0

6,0

К-104

КрАЗ-219

62,0

6,0

К-162 (КС-4571А)

КрАЗ-258

52,0

8,4

К-162 (КС-4561), -162С

КрАЗ-257

59,0

8,8

КС-1561, -1562, -1562А

ГАЗ-53А

33,0

5,0

КС-1571

ГАЗ-53-12

32,0

5,0

КС-2561, -2561Д, -2561Е, -2561К, -2561К1, -2571

ЗИЛ-130

ЗИЛ-431412

40,0

6,0

КС-2573

Урал-43202

38,0

6,0

КС-3561

МАЗ-500

33,0

6,0

КС-3561А, -3562, -3562А

МАЗ-500А

33,0

6,0

КС-35628

МАЗ-5334

33,0

6,0

КС-3574 (КамАЗ-740-8 V -10,85-220-5М)

Урал-5557

46,0

**

КС-3574 (ЯМЗ-236-6 V -11,15-184-5М)

Урал-5557

45,0

**

КС-3575

ЗИЛ-133ГЯ

33,0

6,0

КС-4561А, -4561АХЛ

КрАЗ-257

56,0

8,8

КС-4571

КрАЗ-257

52,0

8,4

КС-4572

КамАЗ-53213

31,0

6,0

КС-4576 (ЯМЗ-238 M -8 V -14,86-240-5 M )

КрАЗ-250

57,0

**

КС-5479 (ЯМЗ-238Д-8 V -14,86-330-8 M )

МЗКТ-8006

40,0

**

КС-55713 (ЯМЗ-238 M -8 V -14,86-240-5 M )

Урал-4320- 1914-30

55,8

**

КС-5573

МАЗ-7310

125,0

18,0

ЛАЗ-690

ЗИЛ-130, ЗИЛ-164

37,0

5,5

МКА-10Г

МАЗ-500

33,0

5,0

МКА-10М

МАЗ-200

38,0

5,5

МКА-10М

МАЗ-500

34,0

5,0

МКА-16

КрАЗ-257

57,0

8,8

МСК-87 (ЗИЛ-508.10-8 V -6,0-150-5М)

ЗИЛ-130

44,0

**

СМК-7

МАЗ-200

34,0

5,0

СМК-10

МАЗ-500

34,0

5,0

Лаборатории на
автомобилях:

АВП-39231

ГАЗ-66-11

32,0

Дор. лаб. (ЗМЗ-402.10-4 L -2,445-100-5 M )

ГАЗ-33023

17,5

КСП-2001

ГАЗ-66-11

32,0

КСП-2002

ГАЗ-6-11

32,5

Контр. вес. лаб. (УМЗ-4215СО-4 L -2,89-110-5М)

ГАЗ-2705

17,5

ЛКДП-39521

ГАЗ-66-11

32,5

Мод. 39121

УАЗ-3151201

17,0

Мод. 3914

УАЗ-220601

18,0

ОМС-2

ГАЗ-51

25,5

3,0

ППЗК-3924

ГАЗ-66-11

32,0

ППЗК-3928

ПАЗ-672М

39,0

ЭТЛ-10

ГАЗ-51

25,5

5,0

ЭТЛ-10

ГАЗ-53

30,0

5,0

ЭТЛ-35-01

ГАЗ-51

25,0

4,0

ЭТЛ-35-01

ГАЗ-63

29,0

4,0

Лебедки на шасси
автомобилей:

ГАЗ-63

3,0

ЗИЛ-131

5,0

ЗИЛ-157К

4,0

КамАЗ-5320

3,0

КрАЗ-257

5,0

МАЗ-200

3,0

МАЗ-500

3,0

САЗ-3502

4,0

Урал-375

6,0

Урал-4320

3,0

Мастерские на
автомобилях:

АВМ-1

ГАЗ-51

25,0

3,5

АТ-63

ГАЗ-53А

26,0

3,5

АТУ-А

ГАЗ-51

25,0

4,0

АТУ-А

ГАЗ-63

27,0

4,0

ГОСНИТИ-2

ГАЗ-51

25,0

4,0

ГОСНИТИ-2

ГАЗ-63

29,5

4,0

ЛВ-8А (Т-142Б)

ЗИЛ-131

52,0

4,0

Мод. 39011

ГАЗ-52-01

25,0

3,5

Мод. 39021

ГАЗ-66-11

30,0

4,0

Мод. 39031

ГАЗ-66-11

31,0

4,0

Погрузчики:

4000М

27,5

5,0

4001

38,0

5,0

4003, 4006

40,0

6,0

4008

54,0

6,0

4008М двигатель ЗИЛ-120

46,5

6,0

4008М двигатель ЗИЛ-130

54,5

6,0

4009

54,0

6,0

4013

27,5

5,0

4014

40,0

5,0

4016

43,0

5,0

4018

33,0

5,0

4020

12,0

2,5

4022-01

18,0

3,0

4028

53,5

6,0

4043, 4043М

28,0

5,0

4045, 4045М, 4046

40,0

6,0

4049

45,0

5,0

4055М

31,0

5,5

4063

28,0

5,0

4065

29,0

5,0

4070

54,5

6,0

4081

29,5

5,0

4091

13,0

2,5

40912

18,0

2,0

4092

20,0

3,0

4312-01

33,0

6,0

7806

73,5

6,0

7806 двигатель ЯМЗ-238

110,0

6,0

ВК-10

30,0

5,5

УП-66

33,0

5,5

Самосвалы

приказ об утверждении норм расхода гсм

QH = 0,01 × (Hsanc × S
Hw × W) × (1 0,01 × D) Hz × Z,                                 (4)

где: QH — нормативный расход
топлива, литры;

S —
пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hsanc = Hs Hw × ( G пр 0,5 × q ), л/100 км,

где Hs — базовая норма расхода
топлива автомобиля-самосвала в снаряженном состоянии без груза или транспортная
норма с учетом транспортной работы с коэффициентом загрузки 0,5 л/100 км;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала
(если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и
на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;

приказ об утверждении норм расхода гсм и поправочных коэффициентов

G пр — собственная масса
самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q
— грузоподъемность
прицепа, полуприцепа (0,5 × q — с
коэффициентом загрузки 0,5), т;

Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом
автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z —
количество ездок с грузом за смену;

D
— поправочный
коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в
процентах.

бензина — до 2 л;

дизельного топлива — до 1,3
л; сжиженного газа — до 2,64 л;

природного газа — до 2 м3.

до 0,25 л жидкого топлива
(до 0,66 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м3 природного газа) на
единицу самосвального подвижного состава;

до 0,2 м3
природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном
питании двигателя.

Для большегрузных
автомобилей-самосвалов типа БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного
топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1,0 л.

В случаях работы
автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается
нормировать расход топлива так же, как и для бортовых автомобилей (соотношение 3).

Модель, марка,
модификация автомобиля

Базовая норма, л/100
км

Топливо

1

2

3

БелАЗ-540, -540А

135,0

Д

БелАЗ-548А

160,0

Д

БелАЗ-548ГД

200,0

снг

БелАЗ-549, -7509

270,0

Д

БелАЗ-7510, -7522

135,0

Д

БелАЗ-7523, -7525

160,0

Д

БелАЗ-7526

135,0

Д

БелАЗ-7527

160,0

Д

БелАЗ-75401

150,0

Д

БелАЗ-7548

160,0

Д

ГАЗ-САЗ-53Б

28,0

Б

ГАЗ-93, -93А, -93АЭ, -93Б, -93В

23,0

Б

ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508

28,0

Б

ГАЗ-САЗ-3509

27,0

спг

ГАЗ-САЗ-35101

28,0

Б

ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6 L -6,235-138-4М)

17,0

Д

ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6 L -6,235-125-5М)

16,7

Д

ГАЗ-САЗ-4301 (ГАЗ-542-4 L -6,235-125-5М)

17,5

Д

ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М

37,0

Б

ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, -555-76,
-555-80

37,0

Б

ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л,
-585М

36,0

Б

ЗИЛ-ММЗ-4502, -45021, -45022, -4505

37,0

Б

ЗИЛ-ММЗ-45023

50,0

снг

ЗИЛ-ММЗ-45054, -138АБ

37,5

спг

ЗИЛ-ММЗ-45065; -45085 (ЗИЛ-508.10-8 V -6,0-150-5М)

32,2

Б

ЗИЛ-ММЗ-4520 (ЗИЛ-645-8 V -8,74-185-9М)

27,5

Д

КАЗ-600, -600АВ, -600Б,
-600В

36,0

Б

КАЗ-4540

28,0

Д

КамАЗ-55102

32,0

Д

КамАЗ-5511

34,0

Д

КамАЗ-5511 (ЯМЗ-238-8 V -14,86-240-5М)

35,6

Д

КамАЗ-55102 (ЯМЗ-238-8 V -14,86-240-10М)

35,0

Д

КамАЗ-55111

36,5

Д

КамАЗ-55111 (ЯМЗ-238М-8 V -14,86-240-5М)

37,0

Д

КамАЗ-55118

31

спг

плюс

9,0

Д

или

35

Д

КамАЗ-65115 С (КамАЗ-740.11-8 V -10,85-240-10М)

32,2

Д

КрАЗ-256, -256Б, -256Б1,
-256Б1С

48,0

Д

КрАЗ-6505

50,0

Д

КрАЗ-6510

48,0

Д

МАЗ-510, -510Б, -510В,
-510Г, -511, -512, -513, -513А

28,0

Д

МАЗ-5516 (ЯМЗ-238Д-8 V -14,86-330-8М)

42,0

Д

МАЗ-5549, -5551

28,0

Д

МАЗ-551603-021 (ЯМЗ-238М2-8 V -14,86-240-8М)

46,3

Д

МоАЗ-75051

85

Д

САЗ-3502

28,0

Б

САЗ-3503, -3504

26,0

Б

Урал-5557

34

Д

Урал-55571 (ЯМЗ-236-6 V -11,15-180-5М)

34,5

Д

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топливо

1

2

3

Avia A-30KS

15,0

Д

IFA-W50/A

19,0

Д

IFA-W50L/K

24,0

Д

Magirus-232D19R

30,0

Д

Magirus-290D26R

44,0

Д

Tatra-138S1,
-138S3

36,0

Д

Tatra-148S1M,
-148S3

36,0

Д

Tatra-T815C1, -T815C1A,
-T815C3

42,0

Д

(формула N 3)

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 0,01 x D) Hz x Z,

где: Qн — нормативный расход топлив, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %;

Hsanc = Hs Hw x (Gпр 0,5q),

где: Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т.

При маневрировании в местах погрузки и разгрузки для самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом в размере до 0,25 л бензина и дизтоплива (соответствующие значения установлены также для газа).

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача или бортового автомобиля) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5 {amp}lt;3{amp}gt;):

  • бензина — до 2 л;
  • дизельного топлива — до 1,3 л;
  • и т.д. для разных видов газа.

В случаях работы самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей, по формуле N 2.

Пример 4. В соответствии с представленным путевым листом пробег автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет 180 км. При этом за день произведено 10 ездок с грузом (Z {amp}lt;4{amp}gt; = 10). Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива (Hs) для данного автомобиля равна 28 л/100 км, норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом (Hz) — 0,25 л. Кроме того, на предприятии установлена надбавка за работу в зимнее время (D) в размере 6%, на работу в карьере — 12%.

Qн = 0,01 x 28 x 180 x (1 0,01 x 18) 0,25 x 10 = 62 л.

Порядок расчета нормативного расхода топлива при работе самосвала с прицепом при коэффициенте загрузки выше 0,5 (с использованием формулы N 2) проиллюстрирован в примере N 7, приведенном в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Применяемые организацией нормы расходования топлива, а также поправочные коэффициенты и условия их использования устанавливаются приказом руководителя. Очевидно, что при наличии утвержденных Минтрансом норм предприятию нет смысла вводить и пытаться обосновать более высокие лимиты списания топлива. Во избежание конфликтов с налоговиками лучше использовать официально установленные нормы.

Вместе с тем в Методических рекомендациях отсутствуют нормы расхода топлива на работу установленного на некоторых автомобилях специального оборудования. При этом сказано, что такие нормы определяются по данным заводов — изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч. Поэтому при наличии таких автомобилей предприятию необходимо самостоятельно утвердить лимиты списания топлива с учетом сведений, предоставленных заводами-изготовителями.

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Как обосновать норму расхода топлива

Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы. 

Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.

Утвержденные лимиты должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Для того чтобы установить внутриорганизационные лимиты расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях).

Фактический расход

Разобравшись с методиками расчета нормативного расхода топлива для различных автотранспортных средств, перейдем к проблемам его фактического расхода и списания. И на этом этапе основным документом для бухгалтера будет путевой лист автомобиля. Только теперь ему потребуются сведения не о пробеге и условиях работы автомобиля, а о количестве топлива (остаток при выезде и возвращении в гараж, количество заправленного в бак горючего).

Напомним, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 3 «Топливо» счета 10 «Материалы». В момент выдачи топлива водителю {amp}lt;5{amp}gt; его стоимость со счета 10-3 не списывается, движение отражается на субсчетах второго порядка проводкой: Дебет 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств» Кредит 10-3-1 «Топливо на складах» — на стоимость отпущенного водителям топлива.

Выданное водителям топливо находится у них под отчетом. Основанием для списания ГСМ из-под отчета водителя на затраты производства является путевой лист. При этом в учете делают проводку: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств». По состоянию на последний день месяца количество топлива, содержащегося в баках автомобилей, подтверждается актом снятия остатков.

Очевидно, что фактический расход ГСМ по путевому листу может быть:

  • равен нормативному;
  • меньше нормы;
  • больше расхода по норме.

В первом из названных случаев, а также при незначительных отклонениях от нормы (колебания в ту или иную сторону в разные дни, не приводящие в целом за месяц к излишкам или перерасходу) на затраты производства (в том числе и для целей налогообложения прибыли) списывают стоимость фактически израсходованного топлива.

Обычно при рассмотрении данной темы авторы отмечают, что организации необходимо тщательно расследовать факты перерасхода ГСМ с тем, чтобы установить причины этого явления. При проведении таких расследований комиссия проверяет правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, проводит контрольные замеры, выясняет причины перерасхода, составляет акт с указанием результатов расследования и предложений.

Причиной перерасхода может быть техническое состояние автомобиля, например наличие конструктивных дефектов. В этом случае оформленный комиссией акт позволит списать стоимость ГСМ исходя из фактического расхода (понятно, что автомобиль должен быть поставлен на ремонт).

Если перерасход произошел по вине водителя, то руководитель предприятия на основании предложений комиссии может привлечь работника к материальной ответственности (взыскать стоимость ГСМ из заработка). В этом случае в расходы включают стоимость топлива по норме, сумма сверхнормативного расхода списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим отнесением на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Конечно, работодатель вправе снизить размер взыскиваемой с водителя суммы (например, с учетом его материального состояния) либо полностью освободить работника от материальной ответственности (даже при наличии вины). В этом случае стоимость сверхнормативного топлива списывается в состав прочих расходов проводкой Дебет 91-2 Кредит 94 и не учитывается при расчете налога на прибыль.

С большой долей вероятности можно утверждать, что инспекторы, выявив при проверке факты необоснованного перерасхода топлива, потребуют восстановления НДС. Арбитры разных судебных инстанций, вплоть до высшей, неоднократно признавали претензии ИФНС о доначислении ранее правомерно принятого к вычету НДС необоснованными.

Однако отстаивать позицию, отличную от официального мнения Минфина, организации нужно будет в суде. Если бухгалтер согласится с требованиями чиновников, то восстановленную сумму НДС необходимо отнести на увеличение размера причиненного работником ущерба и либо взыскать из причитающегося ему заработка, либо списать в прочие расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Ура, экономия?!

По мнению автора, расследовать нужно не только факты перерасхода ГСМ, но и случаи значительной экономии. Дело в том, что причиной экономии может быть:

  • неправильно установленная норма расхода (не та марка, модель автомобиля и т.п.);
  • счетная ошибка при определении нормативного или фактического расхода;
  • искажение исходных данных для расчета (завышение фактического пробега, массы перевезенного груза, указание в путевом листе на работу с прицепом при фактическом его неиспользовании и т.д.).

Любая из этих причин может привести к тому, что видимая экономия обернется фактическим перерасходом ГСМ. Кроме того, в последнем из названных случаев (искажение сведений в путевом листе) может быть завышена сумма начисленной заработной платы, например, водителям-сдельщикам. Или другой случай: на некоторых предприятиях разработана и действует система премирования водителей в процентах от суммы полученной экономии топлива. Поэтому, выплачивая премию за «липовую» экономию, организация завысит свои расходы в том числе для целей налогообложения прибыли.

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Как рассчитать нормы расхода ГСМ в 2019 году

Qн = 0,01 × Hs × S × ( 1 0,01 × D ),

где Qн — норматив, л; 

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег ТС, л/100 км; 

S — пробег ТС, км; 

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

D — коэффициент к норме, в %. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector