Возмещение расходов по коммунальным услугам

Договор на возмещение коммунальных услуг арендатором

Недвижимость / Аренда и найм / Возмещение коммунальных услуг арендатором 16517 Последние изменения: январь, 2019 года

Возмещение коммунальных услуг арендатором – законная перспектива, которая может быть оформлена сторонами арендных правоотношений в виде отдельного документа или наряду с основным договором, опосредующим реализацию недвижимого имущества.

Налоговый кодекс признает реализацию услуг по предоставлению имущества в аренду объектом налогообложения и подразумевает уплату соответствующего налога в бюджет. То есть, арендодатель, занимающийся самостоятельным возмещением коммунальных услуг обязан оплачивать НДС, который увеличивает размер услуги.

Среди особенностей налогообложения имущества, реализуемого по договору аренды с возмещением коммунальных платежей можно выделить следующие:

  • Уплате подлежит НДС;
  • Налоговая база определяется исходя из цен, прописанных в договоре;
  • Арендодатель праве указать в счет фактуре либо единую стоимость (услуги аренды и коммунальное возмещение), либо указать доход по двум строкам (постоянная – сумма аренды площади и переменная – начисленные коммунальные издержки);
  • Сумма НДС, приходящаяся на возмещение коммунальных платежей может быть принята к вычету, наравне с суммой арендной платы;
  • Процент НДС может варьироваться в зависимости от времени внесения оплаты по коммунальным услугам.

В случае, если на стороне арендодателя выступает юридическое лицо, то отразить в финансовом отчете денежные суммы по аренде и возмещению коммунальных услуг можно одним из нескольких способов:

  • Материальные расходы (если доходы учитываются в виде выручки от реализации);
  • Внереализационные расходы (переменные расходы, приходящиеся на содержание имущества).

Коммунальное бремя подразумевает под собой обязательные платежи, которые необходимо вносить в определенные сроки, дабы избежать перебоев подачи ресурсов и начисления пеней. Согласно законодательной инициативе, собственник помещения вправе переложить указанные издержки на арендатора, так как именно он осуществляет пользование коммунальными благами.

Возмещение коммунальных платежей может осуществляться только по договорному соглашению сторон, подробно оформленному на бумаге, и быть включено в счет арендной платы, либо числиться отдельной счет-фактурой.

Домой Статьи Возмещение эксплуатационных расходов арендатором

Возмещение расходов по коммунальным услугам

1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст.

1, 4 и 5 ст. 15 Федерального закона №44-ФЗ (далее – контракт).

В свою очередь, контракт на возмещение коммунальных услуг имеет признаки контракта, предметом которого является оказание услуг. Поэтому отношения сторон такого контракта регулируются Федеральным законом №44-ФЗ.

Следует помнить, что в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, (в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление).

Поэтому если заказчику передано в безвозмездное пользование помещение, находящееся в здании, в котором находятся помещения другого или других лиц, пользующиеся нежилыми помещениями, и данным лицам по контракту оказываются услуги по содержанию данных помещений, то заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по содержанию помещений, предоставленных ему в безвозмездное пользование, с данным исполнителем на основании п.

616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. В частности, к указанным расходам относятся затраты на коммунальные услуги.

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением – арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются договорами, заключенными в соответствии с Письмом Минимущества РФ от 17.09.2001 № НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования».

В этом договоре может быть прописано возмещение затрат на коммунальные услуги, интернет, телефон.

Арендодатель оплачивает все предоставленные услуги из собственных средств. А вот арендатор, в свою очередь, производит возмещение оплаты коммунальных услуг после получения документов, в которых прописаны суммы, фактически начисленные поставщиками комуслуг. Операции по снабжению арендованной площади газом, электроэнергией, водой не облагаются НДС, так как арендодатель тут не является непосредственным поставщиком услуг. Он сам является потребителем услуг и абонентом компаний, поставляющих названные услуги.

Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения при предоставлении в аренду закрепленного за ними имущества обязаны заключать с арендаторами отдельные договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг. В статье рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском учете данного возмещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К указанным расходам относятся, в частности, затраты на оплату коммунальных услуг.

Расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются договорами, заключаемыми в соответствии с Письмом Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования».

Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы не должны включаться в состав арендной платы. Платежи по ним должны производиться арендатором согласно отдельным договорам на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем. Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.

Для справки. Заключаемые учреждениями договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг не являются договорами оказания коммунальных услуг, а устанавливают порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, предоставляемых в арендуемом помещении.

Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо каким-либо иным способом.

Средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с данными договорами поставщикам услуг, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности. Доходы, полученные казенным учреждением от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ч. 3 ст.

161 БК РФ), а доходы, полученные бюджетным и автономным учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем следует помнить, что в силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях {amp}lt;1{amp}gt;

бюджетное учреждение занимается деятельностью в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и вести деятельность, соответствующую данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Аналогичная норма установлена для автономных (п. 7 ст. 4 Закона об автономных учреждениях {amp}lt;2{amp}gt;) и казенных (ч. 3 ст. 161 БК РФ) учреждений. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют право предоставлять имущество в аренду только в том случае, если это закреплено в их учредительных документах.

Напомним, что учредительным документом может быть устав, утвержденный учредителями, а в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, — положение, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (для казенного учреждения).

Порядок использования средств, поступивших от арендатора в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, зависит от типа учреждения здравоохранения.

Возмещение коммунальных услуг арендатором

Казенные учреждения здравоохранения. Средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами поставщикам услуг, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности. Доходы, полученные казенным учреждением от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 42, ч. 3 ст. 161 БК РФ, ст. 298 ГК РФ).

Так, например, средства, поступающие в возмещение расходов, связанных с оказанием коммунальных услуг, подлежат зачислению организациями на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход федерального бюджета.

В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, в 100%-ном размере подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Особенности налогообложения при аренде с возмещением коммунальных услуг

Получатель бюджетных средств, в соответствии со ст. 219 БК РФ, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения договоров (государственных (муниципальных) контрактов) с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или на основании закона, иных правовых актов, соглашения.

Операции по учету бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, полученных получателем бюджетных средств, учету принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом ему в установленном порядке в органе Федерального казначейства.

Бюджетные и автономные учреждения здравоохранения. Как и в случае с казенными учреждениями, средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами поставщикам услуг, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности. Как уже было отмечено, возможность получения бюджетными и автономными учреждениями указанных доходов должна быть прописана в их уставах.

Начиная с 01.01.2012 автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, в отношении которых учредитель принял решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, вместо ранее составлявшейся бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности будут обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности. Общие Требования к этому плану установлены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

  • Инструкцией N 157н {amp}lt;3{amp}gt;;
  • Инструкцией N 174н {amp}lt;4{amp}gt;;
  • Инструкцией N 183н {amp}lt;5{amp}gt;;
  • Инструкцией N 162н {amp}lt;6{amp}gt;.

Заметим, что указанные нормативные акты не содержат четкого порядка возмещения арендатором коммунальных и иных расходов. В силу п. 4 Инструкции N 174н, п. 2 Инструкции N 162н и п. 5 Инструкции N 183н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям. Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Содержание операции Дебет Кредит
Бюджетные учреждения здравоохранения
Начислена сумма компенсации арендатором
расходов на оплату коммунальных услуг
2 205 31 560 2 401 10 130
Сумма компенсации арендатором расходов на
оплату коммунальных услуг поступила на лицевой
счет, открытый в территориальном органе
Федерального казначейства
2 201 11 510
17
2 205 31 660
Автономные учреждения здравоохранения
Начислена сумма компенсации арендатором
расходов на оплату коммунальных услуг
2 205 30 000 2 401 10 130
Сумма компенсации арендатором расходов на
оплату коммунальных услуг поступила на лицевой
счет, открытый в территориальном органе
Федерального казначейства
2 201 11 510
17
2 205 30 000
Казенные учреждения здравоохранения
Начислена сумма компенсации арендатором
расходов на оплату коммунальных услуг
1 205 31 560 1 401 10 130
Сумма компенсации арендатором расходов на
оплату коммунальных услуг поступила в доход
бюджета
1 210 02 130 1 205 31 660

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо суммы, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.01.2012 не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, по мнению ФНС России, высказанному в Письме от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, операции по предоставлению арендаторам коммунальных услуг не относятся к операциям по реализации товаров для целей исчисления НДС, так как учреждение не может выступать в роли поставщика данных товаров для арендатора, поскольку само является покупателем (абонентом).

Также следует учитывать, что при предъявлении НДС поставщиком услуг учреждение вправе принять налог к вычету только в части, приходящейся на долю потребленных им услуг. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ учреждение должно включить эту сумму налога в стоимость коммунальных услуг, которые потребляет арендатор (Письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52).

Ю.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ «Аюдар»

  • фиксированная сумма за использование предоставленных площадей;
  • сумма, зависящая от фактических расходов собственника по предоставленным от обслуживающих организаций счетам, включая затраты на интернет, связь и т.д.

Возмещение расходов по коммунальным услугам

Расходы второй части платежа могут различаться в зависимости от полученных владельцем счетов, либо на основе показаний счетчиков.

Кроме того, существуют и другие варианты определения платежа за коммуналку:

  1. На основе величины занятой площади.
  2. Исходя из мощности используемых приборов энергопотребления.
  3. В зависимости от числа использующих арендованную площадь граждан (например, при определении расходов на воду с учетом утвержденных средних значений).

Если по каким-либо причинам арендатор не согласен включать коммунальные расходы в платежи, фиксируемые в основном документе о найме, прибегают ко второму способу юридического оформления оплату коммуналки – через подписание отдельного соглашения по оплате ЖКХ арендатором (договор на возмещение коммунальных услуг арендатором). Данный документ представляет собой приложение к основному, и не существует отдельно от него.

При заключении в договор необходимо внести следующие основные положения: При расчете суммы возмещения по отдельным видам услуг можно использовать следующие формулы: Условные обозначения: Sэ — сумма за электроэнергию; Kл –количество лампочек в сдаваемой площади; Mл – мощность одной лампочки; Kча — количество часов в месяц (аренда); T — тариф.

Компенсация коммунальных расходов: руководство для арендодателя Поскольку правила договора энергоснаб­жения применяются к отношениям, связан­ным со снабжением через присоединенную сеть газом, тепловой энергией, водой и другими товарами, если иное не установле­но законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ), то и в этих случаях арендода­тель не является снабжающей организацией.

Компенсация коммунальных расходов арендатором: документооборот и правила исчисления НДС

  1. либо по данным показателей приборов учета (если это возможно);
  2. либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади).

Объем бремени по коммунальным услугам

На всю сумму арендной платы арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом выделять отдельной строкой суммы коммунальных платежей, являющихся переменной частью арендной платы, в счете-фактуре необязательно (письма Минфина России от 19.09.2006 № 03-06-01-04/175 и ФНС России № ШС-22-3/[email protected])Как оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ). При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты.

Возмещение затрат на оплату коммунальных услуг

168 НК РФ). При этом гражданское законодательство закрепляет за арендодателем обязанность по сдаче помещений в аренду в состоянии, пригодном для эксплуатации (ст. 611 ГК РФ).

Таким образом, приобретение коммунальных услуг является необходимым условием арендной деятельности. В связи с этим покупку коммунальных услуг арендодателем можно расценивать как приобретение услуг для целей деятельности, облагаемой НДС. Поскольку услуги по сдаче имущества в аренду являются объектом обложения данным налогом (подп.

1 п. 2 ст. 171 НК РФ). В этой связи интересно мнение Минфина России, обнародованное в недавно вышедшем письме ФНС России от 23. 04. 2007 г. № ШТ-6-03/[email protected] о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения ­указанные расходы не включаются. ООО «Альфа арендует помещение у ООО «Омега». Сумма арендной платы — 25 960 руб. в месяц (включая НДС 3960 руб. ).

Кроме того, стороны заключили агентский договор, согласно которому ООО «Омега от своего имени, но в интересах и за счет ООО «Альфа приобретает у специализированных организаций коммунальные услуги. За это арендатор ежемесячно выплачивает арендодателю агентское вознаграждение в размере 9440 руб. (включая НДС 1440 руб. ). В мае 2011 года общая стоимость коммунальных услуг по помещению составила 16 520 руб. (в том числе НДС 2520 руб. ).

В соответствии с расчетом стоимость ресурсов, потребленных арендатором, — 10 620 руб. (включая НДС 1620 руб. ), остальные расходы являются затратами арендодателя. Аналогичные разъяснения приводятся в Письме Минфина России от 17. 04. 2012 N 02-04-10/1334. В нем отмечено, что средства, поступающие от плательщиков (арендаторов) в порядке возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием федерального имущества согласно ст.

Поскольку правила договора энергоснаб­жения применяются к отношениям, связан­ным со снабжением через присоединенную сеть газом, тепловой энергией, водой и другими товарами, если иное не установле­но законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст. 548 ГК РФ), то и в этих случаях арендода­тель не является снабжающей организацией.

В результате этого и арендодатель, и арендатор принимают к вычету НДС в отношении стоимости потребленных ими услуг связи. В соответствии с пунктами 2 и 3 ПБУ 9/99 суммы коммунальных платежей в данном случае не включаются в доходы арендодателя, и их следует рассматривать как отдельную хозяйственную операцию, которая не связана с получением дохода в виде арендной платы.

Возмещение расходов по коммунальным услугам

Арендодатель оплачивает стоимость коммунальных услуг и услуг связи на основании счетов, выставленных ему поставщиками услуг, после чего, в свою очередь, перевыставляет счета арендатору. В целях налогообложения прибыли согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в в

  • Подача холодного и горячего водоснабжения;
  • Центральное отопление;
  • Водоотведение;
  • Электрическая энергия;
  • Газ;
  • Вывоз сухого мусора;

Можно выделить еще и жилищные издержки, которые также принято объединять с коммунальными:

  • Взносы на капитальный ремонт;
  • Вносы по содержанию жилья, проведению текущего ремонта и управлению многоквартирным домом;
  • Плата за пользование жилплощадью (для нанимателей муниципальной недвижимости).

Практика показывает, что на арендатора чаще возлагают только коммунальные платежи, которые он непосредственно эксплуатирует (водопотребление, водоотведение, электроэнергия, вывоз сухого мусора), а жилищные услуги оплачивает сам собственник помещения, так как они имеют фиксированный вид, будут начисляться и подлежат оплате вне зависимости от того, проживает кто-либо в помещении или нет.

Когда арендодатель сдает помещение в найм, он же производит возмещение расходов по коммунальным услугам. Данный вид услуг можно отнести к расходам на содержание арендуемого помещения. Для этого необходимо соблюсти все правила по составлению возмещения, рассчитать суммы выплат, а также произвести оплату определенных налогов.

Есть несколько способов произвести правильно возмещение оплаты коммунальных услуг:

  • Можно прописать в договоре фиксированную часть платы, что будет идти в соответствии со ст. 614 ГК РФ. Другая часть будет являться переменной — рассчитывается из расходов, которых понес арендодатель из-за эксплуатации имущества, сданного им в аренду.

    Возмещение коммунальных расходов арендатором

    В этом договоре может быть прописано возмещение затрат на коммунальные услуги, интернет, телефон.

  • Также можно составить специальный отдельный договор, в котором будет прописана компенсация сверх платы, зафиксированной в пунктах договора аренды.

Заключение

  • В тексте самого договора аренды (социального найма);
  • В дополнительном соглашении, выступающем неотъемлемой частью основного договора (вариант считается наиболее предпочтительным, поскольку позволит более детально осветить порядок исчисления и сроки внесения платежей).

Особенности:

  1. Договор аренды с условием о возложении на арендатора коммунального бремени по недвижимому объекту оформляется по следующим правилам:
  • Простая письменная форма (нотариальная – по желанию участников соглашения);
  • Обязательное отражение существенных условий (предмет, срок аренды и прочее);
  • По одному экземпляру для каждой стороны;
  1. Поскольку договор с ресурсоснабжающими организациями заключается на имя собственника помещения, то компетентный орган выставляет счета по текущим расходам на его имя и адрес. В случае, если адрес отсылки платежных уведомлений не совпадает с местом оказания услуг, владелец предмета аренды должен своевременно предоставить обязанному контрагенту (нанимателю помещения) соответствующие квитанции;
  2. Если в документе указаны фиксированные суммы по коммунальным услугам, то целесообразно включить в текст условие о периодической индексации выплат, которые проводятся самим поставщиком ресурсов;
  3. Расчет издержек по коммунальному содержанию жилья может устанавливаться одним из следующих способов:
  • На основании показаний индивидуальных приборов учета;
  • В виде фиксированной величины, исчисляемой в пропорциональном соотношении с площадью предмета аренды;
  • В смешанном виде (плавающие и фиксированные платежи);
  1. Порядок уплаты коммунального бремени может осуществляться по такому алгоритму, как:
  • Предоставление требуемых платежей непосредственному собственнику помещения для исполнения им обязанности перед ресурсоснабжающей организацией самостоятельно;
  • Внесение необходимой суммы в пользу поставщика благ самим арендатором и последующее ознакомление с чеками/квитанциями арендодателя.

Чтобы договор аренды с компенсацией услуг по коммунальным счетам обрел юридическую силу, стороны правоотношений должны отразить в его содержании все существенные условия. К таковым относятся:

  1. Предмет аренды (описание индивидуальных признаков помещения);
  2. Стоимость аренды помещения;
  3. Цена коммунальных услуг;
  4. Алгоритм расчета коммунального бремени;
  5. Расчетный период;
  6. Действующие тарифы;
  7. Последняя дата внесения ежемесячного (реже ежеквартального) платежа;
  8. Порядок исполнения обязанности по компенсации потребленных ресурсов:
  • Лично на руки собственнику в натуральном виде;
  • Путем безналичного перевода на карту арендодателя;
  • Напрямую в адрес непосредственного поставщика услуг;
  1. Срок действия соглашения;

В качестве дополнительных уточняющих условий целесообразно отразить:

  • Права и обязанности контрагентов;
  • Порядок разрешения возможных спорных ситуаций;
  • Ситуации форс-мажор;
  • Исключительные условия, позволяющие расторгнуть договор в одностороннем порядке;
  • Платежные реквизиты сторон.

Коммунальное бремя – обязанность, возлагаемая на каждого собственника недвижимого объекта, который подключен к центральным ресурсам. Законодательный регламент устанавливает обязанность по своевременному внесению платежей в пользу поставщика ресурсов, дабы избежать применения мер ответственности в виде пеней, штрафов, ограничений на подачу коммунального блага.

Поскольку при вступлении в арендные отношения фактическим пользователем коммунальных услуг является наниматель помещения, Гражданский Кодекс РФ вполне справедливо констатирует о возможности перехода такой обязанности на плечи арендатора.

В этом ключе важно соблюдение нескольких условий: достижение согласия о предоставлении «коммунальной» компенсации; отражение условий на бумаге (либо в тексте самого договора аренды, либо в виде обособленного документа-приложения).

  • обязанность арендатора заключать договоры с РСО;
  • виды коммунальных услуг, которые арендатор будет потреблять по таким договорам;
  • обязанность арендатора оплачивать коммунальные услуги путем перечисления средств напрямую РСО.

Кроме того, в интересах арендодателя предусмотреть неустойку за неисполнение арендатором обязанности заключить договоры с РСО. Это позволит снизить риск финансовых потерь на случай, если арендатор не заключит договоры и не оплатит коммунальные услуги. Дело в том, что в отсутствие договора между арендатором и РСО, заключенного в соответствии с законом и договором аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) помещения (ст.

210 ГК РФ, Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26. 06. 2015). Если арендатор не заключит договор с РСО, то он должен возместить арендодателю все понесенные им убытки в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных арендатором с момента передачи ему помещения (п.

1 ст. 393 ГК РФ).

Арендатор в течение месяца с момента регистрации договора аренды обязуется заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на снабжение арендуемого помещения электрической энергией.

Возмещение расходов по коммунальным услугам

Оплата потребленной электрической энергии производится арендатором в соответствии с договором, заключенным с ресурсоснабжающей организацией.

В случае нарушения срока заключения такого договора по вине арендатора он уплачивает неустойку в размере 0, 1% от ежемесячного размера арендной платы за каждый день просрочки. Если в связи с отсутствием указанного договора арендодатель понесет расходы по оплате электрической энергии, потребленной арендатором, последний обязан эти расходы возместить.

При каких условиях арендатор может заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями

Учтите, что арендатору сложно будет заключить договор с РСО. Такой договор возможен, если это позволяет инженерно-техническое оснащение здания (помещения), например наличие у арендатора доступа к энергосетям и приборам учета потребления энергии. Дело в том, что обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является одновременное наличие у абонента (потребителя энергии) (п.

2 ст. 539 ГК РФ):

  • отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования;
  • возможности обеспечить учет потребления энергии.

Данные требования применяются по общему правилу к договорам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (п. 4 ст. 539, ст.

Возмещение расходов по коммунальным услугам

548 ГК РФ).

​Статья 616 ГК РФ прямо указывает на то, что арендатор помещения принимает на себя обязательства по обеспечению исправного состояния имущества, осуществлению текущего ремонта и оплату бремени расходов по его содержанию, если иное не установлено законом или соглашением между сторонами.

Это позволяет сделать вывод о том, что арендодатель вправе истребовать от арендатора выплаты, соразмерные тем расходам, которые он понес за время использования последним предмета аренды, в том числе и коммунальных услуг.

Существует две альтернативы решения вопроса о возмещении коммунальных услуг лицом, выступающим в качестве арендатора:

  1. Указать условие непосредственно в договоре аренды, соц. найма;
  2. Оформить в виде отдельного соглашения с отсылкой к договору аренды.

При составлении соглашения необходимо учесть некоторые моменты:

  • Счет на оплату от ресурсоснабжающей организации выставляется на имя собственника помещения, которому необходимо своевременно уведомить арендатора о текущем долге;
  • Применяются общие правила оформления (письменная форма, наличие существенных условий, два экземпляра, без исправлений и помарок, удостоверение подписями сторон);
  • Предусмотреть условие о индексации размеров возмещения, которые могут быть спровоцированы изменением тарифов на ресурсы.

Договор на возмещение коммунальных услуг арендатором лучше оформлять обособленно от основного договора аренды, что позволит наиболее детально описать все условия погашения обязательств.

образец договора на возмещение коммунальных услуг

Как оформить договор

По соглашению, арендатор может либо производить выплаты самостоятельно и предоставлять отчетность (чеки) арендодателю, либо передавать последнему оговоренную сумму коммунального бремени.

Помимо этого, расчет возмещения коммунальных услуг арендатором может производиться:

  1. Заранее фиксированной суммой (исходя из суммарной площади помещения, реализуемого по арендным отношениям);
  2. Зависеть от показателей приборов учета;
  3. В смешанном виде (часть платежей фиксированные, часть – плавающие).

В конструкции договора стоит предусмотреть некоторые важные условия, в числе которых:

  • Предмет договора (возмещение текущих коммунальных платежей за определенный период проживания с указанием, какие именно услуги входят в перечень);
  • Права и обязанности каждого участника договора;
  • Стоимость услуг и порядок их расчета;
  • Сроки внесения платежа (как правило, их взнос производится ежемесячно, либо ежеквартально);
  • Санкции за невыполнение условий оплаты (пеня, расторжение договора – при неоднократном нарушении);
  • Способ внесения платежа (на руки собственнику помещения, через расчетно-кассовые пункты, напрямуюресурсоснабжающей организации);
  • Порядок разрешения спорных ситуаций и условия расторжения соглашения.

Чтобы облегчить себе жизнь можно прописать все расходы в обоюдно согласованном договоре об аренде помещения или включить в стоимость аренды. Но если этого не произошло то нужно действовать следующим образом.

По закону 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, которое находится в помещение также сдаётся в аренду арендатору. Его сдача должна происходить вместе со всеми документами на это имущество.

Помещения – нежилые помещения, занимаемые Потребителем и расположенные по адресу: г. Москва, ул. ________________________, д. __, строение № __, общей площадью _______ кв.м. на праве ________________, запись регистрации _________________, свидетельство серии _______ № ________________ (копия свидетельства — Приложение № 1).

1.2. Услуги – поддержание в надлежащем санитарном состоянии прилегающей к Помещениям внутренней территории двора строения № _, расположенного по адресу: г.

Производить своевременные и качественные работы по ликвидации аварий и профилактическому ремонту инженерного оборудования ЦТП, магистральных трубопроводов и электрических сетей.

2.1.3. В 10-дневный срок рассматривать поступившие от Арендатора жалобы и предложения по предмету Договора. Принимать необходимые меры по их разрешению.

ГЛАВА 33

Расчеты между арендодателем и арендатором за коммунальные услуги нередко производятся на основании посреднических договоров, в частности, договора комиссии или агентского договора (ст. ст. 990, 1005 ГК РФ). Условие о посреднических отношениях между сторонами можно включить и в договор аренды, потому что организации свободны при заключении договора и могут заключать договор, содержащий элементы различных договоров (ст.

421 ГК РФ). Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на «коммуналку». Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее – коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.

Поскольку счет-фактура выставлен на всю сумму арендной платы, то арендатор вправе принять к вычету всю сумму НДС, относящуюся к арендной плате, в том числе и по коммунальным услугам. Такой же позиции придерживаются контролирующие органы (см. , например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27. 12.

2010 N А56-7049/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 06. 08. 2009 N А28-4660/2008-111/21). Что касается сумм НДС, предъявленных поставщиками коммунальных услуг, то, по нашему мнению, арендодатель принимает их к вычету в полном размере в общеустановленном порядке. Ведь услуги приобретаются для операций, облагаемых НДС (п.

составление Договор на возмещение жкх с арендатором

2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Такую же позицию высказали ФНС России в Письме от 04. 02. 2010 N ШС-22-3/[email protected] и некоторые суды (см. , например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21. 12. 2009 N А63-8994/2004-С4-9, от 11. 06. 2009 N А53-18515/2008-С5-27).

Как назначается компенсация

Отечественное законодательство устанавливает перечень граждан, которые вправе воспользоваться компенсацией трат по коммуналке:

  • семейства, в которых воспитываются 3 и более несовершеннолетних (заявители из подобных семей являются более приоритетными на получение жилищных субсидий);
  • семьи, нуждающиеся в финансовой поддержке вследствие небольшого дохода;
  • инвалиды – данные лица вправе претендовать на получение компенсации в размер 50% от траты на коммуналку;
  • люди, обладающие званием «Ветеран труда»;
  • пожилые люди, получающие пенсионные выплаты по старости;
  • дети-сироты до 18 лет, у которых есть жилье;
  • ветераны ВОВ;
  • чернобыльцы;
  • матери-одиночки;
  • сотрудники бюджетных учреждений – например, учителя или врачи;
  • официально безработные лица, состоящие на учете в центре занятости.

Дополнительно на получение льгот могут претендовать собственники и арендаторы государственного жилья.

Герои СССР лишаются обязанности каждый месяц оплачивать коммуналку.

В казенном учреждении при сдаче недвижимости в аренду доходы, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных расходов, направляются в соответствующий бюджет. При возмещении коммунальных расходов объект обложения НДС не появляется. В бюджетном учреждении доходы от платы за возмещение коммуналки не имеют определенного законодательством порядка учета.

Согласно отечественному законодательству, люди, которые являются гражданами иностранных государств, а также должники по коммуналке пользоваться льготами не вправе. Если человек оформил договор на погашение задолженности по ЖКХ, то оформлять компенсацию он также не может.

Наконец, воспользоваться льготами не имеют права пенсионеры, которые:

  • являются арендаторами и снимают жилое помещение у частников;
  • являются получателями пожизненной ренты.

Заявителю потребуется посетить отдел соцзащиты населения или МФЦ, после чего написать заявление о том, чтобы воспользоваться рассматриваемыми льготами.

Заявление должно отражать в себе такие сведения:

  • название уполномоченного органа по оформлению субсидий, в которое обращается заявитель;
  • информация о заявителе: ФИО, контактные данные для связи (мобильного и стационарного телефона), адрес проживания;
  • просьба предоставить субсидию заявителю и членам его семьи: ФИО близкого человека, степень родстве, его паспортные данные, наличие льгот;
  • адрес регистрации семьи заявителя;
  • название банка, лицевой счет, на которые будут перечисляться субсидии;
  • перечень прилагаемой документации;
  • дата составления заявления, подпись обратившегося лица.

Помимо этого, человеку необходимо предоставить такой пакет документации:

  • паспорт;
  • справка, устанавливающая тот факт, что заявитель действительно обладает правами на льготы;
  • выписка из домовой книги;
  • последние квитанции, которые заявитель оплатил, подтверждающие отсутствие задолженностей;
  • ксерокопия сберкнижки или карты – на них специалисты ежемесячно будут переводить финансовые льготы.

Если у человека сформировалась задолженность по коммуналке, то он предварительно должен ее оплатить – иначе в предоставлении льготы ему откажут.

Также в предоставлении льготы заявителю откажут в следующих ситуациях:

  • человек лишился права на получение компенсации;
  • человек не зарегистрирован по адресу своего проживания;
  • размер компенсации больше оплаты коммунальных услуг;
  • заявителем предоставлен неполный пакет требуемой документации.

Денежный возврат предоставляется гражданам по адресу проживания. Необходимо, чтобы нормативы потребления были больше, чем суммы расчетов по квитанции.

Каждый месяц человек, пользующийся компенсацией, получает оповещение в письменном виде, которое содержит в себе такие сведения:

  • сумма компенсации;
  • указание коммунальных услуг, на которые распространяется льгота;
  • перерасчет;
  • квитанции по оплате коммунальных услуг.

Длительность действия субсидии – полгода с даты подачи заявления, после чего процедуру по оформлению льгот потребуется провести повторно.

Финансовые компенсации за оплату коммуналки начисляются каждый месяц до 10 числа на лицевой счет собственника жилья. Подобные компенсации не облагаются налогами, их допускается потратить на оплату любой коммунальной услуги.

Отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 Гражданского кодекса. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

616 ГК РФ). К таким расходам, в частности, относятся коммунальные расходы, сумма которых из месяца в месяц изменяется. В этих письмах указывается, что в случае если договором аренды предусмотрены обязанности по уплате фактически потребленных коммунальных расходов и расходов на оплату услуг связи на арендатора, указанные расходы он включает в состав материальных и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

Возмещение расходов по коммунальным услугам

Также в нем приведен перечень этих документов: счета арендодателя, составленные на основе аналогичных документов, выставленных арендодателю коммунальными службами, в отношении фактически используемых арендатором этих услуг. В этой связи интересно мнение Минфина России, обнародованное в недавно вышедшем письме ФНС России от 23. 04. 2007 г.

№ ШТ-6-03/[email protected] о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения ­указанные расходы не включаются.

Из этого делается вывод, что денежные средства, полученные арендодателем от арендатора в виде компенсации стоимости коммунальных платежей (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т. д. ), в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС. Следовательно, суммы НДС, уплаченные арендодателями поставщикам коммунальных услуг, в том числе в части, потребляемой арендаторами, принимаются к вычету у арендодателя на основании статей 169, 171, 172 Налогового кодекса. Арендатор также может принять НДС к вычету по указанным (компенсируемым арендодателю) расходам только на основании счетов-фактур.

В то же время размер арендной платы может меняться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но, в соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса, не чаще одного раза в год. По этой причине на практике чаще всего по договору аренды арендатор компенсирует арендодателю долю стоимости потребленных им коммунальных услуг отдельно от арендной платы. Арендодатель напрямую заключает договоры с организациями, оказывающими коммунальные услуги.

Те в свою очередь ежемесячно представляют арендодателю первичные документы на их услуги, а также выставляют счета-фактуры. Общая стоимость коммунальных услуг определяется по фактическому их потреблению на основании счетов, выставленных коммунальными службами. Однако совершенно иную точку зрения по данному вопросу высказывает УФНС России по Московской области в своем письме от 03. 02. 2005 г.

2 ст. 153 НК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Как отразить в бухгалтерском учете медучреждения средства, поступившие от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг?

Бюджетное учреждение — арендодатель оплачивает указанные услуги перечислением средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

Тем не менее многие бухгалтеры рассматривают возмещение расходов в качестве бюджетной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector