Учетная политика организации: образец, как и кем формируется, из чего состоит

Виды учётной политики

Учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя.

В учетной политике учреждения обязательно утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, а также забалансовые счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии со спецификой учреждения и полноты учета и отчетности (об учете на забалансовых счетах мы писали в журнале «Бюджетный учет» N 12/2007, с. 45);
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • формы учетных регистров. Приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 123н предусматривает возможность внесения в регистры бюджетного учета дополнительных реквизитов;
  • порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера основного средства (п. 18 Инструкции N 25н);
  • методы оценки видов имущества и обязательств;
  • порядок документооборота;
  • технология обработки учетной информации. В связи с существованием различных возможностей обработки учетной информации в учетной политике необходимо указать характеристики используемой в учреждении программы;
  • срок, на который выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Методика учетной политики отражена в Инструкции N 25н.

В положении можно отразить следующие моменты:

  • учет основных средств осуществляется в соответствии с п. п. 10 — 22 и 38 — 46 Инструкции N 25н;
  • учет нематериальных активов осуществляется в соответствии с п. п. 23 — 28 Инструкции N 25н;
  • учет непроизведенных активов осуществляется в соответствии с п. п. 29 — 37 Инструкции N 25н;
  • учет материальных запасов осуществляется в соответствии с п. п. 47 — 60 Инструкции N 25н;
  • учет исполнения сметы расходов по бюджету;
  • учет движения денежных средств на лицевых счетах;
  • учет движения наличных денежных средств;
  • учет расчетов по оплате труда;
  • учет фактических расходов отражается на счетах 0 401 01 200 «Расходы учреждения» и 0 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в разрезе необходимой аналитики;
  • учет исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, целевых поступлений.

Если учреждение сдает в аренду имущество, то в данном разделе необходимо прописать порядок отражения операций по сдаче имущества. Особое внимание уделить вопросу отражения арендной платы. Арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (Приказ Минфина России от 30 июня 2004 г. N 57н).

В настоящее время мониторы, системные блоки, принтеры, клавиатуры и другие комплектующие компьютерной техники, которые приобретаются отдельно, а не в комплекте, должны учитываться по статье 340. Ранее указанная техника приобреталась по статье 310 и учитывалась как отдельные инвентарные объекты. До перевода их в состав материальных запасов учреждение должно отразить этот момент в приказе по учетной политике.

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Учетная политика организации: образец, как и кем формируется, из чего состоит

Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:

  • изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
  • налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности.

Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении используемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике учреждения для целей налогообложения.

В перечень методических вопросов включаются методы оценки объектов бюджетного учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет различных источников финансирования:

  • оценка стоимости основных средств при приобретении, сооружении и изготовлении (п. 12 Инструкции N 25н);
  • оценка нематериальных активов при приобретении, изготовлении (п. 24 Инструкции N 25н);
  • оценка непроизведенных активов (п. 29 Инструкции N 25н);
  • классификация основных средств (п. 22 Инструкции N 25н);
  • метод амортизации основных средств (п. 38 Инструкции N 25н);
  • оценка материальных запасов и готовой продукции (п. 49 Инструкции N 25н);
  • списание (отпуск) материальных запасов (п. 55 Инструкции N 25н);
  • оценка финансовых активов (п. п. 111, 132, 135 Инструкции N 25н);
  • порядок определения себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ;
  • порядок распределения накладных расходов. Накладные расходы могут распределяться:
  • пропорционально заработной плате работников, непосредственно занятых выпуском продукции (выполнением работ, оказанием услуг);
  • пропорционально стоимости израсходованных материалов;
  • пропорционально всей сумме прямых расходов;
  • порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности и используемых в приносящей доход и бюджетной деятельности.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей налогового учёта

Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  1. Стандартный план счетов.
  2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.
  3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
  4. Способ начисления линейный:
    • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  5. Способ начисления амортизации нематериальных активов:
    • линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  6. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:
    • по средней себестоимости;
  7. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:
    • в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
  8. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:
    • по покупным ценам (без учёта наценки);
  9. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:
    • доходы от обычных видов деятельности;
  10. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):
    • по мере готовности работы, услуги, продукции;
  11. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:
    • метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;
    • кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.
  2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:
    • по стоимости единицы запасов (товара);
    • по средней стоимости;
    • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
    • по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод ЛИФО с 01.01.08 г в соответствии с законодательством РФ не применяется в бухгалтерском учёте, но применяется в налоговом учёте.

  1. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:
    • линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);
    • нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Как она формируется?

Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:

  • непрерывность работы;
  • обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
  • временное определение фактов хоздеятельности;
  • последовательность ее внедрения.

Создает ее на предприятии главный бухгалтер для нужд бухучета в соответствии с Положением, а согласует руководитель (п. 5 ПБУ 1/98, согласованного приказом Минфина РФ №60н от 9 декабря 1998 г.).

Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.

Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.

В соответствии с утвержденным планом, организация проводит самостоятельную разработку рабочего плана счетов, из всех счетов она может выбирать необходимые, вводить другие синтетические счета со свободными кодами.

Компания проводит самостоятельный выбор формы учета (упрощенная, журнально-ордерная и пр.), списка учетных регистров, их поэтапности, построения и методов фиксации в них. Самостоятельно разрабатывается система внутрипроизводственной отчетности, учета и контроля в соответствии с особенностями функционирования и норм производственного управления.

Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы. Согласованная в приказе учетная политика — это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.

Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.

В ее состав должны входить приложения, в том числе документооборот, формы внешних бухотчетов, рабочий счетный план.

Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.

Нужна ли регистрация в ФНС?

Часто налоговые органы не принимают годовые отчеты без этого документа. Но если он остается неизменным, то можно указать этот факт в сопроводительном письме к отчетности. Некоторые контролирующие структуры могут потребовать документацию при проведении выездных или камеральных проверок.

Ведением политики занимаются все организации, а у индивидуальных предпринимателей ее нет из-за отсутствия бухучета.

В ней должны обеспечиваться следующие условия:

  • своевременное и полноценное отражение в бухучете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
  • признание обязательств и расходов без образования скрытых резервов;
  • рациональное ведение бухучета в соответствии с величиной и условиями хозяйствования компании.

Недавно созданная при реорганизации фирма формирует избранную политику учета согласно основным правилам не позже 3 месяцев со времени госрегистрации юридического лица.

Как составить учетную политику для целей бухучета

Проводится согласование следующих документов:

  • рабочего плана счетов бухучета;
  • форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
  • способы оценки обязательств и активов;
  • последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
  • техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
  • последовательность контроля хозяйственных операций;
  • остальные операции для организации бухучета.

Компания должна раскрывать утвержденные методы ведения бухучета, оказывающие воздействие на принятие решений заинтересованными лицами. К существенным методам их ведения относятся те, без которых не проводится оценка денежного положения организации, движения ее финансов или результатов деятельности.

К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.

Также раскрытию подвергаются:

  • методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
  • принятые сроки эксплуатации объектов;
  • объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.

По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:

  • методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
  • способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
  • сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.
Посмотреть календарь бухгалтера на 2016 год вы можете в этой статье.

О том, что включает в себя кадровое делопроизводство, вы можете прочитать тут.

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:—  полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;—  своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;

—  приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Сдача в инспекцию

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Учетная политика должна включать в себя:—  рабочий план счетов;—  формы первичных документов;—  регистры бухучета;—  формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);—  порядок проведения инвентаризации;—  методы оценки активов и обязательств;—  порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;—  порядок контроля за хозяйственными операциями;—  другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель).

Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Ответ: да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета.

Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Внесение изменений

Документ может быть изменен в следующих ситуациях:

  • при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
  • при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
  • при значительном изменении условий работы.

Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.

Изменения в документации должны быть обоснованными, оформленными в соответствующем порядке. Они вводятся с начала нового года, который следует после их согласования.

Учетная политика организации: образец, как и кем формируется, из чего состоит

Оценка последствий изменений, которые могут отразиться на движении финансов, денежном положении или результатах деятельности компании, выражается в деньгах. Оценка осуществляется по выверенным данным на срок, с которого используется измененная методика ведения бухучета. Существенные методы его ведения должны быть раскрыты в пояснительной записке, прилагающейся к отчетам за прошедший период. В промежуточные отчеты могут не входить сведения о политике учета, если за прошлый год в ней не было изменений.

Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.

Отражение доходов для целей налогообложения

  1. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:
    • резерв по сомнительным долгам;
    • резерв по гарантийному ремонту;
    • резерв по ремонту основных средств;
    • резерв на оплату отпусков и вознаграждений;
    • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
  2. Метод исчисления налога на добавленную стоимость:
    • «по отгрузке» — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;
    • «по оплате» — по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:

  • технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
  • технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
  • технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
  • метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
  • возможность создания резервов с регулировкой налога на прибыль.

Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.

Бюджетные учреждения применяют общие правила налогового учета доходов и расходов, установленные в гл. 25 Налогового кодекса.

Необходимо выбрать систему исчисления налоговой базы при расчете налога на прибыль, которая определяется на основе порядка группировки и отражения объектов и хозяйственных операций:

  • только в бухгалтерском учете;
  • одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете;
  • только в налоговом учете.

Доходы, получаемые бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, делятся на доходы, полученные от реализации товаров, работ и услуг, и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

В данном разделе необходимо отразить один из методов признания доходов:

  • метод начисления (ст. 271 НК РФ);
  • кассовый метод (ст. 273 НК РФ).

При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 Налогового кодекса. Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Учетная политика организации: образец, как и кем формируется, из чего состоит

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст. 252 НК РФ).

В данном разделе следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли. Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу (ст. 273 НК РФ), а если доходы признаются по методу начисления, то и расходы — по методу начисления (ст. 272 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования Налогового кодекса, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов. Налоговый кодекс предлагает следующий перечень прямых расходов (ст. 318 НК РФ):

  • затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (ст. 255, ст. 264 НК РФ);
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (пп. 3 п. 2 ст. 253, ст. 259 НК РФ).

Учреждение может устанавливать свой перечень прямых расходов, отличный от того, который предусмотрен в ст. 318 Налогового кодекса, с отражением его в учетной политике.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 Налогового кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 Налогового кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом.

Необходимо обеспечить раздельный учет транспортных средств, не являющихся объектами обложения транспортным налогом.

создание учетной политики в организации

Согласно п. 2 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса часть транспортных средств, перечисленных в этом пункте, не является объектом обложения транспортным налогом. Это:

  • весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Целесообразно выделить в приказе об учетной налоговой политике отдельный пункт, перечисляющий транспортные средства, не подлежащие налогообложению.

Методика такого раздельного учета (выборка объектов по шифрам, инвентарным номерам, наименованиям и местам нахождения транспорта, по другим признакам) позволит избежать возможных ошибок при исчислении транспортного налога, особенно в учреждениях, имеющих обособленные подразделения и разнообразный транспортный парк.

При исчислении налога на имущество налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущества (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств и отражаемого в активе баланса. Налоговая база определяется в порядке, установленном ст. 376 Налогового кодекса.

Необходимо обеспечить:

  • раздельный учет имущества, не учитываемого при налогообложении;
  • обособленное выделение в учете остаточной стоимости основных средств и имущества, подлежащего принятию в состав основных средств, подлежащего налогообложению, по следующим группам:
  • объекты, место фактического нахождения которых совпадает с местом нахождения головной организации;
  • объекты, место фактического нахождения которых совпадает с местом нахождения каждого обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;
  • объекты недвижимого имущества, фактически находящиеся вне места нахождения головной организации и обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (кроме объектов, имеющих место нахождения в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ);
  • объекты, имеющие место нахождения в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ;
  • объекты, облагаемые по разным налоговым ставкам.

Методика ведения раздельного учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество должна быть приведена в приложении к приказу об учетной политике.

Также необходимо обеспечить формирование в учете информации об имуществе, подлежащем налогообложению, но не числящемся на балансе учреждения. Сюда входят:

  • объекты, внесенные в совместную деятельность (по договору простого товарищества);
  • объекты, переданные в доверительное управление;
  • объекты, переданные в лизинг, учитываемые на балансе лизингополучателя.

Методика ведения учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество приводится в приложении к приказу.

А.А.Комлева

Прочие нюансы

Следует отметить другие детали документа:

  • Обязательная индивидуальность. При разработке должна учитываться специфика деятельности компании (инвесторные потребности, особенности отрасли, краткосрочные и длительные планы менеджмента и остальные факторы).
  • Высокая гибкость. Должны быть ссылки на корпоративные локальные нормативы организации с их дальнейшей разработкой.
  • Максимальное использование прав, предоставленных законом. Должны расписываться все детали Положения по бухучету, 25 главы НК, других законодательных положений, влияющих на деятельность предприятия.
  • Обоснованность. Должны указываться ссылки на акты, по которым предлагаются решения.

Предприниматели и государства ведут разнообразную экономическую деятельность. Единый рецепт УП, пригодный для всех, выписать невозможно. В любом случае следует руководствоваться описанными в этой статье нормами.

Обычно некоммерческие организации не стремятся получить прибыль. Но иногда они оказывают платные услуги. Тогда в рабочем плане указываются счета, по состоянию которых рассчитываются доходы и расходы от коммерческих действий.

Если предприятие ведет внешнеэкономическую деятельность, то указывается методика перерасчета валюты иностранных государств. Также необходимо отражать методы расчета курса и курсовых разниц, информацию о ВЭД, специфику расчетов в рублях и в другой валюте.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Расчеты с бюджетом

Установить, что авансовые платежи по налогу на прибыль осуществляются либо путем внесения только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, либо путем внесения ежемесячных авансовых платежей в порядке, установленном в следующем пункте положения.

Установить, что ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль осуществляются либо равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, либо исходя из фактической полученной прибыли, подлежащей налогообложению, нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия