Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Нормативные документы

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики наделены правом на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Однако, прежде чем говорить о реализации данного права, следует зафиксировать наличие фактической переплаты по тем или иным платежам.

В этом случае следует упомянуть о ст. 32 НК РФ, которая корреспондирует с вышеизложенной нормой. В частности, пп. 10, 11 п. 1 данной статьи установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, а также представлять по его запросу справки о состоянии расчетов с бюджетом на основании данных налогового органа.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Кроме того, о проведении сверки говорится и в п. 7 ст. 45 НК РФ, в частности: по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

При этом налоговики могут потребовать от банка копию поручения хозяйствующего субъекта на перечисление налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного на бумажном носителе. В данном случае банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения соответствующего требования.

Также о совместной сверке говорится в ст. 78 НК РФ, регулирующей зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов и сборов, пеней и штрафов (п. 3).

Мы вынуждены констатировать тот факт, что действующая редакция Налогового кодекса не содержит порядка проведения совместной сверки. Возникает резонный вопрос: чем же руководствоваться налогоплательщикам, да и контролирующим органам при проведении совместной сверки?

Для начала вспомним, что согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые контролерами в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, а также порядок их заполнения утверждаются ФНС {amp}lt;1{amp}gt;.

На данный момент порядок проведения совместной сверки установлен разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами {amp}lt;2{amp}gt; (далее — Регламент). Согласно п. 6.1 Приказа ФНС России N САЭ-3-01/444@ данный документ вступил в силу с 01.11.2005, причем он является обязательным к применению всеми налоговыми органами, инспекциями в том числе.

Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Следует отметить, что налоговики в 2007 г. предпринимали попытку усовершенствовать порядок совместной сверки, однако она не увенчалась успехом {amp}lt;3{amp}gt;.

При применении Регламента нужно учитывать, что данный документ носит рекомендательный характер, поскольку он не проходил государственную регистрацию в Минюсте.

Акт сверки состоит из двух разделов и титульного листа, на котором указывается информация о налогоплательщике, в частности наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН, КПП (для организаций). Кроме того, на титульном листе акта указываются период, за который произведена сверка, и дата, по состоянию на которую она проведена, а также вид налога, его код бюджетной классификации (КБК) и ОКАТО.

Разделы 1 и 2 заполняются отдельно по каждому виду налога и КБК {amp}lt;5{amp}gt;. Их подписывают должностное лицо налогового органа и хозяйствующий субъект (его представитель).

В разд. 1 (кратком) отражаются задолженность (переплата) по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за пользование бюджетными средствами, а также сумма денежных средств, списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, и сумма невыясненных платежей.

Раздел 2 (более подробный) состоит из четырех подразделов. В первом отражают сальдо по налогам, пеням и штрафам на начало сверяемого периода. Во втором — данные о начислении налогов, пеней и штрафов и их уплате. Здесь же приводят информацию о переходе налоговой задолженности при реорганизации, а также о возврате хозяйствующему субъекту излишне уплаченных налогов.

В третьем подразделе отражают сальдо по налогам, пеням и штрафам на конец сверяемого периода. И наконец, в четвертом — указывают суммы денежных средств, списанные с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету бюджетных доходов (например, по причине допущенной ошибки в платежном документе).

В случае несогласия с данными акта совместной сверки налогоплательщику в разд. 1 следует указать «Согласовано с разногласиями» и в графе 4 по строке с суммой, по которой он не согласен, указать свою сумму (по данным налогоплательщика).

Кроме того, актом сверки предусмотрено, что налоговый орган и налогоплательщик в конце (в специально отведенных строках) указывают свое мнение относительно выявленных расхождений, а также предложения по устранению разногласий. Если в конечном итоге расхождения по акту не устранены, указывается причина.

Сверка по заявлению налогоплательщика

В соответствии с действующим законодательством совместная сверка может быть произведена как по инициативе самого налогового органа, так и по требованию плательщика.

Алгоритм проведения данной процедуры определен приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. No САЭ-3-01/444@. В обязательном (принудительном) порядке расчетная сверка производится в следующих ситуациях:

  • плательщик отнесен к категории крупнейших;
  • при ликвидации/реорганизации фирмы;
  • при снятии фирмы с налогового учета;
  • при смене налогового органа;
  • по требованию плательщика.

В определенных случаях ФНС может лично инициировать внеплановую сверку расчетов. Как показывает практика, такое происходит в случае выявления излишней уплаты налогов в бюджет. Данная ситуация регламентирована статьей 78 НК РФ. Более того, если плательщик самостоятельно запрашивает проведение процедуры, то согласно статье 32 НК РФ налоговая служба вынуждена ее провести.

Согласно действующему приказу ФНС России от 13.06.2013 года NoММВ-7-6/196@, провести совместную сверку возможно дистанционно. Для того чтобы воспользоваться данной возможностью, необходимо обратиться к официальному сервису под названием «Информационное обслуживание налогоплательщиков» (ИОН).

В настоящий момент ИОН заключается в предоставлении плательщику в электронном формате такой документации по расчетам, как:

  • справка о состоянии;
  • акт сверки;
  • перечень деклараций и бухотчетности;
  • выписки операций;
  • справка об уплате.

Благодаря данному сервису налогоплательщик самостоятельно формирует запрос в электронной форме, подписывает его с помощью ЭЦП и направляет в налоговую по месту учета.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Ответ плательщику сформируется в автоматическом режиме (за исключением подтверждающей справки об исполнении обязанности по уплате) и будет предоставлен на следующий за днем отправки запроса день.

Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Таким образом, своевременная сверка расчетов позволяет организации не только вовремя выявить ошибки, но и избежать множества неблагоприятных ситуаций. Именно поэтому крайне важно держать под контролем всю бухгалтерскую отчетность предприятия и пользоваться возможностью проведения сверки с бюджетом.

В 2018 году в обязательном порядке сверка с ИФНС по налогам и страховым взносам проводится в названных ниже ситуациях:

  • при переходе организации или ИП из одной ИФНС в другую;
  • при ликвидации (реорганизации);
  • по инициативе организации или ИП;
  • ежеквартально коммерческими организациями – крупнейшими налогоплательщиками.

В настоящее время порядок проведения сверки регулируется разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками {amp}lt;*{amp}gt; (далее — Регламент) (Письмо ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@). В нем приведен ряд случаев, когда данное мероприятие налогового контроля проводится в обязательном порядке:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах (например, при зачете или возврате излишне уплаченного учреждением налога).

Кроме того, налогоплательщик может провести сверку расчетов с бюджетом по собственной инициативе по завершении календарного года, являющегося налоговым периодом для многих налогов и сборов. При этом в Налоговом кодексе не установлено ограничение периода, который может быть охвачен сверкой начисленных и уплаченных налогов и сборов.

Медицинские учреждения, которые регулярно осуществляют сверку расчетов с бюджетом, проводят данное мероприятие за календарный год. Такая регулярность осуществления сверки упрощает проведение этой процедуры и позволяет не накапливать ошибки и расхождения нескольких налоговых периодов. Поэтому учреждению здравоохранения лучше не ждать наступления оснований, при которых сверка проводится в обязательном порядке, а проявить самому инициативу в осуществлении сверки расчетов с бюджетом по итогам налогового периода.

Расхождения, выявляемые при сверке расчетов с бюджетом, могут быть допущены по вине либо налогоплательщика, либо налоговиков, третьего не дано. Начнем с налоговиков, по вине которых может возникнуть неразбериха в лицевых счетах налогоплательщиков.

Как показывает практика, порой инспекторы так завалены работой, что просто не успевают вовремя разносить платежки или вводить отчетность налогоплательщиков, что приводит к несвоевременному отражению всей информации в карточке лицевого счета. В итоге сравнить расчеты с первого раза не всегда удается.

Представим обратную ситуацию, когда расхождения возникли по вине налогоплательщика. Тогда инспектор готовит уведомление и направляет его налогоплательщику (п. 3.4.6. Регламента). В уведомлении указывается, что ошибка, выявленная по результатам сверки, допущена налогоплательщиком, поэтому он должен искать причины расхождения своих сведений с данными инспекции.

Налогоплательщику можно посоветовать проверить свои данные еще раз и при обнаружении ошибки подать в инспекцию уточненную декларацию за период, охватываемый сверкой расчетов. Для представления уточненной декларации не установлено сроков — ее можно подать в любой момент, как только будут выявлены ошибки в расчетах с бюджетом по налогам.

По результатам сверки может оказаться, что налогоплательщик уплатил в бюджет меньше, чем начислил. Тогда причина, возможно, кроется в ошибках, допущенных при заполнении платежного поручения, которые попадают в недошедшие налоговые платежи. Для того чтобы избежать таких последствий, нужно уделить внимание заполнению платежных документов.

Платежное поручение как расчетный документ оформляется на бланке установленной формы, которая приведена в Приложении 1 к Положению о безналичных расчетах в РФ {amp}lt;*{amp}gt;. В платежном поручении отражается вся информация, необходимая для проведения безналичных расчетов между юридическими лицами. В контексте данной статьи нас интересует информация, которая указывается при перечислении налогов.

Заметим, в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей, утвержденные Приказом Минфина России N 106н, внесены изменения Приказом Минфина России от 01.10.2009 N 102н. В нем уточнено, что расчетные документы, плательщиками по которым являются получатели средств бюджета, заполняются по каждому получателю средств бюджета в соответствии с правилами, установленными Положением о безналичных расчетах в РФ.

Поле 101. Данный показатель определяет статус налогоплательщика. Перечислим основные коды, которые могут быть указаны бюджетным учреждением в этом поле при перечислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды:

  • 01 — при перечислении в бюджет налога на прибыль, НДС, налога на имущество, транспортного налога, взноса на страхование от несчастных случаев;
  • 02 — при перечислении от имени налогового агента НДФЛ в бюджет за работников учреждения, а также при перечислении НДС, если учреждение выступает в роли налогового агента — арендатора муниципального или государственного недвижимого имущества;
  • 14 — при перечислении ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование работников от имени налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам.

Остановимся на последнем двузначном показателе статуса (14). По поводу его применения у бюджетных учреждений могут возникнуть сомнения, однако в Приказе Минфина России N 102н есть прямое указание на пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, в котором поименованы организации, выступающие в роли плательщиков ЕСН. К ним относятся и бюджетные учреждения, поэтому они тоже указывают двузначный код статуса (14) при перечислении ЕСН в бюджет и взносов на страхование работников в Пенсионный фонд, уплату которых пока также контролируют налоговые органы. Следующие налоговые поля (104-110) выделены в платежке в отдельную строку.

Поле 104. В нем указывается показатель кода дохода бюджетной классификации конкретного налога, который имеет 20 знаков и может быть только один в расчетном документе. Данные для заполнения этого показателя бюджетное учреждение может взять из Приложения 6 «Главные администраторы доходов бюджетов бюджетной системы РФ» к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ {amp}lt;*{amp}gt;.

Если бюджетное учреждение неправильно указало в платежном поручении КБК, то это еще не повод для штрафа. Обязанность по уплате налога признается исполненной, если в платежном поручении правильно указаны счет казначейства и банк получателя. Поэтому, даже если в результате ошибки в КБК сумма поступила в бюджет другого уровня, возможно уточнение платежа и исправление ошибки в КБК (Постановления ФАС МО от 03.07.

2008 N К-А40/5715-08, ФАС ВВО от 18.08.2008 по делу N А38-407/2008-4-53, ФАС ДВО от 30.03.2009 N Ф03-1121/2009). Однако на практике налоговики считают, что ошибка в КБК, которая привела к перечислению налога в бюджет другого уровня, является неисполнением обязанности по уплате налогов, то есть уточнение КБК может производиться в рамках одного и того же бюджета. Данная позиция ошибочна и может быть успешно оспорена в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2009 по делу N А45-8082/2009).

Как составить запрос акта сверки с налоговой

Для того чтобы налогоплательщики могли сориентироваться в правилах его составления, для письменного заявления на акт сверки с налоговой образец представлен на нашем сайте.

Образец заявления на сверку расчетов с налоговой для такого случая немного отличается от того, который оформляется в письменном виде. Мы его тоже привели на нашем сайте.

Руководителю Инспекции
ФНС России No22 по г. Санкт-Петербургу
Сидорову Василию Ивановичу
ООО «Сатурн»
ОГРН 789355121221
ИНН 74184286223, КПП 123123123
Исх. No_____от __.__.2017 г 121000, г. Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 2

заявление
о проведении совместной сверки расчетов с бюджетом.

Прошу провести процедуру совместной сверки расчетов Общества с ограниченной ответственностью «Сатурн» с бюджетом по налогу на прибыль организаций, НДС и НДФЛ за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2016 года.
Предыдущая сверка расчетов производилась на 1 января 2016 года (акт сверки от 03.02.2016 No352).

Акт сверки прошу предоставить генеральному директору компании лично в руки.

Генеральный директор А.М. Костюшкин
ООО «Сатурн»

Основанием для проведения совместной сверки по инициативе налогоплательщика является письменное заявление, составляемое в произвольной форме {amp}lt;*{amp}gt;. Главное — указать существенную информацию, необходимую для проведения сверки расчетов: наименование бюджетного учреждения (также его ИНН, КПП), период сверки, список налогов и соответствующие им КБК {amp}lt;**{amp}gt;.

Если к этому учреждение добавит свои данные о суммах начисленных и уплаченных им налогов, то инспекторам будет проще провести процедуру сверки. Налогоплательщику нужно помнить, что заявление составляется в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка инспекции о приеме заявления, для того чтобы у налоговиков не было желания затягивать сверку расчетов с налогоплательщиком.

На проведение рассматриваемого мероприятия по инициативе налогоплательщика инспекторам дается 5 рабочих дней, по завершении которых должностное лицо формирует официальный документ — акт сверки. Общий срок сверки не должен превышать 10 рабочих дней (при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика). Этот период может быть увеличен до 15 рабочих дней, если в результате сверки выявлены расхождения между данными инспекции и налогоплательщика.

Итоговый документ при проведении указанного мероприятия — акт сверки. В Регламенте дана ссылка на форму акта сверки, утвержденную Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Однако в настоящее время приоритет имеет форма акта сверки, утвержденная более поздним документом — Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@. В нем два раздела, которые заполняются отдельно по каждому виду налога (сбора).

В разд. 1 указывается сальдо расчетов задолженности по налогам (сборам) с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированная задолженность. В нем также приводятся суммы, фактически перечисленные налогоплательщиками, но не поступившие в бюджет, и невыясненные платежи.

Раздел 2 акта заполняется, как правило, тогда, когда выявлены расхождения между данными инспекторов и налогоплательщика. В этом разделе все вышеперечисленные сведения отражаются более развернуто, в четырех столбцах, один из которых заполняется по данным налогового органа, другой — по данным налогоплательщика.

Напротив каждого вида задолженности фиксируются расхождения (при наличии таковых) и результаты совместной сверки. В дополнение к этому есть еще одна детализация задолженности по сальдо на начало и конец сверяемого периода и по сумме задолженности, образовавшейся в сверяемом периоде. При наличии расхождений в графе «Отметка налогоплательщика о расхождениях» следует указать сумму в рублях по данным плательщика, подписать акт с отметкой «Согласовано с разногласиями».

В заключительной части акта сверки приводятся выявленные разногласия, объяснения их причин, предложения налогового органа и налогоплательщика. При выявлении разногласий, требующих устранения в судебном порядке, разд. 2 акта сверки расчетов подписывается с формулировкой «Разногласия не устранены» с указанием причины разногласий и предложений по их устранению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

ЗД — добровольное погашение задолженности по прошлым периодам;

ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа;

АП — погашение задолженности по акту проведенной проверки.

Если учреждение по каким-либо причинам не заполнило поле, то инспекторы самостоятельно идентифицируют налоговый платеж по наиболее подходящему основанию.

Поле 107 платежного поручения заполняется в отношении каждого налога (авансового платежа) индивидуально, в зависимости от периодичности уплаты, которая может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Это определяет первые два символа для заполнения данного поля (МС — месячный, КВ — квартальный, ПЛ — полугодовой, ГД — годовой платеж).

Поля 108 и 109. Эти поля заполняются обычно нулевыми показателями, если бюджетное учреждение является добросовестным налогоплательщиком. В противном случае в поле 108 указывается номер документа, обусловливающего не добровольную, а принудительную уплату налога (в числе таких документов могут быть требование об уплате налога, акт проверки, решение об отсрочке, рассрочке, реструктуризации задолженности и др.).

В поле 109 платежного поручения проставляется дата документа, на основании которого налоговый платеж уплачивается в принудительном порядке. В отношении текущих добровольных платежей плательщик может поставить в поле 109 дату подписи декларации (расчета), представленной в инспекцию. Но часто платежи уплачиваются раньше, чем представляются декларации (авансовые расчеты), поэтому в таком случае при погашении задолженности по истекшим периодам в поле проставляется нулевой показатель.

НС — уплата налога или сбора;

ГП — уплата пошлины;

ВЗ — уплата взноса;

ПЕ — уплата пени;

СА — уплата санкций.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Скажем несколько слов еще об одном поле, при заполнении которого возникает путаница при перечислении налогов и сборов. Речь идет о поле 21, в котором указывается очередность платежа. Сотрудники банка рекомендуют руководствоваться ст. 855 ГК РФ, в которой прописана очередность списания денежных средств со счета.

Отдельное внимание нужно уделить полю «Назначение платежа». В нем, как правило, отражается дополнительная информация, необходимая для идентификации платежа. Так, при перечислении платежей во внебюджетные фонды можно указать регистрационный номер свидетельства о постановке на учет бюджетного учреждения в качестве страхователя.

Плюс к этому можно идентифицировать составляющие взносов (например, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, или страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной или страховой части трудовой пенсии). В отношении других налоговых платежей можно указать другие нюансы. В частности, если учреждение перечисляет НДС равными частями за налоговый период, то оно может указать, какая часть налогового платежа перечисляется.

Приведем пример заполнения платежного поручения. Учреждение здравоохранения «Городская больница» имеет следующие идентификационные данные: ИНН 5257088101, КПП 525701001, счет в казначействе 40101810400000011102, БИК 042202001. Платежным поручением оно уплачивает вторую часть платежа по начисленному за III квартал 2009 г. НДС в размере 10 510 руб. по сроку 20.11.2009.

Платежные поручения во многих учреждениях заполняются с использованием программно-прикладного продукта, что сводит к минимуму ошибки при заполнении платежек, тем не менее они все же иногда возникают. Причины могут быть самые разные, ведь вводит данные в программу бухгалтер, который не застрахован от ошибок.

                                                         --------¬
¦0401060¦
______________________ ______________________ L--------
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
20.11.2009 -----¬
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ N 110 -------------- ___________________ ¦ 01 ¦
Дата Вид платежа L-----
(101)
Сумма ¦Десять тысяч рублей 00 копеек
прописью¦
¦
-------- -------T-----------------------------T--------T---------------------------
ИНН 5257088101 ¦КПП 525701001 ¦Сумма ¦10 510-00
---------------- ----------------------------- ¦
Бюджетное учреждение "Городская больница" ¦ ¦
-------- ---------------------------
¦Сч. N ¦40101810400000011102
Плательщик ¦ ¦
---------------------------------------------- --------
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. ¦БИК ¦042202001
г. Нижний Новгород --------
¦Сч. N ¦
Банк плательщика ¦ ¦
---------------------------------------------- -------- ---------------------------
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. ¦БИК ¦042202001
г. Нижний Новгород --------
¦Сч. N ¦
Банк получателя ¦ ¦
----------------T----------------------------- --------
ИНН 5257046101 ¦КПП 525701001 ¦Сч. N ¦40101810400000010002
---------------- ----------------------------- ¦
Управление Федерального казначейства -------- --T-----------T------------
по Нижегородской области (ИФНС России ¦Вид оп. ¦01¦Срок плат. ¦
г. Н. Новгород) -------- -----------
¦Наз. пл.¦ ¦Очер. плат.¦ 4 (21)
-------- -----------
Получатель ¦Код ¦ ¦Рез. поле ¦
--------------------------T-----------T-----T- -------- -- --------T-- -----T------
182 103 01000 01 0000 110¦22401000000¦ ТП ¦КВ.03.2009¦ 0 ¦ 0 ¦ НС
(104) ¦ (105) ¦(106)¦ ¦ (108) ¦ (109) ¦(110)
-------------------------- ----------- ----- ---------- ----------- -------- ------
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (вторая часть платежа
за III квартал 2009 г.)
Назначение платежа
__________________________________________________________________
Подписи Отметки банка
_________________________
М.П.
_________________________

В каких случаях может последовать отказ?

  • по инициативе налогоплательщика;
  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Следует отметить, что у каждого из этих вариантов есть свои особенности, которые прописаны в разд. 3 Регламента. В рамках данной статьи рассмотрим наиболее распространенные из приведенных выше вариантов.

На практике довольно часто проведение совместной сверки инициируется налогоплательщиком, поэтому с рассмотрения данного варианта мы и начнем.

Следует отметить, что на практике в определенных случаях налоговый инспектор, ответственный за проведение совместной сверки, отказывает налогоплательщику в сверке расчетов. Как правило, это происходит в следующих случаях:

  • при отсутствии в заявлении информации, позволяющей идентифицировать налогоплательщика (наименования организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, ИНН, подписи руководителя организации или индивидуального предпринимателя, а также печати организации, если письменное заявление на бумажном носителе представлено не на фирменном бланке организации);
  • в случае подписи заявления представителем налогоплательщика без приложения копии доверенности, подтверждающей полномочия представителя в соответствии со ст. 29 НК РФ;
  • при обращении налогоплательщика не по месту учета (то есть не по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства индивидуального предпринимателя, а также нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств).

Таким образом, во избежание разногласий с налоговыми органами, а также в целях экономии времени и сил рекомендуем при оформлении заявления о проведении совместной сверки учитывать вышеизложенное. К тому же следует иметь в виду, что чем конкретнее и четче будет составлено заявление на проведение совместной сверки, тем больше вероятности получить удовлетворительный ответ.

В соответствии с новыми правилами, поводом для проведения сверки по расчетам с налоговой инспекцией может послужить заявление от налогоплательщика.

Акт сверки с налоговой

Напоминаем, что после того, как вышеперечисленные изменения вступят в действие, ряд приказов ФНС потеряет свою актуальность, а именно:

  • Приказ № ММВ-7-17/685 от 16 декабря 2016 года (действует с 24.01.2017);
  • Приказ № ММВ-7-8/781 от 29 декабря 2010 года.

После утверждения документа информация на этой странице будет обновлена.

Статья отредактирована в соответствии с действующим законодательством 22.02.2019

Как выглядит бланк заявления 2019 года?

Результаты сверки налоговая инспекция оформляет специальным актом сверки. Например, в 2016 году действовала форма акта, утвержденная приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494. Эта форма состояла из титульного листа и двух разделов. Первый раздел был предназначен для краткой сверки, а второй раздел – для конкретизированных сведений.

Однако Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685 была утверждена новая форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Новая форма акта применяется с 27 января 2017 года. После этой даты выдавать акт сверки по старой форме налоговики уже не вправе. Новая форма акта сверки 2017 года имеет следующие состав:

  • титульный лист;
  • раздел 1 (общие данные);
  • раздел 2 (более подробная информация по результатам сверки с расшифровкой).

Эта форма продолжает применяться и в 2018 году. Изменения в нее в 2018 году не вносилось.

Далее приведем официально утвержденный бланк акта сверки, с применением которого в 2018 году налоговые инспекции обязаны оформлять результаты сверки. Привести единый и унифицированный образец заполненного акта сверки, разумеется, не представляется возможным, поскольку данные на налогам и взносам в каждом конкретном случае будут разными.

В случае приема налоговым органом письменного заявления лично на втором экземпляре заявления должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками по просьбе хозяйствующего субъекта (его представителя) должно проставить дату и отметку о представлении заявления (п. 3.4.1 Регламента). Впоследствии такая отметка может пригодиться налогоплательщику в случае, если чиновники начнут затягивать сверку.

При подаче заявления уполномоченным лицом налогоплательщика следует приложить копию доверенности, на основании которой оно представляет интересы последнего в налоговых органах (ст. 29 НК РФ). Если налогоплательщик имеет статус юридического лица, то доверенность удостоверяется в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть подписью руководителя и печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Если же налогоплательщик является физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), то доверенность следует заверить у нотариуса.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Следует отметить, что какой-то специальной формы заявления на проведение совместной сверки на данный момент не существует, поэтому оно составляется в произвольной форме. Вместе с тем в качестве ориентира налогоплательщикам можно посоветовать воспользоваться бланком заявления, утвержденным Приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@. Несмотря на то что данный документ с 24.04.2007 утратил силу, предложенная в нем форма заявления вполне применима и сегодня.

В любом случае, какую бы форму налогоплательщик ни выбрал, в заявлении нужно указать информацию о дате совместной сверки, способе получения документов, перечне видов налогов и КБК, по которым хозяйствующий субъект планирует провести совместную сверку, а также желательно привести суммы начисленных и уплаченных налогов за период сверки. Это позволит ускорить процедуру совместной сверки.

Если налогоплательщик не укажет в заявлении дату сверки или способ вручения документов, то сверка будет осуществлена на дату поступления в налоговый орган письменного заявления, а документы по ее результатам направят налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Если в заявлении будет отсутствовать перечень видов налогов, по которым налогоплательщик решил провести сверку, то она будет осуществлена по всем видам налогов (лицевым счетам), по которым открыты налоговые обязательства.

Если по итогам совместной сверки требуется справка об отсутствии задолженности, то заявление с просьбой выдать такую справку можно подать одновременно с заявлением о сверке, это также позволит ускорить процесс рассматриваемой процедуры во времени.

Согласно утвержденному графику формируется разд. 1 акта сверки по каждому налогоплательщику. В случае неявки налогоплательщика для оформления результатов сверки в срок, указанный в пригласительном уведомлении, разд. 1 акта в двух экземплярах отправляется ему по почте через отдел общего обеспечения. К комплекту документов прикладывается уведомление {amp}lt;15{amp}gt;, в котором сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

В остальном порядок проведения совместной сверки аналогичен рассмотренному выше.

Следует отметить, что проведение комплексных сверок — неотъемлемая часть работы бухгалтерии организации, тем более если она отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков. При большом документообороте целесообразно будет разработать регламент проведения сверок {amp}lt;16{amp}gt; совместно с другими подразделениями компании, что позволит бухгалтерии в конечном итоге сократить трудозатраты и значительно повысить производительность труда.

Новый бланк заявления на акт сверки с налоговой 2019 года очень напоминает внешний вид декларации по налогам. Документ состоит всего из одного листа. Заполнение заявления не вызовет особых затруднений. Самое главное, укажите, по каким именно КБК вам необходим акт сверки. Это может быть КБК:

  • по всем платежам;
  • по одному виду.

Максимальный период, за который может быть проведена сверка – три предыдущих года. Текущий год при этом не учитывается.

В случае если плательщик налогов указал вверху заявления ИНН, то следующие реквизиты указывать необязательно:

  • код вида документа;
  • серию, а также номер паспорта заявителя;
  • день получения паспорта.
icon

После того, как новый бланк заявления будет утвержден официально, документ, который составлен налогоплательщиком в свободной форме приниматься не будет.

Форму дополнили, чтобы сделать пригодной для сверок и по взносам. В документ теперь могут включаться сведения не только по налоговым платежам и соответствующим пеням и штрафам, но и аналогичная информация по взносам, вносимым в страховые фонды.

Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Образец акта сверки с налоговой приводится на нашем сайте.

Если в платежном поручении допущены ошибки?

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип платежа, налоговый период или статус плательщика.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В заявлении, составленном в произвольной форме, указываются сведения о платежном поручении, заполненном с ошибкой, а также приводятся правильные реквизиты налогового платежа. К заявлению следует приложить копии документов, подтверждающих уплату указанного налога и перечисление его в бюджетную систему.

Подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет казначейства. Это может произойти, если неправильно указан номер счета или наименование банка получателя, что случается крайне редко.

После подачи заявления и уточняющих документов может быть проведена совместная сверка уплаченных учреждением налогов (по предложению налогового органа или налогоплательщика). При этом инспекторы имеют право потребовать от банка копию поручения плательщика на перечисление налога, оформленного с ошибкой.

На это банку отводится пять дней со дня получения требования налоговиков. Далее на основании заявления плательщика и акта совместной сверки уплаченных налогов (если сверка проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет на соответствующий счет казначейства.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом

В настоящее время проводится работа по внедрению государственной услуги по информированию налогоплательщиков — физических лиц о суммах задолженности по налогам, текущих начислениях и платежах с использованием интернет-технологий. Уже сегодня в отдельных регионах налогоплательщики — физические лица с любого удобного места с доступом в Интернет могут оперативно ознакомиться со своими налоговыми обязательствами, автоматически сформировать платежный документ и осуществить платеж удобным для них способом. Думаем, в будущем появится возможность оперативной сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам у организаций и бюджетных учреждений.

Эксперт журнала

бухгалтерский учет и налогообложение»

С.КРАВЧЕНКО

Проведение данной процедуры заключается в последовательном выполнении таких шагов, как:

  • подача заявления;
  • получение акта от налоговой;
  • изучение документа;
  • передача акта и сопутствующих документов в ФНС;
  • получение актуализированного акта сверки, подписание документа и возвращение в ФНС;
  • учет результатов.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

При возникновении необходимости в проведении процедуры главбух должен сформировать и подать в налоговую по месту регистрации компании заявление с просьбой подготовить и предоставить акт сверки.

При бумажном документообороте передать в налоговую заявление с просьбой о сверке можно:

  • при посещении ИФНС представителем компании;
  • заказным письмом.

Поданное заявление о проведении процедуры поступает уполномоченному сотруднику — налоговому инспектору. Специалист обязан подготовить запрашиваемый документ и передать его организации в течение следующих пяти дней.

После получения акта главбух предприятия сверяет полученную информацию с данными собственного учета. В случае отсутствия расхождений в значениях бухгалтерия должна передать оба экземпляра документа на подпись вышестоящему руководству. При этом по сверенным пунктам, с которыми компания согласна, соответствующие страницы должны быть отмечены надписью «без разногласий» в соответствующей графе под названием «согласовано».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

При обнаружении несоответствий в виде переплаты в бюджет фирма вправе:

  • зачесть сумму излишне внесенных средств в счет будущих платежей по тому же налогу;
  • зачесть сумму излишне внесенных средств в счет погашения иной налоговой задолженности;
  • вернуть излишне уплаченные средства на банковский счет компании.

В данном случае главбух должен в четвертой графе первого раздела акта сверки отдельно по каждому налогу указать обнаруженные несоответствия. При этом крайне важно указать, что документ подписан с разногласиями, оставив соответствующую подпись.

После выявления всех расхождений и подписания акта руководством компании копии данного документа, заверенные подписью директора и печатью компании, направляются в ИФНС посредством личного визита или отправки письма.

Подписанный без расхождений документ подкалывается инспектором в дело компании, на этом шаге процедуры будет считаться завершенной.

При получении документа, подписанного с разногласиями, сотрудник налоговой сверяет полученные данные и устраняет выявленные несоответствия.

Важно! На устранение ошибок налоговой дается не более пяти дней, после чего инспектору предстоит сформировать и направить предприятию обновленный акт с приложением второго раздела.

Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

После внесения соответствующих корректировок в базу инспектор должен сформировать новый акт сверки на актуальную дату, и в течение последующих трех дней передать два экземпляра документа налогоплательщику.

Актуализированный акт должен быть подписан директором организации и отправлен в ФНС.

Если после уточнения сверки разногласия останутся нерешенными, то целесообразно обратиться к инспектору с просьбой о проведении личной сверки. В таком случае представителю компании потребуется иметь при себе не только доверенность, но и все необходимые для процедуры первичные документы.

Все операции хозяйственной деятельности, в том числе все проведенные зачеты и возвраты бюджетных платежей, должны быть зафиксированы в бухучете предприятия.

Акт сверки состоит из трех частей: титульного листа и двух информационных разделов.

На титульном листе должна содержаться информация:

  • о предприятии;
  • о налоговой инспекции;
  • о налогах, указанных в акте.

Разделы заполняются на каждый налог на отдельной странице. В первом разделе должны содержаться итоговые суммы не только по налогам, но и по сопутствующим пеням, штрафам и процентам на дату создания акта сверки.

Сверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Во втором разделе указывается расшифровка расчетов за выбранный период.

По заявлению плательщика инспектор формирует и направляет компании акт, состоящий лишь из титульного листа и одного (первого) раздела, формой которого предусмотрено специально отведенное место для отметки выявления несоответствий и предложений по их ликвидации.

Инспекция передает предприятию документ в двух экземплярах указанным в заявлении способом.

Форма справки утверждена Приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@. Формируется она на дату, которую налогоплательщик указал в запросе. В нее включается информация по всем налогам, которые обязана уплачивать компания. Включается в нее информация не только непосредственно о налоговом платеже, но также и о состоянии платежей по пеням и штрафам.

Состоит справка из надтабличной части, содержащей сведения о налогоплательщике, номере документа и дате, на которую предоставляются сведения, и табличной части, содержащей информацию о налоговых платежах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В табличной части предусмотрено 10 граф. По каждому налоговому платежу указываются:

  • наименование (графа 1);
  • КБК (графа 2);
  • ОКТМО (графа 3);
  • сальдо по налогам, сборам, страховым взносам (графа 4), пеням (6) и штрафам (8);
  • суммы налоговых платежей, пеней и штрафов, по которым предоставлена рассрочка (графы 5, 7, 9);
  • сальдо по процентам, предусмотренным НК РФ.

Если сальдо приведено со знаком « », то это свидетельствует о наличии переплаты по соответствующему фискальному сбору. Если со знаком «–» — о наличии недоимки.

Анализируя справку, можно сделать вывод, что у ООО «Компания» имеется недоимка по НДС в размере 50 руб. по налогу и 20 руб. по пени. По налогу на прибыль, страховым взносам и НДФЛ имеется переплата.

Если получив справку о состоянии расчетов, вы не согласны с данными ИФНС, считаете, что сведения по какому-либо платежу отражены неверно, то для более подробного анализа следует заказать выписку операций с бюджетом. В нем сведения будут представлены развернуто по каждому начислению налога к уплате и сделанным перечислениям в бюджет.

ООО «Компания», обнаружив сведения о недоимке по НДС, запросила выписку операций по расчетам с бюджетом.

Из выписки видно, что по сроку 25.07 подлежало уплате 20 050 руб., а организация перечислила 20 000 руб. Недоимка по пени — это входящее сальдо на 01.01.2018. При необходимости уточнения возникновения недоимки по пени ООО «Компания» может заказать выписку за предыдущие налоговые периоды (2017 и ранние годы).

Графа Символы и обозначения Описание
Сальдо расчетов Суммы со знаком «–» Задолженность налогоплательщика
Суммы со знаком « » Переплата по налогу, сбору
По виду платежа Сальдированный остаток раздельно по налогу, пени или штрафу
По карточке «Расчеты с бюджетом» Сальдированный остаток суммированно, включая налоги, пени и штрафы
Операция Начислено по расчету Начисления согласно отчетности, предоставленной в ИФНС
Уплачено Платежи налогоплательщика
Сальдо на… Сальдированный остаток. Выводится ИФНС на начало и конец года
Документ Вид: ПП Платежное поручение
Вид: РНалП Налоговая декларация, отчет
Номер Номер платежного поручения, для отчетности предусмотрена особая кодировка: 2019КВ01 — декларация за 1 квартал 2019 г.
Дата Дата сдачи декларации, дата платежного документа
Сумма Дебет Начисления к уплате в бюджет
Кредит Уменьшение налога: уплата, зачет

Особенности сверки по взносам в ПФР

Проведение сверки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование установлено п. 3.5 Регламента. В основном эта норма дублирует положения общего порядка проведения сверки, однако есть и свои особенности, касающиеся сроков проведения данной процедуры и оформления ее результатов. В частности, в течение 10 дней со дня получения заявления формируется справка, а не акт. Если запрос сделан по почте, то срок увеличивается до 12 дней.

С.Н.Кудряшов

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Редактор журнала

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector