Структурное подразделение школы

Выбор оптимальной структуры управления учреждением

Если образовательное учреждение (далее – ОУ) сравнительно невелико, руководитель может осуществлять управление, ставя задачи непосредственно перед работниками. Должность работника в этом смысле  является минимальной структурной единицей учреждения.

В ОУ с большим коллективом такое управление становится невозможным. В этом случае проще объединить работников в группы, за организацию деятельности которых будут отвечать нижестоящие руководители. Иными словами, в учреждении с большой численностью работников целесообразно создавать структурные подразделения.

Руководство деятельностью ОУ, в котором есть структурные подразделения, является многоступенчатым: руководитель учреждения ставит задачи перед руководителями структурных подразделений, а уже эти руководители обеспечивают выполнение задач силами возглавляемых ими работников (при этом, возможно, имея в рамках своего структурного подразделения другие отделы и ставя задачи, в свою очередь, перед их руководством). Вопрос о том, какие именно структурные подразделения должны быть сформированы в ОУ, зависит от его внутренних потребностей.

В крупных учреждениях, как правило, выделяют бухгалтерию, юридический отдел и отдел кадров, а также – независимо от числа работников –  библиотеку и пищеблок. В учреждениях, ведущих приносящую доход деятельность, формируют подразделения платных образовательных услуг и предшкольной подготовки. Если в ОУ ведется масштабная медицинская деятельность, в нем создают медицинский центр, а если есть бассейн – физкультурно-оздоровительное направление.

Виды образовательных организаций по новому закону об образовании претерпели изменения. Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, а именно:

  • филиалы;
  • представительства;
  • отделения;
  • факультеты;
  • институты;
  • центры;
  • кафедры;
  • подготовительные отделения и курсы;
  • научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения;
  • лаборатории;
  • конструкторские бюро;
  • учебные и учебно-производственные мастерские;
  • клиники;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • учебные полигоны;
  • учебные базы практики;
  • учебно-демонстрационные центры;
  • учебные театры;
  • выставочные залы;
  • учебные цирковые манежи;
  • учебные танцевальные и оперные студии;
  • учебные концертные залы;
  • художественно-творческие мастерские;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • спортивные клубы;
  • студенческие спортивные клубы;
  • школьные спортивные клубы;
  • общежития;
  • интернаты;
  • психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию обучающихся;
  • иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.
  1. Структурные подразделения, задачей которых является административное обеспечение деятельности учреждения. К ним относятся юридические, бухгалтерские, финансовые, маркетинговые и PR-службы, отделы, департаменты и т. п. Они формируются, как правило, в крупных учреждениях.
  2. Отделы, задачей которых является осуществление основной деятельности учреждения. К ним относятся отделения, центры, клубы и т. д. Чаще всего их формирование обусловлено реализацией в учреждении нескольких образовательных программ: например, если в учреждении реализуется программа дополнительного образования, то в нем создается отделение дополнительного образования, а если в учреждении реализуется программа дошкольного образования, то в нем создается центр дошкольного образования.
  3. Отделы, задачей которых является материально-техническое, ресурсное обеспечение основной деятельности учреждения. К ним относятся столовая, библиотека, хозяйственная служба и т. п.

Подобные подразделения целесообразно создавать даже в том случае, если в них будет числиться всего один работник, поскольку таким образом можно обособить имущество, закрепляемое для ведения соответствующей деятельности. В то же время хозяйственные функции можно либо возложить на конкретного работника (например, на завхоза), либо передать на аутсорсинг (например, питание учащихся может обеспечивать кейтеринговая компания, а уборку территории и помещений – клининговая компания).

Нередко на формирование структуры ОУ влияют процессы оптимизации сети образовательных учреждений. В случае когда ОУ теряет спрос на услуги и шансы изменить ситуацию в лучшую сторону невелики, учредитель может принять решение о его реорганизации.

Приложение 2 к распоряжению. Примерное положение о структурном подразделении — отделении дополнительного образования детей на базе государственного образовательного учреждения

Приложение 1к распоряжению Комитетаот 10.07.2007 N 1073-р

1. Общие положения

Настоящий порядок разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дополнительном образовании детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, приказом Комитета по образованию от 18.03.1999 N 146 «Об упорядочении деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга», приказом Комитета по образованию от 23.05.

2001 N 325 «О внесении изменений и дополнений в приложение к приказу Комитета по образованию от 18.03.1999 N 146», распоряжением Комитета по образованию от 01.07.2004 N 291-р «Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей на базе учреждений общего и начального профессионального образования» и направлен на упорядочение деятельности по организации отделений дополнительного образования детей (ОДОД).

Настоящее Положение определяет порядок открытия структурного подразделения — отделения дополнительного образования детей (далее — структурное подразделение) на базе государственного образовательного учреждения.Деятельность государственных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В уставе государственного образовательного учреждения (далее — образовательное учреждение) в обязательном порядке должно быть указано, что данное образовательное учреждение имеет право на открытие структурного подразделения. В случае отсутствия в уставе образовательного учреждения вышеуказанных сведений необходимо внесение изменений в устав с изменением структуры образовательного учреждения. Изменения подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

1. Проведение диагностических исследований, выявление внутренних ресурсов образовательного учреждения для открытия структурного подразделения и, предоставив необходимую материальную базу в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 (детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования), утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ 01.04.2003, для организации образовательного процесса с учетом направленностей детских объединений.

2. Формирование перечня направленностей в соответствии с актами, изданными федеральными органами государственной власти и федеральными органами управления образованием.

3. Структурное подразделение образовательного учреждения открывается на основании решения органа самоуправления образовательного учреждения, по предварительному письменному согласованию с учредителем.

4. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение об открытии структурного подразделения, разрабатывает и утверждает Положение о структурном подразделении образовательного учреждения, в котором определяет:- целевое назначение структурного подразделения (все требования к организации и содержанию структурного подразделения должны соответствовать общим требованиям для учреждений дополнительного образования детей);- задачи структурного подразделения.

5. Администрацией района направляется письменное обращение на имя председателя Комитета по образованию для рассмотрения комиссией по формированию сети об открытии структурного подразделения на базе ОУ (с указанием направленностей и гарантий бюджетного финансирования). В случае если ОУ находится в непосредственном подчинении Комитета по образованию представление на комиссию формируется соответствующим профильным отделом Комитета по образованию.

Структурное подразделение школы

6. После издания соответствующего распоряжения Комитета по образованию об открытии структурного подразделения образовательное учреждение обеспечивает:- внесение необходимых изменений и дополнений в устав ОУ и штатное расписание;- согласование учебно-производственного плана в отделе образования администрации соответствующего района;

— согласование учебно-производственного плана в отделе воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию;- утверждение образовательных программ органом самоуправления ОУ;- согласование образовательных программ в профильном государственном учреждении дополнительного образования детей района;

7. Обеспечение ОДОД необходимыми профессиональными кадрами: привлекая специалистов дополнительного образования детей, обучая в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования или в ГОУ «СПбГДТЮ» учителей-предметников, которые будут реализовывать программы дополнительного образования детей.

8. Не допускается использование педагогических часов дополнительного образования на работу факультативов, дополнительных занятий по предметам базового учебного плана.

9. Не допускается включение в учебно-производственный план ОДОД образовательных программ, которые могут быть реализованы как платные образовательные услуги (индивидуальные занятия, обучение иностранным языкам, восточные единоборства, бальные танцы и т.д.).

10. С целью повышения результативности и целесообразностью занятости детей во второй половине дня предлагается считать приоритетными программы военно-патриотической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, эколого-биологической направленностей со сроком освоения 2-4 года; количеством часов в неделю не менее 4.

11. Разработанные программы должны соответствовать специфике дополнительного образования: стимулированию познавательной деятельности; развитию коммуникативных умений; профилактике асоциального поведения; развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству; укреплению физического и психологического здоровья.

12. Созданное структурное подразделение образовательного учреждения может по его доверенности заключать договора, предусмотренные Положением о структурном подразделении.

13. Структурное подразделение при образовательном учреждении не является юридическим лицом.

14. Структурное подразделение пользуется имуществом создавшего его образовательного учреждения и действует на основании утвержденного им положения.

15. Структурное подразделение имеет финансовое обеспечение в рамках единой сметы образовательного учреждения. Текущие расходы структурного подразделения планируются по смете образовательного учреждения и оплачиваются из бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

Приложение 2к распоряжению Комитетаот 10.07.2007 N 1073-р

1. Общие положения

1.1. Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением образовательного учреждения (далее — ОУ)

(указать полное наименование образовательного учреждения)

и не является юридическим лицом и действует на основании Положения.

1.2. Местонахождение структурного подразделения отделения дополнительного

образования детей (далее — ОДОД)

.

1.3. Основное предназначение структурного подразделения отделения дополнительного образования детей (далее — ОДОД):- удовлетворение потребностей детей и их родителей (законных представителей);- профилактика асоциального поведения в основном детей среднего и старшего возраста.

1.4. Основные задачи структурного подразделения:- обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;- творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

— формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;- организация содержательного досуга;- воспитание гражданственности и любви к Родине;- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.

1.5. Основным предметом деятельности ОДОД является реализация образовательных программ дополнительного образования детей для всех возрастных категорий обучающихся по направленностям, согласованных с учредителем и учетом сетевого взаимодействия с государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей (далее именуется — УДОД).

1.6. Администрация ОУ оказывает содействие в работе детских и юношеских общественных объединений и организаций, действующих в соответствии со своими уставами и положениями.

1.7. В соответствии с уставом ОУ в ОДОД не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Структурное подразделение школы

2.1. Основной деятельностью ОДОД является:- реализация образовательных программ различных направленностей, утвержденных органом самоуправления ОУ, согласованных в зависимости от направленности с районным методистом УДОД;- реализация досуговых программ для всех возрастных категорий обучающихся при взаимодействии с различными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями и другими организациями.

2.2. Не допускается использование педагогических часов, выделенных ОДОД на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей, на работу факультативов и дополнительных занятий по предметам базового учебного плана.Не допускается включение в учебно-производственный план ОДОД образовательных программ, которые могут реализовываться как платные образовательные услуги (индивидуальные занятия, обучение иностранным языкам, восточные единоборства, борьба, бальные танцы и т.д.).

ОДОД самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательного учреждения, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.Образовательная деятельность ОДОД ведется на основе программ, разрабатываемых педагогами ОДОД, а также типовых программ, рекомендованных органами управления образованием, рассчитанных на детей разных возрастных групп и согласованных с профильными УДОД.Педагогический коллектив ОДОД несет ответственность за выбор образовательных программ, принятых к реализации.

Изменение структуры образовательного учреждения в связи с реорганизацией

Реорганизация учреждений возможна в форме:

  • слияния,
  • присоединения,
  • разделения,
  • выделения и
  • преобразования.

Для сферы образования, учитывая демографические тенденции прошлых лет, наиболее актуальными формами реорганизации являются присоединение и слияние. Таким образом, например, могут объединяться несколько общеобразовательных учреждений или общеобразовательное образовательное учреждение и дошкольное образовательное учреждение.

Практика показывает, что объединение образовательных учреждений с целью создания интегрированных структур дает им самим, а также потребителям образовательных услуг значительные преимущества.

  • Во-первых, создается единое юридическое лицо, имеющее полную свободу в перераспределении «внутренних» материально-технических и кадровых ресурсов в соответствии с выбранной стратегией, программой развития и планом финансово-хозяйственной деятельности.
  • Во-вторых, государственное (муниципальное) задание формируется для учреждения в целом, поэтому распределять его по структурным подразделениям смогут работники администрации учреждения, а не учредитель, что значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения задания.
  • В-третьих, объединение учреждений позволяет легко и с наименьшими издержками транслировать опыт успешных управленческих команд, функционирующих в сфере образования, способствует распространению инновационных образовательных практик и улучшению качества образования.

Структурное подразделение школы

Структура образовательного учреждения может отличаться не только по выделяемым подразделениям и их количеству, но и по иерархической сложности. В рамках одного структурного подразделения могут быть сформированы собственные отделы, поскольку управлять большим отделом без создания внутренней структуры сложно. Вряд ли подобное решение актуально для небольших образовательных учреждений, однако в целом такая возможность есть у любого юридического лица.

Таким образом, структура образовательных учреждений может весьма и весьма сильно отличаться. Каких-либо жестких требований к ней не установлено, и даже примерно одинаковые виды и объемы деятельности не гарантируют, что два разных образовательных учреждения будут при этом иметь схожую структуру.  Поскольку некой абстрактной эффективной структуры ОУ не существует, вопросы о ее создании должны решаться сугубо индивидуально, с учетом всех особенностей и обстоятельств деятельности учреждения.

Принимать окончательное решение о реорганизации образовательных учреждений учредитель должен только после проведения аналитической работы по прогнозированию положительных эффектов и потенциальных рисков, обусловленных возможным изменением подведомственности, передачей имущественного комплекса одного учреждения другому, а также после осуществления предварительных расчетов по финансированию вновь создаваемого учреждения.

Принятие решения о формировании структуры образовательного учреждения

Кто именно уполномочен принимать решение о формировании той или иной структуры ОУ?Часть 1 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дает на этот вопрос однозначный ответ: «образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами»*[* Определение структуры не входит в число исключительных полномочий образовательного учреждения, указанных в ст.

32 Закона РФ от 10.07.1992  № 3266-1 «Об образовании». Это значит, что любые структурные изменения руководитель учреждения должен согласовать с учредителем. их юридического  лица. Таким образом, для создания представительства и филиала ОУ фактически  необходимо согласие учредителя, утверждающего его устав.

Несмотря на то, что в силу ч. 9 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной   организацией,  сам факт необходимости  отразить  создание представительства в уставе делает его  создание без согласия учредителя невозможным. ]

Таким образом, с 1 сентября 2013 г., когда новый закон об образовании вступит в силу, руководящие органы ОУ будут официально уполномочены принимать решение о формировании его структуры. Какие именно органы ОУ должны принимать решение о создании  и ликвидации структурного подразделения? Такое решение может принимать единоличный исполнительный орган образовательной организации, т. е. ее руководитель.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Ч. 4 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Кроме того, для любой образовательной организации может быть предусмотрено участие коллегиального органа управления в решении вопроса о создании структурных подразделений – для этого нужно внести соответствующую норму в устав образовательной организации. Иными словами, в отношении любого структурного подразделения для его создания либо ликвидации может потребоваться решение того или иного коллегиального органа управления (общего собрания работников, управляющего совета и т. п.

Впрочем, для государственных и муниципальных образовательных учреждений вопрос относительно того, будет или не будет сформирован конкретный отдел, все равно не может быть решен без согласия учредителя. Вызвано это тем, что учредитель утверждает устав ОУ, в котором, как правило, отражается структура образовательного учреждения.

Соответственно, если для изменения структуры ОУ потребуется изменить его устав, то сделать это в противоречии с мнением учредителя не  получится. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего

Понятие структурного подразделения

Структурное подразделение не имеет собственной правосубъектности, т. е. не может  действовать  от собственного  имени. Оно является частью юридического лица (в данном случае – ОУ) и действует как часть юридического  лица, а также  от имени юридического лица, если ему была дана такая возможность  (например, оформлена доверенность на имя руководителя).

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» структурные  подразделения  образовательной организации, в т. ч. филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Структурное подразделение школы

В указанной  выше норме нашел отражение важный ключевой признак  структурного подразделения  – наличие локального нормативного акта, определяющего его внутренний статус. В подобном акте  фиксируются наименование отделения и его место в структуре организации (является самостоятельным либо входит в состав более крупного отделения), указываются  цели подразделения, его основные задачи и функции, описывается, как организована его работа, какими правами оно обладает для обеспечения реализации функций,  как оно взаимодействует с иными структурными  единицами организации (отделами, работниками определенных должностей и т. п.

), какова его внутренняя структура образовательного учреждения и штатная численность, какими полномочиями обладает руководитель отдела и какую ответственность он несет, а также, возможно, иные вопросы – место нахождения, условия работы, контроль деятельности, имущество, делопроизводство и отчетность.

Наименование структурного подразделения

Структурное подразделение имеет собственное наименование. Гражданское законодательство содержит понятия филиала и представительства, что делает использование таких наименований возможным только для структурных подразделений, отвечающих признакам филиала и представительства в соответствии с ГК РФ. В отношении же иных наименований строгих правовых норм не имеется.

Тем не менее можно говорить о сложившейся практике, согласно которой наиболее крупное подразделение именуется управлением, менее крупное – департаментом, небольшое – отделом, а самые маленькие – секторами, участками и группами. Новым законом об образовании существенным образом изменен подход к вопросам типологии образовательных учреждений.

Ранее законодательно выделялись типы, а в их рамках фиксировались различные виды образовательных учреждений: например, тип – общеобразовательное учреждение, вид – гимназия, лицей и т. д.; тип – учреждение среднего профессионального образования, вид – колледж, профессиональный лицей и т. д. Теперь все образовательные организации должны относиться к какому-то типу, заданному теми образовательными программами, которые они реализуют.

Наименования структурных подразделений обычно указывают на их функциональную специфику. Установленных законодательством требований к ним, за исключением  филиала и представительства, не существует.

Получается, что, с одной стороны, правовых препятствий ОУ выбирать себе любое наименование более нет – критерии выделения видов отныне не существуют (за очень редким исключением, например, в отношении кадетских училищ и подобных им организаций, а также кадетских классов в общеобразовательной школе).

Однако, с другой стороны, выделяемые виды образовательных учреждений существовали достаточно длительное время, и в общественном сознании сформировалось о них определенное представление. Например, лицей или гим-назия воспринимаются как учреждения, реализующие образовательные программы повышенного уровня сложности, а школа – как учреждение, которое реализует обычные образовательные программы.

Назвать школу лицеем возможно, но это будет вводить потребителей образовательных услуг в заблуждение, поскольку, ориентируясь на наименование, они будут ожидать качество образования, соответствующее тем характеристикам, которые ранее использовались для решения вопроса о присвоении наименования «лицей». Часть 6 ст.

23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает следующее требование к наименованию  образовательной организации: «в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы,  специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции)».

Таким образом, специальные наименования организаций сохранить и продолжать использовать можно, но необходимо, чтобы они соответствовали реальным особенностям осуществляемой ими образовательной деятельности. Если, например, лицеем будет названо учреждение, которое работает по «обычной» школьной программе, то такое наименование не будет соответствовать нормам данной статьи, поскольку оно не указывает на реальные особенности реализации программ (и, повторим, вводит потребителей услуг в некоторое заблуждение относительно качества работы).

Указанные моменты должны учитываться и при наименовании структурных подразделений, которые осуществляют образовательную деятельность.

В целом структурное подразделение вполне может именоваться школой, лицеем, колледжем, центром образования и иными подобными на именованиями, которые обычно ассоциируются с наименованиями юридических лиц. Формально юридически никаких требований к наименованиям отделений такого плана нет. Однако представляется, что наименование должно отражать реальные особенности деятельности структурного подразделения, и злоупотреблений «престижными» наименованиями необходимо избегать не только выбирая наименование юридического лица, но и наименование отделения.

Создание подразделений образовательных учреждений

Таким образом, в случае создания и ликвидации филиалов, открытия и закрытия представительств руководитель ОУ выступает с предложением, которое должно быть рассмотрено наблюдательным советом и после рассмотрения его рекомендаций одобрено учредителем, либо учредитель самостоятельно выходит с предложением о создании филиала, представительства.

По месту нахождения представительства и филиала может быть подан иск к организации. Это правило предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее – ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее – АПК РФ).  Согласно ч. 2 ст.

29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала, представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала, представительства. В соответствии с ч. 5 ст. 113 того же кодекса судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительныхдокументах.

В силу ч. 5 ст. 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства. При этом в соответствии с ч. 4 ст.

121 того же кодекса судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства, то такое  извещение направляется также по месту их нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В отношении других структурных подразделений такой возможности у контрагента не существует. Соответственно, выступая ответчиком по делу, ОУ может рассчитывать на ведение судебного процесса судом, располагающимся по месту собственного нахождения. Если же в спор вовлечены филиал и представительство, судебный процесс может проходить по их месту нахождения (что затруднительно для головной организации, которая достаточно часто осуществляет юридическое обеспечение деятельности филиалов и представительств).

Сведения о представительстве и филиале являются более доступными, чем сведения об иных структурных подразделениях. Согласно п. 3.3 ст. 32 Федерального Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о месте нахождения организации и ее филиалов, о руководителе организации, его заместителях, руководителях филиалов организации.Ч. 2 ст.

29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность положения о своих филиалах, представительствах. Подобного требования в отношении иных отделениц в законодательстве не имеется.

1. Принятие решения о создании структурного отделения. По общему правилу такое решение оформляется приказом руководителя учреждения, однако лучше его предварительно согласовать с учредителем. Если соответствующая компетенция закреплена за коллегиальными органами управления учреждения, то от них следует получить разрешение.

2. Внесение изменений в . При создании представительства и филиала регистрация новой редакции устава осуществляется в обязательном порядке.

3. Разработка и утверждение локального нормативного акта, регламентирующего деятельность структурного подразделения. Образовательные учреждения, как правило, оформляют положение, однако такой документ может иметь и другое название.

4. Внесение в штатное расписание соответствующих должностей (разделов).

5. Назначение на должность руководителя подразделения и заключение с ним трудового договора либо – в случае перевода с другой должности – внесение изменений в имеющийся трудо- вой договор.

6. Выдача руководителю отделения доверенности на совершение тех или иных юридически значимых действий. Руководителю представительства, филиала доверенность выдается  в обязательном порядке.

7. Решение вопросов об имуществе, используемом в деятельности обособленного подразделения, и оформлении этого имущества на раздельном учете.

8. Формирование собственной сметы (при необходимости). Порядок государственной регистрации филиалов регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

9. Кадровое комплектование подразделения.Заключение договоров с вновь набираемыми работниками либо внесение изменений в договоры в связи с переводом на другую работу имеющихся работников. Данные действия могут осуществляться как руководителем отделения, если ему переданы такие полномочия по доверенности, так и руководителем учреждения.

10. Сообщение в налоговый орган по месту регистрации о созданных обособленных отделений (в понимании налогового законодательства – фактически о создании стационарных рабочих мест). Постановка обособленных подразделений на учет в соответствующем налоговом органе.

11. Направление уведомлений в органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС России и др.).

12. Оформление вывесок, печатей, бланков и других средств индивидуализации (при необходимости).

13. Открытие счетов (при необходимости).

14. Для ведения образовательной деятельности – прохождение необходимых и процедуры государственной аккредитации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает ряд требований к процедуре создания и ликвидации представительств и филиалов. В частности, согласно ч. 8 ст. 28 создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Данная норма является новой и существенно усложняет процесс создания филиалов государственных и муниципальных образовательных организаций.

Кроме того, в силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации, в том числе реализация порядка ликвидации государственных образовательных учреждений города Москвы осуществляется согласно установленном ч. 11 и 12 ст.

22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Указанные нормы ст. 22 устанавливают следующее:принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или)муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11);

Ранее подобные нормы распространялись лишь на случаи ликвидации и реорганизации юридических лиц, никаких требований к ликвидации структурных подразделений законодательство не предъявляло. Теперь же к ликвидации филиала предъявляются такие же требования, как и к ликвидации образовательной организации в целом.

Статус работников и руководителя структурного подразделения

Поскольку структурное подразделение не является , у него нет работников. Все работники являются работниками юридического лица, договоры с ними заключаются самим юридическим лицом, и юридическую ответственность за организацию их трудовой деятельности также несет юридическое лицо.

В трудовом договоре обязательно должно быть указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном  подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Ч. 2 ст. 57 ТК РФ

Структурное подразделение возглавляет руководитель, ответственный за организацию его работы. Руководитель отделения назначается приказом руководителя юридического лица. С кадровой точки зрения структурное подразделение может состоять из одного руководителя (например, заведующего библиотекой). Работники назначаются на должность приказом руководителя юридического лица или руководителем подразделения, если ему переданы такие полномочия, и подчиняются непосредственно руководителю  структурного подразделения.

«Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. {amp}lt;…{amp}gt; При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности.

Статус руководителей структурных подразделений, в частности, филиалов и представительств образовательных учреждений имеет некоторые особенности. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) устанавливает, что срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев.

В соответствии с ч. 4 ст. 73 ТК РФ трудовой договор с руководителями филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений и их заместителями, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы, прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Другие работники имеют право на отстранение от работы на определенный срок, т. е. у них есть возможность сохранить рабочее место за собой. Но  и с руководителями работодатель (при желании) имеет право не прекращать трудовой договор, а может лишь отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон (без сохранения заработной платы, по общему правилу).

Специфическим основанием расторжения трудового договора с руководителем филиала, представительства, его заместителями является принятие ими необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК РФ. П. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996

Нормативные документы

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 07.06.2013)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.06.2013)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 07.05.2013)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 03.12.2012)
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 29.12.2012)
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 11.02.2013)
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector