Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Размер штрафа за работу без кассового аппарата

Нарушение Размер штрафа
Отсутствие ККМ у юрлица 75-100% от не проведённой суммы, но не менее 30 000 руб. для юридического лица;

25-50% от не проведенной суммы, но не менее 10 000 руб. для должностного лица

Отсутствие ККМ у ИП 25-50% от не проведенной суммы, но не менее 10 000 руб.
Неправильное применение ККТ (нарушены условия применения, нет регистрации или перерегистрации, ККТ не числится в реестре ФНС и т. п.) 5 000-10 000 руб. для организаций;

1 500-3 000 руб. для должностных лиц;

1 500-3 000 руб. для индивидуальных предпринимателей

Непредставление покупателю чека, в том числе электронного 10 000 руб. для организаций;

2 000 руб. для должностных лиц;

2 000 руб. для индивидуальных предпринимателей

В 54 ФЗ указаны все нарушения, за которые могут оштрафовать:

  • компания работает без онлайн-кассы, ее оштрафуют на 30 тыс. рублей, а руководителя — на 10 тыс. рублей;
  • если юрлицо не поставило кассу после первого штрафа, руководителя освобождают от должности на срок до двух лет и приостанавливают работу компании до трех месяцев;
  • если организация скрывает информацию о работе кассы и не предоставляет данные по запросу налоговой, придется заплатить от пяти до десяти тысяч рублей, а руководителю выпишут штраф от трех до пяти тысяч рублей;
  • когда есть касса, но в налоговую не поступают чеки в электронном виде, компанию штрафуют на 10 000 рублей, а руководителя — на две тысячи;
  • компанию оштрафуют, если покупатель делает покупку, а чек не получает; если он получает чек, а сумма в нем не соответствует той, что указана на ценнике товара; если онлайн-касса в организаци есть, а в налоговой ее не зарегистрировали.

Кто осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины

Контрольно-кассовая (или кассовая) дисциплина — это соблюдение юрлицами и ИП законодательно установленных в РФ правил осуществления наличных денежных расчетов. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.

Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.

Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона «О ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение:

  • Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
  • Юрлицами и ИП, находящимися на ЕНВД, и ИП, применяющими ПСН. Им достаточно оформить для покупателя любой документ, подтверждающий прием денег. По содержанию он схож с обычным товарным чеком. Однако с 01.07.2018 эти лица (кроме занятых определенными видами деятельности) утратили возможность таким образом оформлять получение денежных средств и обязаны применять онлайн-кассы (п. 7 ст. 7 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Ведение таких видов деятельности, как оказание услуг населению, торговля в розницу, услуги общепита и ряд других, дает плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим ПСН, право отложить применение онлайн-касс до 01.07.2019 (п. 7.1 ст. 7 закона № 290-ФЗ).
  • Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

О возможности неприменения ККТ при УСН в связи с введением онлайн-касс читайте здесь и здесь.

Количество используемых кассовых аппаратов или иных пунктов получения денег способами, допускающими неприменение ККТ, не ограничено. Но в конце рабочего дня поступившая выручка должна быть оприходована в кассу фирмы или ИП.

Таким образом, соблюдение кассовой дисциплины в 2018–2019 годах предполагает выполнение правил ведения приходно-расходных операций, проводимых по кассе юрлица или ИП, и правил работы с ККТ или документами, которые оформляются при неприменении ККТ.

Кассовая дисциплина обязательна для всех.

Соблюдение кассовой дисциплины сводится к исполнению правил, установленных следующими документами:

  • Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое определяет правила ведения кассовых операций для юрлиц и ИП.

Подробнее об этом документе читайте в статье «Нюансы положения о порядке ведения кассовых операций».

  • Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У, которое содержит условия расчетов наличными деньгами.
  • Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, устанавливающим правила применения ККТ.
  • Законом РФ от 03.07.2016 № 290-ФЗ или законом об онлайн-кассах, внесшим существенные изменения в правила закона № 54-ФЗ, основные этапы внедрения которых приходятся на 2017–2019 годы.

В отношении операционной кассы основные правила таковы:

  • Назначается лицо, выполняющее функции кассира, с которым обязательно заключается договор о полной матответственности. Исключением будут ситуации, когда кассу ведет сам руководитель юрлица или ИП, работающий в одиночестве.
  • Деньги и кассовые документы хранятся в условиях, обеспечивающих их сохранность.
  • Операции, проводимые по кассе, оформляются документами установленной формы с соблюдением определенного порядка их заполнения. Оформление документов производится непосредственно при совершении операции, а по оприходованию наличной выручки, полученной вне операционной кассы, – ежедневно в конце рабочего дня. Кассовая дисциплина в 2018–2019 годах для ИП, которые ведут упрощенный учет своих операций, допускает, что документы по кассе можно не оформлять.

Подробнее о видах кассовых операций читайте в статье «Понятие и виды кассовых операций (правовое регулирование)».

  • Если в операционную кассу поступает наличная выручка, то должен присутствовать кассовый аппарат. Выдача кассового чека при получении наличной выручки обязательна (ст. 5 закона № 54-ФЗ).
  • Деньги, принимаемые кассиром, проверяются на подлинность. Соблюдается определенный порядок проверки их количества при приеме и выдаче.
  • Поступившая в операционную кассу наличная выручка должна расходоваться только на определенные цели: выплата зарплаты, расчеты с поставщиками и покупателями, выдача под отчет. ИП могут брать деньги на личные нужды.
  • Предельная сумма расчетов наличными деньгами между юрлицами, между ИП, между юрлицами и ИП ограничена величиной 100 000 руб. по одному договору. При этом расчеты с физлицами не лимитируются, а ИП для личных нужд из кассы вправе брать любые суммы.

Подробнее о лимите расчетов между юрлицами читайте в материале «Какой предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами?».

  • Выдача под отчет осуществляется по распоряжению руководителя либо по завизированному им заявлению подотчетного лица. Для отчета по выданным суммам предоставляется 3 рабочих дня от даты истечения срока, на который выдавались деньги (в том числе командировочные). Неизрасходованные суммы должны быть возвращены в кассу или будут удержаны из заработной платы подотчетного лица (ст. 137 ТК РФ).

О действующем порядке выдачи денег по отчет читайте здесь.

  • Устанавливается лимит остатка денег в кассе на конец рабочего дня. Порядок его расчета фирма или ИП выбирают самостоятельно из двух способов, предлагаемых указанием Банка РФ № 3210-У. Излишек должен быть сдан в банк. Наличие сверхлимитного остатка допускается только в дни выдачи зарплаты (не более 5 рабочих дней). Кассовая дисциплина в 2018-2019 годах для ООО, относящихся к СМП, и для ИП, предполагает, что эти лица могут не устанавливать данный лимит. Для обособленных подразделений он устанавливается либо головным офисом (если у подразделения нет своего расчетного счета), либо самостоятельно (если свой расчетный счет у подразделения есть).

Об определении величины лимита остатка кассы читайте в материале «Как рассчитать лимит остатка кассы?».

  • Через кассу могут осуществляться операции с наличной валютой. Чаще всего они связаны с выдачей денег на зарубежные командировки и сдачей-получением валюты в банке. В некоторых случаях могут иметь место расчеты с резидентами (ст. 9 закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Контролировать правильность действий по осуществлении кассовых операций должны все работники, связанные с их выполнением. Если в организации есть главный бухгалтер, то за контроль работы бухгалтерии и входящей в ее состав операционной кассы отвечает он. Общую ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель, а за деятельность ИП отвечает сам ИП.

Проверку кассовой дисциплины в 2018–2019 годах, которая может закончиться для проверяемого лица административным штрафом или последующей выездной проверкой, осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 закона РФ от 21.03.1991 № 943-I).

Цели этой проверки заключаются в выявлении фактов:

  • неполноты и несвоевременности оприходования выручки;
  • превышения лимита расчетов наличными;
  • превышения лимита остатка кассы;
  • использования запрещенной, неисправной или не соответствующей установленным требованиям ККТ;
  • невыдачи кассовых чеков или БСО;
  • несоответствия фактических денежных остатков в кассе суммам, указанным в документах;
  • выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки.

О процедуре, которая может снизить риски выявления ИФНС кассовых нарушений, читайте в статье «Порядок проведения аудита кассовых операций».

Проверка кассовой дисциплины в 2018–2019 годах проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

  • Все документы, которые имеют отношение к оформлению кассовых операций.
  • Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ – по технике старого образца.
  • Документы на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ.
  • Документы, связанные с приобретением, учетом и уничтожением БСО, – для тех их видов, которые продолжают оформляться по старым правилам.
  • Учетные регистры бухгалтерских или хозопераций.
  • Приказ на лимит кассового остатка.
  • Авансовые отчеты.

При этом проверяющим предоставляется неограниченный доступ к ККТ, в том числе к ее паролям и к наличным денежным средствам.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Согласно Федеральному закону №54-ФЗ, контроль за применением контрольно-кассовой техники на предприятиях возложен на налоговые органы.

Именно они следят за тем, чтобы все требования федерального законодательства неукоснительно соблюдались предпринимателями, контролируют полноту учета выручки ООО и ИП, проверяют документы, связанные с использование контрольно-кассовой техники, проводят проверки выдачи чеков и налагают штрафы в случаях, если закон о применении ККТ так или иначе нарушается.

Ежегодно в нашей стране проводится около 200 тысяч налоговых проверок применения контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки в ИП и ООО.

В подавляющем большинстве случаев выявляются те или иные нарушения законодательства: в 90% случаях контрольно-кассовая техника либо не применяется вообще, либо регистриуется в ФНС с теми или иными нарушениями.

Общая сумма штрафов, которые были выписаны предпринимателям-нарушителям по итогам проверок налоговых органов, исисляются сотнями миллионов рублей.

Степень ответственности ИП и организаций за неприменение онлайн касс определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ. Размер штрафов – величина нестабильная, поскольку зависит от полученной предпринимателем выручки в период выявленных нарушений. К примеру, если ИП должен был установить в магазине новый кассовый аппарат с 1 июля, но сделал это только 5 числа, то за основу для вычисления суммы штрафа нужно взять выручку за все 5 дней – с 1 по 5 число включительно.

Помимо отсутствия онлайн кассы существует и ряд других нарушений, за которые нарушители также несут ответственность перед Законом.

Штраф за проведение расчетов без онлайн-кассы

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Для ИП

Ответственность за неприменение онлайн-кассы у ИП менее строгая, чем у юридического лица. Если число проведенных без кассы операций и их сумма были небольшими, то государство может ограничиться предупреждением. Если вы и после него не установите кассовый аппарат нового образца, то на вас будет наложен штраф в размере от четверти до половины суммы вашей выручки. Если вы сообщите в ФНС сами о том, что у вас пока нет онлайн-кассы, то ответственность с вас снимут после того, как вы установите такой аппарат.

Для ООО

При повторных нарушениях и сумме операций от миллиона рублей деятельность бизнеса будет приостановлена на три месяца, а должностное лицо — дисквалифицировано на 1-2 года. Также нужно учесть и другие нарушения, которые могут быть связаны с отсутствием кассового аппарата. Например, если вы продаете алкоголь без подключения к системе ЕГАИС (которое требует наличия онлайн-кассы), то организацию оштрафуют на сумму до 200 000 рублей, а должностное лицо — на сумму до 15 000 рублей.

При этом непосредственных нарушителей — товароведа, продавца или кассира — оштрафовать нельзя. Их может наказать только непосредственный начальник, лишив их премии или сделав выговор за халатное отношение к работе. Государство может оштрафовать самого индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, а также должностное лицо, ответственное за установку кассы.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной. Срок привлечения к ней с 15.07.2016 увеличен до 1 года со дня совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Ранее срок давности за административные нарушения составлял 2 месяца. Так что разовое нарушение кассовой дисциплины в 2019 году может остаться безнаказанным.

Своевременно же выявленное нарушение приведет к достаточно высоким штрафам, поскольку законом № 290-ФЗ с 2016 года штрафы за нарушение кассовой дисциплины, а точнее ответственность за неприменение ККТ, серьезно увеличены. Административная ответственность за неприменение ККТ влечет за собой:

  • штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП).

Если организация или ИП попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:

  • дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
  • приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Ответственность за нарушения в ведении кассовой дисциплины в 2018-2019 годах в виде применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, применения контрольно-кассовой техники, используемой с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и перерегистрации предусматривается ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере от 1500 до 3 000 руб. для должностных лиц;
  • предупреждения или штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. для юрлиц (ст. 14.5 КоАП РФ, п. 15 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Закон № 290-ФЗ внес и другие основания для привлечения к ответственности за нарушения в применении ККТ. Например:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронном виде или за непередачу этих документов на бумажном носителе по требованию покупателя;
  • введена ответственность фискальных операторов, изготовителей ККТ, экспертных организаций.

Но даже если в момент проведения проверки кассовой дисциплины ИНФС не сможет привлечь нарушителя к ответственности в виде административного штрафа (из-за истечения 2-месячного срока с момента совершения правонарушения), то радоваться не стоит. Обнаружение нарушений в применении ККТ послужит поводом для более пристального внимания к налогоплательщику и при выявлении еще каких-либо проблем в его работе может привести к досрочной выездной проверке.

Факт выдачи крупных денежных сумм под отчет на неоправданно длительные сроки может привести к доначислению НДФЛ с этих сумм (постановление президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12).

Штраф за проведение расчетов без онлайн-кассы

Согласно требованиям Федерального закона № 54 онлайн-кассами обязаны пользоваться все предприятия и индивидуальные предприниматели при проведении расчётов на территории России.

Онлайн-касса

– это контрольно-кассовая техника нового образца. Новый порядок пользования вступил в силу

01.07.2017 года

. Всеобщий переход на онлайн-кассы завершится до

1 июля 2019 года

Изменения в законодательстве оказали влияние на штрафные санкции за отсутствие ККТ или за нарушения при работе с ней.

В отдельных ситуациях нарушителям могут грозить не только штрафы, но и приостановление деятельности сроком до 90 дней с дисквалификацией должностных лиц до 2-х лет.При реализации товаров без онлайн-кассы в тех ситуациях, когда это обязательно, ИП грозит штраф в размере

от 25 до 50% от суммы проданных товаров

(если правонарушение содеяно впервые).

При неправильной эксплуатации онлайн-кассы (если она, например, не зарегистрирована на сайте ФНС) ИП вынесут

или назначат штраф размером от 1500 до 3000 рублей.

Если ИП не предоставил в налоговую инспекцию электронную документацию по работе онлайн-кассы, он также получит предупреждение или штраф

от 1500 до 3000 рублей.

Чтобы избежать наказания, необходимо помнить и о фискальном накопителе для онлайн-касс. Его нужно менять каждые 13 месяцев.

Что надо знать о работе с ККТ

Штрафы при ведении предпринимательской деятельности с отсутствием регистрации ИП в 2019 году, например, торговля без ип, имеют такие составляющие:

     
  • за нарушение сроков постановки на учёт в ИФНС предприниматель заплатит 10 тысяч рублей;
  • за ведение работы без государственной регистрации предприниматель будет оштрафован на 40 тысяч рублей (не меньше 10% от незаконного дохода);
  • за неоформленное ип лицо будет привлечено и к административному наказанию, оно заплатит дополнительно от 500 до 2 000 рублей.

 За отсутствие ип при незаконном доходе от полутора миллионов рублей предпринимателю грозит уголовная ответственность. Также он может заплатить штраф размером до 300 тысяч рублей, перечислить свой доход осуждённого за 2 года в бюджет или осуществить 480 часов обязательных работ.

Также возможен штраф размером от 100 до 500 тысяч рублей.

Некоторые ИП и юрлица могут работать без кассового аппарата до 1 июля 2019 года. Без онлайн-кассы работают:

  • интернет-магазины на патенте или ЕНВД;
  • компании и предприниматели, которые принимают оплату по реквизитам.

Если платить на расчетный счет со своего расчетного счета, касса не нужна. ККМ необходима тем, кто расплачивается по карте или наличными. Подобрать банк для открытия расчетного счета.

Например, предприниматель продает детские товары. Клиенты платят картами или наличными, касса ему нужна. А если владелец компании по созданию сайтов делает дизайн, осуществляет верстку сайтов, и клиенты платят ему на расчетный счет, касса не нужна.

До 1 августа 2018 года без кассы работают компании, которые берут оплату по квитанции или электронными деньгами. Это постановление Минфина от 10 августа 2017 года.

Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Когда клиент получает товар почтовым переводом и оплачивает посылку на почте, то почта и должна выдать ему чек, новый аппарат предпринимателю, который отправил товар, не нужна.

Кассу не нужно ставить и тем, кто:

  • продает газеты и журналы,
  • торгует ценными бумагами,
  • продает мороженое и напитки в розлив,
  • торгует арбузами и дынями в развал,
  • продает иконы и нательные крестики,
  • организует питание для детей в садах и школах.

Если предприниматель работает в местности, где нет интернета, он ставит кассу, которая работает в автономном режиме. Налоговая приезжает и сверяет данные с чеков с данными в декларации.

Есть и такие населенные пункты, в которые трудно добраться транспортом. Такие места называют труднодоступными или удаленными. Предприниматели, которые трудятся здесь, аппараты нового образца не ставят — они выдают бланки строгой отчетности. В них указывают данные продавца и детали покупки, например:

  • дата, время и место;
  • название компании или ИП;
  • название товара или услуги, количество и цену
  • итоговую сумму покупки,
  • фамилию и роспись продавца.

Какой регион является удаленным или труднодоступным, решает местная администрация.

Чтобы избежать штрафа за отсутствие кассового аппарата, нужно отправить заявление в налоговую о том, что у предпринимателя нет кассы, или она не работает, или организация не успела заказать новую и невольно нарушает правила.

Штраф за работу без ККМ не грозит тем компания и предпринимателям, которые уведомили налоговую, что работали с онлайн-кассой раньше, но в момент отправки письма не могут работать с аппаратом нового образца. Предприниматель отправляет заявление раньше, чем налоговая служба узнает о правонарушении. В заявлении указывает причины, по которым нарушил закон и не поставил новую кассу и прикладывает документы.

Есть и еще один вариант избежать штрафа — показать счета, где написано, что компания заказала новый аппарат, но его не было в наличии. Тогда можно работать со старой техникой.

В нашей стране административными правонарушениями является нарушение правил работы с наличными денежными средствами, ведения кассовых операций, применения ККТ и ее эксплуатации.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, устанавливающие штрафные санкции для предприятий за ошибки в применение контрольно-кассовой техники и за несоблюдение кассовой дисциплины в фирме.

Именно исходя из двух этих статей – статьи 14.5 КоАП РФ и статьи 15.1 КоАП РФ – и выписываются штрафы предпринимателям за различные виды правонарушений, связанные с применением ККТ.

Требования к применяемой в 2018–2019 годах ККТ определяет обновленный закон № 54-ФЗ.

С 01.02.2017 на учет в ИФНС начали ставиться только кассы нового образца (онлайн-кассы). С 01.07.2017 такой вид касс стал обязательным для использования всеми хозсубъектами.

Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Онлайн-кассы принципиально отличаются от применявшихся ранее касс с фискальным накопителем. Соответственно, и требования к ним предъявляются совершенно другие.

Об общих требованиях, которым должны удовлетворять онлайн-кассы, читайте в статье «Где и по какой цене можно купить онлайн-кассу?».

Иными стали и проблемы, возникающие при их работе.

Ответы на многие вопросы, связанные с применением онлайн-касс, вы найдете в нашей рубрике «Онлайн-кассы ККТ ККМ».

Если по закону предприниматель должен установить кассу, но не делает этого, налоговая выписывает штраф.

Штраф для ИП — до половины от суммы продаж без кассы, минимум 10 000 рублей.

Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Штраф для юридического лица — до 100% от суммы продаж без кассового аппарата, минимум 30 000 рублей.

За рецидив налоговая закрывает компанию на три месяца, если сумма чеков превысила миллион рублей. Гендиректор компании получает два года дисквалификации, то есть теряет право работать гендиректором на этот срок.

Законодатель определил значительный штраф за работу без кассы для ИП. Однако некоторые предприниматели могут избежать наказания, осуществляю свою деятельность без ККТ (ст.2 ФЗ №54-ФЗ).

К указанной категории относятся кондукторы в общественном транспорте, носильщики на вокзалах, народные умельцы, которые продают результаты своего творчества, сиделки и няни, а также рабочие в огородах.

В отдельных случаях работа ИП без кассы возможна, например, если речь идет о реализации товаров в труднодоступных и удаленных местах, куда навигация затруднена в любое время года.

  • отсутствие зарегистрированного в налоговой кассового аппарата, если вы обязаны применять кассовый аппарат
  • непробитие кассового чека
    кассир не выбил кассовый чек
  • невыдача кассового чека покупателю
    кассир пробил кассовый чек, но не оторвал его от кассового аппарата, не протянул его покупателю либо сразу выбросил в мусор.
  • использование незарегистрированного кассового аппарата
  • сумма в кассовом чеке не соответствует сумме покупки
  • кассовый аппарат не включен в государственный реестр
  • неоприходование выручки в кассовой книге

Очень часто налоговые инспектора приписывают предпринимателям несуществующие нарушения, при этом пугая возможностью наложения штрафа. Только указанные нарушения могут служить поводом для наложения штрафа. Также налоговики используют неохоту предпринимателя идти в суд и доказывать свою правоту. Поэтому будьте внимательны и не пренебрегайте возможностью поспорить с налоговым инспектором и вывести его на чистую воду.

Правовые нормы, определяющие порядок применения штрафов за неустановку онлайн касс

По общему правилу штрафы за неприменение онлайн касс в 2018 году составляют (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для организаций – от 75% до 100% от суммы расчета, проведенного без ККТ, но не менее 30 000 руб.;
  • для руководителя организации – от 25% до 50% от суммы расчета, проведенного без ККТ, но не менее 10 000 руб.

Штраф за отсутствие онлайн кассы – это тот же штраф за неприменение ККТ. Ведь если онлайн кассы у вас попросту нет (хотя должна быть в соответствии с применяемым вами налоговым режимом и осуществляемым видом деятельности), то очевидно, что и применять вы ее не можете.

Что касается штрафа за неустановку онлайн кассы для ИП, то он предусмотрен в таком же размере, что и для руководителей компаний (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что штраф за отсутствие кассы как таковой сегодня приравнивается к штрафу за отсутствие онлайн кассы. Поскольку период перехода с обычных касс на онлайн ККТ уже завершен, и все организации и ИП, обязанные пробивать кассовые чеки, должны использовать только онлайн кассы, включенные в реестр ФНС.

Отдельно в КоАП РФ прописаны штрафы за повторное неприменение онлайн кассы, если сумма проведенных операций без ее использования в совокупности достигла 1 млн. руб. или превысила указанную сумму. Тогда организации или ИП грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а руководителю организации – дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Если вы будете применять онлайн кассу, не соответствующую установленным требованиям, либо ККТ, в отношении которой был нарушен порядок регистрации либо порядок, сроки и условия перерегистрации либо порядок и условия применения, то:

  • в адрес организации может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере 5 000 – 10 000 руб.;
  • в адрес руководителя организации или ИП – предупреждение, либо штраф в размере 1500 – 3000 руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Кроме штрафов за работу без онлайн кассы и с «неправильной кассой», КоАП РФ предусматривает штрафы за еще одно нарушение, касающееся онлайн ККТ. Это ненаправление покупателю электронного кассового чека или БСО, либо непередача такого документа в бумажном виде по требованию покупателю. Санкции следующие (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или штраф в сумме 10 000 руб. для организаций;
  • предупреждение или штраф в сумме 2 000 руб. для руководителей организаций или ИП.

То есть в такой ситуации применяется уже не штраф за неприменение ККТ (за неиспользование онлайн кассы), а штраф за отказ в выдаче документа, подтверждающего факт расчетов.

Государство установило сроки, в течение которого предприниматели должны перейти на онлайн-кассы:

  1. 1 июля 2017 года — должны перейти все ИП и ООО на ОСНО и УСН, кроме работающих в сфере услуг, а также интернет-магазины
  2. 1 июля 2018 года — должны перейти ИП и ООО на ЕНВД и патенте, имеющие работников и работающие в сфере общепита и розницы, а также те, кто использует торговые автоматы
  3. 1 июля 2019 года — должны перейти ИП и ООО на ЕНВД и патенте, не имеющие работников и работающие в сфере общепита и розницы, а также все предприятия сферы услуг и те, кто использует торговые автоматы без работников

Срок перехода

Круг налогоплательщиков

Примечание

До 01.07.2019г.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ;

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять  в составе таких торговых автоматов ККТ.

п. 7, п. 11 Закона № 290-ФЗ

До 01.07.2019г.

1) организации и ИП являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1-5, 10-14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ;  

2) ИП, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 6-9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;

3) ИП являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

4) ИП, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ,, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

5) Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ.

6) ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры

п. 7.1, 11.1 Закона № 290-ФЗ

Согласно положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», под неприменением ККТ следует понимать:

  • фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах; 
  • использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
  • использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Отметим, что в соответствии Письмом Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831, а также п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», ФНС даны полномочия на ведение своего реестра ККТ и реестра фискальных накопителей. При этом ведение Госреестра ККТ отменено.

Онлайн-касса01.07.2017 года1 июля 2019 года

Неприменение ККТ, отказ в выдаче документа

Изменения, внесенные в закон № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ, не только отразились на требованиях к применяемой кассовой технике, но и привели к обновлению требований к формируемым этой техникой документам: кассовым чекам и БСО. При этом БСО стал документом, при оформлении которого должны применяться устройства, аналогичные онлайн-кассам. Соответственно, одинаковым оказался и перечень реквизитов для документов, формируемых новыми кассами (ст. 4. 7 закона № 54-ФЗ).

О том, что изменилось для БСО с появлением онлайн-касс, читайте в статье «Закон об онлайн-кассах — как применять БСО (нюансы)».

Для лиц, имеющих возможность отсрочить начало работы с онлайн-кассами, остаются в силе правила, позволяющие выдавать при получении денег за осуществленную у них покупку документ любой формы, свидетельствующий о получении средств. Поэтому форму необходимых им бланков (в частности, бланков БСО, применяемых, например, при оказании услуг населению) фирма или ИП вправе разработать самостоятельно, если такой бланк не утвержден на законодательном уровне.

Подробнее о применении БСО старого образца читайте в материале «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

В операционной кассе оформляются 2 вида действий:

  1. Приходные с использованием приходного кассового ордера (ПКО) формы КО-1, к которому, по возможности, прилагаются документы, подтверждающие величину поступающей суммы. Отрывная часть ПКО (квитанция), содержащая подписи уполномоченных лиц и печать, передается вносителю.
  2. Расходные с использованием расходного кассового ордера (РКО) формы КО-2, к которому, как правило, прилагаются документы, подтверждающие величину выдаваемой суммы (платежные ведомости, служебные записки, копии приказов, чеки, квитанции). В РКО отражаются реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя. Если получение осуществляется по доверенности, то к РКО прилагается ее оригинал (если доверенность разовая) или копия (если доверенность не является однократной).

Формы ПКО и РКО установлены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 и обязательны к применению в РФ при оформлении приходно-расходных операций. На каждую операцию оформляется свой отдельный документ.

Все ПКО и РКО, выписанные в течение дня, фиксируются в кассовой книге формы КО-4, в которой подводятся итоги работы за день (обороты по приходу и расходу) и выводится сумма остатка на конец дня.

ПКО, РКО и кассовая книга содержат отсылку к счетам бухучета, указание которых обязательно для фирм и необязательно для ИП, которые не должны вести бухучет (подп. 1 п. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Дополнительно могут также заполняться такие формы кассовых документов, как журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов формы КО-3 и книга учета принятых и выданных другим кассирам денежных средств формы КО-5.

Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Порядок заполнения кассовых документов приведен в постановлении Госкомстата № 88 и указании Банка РФ № 3210-У.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

С 1 февраля 2017 года налоговая служба больше не регистрирует кассовую технику старого образца. Теперь все кассовые аппараты должны поддерживать подключение к интернету и записывать данные на фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ. Тем, кто использует старые кассы, необходимо будет заменить или обновить их

Если вы используете кассу, которая не соответствует требованиям закона, то на вас могут наложить штраф в размере до 3 000 рублей (для ИП или должностного лица) или до 10 000 рублей (для юридического лица). Вместо штрафа может быть вынесено предупреждение (только один раз).

Неприменение ККТ, отказ в выдаче документа

Если организация и ИП добровольно заявили в ИФНС о нарушении ( в том числе и через личный кабинет пользователя ККТ), а также устранят нарушение  до обнаружения его налоговыми инспекторами, то ответственности можно избежать. (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ).

Стоит при этом помнить, что такое освобождение от ответственности распространяется только на такие  нарушения, как:

  • неприменение ККТ в случаях, когда применение обязательно (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям или порядок регистрации/перерегистрации которой нарушен (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • невыдача покупателю бумажного или электронного кассового чека (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Если же организация и ИП не успели сообщить в инспекцию о нарушении, и оно было обнаружено налоговыми инспекторами в ходе проверки, то административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа согласно ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ. При этом должно быть соблюдено следующее условие: нарушение необходимо признать и устранить (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ)

Также за первое нарушение штраф может быть заменен на предупреждение (ч. 2 ст. 14.5, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). 

Закон устанавливает отдельные штрафные санкции для отсутствия ККТ и для ее несоответствие требованиям. Проведение расчетов без онлайн-кассы считается более тяжелым нарушением, чем использование устаревшей техники, так как в этом случае сведения об операциях не передаются в ФНС вообще. Соответственно, штраф за такое нарушение установлен более крупный. При несоответствии кассовой техники правилам наказание чаще ограничивается предупреждением.

Штраф за несоответствие кассы требованиям распространяется также и на следующие нарушения:

  • Отсутствие регистрации кассы в налоговой
  • Нарушение порядка регистрации кассы
  • Использование кассы, которая соответствует требованием, но не значится в официальном реестре

Размер штрафа и порядок его начисления во всех случаях одинаков.

Как видно из статьи, наказания за отсутствие онлайн-кассы установлены достаточно жесткие. Поэтому любому предпринимателю будет выгоднее установить кассовую технику, чем каждый раз платить крупные штрафы. Тем более, что ассортимент онлайн-ККТ достаточно велик, и выбрать подходящее предложение достаточно легко.

Вопрос – ответ

Как избежать штрафа за неиспользование ККТ?

Закон позволяет предпринимателю или организации избежать штрафа — для этого ему следует самому обратиться в ФНС и сообщить об отсутствии кассы. При этом налоговая не должна узнать об этом ранее, а вам необходимо предоставить подтверждающие нарушения документы и сведения. В таком случае ФНС может отменить штраф или заменить его на предупреждение, если вы в ближайшее время установите кассу.

Штраф за отсутствие кассового аппарата для ООО: размер и кто отвечает — tvoedelo.online

Сколько стоит переход на онлайн-кассы?

Стоимость перехода складывается из следующих статей расходов:

  • Покупка кассового аппарата — от 4 000 рублей (самый простой) до 50 000 рублей (самый сложный)
  • Покупка фискального накопителя — от 6 000 рублей
  • Обслуживание кассы — от 1 000 рублей в месяц
  • Договор с оператором фискальных данных — от 1 000 рублей а месяц
  • Выпуск электронной подписи для регистрации кассы в налоговой — до 3 000 рублей
  • Покупка лицензии кассовой и товароучетной программы — от 500 рублей единоразово или в месяц (иногда бесплатно)

Для кого использование ККТ является необязательным?

Весь перечень сфер деятельности, которым не обязательно устанавливать кассовые аппараты, указан во 2 статье 54-ФЗ. К ним относятся:

  • Газетные киоски
  • Торговцы на рынках
  • Предприятия, торгующие ценными бумагами
  • Общественный транспорт
  • Фруктовые, овощные и бахчевые развалы
  • Пункты приема утильсырья
  • Продавцы напитков в розлив и мороженого
  • Няни и сиделки
  • ИП, сдающие жилье в аренду
  • И некоторые другие

Законна ли аренда онлайн-кассы?

Если касса соответствует требованиям закона, а вы выдаете всем клиентам чеки, то способ ее получения — покупка в собственность или оформление в аренду — значения не имеет. При этом учтите, что касса должна быть зарегистрирована на ваше ИП или юрлицо, а фискальный накопитель должен находиться в вашей собственности.

Что делать, если по месту деятельности плохая связь?

Предприниматели, которые работают там, где соединение с интернетом нестабильно, все еще должны применять ККТ. В этом случае они должны передавать данные в налоговую службу в течение 30 дней с момента совершения операции. Для тех, кто работает в труднодоступных регионах, сделано исключение — они могут не использовать онлайн-кассы или использовать их без фискального накопителя.

Иные штрафы

Если вы не выдадите чек или заменяющий его документ покупателю при оплате товара или услуги, то на вас будет наложен штраф до 2 000 рублей (для должностных лиц и ИП) или 10 000 рублей (для юридических лиц). Интернет-магазины также обязаны выдавать покупателям чеки — электронные при безналичной оплате или бумажные при наличной. Чек необходимо оформить непосредственно в момент оплаты товара или услуги.

Также предусмотрен штраф за нарушение порядка передачи данных об операциях по кассе в налоговую службу. Он составляет до 3 000 рублей для ИП или должностного лица, и до 10 000 рублей для организации. Штраф взимается при отсутствии фискального накопителя, неподлключении к оператору фискальных данных, а также непередаче информации в течение 30 дней с момента формирования. При повторных нарушениях штраф увеличивается до 20 000-200 000 рублей.

Итоги

Принятие наличной денежной выручки, как правило, обязывает ее получателя иметь кассовый аппарат, выдающий документ о принятии соответствующей суммы. С 01.07.2017 обязательными для применения стали ККТ нового типа – онлайн-кассы. На них формируются не только кассовые чеки, но и БСО. Соответственно, поменялись требования к новым ККМ и документам, выдаваемым ими.

Существуют лица, не обязанные применять ККТ, а также лица, обладающие правом начать делать это позднее (с 01.07.2018 или с 01.07.2019). Они вправе выдавать при приеме денег любой документ, подтверждающий факт приема. Этот документ может иметь самостоятельно разработанную форму, если его бланк не утвержден законодательно. Здесь можно руководствоваться правилами оформления старых БСО.

В части документов, формируемых по операционной кассе, изменений в 2018–2019 годах нет. Как нет и перемен в инстанции, проверяющей состояние кассовой дисциплины (т. е. соблюдение правил работы с наличными деньгами), – ею остается ИФНС. Несмотря на ограниченность срока привлечения к ответственности за совершение нарушений при работе с кассой, выявление таких нарушений чревато последствиями в виде выездной налоговой проверки.

Сама же административная ответственность с 2016 года существенно увеличена: выросли размеры штрафов, расширены виды ответственности за неприменение ККТ, в связи с началом работы с кассовой техникой нового типа введены новые основания для привлечения к ответственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector