Образец заполнения сличительной ведомости результатов инвентаризации

Как проводится инвентаризация

Для начала разберемся с вопросом, как компании инвентаризируют основные средства и товарно-материальные ценности. В первую очередь оформляется соответствующий приказ. Для него разработана унифицированная форма № ИНВ-22, форма по ОКУД 0317018. В ней содержится такая информация:

  • наименование организации;
  • структурное подразделение;
  • состав инвентаризационной комиссии;
  • перечень проверяемых обязательств, имущества и основных средств;
  • время и место инвентаризации;
  • основание для проведения инвентаризации.

Инвентаризации подлежат как основные средства и активы, находящиеся в собственности организации, так и ОС, которые пришлось арендовать.

Перечень составляется в двух экземплярах. Первый — для бухгалтерской службы для составления сличительной ведомости (если есть расхождения с бухгалтерским учетом). Второй — для материально ответственного лица (МОЛ).

При смене материально ответственного лица опись составляется в трех экземплярах.

До начала процедуры у материально ответственного лица берется расписка, что все документы сданы в бухгалтерию, следовательно, приняты к учету или списаны в расход. Она составляется на унифицированной форме описи, внизу на заглавном листе. Отдельного документа не нужно.

Образец заполнения сличительной ведомости ИНВ-19

Шаг 1. Заполняем наименование организации, структурное подразделение, код по ОКТМО, вид ценностей, реквизиты документа-основания для проведения инвентаризации.

Шаг 2. Материально ответственное лицо удостоверяет своей подписью, что все ТМЦ оприходованы или списаны.

Шаг 3: В организациях, где ведется автоматический учет данных в специализированных программах, форма № ИНВ-3 составляется при помощи этих программ. Они сами заполняют графы 1-9, а комиссия отмечает в графе 10 наличие объектов по перечню. Комиссия определяет реальное наличие инвентаризируемого имущества, пересчитывая и перевешивая его при необходимости.

В примере ниже номенклатурный и инвентарный номера совпадают, но это не обязательное условие. Столбец «номер паспорта» (9) заполняется только в случае, если ТМЦ содержат драгоценные камни и металлы.

Итог подводится по каждой странице формы. Количество страниц может быть любое, в зависимости от фактического наличия ценностей.

Шаг 4. После заполнения всех полей составляется последний лист с итогами всех страниц, подписью председателя и составом инвентаризационной комиссии, которые определены в приказе. В комиссию могут входить:

  • административный персонал организации;
  • работники бухгалтерии;
  • иные специалисты.

Лица, ответственные за хранение ТМЦ, подтверждают факт присутствия на инвентаризации и подписывают ведомость, соглашаясь с фактическими данными, которые в ней указаны.

Образец заполнения инвентаризационной описи основных средств представляет собой унифицированную форму № ИНВ-1. Документ для основных средств заполняется аналогично примеру для формы № ИНВ-3. Смело используйте приведенную инструкцию.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг
  • На главной странице документа необходимо прописать:
    • наименование предприятия;
    • наименование подразделения;
    • порядковый номер приказа об инвентаризации;
    • дату проведения проверки;
    • сроки осуществления инвентаризации;
    • порядковый номер ведомости;
    • дату заполнения ведомости;
    • ФИО ответственных лиц и занимаемые ими должности.
  • На двух следующих страницах располагается таблица, в которую заносятся данные о ТМЦ, по которым выявлены несоответствия.
  • Если есть какие-то ТМЦ, которые предприятие приняло на хранение, то они вносятся в опись (форма ИНВ-5) и на них заполняется еще одна сличительная ведомость.
  • В таблице фиксируется информация обо всех товарах, объектах готовой продукции и материалах, и других ТМЦ, в количестве которых не совпали фактические и приведенные ранее учетные показатели.
  • В описание каждого объекта ТМЦ входит:
    • единица измерения (сюда входит и код по ОКЕИ);
    • присвоенный инвентарный номер и номер паспорта (если ТМЦ содержит драгметаллы);
    • излишки (графа 8 и графа 9);
    • недостача (графа 10 и графа 11).
  • Данный документ оформляет сотрудник бухгалтерии, который осуществляет сверку данных в учете. Информация об излишках вносится в графу 12, 13, 14. Уточнение о недостаче в графу 15, 16, 17.
  • Показания по излишкам, учтенным как покрытие недостач, указываются в графах 18, 19, 20.
  • Показания по недостаче – в графах 21, 22, 23.
  • Итоговые показания по количеству излишков и денежной сумме, которые обнаружились согласно результатам проверки, вносятся в графы 24-25.
  • Графа 26 предназначена для указания номера счета, на который будут оприходованы излишки.
  • Оставшиеся графы заполняются информацией об имеющейся итоговой недостаче.
  • После подведения итогов по данным на второй и третьей страниц подводится итог по всей таблице.
  • В конце сличительной ведомости подписывается работник бухгалтерии, который ее заполнил и лица, являющиеся материально-ответственными, соглашаясь полученными результатами.

Данная унифицированная форма для сличительной ведомости не является обязательной. Можно подготовить свою собственную форму для внесения подобных данных.

Для учета и фиксации недостач и излишков основных средств используется особая форма – ИНВ-18. Когда все фактические данные получены, их сверяют с данными бухучета. В форме содержится информация об излишках и недостачах по основным средствам (ОС) и нематериальным активам (НМА).

Образец заполнения, который приведен ниже, подготовлен нами на основании официальной формы.

Сличительную ведомость заполняет работник бухгалтерии. Ее можно подготовить, как заполнив от руки, так и напечатав с помощью вычислительной или другой техники. Материально ответственное лицо при этом делает в ведомости отметку о своем согласии или несогласии с результатами сверки фактического состояния имущества и учетных данных.

Этим не следует пренебрегать, так как нарушение этого правила может привести к спорам по поводу достоверности отраженной в ведомостях информации. При заполнении сличительных ведомостей следует помнить, что их составляют не менее чем в 2-х экземплярах. Один передается в бухгалтерскую службу, а второй оставляют у материально ответственных за сохранность ОС лиц.

Ответственность за составление и срок хранения

После подписания всех экземпляров описи по основным средствам и ТМЦ один из них передается в бухгалтерию для выявления расхождений и составления сличительных ведомостей (унифицированная форма № ИНВ-19, ОКУД 0317017). При обнаружении недостач или излишков бухгалтерская служба предлагает варианты отражения данных фактов хозяйственной жизни организации.

Образец заполнения сличительной ведомости результатов инвентаризации

По результатам инвентаризации материально ответственные лица могут быть оштрафованы по причине причинения ущерба организации.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за составление документов, соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации. Если хотя бы один из членов комиссии не присутствовал во время проведения инвентаризации, ее результаты могут быть оспорены.

Опись хранится в организации не менее пяти лет.

Любой работник, который имеет непосредственное отношение к материальным ценностям, может рассказать, что такое сличительная ведомость. Он также в состоянии объяснить важность составления этого документа.

Основные понятия

Работа с материальными ценностями проста только на первый взгляд. В ней есть много особенностей и подводных камней. Вот их и пытается обнаружить документ под названием сличительная ведомость.

Что он собой представляет и почему его значение оценивается так высоко? Для начала следует отметить, что на любом предприятии постоянно ведется учет всех имеющихся видов ценностей.

К ним, как правило, относятся:

  • основные средства;
  • товарно-материальные ценности;
  • готовая продукция;
  • нематериальные активы.

Каждый из этих видов по-своему влияет на производственный процесс. Поэтому для правильной организации работы необходимо иметь четкое представление об их фактическом наличии. Для этих целей постоянно проводятся инвентаризации, по результатам которых затем и формируется сличительная ведомость.

Зачем это делается и что позволяет увидеть такой документ? Практически сличительная ведомость позволяет зафиксировать факт возможного расхождения между реальным наличием конкретных ценностей, полученным в результате проведения инвентаризации, и их количественным показателем по данным бухгалтерского учета.

Еще в 1998 году Госкомстат России издал постановление № 88, в котором после внесения некоторых изменений утвердил несколько унифицированных форм.

Они должны были облегчить процесс ведения первичного учета и повысить контроль производства на каждом его этапе.

В этом документе форма сличительной ведомости представлена двумя разными видами:

  1. ИНВ-18. Она составляется по конечным результатам предварительно проведенной инвентаризации основных средств данного предприятия и имеющихся у него нематериальных активов.
  2. ИНВ-19. По ней ведется сравнительный учет всех товарно-материальных ценностей.

Порядок формирования обеих форм практически одинаковый.

Сначала ответственный работник в присутствии специально созданной для этого комиссии проводит инвентаризацию.

Потом ее результаты сверяются с теми данными, которые имеются на данный момент в бухгалтерии. В результате формируется новый документ.

Он содержит в себе подробное описание всех выявленных несоответствий. Причем каждая позиция расписывается подробно с указанием причины расхождения. Формы составляются сразу в 2 экземплярах. Один, как правило, остается у бухгалтера, а второй забирает материально-ответственное лицо.

Инвентаризации на предприятиях должны проводиться постоянно. Это дает возможность следить за состоянием каждого показателя и быть в курсе реального положения дел.

Для проведения проверки основных средств и нематериальных активов используются утвержденные тем же постановлением формы № ИНВ-1 и № ИНВ-1а соответственно. После окончания работы оформляется сличительная ведомость.

Образец представляет собой бланк, размещенный на стандартных листах формата А4.

На первой странице указываются все данные о предприятии:

  • название данной организации и того структурного подразделения, где проходит проверка;
  • коды (ОКУД и ОКПО), а также вид его деятельности.

Далее отмечается основание проведения данного мероприятия (распоряжение или приказ) с указанием его номера и даты. Здесь же фиксируется начало и окончание работ. После этого следует название, дата и номер самого документа.

Под ним указывается, по состоянию на какое число проводится проверка, а также материально ответственное лицо (Ф. И. О. и должность). После этого идет таблица, которая размещается с обеих сторон ведомости.

Она включает в себя одиннадцать граф, которые полностью описывают каждую проверяемую позицию объекта. На каждой странице подбивается результат инвентаризации путем расчета выявленных излишков и недостатков.

Ведомость подписывается обоими сотрудниками, каждый из которых берет себе по одному экземпляру составленного бланка.

Аналогичным образом составляется и сличительная ведомость результатов инвентаризации имеющихся товарно-материальных ценностей. Предварительно проводится инвентаризация, по результатам которой потом формируются следующие документы:

  1. ИНВ-3, где видно общее наличие ТМЦ.
  2. ИНВ-4, которая показывает отгруженные материалы.
  3. ИНВ-5 фиксирует ценности, принятые на ответственное хранение.

Суммируя все полученные данные, формируется ведомость по форме ИНВ-19.

«Шапка», в которой указываются основные сведения о предприятия, заполняется аналогично предыдущей форме. Далее следует таблица, в которой должно быть тридцать две графы. Каждый материал (товар) расписывается по всем имеющимся показателям:

  1. С 1 по 7 графы содержат его описание (наименование, коды, единицу измерения, инвентарный номер и данные технического паспорта).
  2. В графах с 8 по 11 содержится информация о недостатках и излишках в количественном и денежном выражении.
  3. С 12 по 23 графы показывают результат регулирования отклонений и данные о пересортице.
  4. С 24 по 32 графы фиксируются окончательные недостатки и излишки по проверяемым материалам.

Ведомость подписывают оба участника проверки, каждый из которых оставляет у себя копию сформированного документа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия