Применяем статью 145 налогового кодекса

О преградах

Первой преградой является ограничение по выручке. Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС могут только те организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за минусом налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб.

При этом, как указали столичные налоговики, отсутствие у организации выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не лишает ее права на применение такого освобождения (Письмо от 04.09.2006 N 19-11/077487). Ведь в данном случае выполнено установленное Налоговым кодексом ограничение по сумме выручки (Письмо УМНС по г. Москве от 26.12.2001 N 02-14/59579).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Второй камень преткновения — п. 2 ст. 145 НК РФ, в котором предусмотрено, что льготой не могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары опять же в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Чтобы прокомментировать данное положение, обратимся к Определению КС РФ от 10.11.2002 N 313-О.

В нем судьи отметили, что при одном и том же объекте налогообложения, каковым является реализация товаров (работ, услуг), возможность освобождения лица от исполнения обязанностей плательщика НДС исключается, если оно осуществляет операции по реализации подакцизных товаров, и допускается, если оно осуществляет операции по реализации других товаров (работ, услуг).

Иными словами, запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом {amp}lt;1{amp}gt;. При этом должно быть соблюдено не только условие по ограничению выручки, но и другие требования законодательства, включая ведение раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров (Постановление ФАС ЦО от 28.02.2007 N А68-АП-18/10-05).

Пример 1. ОАО «Троя» хочет использовать право на освобождение от уплаты НДС с 01.07.2006. Есть ли у общества такая возможность, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за II квартал 2007 г. вместе с налогом составила 2 301 000 руб., в том числе:

  • за апрель — 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.;
  • за май — 944 000 руб., в том числе НДС — 144 000 руб.;
  • за июнь — 767 000 руб., в том числе НДС — 117 000 руб.?

В совокупности сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за II квартал 2007 г. без учета налога равна 1 950 000 руб. (590 000 — 90 000 944 000 — 144 000 767 000 — 117 000). Поскольку предел в 2 млн руб. не преодолен, ОАО «Троя» может воспользоваться льготой по НДС.

Чтобы на законном основании не исполнять обязанность плательщика НДС и не потерять эту возможность, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо выполнить ряд требований налогового законодательства. В первую очередь — подтвердить данное право.

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (действующая редакция)

1. Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящей статье — участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом.

Предусмотренное настоящей статьей освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ.

2. Участник проекта утрачивает право на освобождение в случае, если:утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

Применяем статью 145 налогового кодекса

Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

3. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 395-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2010 года.

4. Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту своего учета в качестве участника проекта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого участник проекта намерен отказаться от освобождения.

Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых участником проекта операций.

Не допускается освобождение или отказ от него в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, оно повторно не предоставляется.

5. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, представляет в налоговый орган:документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи;уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от освобождения.

В случае, если участником проекта не представлены документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, или представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 5 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:документы, подтверждающие статус участника проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ.

Начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей, участник проекта также должен представлять в налоговый орган одновременно с документами, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, предусмотренный пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей.

Применяем статью 145 налогового кодекса

(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2011 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

8. Суммы налога, принятые участником проекта к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после направления в налоговый орган участником проекта уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед направлением в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным участником проекта, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным им после утраты указанного права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

(Статья дополнительно включена с 30 сентября 2010 года Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ)

Имею право

Пунктом 3 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что лица, использующие право на освобождение, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление {amp}lt;2{amp}gt; и документы, подтверждающие право на освобождение, а именно:

  • выписку из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Эти документы необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. Причем если они направляются по почте заказным письмом, то днем их представления считается шестой день со дня направления этого письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).

В случае невыполнения указанного требования считается, что право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не возникло (Решение Арбитражного суда Нижегородской обл. от 11.10.2006 N А43-7795/2006-16-194). Учтите, Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа направлять какие-либо уведомления о предоставлении льготы в адрес организации.

Необходимо помнить еще об одном моменте, закрепленном в п. 4 ст. 145 НК РФ. Лица, использующие право на освобождение плательщика НДС, не вправе отказаться от него до истечения 12 последовательных календарных месяцев, то есть срока действия предоставленного освобождения (за исключением случаев, когда это право будет утеряно).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2004 N 43-О, такое ограничение установлено законодателем для того, чтобы не допустить незаконное обогащение налогоплательщика, получившего данную льготу, за счет иных налогоплательщиков, а также для того, чтобы его контрагенты могли предвидеть условия их совместной деятельности в обозримом будущем.

Кроме того, добровольный отказ налогоплательщика от этой налоговой льготы до истечения периода ее действия нарушал бы сам механизм исчисления и уплаты НДС, чем создавались бы препятствия для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 57 Конституции РФ, и существенно затруднялся налоговый контроль.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ: как его получить и не потерять

(в ред. Федерального «закона» от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с «пунктом 5» настоящей статьи.

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с «пунктом 1» настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 «N 117-ФЗ», от 22.07.2005 «N 119-ФЗ»)

«уведомление» о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию «подакцизных» товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 «N 117-ФЗ», от 22.07.2005 «N 119-ФЗ»)

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в «пункте 4» настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и «пунктами 1» и «4» настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

выписка из бухгалтерского «баланса» (представляют организации);

выписка из «книги продаж»;

выписка из «книги учета» доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копия журнала полученных и выставленных «счетов-фактур».

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из «книги учета» доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих «упрощенную» систему налогообложения. (абзац введен Федеральным «законом» от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей «(единого сельскохозяйственного налога)», документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из «книги учета» доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (абзац введен Федеральным «законом» от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

7. В случаях, предусмотренных «пунктами 3» и «4» настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со «статьями 171» и «172» настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном «статьями 171» и «172» настоящего Кодекса.

НДС отдай обратно

Лица, решившие воспользоваться возможностью, предоставляемой ст. 145 НК РФ, должны проследить, не подлежит ли восстановлению ранее предъявленный к вычету НДС. Итак, восстановить необходимо суммы НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам {amp}lt;3{amp}gt; и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, но не использованным для указанных целей.

Сделать это нужно в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Об этом сказано в п. 8 ст. 145 НК РФ. В противном случае организации (индивидуальному предпринимателю) грозит не только доначисление налога, пеней, но и привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ. Примером тому служит арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 15.05.2007 N Ф04-6576/2006(33999-А75-29)).

Восстановленные суммы НДС по остаткам товаров (работ, услуг), числящимся на первое число месяца, начиная с которого налогоплательщик пользуется освобождением, увеличивают стоимость приобретения этих товаров (работ, услуг) и отражаются на счетах учета материальных ценностей (Письмо УМНС по г. Москве от 26.12.

Пример 2. ООО «Сливки» использует право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 01.06.2007. Когда документы, подтверждающие право на освобождение, и уведомление должны быть представлены в налоговый орган?

    01.06.2007                    14.06.2007                     20.06.2007
¦ ¦ ¦
----------------------------- ¦
¦ По почте ¦ ¦
¦ ¦
------------------------------------------------------------
¦ Лично ¦

ООО «Сливки» должно восстановить ранее предъявленные к вычету суммы НДС в мае 2007 г., если налоговый период по НДС — календарный месяц, или во II квартале этого года — при налоговом периоде, равном кварталу.

Что делать дальше?

Как указано выше, льготой можно пользоваться в течение 12 месяцев. После этого надо будет продлить срок освобождения или отказаться от льготы. В любом случае по истечении 12 последовательных календарных месяцев, но не позднее 20-го числа последующего месяца, организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 2 млн руб. Это все те же документы, подтверждающие право на освобождение.

Кроме того, в налоговую инспекцию направляется уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. В первом случае для уведомления можно использовать форму бланка, утвержденную МНС, во втором — уведомление в произвольной форме. Об этом налоговый орган сообщил в Письме от 30.09.2002 N ВГ-6-03/1488@.

Ловушка

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В п. 5 ст. 145 НК РФ перечислены случаи, когда право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС может быть утеряно. Во-первых, это произойдет, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысит установленный барьер, то есть 2 млн руб.

В Налоговом кодексе не прокомментировано, что следует понимать под «каждыми тремя последовательными календарными месяцами». Поэтому обратимся к арбитрам — судебным органам. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.08.2003 N 2500/03 указал, что проверке соответствия суммы выручки установленному ограничению может подвергаться выручка за любые трехмесячные промежутки в течение 12 месяцев.

В случае продления срока использования льготы сумма выручки определяется только за три последовательных месяца, относящихся к одному периоду освобождения (Постановление ФАС ПО от 27.02.2007 N А49-3926/2006). Например, организация торговли пользовалась льготой с 01.02.2006 по 31.01.2007. Затем срок ее использования был продлен.

Очередной период освобождения — с 01.02.2007 по 31.01.2008. Для проверки правомерности использования льготы складывается выручка за любые три последовательных месяца в каждом из периодов освобождения. При этом общая сумма выручки, например, за декабрь 2006 г., январь и февраль 2007 г. не влияет на возможность использования освобождения от уплаты НДС даже в том случае, если она превышает 2 млн руб.

Вторая ситуация, когда льгота может быть утрачена, — это реализация только подакцизных товаров или отсутствие раздельного учета при продаже подакцизных и неподакцизных товаров. Утрата права на освобождение начинается с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение лимита или реализация подакцизных товаров, до окончания периода освобождения.

Пример 3. ООО «Магия» пользуется льготой по НДС с 01.03.2007. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за март 2007 г. составила 400 000 руб., апрель — 550 000 руб., май — 750 000 руб., июнь — 800 000 руб., июль — 500 000 руб., август — 600 000 руб.

Сумма выручки с марта по май 2007 г. составляет 1 700 000 руб. (400 000 550 000 750 000), с июня по август — 1 900 000 руб. (800 000 500 000 600 000). При такой проверке превышение лимита отсутствует. Однако проверять необходимо любые три последовательных месяца, поэтому определим общую выручку с апреля по июнь 2007 г.

УСНО и освобождение

Остановимся на таком вопросе: могут ли организация и индивидуальный предприниматель, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на обычную, сразу же воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС? Ответ на сегодняшний день отрицательный. Это связано с тем, что у таких организаций отсутствует возможность документально подтвердить право на такое освобождение.

Ведь в момент применения УСНО они не являлись плательщиками НДС и поэтому не вели книгу продаж и журнал полученных и выставленных счетов-фактур. Такая возможность у них появится только через три месяца после того, как они перестанут применять УСНО и перейдут на обычную систему налогообложения (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@).

Итак, мы разобрали ситуацию, когда организация (предприниматель) переходит с УСНО на обычную систему налогообложения. Теперь посмотрим, может ли лицо, использующее право на освобождение, перейти на УСНО.

Лица, не имеющие права применять УСНО, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Наши льготники в нем отсутствуют. Отсюда налоговики делают вывод: плательщики НДС, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, могут применять УСНО, причем даже до истечения 12 месяцев со дня использования этого права (Письмо от 24.03.

2003 N ВГ-6-03/337@) {amp}lt;5{amp}gt;. Поскольку лица, применяющие УСНО, не являются плательщиками НДС, на них с момента перехода на УСНО не распространяются нормы ст. 145 НК РФ. Так, им не надо восстанавливать суммы НДС за период пользования правом на освобождение. Кроме того, если на момент перехода на УСНО не истекли 12 месяцев освобождения, они не должны представлять в налоговый орган документы, предусмотренные п. 4 ст. 145 НК РФ.

Отметим, что указанная позиция нашла отражение и в арбитражной практике (Постановления ФАС ЗСО от 26.09.2006 N Ф04-6578/2006(27046-А03-29), ФАС ПО от 31.03.2006 N А55-9270/05-31, ФАС УО от 24.05.2005 N Ф09-2208/05-АК). Более того, такой же точки зрения придерживается и Минфин (Письмо от 27.03.2003 N 04-03-11/33).

Однако из этого ряда мнений выбивается Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2007 N Ф04-1465/2007(32495-А03-14). В нем судьи пришли к выводу, что переход на УСНО до истечения 12 месяцев со дня освобождения от уплаты НДС не может служить основанием для освобождения предпринимателя от обязанности подтверждения своего права на пользование вышеуказанной льготой в период до перехода на УСНО.

Стоит ли вспоминать о налоговой декларации?

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Естественно, для организаций и предпринимателей, использующих льготу по НДС, важно знать, надо ли им составлять налоговую декларацию по НДС?

К сведению: согласно п. 5 ст. 168 НК РФ эти лица должны составлять расчетные и первичные учетные документы, а также выставлять счета-фактуры. При этом на этих документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Для получения ответа на наш вопрос обратимся к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. Пунктом 3 этого Порядка предусмотрены два случая, когда организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, должны представить в налоговый орган декларацию по НДС.

Первый случай — это выставление покупателю счета-фактуры с выделенной в нем суммой НДС. В налоговую инспекцию представляются титульный лист и разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» декларации. Это требование основано на положениях п. 5 ст.

173 НК РФ, в котором обязанность по уплате в бюджет суммы НДС закреплена за лицами, выставившими покупателю счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога. Декларацию необходимо представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Представляет интерес Определение КС РФ от 05.02.2004 N 43-О, в котором отмечено, что налогоплательщик, использующий льготу, не вправе включать сумму НДС в цену товара. Поэтому нарушение этого правила — выставление НДС покупателю — влечет предусмотренную Налоговым кодексом ответственность налогоплательщика — уплату в бюджет суммы незаконно полученного дохода. Более того, в этом случае суммы «входного» НДС не принимаются к вычету (Постановление ФАС СКО от 23.03.2005 N Ф08-873/2005-352А).

Вторая возможная ситуация, когда нужно составить налоговую декларацию по НДС, — это осуществление операций, предусмотренных ст. 161 НК РФ. Эта статья посвящена особенностям определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Налоговая декларация формируется из титульного листа и разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Делаем окончательный вывод. Организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС и в период этого освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС не представляют (Письма Минфина России от 30.08.

О.В.Давыдова

Редактор журнала

бухгалтерский учет

https://www.youtube.com/watch?v=upload

и налогообложение»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock
detector