Пленум ВС растянул срок давности по налоговым преступлениям

КС установил срок давности для налоговых преступлений

Дата размещения статьи: 16.10.2015

Определенную сложность при рассмотрении уголовных дел представляет проблема срока давности привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Под давностью в уголовном праве понимается истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, служащее при наличии соответствующих условий основанием освобождения от уголовной ответственности {amp}lt;1{amp}gt;.

Уголовный закон закрепляет различные сроки давности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ), относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по таким преступлениям составляет 2 года, в ч. 2 ст.

Также мы решили напомнить нашим читателям и о сроках давности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в налоговой сфере.

Необходимо отметить, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело {amp}amp;#8211; подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.

Для определения конкретных сроков давности привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере по ст. ст. 198 и 199 УК РФ следует изначально определиться, к каким именно категориям преступлений относятся соответствующие составы преступлений.

{amp}amp;#8211; преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет (до 08.12.2011 {amp}amp;#8211; двух лет) лишения свободы (в рассматриваемой ситуации к ним относятся ч. 1 и 2 ст. 198 УК РФ и ч. 1 ст. 199 УК РФ);

{amp}amp;#8211; тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (в рассматриваемой ситуации к ним относится ч.

2 ст. 199 УК РФ).

{amp}amp;#8211; два года после совершения преступления небольшой тяжести (ч. 1 и 2 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ);

{amp}amp;#8211; десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Физические лица не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 198 УК РФ, истекло два года.

Должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет.

{amp}amp;#8220;Моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством{amp}amp;#8221;.

1.1. Истечение сроков давности взыскания недоимок за 2010 год

1.2. Истечение сроков давности привлечения к налоговой ответственности за правонарушения, допущенные до 2011 года

1.3. Истечение сроков давности налогового контроля за 2010 год

https://www.youtube.com/watch?v=VNmPLjDouvU

1.4. Истечение сроков хранения документов за 2009 год

1.5. Истечение сроков давности на возврат (зачет) налогов

1.6. О сроках давности привлечения к уголовной ответственности по ст. ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ

24 НК РФ). Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например: на добавленную стоимость — ст. 161 НК РФ; на доходы физических лиц — ст. 226 НК РФ, на прибыль организаций — ст. 286 НК РФ).

Пленум ВС растянул срок давности по налоговым преступлениям

1) неисполнение обязанностей по исчислению налогов;

2) неисполнение обязанностей по удержанию налогов;

3) неисполнение обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

3. Преступление считается оконченным с момента неперечисления суммы налога, которую налоговый агент должен был исчислить и удержать.

4. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

5. Субъект преступления — физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

6. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и соответственно ст. ст. 198 или 199 УК.

Как уже сказано ранее, другая ситуация наблюдается со сроками в случае совершения отдельных двух видов правонарушений. Речь идет о:

  • несоблюдении правил учета прибыли, расходов и объектов налогообложения, то есть при отсутствии первичной документации, счет-фактур, а также неверном отображении операций на счетах;
  • неуплате или уплате, но не в полном объеме, налогов из-за неверного его расчета, а также других неправомерных деяний.

Так, исчисление срока, в течение которого можно подвергнуться ответственности, осуществляется со следующих суток после окончания налогового периода. Впрочем, следует знать, что они не являются одинаковыми.

Поэтому, например, если не был внесен в бюджет налог на прибыль и на добавленную стоимость, то начало отсчета срока давности будет различаться. Рассмотрим на примере.

Фирма, которая обязана платить НДС, в феврале 2014 года умышленно не выставила счет-фактуры за оказанные услуги. Тогда же уполномоченный сотрудник не составил регистр по затратам на отпускные, хотя сумма была вписана в декларацию. Также указанная компания должна выплачивать налог на прибыль, делая это ежемесячно.

Итак, фирмой совершены два преступления, у которых различные налоговые периоды. Как же будет исчисляться срок исковой давности. По первому налогу – НДС – периодом считается квартал. Поэтому период привлечения будет начинаться 1 апреля 2014 г., а заканчиваться 31.03.2017 г.

Второй же налог – на полученную прибыль – имеет в качестве периода – год. Таким образом, срок давности начнет исчисляться лишь с 01.01.2015 г., а закончит 31.12.2017.

По налоговым преступлениям (ст. 198 , ст. 199 и ст. 199. 1 УК РФ) действует особый порядок возбуждения уголовных дел, отличный порядка от возбуждения дел по иным экономическим составам УК РФ.Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки? Да, возможно, и в последние годы крайне распространено.

В течение трех лет до октября 2014 г. С конца 2014 г. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения таких дел. Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так же могут стать поводами для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.

В 2016 — 2017 г. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств зарубеж (ст. 193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193. 1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов). Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Поэтому, в случае доначисления ФНС существенных сумм мы рекомендуем в ходе налогового спора прибегать к помощи адвоката, разбирающегося не только в налоговом, но и в уголовном законодательстве, а не к услугам юристов, не имеющих практики по уголовным делам. Это позволит избежать критических ошибок в ходе налогового спора с ИФНС и сократит риски уголовного преследования.

За какой период могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов? Ранее возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям было возможно только на основании фактов, покрытых периодом налоговой проверки – трехлетним периодом. Теперь следователь ограничен только сроками исковой давности.

Срок давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от состава налогового преступления могут составлять два года (для небольшой тяжести) или шесть лет (для средней тяжести). Таким образом, в 2010-2011 годах. Участие ФНС в возбуждении уголовного дела в 2018 г. Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС.

Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует. Обновленная ст. 144 УПК РФ предусматривает следующий порядок:Получив от органов дознания сообщение о налоговом преступлении (которые, описаны в статьях ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ст. 199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199. 1 Неисполнение обязанностей налогового агента Уголовного Кодекса), следователь (если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Согласно ст. 106 НК РФ под налоговым правонарушением в НК понимается действие или бездействие физического либо юридического лица, нарушающее действующее законодательство, за которое к нему могут быть применены определенные санкции. При этом виды таких нарушений, а также ответственность, возникающую вследствие их совершения, определяет гл. 16 НК.

К правонарушениям такого рода могут быть отнесены:

  1. Несоблюдение правил регистрации в территориальном отделении ФНС (ст. 116).
  2. Непредставление отчетных документов в территориальное отделение ведомства (ст. 119).
  3. Несоответствие способа, которым была представлена декларация, законодательно установленным требованиям (ст. 119.1).
  4. Несоблюдение правил налогового учета понесенных организацией расходов и полученных доходов (ст. 120).
  5. Неуплата (полная или частичная) налога (ст. 122).
  6. Неисполнение налоговым агентом обязанности по сбору налоговых платежей с налогоплательщиков и последующему перечислению полученных денег в бюджет (ст. 126).

Если налогоплательщик работает с одновременным применением разных налоговых режимов, причиной нарушения им действующих законодательных норм нередко становится банальная невнимательность. Проще говоря, недоимка может возникнуть из-за применения неправильной налоговой ставки при определении размера обязательного платежа.

При этом важно знать, что имеются и обстоятельства, при которых налогоплательщик (налоговый агент) освобождается от ответственности за допущенное им нарушение закона (ст. 109 НК РФ). В частности п. 4 указанной статьи относит к ним истечение срока давности.

Понятия «срок исковой давности» действующий НК РФ не регламентирует, однако во многих источниках (в том числе и в этой статье) оно применяется наряду с зафиксированным в ст. 113 НК понятием «срок давности привлечения к ответственности».

Срок давности — это продолжительность времени, на протяжении которого налоговики могут наложить на налогоплательщика взыскание за не исполненные им обязанности по внесению денег в бюджет. По истечении этого срока привлечь нарушителя к ответственности не получится.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ, лицо не может быть наказано за такой проступок, если решение о возложении на него ответственности было принято более чем через 3 года после:

  • дня, наступившего после завершения налогового периода, в котором произошло нарушение законодательных норм (правило действует в отношении действий/бездействий, установленных ст. 120 и 122 НК РФ);
  • дня нарушения закона (правило действует в отношении всех остальных налоговых нарушений).

Пленум ВС растянул срок давности по налоговым преступлениям

Для физлиц, не имеющих статуса предпринимателя, срок давности является сокращенным. Так, задолженность с физлица, в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, может быть взыскана в течение полугода со дня окончания срока, отведенного законодателем на исполнение обязанности по уплате налога.

Если же за 3 года, прошедшие с момента окончания указанного срока, сумма непогашенной задолженности превысит отметку в 3 тыс. руб., налоговики могут подать заявление в суд в течение полугода с момента образования долга в указанном размере. Если за 3 года суммарный размер задолженности не превысит 3 тыс. руб., то ФНС может привлечь суд к решению проблемы в течение полугода со дня завершения трехлетнего срока.

На практике немало вопросов вызывает необходимость определения срока давности по нарушениям, определенным ст. 122 НК. Согласно нормам этой статьи, нарушением является неуплата (полная или частичная) налогов по причине:

  • умышленного занижения размера налоговой базы, используемой при определении размера обязательного платежа;
  • возникновения иных ошибок, ведущих к искажению размера налога;
  • иных манипуляций, совершенных налогоплательщиком.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ расчет продолжительности срока давности по этой статье начинается сразу же после того, как закончится период, в котором налогоплательщиком была допущена неуплата. Именно этим правилом руководствуются налогоплательщики при определении срока, в течение которого налоговый орган может применить к ним санкции.

Однако плательщики должны уплатить налог в течение определенного времени после того, как закончится период, в котором он был начислен. Срок, отведенный для уплаты, устанавливается индивидуально для каждого вида налога. Правонарушение, если оно будет совершено, может быть зафиксировано только после того, как пройдет срок, отведенный законодателем на его уплату.

Именно такой подход должен быть использован при определении срока давности для нарушителей, своевременно не внесших в бюджет налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, он должен быть уплачен не позднее 28 марта года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика сформировалось обязательство по его уплате.

N 297.

Согласно ст. 113 НК РФ исчисление срока давности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Однако стоит упомянуть о принятом Высшим Арбитражным Судом Постановлении от 27 сентября 2011 г. по делу N 4134/11 {amp}lt;10{amp}gt;.

По Постановлению ВАС РФ исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ начинается с первого дня налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором нормативными актами установлен срок уплаты налога. Ранее суд предлагал исчислять срок давности от момента окончания налогового периода, за который не был уплачен налог.

Таким образом, момент начала исчисления срока давности за налоговые правонарушения существенно отличается от начала течения срока давности привлечения к налоговым преступлениям. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст.

113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа Суд указал на недопустимость прерывания срока давности. Однако отметил, что в случае, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью «вывести» правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока {amp}lt;11{amp}gt;, т.е.

Конституционный Суд, а впоследствии и НК РФ установили, что этот срок действует только для «добросовестных» налогоплательщиков, т.е. тех, кто не препятствует проведению налоговой проверки.———————————{amp}lt;10{amp}gt; Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 по делу N А33-20240/2009 // СПС «КонсультантПлюс». 2013.{amp}lt;11{amp}gt;

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям превышает срок давности по налоговым преступлениям, и складывается противоположная ситуация: возможность привлечения к налоговой ответственности еще есть, однако нет возможности привлечения к уголовной ответственности. Однако степень опасности налоговых правонарушений отличается от противоправности в уголовных деяниях, кроме того, в отличие от уголовной налоговая ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности {amp}lt;12{amp}gt;.

———————————{amp}lt;12{amp}gt; Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274; Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на установление комплексной защиты налоговых правоотношений средствами различных отраслей права, в настоящее время отсутствует последовательность при осуществлении дифференциации ответственности за налоговые правонарушения, в частности в таких вопросах, как установление сроков давности, определение начала их течения, в то время как их решение является важным и актуальным при правоприменении вопросом.

Литература

1. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.2. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274.3. Лопашенко Н.А.

Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости27 марта 2018 г.Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.

Пленум ВС растянул срок давности по налоговым преступлениям

20 марта 2013 г.Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

  1. направление заключения, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась;
  2. проинформировать о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу;
  3. проинформировать об отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.

Сколько составляет срок исковой давности по налоговым правонарушениям по общему правилу?

К ним, в частности, относятся: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116), непредставление налоговой декларации (ст.119) либо нарушение установленного способа ее представления (ст. 119. 1), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120), неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст.

Статьей 109 НК РФ предусмотрены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одним из таких обстоятельств является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4). Об особенностях исчисления этого срока и пойдет речь.

Прежде чем приступить к теме, обозначенной в преамбуле статьи, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что следует различать срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) и срок давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ). В одном случае речь идет о сроке для вынесения решения, а в другом — о сроке, в течение которого налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа, если они пропустили двухмесячный срок на принятие решения о взыскании штрафа в бесспорном порядке за счет денег на счетах (п. 3, 10 ст.46 НК РФ) или годичный срок на принятие решения о взыскании штрафа за счет иного имущества (п. 1, 8 ст. 47 НК РФ).

Итак, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) начиная: — со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (в отношении налоговых правонарушений).

Таким образом, если речь идет о нарушении порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставлении налоговой декларации либо невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, то срок давности начинает течь со дня, следующего за последним днем срока, отведенного для исполнения обязанности.

Это логически вытекает из п.2 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Пример 1. Организация создает обособленное подразделение 31 января 2011 г. Согласно пп. 3 п.2 ст. 23 НК РФ организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня их создания.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Таким образом, последним днем срока для подачи сообщения о создании обособленного подразделения будет 28.02.2011. Если организация в этот день не представит сообщение, то срок давности привлечения ее к ответственности по ст. 126 НК РФ начнет течь с 01.03.2011 — и до 28.02.2014.

Пленум ВС растянул срок давности по налоговым преступлениям

Для начала напомним, о каких же правонарушениях идет речь в данных статьях. Статья 120 НК РФ гласит, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в размере:

  1. 10 000 руб.
  2. 30 000 руб.
  3. 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст.120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Учитывая вступившие в силу с 02. 09. 2010 поправки и дополнения, внесенные Федеральным законом от 27. 07.2010 N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, отсутствие у организации — плательщика налога на прибыль аналитических регистров налогового учета является основанием для привлечения ее к ответственности по ст.

В соответствии со ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) (п. 1), а те же деяния, совершенные умышленно, — взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии с Определением КС РФ от 18.01.2001 N 6-О положения п. п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

В отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности производится со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Следует учитывать, что налоговые периоды по разным налогам неодинаковы (п. 1 ст. 55 НК РФ). Соответственно, если в одном месяце, к примеру, произошло нарушение по налогу на прибыль и НДС, то начало течения срока давности в этих двух случаях будет разным.

Пример 2. Организация — плательщик НДС получила в январе 2011 г. В этом же месяце не был составлен регистр налогового учета по резерву предстоящих расходов на оплату отпусков, хотя сумма отчислений в резерв была отражена в налоговой декларации за январь 2011 г. Данный налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, поэтому отчетными периодами для него являются месяц, два месяца, три месяца и т. НДС. Налоговым периодом по данному налогу является квартал (ст.

163 НК РФ). Срок давности привлечения к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (отсутствие счетов-фактур) — с 01. 04. 2011 по 31. 03. 2014.

Налог на прибыль. Налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Таким образом, срок давности совершенного в том же месяце (январе 2011 г.) налогового правонарушения (несоставление налоговых регистров) начинает течь только с 01.01.2012, последним днем срока будет 31.12.2014.

Рассмотрим случаи, когда налогоплательщик занизил налоговую базу, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 НК РФ.

Пример 3. В январе 2011 г. Рассмотрим два варианта: 1) Операции по реализации не облагаются НДС. 2) Операции по реализации облагаются НДС. Вариант 1. В данном случае налоговая база занижена только по налогу на прибыль. За это деяние организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога на прибыль, но не менее 40 000 руб. Так как правонарушение имело место в 2011 г. 01. 01. 2012 и продолжится до 31. 12. 2014.

Вариант 2. Налоговая база занижена и по НДС, и по налогу на прибыль, то есть не по одному, а по нескольким налогам с разными налоговыми периодами. В данном случае размер штрафа за правонарушение должен определяться как 20% от неуплаченного налога на прибыль плюс 20% от неуплаченного НДС (и штраф не может быть менее 40 000 руб.

Таким образом, по одному правонарушению, повлекшему занижение базы по разным налогам, сроки давности исчисляются по-разному. Получается, что если налоговый орган примет решение о привлечении организации к ответственности не позднее 31. 03. 2014, то он сможет взыскать штраф в полном объеме.

Если же решение будет принято налоговиками в период с 01. 04. 2014 по 31. 12. 2014, штраф они имеют право исчислить только исходя из суммы неуплаченного налога на прибыль.

Теперь перейдем к ст. 122 НК РФ, которая предусматривает взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога. Налог на прибыль за налоговый период организация должна заплатить не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ). Соответственно, о неуплате этого налога можно говорить только после истечения срока для его уплаты (абз. 14 п. 2 ст. 11 НК РФ).

аким образом, если организация совершила правонарушение по ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога), то возникает вопрос: срок давности начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором налог должен быть уплачен или за который он должен быть уплачен? Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним случаи неуплаты, перечисленные в ст. 122 НК РФ: 1) занижение налоговой базы; 2) иное неправильное исчисление налога; 3) в результате других неправомерных действий (бездействия).

Как видим, первый случай перекликается со ст. 120 НК РФ (выше было отмечено, что составы налоговых правонарушений, указанных в этих статьях, недостаточно разграничены между собой, — см. Определение КС РФ от 18. 01. 2001 N 6-О).

В связи с этим полагаем, что, если неуплата произошла в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, срок давности исчисляется аналогично тому, как было изложено в примере 3, то есть начинает течь с налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, за который он должен быть уплачен.

Такого же подхода придерживаются и арбитражные суды. Приведем примеры, касающиеся именно налога на прибыль. ФАС ЗСО в Постановлении от 23. 01. 2008 N Ф04-308/2008(795-А70-15) отказал налоговому органу в заявлении о применении налоговых санкций, поскольку акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении организации к ответственности за неуплату налога приняты по истечении трехлетнего срока для привлечения к налоговой ответственности.

Сроки давности по налоговым правонарушениям

Например, если компания не зафиксировала в отчетности облагаемую НДС выручку, полученную от реализации товаров, допустив тем самым нарушение, установленное ст. 120 НК РФ, ФНС имеет право на обращение в суд с иском о наложении на нарушителя взыскания в размере, установленном законом. Однако из-за того, что налоговые периоды по налогу на прибыль и НДС предприятия являются разными, сроки давности также не будут совпадать.

Налоговым периодом по первому виду налога, как было указано выше, является 1 год, поэтому расчет размера этого платежа должен быть отражен в отчетности, составленной по его итогам. Налоговым периодом по второму виду налога является, в соответствии со ст. 163 НК РФ, квартал, а это значит, что внести информацию о нем нужно в квартальную отчетность.

Таким образом, если выручка, не отраженная в отчетности, была получена в августе 2017 года, привлечь нарушителя к ответственности налоговики могут:

  • в части уплаты налога на прибыль — с 01.01.2018 по 31.12.2021;
  • в части уплаты НДС — с 01.10.2017 по 30.09.2020.

N 297.

Литература

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

Новая редакция Ст. 199.1 УК РФ

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

к ст. 198, 199.

9. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.

1 и соответственно ст. 198 или 199. Если названное лицо совершает также действия по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит при наличии к тому оснований дополнительной квалификации по ст. 199.2 (см. п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

10. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к категории тяжких.

При этом возникают споры о порядке исчисления срока давности при привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК. В основном налогоплательщики отсчитывают срок давности с момента окончания налогового периода, за который не уплачен налог.

Однако по закону налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог после окончания налогового периода. Соответственно, тогда же может произойти и само правонарушение – неуплата или неполная уплата налога. И срок давности в этом случае исчисляется после окончания налогового периода, когда налог должен быть уплачен.

К такому выводу фискальное ведомство пришло в результате рассмотрения жалобы, в которой налогоплательщик утверждал, что привлечь его за неуплату налогов нельзя из-за истечения срока давности. Налогоплательщик не уплатил налог на прибыль организаций за 2012 год, срок уплаты которого установлен до 28 марта 2013 года.

Таким образом, отмечает ФНС, правонарушение состоялось уже в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года. Решение от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности признано правомерным. Этот вывод, как подчеркивают в налоговом ведомстве, согласуется с правовой позицией, приведенной в п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30. 07.

С сайта: https://legal.report/article/24102016/fns-prodlila-srok-privlecheniya-k-nalogovoj-otvetstvennosti

СТ 113 НК РФ.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса.

В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

На практике, данная формулировка позволит следователю возбуждать уголовное дело через несколько дней после получения сообщения о преступлении, недожидаться ответа. См. 7 -9 ФЗ от 22. 10. 2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector