Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено {amp}gt; 8000 книг

Как уже отмечалось, аккумулятор относится к запчастям. Списание стоимости АКБ, поступающего на предприятие, происходит в момент его передачи в эксплуатацию, т.е. в момент замены старого аккумулятора. Иными словами, пока не заменена отработавшая свое батарейка, новый АКБ продолжает числиться на балансе предприятия на своем субсчете 10.5 (или на субсчете к 15-му счету).

Стоит отметить, что учет аккумуляторов, поступивших на предприятие в составе автомобиля, не производится отдельно. АКБ в этом случае является составной частью транспортного средства. А вот приобретаемый отдельно аккумулятор уже подлежит отражению в составе запчастей.

Стоимость аккумулятора, приобретенного отдельно от транспортного средства, подлежит списанию с учетом порядка выполнения ремонта:

  1. если своими силами. Тут важно обратить внимание на документальное оформление операции: если подразделение, которое ремонтирует автомобили, находится на территории предприятия, то нужно воспользоваться формой Госкомстата РФ №М-11 (утверждена постановлением 71а) (если предприятие использует данные формы). Если аккумулятор передается за пределы территории организации, но ее же подразделению, то необходимо выписать на такую передачу запчастей форму №М-15 (накладная утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении №71а).

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26,23,25, 44, 29… Кредит сч.10.5 «Запчасти» — списание аккумуляторов в бухгалтерском учете происходит в момент их отпуска на ремонт автомобиля;

  1. если ремонт делается силами подрядчика. Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика (если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта). Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами:

Дебет счета 10.7 «Материалы переданы в переработку» Кредит счета 10.5 – отражена только передача аккумулятора для ремонта автомобиля.

Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч. 10.7 – на основании отчета от подрядчика выполнено списание аккумулятора.

Еще один очень важный момент – это заполнение акта ОС – 3 (или иного подобного документа, разработанного предприятием самостоятельно):

  • если АКБ устанавливается силами ремонтной службы предприятия, либо с помощью подрядчика, то акт №ОС-3 (если на предприятии используется форма, утвержденная Госкомстатом РФ в постановлении №7) оформлять нужно;
  • если же на предприятии нет специальной ремонтной службы, но установка аккумулятора выполнена своими силами (например, водителем автомобиля), то акт, подобный форме ОС-3, не требуется. Дело в том, что в этом случае не происходит передачи транспорта на ремонт от заказчика к исполнителю. Но все-таки выполнение самого ремонта нужно чем-то подтвердить. Для этого можно разработать свой акт, например, о замене в автомобиле запчастей.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Но что делать со старым, отработавшим АКБ? Как списать такой аккумулятор в бухучете?

  1. если своими силами
    . Тут важно обратить внимание на документальное оформление операции: если подразделение, которое ремонтирует автомобили, находится на территории предприятия, то нужно воспользоваться формой Госкомстата РФ №М-11 (утверждена постановлением 71а) (если предприятие использует данные формы). Если аккумулятор передается за пределы территории организации, но ее же подразделению, то необходимо выписать на такую передачу запчастей форму №М-15 (накладная утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении №71а).
  1. если ремонт делается силами подрядчика
    . Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика (если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта). Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами:

Дебет счета 10.7 «Материалы переданы в переработку» Кредит счета 10.5 – отражена только передача аккумулятора для ремонта автомобиля.

Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч. 10.7 – на основании отчета от подрядчика выполнено списание аккумулятора.

Срок службы аккумулятор

Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы). Именно на эти Нормы ссылаются в Учетной политике, если иное не рекомендовано учредителем бюджетного предприятия.

Стоит отметить, что в этих Нормах РД-3112199-1089-02 дан нормативный срок службы АКБ, который «привязывается» к виду транспортного средства и к минимальной его наработке – к конкретному километражу его пробега либо к количеству отработанных моточасов. Более того, нормативная наработка, в свою очередь, уточняется типом перевозок:

  • в городских условиях;
  • по пригородным дорогам;
  • в междугородних рейсах;
  • при выполнении сельскохозяйственных перевозок.

Но в бюджетном учете списание аккумуляторов может произойти и позже их нормативного срока. Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания. Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах.

Учет нужно вести в специальной форме:

  • ее может бюджетное учреждение разработать само;
  • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;

  • аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.
  • Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Известно, что автомобиль, который находится в пользовании определенного предприятия, в обязательном порядке должен состоять на его балансе, на котором находится не только единица транспорта, но и некоторые его запасные части. Если какая-либо из них по тем или иным причинам приходит в негодность, ее необходимо снять с баланса и заменить на новую. О том, как списать аккумулятор транспортного средства, и пойдет речь в этой статье.

Такая деталь автомобиля, как аккумуляторы, служит для запуска двигателя посредством стартера. Как и все элементы техники, они имеют свой срок службы. По его окончании АКБ становится небезопасным для последующей эксплуатации и требует замены его новым.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Если речь идет о работе транспортных средств на предприятии, то списание каждой его детали проходит под контролем бухгалтера и специальной комиссии, которая этот процесс он несет материальную ответственность. Списание шин и аккумуляторов строго регламентировано. Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.

Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.

Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02). Там же указаны стандартные сроки эксплуатации АКБ для транспортных средств.

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

№ п/п Автотранспортные средства и автопогрузчики Срок службы аккумуляторных батарей, лет Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:
городских пригородных междугородных сельскохозяйственных
1 Грузовые автомобили 2,5 87000км 150000км 250000км 225000км
2 Специальные автомобили на шасси грузовых авто 3,0 3000 моточасов
3 Автомобили легкового класса для индивидуального пользования 4,0 60000км
4 Легковые авто, служебные и применяемые для коммерческих целей, малотоннажные грузовые авто на базе легковых 2,5 112000км
5 Легковые автомобили-такси 1,75 70000км
6 Специальные авто на шасси легковых автомобилей 2,75 3000 моточасов
7 Автобусы 2,0 130000км 160000км 220000км
8 Подъемно-транспортные машины, в т. ч. автопогрузчики 3,0 3000 моточасов

Примечательно, что у каждой отдельной организации зачастую не существует четких и строжайших пошаговых рекомендаций по отношению к срокам эксплуатации и службы АКБ.

Это довольно условная инструкция, поэтому списание аккумуляторных батарей производится согласно политике, разработанной организацией.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Ввиду этого, нормативный срок эксплуатации АКБ является индивидуальным в зависимости от специфики и технических характеристик транспортного средства.

Среди наиболее распространенных причин неисправности аккумулятора автомобиля:

  • Деформация пластин с их последующим разрушением;
  • Факт короткого замыкания;
  • Процесс сульфитации;
  • Грязный электролит;
  • Факт интенсивного саморазряда;
  • Переполюсовка батарей АКБ.

Акт о ликвидации аккумуляторных батарей ос 4

Назад Приложение 3 к Нормам сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков. РД-3112199-1089-02 (рекомендуемое) УТВЕРЖДАЮ Технический руководитель (Главный инженер) предприятия » » 200_ г. АКТ г. » » 200_ г. Мы, нижеподписавшиеся, начальник ОТК (Ф.И.О.

) техник по учету (Ф.И.О.) аккумуляторщик (Ф.И.О.) составилинастоящийактнапредметсписанияаккумуляторной батареи: тип АКБ , N АКБ , дата установки , на автомобиль гаражный No. , фактическаянаработкаАКБ в тыс.км или моточасах и срок службы АКБ . При проверке установлено: (стартерные характеристики аккумуляторной батареи, ее техническое состояние, . по какой причине вышла из строя) Аккумуляторная батарея подлежит списанию.

Важно

Сохранить документ: Приложение к Руководству по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных аккумуляторных батарей ИР 3012165-0302-94 Утверждаю: Главный инженер » » 200_ г. АКТ г. » » 200_ г. Комиссия в составе: начальник производства , начальник ОТК , техник по учету , аккумуляторщик , водитель , составила настоящий актна списание аккумуляторнойбатареи марки , выписанной на автомобиль, (марка и гаражный N батареи)(дата) гаражный номер , наработка (тыс.

км, мес.) При проверке установлено: (остаточная емкость батареи в % от номинальной, состояние пластин, банок аккумуляторов и т.п., по какой вышел из строя) Остаточная стоимость, руб.: Аккумуляторная батарея подлежит (эксплуатации, ремонту, списанию) Члены комиссии:Ф.И.О.Подписи Начальник производства Начальник ОТК Начальник колонны Техник по учету Аккумуляторщик Водитель » » 200_ г.

В большинстве случаев основные средства подлежать списанию в следующих случаях:

  • Имущество пришло в негодность.
  • Восстановить объект невозможно или экономически нецелесообразно.
  • Оборудование не существует как цельный объект.

Все три обстоятельства должны присутствовать, иначе списание будет незаконным. Например, нельзя списывать компьютер на том основании, что его производительности не хватает для работы в какой-либо программе.

Оборудование остается пригодным для программ с меньшим объемом производительности, таких как текстовый редактор или электронная почта. Необоснованным будет считаться списание принтера, если в составе комиссии нет технического специалиста, который может подтвердить, что основное средство не подлежит ремонту. Также не будет правомерным списание оборудования без решения о его утилизации.

В такой ситуации организация может составить акт установки материальных ценностей, образец которого будет приведен в данной статье. Порядок установки запчасти В случае возникновения необходимости в установке запасной части организация может осуществить данную процедуру собственными силами (при наличии специалистов) или привлечь стороннюю специализированную организацию, заключив с ней соответствующий договор.

Акт установки будет являться счетам основанием для списания соответствующих.Акт установки будет являться основанием для списания соответствующих материальных ценностей, а в последнем случае еще и подтверждением факта выполнения исполнителем работ по установке. Запасная часть может и отсутствовать у организации. Тогда последней необходимо.

1.1. Отходы II класса опасности (высоко опасные) — отработанные аккумуляторные батареи с неслитым электролитом – подлежат сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку.

1.2. Отработанная аккумуляторная батарея (АКБ) – аккумуляторная батарея, которая не может быть использована по своему прямому назначению и должна быть утилизирована..

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

1.3. Серная кислота, которая находиться в отработанном аккумуляторе, опасна для окружающей среды кислотным отравлением. Загрязнение кислотой и свинцом (который тоже содержится в отработанных аккумуляторах) малопоправимы и оказывают негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека – свинцовое отравление (перевозбудимость, быстрая утомляемость организма).

2.1. Сбор отработанных АКБ осуществляется на месте их образования. Сбор осуществляется раздельно от других отходов производства и потребления.

2.2. При сборе отработанных АКБ следует соблюдать условие герметичности аккумулятора, во избежание вытекания электролита (следить за тем чтобы все пробки были плотно закрыты и затянуты).

2.3. Отработанные АКБ не должны подвергаться механическому воздействию.

2.4. Отработанные АКБ должны храниться в специально предназначенном для этого помещении. Помещение должно быть удалено от административно – бытовых зданий.

2.5. Отработанные АКБ, как отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре (мет. бочка, мет. контейнер, дер. коробка и др.), которая должна стоять на специальном поддоне, исключающем пролитие электролита (края поддона не меньше 5 см).

2.6. В помещении, предназначенном для хранения отработанных АКБ, пол должен быть сделан из материала устойчивого в отношении химического воздействия, и не допускать сорбцию вредных веществ (кислотоустойчив).

2.7. Помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ должно иметь возможность проветриваться. Должна быть предусмотрена система приточно- вытяжной вентиляции.

2.8. Исключить попадание воды и посторонних предметов в тару и помещение, предназначенное для хранения отработанных АКБ.

2.9. Слив электролита с отработанного АКБ производить только на поддоне, для исключения возможности его пролива и загрязнения ОС.

2.10. Для ликвидации возможной аварийной ситуации, связанной с проливом электролита, в помещении, предназначенном для хранения необходимо предусмотреть наличие необходимого количества извести, соды, воды для нейтрализации.

2.11. В случае розлива электролита, пролитый электролит следует засыпать опилками, затем опилки собрать и удалить из помещения. Места, где был разлит электролит, нейтрализовать раствором кальцинированной соды, затем промыть водой и досуха вытереть тряпкой. Все работы производить в перчатках. Перед удалением электролита в канализацию его следует нейтрализовать раствором кальцинированной соды.

2.12. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Хранение в местах, к которым имеют доступ дети; Хранение на грунтовой поверхности и под открытым небом; Хранение вместе с другими отходами.

3.1. Учёт наличия и движения отработанных АКБ организуется на всех предприятиях (организациях, учреждениях) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3.2. Учёт ведётся в специальном журнале, где в обязательном порядке отмечается движение целых АКБ отработанных АКБ. Примерная форма журнала учёта движения АКБ и свинецсодержащих изделий на предприятии приведены в приложении № 3.1.

3.3. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены.

3.4. Журнал учёта должен заполняться ответственным лицом (на промышленной базе, на участке строительства). Вносятся данные о поступивших целых и отработанных АКБ. Обязательно указывается марка АКБ, количество, дата приёмки и лицо которое принесло АКБ.

4.1. Отработанные АКБ сдаются на утилизацию в _______________________________________________

(организация, в которую передаются отходы)

по мере накопления, но не реже 1 раза за отчётный период.

4.2. Отработанные АКБ принимаются очищенными от грязи и мусора.

4.3. Перевозка отработанных АКБ на склад _______________________________________________

производиться силами ______________________________________________

.(организация, перевозчик отходов)

4.4. При перевозке должны соблюдаться следующие требования: перевозка осуществляется специальным транспортом; Загрузка отработанных АКБ в транспортное средство выполняется бережно, бросать АКБ запрещается; Укладка осуществляется, таким образом, чтоб при движении транспортного средства отработанные АКБ не могли выпасть и разбиться;

4.5. При сдаче отработанных АКБ нужно получить от _______________________________________________

справку и акт выполненных работ, которые являются подтверждающими документами для Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов. Все полученные документы передавать инженеру – экологу в отдел охраны труда не позднее 10 числа месяца следующего за отчётным периодом.

_______________________ ______________________
Должность лица, ответственного за охрану окружающей среды ФИО

Правила эксплуатации АБ

Правила эксплуатации и сроки службы АБ регламентированы Нормами № 489. Срок службы АБ прежде всего зависит от пробега автомобиля в период эксплуатации такой АБ.

Эти Нормы должны применять все предприятия, которые эксплуатируют КТС общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси, в частности с использованием АБ в составе силовых установок специального оборудования.

• аккумуляторы КТС специального назначения, которые эксплуатируют подразделения МВД, Минобороны, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Госпогранслужбы, СБУ, Управления госохраны, Государственной спецслужбы транспорта, Госслужбы спецсвязи и защиты информации;

• АБ гоночных и спортивных КТС;

• КТС, изготовленные более 30 лет назад и имеющие коллекционную ценность;

• АБ, используемые с нарушением требований правил их эксплуатации, положений эксплуатационной документации производителей транспортных средств и АБ, а также обязательных стандартов, технических регламентов, кодексов сложившейся практики (сводов правил) и других нормативных документов.

Как правило, предприятие изначально предполагает, что после установки на автомобиль АБ должна выработать свой ресурс.

Ресурс АБ — это суммарная наработка АБ с даты начала эксплуатации или с даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс АБ включает в себя время использования КТС по назначению с этими АБ, выполнения работ по техобслуживанию и ремонту КТС, а также время хранения АБ во время перерыва в использовании КТС ( разд. 2 Норм № 489).

На какой счет отнести аккумулятор для автомобиля

Сохранить документ: Приложение к Руководству по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных аккумуляторных батарей ИР 3012165-0302-94 Утверждаю: Главный инженер » » 200_ г. АКТ г. » » 200_ г. Комиссия в составе: начальник производства , начальник ОТК , техник по учету , аккумуляторщик , водитель , составила настоящий актна списание аккумуляторнойбатареи марки , выписанной на автомобиль, (марка и гаражный N батареи)(дата) гаражный номер , наработка (тыс. км, мес.

) При проверке установлено: (остаточная емкость батареи в % от номинальной, состояние пластин, банок аккумуляторов и т.п., по какой вышел из строя) Остаточная стоимость, руб.: Аккумуляторная батарея подлежит (эксплуатации, ремонту, списанию) Члены комиссии:Ф.И.О.Подписи Начальник производства Начальник ОТК Начальник колонны Техник по учету Аккумуляторщик Водитель » » 200_ г.

Предполагается, что шина будет использоваться предприятием до истечения ее ресурса – фактического суммарного пробега в километрах (моточасах) с начала ее эксплуатации до предельного износа.

Базовые значения норм среднего ресурса
для разных видов шин приведены в приложениях к Нормам № 488. Но если производитель шин установил, например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций пневматических шин и/или КТС в определенных условиях их эксплуатации, то применяют нормы производителя (п. 3.8 Норм № 488).

Отметим, что в отдельных случаях могут вводиться временные нормы среднего ресурса
. Это происходит, когда:

  • шины эксплуатируются в особых условиях;
  • для данного вида шин и КТС не указаны нормы среднего ресурса в Нормах № 488.

Обратите внимание:
временные нормы применяются только предприятием, для которого разрабатывались, вводятся в действие приказом руководителя и утрачивают силу при внесении изменений в Нормы № 488 (п. 5.5 Норм № 488). Разработкой временных норм занимается Институт (см. выше). Он же устанавливает и первоначальный срок их действия (до 24 календарных месяцев), который впоследствии может быть продлен на неопределенное время (п. 5.1, 5.2 Норм № 488).

Шина подлежит списанию
, если ее средний (откорректированный) ресурс (п. 3.2, 7.3 Норм № 488):

  • выработан и высота рисунка
    протектора достигла установленной предельной величины. Предельные значения высоты рисунка протектора пневматических шин КТС приведены в приложении 6 к Нормам № 488. При этом если шина эксплуатируется в международных перевозках, ориентируются на предельное значение высоты рисунка протектора, установленное законодательством страны, где эксплуатируется шина. Если данный показатель не достиг предельной величины, то допускается дальнейшая эксплуатация шины при условии соответствия ее технического состояния остальным требованиям законодательства (п. 7.2 Норм № 488). В частности, для Украины это ;
  • не выработан, но возникли повреждения, которые не позволяют дальнейшую эксплуатация такой шины и не подлежат ремонту.

Отметим, что замена летних шин на зимние и наоборот
в ходе эксплуатации не зависит от выработки ресурса шины и проводится на предприятии в рамках сезонного техобслуживания автомобиля.

Учет шин (АБ) прежде всего зависит от способа их поступления на баланс.

Способ 1. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) вместе с автомобилем.

Шины, которые установлены на автомобиле, а также запасные шины, которые приобретаются вместе с автомобилем и стоимость которых включена в его инвентарную стоимость, учитываются как основные средства
(далее – ОС) ( , пояснения к субсчету 207
«Запасные части»). То есть стоимость таких шин отражается на субсчете 105
«Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля и амортизируется в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля. Считаем, что так же следует учитывать и АБ, приобретенную в составе автомобиля.

При этом сезонная смена шин, приобретенных вместе с автомобилем, а также их фактическое списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. То же относится и к АБ.

Способ 2. Шины (АБ) приобретаются (приходуются) отдельно от автомобиля.

В этом случае шины (АБ) относятся к запасам
. Как следует из , автомобильные шины в запасе и обороте учитываются на субсчете 207
. По дебету этого субсчета отражают остаток и оприходование шин, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Учет шин (АБ) на складе ведется в Карточке складского учета материалов
типовой формы № М-12, а выдача со склада в эксплуатацию и их возврат сопровождаются составлением Накладной-требования
типовой формы № М-11. Обе формы утверждены .

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Кроме того, текущие эксплуатационные характеристики каждой шины и АБ приводятся:

  • для шин – в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – Карточка шины) по форме приложения 5 к Нормам № 488;
  • для АБ – в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ
    (далее – Карточка АБ) по форме приложения 12 к Правилам № 795.

В Карточке шины
отражается фактический пробег и техническое состояние шины на дату ее установки на КТС, даты установки на КТС и снятия с КТС, общая величина фактического пробега шины, остаточная высота рисунка протектора, а также причины изъятия шины из эксплуатации. Отметим, что значение остаточной высоты рисунка протектора приводится в Карточке шины при установке/снятии шины с КТС, выполнении сезонного обслуживания, а также ежемесячно, в случае надобности.

В Карточке АБ
отражаются данные об АБ и КТС, в составе которого используется АБ, о фактической выработке АБ (поквартально, за год и с начала эксплуатации). На обороте Карточки АБ приводится заключение комиссии о техническом состоянии АБ и мерах, которые следует принять по такой АБ – списать, оформить претензию изготовителю, отремонтировать, установить временную норму среднего ресурса, утилизировать и т. д.

Отметим, что Карточки шин (АБ) открываются и на шины (АБ), которые учитываются как ОС в составе автомобиля.

Эксплуатация шин (АБ)

На практике сложилось два варианта учета шин (АБ), переданных в эксплуатацию, причем что оба небезупречны.

Вариант 1. Списание на расходы при передаче в эксплуатацию.

В случае применения этого варианта при передаче шин (АБ) в эксплуатацию их стоимость сразу списывается в состав соответствующих расходов – в зависимости от сферы деятельности, в которой используется автомобиль (Дт 23, 91–94
– Кт 207
). При этом после передачи шин (АБ) в эксплуатацию ведется только их аналитический учет в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Когда шина (АБ) возвращается из эксплуатации на склад (например, при сезонной замене или для ремонта), она опять приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина Украины от 10.01.07 г. № 2 (далее – Методрекомендации № 2), п. 24 ).

Недостатком
этого варианта в методологическом плане является то, что п. 23 разрешает исключать из состава активов и списывать в расходы при передаче в эксплуатацию только стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины (АБ) таковыми не являются. Кроме того, минусом этого варианта является «невидимость» используемых активов в учете, ведь стоимость шин (АБ) в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах.

Вариант 2. Учет по первоначальной стоимости.

При выборе этого варианта шины (АБ) учитываются по первоначальной стоимости вплоть до момента их фактического списания с баланса. При этом для учета шин открывают, например, субсчет 2071 «Шины» со следующими субсчетами:

  • 20711
    «Шины на складе»,
  • 20712
    «Шины в эксплуатации»,
  • 20713
    «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)»,
  • 20714
    «Шины на складе восстановленные»,
  • 20715
    «Шины в эксплуатации восстановленные».

Для учета аккумуляторов открывают, например, субсчет 2072
«Аккумуляторные батареи» со следующими субсчетами:

  • 20721
    «АБ на складе»;
  • 20722
    «АБ в эксплуатации»;
  • 20723
    «АБ, переданные на восстановление (ремонт)».

Аналитический учет шин (АБ), находящихся на складе, ведут по группам: пригодные к эксплуатации (новые и восстановленные), подлежащие восстановлению, находящиеся в ремонте.

Таким образом, учет шин на предприятии отражается проводками:

  • оприходование – Дт 20711
    – Кт 631
    «Расчеты с поставщиками» на сумму первоначальной стоимости такой шины;
  • сезонная смена шин на автомобиле – Дт 20712
    – Кт 20711
    и т. д.

И только при фактическом выбытии шины, когда она окончательно потеряет свои эксплуатационные качества, ее стоимость будет списана с баланса.

В пользу применения такого варианта учета говорят и положения . Ведь в пояснении к субсчету 207
сказано, что на нем отражается стоимость шин не только в запасе, но и в обороте.

Напомним, такие корректировки применяют предприятия, у которых доход, рассчитанный по правилам бухучета, за последний отчетный год превышает 20 млн грн., а также предприятия с меньшим доходом, которые не приняли решения о неприменении корректировок.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Такие плательщики обязаны вести налоговый учет ОС по правилам ст. . Это значит, что для них имеет значение, используется автомобиль, в составе которого эксплуатируются шины и АБ, в хозяйственной деятельности предприятия или нет. Ведь согласно пп. расходы на приобретение, ремонт и прочие улучшения непроизводственных ОС не подлежат налоговой амортизации. Поэтому на сумму такой амортизации, начисленную в бухучете, нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения за отчетный период.

Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия. Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете. Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.

Перечисленные выше дефекты, как правило, могут возникать уже через несколько месяцев после начала эксплуатации. Чтобы их обнаружить, достаточно регулярно производить проверку авто и при необходимости осуществлять списание аккумуляторных батарей.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Наиболее часто встречающимися неисправностями аккумулятора являются следующие:

  • разрушение пластин;
  • короткое замыкание;
  • сульфатация;
  • загрязнения электролита;
  • интенсивный саморазряд;

Естественно, что все неисправности и ремонт кислотных АКБ практически не выполняются самостоятельно, так как такая процедура грозит серьезными последствиями для здоровья «мастера».

Кроме этого, причиной высокого саморазряда могут стать и «внутренние» проблемы, т. е в самой батарее. К ним можно отнести такие, как снижение плотности электролита, замыкание им выводных штырей, когда через различные неплотности он попадает на поверхность батареи, разрушение сепараторов, попадание внутрь корпуса загрязняющих веществ.

Причины такой неисправности аккумулятора автомобиля следующие:

  • перезарядка батареи током большой силы;
  • длительное хранение устройства в разряженном состоянии;
  • использование аккумулятора в таком климате, для которого требуется электролит с другими характеристиками;
  • старое, разболтанное крепление АКБ в транспортном средстве.

Самостоятельно определить такую неисправность АКБ можно по возникшей очень низкой эффективности аккумулятора, проявляющейся во время пуска мотора.

Сульфатизация

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Данную проблему можно вполне отнести к неисправности АКБ для списания, поскольку нормальная эксплуатация такого аккумулятора практически невозможна. Возникает она при очень длительном хранении, когда батарея оказывается частично разряжена или при частых полных разрядах батареи. Отдельно стоит упомянуть эту неисправность, вызванную нехваткой электролита и постоянным соприкосновением пластин с воздухом. В немалой степени способствуют сульфатизации высокая плотность электролита, его высокая температура и саморазряд.

Эта неисправность АКБ достаточно серьезная, и ее основными признаками являются такие, как:

  • крайне малая емкость;
  • быстрый разряд;
  • при заряде очень быстро растет температура аккумулятора;
  • практически сразу начинается обильное выделение газа при попытке заряда;
  • очень долгое время, требующееся для заряда.

Загрязненный раствор из аккумулятора необходимо удалить, а сделать это можно самостоятельно. Для этого вначале весь электролит из неисправного аккумулятора необходимо слить. При этом соблюдать меры личной предосторожности. После этого туда заливается дистиллированная вода, и батарея ставится на зарядку скромным напряжением (0,05 С10), где «заряжается» не менее часа. После этого останется заполнить аккумулятор чистым, качественным электролитом и зарядить его.

Короткие замыкания

Признаки неисправности аккумулятора, в котором происходят короткие замыкания не слишком характерны, и к ним относится уменьшение емкости, низкая плотность, а также сниженное напряжение. Причиной такого явления становится разрушение сепараторов, а также образование наростов на пластинах. Часто отмечается образование мостиков между пластинами, что происходит из-за высокого уровня шлама внутри батареи.

Для устранения такого затруднения можно применить следующий метод. АКБ полностью разряжается током 10-ти часового разряда. После проверки отсутствия напряжения на клеммах, батарея разбирается, и выясняется первопричина, которую надлежит устранить. Мероприятия могут быть такие — замена сепараторов, очищение пластин от имеющихся на них наростах, промывка пластин и полное удаление шлама. После сборки и заливки электролита батарея заряжается.

Это неисправность аккумулятора, который после длительного и неправильного включения самопроизвольно меняет свои «полюса». Если отмечается именно такой вариант переполюсовки, ее можно устранить проведением нескольких циклов заряда-разряда. После чего емкости восстанавливаются, и батарея готова к использованию.

, его необходимо учитывать как основное средство или как материал? В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам.

К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству. Вопрос №2.

Нормы эксплуатации аккумуляторов В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в «Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей» Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02.

https://www.youtube.com/watch?v=Sgl2_IHKYKs

Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Как списать аккумуляторы в бухучете

Инструкции № 87. Транспортировку отработанных АКБ осуществляют на основании товарно-транспортной накладной, оформленной в соответствии с постановлением № 192. Названным постановлением не определено, каким образом следует заполнять в накладных стоимостные показатели АКБ.

По мнению автора, при оформлении накладных для указания цены отгружаемых АКБ возможно использовать несколько вариантов: 1) если АКБ имеет остаточную стоимость, то в накладной можно указать: – эту остаточную стоимость; – условную оценку, рассчитанную на основе данных о количестве цветных металлов в АКБ и стоимости их закупки на момент сдачи АКБ;

В акте должны быть указаны марка аккумулятора, вес свинца и его стоимость. При отражении выручки от сдачи цветных металлов следует руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).

Бухгалтерский учет поступления АКБ Активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации, принимают к бухгалтерскому учету в качестве запасов (п. 2 Инструкции № 133). К запасам в т.ч. относят запасные части (п. 3 Инструкции № 133).

Поэтому АКБ, приобретенные для замены АКБ, пришедших в негодность, следует учитывать в составе запасов как запасные части на субсчете 5 «Запасные части» счета 10 «Материалы». Запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Если защитной крышки нет, во избежание короткого замыкания заизолируйте «плюс» технической лентой или используйте обыкновенный пластмассовый колпачок — это обезопасит дальнейший процесс снятия клемм;

  • Аккуратно ослабьте гайку массы ключом.
  • Теперь отключайте клеммы. Основной вопрос — какую клемму снимать с аккумулятора первой? Существует строгое правило: сначала снимайте минусовую, а уже потом снимается клемма плюсовая.
  • Не допускайте контакта плюсового полюса с металлическими частями машины.

Важный технический момент: отсоединять первым нужно именно минусовой полюс потому, что это предотвращает возникновение короткого замыкания вследствие того, что масса остается без потенциала.

Массой называется не что иное, как кузов автомашины, который и соединен с минусовой клеммой АКБ. При снятии этой клеммы в первую очередь батарея отключается от кузова.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

Типовые проводки по учету аккумуляторов Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде: Дт 10.5 Кт 60 — отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей Дт 19 Кт 60 — отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам Дт 60 Кт 51 (71) — отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств Дт 20 Кт 10.

5 — списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству Дт 62 Кт 10.5 — отражена стоимость реализуемых на сторону батарей Дт 91.1 Кт 62 — отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ 5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей Вопрос №1.

Известно, что автомобиль, который находится в пользовании определенного предприятия, в обязательном порядке должен состоять на его балансе, на котором находится не только единица транспорта, но и некоторые его запасные части. Если какая-либо из них по тем или иным причинам приходит в негодность, ее необходимо снять с баланса и заменить на новую. О том, как списать аккумулятор транспортного средства, и пойдет речь в этой статье.

Такая деталь автомобиля, как аккумуляторы, служит для запуска двигателя посредством стартера. Как и все элементы техники, они имеют свой срок службы. По его окончании АКБ становится небезопасным для последующей эксплуатации и требует замены его новым.

Если речь идет о работе транспортных средств на предприятии, то списание каждой его детали проходит под контролем бухгалтера и специальной комиссии, которая этот процесс он несет материальную ответственность. Списание шин и аккумуляторов строго регламентировано. Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.

• КТС используют в особых условиях эксплуатации, отличных от нормальных;

• средний месячный пробег КТС превышает указанный в эксплуатационных нормах среднего ресурса АБ;

• АБ питают потребителей, не предусмотренных производителем КТС.

Временные нормы среднего ресурса АБ разрабатывает госпредприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (ГосавтотрансНИИпроект)* на договорных началах с заказчиком ( п. 5.3 Норм № 489).

* ГП «ГосавтотрансНИИпроект» находится по адресу: пр. Победы, 57, Киев-113, Украина, 03113. Телефоны: (38044) 456-30-30, 201-08-10. Факс: (38044) 455-67-91. E-mail: info@insat.org.ua.

Временные нормы среднего ресурса аккумуляторов первоначально устанавливаются на срок до 48 месяцев. Затем этот срок может быть бесплатно продлен в случае подтверждения его соответствия фактическим ресурсам АБ, если нет необходимости в дополнительных исследованиях среднего ресурса АБ.

Временные нормы среднего ресурса АБ вводят в действие приказом руководителя предприятия на определенный разработчиком срок и применяют только для этого предприятия ( п. 5.7 Норм № 489).

• батарея достигла предельного состояния, когда дальнейшая ее эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причине уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно;

• выявлены производственные или эксплуатационные дефекты аккумулятора, который не подлежит ремонту или ремонт которого экономически нецелесообразен. В этом случае АБ списывают на основании акта независимо от соответствия фактического ресурса установленным нормам.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Документальное оформление

Поступление АБ на предприятие, как правило, сопровождается расходной накладной от поставщика. Зачастую на практике предприятие-покупатель оформляет еще приходную накладную или приходный ордер. Реквизиты приходного ордера типовой формы № М-4, утвержденной приказом Минстата от 21.06.93 г. № 193, позволяют учесть все характеристики приобретенного товара.

Учет АБ ведут по типам и маркам автомобилей, местам их хранения и техническому состоянию: новые, отремонтированные, требующие ремонта.

Аккумулятору, который поступил на склад, присваивают инвентарный номер, под которым на него заводится карточка учета наработки и отслеживания оборота АБ, форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Выдачу АБ для установки на автомобиль проводят только в обмен на снятую батарею или при наличии акта, подтверждающего непригодность к дальнейшей эксплуатации снятой батареи.

Приказом руководителя на предприятии создается комиссия, которая уполномочена определять фактическое техническое состояние АБ и принимать решения о дальнейшей эксплуатации АБ: ремонт, оформление претензий к продавцу (производителю, исполнителю работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту АБ или КТС), списание, передача на утилизацию и т. д. Именно на основании заключения этой комиссии АБ, которая исчерпала установленный ресурс, списывают с баланса.

Решение комиссии с указанием причин снятия АБ с эксплуатации записывают в карточку учета, которая и выполняет роль акта ее списания ( п. 8.4 Правил № 795).

В аналогичном порядке списывают АБ, которые достигли предельного состояния и не пригодны для выполнения функций по назначению, но не исчерпали установленный ресурс. При этом определение предельного состояния АБ обеспечивают проверкой емкости полностью заряженной АБ. Последовательность действий по определению предельного состояния аккумулятора приведена в приложении 13 к Правилам № 795.

Важно! Отработанные АБ наряду с другими подобными отходами от функционирования автотранспорта, которые образуются на любом предприятии (масло, маслофильтры и т. п.), относятся к категории опасных отходов. Собирают и перевозят такие отходы к местам их утилизации (удаления) специализированные предприятия, имеющие соответствующие лицензии, разрешения органов Минэкоресурсов и спецтранспорт.

Бухгалтерский учет

На предприятие АБ могут попасть двумя путями: или в составе транспортного средства, или приобретенными отдельно, в частности для замены аккумуляторов, исчерпавших свой ресурс или ставших непригодными.

В первом случае поступление авто вместе с аккумулятором сопровождается актом приема-передачи, в котором стоимость и характеристики АБ отдельно не выделены. Стоимость такой АБ учитывается в составе первоначальной стоимости автомобиля на субсчете 105 «Транспортные средства» и амортизируется в обычном порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

Как списать аккумуляторы в бухучете

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Остаточную стоимость АКБ в зависимости от наработки определяют по формуле где – остаточная стоимость АКБ в зависимости от наработки, руб.; Lг – гарантийная наработка АКБ, км (моточасы); Lф – фактическая наработка АКБ, км (моточасы).

Остаточную стоимость АКБ принимают равной наименьшему из значений Как правило, руководитель принимает решение о том, что сдаче в утиль подлежит не одна АКБ, а сразу несколько.

Поэтому снятая с автомобиля АКБ подлежит вначале передаче материально ответственному лицу на хранение с указанием количества (в натуральном выражении) и остаточной стоимости или условной оценки.

Аналитический учет АКБ по субсчету 10-6 ведут по наименованиям АКБ, местам их хранения и материально ответственным лицам. Сдача отработанных АКБ Субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны обеспечить сдачу непригодных к работе АКБ организациям вторсырья.

Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика (если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта). Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами:Дебет счета 10.

7 «Материалы переданы в переработку» Кредит счета 10.5 – отражена только передача аккумулятора для ремонта автомобиля. И только уже после окончания ремонтных работ и при получении от подрядчика Отчета о материалах, которые были израсходованы на ремонт, заказчик вправе списать сам аккумулятор на производственные расходы: Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч. 10.

7 – на основании отчета от подрядчика выполнено списание аккумулятора.

Для этого Нормами позволяется скорректировать срок, используя данные таблицы №2 Норм. А если нужны исключительно индивидуальные сроки службы, то за ними необходимо уже напрямую обращаться в Минтранс России.

И тогда в Учетной политике либо ставится сразу откорректированный срок, или же прописываются условия, при которых может быть скорректирован его норматив.

Выработка аккумулятором его нормативного срока: как доказать Фактическая выработка АКБ его нормативного срока должна быть подтверждена в реальных условиях. Это необходимо, чтобы потом правильно и своевременно отразить списание аккумулятора в проводках бюджетного учета.

Для данной цели рекомендуется лицам, которые ответственны за эксплуатацию транспортных средств, вести учет наработки АКБ и результатов их обслуживания. Такой учет необходимо организовать сразу с момента ввода аккумулятора в эксплуатацию и до момента его списания.

Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики. Вопрос №5.

Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии? Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию.

Внимание

Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.

Оцените качество статьи.

О том, как списать аккумулятор автомобиля, находящийся в пользовании бюджетной организации, необходимо знать досконально. В противном случае расхождения с нормами и правилами будут стоять исполнителю финансовых потерь в виде штрафов. Однако, не стоит пугаться и негодовать. На самом деле вопрос о том, как списать аккумулятор, не так сложен, как может показаться на первый взгляд, особенно если за дело берется опытный бухгалтер.

Запасные части к автомобилям, которые выдаются вместо отслуживших свой срок эксплуатации, ставятся на забалансовый учет. Для этого существует счет №9, который называется «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных». Что касается списка запасных частей, подлежащих замене, его формирует и устанавливает руководство предприятия и закрепляет в учетной политике.

Эти запчасти числятся на счете №9 до тех пор, пока используются в работе и не выходят из строя, то есть являются пригодными для эксплуатации. После того как запасные части перестают выполнять свои непосредственные функции и приходят в негодность, необходимо списать аккумулятор со счета №9.

С тем фактом, что для современного автомобиля аккумуляторная батарея является одной из главных деталей, автомобилисты не спорят. Но вот обеспечить ей должный уход для большинства из них пока еще большая проблема. Многие не знают и не выполняют самых элементарных правил, в результате чего возникают неисправности, а срок эксплуатации батареи значительно снижается.

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

Многие бюджетные предприятия на балансе имеют транспортные средства. И они так же, как и коммерческие организации, сталкиваются с проблемой отражения в своем учете списания АКБ. Тем более, учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности и отличается от учета в коммерческой организации.

Но порядок его определения необходимо прописать в Учетной политике. Часто для этой цели используются Нормы сроков, предназначенные для свинцово-кислотных АКБ автотранспорта и автопогрузчиков (РД-3112199-1089-02, утверждены Минтрансом РФ 26.09.02г.) (далее в тексте – Нормы).

Важный нюанс:
поскольку применение/неприменение корректировок финрезультата у плательщика налога на прибыль зависит от размера его годового дохода, который определяется по данным бухучета, то, возможно, плательщику с критичным уровнем дохода предпочтительнее вести учет шин по первоначальной стоимости (см.

Право на налоговый кредит по НДС по операциям приобретения, ремонта, восстановления и утилизации
шин (АБ) возникает у предприятия, независимо от использования автомобиля, в составе которого эксплуатируются шины и аккумуляторы, в хозяйственной деятельности предприятия, а также независимо от того, осуществляло предприятие в отчетном периоде налогооблагаемые операции или нет (п. ).

Другое дело, если возникнут обстоятельства, перечисленные в п. . Тогда предприятию нужно будет начислить налоговые обязательства в порядке, предусмотренном данным пунктом и п. .

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

При списании
отдельно приобретенных шин (АБ), которые по своим техническим характеристикам не соответствуют условиям их списания, установленным Нормами № 488 и № 489, может возникнуть неоднозначная ситуация. При формальном подходе получается, что такие шины (АБ) вдруг перестают использоваться в хоздеятельности предприятия без уважительных причин.

Поэтому согласно пп. «г» п. и п. если при приобретении таких шин (АБ) признавался налоговый кредит, то при их списании нужно начислить налоговые обязательства по основной ставке исходя из стоимости их приобретения. В качестве аргумента против такого фискального подхода к преждевременному списанию шин (АБ) можно привести тот факт, что НК не содержит положений, согласно которым право на налоговый кредит зависит от соблюдения сроков эксплуатации шин (АБ), определенных Нормами № 488 и № 489.

Отметим, что если преждевременно списываемые шины (АБ) учитывались в составе стоимости автомобиля, то, по нашему мнению, при их списании налоговые обязательства по НДС не начисляются даже при фискальном подходе. Ведь такие шины (АБ) просто не имеют в учете отдельной стоимости, на которую можно что-либо начислить.

Если списанные шины передаются перерабатывающему предприятию
как вторсырье, то такая операция рассматривается как обычная поставка товара (пп. ). Поэтому на договорную стоимость передачи таких шин начисляются налоговые обязательства по НДС.

ПРИМЕР 1
Предприятие в марте приобрело бэушный легковой автомобиль для служебных поездок администрации. В момент приобретения на нем были установлены зимние шины плюс одна запасная летняя. Перед эксплуатацией авто приобрели и установили на него 4 новые летние шины стоимостью 648 грн. (в т. ч. НДС – 108 грн.) каждая.

(грн.)

Первичные документы

Бухгалтерский учет*

Приобретен легковой автомобиль

Накладная, акт приемки-передачи

Налоговая накладная

Поступили на склад приобретенные летние шины (4 шт. х 540)

Накладная, карточки типовой формы № М-12

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

Установлены на автомобиль летние шины

Накладная-требование типовой формы № М-11, карточки шин

Поступили на склад шины, снятые с автомобиля (5 шт.)

Типовые формы № М-11 и № М-12, карточки шин

Введен в эксплуатацию автомобиль

Акт типовой формы № ОЗ-1**

Открыта Карточка АБ

Карточка АБ

Оприходована на склад поврежденная шина

Передана поврежденная шина в ремонт

Типовые формы № М-11 и № М-12, карточка шины, акт приемки-передачи в ремонт

Установлена на автомобиль запасная шина

Типовые формы № М-11 и № М-12, карточка шины

Отражена стоимость работ по ремонту поврежденной шины

Акт выполненных работ

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

Шина после ремонта:
– получена на склад

Накладная, типовая форма № М-12, карточка шины

– установлена на автомобиль

Типовые формы № М-11 и № М-12, карточка шины

Снята с автомобиля запасная шина и передана на склад

*
Для целей налогового учета доходы и расходы признаются так же, как и в бухучете.
**
Утверждена .

ПРИМЕР 2
Предприятие в отчетном периоде списало АБ, которая была приобретена в составе автомобиля, в связи с выработкой ее ресурса и достижением ею предельного состояния. АБ передана на утилизацию специализированному предприятию.Кроме того, в связи с выработкой ресурса было списано 10 отдельно приобретенных шин и 5 шин, приобретенных в составе автомобиля.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

(грн.)

Первичные документы

Бухгалтерский учет*

Оприходована на склад и списана АБ, приобретенная в составе автомобиля

Типовая форма № М-11, карточка АБ, приказ руководителя

Передана на утилизацию АБ, отражены расходы на утилизацию АБ

Типовая форма № М-11, акт приемки-передачи на утилизацию, акт выполненных работ по утилизации

Учет аккумуляторов в бухгалтерии начинается с понимания, чем АКБ являются для автомобиля. От этого зависит правильность отражения их поступления и списания, и утилизации.

Целью ремонта является поддержание актива в нормальном рабочем состоянии. А, поскольку транспортное средство без аккумулятора двигаться не может, то замена АКБ является именно ремонтом, а сам АКБ относится к запчастям. Это означает, что поступление и списание аккумуляторов в бухгалтерском учете будет происходить через счет 10 «Материалы» или с помощью счета 15 «Заготовка и покупка материальных ценностей» — в зависимости от учетной политики предприятия.

Замена аккумулятора — это замена запчасти

Дебет счета 10.5 «Запчасти» Кредит счета 71 «Подотчетные лица», счета 60, и т.д. – приняты к учету аккумуляторы.

Субсчет 10.5 Запчасти

В связи с тем, что АКБ относится к материально-производственным запасам, их учет осуществляется в соответствии с ПБУ №5/01 (утверждено приказом Минфина РФ №44н):

  • принимаются они на учет по фактической себестоимости, состав которой определяется предприятием на основании раздела II ПБУ №5/01;
  • единица учета АКБ выбирается организацией самостоятельно – это может быть и номенклатурный номер, и однородная группа запасов, и партия, и т.д.
  • документальное оформление операций по движению АКБ предприятие тоже выбирает самостоятельно – с учетом ст.9 закона №402-ФЗ о бухгалтерском учете. В связи с этим можно воспользоваться, например, формами, утвержденными Госкомстатом РФ в постановлении № 71а;
  • для списания стоимости передаваемого для эксплуатации аккумулятора используется один из методов, поименованных в п.16 ПБУ 5/01.

Однако порядок списания аккумуляторов в бухгалтерском учете и их выбытие с предприятия имеет свою специфику.

Деловые бумаги (архив)

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей. Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде.

В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании — от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам.

Вход на сайт

Чтобы определить этот срок, необходимо руководствоваться такими документами:

  1. ФЗ о безопасности дорожного движения,
  2. Нормами эксплуатационных ресурсов и временными нормами эксплуатации,
  3. Методическими руководствами по определению стоимости транспорта, учитывая его естественный износ,
  4. Правилами, устанавливающими размер расхода и материалов, необходимых для восстановительного ремонта аккумулятора.

Важно отметить, что аккумуляторная батарея каждого транспортного средства характеризуется индивидуальным сроком службы. В результате, списание аккумуляторов в бюджетном учете происходит согласно руководящего документа, изданного Минтрансом «Нормы сроков службы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей».

Если у определенной организации не имеется четких рекомендаций в отношении срока службы аккумулятора, то в политике предприятия необходимо прописать такие нормы, либо указать ссылку на определенный документ, который будет применяться в процессе работы.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

К примеру, в учетной политике можно прописать, что срок службы аккумуляторов, используемых на транспортных средствах предприятия, определяется по нормам, указанным Федеральным госунитарным предприятием «Государственный институт автомобильного транспорта». Либо срок службы аккумуляторных батарей определяется тем или иным Методическим руководством.

Если предположить, что на авто, которые числятся на балансе одного предприятия, установлены стартерные аккумуляторные батареи свинцово-кислотного типа, то предприятие должно определить нормативный срок их эксплуатации, руководствуясь Нормами, отраженными в учетной политике. Используя нормы, важно устанавливать для каждого аккумулятора срок годности, указав его в видимой части батареи.

Акт на списание акб образец заполнения

Расходники для оргтехники, электролампочки, батарейки: учитываем легко и просто

К расходным материалам, которые предприятия используют в ходе эксплуатации офисного оборудования, обычно относят картриджи, тонеры (порошок) или чернила для картриджей, пленку для ламинаторов, масло для шредеров, чистящие салфетки, спреи, сжатый воздух и т. п.

Давайте выясним, как затраты на приобретение этих материалов следует отражать в учете. Для примера возьмем замену/заправку картриджей для принтера.

Замена/заправка картриджа — это техобслуживание

Сразу предупредим: картридж не соответствует понятию объекта основных средств (далее — ОС) — он не является законченным устройством, выполняющим определенные самостоятельные функции ( п. 4 П(С)БУ 7), а потому не может считаться малоценным необоротным материальным активом.

Нельзя расценивать картридж и как МБП. Напомним, к ним Инструкция № 291 в первую очередь относит инструменты, хозинвентарь, специальное оснащение, спецодежду и т. п. — т. е. предметы, для которых характерна обособленность и возможность выполнения самостоятельной функции. Картридж не получится использовать без принтера.

Причем такая замена/заправка происходит не из-за поломки, а в связи с израсходованием содержащегося в нем красящего вещества, что является особенностью использования подобных устройств.

Ничего общего с ремонтом, модернизацией или другими видами улучшения* оргтехники эти про-цедуры не имеют — картридж не повышает скорость печати, не добавляет к существующим возможностям техники новые и не изменяет существующие.

И замена, и заправка картриджа служат исключительно для того, чтобы поддерживать оргтехнику в работоспособном состоянии.

* Подробно узнать о том, что считается ремонтом/улучшением ОС, вы можете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 17, с. 15.

Поэтому и сам картридж, и тонер (или чернила) целесообразнее всего рассматривать

как расходный материал независимо от срока использования, а его замену/заправку — как техническое обслуживание принтера

Хотите подтверждения? Загляните в инструкцию пользователя принтером, которая обычно прилагается к приобретенному устройству. Замена картриджа с тонером фигурирует в разделе «Обслуживание принтера». Там же указано количество копий (средний ресурс), после печати которых требуется замена расходных материалов (картриджа, ролика подачи бумаги, ролика переноса изображения, блока фьюзера).

Как видите, и сами производители дают понять: картридж — это расходный материал, а его замена — техническое обслуживание принтера.

Замена/заправка картриджа: документальное оформление

Замену картриджей предприятия обычно осуществляют собственными силами. Чтобы разобраться, как это сделать, достаточно обратиться к инструкции пользователя.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

А вот заправку их тонером или чернилами в большинстве случаев доверяют специализированным организациям (сервисным центрам). И это неспроста. Специалисты проведут эту процедуру в лабораторных условиях на специальном оборудовании с использованием собственных расходных материалов.

Отношения со специализированной организацией обычно оформляют договором подряда. Факт предоставления услуг по техническому обслуживанию оргтехники подтверждает акт выполненных работ. Его подписывают представители обеих сторон при приеме-передаче работ.

Впрочем, вы можете заправить картридж и самостоятельно. Возможно, это будет не так качественно, зато дешевле, ведь вы сами приобретете все необходимые расходные материалы и дадите им лад. Основанием для их оприходования будут накладные и другие сопроводительные документы, выписанные поставщиком.

https://www.youtube.com/watch?v=i0mJEpP7P84

Прием этих материалов на хранение материально ответственное лицо предприятия удостоверяет своей подписью на документе, выписанном поставщиком, или в Акте о приеме материалов типовой формы № М-7, утвержденной приказом № 193.

Выдачу материалов со склада оформляют накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной тем же приказом № 193.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Тонер или чернила, использованные для заправки картриджа, или сам отработанный картридж (если он не подлежит перезаправке) списывают на основании акта списания. Его обычно составляют в произвольной форме. В акте указывают, какие именно материалы были использованы для технического обслуживания оргтехники и для каких именно устройств.

Отражаем расходы на замену/заправку картриджа в учете

— административных расходов (Дт 92);

— расходов на сбыт (Дт 93);

— прочих расходов операционной деятельности (Дт 94).

Если расходные материалы приобретаем самостоятельно, то сначала относим их на субсчет 209 «Прочие материалы». Затем по мере расходования, т. е. выдачи со склада в эксплуатацию, так же отражаем их стоимость в расходах отчетного периода в зависимости от направления использования офисной техники (Дт 92, 93, 94). Основанием для этого служит накладная-требование типовой формы № М-11.

Налоговоприбыльный учет. Тут все, как бухучет прописал ( п.п. 134.1.1 НКУ). То есть затраты на расходные материалы (на техобслуживание) фактически уменьшают финрезультат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль. Причем у всех плательщиков, независимо от объема доходов.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

Никаких разниц по этой операции они не рассчитывают

НДС. Суммы «входного» НДС, которые предприятие уплатило (начислило) в составе стоимости услуг по техобслуживанию оргтехники или при покупке расходных материалов, попадают в налоговый кредит ( п. 198.3 НКУ) по первому из событий ( п.198.2 НКУ). Но только при условии, что поставщик зарегистрировал налоговую накладную в ЕРНН ( п. 198.6 НКУ).

Если расходные материалы вы приобрели за наличные, то отразить налоговый кредит можете только после того, как руководитель утвердит Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет.

При этом помните: стоимость товаров/услуг в кассовом чеке (чеках) не может превышать (без учета НДС) 200 грн. в день ( п.п. «б» п. 201.11 НКУ). Так что предельная сумма НДС, которую по чекам можно отнести в налоговый кредит, составляет не более 40 грн. в день.

— вариант 1 — приобрело картридж стоимостью 480 грн. (в том числе НДС 20 % — 80 грн.) и установило его собственными силами;

— вариант 2 — привлекло к замене картриджа специалиста сервисного центра. Стоимость услуг по техобслуживанию принтера с учетом стоимости картриджа — 600 грн. (в том числе НДС — 20 % — 100 грн.).

Учет расходов на замену картриджа для принтера

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Вариант 1. Замена картриджа собственными силами

Перечислена предоплата за картридж для принтера

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за картридж

641/НДС

Получен картридж

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

Произведен зачет задолженностей

Передан в эксплуатацию картридж для принтера (произведено техобслуживание принтера)

Начислена за месяц заработная плата работнику, занимающемуся обслуживанием оргтехники на предприятии

Начислен ЕСВ на сумму заработной платы

(1500 грн. х 36,83 % : 100 %)

552,45

Удержаны из заработной платы:

— ЕСВ (1500 грн. х 3,6 % : 100 %)

— НДФЛ ((1500 грн. — 54 грн.) х 15 % : 100 %)

641/НДФЛ

216,90

— ВС (1500 грн. х 1,5 % : 100 %)

642/ВС

22,50

Перечислены в бюджет:

— ЕСВ (552,45 грн. 54 грн.)

606,45

— НДФЛ

641/НДФЛ

216,90

— ВС

642/ВС

22,50

Выплачена работнику заработная плата
(1500 грн. — (54 грн. 216,90 грн. 22,50 грн.))

1206,60

Отнесены на финансовый результат:

— стоимость картриджа для принтера

— заработная плата работника, занимающегося обслуживанием оргтехники

— сумма ЕСВ, начисленного на заработную плату работника, занимающегося обслуживанием оргтехники

552,45

Вариант 2. Замена картриджа с помощью сторонней организации

Выполнены работы по техобслуживанию принтера (подписан акт выполненных работ)

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости работ по техобслуживанию

641/НДС

Оплачены работы по техобслуживанию принтера

Меняем осветительные приборы, элементы питания

Прежде чем говорить о порядке учета расходников для осветительных приборов, стоит разобраться, как в принципе учитывают сами эти приборы — светильники, плафоны, фонари.

Светильники, плафоны, фонари. Порядок отражения в бухучете этих осветительных предметов зависит от срока службы и стоимостного критерия, установленного учетной политикой предприятия*.

* Как правило, стоимостный критерий, который в бухучете разграничивает МНМА и ОС, предприятия старались установить равным налоговому, т. е. на уровне 2500 грн. без НДС.

В большинстве случаев срок службы любого светильника, фонаря, да и плафона превышает один год, а стоимость ниже стандартного стоимостного критерия (2500 грн.).

Поэтому зачислять эти предметы имеет смысл в состав МНМА (субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы»)

На это ориентирует П(С)БУ 7.

Списание аккумуляторов в бюджетном учете

1) прямолинейным;

2) производственным;

3) «50 %/50 %» — 50 % амортизируемой стоимости объекта в первом месяце использования и остальные 50 % в месяце его изъятия из активов (списания с баланса);

4) «100 %» — 100 % амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта.

Хотя для амортизации МНМА большинство бухгалтеров облюбовало методы: «50 %/50 %» или «100 %».

Вы приобрели светильник, плафон или фонарь стоимостью выше установленного стоимостного критерия? Тогда им прямая дорога в состав ОС с отражением на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь».

Эти осветительные приборы после передачи в использование (Дт 106 — Кт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств») амортизируйте любым из тех методов, которые предлагает п. 26 П(С)БУ 7**. Думаем, не откроем Америку, если скажем, что в подобных случаях фаворитом является прямолинейный метод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector