Энциклопедия решений. Периодичность проведения выездных налоговых проверок

Пошаговый порядок процедуры

Основанием для осуществления выездной проверки в отношении юридического лица служит решение, утвержденное руководителем контролирующего органа по месторасположению компании. Исключением могут быть случаи, если решение было вынесено налоговой инспекцией, в которой компания находится на учете (независимо от месторасположения) и является крупным налогоплательщиком.

Также может осуществляться имущественная инвентаризация, просмотр территории и помещений, принадлежащих плательщику налогов.

Решение о выполнении налоговой проверки включает в себя следующие сведения:

  • наименование компании в сокращенном и полном виде;
  • предмет контроля с перечнем определенных налогов. В ходе проверки может проводиться оценка правильности учета и своевременности налоговых выплат. Может проверяться один тип сбора или несколько разновидностей. Также при самостоятельной проверке налоговой инспекцией может контролироваться правильность учета и выплат местных и региональных взносов;
  • период выполнения работ;
  • должность и инициалы проверяющего инспектора.

У налоговых органов есть право на изъятие документации, свидетельствующей о правовом правонарушении, привлечение понятых, специалистов и назначение экспертизы.

В ситуациях, определенных законодательством, действует установленный порядок определения периода охвата проверки, распространяемый на:

  • выполнение первичного выездного контроля, связанного с предоставлением компанией уточненной декларации. Может проверяться период, за который предоставляется декларация, даже если его срок превышает 3 года;
  • контроль осуществляется в компании, использующей спецрежим при реализации соглашения об имущественном разделе;
  • повторную проверку, связанную с поданной компанией декларацией с меньшей суммой налога.

Налоговая инспекция может осматривать помещения, принадлежащие компании. В ходе осмотра должны присутствовать понятые лица, проводиться видео- и фотосъемка. Итоги осмотра записываются в протокол.

К контрольным процедурам относится:

  • изъятие у плательщика налогов документации согласно ст. 93 Налогового кодекса России;
  • изъятие документации о плательщике или данных о выполненных сделках по ст. 93.1 НК РФ;
  • выполнение выемки (по ст. 94 Налогового кодекса);
  • осуществление имущественной описи (по п.13 ст.89 НК России);
  • проверка земельных участков, офисов и документации;
  • вызов налогоплательщика для предоставления показаний по выплатам (начислению, удержанию) налоговых отчислений и сборов или для налоговой проверки;
  • опрос свидетелей;
  • задействование экспертов, переводчиков и специалистов;
  • применение других прав согласно действующему законодательству.

Завершение выездного контроля проверяющими структурами заносится в справку о выполненных работах с указанием предмета и времени выполнения мероприятий. Справка предоставляется плательщику налогов или его доверенному лицу, где указывается дата завершения мероприятия.

Справка о выполненном контроле играет важную процессуальную роль и служит началом отсчета срока, который был отведен для завершающего оформления итогов выездного контроля с оформлением акта.

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Выездная налоговая проверка в 2019 году: список особенностей

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Энциклопедия решений. Периодичность проведения выездных налоговых проверок

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Как мы уже говорили, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться, если компания подала уточненную декларацию к уменьшению. Инспекторы проверяют период, за который представлена уточненка.

Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки принимает инспекция, проводившая предыдущую ревизию. Если по итогам второй проверки будут выявлены нарушения, которые не были обнаружены ранее, то оштрафовать компанию за вновь выявленные ошибки инспекторы не вправе. Исключение составляют случаи, когда невыявление нарушений в ходе первичной проверки было результатом сговора между компанией и проверяющими (абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Количество повторных выездных налоговых проверок неограниченно, поскольку при назначении повторной проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК РФ, не действуют. Если организация сдала уточненный расчет по авансовым платежам, в котором отражена сумма налога к уменьшению, то фискалы не вправе провести повторную проверку, поскольку основанием для ее проведения является подача уточненной декларации (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Энциклопедия решений. Периодичность проведения выездных налоговых проверок

При подаче уточненки за период, который уже подвергся проверке, компании стоит взвесить все за и против такого шага, особенно если сумма налога к уменьшению весьма существенна. Из-за незначительных сумм налоговики вряд ли станут проводить повторную выездную налоговую проверку, поскольку размер доначислений будет несопоставим с трудозатратами инспекторов.

В рамках повторной выездной налоговой проверки инспекторы могут проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). К примеру, если компания в 2016 году подаст уточненку за 2012 год, то инспекторы не смогут провести повторную проверку.

При этом компания не сможет вернуть или зачесть налог по такой уточненке, поскольку заявление о зачете или о возврате излишне уплаченного налога (подробнее, как вернуть переплату по налогам {amp}gt;{amp}gt;) может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 08.04.10 № 03-02-07/1–152).

В то же время контролирующие ведомства считают, что инспекция вправе повторно проверить период, указанный в уточненке, даже если он превышает три года, предшествующие году вынесения решения о проведении повторной проверки (письма Минфина России от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473, ФНС России от 17.07.15 № СА-4-7/12693@).

В определении ВС РФ от 05.03.15 № 305-КГ15-606 отмечено, что НК РФ предусматривает возможность подачи уточненки за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной проверки за пределами указанного срока соответствует принципам налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

При рассмотрении подобных споров суды указывают, что в случае представления уточненки к уменьшению инспекция не связана трехгодичным сроком при установлении периода проведения повторной проверки. Иное толкование положений пункта 10 статьи 89 НК РФ означает наличие у компании возможности снижать налоговые обязательства вплоть до нуля путем подачи уточненок по окончании трехлетнего срока (определение ВАС РФ от 08.11.

13 № ВАС-15070/13) либо на пределе окончания трехлетнего срока (постановления АС Дальневосточного от 15.06.15 № Ф03-2384/2015, ФАС Западно-Сибирского от 19.03.13 № А27-14195/2012 округов). Это противоречит позиции Президиума ВАС РФ (постановление от 16.03.10 № 8163/09), согласно которой праву компании на представление уточненной декларации должно корреспондировать полномочие фискалов на ее проверку.

Таким образом, компаниям не стоит рассчитывать на то, что инспекторы сочтут трехлетний срок пресекательным и не назначат повторную выездную проверку, если уточненка подана по окончании трехлетнего срока либо на пределе его окончания. Некоторые организации ошибочно полагают, что сдача уточненных деклараций в последние дни налогового периода поможет избежать повторного визита инспекторов хотя бы одного налогового периода из трех.

При этом налогоплательщики рассчитывают на то, что налоговики не успеют вынести решение о проведении повторной проверки до окончания года. Даже если компания подаст уточненку 29 декабря, инспекция может вынести решение нужным числом. И никаким образом проверить это обстоятельство организация не сможет.

Однако некоторые компании пытаются мыслить более креативно. Но, как показывает судебная практика, не всегда удачно. К примеру, ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел случай, когда компания первоначально подала декларации по налогу на прибыль и НДС со значительными суммами к уплате. Налоги были уплачены в полном объеме и в установленные сроки.

Однако после выездной проверки организация решила сдать уточненки к уменьшению. И подала заявления на возврат излишне уплаченных сумм налогов. Инспекция провела камеральные проверки уточненных деклараций и вернула денежные средства. Но впоследствии фискалы назначили повторную выездную проверку, по результатам которой предъявили новые претензии по НДС и по налогу на прибыль и выставили компании требование об уплате налогов, пеней и штрафов.

В суде компания настаивала на том, что налоговый орган доначислил налоги неправомерно, так как сам вернул их по результатам камералок. Доначисления возникли по вине самих проверяющих, а компания расплачивается деньгами за их ошибки. Однако суд указал, что причиной доначислений по повторной выездной проверке стало неправомерное исключение из налоговых баз крупных сумм выручки.

Спорные суммы компания изначально включила в первичные декларации, а потом исключила их из налоговых баз путем подачи уточненок. Представление уточненок не связано с корректировками ошибок, которые выявлены по результатам предыдущей выездной проверки. Это самостоятельное решение организации. Неправомерность возврата налогов не является причиной доначислений по повторной проверке.

При сдаче уточненок к уменьшению проведение повторной выездной налоговой проверки требуется не всегда. Например, в одном из дел, рассмотренных АС Западно-Сибирского округа, компания сетовала на то, что по факту сдачи уточненок после проведения выездной проверки инспекторы не назначили даже дополнительные мероприятия налогового контроля, не говоря уже о повторной выездной проверке.

Энциклопедия решений. Периодичность проведения выездных налоговых проверок

В суде выяснилось, что компания неоднократно подавала уточненки. Но не представила документы, обосновывающие изменения своих налоговых обязательств в части уменьшения суммы доходов и замены одних расходов на другие.Арбитры указали, что компания сдавала уточненки такое количество раз, что сама в итоге запуталась и не смогла документально подтвердить реальный размер налогов. Даже в суде.

Следовательно, у инспекторов не было оснований для назначения повторной ревизии или дополнительных мероприятий контроля, а доначисления правомерны (постановление от 25.02.15 № Ф04-8713/2013).Суды не поддерживают фискалов в случае, когда последние используют возможность проведения повторной выездной проверки для повторности доначислений, но уже по другим основаниям.

Так, как это было установлено в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.13 № А78-7099/2012. По результатам ревизии инспекция отказала компании в вычетах по НДС, но не смогла отстоять доначисления в суде (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.11 № А78-234/2011). Компания подала уточненную декларацию к уменьшению за период, который уже подвергся проверке.

Инспекция назначила повторную выездную проверку и доначислила НДС по уже проигранному ранее в суде периоду. Однако доначисления в рамках повторной проверки касались другого контрагента. В связи с этим суд указал, что у инспекции не было оснований для проведения повторной выездной проверки, так как когда компанию проверяли в первый раз, у инспекторов не возникло претензий к счетам-фактурам, которые они оспаривали в рамках повторной выездной проверки.

Что делать, если результатов прошлой проверки еще нет

В п. 10 ст. 89 НК РФ указано, что повторная выездная налоговая проверка – это выездная проверка, проводимая;

  • независимо от времени проведения предыдущей проверки;
  • по тем же налогам и за тот же период.

При повторной выездной проверке может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом в абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ сказано, что при назначении повторной проверки не действуют ограничения, указанные в п. 5 данной статьи (по количеству проверок в течение календарного года и др.)

НК РФ определяет 2 случая, когда проводится повторная проверка (абз. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ):

  1. Если вышестоящему органу необходимо проконтролировать работу налогового органа, проводившего проверку.
  2. Если налогоплательщик подал уточненку с уменьшенной суммой налога, повторную проверку будет проводить та же инспекция, которая ранее проводила выездную проверку у данного лица, и проконтролировать могут только тот период, за который представлена уточненная декларация.

Таким образом, в случае представления вами уточненной декларации с суммой налога к уменьшению за периоды, которые ранее уже проверялись, инспекция вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки. Подробности – в следующем разделе.

Выездная повторная проверка осуществляется этими органами:

  • Вышестоящий налоговый орган. Повторная проверка выполняется с целью проверки работы налогового органа, проводившего первое мероприятие.
  • Налоговый орган, осуществляющий первую проверку. Мероприятие проводится только по решению органа. Назначается оно тогда, когда плательщик направляет уточненную налоговую декларацию с уменьшенной суммой налога. Предметом проверки являются исключительно обстоятельства, которые повлекли за собой сокращение суммы начисленного налога.
  • Основной налоговый орган. Он также может организовать мероприятие при ликвидации или реорганизации компании.

Как правило, контрольные мероприятия проводятся вышестоящим органом.

По результатам проверки составляется акт. На его составление требуется определенное время. Проводится ли повторное мероприятие, если результатов прошедшего еще нет? В пункте 10 статьи 89 НК РФ указано, что повторная проверка осуществляется с целью анализа продуктивности, законности и обоснованности решений нижестоящей структуры. Подход этот подтверждается, в том числе, пунктом 5 Постановления №5-П Постановления КС.

То есть вышестоящий орган проверяет не результаты, а процесс контрольного мероприятия. Следовательно, наличие или отсутствие акта значения не имеет. Даже если результаты проверки не готовы, предмет повторного мероприятия присутствует. Кроме того, в статье НК РФ не указано, что вторая проверка должна осуществляться по итогам первой.

Повторное мероприятие отличается рядом ограничений. В частности, проверяются только бумаги, связанные с исчислением и выплатой налогов (пункт 12 статьи 89 НК РФ). Специалисты могут запрашивать документы за период, не превышающий 3 года. Повторный характер мероприятия не влияет на порядок его проведения.

Результаты повторной проверки могут не совпадать с результатами первой. К примеру, вышестоящий орган может обнаружить другие нарушения. Однако санкции за них назначаться не будут. Исключение – обнаружение факта фальсификации результатов первого контрольного мероприятия, возникшее вследствие сговора фирмы с представителями налоговой. В этом случае организации могут назначить пени, недоимки, штрафные санкции. Соответствующее положение содержится в пункте 10 статьи 89 НК РФ.

Что такое повторная выездная проверка и когда она проводится

Могут ли специалисты в рамках повторного мероприятия запрашивать бумаги, которые ранее уже предоставлялись инспекторам? В пункте 5 статьи 93 указано, что фирма может не передавать те документы, которые ранее уже предоставлялись в рамках камеральных и выездных проверок. Однако это положение актуально только для бумаг, которые передавались в инспекцию после 1 января 2010 года (основание – пункт 15 статьи 7 ФЗ №137 от 27 июля 2006 года).

Инспектор имеет право повторно запросить эти бумаги:

  • Документы, ранее представленные в форме подлинников, которые фирма забрала в дальнейшем.
  • Предоставленные в инспекцию бумаги, утраченные из-за форс-мажора.

Соответствующие положения оговорены в пункте 5 статьи 93 НК РФ. Они актуальны как для обычной, так и для повторной проверки.

Рассмотрим ситуацию. Проведено первичное мероприятие, по результатам которого вынесено решение. Оно было оценено судом и вступило в юридическую силу. Может ли осуществляться повторное мероприятие вышестоящим органом в этом случае? Может, однако инспектор не имеет права принимать решения, меняющие выводы судебного акта.

В НК РФ нет прямого запрета на повторную проверку тогда, когда результаты предыдущей были оценены в суде. Однако иногда контрольные мероприятия противоречат Конституции. В частности, это происходит тогда, когда новое решение вступает в разногласия с судебным актом. Соответствующее положение содержится в постановлении Конституционного суда №5-П от 17 марта 2009 года.

Периодичность контроля налоговыми органами ограничена. Контролирующие структуры не могут осуществлять более 1 проверки по одному сбору за один период. Не должно проводиться свыше 2-х выездных проверок в отношении 1 плательщика за календарный год.

При установлении числа проверок не берется во внимание количество выполненных выездных мероприятий филиалов или представительств налогоплательщика.

Периодичность контроля не ограничена в следующих ситуациях:

  • при реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • при контрольной проверке вышестоящими налоговыми структурами;
  • при подаче компанией уточненной декларации с указанием меньшей суммы.

Как застраховаться от повторной выездной налоговой проверки

Проверка осуществляется на территории плательщика сборов в соответствии с решением начальника налоговой структуры. Если проверяемое лицо не в силах выделить помещение для выполнения выездного контроля соответствующим органом, то ее осуществляют по месту второго лица.

Кто ее проводит

В п. 2 ст. 89 НК есть уточнение относительного органа, утверждающего решение о проверке. Установлено, что налогоплательщиков может контролировать лишь инспекция, которая располагается по месту пребывания компании.

При выявленном факте нарушения в сфере налогового законодательства налоговая инспекция выносит решение о наложении ответственности на налогоплательщика. По итогам рассмотрения документов руководитель ФНС принимает решение об отказе или наложении ответственности за правонарушение.

Перед принятием решения руководитель инспекции рассматривает акт выполненного контроля, остальную документацию и письменные возражения налогоплательщика по акту.

При анализе материалов определяется:

  • было ли совершено юридическим лицом нарушение налогового законодательства;
  • имеются ли основания для наложения на лицо ответственности за совершенное правонарушение;
  • имеются ли другие обстоятельства, исключающие вину или налагающие ответственность за правонарушение.

По итогам проверки выносится решение, которое принимается за 10 дней.

Обжалование решения

Решение об отказе или наложении ответственности за правонарушение налогоплательщик может обжаловать в вышестоящей налоговой структуре согласно ст. 101.2 НК России.

Не вступившее в силу решение может обжаловаться в апелляционном порядке. Если вышестоящая налоговая инспекция не отменит решение нижестоящего органа, то первое решение вступает в силу после вынесенного вердикта.

Причиной назначения повторной выездной проверки может стать неудовлетворительное качество первичной проверки. Качество ревизии может оцениваться как плохое из-за наличия несущественных доначислений, формального подхода к сбору доказательственной базы либо подозрений, что низкая сумма доначислений и незначительный охват контрагентов стали следствием сговора между компанией и проверяющими. О возможности существования такого сговора прямо сказано в абзаце 7 пункта 10 статьи 89 НК РФ.

Безосновательно проводить повторные проверки нельзя. Практика показывает, что безосновательно проводить повторные выездные налоговые проверки для контроля вышестоящего органа над нижестоящим не получается. При отсутствии явных оснований такая проверка превращается «из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства и права собственности» (постановление КС РФ от 16.07.04 № 14-П).

Этот вывод следует, в частности, из определения ВС РФ от 16.09.14 № 301-КГ14-1038. После повторной проверки УФНС в новом акте проверки не привело анализ эффективности проверки, проведенной нижестоящей инспекцией. Суд подчеркнул: в акте вышестоящая инспекция сделала выводы на основе документов и доказательств, собранных в ходе повторной проверки.

Эти доказательства и документы не сверялись со сведениями, собранными в ходе первичной ревизии. В решении по повторной проверке отсутствует не только анализ итогов первоначальной проверки, а также исследованных в ходе нее вопросов и выявленных нарушений, но и какое-либо упоминание о первичной ревизии.

В ходе судебного разбирательства вышестоящая инспекция не представила доказательств того, что первичная проверка была неэффективной, носила фрагментарный характер. УФНС не доказало, что первичная ревизия не была направлена на проверку обстоятельств, отраженных в акте повторной проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.

14 № А29-1670/2013). Значит, проверка, проведенная вышестоящей инспекцией, является не повторной, а новой ревизией. Причем ее целью было безосновательное увеличение налогового бремени компании. При этом законность выводов инспекции, сделанных в ходе первичной проверки, не подвергалась сомнению со стороны УФНС и не опровергалась.

Еще один интересный случай о правомерности проведения вышестоящим органом повторной налоговой проверки был рассмотрен в постановлении АС Московского округа от 21.12.15 № А40-57636/15. В этом деле из-за истекающего трехлетнего периода (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ) ФНС России назначила повторную выездную налоговую проверку, не дождавшись вынесения решения по первичной.

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Проверка правопреемника

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике.

Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты

1) возбуждено
уголовное дело по признакам преступления,
связанного с нарушением законодательства
о налогах и сборах;

2) проводится
производство по делу о налоговом
правонарушении либо по делу об
административном правонарушении,
связанном с нарушением законодательства
о налогах;

3) имеются достаточные
основания полагать, что это лицо
воспользуется таким изменением для
сокрытия своих денежных средств или
иного имущества, подлежащего
налогообложению, либо это лицо собирается
выехать за пределы РФ на постоянное
жительство.

При наличии таких
обстоятельств вынесенное решение
подлежит отмене. Об этом в 3-дневный
срок письменно уведомляются
заинтересованное лицо и налоговый
орган по месту учета этого лица.

2) по региональным
и местным налогам — налоговые органы
по месту нахождения (жительства)
заинтересованного лица по согласованию
с финансовыми органами субъектов РФ,
муниципальных образований;

3) по налогам в
связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ, — федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области
таможенного дела, или уполномоченные
им таможенные органы в соответствии с
Таможенным кодексом;

4) по государственной
пошлине — органы, уполномоченные в
соответствии с главой 25.3 НК совершать
юридически значимые действия, за которые
подлежит уплате государственная
пошлина;

5) по единому
социальному налогу – Федеральная
налоговая служба по согласованию с
органами внебюджетных фондов.

Если федеральные
налоги зачисляются в различные бюджеты,
то сроки уплаты изменяются по решению
Федеральной налоговой службы по
согласованию с финансовыми органами
соответствующих субъектов РФ,
муниципальных образований, в части
сумм, подлежащих зачислению в бюджеты
субъектов РФ, местные бюджеты.

бюджеты субъектов
РФ, — по согласованию с финансовыми
органами субъектов РФ;

местные бюджеты,
— по согласованию с финансовыми органами
муниципальных образований.

1.ОТСРОЧКИ
ИЛИ РАССРОЧКИ
перенос установленного срока уплаты
налога и сбора (с единовременной или
поэтапной уплатой налогоплательщиком
суммы задолженности) на более поздний
срок.

Как застраховаться от повторной выездной налоговой проверки

Изменение
на срок до
1 года.

По
уплате федеральных налогов в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, может
быть предоставлена по решению
Правительства РФ на срок более
1 года, но не превышающий 3 года.

По
уплате федеральных налогов отсрочка
(рассрочка) может быть предоставлена
по решению министра финансов РФ на
срок до 5 лет (если
размер задолженности организации на
1-е число месяца подачи заявления об
отсрочке превышает 10 млрд. руб. и ее
единовременное погашение создает
угрозу возникновения неблагоприятных
социально-экономических последствий).

1) ущерб
в результате стихийного бедствия,
технологической катастрофы или иных
обстоятельств непреодолимой силы;

2)
задержка финансирования из бюджета
или оплаты выполненного государственного
заказа;

3)
угроза банкротства в случае единовременной
выплаты налога, утверждения арбитражным
судом мирового соглашения либо графика
погашения задолженности в ходе процедуры
финансового оздоровления;

4) имущественное
положение физического
лица исключает
возможность единовременной уплаты
налога;

5) сезонный характер
работ (перечень отраслей и видов
деятельности утвержден постановлением
Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382);

Законами
субъектов РФ и муниципальных образований
могут быть установлены дополнительные
основания и иные условия предоставления
отсрочки и рассрочки уплаты региональных
и местных налогов.

По
основаниям 3),
4) и 5)
начисляются проценты – по 1/2
ставки
рефинансирования
Центрального банка РФ, действовавшей
за период отсрочки или рассрочки, если
иное не предусмотрено таможенным
законодательством в отношении налогов,
подлежащих уплате в связи
с перемещением товаров через таможенную
границу РФ.

Заявление
о
предоставлении отсрочки или рассрочки
по уплате налога с указанием оснований
подается в соответствующий уполномоченный
орган.
К нему прилагаются документы,
подтверждающие наличие оснований.
Копия
заявления
направляется заинтересованным лицом
в 5-дневный срок в налоговый орган по
месту его учета.

По
требованию уполномоченного органа
заинтересованным лицом представляются
уполномоченному органу документы об
имуществе, которое может быть предметом
залога, либо поручительство.

Решение
о предоставлении отсрочки или рассрочки
по уплате налога или об отказе в ее
предоставлении принимается уполномоченным
органом по согласованию с финансовыми
органами (органами внебюджетных фондов)
в течение
1 месяца
со дня получения заявления заинтересованного
лица.

Действие
отсрочки, рассрочки прекращается

1) по
истечении срока действия соответствующего
решения

а) в
случае уплаты налогоплательщиком всей
причитающейся суммы налога и сбора и
соответствующих %-ов до истечения
установленного срока.

б) по
решению уполномоченного органа при
нарушении заинтересованным лицом
условий предоставления отсрочки,
рассрочки.

При
досрочном прекращении плательщик
должен в течение 1 месяца после получения
решения уплатитьнеуплаченную
сумму задолженности,
а также пени
за каждый день, начиная со дня, следующего
за днем получения этого решения, по
день уплаты этой суммы включительно.

задолженность,
указанная в решении

%-ты
за период действия отсрочки (рассрочки)

фактически
уплаченные суммы и %-ты

Извещение
об отмене решения направляется
плательщику по почте заказным письмом
в течение 5 рабочих дней со дня принятия
решения. Оно считается полученным по
истечении 6 дней с даты направления
заказного письма. Копия такого решения
в те же сроки направляется в налоговый
орган по месту учета этих лиц.

Решение
о досрочном прекращении может быть
обжаловано плательщиком в суд.

2.ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
НАЛОГОВЫЙ
КРЕДИТ — по
налогу на прибыль организации, а также
по региональным и местным налогам.

Это
такое изменение срока уплаты налога,
при котором организации предоставляется
возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах (до
50%) уменьшать свои платежи по налогу с
последующей поэтапной уплатой суммы
кредита и начисленных процентов.

Срок
от
1 года до 5 лет.

Как застраховаться от повторной выездной налоговой проверки

1)
проведение научно-исследовательских
или опытно-конструкторских работ либо
технического
перевооружения
собственного производства, в том числе
направленного на создание рабочих мест
для инвалидов или защиту окружающей
среды от загрязнения промышленными
отходами – сумма
кредита составляет 30%
стоимости приобретенного оборудования
для указанных целей;

2)
осуществление внедренческой или
инновационной деятельности, в том числе
создание новых или совершенствование
применяемых технологий, создание новых
видов сырья или материалов – сумма
кредита
по соглашению
с уполномоченным органом;

3)
выполнение особо важного заказа по
социально-экономическому развитию
региона или предоставление особо важных
услуг населению – сумма кредита
по соглашению
с уполномоченным органом.

Законом
субъекта РФ и органов местного
самоуправления по региональным и
местным налогам могут быть установлены
иные основания и условия предоставления
инвестиционного налогового кредита.

Взимаются
проценты
– от ½ до ¾ ставки
рефинансирования
ЦБ РФ.

Организация,
получившая инвестиционный налоговый
кредит, вправе уменьшать свои платежи
по соответствующему налогу в течение
срока действия договора об инвестиционном
налоговом кредите.

Уменьшение
производится по каждому платежу налога
за каждый отчетный период до тех пор,
пока неуплаченная сумма не станет
равной сумме кредита, предусмотренной
договором. В каждом отчетном периоде
суммы, на которые уменьшаются платежи
по налогу, не могут превышать 50% размеров
соответствующих платежей по налогу.

Предоставляется
на основании заявления организации и
оформляется договором между соответствующим
уполномоченным органом и этой
организацией.

Действие
инвестиционного налогового кредита
прекращается

1) по
истечении срока действия договора

б) по
соглашению сторон или по решению суда.

Если
в течение срока действия договора об
инвестиционном налоговом кредите
организация
нарушит условия реализации либо передачи
во владение, пользование или распоряжение
другим лицам оборудования или иного
имущества, приобретение которого
явилось основанием предоставления
инвестиционного налогового кредита,
эта организация в течение
1 месяца
со дня расторжения договора об
инвестиционном налоговом кредите
обязана уплатить все неуплаченные
ранее в соответствии с договором суммы
налога, а также соответствующие пени
и проценты на неуплаченные суммы налога,
начисленные на каждый день действия
договора об инвестиционном налоговом
кредите исходя из ставки рефинансирования
ЦБ РФ, действовавшей за период от
заключения до расторжения указанного
договора.

Если
организация, получившая кредит по
основанию 3), нарушает свои обязательства,
то не позднее 3 месяцев со дня расторжения
договора, она обязана уплатить всю
сумму неуплаченного налога и проценты
на эту сумму, которые начисляются за
каждый день действия договора исходя
из ставки рефинансирования
ЦБ РФ.

Как ее отложить или приостановить

Часто налоговые инспекции приостанавливают выездной контроль, чему причиной может быть:

  • потребность в изъятии документации по п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса;
  • потребность в приобретении сведений от информационных госорганов в сфере международных договоров РФ;
  • потребность в проведении экспертной оценки. Согласно ст. 95, для ее проведения следует привлекать эксперта;
  • потребность в русскоязычном переводе документации, предоставленной налогоплательщиком. Может привлекаться переводчик.

Приостановка и начало контроля указываются в утвержденном руководителем налоговой структуры решении. Проверяющий орган может выполнять не более одной приостановки проверки по каждому налогоплательщику.

Общий срок приостановления не должен быть более полугода. При этом налоговый орган не требует документацию у налогоплательщика, который получает все ранее истребованные подлинники.

Если вас интересует, как правильно заполнить акт сверки взаимных расчетов, прочтите эту статью.

Кем подписывается приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность — читайте здесь.

Итоги

Если вы подали уточненку с уменьшенной суммой налога, ожидайте прихода повторной выездной проверки (если первичная проверка уже прошла). Проверить контролеры могут периоды, выходящие за рамки 3 лет. Абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ позволяет в такой ситуации проверять любой уточняемый период.

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия