П 2 ст 358 налогового кодекса, 358 код

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым ранее уплачивался налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

  • автотранспортные средства;
  • водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие);
  • воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие).

Все вышеперечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. До государственной регистрации они объектом налогообложения не являются.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

«Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

Понятие «транспортное средство» для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие «транспортное средство», применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 «Средства транспортные»), и используется только для целей налогообложения.

Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 «Машины и оборудование».

Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.

В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории «Машины и оборудование», что является основанием для признания их в целях применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу». К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическом ходу».

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств:

  1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в государственных структурах, перечень которых приведен в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

«Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах».

«Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 №17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е»).

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Обратите внимание!

Льгота, предусмотренная подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, распространяется только на транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. На лиц, проходящих военную службу в этих органах, льгота не распространяется и указанные лица в отношении зарегистрированных на них транспортных средств уплачивают транспортный налог в общем порядке.

В Письме Минфина Российской Федерации от 3 марта 2006 года №03-06-01-02/09 обращено внимание на судебную практику, в частности на Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2005 года по делу №А42-13441/04-20, от 14 октября 2005 года по делу №А13-1616/2005-05, от 28 октября 2005 года по делу №А42-871/2005-20, из которых следует, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном главой 28 НК РФ. Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 10 апреля 2006 года №03-06-04-04/12.

  1. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

О том, какие транспортные средства не являются объектами налогообложения в отношении конкретных наземных, водных и воздушных транспортных средств, мы рассмотрим ниже в соответствующих разделах.

Статья 358 НК РФ. Объект налогообложения

В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Марата Нагимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав статьями 356 — 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель в проверяемый период не соответствовал понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», поскольку в действительности не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами.

Основанием для принятия решения в обжалуемой части послужили выводы инспекции о том, что в нарушение статьи 346.2, пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, общество неправомерно исчислило налог на прибыль по налоговой ставке 0 процентов и не исчислило транспортный налог в связи с отнесением себя к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда как фактически общество таковым не является.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аленичева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом — мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муфтахова Игоря Рифовича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 г.), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В Письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же Письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 г. Согласно п. 2 ст. 4 этого Закона изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 г.

В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в ст. 5 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 г. с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 г.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВОЗДУШНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Объектом налогообложения по наземным транспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мотосани, снегоходы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (далее — ОКОФ) к самоходным машинам отнесены бульдозеры (код 14 2924020), что является основанием для признания бульдозеров для целей применения главы 28 НК РФ транспортными средствами и, соответственно, объектом налогообложения транспортным налогом. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 25 августа 2004 года №03-06-04-04/01.

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД, о чем сказано в Письме Минфина Российской Федерации от 6 мая 2006 года №03-06-04-04/15 «О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога».

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

  • троллейбусы;
  • железнодорожные и трамвайные локомотивы;
  • рельсовый подвижной состав;
  • прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Обратите внимание!

ОКОФ установлено, что автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, следует считать передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматривать (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К таким передвижным предприятиям соответствующего назначения в частности отнесены:

  • передвижные электростанции;
  • передвижные трансформаторные установки;
  • передвижные мастерские;
  • вагоны-лаборатории;
  • передвижные диагностические установки;
  • вагоны-дома;
  • передвижные кухни, столовые, магазины;
  • душевые;
  • клубы;
  • конторы и тому подобное.

«Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», утверждены Минсельхозпродом Российской Федерации от 16 января 1995 года.

Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК Российской Федерации от 2 марта 1995 года №137.

Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 кубических сантиметров не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Таким образом, данные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

  1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации №1-707-18, Минфина Российской Федерации от 23 марта 2003 года №28 «О порядке продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобиля «Запорожец» или мотоколяски и их реализации».

«автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами» и «автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73.55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке»

в целях применения главы 28 НК РФ выделены в две самостоятельные категории транспортных средств. На основании изложенного специалисты Минфина Российской Федерации считают, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.

  1. Сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:
    • тракторы;
    • самоходные комбайны всех марок;
    • специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Применение льготы сельхозпроизводителями разъяснено в Письме Минфина Российской Федерации от 5 июня 2006 года №03-06-04-02/22. В нем, в частности, сказано, что из нормы подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ следует, что основными критериями непризнания объектом налогообложения перечисленных в этом подпункте транспортных средств является соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий перечисленные в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ транспортные средства не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу вне зависимости от того, что они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, используются для целей, не связанных с этой деятельностью.

«Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (статья 1 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17, к сельскому хозяйству относятся виды деятельности, классифицируемые по коду 01 «Сельское хозяйство, охота и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг», к лесному хозяйству — виды деятельности, классифицируемые по коду 02 «Лесоводство, лесозаготовки и связанная с этим деятельность по предоставлению услуг» раздел А «Сельское хозяйство, охота и лесоводство».

Учитывая изложенное, а, также принимая во внимание, что лесное хозяйство является самостоятельным видом деятельности, используемые федеральным государственным учреждением на лесовосстановительных и лесоохранных работах транспортные средства (тракторы, специальные автомашины технического обслуживания) не подпадают под действие подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса и, следовательно, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу».

Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и статья 346.2 главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

«…сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем, объеме доходов не менее 70 процентов.

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Уплата организациями единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) согласно статье 346.26 НК РФ предусматривает их освобождение от обязанности по уплате следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Помимо перечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает организацию от уплаты транспортного налога. Плательщиками транспортного налога признаются, в частности, юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

П 2 ст 358 налогового кодекса, 358 код

В Письме МНС Российской Федерации от 11 июня 2003 года №СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» рассмотрены особенности налогообложения организаций и предпринимателей, занимающихся автоперевозками. В целях применения ЕНВД под транспортными средствами понимаются средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. К ним относятся автобусы любых видов, легковые и грузовые автомобили.

Обратите внимание!

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски к транспортным средствам не относятся (статья 346.27 НК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Более подробно с вопросами, касающимися ЕНВД, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Единый налог на вмененный доход».

Наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, организации и индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями, согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Индивидуальные предприниматели, как и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут являться плательщиками транспортного налога в отношении транспортных средств, зарегистрированных за данными организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися применения упрощенной системы налогообложения, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Упрощенная система налогообложения».

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе {amp}amp;#8212; транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

Главная{amp}gt;Налоговый кодекс часть 2{amp}gt;Раздел IX{amp}gt;Глава 28{amp}gt;Статья 358. Объект налогообложения

Обратите внимание!

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года. Для этого сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, необходимо разделить на общую годовую выручку организации и результат умножить на 100 процентов. Если получилось более 70 процентов, то организация вправе не платить транспортный налог с вышеназванных видов сельскохозяйственной техники.

Пример 1.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно занимается изготовлением картонной тары. Организация имеет на балансе тракторы и машины для перевозки минеральных удобрений. Чтобы узнать, может ли организация в 2006 году использовать льготу по транспортному налогу, надо определить долю сельхозпродукции в общей выручке.

Выручка организации за год составила 850 000 рублей, в том числе:

  • от реализации овощей — 600 000 рублей;
  • от продажи картонной тары — 250 000 рублей.

(600 000 рублей / 850 000 рублей) х 100% = 70,59%.

Следовательно, организация может не платить транспортный налог со стоимости тракторов и машин, на которых развозят удобрения.

Окончание примера.

Пример 2.

Организация выращивает и продает овощи и параллельно оказывает услуги в авторемонтной мастерской. На балансе организации есть трактора, машины для перевозки минеральных удобрений, машина техпомощи.

Выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

  • выручка от реализации овощей — 700 000 рублей;
  • выручка от оказания услуг — 230 000 рублей.

(700 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 75,27%.

Следовательно, организация в данной ситуации транспортный налог не платит.

Предположим, что выручка за 2006 год составила 930 000 рублей, в том числе:

  • от реализации овощей — 650 000 рублей;
  • от оказания услуг — 280 000 рублей.

(650 000 рублей / 930 000 рублей) х 100% = 69,89%.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Значит, организация должна заплатить транспортный налог со стоимости транспортных средств, находящихся на балансе организации, так как доля сельскохозяйственной продукции в общей выручке составила 69,89%, а это меньше 70%. Следовательно, льгота в данной ситуации не применяется.

Окончание примера.

Как следует из статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года №24-ФЗ судно представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

По вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом следует обратиться к Письму Федеральной налоговой службы (далее — ФНС Российской Федерации) от 9 февраля 2005 года №21-5-05/4@ «О транспортном налоге». В этом письме в качестве приложения содержится Письмо Минфина Российской Федерации от 19 января 2005 года №03-06-04-02/1, в котором специалисты данного ведомства обращают внимание налогоплательщиков транспортного налога на то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно.

Под судном в соответствии со статьей 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота понимаются суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, используемые для промысла водных биоресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от 21 июля 2006 года №87.

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 31 января 2001 года №30.

За государственную регистрацию судов взимается плата, размер и порядок взимания которой определяются в соответствии со статьей 333.33 главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации подлежат:

  • суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не более чем 80 тонн;
  • любые пассажирские и наливные суда;
  • прогулочные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов;
  • прогулочные суда и спортивные суда (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн;
  • суда смешанного (река-море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути.

Государственная регистрация судов осуществляется на основании заявления заявителя и документов, предусмотренных Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 26 сентября 2001 года №144.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Не являются объектами налогообложения в отношении водных транспортных средств:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (подпункт 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • промысловые морские и речные суда (подпункт 3 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подпункт 9 пункта 2 статьи 358 НК РФ). Следует отметить, что подпункт 9 введен в пункт 2 статьи 358 НК РФ Федеральным законом от 20 декабря 2005 года №168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов». Согласно пункту 2 статьи 4 названного Федерального закона вносимые им изменения вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральный закон был официально опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года, следовательно, изменения, внесенные в НК РФ, не могут вступать в силу ранее 23 января 2006 года. Разъяснения по поводу применения рассматриваемой льготы содержатся в Письме Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 26 февраля 2006 года №19-42-И/0211@ «О транспортном налоге», в котором, в частности, сказано следующее:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия