НДС на лекарственные средства

Особенности учета НДС при приобретении основных средств

По общему правилу раздельный учет НДС требуется в случае, когда у предприятия одновременно имеются обороты, облагаемые и не облагаемые НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). Это правило применимо, в первую очередь, для правильного разделения входного НДС:

  • по товарам (работам, услугам), используемым в НДС-деятельности, налог принимается к вычету;
  • по товарам (работам, услугам) в части, не облагаемой НДС, входной налог включается в расходы.

Специально в законах не оговорено, как вести учет, если помимо подразделения на облагаемые и необлагаемые группы товаров имеются еще и разные ставки НДС по облагаемой группе. Между тем ситуация является типичной для предприятий аптечной отрасли (у аптеки могут быть и льготы, и 10%, и 18%). Поэтому разберем этот нюанс для аптек подробнее.

Помимо того, что у аптеки могут быть разные ставки НДС, они еще могут отличаться по одному и тому же виду товаров (услуг) в зависимости от ситуации, при которой совершается конкретная реализация. Например, если аптека изготавливает лекарство по рецепту врача:

  • из собственных компонентов — ставка НДС составит 10% (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ);
  • из компонентов, которые передал аптеке заказчик — операция льготируется по НДС (подп. 24 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • из собственных компонентов и материалов, облагаемых по разным ставкам — допустим, лекарственные компоненты 10% и упаковочно-фасовочный материал 18%; вся реализация облагается по ставке 10% (письмо УМНС от 10.06.2002 № 24-05/26400).

Есть и еще один нюанс: ставка НДС 10% считается пониженной, поэтому медицинским и аптечным предприятиям следует документально подтверждать право ее использовать.

Подробнее о нюансах применения ставки 10% читайте в материале «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?».

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что начинать организовывать раздельный учет НДС в аптеке надо с выручки, с учетом направлений деятельности в конкретной аптеке и связанных с ними нюансов исчисления НДС.

Предлагаемая модель построена на основе применяемых на практике способов организации раздельного учета в аптеках. Модель тесно взаимосвязана с организацией бухучета в определенной аптеке.

Больше о нюансах бухучета в аптеках узнайте из статьи «Правила ведения бухучета в аптеке (нюансы)».

1-й уровень

2-й уровень

Примечание

Не облагаемые НДС

Продажа медицинских изделий по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042

В соответствии с подтверждающими льготу документами

Изготовление лекарств из компонентов заказчика

Комиссионные при продаже через аптеку медицинских изделий по п. 2 ст. 156 НК РФ (жизненно необходимые изделия)

В соответствии с подтверждающими льготу документами (о назначении изделий)

Облагаемые НДС по ставке 10%

Продажа товаров по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688

В соответствии с подтверждающими пониженную ставку документами

Изготовление лекарств из собственных компонентов

Облагаемые НДС по ставке 18%

Продажа товаров, облагаемых по ставке 18%

Услуги по прокату медизделий и мединвентаря

Комиссионные от прочих операций по комиссии

Список при необходимости может быть дополнен соответствующей группой 2-го уровня.

Организуем учет выручки таким образом, чтобы каждая группа 2-го уровня отразилась в учете. Для этого можно открывать соответствующие субсчета на счете 90. То есть, например, для рассмотренной выше операции по изготовлению лекарства в аптеке появится 2 субсчета: по изготовлению с НДС 10% и без НДС (из компонентов заказчика).

Чтобы перейти к формированию книги продаж, необходимо осветить еще один момент: аптека — это розница. То есть в части учета НДС с выручки действует норма п. 7 ст. 168 НК РФ (вместо счета-фактуры продавец в розницу выдает чек ККМ или аналогичный документ установленной формы).

Таким образом, для организации учета облагаемых (по разным ставкам) и не облагаемых НДС товаров в аптеке нужно настроить соответствующим образом кассовый аппарат:

  • по номенклатуре товаров и услуг;
  • по группам НДС в привязке к номенклатуре (в соответствии с исходной группировкой из шага 1).

Порядок ведения раздельного учета по НДС в аптеке

Полученный в конце смены отчет ККМ и станет источником для ежедневного заполнения книги продаж в аптеке.

Организуем учет закупок и входного НДС в разрезе отношения к применяемому распределению выручки.

Помимо очевидного распределения товаров с разным обложением НДС целесообразно на счетах 10 или 41 выделять на отдельные субсчета:

  • сырьевые компоненты для изготовления лекарств;
  • готовые формы, используемые в приготовлении других лекарств (например, бутилированный физраствор);
  • одноразовую тару (пузырьки, контейнеры, коробки) и упаковочный материал (например, бумагу для фасовки порошкообразных лекарственных форм).

Тогда субсчета по входному НДС должны логично соответствовать использованной классификации закупок. Например:

  • 19.1 — НДС по товарам со ставкой 10%;
  • 19.2 — НДС по товарам со ставкой 18%;
  • 19.3.1 — НДС по компонентам, используемым при изготовлении лекарств по рецептам;
  • 19.3.2 — НДС по расходам по прочим услугам;
  • 19.4 — НДС по общим расходам (например, общехозяйственным и коммерческим);
  • 19.5 — НДС по основным средствам.

Определяем, какой входной НДС:

  • напрямую относится к деятельности, облагаемой НДС;
  • напрямую относится к операциям без НДС;
  • подлежит распределению.

Данный вариант выбран для модели потому, что товары, не облагаемые НДС либо облагаемые НДС, закупаются аптекой на тех же основаниях — без НДС либо по ставкам 10% и 18%. То есть, разделив соответствующим образом реализацию в учете, несложно дальше определить применяемый порядок расчета входного НДС в отношении товарных групп 2-го уровня.

Таким образом, разделение входного НДС необходимо осуществлять в отношении:

  • общих расходов на ведение деятельности (коммерческих, управленческих);
  • расходов на приобретение основных средств, которые могут использоваться как для деятельности с НДС, так и для деятельности без НДС.

ВАЖНО! Отдельный метод для распределения НДС с общехозяйственных расходов законом специально не предусмотрен. Следовательно, аптека вправе применять любой рациональный и обоснованный метод распределения. При этом метод нужно узаконить, включив в учетную политику для целей налогообложения.

Для распределения НДС в рамках данной модели использована формула пропорционального распределения из п. 4.1 ст. 170.

НДСст = ———————- × 100%,

(ОБ – НДСоб)

НДСст — НДС, включаемый в стоимость услуг (расходы);

ОБб/н — выручка (оборот), не облагаемая НДС за период;

ОБ — выручка (оборот) полностью за период;

НДСоб — НДС с выручки (оборота) за период.

Получившееся таким образом процентное соотношение можно использовать для распределения НДС по общехозяйственным расходам аптеки:

  • Дт 90 Кт 19.4 — в части доли расходов, приходящейся на выручку без НДС;
  • Дт 68/НДС Кт 19.4 — в части доли, приходящейся на выручку с НДС.

ВАЖНО! По распределенным суммам НДС существует особый порядок внесения данных в книгу покупок. В регистре учета подлежит отражению только та часть данных по счету-фактуре, которая формирует вычет по НДС по результатам расчетов.

О заполнении книги покупок подробно читайте в материале «Какие основные правила заполнения и ведения книги покупок в 2015–2016?».

Об особенностях распределения НДС по приобретаемым основным средствам поговорим подробнее далее.

Аптечная деятельность как разновидность розничной торговли на определенных условиях может осуществляться на ЕНВД и ПСН. Однако существуют отдельные исключения, обусловленные нюансами законодательства. Под режим ЕНВД не попадают:

  • продажа лекарств и медицинских изделий по муниципальным и госконтрактам, по запросам лечебных учреждений, а также по договорам поставки (вне зависимости от того, как происходит расчет — наличными или безналичным способом), т. к. такие операции не считаются розничной продажей;
  • реализация лекарств по льготным рецептам, т. к. она не является розничной продажей (ст. 346.27 НК РФ);
  • изготовление лекарств (в любых ситуациях), т. к. подобные операции рассматриваются как реализация собственной продукции и не считаются розничной продажей;
  • операции, при которых происходит оборот фармаспирта (операции подпадают под действие закона «О госрегулировании оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Таким образом, в случае наличия исключений и применения спецрежима по остальным видам аптечных товаров и услуг необходимо вести раздельный учет по облагаемой и не облагаемой НДС деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

НДС на лекарственные средства

ВАЖНО! В ситуации, когда есть спецрежим и есть обложение НДС, плательщик обязан вести налоговый учет всех операций так, как требуется для учета НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Данное требование вполне логично, если учитывать тот факт, что для списания входного НДС на расходы либо в качестве возмещения потребуется определять пропорцию между облагаемыми и не облагаемыми налогом продажами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае совмещения ЕНВД и ОСНО пропорциональное деление входного НДС, представленное в модели выше, является оптимальным способом ведения раздельного учета.

Товары и изделия для продажи

на ЕНВД

Нужно распределять

Входной НДС

Товары и изделия для продажи с НДС

Специальных разъяснений по ПСН в части учета аптечных операций с НДС пока не существует. Однако, т. к. исключения по не облагаемым НДС операциям, применимые к ЕНВД, должны подходить и к ПСН, можно рекомендовать использовать при необходимости раздельного учета НДС тот же метод, что и для ЕНВД.

При приобретении ОС есть нюанс, общий для всех предприятий, ведущих раздельный учет. Технология расчета для распределения входного НДС применяется типовая (п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Весь вопрос упирается в данные для расчета, ведь не всегда приобретение основного средства четко совпадает с окончанием квартала (периода расчета). В той же ст. 170 есть указание: в случае когда ОС приобретено в 1-м или 2-м месяце квартала, производить расчет для распределения по выручке этого месяца.

Здесь аптека может столкнуться со следующей ситуацией — один расчетный месяц в части НДС может сильно отличаться от другого. Как быть, если ОС приобретено, например, для изготовления лекарства, которое бывает и облагаемое, и необлагаемое (из давальческих компонентов), но в течение именно месяца приобретения необлагаемых услуг по изготовлению не было?

Важно

Учитывая изложенное, в случае если на основании вышеуказанного Перечня кодов видов лекарственных средств в соответствии с ТН ВЭД ТС лекарственные средства облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 18 процентов, то и при их реализации на территории Российской Федерации следует также применять 18-процентную ставку налога. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Правомерность применения ндс 10% при реализации лекарственных средств

Он. П = Р В Ок., где

Он., Ок. – остатки товаров на начало и конец периода соответственно;

П – поступление товара;

Р – реализация товара;

В – выбытие товара, не связанное с реализацией.

Задачи учета реализации товаров

1. Своевременное и достоверное отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности аптеки, связанной с реализацией товаров и оказанием услуг.

2. Обоснование законности расхода товаров.

3. Контроль за выполнением плановых заданий по объемам реализации.

4. Наличие исходных данных для экономического анализа и выявления резервов повышения объемов реализации.

НДС на лекарственные средства

5. Наличие исходных данных для дальнейшего планирования объемов реализации.

11. Реализация лекарственных средств в соответствии с требованиями НАП.

Различают реализацию розничную и оптовую.

Розничная реализация – совокупность работ, связанных с продажей товаров населению для личного некоммерческого использования. Оптовая реализация — для ОЗ и др. организаций для коммерческого использования.

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 161-З «О лекарственных средствах» в ред. Закона от 15.06.2009 г. № 27-З в аптеках осуществляется розничная реализация лекарственных средств населению, организациям здравоохранения и иным организациям для медицинского применения.

В целях обеспечения лекарственными средствами населения сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют аптеки, розничная реализация лекарственных средств может осуществляться медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в порядке, определяемом постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 123 от 17.11.2009 г., в ред. пост. МЗ РБ №13 от 15.02.2011 г.

Правовые основы осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли определены Законом Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003 г., № 231-З, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г., № 384.

Реализация лекарственных средств населению осуществляется по рецепту и без рецепта врача.

Порядок выписки рецепта врача, перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

— осуществлять свою деятельность с соблюдением требований НАП, утвержденной постановлением МЗ РБ № 120 от 27.12.2006 г. в ред. постановления МЗ РБ № 181 от 31 октября 2008 г.;

— иметь в наличии ЛС, включенные в перечень основных ЛС, а также ЛС отечественного производства, обязательные для наличия в аптеках всех форм собственности в соответствии с утвержденным перечнем (пост.

  • полностью бесплатным для покупателя;
  • по льготной (значительно сниженной) цене.

При этом закупку отпускаемых лекарств аптека проводит самостоятельно и за свой счет. По окончании месяца аптека направляет в ТФОМС отчет по отпущенным по льготным рецептам лекарствам и:

  • счет на оплату 100% стоимости лекарств, если они отпущены бесплатно;
  • счет на выплату компенсации на разницу до отпускной (рыночной) цены (если лекарства продавались по сниженной цене).

ФОМС компенсирует убытки аптеки, возникшие из-за отпуска лекарств бесплатно либо по сниженной стоимости.

Как уже отмечалось выше, данная операция не может подпадать под спецрежимы ЕНВД и ПСН, т. к. не считается розничной продажей. Таким образом, если аптека, заключившая договор с ФОМС, в общем случае работает на спецрежиме, то в части операций по льготным лекарствам необходимо вести учет по НДС.

Общие принципы ведения учета такие же, как уже рассмотренные, за одним исключением. На практике, приобретая товары, которые могут быть проданы как в режиме ЕНВД, так и в режиме отпуска по льготным рецептам, аптека обычно изначально учитывает входной НДС в стоимости товара (по Дт 41 в полной стоимости закупки). И только после того как фактическая реализация по рецептам состоялась, выделяется НДС.

Существует несколько способов учета операций с НДС при ЕНВД. Мы предложим один, с выделением НДС сразу по факту отпуска лекарства по льготному рецепту. Способ, с одной стороны, оперативный, с другой — наиболее точно позволяет аккумулировать данные для дальнейших расчетов с ТФОМС:

  • Дт 76 «Расчеты с ФОМС по льготным рецептам» Кт 90 «Продажи с НДС» — оформлен отпуск по рецепту;
  • Дт 19 Кт 41 — выделен НДС;
  • Дт 90 Кт 41 — списана себестоимость отпущенного товара;
  • Дт 90 Кт 68 — начислен НДС с продажи;
  • Дт 68 Кт 19 — принят к вычету НДС по льготным лекарствам.

НДС на лекарственные средства

ВАЖНО! При предъявлении территориальному ФОМС документов на компенсацию, аптека составляет также счет-фактуру по НДС-лекарствам. Счет-фактура, соответственно, регистрируется в книге продаж.

По мнению контролирующих органов, НДС, уплаченный покупателем по необлагаемым операциям, вычету не подлежит, об этом указано в письмах Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/104, ФНС России от 15.07.2009 N 3-1-10/501@.

В том случае, если при реализации медицинской техники,  подпадающих в утв. Перечень, вы все таки выделили сумму НДС, выставили покупателю, и уплатили данный налог в бюджет, налоговики в данном случае к вам не будут применят штрафных санкций, но покупатель не сможет возместить сумму НДС указанную в документах. И проблемы с контролирующими органами могут возникнуть у вашего контрагента.

Нюансы учета аптечного НДС при применении налоговых спецрежимов

Налог на добавленную стоимость в налоговой системе России по праву считается одним из наиболее сложных. Законодательные нормы по данному налогу содержат множество неоднозначных вопросов, касающихся порядка его расчета. Различные нюансы формирования налоговой базы по НДС всегда вызывали вопросы у бухгалтеров.

Одним из важных элементов налогообложения являются налоговые ставки. Налоговый кодекс выделяет 5 ставок НДС, для применения которых важно правильно квалифицировать хозяйственные операции, являющиеся объектом налогообложения. В данной статье мы рассмотрим ставки налога на добавленную стоимость и порядок их применения.

Общие положения

1. основные;

2. расчетные.

1) ставка 18%;

2) ставка 10%;

3) ставка 0%.

1) ставка 18/118;

2) ставка 10/110.

Рассмотрим указанные ставки подробнее.

Основная ставка 18%

Если основные ставки 10% и 0% являются скорее исключением из общего правила, то ставка 18% применяется в подавляющем большинстве случаев. Другими словами, операции, прямо не поименованные в Налоговом кодексе в качестве оснований для применения других ставок, облагаются налогом по ставке 18%.

Сумма НДС = Налоговая база * Налоговая ставка.

Проиллюстрируем порядок расчета НДС на простом примере.

Сумма НДС = 100 000 руб. * 18% = 18 000 руб.

Соответственно, общая сумма, предъявленная покупателю с учетом налога, составит 118 000 рублей, а организация-продавец начислит к уплате в бюджет НДС в размере 18 000 рублей.

Основная ставка 10%

Данная ставка относится к определенным категориям товаров, закрытый перечень которых определен пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса.

Соответственно, для применения такой пониженной ставки необходимо убедиться, находится ли реализуемая продукция в законодательно установленном списке.

— продовольственные товары, например: мясо и продукты из мяса (за исключением деликатесов), молоко и молочные продукты (в том числе мороженое), яйца и продукты из яиц, растительное масло, маргарин, сахар, соль, хлебобулочные изделия, крупы, мука, живая рыба (кроме ценных пород), морепродукты, овощи и другие продукты питания;

— детская продукция, например: трикотажные и швейные изделия, обувь, детские кровати, коляски, игрушки, школьные принадлежности и т.п.;

— практически все периодические печатные издания, за некоторым исключением. В данном контексте под периодическим печатным изданием понимаются журналы, газеты и другие аналогичные издания, выходящие в тираж не реже одного раза в год, и имеющие свое индивидуальное название и порядковый номер выпуска.

Важно иметь в виду, что как правило, большинство газет и журналов включают в себя различные рекламные публикации. Следует учитывать, что если рекламный текст превысит 40% всего содержания печатного издания, тогда журнал или газета будут признаны рекламными изданиями и применение пониженной ставки 10% в данном случае будет неправомерным.

Реализация рекламных периодических печатных изданий облагается НДС по основной ставке 18%. Кроме того, важным нюансом является печатная форма издания. Многие журналы издаются в электронном виде, в этом случае также будет применяться ставка 18%;

— медицинские товары (отечественного и зарубежного производства). К ним относятся лекарства и различные медицинские изделия;

— реализация племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей и т.п.

Необходимо иметь в виду, что соответствующая продукция облагается НДС по ставке 10% только в том случае, если определенные категории товаров, содержатся в постановлениях Правительства Российской Федерации, конкретизирующих те или иные группы продукции.

Например: для применения ставки 10% в отношении лекарственных препаратов необходимо наличие регистрационных удостоверений на конкретные наименования. Если регистрационное удостоверение отсутствует или срок его действия истек, применение пониженной ставки недопустимо.

Схема расчета НДС при применении налоговой ставки 10% будет аналогична расчету налога по ставке 18%.

Сумма НДС = 100 000 руб. * 10% = 10 000 руб.

Таким образом, общая сумма, предъявленная покупателю в счет-фактуре и товарной накладной, составит 110 000 рублей.

Основная ставка 0%

Обратим внимание, что Налоговый кодекс устанавливает основания для освобождения от уплаты НДС, определяет категории лиц, не являющихся плательщиками данного налога, а также устанавливает операции, не относящиеся к объектам налогообложения. В этом случае операции по реализации осуществляются с пометкой в документах «Без НДС».

— реализация товаров в режиме экспорта, то есть их вывоз за пределы таможенной территории России;

— оказание услуг по международной перевозке товаров, которая может осуществляться путем авиаперевозок, автомобильным и железнодорожным транспортом, морскими судами и иными способами. Главное, чтобы пункт назначения находился за пределами Российской Федерации;

— услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов;

— реализация товаров (работ или услуг) в области космической деятельности;

— реализация драгоценных металлов компаниями, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгметаллы;

— и другие операции.

Для того чтобы при осуществлении вышеуказанных операций применить ставку 0%, налогоплательщик должен представить в налоговые органы определенный перечень документов. Порядок получения права на применение данной ставки установлен статьей 165 Налогового кодекса.

— копию контракта с зарубежным контрагентом, предметом которого является операция, подлежащая налогообложению НДС по ставке 0% (например: реализация в режиме экспорта);

— копию таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в процедуре экспорта;

— копии товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товара на экспорт;

— и другие документы.

С подробным перечнем документации, предоставляемой в налоговый орган в зависимости от вида операции, предусмотренной пунктом 1 статьи 164 НК РФ, можно ознакомиться в статье 165 НК РФ.

Расчетные ставки 18/118 и 10/110

В отличие от основных ставок, выраженных в процентах, расчетные ставки представляют собой формулы, соответствующие основным ставкам 18% и 10%.

Пункт 4 статьи 164 НК РФ регламентирует ситуации, при которых необходимо применение таких ставок.

На практике наиболее распространено использование расчетных ставок при получении авансовых платежей (предварительной оплаты) под предстоящую поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Сумма НДС = Размер авансового платежа * 18/118 (или 10/110).

Другими словами, расчетные ставки складываются по формулам: 18 / (100 18) и 10 / (100 10).

118 000 * 18 / 118 = 18 000 руб.

Соответственно, полученный аванс в размере 118 000 рублей включает в себя НДС в размере 18 000 рублей.

Аналогичным образом с применением ставки 10/110 рассчитывается НДС по товарам, облагаемым налогом по ставке 10%.

Также расчетные ставки применимы, в частности:

  • при удержании налога налоговыми агентами;
  • при реализации имущества, приобретенного у третьих лиц и включающего в себя сумму налога;
  • при реализации автомобилей, купленных у физических лиц;
  • при передаче имущественных прав;
  • а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Получить подробную консультацию по вопросам учета НДС и другим можно у специалистов нашей компании по телефонам в Москве: 7 (495) 795-85-39, 7 (903) 713-67-52.

Ндс на медицинские товары и услуги: определение ставки

Коды продукции, которую налогоплательщик реализовывал, были в ОКП, но отсутствовали в ТН ВЭД. По данной причине при ввозе товара налогоплательщик не смог применить ставку 10%, это и не оспаривалось. Но налоговые органы посчитали, что как при ввозе, так и при реализации товара на территории Российской Федерации должна применяться одна и та же ставка — та, которая отражена в ТН ВЭД.

Суд указал, что ввоз товара и его реализация на территории Российской Федерации — разные самостоятельные операции, а потому льготное обложение НДС должно производиться по разным Перечням. Налогоплательщик имеет право на применение ставки 10% при продаже товара внутри страны, если его код есть в ОКП.

В аналогичных ситуациях судами также были приняты решения в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС МО от 15.08.2013 N А40-151466/12-20-681, от 27.03.2014 N Ф05-2226/2014, от 13.06.2013 N А40-149420/12-116-261).Но в том же Московском округе имеется судебное решение, в котором отражена и иная позиция (Постановление ФАС МО от 05.02.

2013 N А40-69232/12-99-400). По мнению судей, ОКП можно применять только в отношении отечественных товаров. Если на территории Российской Федерации реализуется импортный товар, то следует использовать коды, указанные в ТН ВЭД. Более того, по данному решению ВАС РФ не нашел оснований для передачи дела в Президиум ВАС (Определение от 03.04.

2013 N ВАС-3123/13).Есть и Письмо УФНС по г. Москве от 02.03.2012 N 16-15/18660, в котором сказано, что по ввезенным товарам не производится определение соответствия кодам ОКП, в отношении них всегда производится определение соответствия кодам ТН ВЭД.Недавно данная проблема все-таки разрешилась, и окончательный вывод оказался весьма благоприятным для налогоплательщиков.

Теперь можно применять пониженную ставку НДС, если соответствующий код товара имеется или в ОКП, или в ТН ВЭД, т.е. хотя бы в одном из этих нормативных документов. Причем не только при реализации импортного товара на территории Российской Федерации, но и при его ввозе.Это случилось благодаря решению высших арбитров, изложенному в п.

20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». Теперь арбитры справедливо отметили, что применение налоговой ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела место реализация данного товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из п. 2 ст.

164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от такого критерия.Получается, что и при реализации отечественного товара можно для обоснованности применения пониженной ставки обращаться к ТН ВЭД, ведь судьи заявили буквально следующее: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП или ТН ВЭД.

Судьи в своих выводах никак не выделили именно импортные товары. Таким образом, один и тот же товар должен всегда облагаться по одной ставке и не должно иметь значения, за рубежом он произведен или в России.Подход ВАС РФ приняли и чиновники, свидетельством чему является Письмо Минфина России от 04.08.

2014 N 03-07-07/38358, в котором финансисты без изъятий и своих добавлений повторяют вывод ВАС РФ.Исходя из изложенного при ввозе на территорию Российской Федерации лекарственных средств, в том числе ветеринарного назначения, и уплате на таможне НДС по ставке 18% при наличии лекарственных средств в одном из Перечней ОКП или ТН ВЭД его реализация подлежит обложению НДС по ставке 10%.

МЗ РБ №22 от 3.03.2009 г., в ред. Пост. №90 от 4.07.2012 г.).

1.ЭКСТЕМПОРАЛЬНЫЕ ЛФ

— ПРОМЫШЛЕННОГО ПР-ВА

Б). БЕЗРЕЦЕПТУРНЫЙ ОТПУСК

В каждой аптеке лицом, ответственным за фармацевтическую деятельность, должна быть разработана СОП «О порядке реализации лекарственных средств по индивидуальному назначению (рецепту) врача и без рецепта врача».

-ЭКСТЕМПОРАЛЬНЫЕ ЛФ

— ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В аптеке, осуществляющей реализацию лекарственных средств организациям здравоохранения и иным организациям, лицом, ответственным за фармацевтическую деятельность, должна быть разработана РИ «О порядке отпуска ЛС по требованиям (заявкам) ОЗ и (или) их структурным подразделениям».

Учет рецептов врача на ЛС индивидуального изготовления.

За одно лекарственное средство индивидуального приготовления принимается ЛС, приготовленное по одной прописи рецепта или требования, полностью оформленное в соответствии с действующими нормативными документами. Учитывая, что ЛС индивидуального приготовления прописываются сложными по составу и в больших количествах доз, они подлежат пересчету в рецептурные номера в соответствии с таблицей пересчета и правилами по ее применению.

дата записи, номер рецепта, вид льготы (при наличии), фамилия пациента, вид ЛФ, кол-во рецептурных номеров, стоимость приготовленного ЛС, в том числе стоимость услуги, воды очищенной, дооценка или уценка, образовавшаяся в результате округления цен, сумма, оплаченная пациентом, а также должность, фамилия и подпись лица, осуществившего запись.

В конце смены или рабочего дня рецептар подводит итог в «Рецептурном журнале» и заносит его в «Справку-расчет количества отпущенных лекарственных средств» по форме 18-АП, где указывает количество рецептурных номеров и стоимость индивидуально приготовленных ЛС по рецептам врача. Кол-во экстемпоральных рецептов и сумма, на которую они были отпущены, отмечается также в приходной части «Кассовой книги».

В конце месяца стоимость реализованных за месяц экстемпоральных ЛФ по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

Учет рецептов врача на ГЛС.

За одно готовое лекарственное средство промышленного производства принимают заводскую или фабричную упаковку в готовом для отпуска населению виде (конвалюта, флакон, банка, коробка и т.д.), за которую указана цена в товарно-транспортной накладной.

Отдельно учитывают стоимость отпущенных ГЛС за отчетный период, а также количество рецептов.

Стоимость готовых лекарственных средств, отпущенных по амбулаторной рецептуре, определяется ежедневно путем вычитания из общей выручки аптеки по амбулаторной рецептуре стоимости ЛФ, отпущенных по экстемпоральным рецептам. Если стоимость реализуемых ГЛС пробивается по отдельному счетчику кассового аппарата, то общая стоимость определяется по разнице показаний счетчика кассового аппарата на конец и начало смены или дня.

Количество готовых лекарственных средств промышленного производства, отпущенных населению за отчетный период, определяется отношением суммы их стоимости к средней стоимости ГЛС промышленного производства. Среднюю стоимость ГЛС промышленного производства в целом по аптеке определяют путем деления общей стоимости всех поступивших в аптеку ГЛС в розничных ценах за последний месяц текущего квартала на их количество. Общая стоимость их по розничным ценам и количество определяется по ТТН, которые поступили в аптеку с аптечного склада за последний месяц.

Результат расчета средней стоимости одного ГЛС промышленного производства отражают в справке, которую подписывают заведующий аптекой и лицо, производившее расчет. Эти данные используются для расчета количества ГЛС в течение последующего квартала.

Документально отпуск готовых лекарственных средств населению учитывается в «Справке-расчете количества отпущенных лекарственных средств» по форме 18-АП, где указывается кол-во рецептов, условная средняя стоимость одного ГЛС промышленного производства и стоимость. В конце месяца – в расходной части «Товарного отчета». В кассовой книге бухгалтером ежедневно учитывается сумма от реализации ГЛС и их кол-во.

В процессе беременности женщины несут немалые расходы, связанные с диагностикой, анализами, приобретением лекарств и так далее. Немалую часть понесенных расходов можно возместить — чего не знают многие мамочки.

Например, 210 статья Налогового Кодекса устанавливает, что плательщик налогов обладает правом на получение социального налогового вычета за услуги по лечению, которые были предоставлены ему либо супруге, родителям или детям до достижениями ими совершеннолетнего возраста, медицинскими учреждениями, а также в пределах стоимости лекарств, назначенных врачом.

Сумма возмещения

Налогоплательщику возмещаются не все расходы, затраченные на лечение. Так, работник вправе на уменьшение своего налогооблагаемого пропорционально израсходованным средствам.

Учитывая изложенное, для правомерного применения налоговой ставки 10 процентов по НДС при реализации лекарственных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: — регистрация в установленном порядке и в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» лекарственных средств;

— включение лекарственных средств в государственный реестр лекарственных средств (с учетом положений письма ФНС России от 27.06.2006 № ШТ-6-03/[email protected]), функцию по ведению которого исполняет в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; — наличие лицензий на производство лекарственных средств или фармацевтическую деятельность.

Приобрели медтехнику, как платить ндс?

Абзацем четвертым указанного выше подпункта также установлено, что коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). До настоящего времени постановление Правительства Российской Федерации об установлении перечня данных кодов не принято.

До утверждения Правительством Российской Федерации перечня кодов в целях применения налоговой ставки НДС в размере 10 процентов при реализации лекарственных средств следует руководствоваться порядком, изложенным в письме ФНС России от 27.06.2006 № ШТ-6-03/[email protected] «О применении ставки НДС при реализации изделий медицинского назначения и лекарственных средств», согласованном с Министерством финансов Российской Федерации (от 14.06.2006 № 03-04-15/118).

Наша организация приобрела медицинскую технику без НДС, так как по закону она не облагается НДС. Но нам нужно продать эту продукцию с НДС, так как наша учетная политика не позволяет работать без НДС. Как быть в данной ситуации? Если мы перепродадим медицинскую технику с НДС 18%, будут ли у нас проблемы перед законом? В перечень же товаров подлежащих налогообложению НДС 18% — медицинская техника не входит. Какими статьями закона можно руководствоваться?

Ивашин И.М.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового Кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 Налогового Кодекса РФ.

Так, на основании пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:

  • важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
  • протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).

Часть реализуемой медтехники входит в «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 №19, при этом реализация на территории РФ такой медтехники освобождается от налогообложения, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.

Основанием для освобождения от уплаты НДС при реализации медицинской техники или для применения льготной ставки НДС при реализации медицинской техники и изделий медицинского назначения является код ОКП продукции по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.

Фактически единственным документом, подтверждающим код ОКП при реализации продукции, является сертификат соответствия.

Товары, перечисленные под кодовым обозначением 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и не включенные в Перечень утв. Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. №19, подлежат налогообложению по ставке 18% вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения.

По вышеуказанным правилам, не смотря на то, что вы являетесь плательщиком налога на добавленную стоимость, если ваш вид медицинской техники подлежащий реализации подпадает в утвержденный «Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную собственность» такой вид медтехники освобождается от налогообложения НДС, в соответствии с пп.1 п.2 ст.149 Налогового Кодекса РФ.

При ведении не облагаемых НДС операций счет-фактура должен выставляться без выделения НДС, в соответствии  с п.5 ст.168 Налогового Кодекса РФ. Однако если вы все же предъявили НДС покупателю, то его нужно заплатить в бюджет, в соответствии  с п.5 ст.173 Налогового Кодекса РФ.

Ставка ндс на лекарственные средства в период перерегистрации

Учитывая изложенное, в случае если на основании вышеуказанного перечня кодов видов лекарственных средств в соответствии с ТН ВЭД ТС лекарственные средства облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 18 процентов, то и при их реализации на территории Российской Федерации следует также применять 18-ти процентную ставку налога.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Ставка ндс на лекарственные препараты

Согласно этому порядку применение ставки НДС в размере 10 процентов распространяется на отечественные и зарубежные лекарственные средства, перечисленные в главах 1, 2 (за исключением лечебно-профилактических пищевых добавок), 5, 6 (за исключением репеллентов) части 1 и главах 1, 2, 3, 4, 5, 6 (за исключением репеллентов) и 7 части 2 второго издания Государственного реестра лекарственных средств (Москва, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, 1995 г.

Зарегистрированные в установленном порядке лекарственные средства для животных включаются в реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, функция по ведению которого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.

2006 № 164 закреплена за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. До вступления в силу данного постановления Правительства Российской Федерации функция по ведению реестра лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы была закреплена за Федеральным агентством по сельскому хозяйству.

Как было сказано выше, фармацевтические субстанции не подлежат государственной регистрации. Но из Письма Минфина России от 29.06.2012 N 03-07-07/61 можно понять, что в отношении их нельзя применять ставку НДС 10%, если отсутствует регистрационное удостоверение. Финансисты сослались на примечания 1 к Перечням кодов, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688.

Действительно, в редакции этого примечания, которая действовала на дату выхода указанного Письма, речь шла и о фармацевтических субстанциях. Но в настоящее время они оттуда исключены. Оборот фармацевтических субстанций сейчас осуществляется без государственной регистрации, и в отношении их для применения ставки 10% не требуется регистрационное удостоверение (см. Постановление ФАС СЗО от 10.07.2014 N Ф07-4865/2014 по делу N А56-51671/2013).

В данной норме не содержится ограничений по поводу того, какие именно это лекарственные средства, лишь конкретизируется, что в их число входят фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями.

Также определенно указывается, что поименованная норма распространяется и на российские, и на зарубежные лекарственные препараты, в том числе на те, которые ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 5 ст. 164 НК РФ).Больше никаких условий для применения пониженной налоговой ставки по лекарственным препаратам ст.

Немного истории Нормы законодательства

Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ с 01.01.2002 в НК РФ введен пп. 4 п. 2 ст. 164, согласно которому обложению НДС по ставке 10% подлежат медицинские товары отечественного и зарубежного производства, лекарственные средства (в том числе лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований), включая лекарственные субстанции (в том числе внутриаптечного изготовления), изделия медицинского назначения {amp}lt;1{amp}gt;. В абз. 4 пп. 4 п. 2 ст.

164 НК РФ установлено, что коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При применении льготной ставки НДС 10% у аптечных организаций возникали определенные трудности, поскольку Правительством РФ коды видов продукции в отношении пп. 4 п. 2 ст.

Позиция Минфина и ФНС

Разъяснения контролирующих органов по рассматриваемому вопросу приведены в ряде Писем (см., например, Письма МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года», УФНС по г. Москве от 19.12.2006 N 19-11/111676@, от 17.05.

2005 N 19-11/35337). Но суть разъяснений всегда сводилась к тому, что, поскольку проект Постановления Правительства РФ с Перечнем видов лекарственных средств отечественного и зарубежного производства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, обложение НДС которых производится по налоговой ставке 10%, находится в стадии разработки, поэтому до утверждения Правительством РФ названных выше кодов с 01.01.

2002 при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10% следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в Письме Госналогслужбы N ВЗ-4-03/31н и Минфина России N 04-03-07 от 10.04.1996 «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», зарегистрированном в Минюсте России 07.05.1996 N 1081.

Также, по мнению контролирующих органов, при определении перечня лекарственных средств (лекарственных субстанций), в том числе внутриаптечного изготовления, облагаемых по налоговой ставке 10%, до утверждения Правительством РФ соответствующего перечня необходимо с учетом изложенного выше руководствоваться следующим.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее — Федеральный закон N 86-ФЗ) лекарственные средства — вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.

Производство, оптовая и розничная торговля лекарственными средствами осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона N 86-ФЗ. К числу указанных требований, в частности, относится государственная регистрация лекарственных средств.

К лекарственным средствам, включая лекарственные субстанции, реализация которых при наличии соответствующих лицензий организациями-изготовителями, оптовыми и розничными торгующими организациями облагается налогом по ставке 10%, относятся отечественные и зарубежные лекарственные средства (лекарственные субстанции), перечисленные в соответствующих главах Государственного реестра лекарственных средств (издаваемого в соответствии с Федеральным законом N 86-ФЗ Минздравом России).

Таким образом, по мнению контролирующих органов, при определении возможности применения ставки НДС 10% при реализации лекарственных средств необходимо руководствоваться не только Общероссийским классификатором продукции, но и нормативными документами, регулирующими оборот лекарственных средств, в частности нормами Федерального закона N 86-ФЗ.

А в Письме УФНС по г. Москве от 19.12.2006 N 19-11/111676@ разъяснено, что к изделиям медицинского назначения относятся:

  • отечественные изделия медицинского назначения, помещенные под кодовыми обозначениями 93 8000 — 93 9000 «Препараты биологические», «Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения» Общероссийского классификатора продукции (ОКП 005-93) (вне зависимости от наличия регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России). Исключение составляют не облагаемые НДС на основании ст. 149 НК РФ протезно-ортопедические изделия и полуфабрикаты к ним, а также облагаемые налогом по ставке 18% средства, применяемые в ветеринарии;
  • другая продукция, относящаяся к изделиям медицинского назначения и указанная в других разделах (группа, подгруппа) Общероссийского классификатора продукции (ОКП 005-93) (вне зависимости от наличия регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России);
  • импортные изделия медицинского назначения по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий и изложенному выше, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России.

При этом существовал и ряд разъяснений, касающихся порядка обложения НДС определенных наименований товаров.

При реализации дезинфекционных средств для проведения дезинфекционных работ или для использования в бытовых целях ставка НДС в размере 10% не применяется. Исключение составляют реализуемые дезинфицирующие лекарственные средства, перечисленные в соответствующих главах Государственного реестра лекарственных средств (изданного Минздравмедпромом России в 1995 г.

, с учетом последующих изменений и дополнений), при наличии у предприятия (организации) в качестве подтверждения принадлежности дезинфекционного средства к лекарственным средствам лицензии на производство и распространение лекарственных средств, выданной в установленном порядке (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@ «Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года — I квартал 2004 года»).

Разъяснения по вопросу применения ставки НДС 10% при реализации шприцев однократного применения представлены в Письме УФНС по г. Москве от 17.05.2005 N 19-11/35337.

Разъяснения по вопросу реализации лекарственных средств для животных приведены в совместном Письме Минфина и ФНС России от 20.05.2008 N ШС-6-3/372@. Исследуя нормы НК РФ, а также Закона N 86-ФЗ, Правил государственной регистрации лекарственных средств {amp}lt;2{amp}gt;, Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» (далее — Закон N 4979-1), специалисты ведомств приходят к выводу, что при реализации лекарственных средств для животных, используемых исключительно в ветеринарии, зарегистрированных в установленном порядке и в соответствии с Законом N 4979-1 «О ветеринарии», включенных в реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, применяется ставка НДС в размере 18%.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд судов поддерживают позицию Минфина и налоговых органов, наряду с этим есть решения, в которых судьи высказали мнение о том, что для применения ставки НДС 10% в данном случае достаточно применять Государственный реестр лекарственных средств независимо от того факта, что таким лекарственным средствам присвоены коды, отличные от указанных в приведенных выше Письмах контролирующих органов.

Для наглядности анализ арбитражной практики представим в виде таблицы.

Таблица 1

    Реквизиты    
решения суда
        Позиция судей        
        Вывод суда       
             Судебные решения в пользу контролирующих органов            
Постановление ФАС
ВВО от 01.11.2007
N А39-25/2007
До утверждения Правительством
РФ кодов, указанных в абз. 4
пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, с
01.01.2002 при реализации
изделий медицинского
назначения в целях применения
налоговой ставки 10% следует
руководствоваться кодами
Общероссийского
классификатора продукции,
перечисленными в Письме
Госналогслужбы N В3-4-03/31н
и Минфина России N 04-03-07
от 10.04.1996
"О порядке освобождения от
налога на добавленную
стоимость медицинской
продукции" и в Письме МНС
России от 28.01.2002
N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об
исчислении НДС на медицинскую
продукцию, периодическую
печатную и книжную продукцию"
В соответствии с         
Общероссийским
классификатором ОК 005-93
пробки для укупорки
включены в класс 94 000
"Медицинская техника",
группу 94 6700 "Тара и
упаковка для
лекарственных средств и
препаратов" под кодом
94 6723, а не в класс
"Продукция медицинского
назначения".
Следовательно, применение
ставки НДС 10% в
отношении указанных
товаров неправомерно
Постановление ФАС
УО от 14.08.2007
N Ф09-6366/07-С2
В соответствии с         
Общероссийским
классификатором продукции
средства дезинфекционные
имеют код (ОК 005-93)
93 9200 и относятся к
материалам, медицинским
средствам и прочей
продукции медицинского
назначения.
         Судебные решения, согласно которым достаточно применять         
Государственный реестр лекарственных средств
Постановление ФАС
УО от 01.06.2005
N Ф09-2360/05-С1
Ввиду того что на день       
представления налоговых
деклараций коды видов
продукции, облагаемых по
налоговой ставке 10%,
Правительством РФ не
определены, суд считает
возможным применение
Государственного реестра
лекарственных средств для
отнесения медицинских товаров
к лекарственным средствам
Хлорамин "Б" включен в   
Государственный реестр
лекарственных средств и
изделий медицинского
назначения,
следовательно, является
лекарственным средством.
Таким образом, общество
обоснованно применило
ставку НДС 10% при
реализации хлорамина "Б"
Постановление ФАС
УО от 22.11.2006
N Ф09-10310/06-С2
Двухосновная соль        
гипохлорита кальция
(далее - ДСГК) включена в
Государственный реестр
лекарственных средств и
изделий медицинского
назначения,
следовательно, является
лекарственным средством.
Таким образом, применение
ставки 10% при реализации
ДСГК в качестве
дезинфицирующего средства
может применяться как в
медицине, так и в быту,
судом не принят, так как
указанное обстоятельство
не влияет на применение
налоговой ставки 10%

Применение подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ после 01.10.2008

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 «Об утверждении Перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов» в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ утверждены:

  • Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их реализации (далее — Перечень 1) (Таблица 2). В данный Перечень не включены медицинские товары российского и иностранного производства, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ;
  • Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию РФ (далее — Перечень 2). В этот Перечень не включены медицинские товары российского и иностранного производства, которые не подлежат обложению НДС при их ввозе на таможенную территорию РФ в соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ.

Таблица 2

     Код     
классификации
по ОК 005-93
                         Наименование                      
                        I. Лекарственные средства,                       
в том числе внутриаптечного изготовления
из 93 1000
Препараты химико-фармацевтические с общей химической       
структурой и полупродукты для производства медикаментов
(93 1200 - 93 1500, 93 1800)
из 93 2000
Препараты химико-фармацевтические фармакотерапевтического  
действия (93 2100 - 93 2400, 93 2511 - 93 2513, 93 2516 -
93 2518, 93 2520 - 93 2590, 93 2600 - 93 2800)
из 93 3000
Препараты химико-фармацевтические химиотерапевтического    
действия (93 3100 - 93 3200, 93 3310, 93 3332 - 93 3336,
93 3338 - 93 3339, 93 3400 - 93 3600, 93 3760 - 93 3770,
93 3800)
из 93 4000
Антибиотики (без кормовых) (93 4200 - 93 4600, 93 4800)    
93 5000
Витамины, коферменты, ферменты, аминокислоты,              
органопрепараты (эндокринные препараты)
из 93 6000
Препараты фармацевтические из природного сырья прочие      
(93 6100 - 93 6800, 93 6910 - 93 6980, 93 6991 - 93 6996,
93 6999)
93 7000
Сырье и продукты лекарственные растительные и животные     
из 93 8000
Препараты биологические (93 8100, 93 8300, 93 8610 -       
93 8620, 93 8710 - 93 8740, 93 8760 - 93 8770, 93 8790)
                   II. Изделия медицинского назначения                   
23 7240
Фотопленки рентгеновские                                   
из 25 1400
Изделия из латексов и клеев (25 1460, 25 1490)             
из 25 3700
Изделия медицинские, санитарно-гигиенические и предметы    
ухода за больными формовые (25 3710, 25 3720)
из 25 4500
Изделия медицинские, санитарно-гигиенические и предметы    
ухода за больными неформовые (25 4510, 25 4520)
из 49 6910
Изделия санитарно-гигиенические / керамические (судна      
подкладные, горшки детские, урны и др.) (в части суден
подкладных)
54 3620
Бумага диаграммная                                         
54 5515
Бумага / для механической и тепловой записи                
теплочувствительная
из 54 6350
Бумага и изделия бытового, санитарно-гигиенического и      
медицинского назначения (54 6357, 54 6358, 54 6359)
57 4433
Гипс / (алебастр) медицинский                              
81 4760
Нитки шелковые хирургические                               
81 5800
Изделия медицинские                                        
из 81 9510
Вата гигроскопическая (81 9511, 81 9512, 81 9513)          
81 9520
Вата медицинская компрессная                               
84 3490
Изделия чулочно-носочные из синтетической пряжи и нитей    
медицинского назначения женские
84 3690
Изделия чулочно-носочные из хлопкового волокна (пряжи) в   
смеси с другими волокнами (нитями) медицинского назначения
женские
из 84 6000
Изделия медицинские (84 6110, 84 6310, 84 6410, 84 6510,   
84 6610)
из 85 7000
Изделия рабочие и специального назначения (85 7200,        
85 7400, 85 7700, 85 7900)
из 93 8000
Препараты биологические (93 8500, 93 8630, 93 8710 -       
93 8740, 93 8760 - 93 8770, 93 8790, 93 8810 - 93 8840,
93 8880 - 93 8890, 93 8900)
93 9100
Материалы стоматологические                                
93 9300
Материалы хирургические, средства перевязочные специальные 
93 9692
Бандажи дородовые                                          
93 9693
Бандажи послеродовые                                       
93 9694
Бандажи лечебные                                           
93 9696
Лифы                                                       
93 9800
Материалы и средства медицинские прочие                    
94 6001
Аптекарская посуда                                         
94 6100
Тара медицинская из стекла                                 
94 6200
Ампулы стеклянные для лекарственных средств                
94 6300
Трубки стеклянные (дрот медицинский)                       
94 6410
Предметы по уходу за больными                              
94 6456
Изделия разные из медицинского тарного обесцвеченного      
стекла МТО
из 94 6460
Изделия разные полимерные (94 6461, 94 6462, 94 6463,      
94 6465)
94 6700
Тара и упаковка для лекарственных средств и препаратов     

Коды ОК 005-93, приведенные в Перечне 1, и коды ТН ВЭД России, приведенные в Перечне 2, применяются в отношении:

  • лекарственных средств, в том числе фармацевтических субстанций, российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения, а также лекарственных средств внутриаптечного изготовления;
  • лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований, на ввоз конкретной партии которых имеется разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
  • изделий медицинского назначения российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

В.А.Лесникова

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock
detector