Целевое финансирование организации. Бухучет

Негосударственное целевое финансирование

К негосударственному целевому финансированию относятся, например:

  • гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).

1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.

2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).

Проводки для отражения целевого финансирования по счёту 86

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование»  предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование»  в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство»  или 26 «Общехозяйственные расходы»  (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо  счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Целевое финансирование организации. Бухучет

Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование»  показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

Использование средств      на приобретение       основных средств и нематериальных активов                  

86

08

Использование средств на приобретение           материальных ценностей

86

10

 Использование средств на заработную плату   персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования

86

70

Использование средств на оплату счетов      поставщиков

86

60

Возврат  не использованных по назначению средств                 

86

51, 76

Образование финансирования за счет  

 средств, полученных от других предприятий, государственных органов

51

86

Образование финансирования за счет   суммы начисленного         

бюджетного финансирования     

76

86

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.

  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

В бухучете средства целевого финансирования отражайте на счете 86 «Целевое финансирование». Какое именно имущество предоставляет инвестор, определяется договором (ст. 421 ГК РФ). Это могут быть как деньги, так и материальные ценности (например, основные средства, МПЗ).

Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств), полученного организацией в собственность в рамках негосударственного целевого финансирования?

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

  • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
  • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
  • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
  • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
  • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятии целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников.

Для организации учета целевого финансирования в плане счетов используют счет 86 «Целевое финансирование» — пассивный.

Начальное сальдо (по кредиту) — наличие неиспользованного по целевому назначению источника на начало отчетного периода.

В общем виде бухгалтерские проводки по счёту 86 в коммерческих организациях выглядит следующим образом:

  • Дт76 – Кт86 – отражено поступление целевых средств;
  • Дт86 – Кт98 – целевые деньги отражены как перспективные доходы;
  • Дт60 – Кт51 – поставщику произведена оплата за материалы или товары;
  • Дт10 – Кт60 – материалы или товары поставлены на приход;
  • Дт20 – Кт10 – материалы списаны в расход;
  • Дт91 – Кт20 – закрыт затратный счёт;
  • Дт98 – Кт91 – целевые средства отражены в строке прочих доходов.

Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта. Так, некоммерческие организации могут напрямую отражать поступление материалов проводкой Дт86 – Кт20.

К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые орг-ми на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других орг-ций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Ср-ва целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением.

Для орг-ции бух-ого учета и осуществления контроля за этими ср-ми предназначен счет86 «Целевое финансирование». Особенности учета целевого фин-ния зависят от того, явл-ся орг-ция коммерческой или некоммерческой, а также от источников поступления целевого финансирования; гос-ная помощь; целевое фин-ние, получаемое от юр-ких и физ-ких лиц на безвозвратной основе; и др.

Целевое финансирование организации. Бухучет

Учет целевого финансирования коммерческих орг-ций за счетгосударственной помощирегламентируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым она рассматривается как увеличение экономической выгоды конкретной орг-ции в рез-те поступления активов. Она предоставляется коммерческим орг-иям в виде:субвенций, субсидий, бюджетных кредитов и т.д.

Принятие бюджетных средств к учету отражается как возникновение целевого фин-ния на основе док-тов, подтверждающих право орг-ции на получение бюджетных средств (утвержденная проектно-сметная документация и т.д.) и гарантирующие их получение (уведомление о бюджетных ассигнованиях и т.д.). В момент возникновения права на получение составляется проводка Дт 76 Кт 86, а по мере получения средств составляются записи Дт 51, 08,10,41, … Кт 76 (допускается составление прямой проводки Дт 51, 08,10, 41, … Кт 86).

в момент введения объекта в эксплуатацию — Дт 01Кт 08 использованные целевые финансирования признаются безвозмездными поступлениями — Дт 86Кт 98-2;

по мере начисления амортизации по основному средству— Дт 20, 26, … Кт 02 часть суммы признается внереализационным доходом —Дт98-2Кт91.

Бух проводки по результатам инвентаризации целевого финансирования

Д-т сч. 01, 04, 08, 10, 20, 26, 50, 51, 52, 58, 60, 71, 76 К-т сч. 86;

Д-т сч. 50, 51, 52 К-т сч. 86.

На сегодняшний день в бухгалтерском учете некоммерческих организаций для формирования остатка по счету 86 “Целевое финансирование“ применяется первая бухгалтерская операция, в результате чего искажается информация о фактических поступлениях и расходах, отраженных на данном счете. Это связано с тем, что не определен порядок списания целевых средств.

При использовании второй бухгалтерской операции кредитовый остаток по счету 86 “Целевое финансирование“ соответствует фактическому состоянию целевых средств, а аналитический учет дает полную картину реального состояния доходов и расходов по направлениям деятельности в разрезе отдельных программ и проектов. Такой подход наиболее отвечает требованиям надежности и сопоставимости представляемых финансовых данных в отчетности некоммерческих организаций.

Однако при подсчете дебетовых остатков целевых средств, находящихся на счетах 50, 51, 52, следует проявить максимальную точность, поскольку не все средства, поступающие на указанные счета, носят целевой характер. Ведь на эти счета могут поступать членские и вступительные взносы от членов организации, анонимные и личностные благотворительные пожертвования и другие средства, которые невозможно с полной уверенностью охарактеризовать как целевые поступления.

Д-т сч. 51 “Расчетные счета“ (50 “Касса“, 52 “Валютные счета“)

К-т сч. 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“.

По мнению автора, это прямо противоречит основному принципу бухгалтерского учета — принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты. Это также приводит к невозможности отражения в бухгалтерском учете операций по списанию расходов за счет целевого финансирования в тех случаях, когда момент непосредственного их получения организацией отстает по времени от документально зафиксированной даты.

Д-т сч. 86 К-т сч. 70, 69, 60, 76 — фактические расходы по смете.

Поэтому при несвоевременном поступлении средств целевого финансирования (при отсутствии кредитового оборота по счету 86) отражение этих средств в бухгалтерском учете в качестве источника покрытия расходов некоммерческих организаций приведет к отрицательному сальдо на счете 86 “Целевое финансирование“.

В результате может возникнуть ложное представление о реальной ситуации: источника целевого финансирования нет, а его использование осуществляется. На самом деле источник, конечно, есть, запаздывает лишь факт оплаты. Этой ситуации можно избежать, если учитывать источники целевого финансирования не по факту оплаты, а по факту начисления.

Метод начисления основан на принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (табл. 2).

Целевое финансирование организации. Бухучет

Таблица 2

Положительные и отрицательные моменты метода начисления

при использовании в бухгалтерском учете

некоммерческих организаций

———————-T—————————————————¬

¦ Факторы метода ¦ Факты хозяйственной деятельности ¦

——————— —————————————————

¦Положительные моменты¦В учете достигается максимальное соответствие ¦

¦при использовании ¦по времени доходов и расходов ¦

¦данного метода —————————————————

¦ ¦Бухгалтерская отчетность, включающая информацию о ¦

¦ ¦начисленных обязательствах некоммерческих ¦

¦ ¦организаций, содержит полезную и достоверную ¦

¦ ¦информацию для пользователей ¦

¦ —————————————————

¦ ¦Информация о возникших обязательствах ¦

¦ ¦некоммерческих организаций расширяет возможность ¦

¦ ¦прогнозирования финансового положения организации ¦

¦ ¦в будущем ¦

¦Отрицательные моменты¦Метод достаточно сложен и требует квалифицированных¦

¦при использовании ¦бухгалтерских кадров ¦

¦данного метода ¦ ¦

L——————— —————————————————-

На практике бухгалтер некоммерческой организации зачастую отражает наличие целевого финансирования после фактического поступления средств на счета учета денежных средств, в кассу организации или иных активов (кассовый метод).

Всесторонне подобное противостояние кассового исполнения сметы и прогрессивного метода начисления было освещено экономистами В.Д. Новодворским и Г.А. Перфильевым {amp}lt;3{amp}gt;. Анализируя практику бухгалтерского учета некоммерческих организаций США, они пришли к выводу, что традиционно учет в бюджетном секторе основывается на кассовом принципе, согласно которому хозяйственную операцию отражают в учете только тогда, когда произошло фактическое движение денежных средств, но не отражают реального времени, когда организация получила право на финансирование или была обязана уплатить по счетам.

———————————

В некоммерческих организациях получение финансирования отразится так же, как и в коммерческих, проводкой Дт 50, 51, 07, 08, 10, 41, … Кт 86. При этом при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации согласно смете отразится проводками Дт 86 Кт 20, 26. В случае направления средств целевого финансирования на приобретение основных средств, соответствующая сумма целевого финансирования списывается на добавочный капитал проводкой Дт 86 Кт 83

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Сч.86 «Целевое финансирование» применяется юридическими лицами для обобщения сведений и последующего анализа использования привлеченных как от государства, так и от физических лиц и организаций средств целевого назначения.

Целевое финансирование организации. Бухучет

Счет 86 в бухгалтерском учете используется коммерческими и некоммерческими организациями для получения сведений о поступающем финансировании от сторонних организаций и государства и направлениях расходования данных средств. Целевое финансирование – имущество (денежные средства, земельные участки), поступающие в компанию для использования только в заранее определенных и прописанных целях (в некоторых случаях может быть оговорен срок, в течение которого финансирование должно быть израсходовано).

Счет 86 является пассивным. По кредиту отображаются денежные средства, которые компания должна получать, в корреспонденции со сч.76 (фактическое получение инвестиций должно отражаться в корреспонденции со счетами учета форм субсидирования). Дебет счета – расходование на определенные, заранее оговоренные мероприятия в корреспонденции со счетами учета этих направлений (20,26,83,98 и т. д.)

Целевое финансирование может быть привлечено в виде:

  • государственной помощи;
  • вложений физических лиц и сторонних организаций.

Примечание от автора! Для учета источников финансирования обособленно к сч.86 могут быть открыты субсчета:

  1. учет бюджетных средств;
  2. учет инвестиций иных источников.

Налоговым кодексом Российской Федерации утвержден перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, некоторые из них:

  • гранты на осуществление мероприятий в сферах образования, медицины, культуры, спорта и т.

    Бухгалтерский учет: Учет целевого финансирования (счет 86)

    д.;

  • средства, полученные застройщиками по договорам долевого участия и от инвесторов;
  • бюджетные инвестиции, которые будут направлены на долевое участие в капитальном ремонте многоквартирных домов;
  • инвестиции в научную, научно-техническую и инновационную деятельность и т. д.

Примечание от автора! На каждом предприятии должен осуществляться обособленный учет по средствам целевого финансирования. Налогоплательщики, не ведущие обособленный учет, обязаны отображать полученные инвестиции как подлежащие налогообложению доходы.

Использование средств

Дебет 76 Кредит 86– отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств в рамках целевого финансирования (на основании договора);

Дебет 51 (50, 08, 10…) Кредит 76– отражено поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования (инвестора) (на основании документов, связанных с передачей средств, например, при перечислении средств на счет организации – банковская выписка).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов.

Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Дебет 08 Кредит 60– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 Кредит 08– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 98-2– отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 02– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования;

Дебет 98-2 Кредит 91-1– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования.

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73, 76…)– отражены текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования;

Дебет 86 Кредит 98-2– отнесена на доходы будущих периодов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов;

Дебет 98-2 Кредит 91-1– учтена в составе прочих доходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов.

Такая корреспонденция счетов следует из Инструкции к плану счетов (счета 98, 91).

Особый порядок отражения в бухучете использования средств целевого финансирования предусмотрен в отношении договоров участия в долевом строительстве. Организация-застройщик может получить целевые средства от дольщиков на финансирование строительства. Такая сделка предполагает в конечном итоге передачу инвесторам объекта строительства или выплату им дохода от инвестиционной деятельности. Поэтому бухучет организуйте следующим образом.

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с инвесторами»– получены средства дольщиков на строительство объекта.

Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 07, …)– отражена стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.

Дебет 76 Кредит 08-3– отражена передача инвесторам построенного объекта.

Дебет 86 Кредит 90-1 (91-1)– отражена экономия получателя средств целевого финансирования.

Дебет 76 субсчет «Расчеты с дольщиками» Кредит 90-1– отражена в составе доходов сумма экономии, признанная вознаграждением застройщика.

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов, пунктом 7 ПБУ 9/99, пунктом 3.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, и рекомендован Минфином России в письме от 9 октября 2006 г. № 07-05-06/245.

Дебет 86 (76) Кредит 51 (50, 52)– перечислена инвестору сумма экономии средств целевого финансирования.

Средства целевого финансирования организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

  • когда получатель средств целевого финансирования использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • когда были нарушены условия предоставления средств целевого финансирования.
    Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты организации, которые оплачены за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, амортизация, зарплата персонала)?

Ответ на этот вопрос зависит от того, перечислены ли полученные средства целевого финансирования в перечне, приведенном в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если полученные целевые средства входят в указанный перечень, то учесть при расчете налога на прибыль расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя. Это объясняется следующим.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует.

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств негосударственного целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета налог на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Соответственно, на расходы, оплаченные за счет этих средств, можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 252 НК РФ). Данное утверждение касается, в частности, оплаты расходов за счет средств целевого финансирования (финансовой помощи), полученных от учредителя (если доля учредителя в уставном капитале организации не превышает 50%). Более подробно об этом см. Как оформить и отразить в учете получение финансовой помощи от учредителя (участника, акционера).

В ряде случаев в рамках получения и расходования средств целевого финансирования возможна ситуация, когда получатель тратит на предусмотренные программы меньшую сумму, чем это предусмотрено в договоре. В этом случае возможны два варианта:

  • сумма экономии остается у получателя средств целевого финансирования;
  • получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии.

Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете налога на прибыль сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств?

Государственное целевое финансирование

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.
  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

Целевое финансирование организации. Бухучет

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:

  • субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования.

    Счет 86 «Целевое финансирование»

    При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;

  • субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
  • бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
  • прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).

Примечание от автора! Информация о предоставленных бюджетных средствах фиксируется независимо от формы (деньги, земля, имущество и т. д.).

Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:

  • инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
  • инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).

При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:

  • размер и форма предоставляемой государственной помощи;
  • размер бюджетного кредитования, направление расходования;
  • прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
  • остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.

счет 86

Одним из видов государственной помощи в настоящее время является поддержка малого бизнеса. Подробнее о развитии государственной помощи субъектам малого предпринимательства и ИП в 2017 году

  • субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
  • субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
  • бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
  • прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).

Страховые взносы

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату сотрудников, источником финансирования которой являются средства негосударственного целевого финансирования?

Да, нужно.

Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.

Страховые взносы начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Выплаты, которые финансируются за счет средств негосударственного целевого финансирования, не являются исключением, облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с выплат сотрудникам по трудовым договорам (зарплаты), источником финансирования которых являются полученные организацией гранты?

целевое финансирование

Да, нужно.

Суммы, получаемые гражданами в виде грантов, исключаются из налоговой базы по НДФЛ, если они предоставлены:

  • для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России;
  • международными, иностранными и (или) российскими организациями, включенными в особые перечни, утверждаемые Правительством РФ (в частности, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Однако данная льгота распространяется только на случаи, когда получателем гранта является сам гражданин (плательщик НДФЛ) (п. 6 ст. 217, п. 1 ст. 207 НК РФ).

Поэтому, если получателем гранта является организация, то воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ, нельзя. А значит, организация должна удержать НДФЛ с выплат сотрудникам, источником финансирования которых являются полученные организацией гранты.

Аналогичной позиции придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 30 июля 2007 г. № 28-11/072801).

Налогообложение

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:

  • выделенным в пользу организации грантам;
  • инвестициям, полученным при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестициям, поступившим от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средствам дольщиков и инвесторов, аккумулированным на счетах организации-застройщика.

Курсовые разницы по средствам целевого финансирования в иностранной валюте относятся к доходам (расходам) в рамках целевого финансирования и не учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17924).

При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:

  • организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в абзаце 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако каким образом необходимо организовать такой учет, в законодательстве не сказано. Поэтому разработать регистры для ведения раздельного учета доходов (расходов) организация вправе самостоятельно. Закрепить применение разработанных форм необходимо в учетной политике для целей налогообложения. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 13 марта 2006 г.

Совет: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, рекомендованные налоговой службой для некоммерческих организаций.

основное производство

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация  уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Источниками формирования целевых фондов выступают бюджетные ассигнования и внебюджетные фонды, взносы родителей, плата за обучение и др.

Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Использование этих средств не по назначению запрещено.

Для учета средств целевого финансирования и поступления предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование». По кредиту счета отражаются поступления средств, а по дебету — их расходование (использование).

Сальдо по кредиту показывает остаток неизрасходованных средств на начало и конец отчетного периода.

Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Д-т 50, 51, 52 К-т 86 — поступление денежных средств, полученных от других организаций, учреждений и лиц;

Д-т 76 К-т 86 — начисление причитающихся к уплате взносов родителей на содержание детей в детских учреждениях, платы за обучение и т.д.;

учет целевого финансирования

Д-т 75/3 К-т 86 — начисление средств целевого назначения унитарной организации.

Д-т 86 К-т 50, 51, 52 — списание денежных средств за счет целевых финансирования;

Д-т 86 К-т 10, 60, 70… — на сумму затрат материалов, начисленной оплаты труда работникам и расходов на оплату выполненных работ и оказанных услуг;

Д-т 86 К-т 29 — расходы на содержание детских и культурно-просветительных учреждений;

Д-т 86 «Целевое финансирование»

К-т 20 «Основное производство; 26 «Общехозяйственные расходы»- при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций;

К-т 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций;

К-т 98 «Доходы будущих периодов»- при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов.

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета»

86 счет бухгалтерского учета

К-т 96 » Целевое финансирование «.

К-т 98/2 «Безвозмездные поступления».

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Нераспределенная прибыль отчетного года — это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году. На этом счете учитывается наличие и движение нераспределенной прибыли или убытка отчетного года.

Справочные материалы по теме

средства целевого назначения

Так отражается поступление денег. Для простоты можно пропустить промежуточную 76 статью:

  • Дб сч. 08.4 («Приобретение ОС»)
  • Кд сч. 51 («Расчетные счета»).

После списания материалов составляется новая запись. Она будет следующей:

  • Дб сч. 20 («Основное производство»)
  • Кд сч. 10.

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Совет 1: Как отразить в балансе целевое финансирование

Система синтетического и аналитического учета средств целевых поступлений.

Вступительные и членские взносы являются источником финансирования для общественных организаций, их союзов, ассоциаций и других, то есть тех организаций, которые основаны на членстве. За счет этих средств покрываются административно — хозяйственные расходы организации.

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регламентируется в настоящее время только Инструкцией по применению Плана счетов. Согласно плану счетов учет поступления и расходования средств целевого финансирования осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование».

По кредиту  счета 86 «Целевое финансирование» отражается поступление целевых средств, а по дебету — списание средств, израсходованных на те или иные проекты и благотворительные программы, на покрытие расходов по содержанию самой организации.

В характеристике счета 86, приведенной в Инструкции по применению Плана счетов, средства целевого финансирования определяются как:

  • средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения;
  • средства, поступившие от других организаций и лиц;
  • другие средства.

Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

При этом субсчета одного уровня предназначены для детализации поступивших сумм по источникам поступления, а другого уровня — для отражения операций по списанию сумм целевого финансирования в соответствии с выполняемыми программами и мероприятиями.

Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности, то в соответствии с действующим законодательством они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, и, следовательно, правомерным является их зачисление также на счет 86. Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.

В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:

  • 86-1 «Вступительные членские взносы»;
  • 86-2 «Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц»;
  • 86-3 «Целевые поступления от юридических и физических лиц»;
  • 86-4 «Ассигнования из бюджета»;
  • 86-4 «Доходы от внереализационных операций»;
  • 86-5 «Средства от собственной предпринимательской деятельности».

Субсчета третьего порядка открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ.

использование целевого финансирования

Учет поступления средств целевых поступлений.

Учет поступления средств целевого финансирования целесообразно вести в порядке, установленном для коммерческих организаций, то есть по поступлении достоверной информации о том, что необходимые средства будут выделены и получены организацией. В этом случае дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». После фактического получения денежных средств или иного имущества дебетуются счета учета активов и кредитуется счет 76.

Такой порядок учета соответствует основному принципу бухгалтерского учета — принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты.

Учет расходов некоммерческой организации.

В соответствии с действующей Инструкцией по применению Плана счетов при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации оформляется проводка по дебету счета 86 в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы».

Инструкция по применению Плана счетов не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию. Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать один из следующих вариантов:

  1. распределять суммы расходов между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20;
  2. списывать распределенные суммы общехозяйственных расходов непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка.

При этом следует иметь в виду, что общехозяйственные расходы, произведенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов.

Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общехозяйственных расходов по источникам финансирования. При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного (или подлежащего получению) для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах (по данным штатных расписаний), или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности;

Счет 20 «Основное производство» целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам. Такой подход предполагает открытие к счету 20 отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка.

Если же некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и тому подобным, к счету 20 целесообразно открывать субсчета двух уровней.

Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по  поступлению  и расходованию целевых средств некоммерческими организациями на текущую деятельность.

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

На сумму средств целевого финансирования, подлежащих получению

На сумму стоимости объектов основных средств и нематериальных активов, полученных в счет целевого финансирования

На сумму фактической себестоимости материалов, полученных в счет целевого финансирования

51 (50)

На сумму денежных средств, поступивших в счет целевого финансирования

На сумму начисленной заработной платы (включая надбавки, доплаты и дополнительные выплаты) работникам некоммерческой организации, занятым в управленческой или хозяйственной деятельности

На сумму единого социального налога и взносов в ФСС РФ, начисленных на суммы оплаты труда работников, занятых в управленческой или хозяйственной деятельности

На сумму стоимости материалов, использованных в управленческой или хозяйственной деятельности

На сумму стоимости работ и услуг  оплаченных и использованных при осуществлении управленческой или хозяйственной деятельности и выполненных или оказанных сторонними организациями

На сумму заработной платы работников, непосредственно занятых на работах по реализации конкретных программ

На сумму начислений на заработную плату работников

На сумму стоимости материалов, использованных при выполнении работ по конкретным программам

На сумму стоимости работ и услуг сторонних организаций

На сумму ежемесячного списания сумм общехозяйственных расходов, произведенных в отчетном месяце.

Выбор схемы списания должен быть определен заранее и закреплен в учетной политике некоммерческой организации

На сумму затрат, осуществленных при выполнении профинансированных программ или мероприятий

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Если субсидия уже признана прочим доходом, то сумма, соответствующая ее величине, включается в расчет показателя по строке 2340 отчета о прибылях и убытках. В этом случае в расчет в качестве основного показателя берется кредитовый оборот по счету 91.1 (кроме тех доходов, что показываются по строкам 2310 и 2320), уменьшенный на дебетовый оборот счета 91.2 (корреспондирующий со счетом 68).

Важно также придерживаться рекомендаций, отраженных в п. 22 ПБУ 13/2000. Там сказано, что в отчетности должны быть показаны, в частности, характер и сумма бюджетных средств, отраженных в учете, и сведения о невыполненных условиях использования субсидии.

И если, например, у фирмы на счете целевого финансирования 86 на конец года отражено, что основная сумма субсидии не потрачена (как следствие, имеет место невыполнение обязательств по ее использованию), то сальдо имеет смысл не показывать как ДБП, а отразить как прочее краткосрочное обязательство — с разъяснениями в приложении к бухгалтерскому балансу.

УСН

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

  • вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
  • использовать полученные средства строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Ситуация: как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования?

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в составе доходов при расчете единого налога не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования. В противном случае поступившие средства нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1, 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Целевое финансирование организации. Бухучет

Для ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования организация может самостоятельно разработать необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.

Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59.

Совет: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, которые налоговая служба рекомендует для некоммерческих организаций (рекомендации МНС России).

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ).

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Ситуация: нужно ли управляющей организации включить в доходы при расчете единого налога средства, полученные от собственников жилых помещений на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома? Организация применяет упрощенку.

Нет, не нужно.

Средства, полученные управляющей компанией от собственников помещений с целью проведения ремонта (в т. ч. и капитального) общего имущества многоквартирного дома, не учитываются при расчете налога на прибыль (абз. 21 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и подтверждено письмом Минфина России от 20 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/28.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)?

Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует.

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19. Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.

Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета единого налога. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ).

  • получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии целевых средств.

Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете единого налога сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств? Организация – получатель средств применяет упрощенку.

Да, нужно.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:

  • организация – получатель средств должна организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;

Это правило содержится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Если в результате проведения целевых мероприятий организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Такой позиции придерживается и Минфин России в письмах от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71, от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201.

Бухгалтерские проводки по основным хозяйственным операциям со сч.86

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.

СЧЕТ 86 «ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ»

Содержание операции

Корреспондирующий счет

Направление средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации

Использование коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов

Оприходование материалов и оборудования, принятых от участников долевого обязательства

Зачисление денежных средств целевого финансирования

50, 51, 52, 55

Начисление взносов родителей на содержание детей в детских учреждениях

Отчисление от прибыли на целевые нужды

Отнесение суммы резервного капитала на целевые нужды

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Получение средств целевого финансирования выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения или упрощенки.

Получение средств целевого финансирования выходит за рамки деятельности, облагаемой ЕНВД. Поэтому даже в случае совмещения режимов при поступлении и использовании такого имущества нужно применять правила, предусмотренные для общей системы налогообложения.

Что показывает остаток и как закрывается счёт 86

Кредитная часть счёта 86 отображает сумму направленных компании на условиях целевого финансирования денежных средств. Его же дебетовая часть отражает неиспользованный остаток, который будет потрачен в дальнейшем или возвращён инвестору.

В стандартной ситуации, когда полученные по контракту денежные средства были потрачены на реализацию договорных целей в полном объёме, дополнительных проводок для закрытия счёта не требуется. Если же средства остались, то бухгалтеру предстоит отразить их дальнейшее движение:

  • если остаток может быть использован фирмой по своему усмотрению, то понадобится проводка Дт86 – Кт90 (продажи) или Дт86 – Кт91 (прочие доходы);
  • если остаток должен быть возвращён «спонсору», то проводка выглядит иначе – Дт86 – Кт51 (безналичный расчёт), Дт86 – Кт50 (наличный расчёт), Дт86 – Кт52 (расчёты в валюте).

Поскольку этот счет закрывается уже после закрытия счетов производственных затрат, на момент сопоставления сальдо по дебету счета формируется фактическая себестоимость с учетом всех основных и накладных расходов. По кредиту счета 90 отражается сумма реализации. Разница между сальдо по кредиту, суммой, сформированной по дебету субсчета 90–3 «Налог на добавленную стоимость», отражающей начисленный НДС, и себестоимостью реализованной продукции составляет итоговую сумму реализации.

Если дебетовое сальдо оказалось больше, чем кредитовое, делают проводку по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 99 «Прибыли и убытки», которая отражает убыток от основной деятельности. Если результат от реализации сельскохозяйственной продукции положительный, делают проводку по дебету счета 90 и кредиту счета 99.

Следующий шаг – закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы». Принцип закрытия тот же, что и при закрытии счета 90 «Продажи». Закрывается счет 91 также путем отнесения полученного результата на счет 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, счет 99 закрывается последним. Результат, сформированный при отнесении сумм результата между дебетовым и кредитовым сальдо счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», является прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, или непокрытым убытком. Итоговый результат относят на кредит или дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Процесс счетов доводят до логического завершения путем постепенного сворачивания затратных и распределительных счетов. Это позволит окончательно сформировать предварительный оборотный баланс и представить его в том виде, в котором и увидят его пользователи бухгалтерской отчетности хозяйств, – отражающим реальное положение предприятия.

Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступающих от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector