Справка о постоянном местонахождении организации РФ

Подтвердите резидентство!

Степанов Николай, партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».

Москвитин Олег, старший юрист коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В ближайшее время Высший Арбитражный Суд РФ рассмотрит дело, которое непосредственно касается многих российских контрагентов иностранных компаний. Речь идет о документах, подтверждающих постоянное нахождение иностранной фирмы в государстве, с которым у РФ имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, и позволяющих российской стороне не удерживать налог с доходов партнера либо исчислять его по пониженной ставке.

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, и удерживаемого налоговым агентом, устанавливаются ст. 310 НК РФ. Из этой статьи следует, что исчисление и удержание налога с выплачиваемых иностранцам доходов производятся по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст.

При этом условием применения соглашения является предъявление иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, доказывающего, что «иностранец» имеет постоянное местопребывание в том государстве, с которым Российская Федерация имеет такой международный договор. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведено на русский язык (п. 1 ст. 312 НК РФ).

При применении указанных положений НК РФ российские налоговые агенты сталкиваются с рядом вопросов, главный из которых касается оформления подтверждений постоянного нахождения контрагентов (а применительно к выплате дивидендов — участников, акционеров) в странах, с которыми у России имеются договоры об избежании двойного налогообложения.

До настоящего времени ключевые аспекты оформления таких подтверждений не получили единого понимания со стороны налогоплательщиков и правоприменителей.

Полежаровой — заместителя начальника Управления международных налоговых отношений МНС России, с 25 августа по 17 ноября 2004 г. — на подпись М.П. Мокрецова — начальника Управления международных налоговых отношений МНС России.Таким образом, если в 2004 г. в представленных справках/сертификатах, выдаваемых российским организациям, подписи соответствуют подписям вышеуказанных должностных лиц и заверены вышеназванной печатью, такие справки используются в целях избежания двойного налогообложения при расчетах за совершение внешнеэкономических сделок.Т.Я.КобзеваСоветник налоговой службыРоссийской Федерации III рангаПодписано в печать03.11.2005″Налоговый вестник», 2005, N 12

Справка о постоянном местонахождении организации РФ

Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации

Разъяснение ФНС РФ

от 08.09.2005 N САЭ-3-26/439
ПОРЯДОК

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТОЯННОГО МЕСТОПРЕБЫВАНИЯ (РЕЗИДЕНТСТВА)

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Уполномоченный орган по подтверждению статуса налогового резидента Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации уполномочена Министерством финансов Российской Федерации подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации для физических лиц (российских и иностранных), российских организаций и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношении между Российской Федерации и иностранными государствами.

2. Форма выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации может оформляться:

— в виде справки

— в виде заверения, проставленного в соответствующем разделе формы заявления, установленной законодательством иностранного государства.

  1. Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

3.1. Справка, подтверждающая статус налогового резидента Российской Федерации выдается в одном экземпляре за каждый календарный год выплаты доходов, производимой источником в иностранном государстве, независимо от количества, регулярности и вида такой выплаты.

Справка имеет стандартную форму.

Справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

3.2. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется Федеральной налоговой службой централизовано в отношении:

— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  — Управлением международного сотрудничества;

— для физических лиц — Управлением администрирования налогов физических лиц.

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения могут быть направлены в соответствующие указанные выше структурные подразделения ФНС России по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

Налоговые резидентами РФ являются следующие организации (п. 1 ст. 246.2 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ регламентируется Информационным сообщением ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ организация обращается с заявлением в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). К заявлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве (к примеру, договор, решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов и др.). Копии документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Если резидентский статус подтверждается за период более чем 3-летней давности, потребуются дополнительные документы, доказывающие факт уплаты налогов.

Заявление рассматривается в течение 30 дней. Документом, подтверждающим для организации налоговое резидентство в РФ, является справка о резидентстве РФ, выданная МИ ФНС России по ЦОД.

Справка о постоянном местонахождении организации РФ

Однако возможна ситуация, когда в иностранном государстве необходимо подтвердить статус по иной форме. Это значит, что вместо справки о налоговом резидентстве в ФНС необходимо получить другой бланк.

Справкой о резиденстве юридического лица в таком случае будет являться установленная законодательством иностранного государства форма, на которой сотрудник ФНС поставит свою подпись и печать. Иностранный бланк ФНС заверяет в том случае, если компетентные органы такого государства (к примеру, налоговое ведомство) поставили в известность ФНС России о наличии таких форм либо если информация о них размещена на официальных сайтах таких иностранных компетентных органов.

  1. заявление на бланке организации с указанием:
    • календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;
    • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;
    • перечня прилагаемых документов.

  Заявление должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить оригинал документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации по данному вопросу.

  1. копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:
    • договор (контракт);
    • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
    • уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

  Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Справка о постоянном местонахождении организации РФ

Справочно. Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в МИ ФНС России по ЦОД, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

  1. копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за 3-и месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения).
  2. копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Справочно.В случае если организацией для целей выдачи подтверждения копия Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) уже представлялась ранее, и с момента ее поступления в МИ ФНС России по ЦОД не происходило изменений содержащихся в Свидетельстве сведений, повторного ее представления не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого Свидетельства (ЕГРЮЛ, ОГРН) направлялась ранее.

  1. заявление на бланке организации с указанием:
    • наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется подтверждение для осуществления возврата НДС;
    • перечня прилагаемых документов.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

  1. копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (ее название и адрес местонахождения юридического лица) и видах ее деятельности, осуществляемых в Российской Федерации, с переводом на английский язык.
  2. копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально (не ранее чем за 3-и месяца от даты обращения организации с заявлением о выдаче подтверждения).
  3. копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ

Минфин России, являясь компетентным органом по применению соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранными государствами, Письмом от 19.01.1996 N 04-06-02 уполномочил Госналогслужбу России (в дальнейшем — МНС России) вести работу, связанную с выдачей российским юридическим и физическим лицам справок, подтверждающих их постоянное местопребывание в Российской Федерации, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных СССР (Российской Федерацией) с иностранными государствами.

При этом Письмом от 10.02.2004 N 23-2-11/8-490 «О полномочиях по подтверждению постоянного местопребывания» МНС России по вопросу своих полномочий сообщило, что с 1 января 2004 г. до особых указаний центральный аппарат МНС России (в этом случае имелось в виду структурное подразделение МНС России, которым в тот период являлось Управление международных налоговых отношений) в соответствии с порядком, установленным Письмом Госналогслужбы России от 30.01.

1996 N ВГ-4-06/7н, осуществляет подтверждение постоянного местопребывания в Российской Федерации только российских организаций.Порядок подтверждения постоянного местопребывания организаций, разработанный Госналогслужбой России и доведенный до сведения налоговых органов и налогоплательщиков вышеуказанным Письмом, действует до настоящего времени.

Постоянное местопребывание организации в Российской Федерации подтверждается на основании письменного запроса по результатам рассмотрения копий контрактов/договоров или иных документов, обосновывающих получение дохода в государстве, с которым у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Одновременно организации представляют в обязательном порядке копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие их постановку на учет в налоговом органе Российской Федерации.Процедура рассмотрения письменного запроса организации в целях подтверждения постоянного местонахождения этой организации в Российской Федерации завершается проставлением (заверением) печати на подписи должностного лица в центральном аппарате МНС России, уполномоченного подписывать справки о подтверждении постоянного местонахождения российских организаций для целей применения действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранным государством соглашений об избежании двойного налогообложения либо заявлений по специальной форме, установленной законодательством иностранных государств.

В случае, приведенном в ситуации, в 2004 г. на справках/сертификатах, выданных российским организациям для целей применения действующего в отношениях между Российской Федерацией и Украиной Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.

1995, в реквизите «подпись» содержались полное наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись, инициалы имени, отчества и фамилия.Оттиск печати МНС России «Для документов» проставлялся на справках/сертификатах для целей применения действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения, выдаваемых российским организациям для предъявления в иностранные налоговые органы с 1 января по 30 июня 2004 г. на подпись И.В.

Педченко — начальника Управления международных налоговых отношений МНС России, с 1 июля по 24 августа 2004 г. — на подпись Л.В. Полежаровой — заместителя начальника Управления международных налоговых отношений МНС России, с 25 августа по 17 ноября 2004 г. — на подпись М.П. Мокрецова — начальника Управления международных налоговых отношений МНС России.

Таким образом, если в 2004 г. в представленных справках/сертификатах, выдаваемых российским организациям, подписи соответствуют подписям вышеуказанных должностных лиц и заверены вышеназванной печатью, такие справки используются в целях избежания двойного налогообложения при расчетах за совершение внешнеэкономических сделок.Т.Я.КобзеваСоветник налоговой службыРоссийской Федерации III рангаПодписано в печать03.11.2005«Налоговый вестник», 2005, N 12

а) заявление на бланке организации с указанием:

  • полного наименования организации, адреса (места нахождения) организации, ИНН, КПП, ОГРН;
  • календарного года, за который необходимо Подтверждение;
  • наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется Подтверждение;
  • перечня прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем организации или его уполномоченным представителем.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить оригинал документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации по данному вопросу.

б) копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

  • договор (контракт);
  • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
  • уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).
  • Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Справочно. Если копия договора (контракта), действующего более одного года, для целей выдачи подтверждения уже представлялась ранее в МИ ФНС России по ЦОД, повторного представления ее не требуется. Для этого в заявлении организации должна содержаться ссылка на письмо, которым копия упомянутого договора (контракта) направлялась ранее.

а) заявление на бланке организации с указанием:

  • наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется Подтверждение для осуществления возврата НДС;
  • перечня прилагаемых документов.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

б) копия Устава организации, в том числе выписка, содержащая общие сведения об организации (наименование, адрес (место нахождения) и виды деятельности, осуществляемые в Российской Федерации, с переводом на английский язык).

д) копия договора (контракта)на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.

е) копия договора (контракта) на оказание услуг, в соответствии с которым предполагается возврат НДС из иностранного государства.

Справочно. Обращаем внимание, что Подтверждение для целей применения Соглашений осуществляется только для организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Но украинская организация усомнилась, что представленные справки легитимные . Просим подтвердить легитимность справок о резиденстве.

Минфин России, являясь компетентным органом по применению соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранными государствами, Письмом от 19.01.1996 N 04-06-02 уполномочил Госналогслужбу России (в дальнейшем — МНС России) вести работу, связанную с выдачей российским юридическим и физическим лицам справок, подтверждающих их постоянное местопребывание в Российской Федерации, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных СССР (Российской Федерацией) с иностранными государствами.

При этом Письмом от 10.02.2004 N 23-2-11/8-490 «О полномочиях по подтверждению постоянного местопребывания» МНС России по вопросу своих полномочий сообщило, что с 1 января 2004 г. до особых указаний центральный аппарат МНС России (в этом случае имелось в виду структурное подразделение МНС России, которым в тот период являлось Управление международных налоговых отношений) в соответствии с порядком, установленным Письмом Госналогслужбы России от 30.01.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

1996 N ВГ-4-06/7н, осуществляет подтверждение постоянного местопребывания в Российской Федерации только российских организаций.Порядок подтверждения постоянного местопребывания организаций, разработанный Госналогслужбой России и доведенный до сведения налоговых органов и налогоплательщиков вышеуказанным Письмом, действует до настоящего времени.

Постоянное местопребывание организации в Российской Федерации подтверждается на основании письменного запроса по результатам рассмотрения копий контрактов/договоров или иных документов, обосновывающих получение дохода в государстве, с которым у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Одновременно организации представляют в обязательном порядке копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие их постановку на учет в налоговом органе Российской Федерации.Процедура рассмотрения письменного запроса организации в целях подтверждения постоянного местонахождения этой организации в Российской Федерации завершается проставлением (заверением) печати на подписи должностного лица в центральном аппарате МНС России, уполномоченного подписывать справки о подтверждении постоянного местонахождения российских организаций для целей применения действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранным государством соглашений об избежании двойного налогообложения либо заявлений по специальной форме, установленной законодательством иностранных государств.

В случае, приведенном в ситуации, в 2004 г. на справках/сертификатах, выданных российским организациям для целей применения действующего в отношениях между Российской Федерацией и Украиной Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.

1995, в реквизите «подпись» содержались полное наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись, инициалы имени, отчества и фамилия.Оттиск печати МНС России «Для документов» проставлялся на справках/сертификатах для целей применения действующего Соглашения об избежании двойного налогообложения, выдаваемых российским организациям для предъявления в иностранные налоговые органы с 1 января по 30 июня 2004 г. на подпись И.В. Педченко — начальника Управления международных налоговых отношений МНС России, с 1 июля по 24 августа 2004 г. — на подпись Л.В.

  • получаемые в результате распределения в пользу иностранных компаний прибыли или имущества российских организаций;
  • от долговых обязательств;
  • от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности

Как часто нерезиденту брать подтверждение постоянного местоположения

Однако по мнению судей, удостоверять перевод у нотариуса необязательно (постановление ФАС Поволжского округа от 23 января 2007 г. № А55-6714/06).

В письме № ОА-4-13/5288@ сказано, что документ, подтверждающий местонахождение иностранного предприятия, должен содержать:

  • наименование иностранной организации, получившей доход из источника в Российской Федерации;
  • период, за который подтверждается ее налоговый статус;
  • наименование международного договора об устранении двойного налогообложения, сторонами которого являются Россия (СССР) и соответствующее иностранное государство;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

А вот апостиля на подтверждении может и не быть. Он проставляется при условии, что иное прямо не предусмотрено международным договором (письмо ФНС России от 16 сентября 2013 г. № ОА-4-13/16590@).

Чиновники считают, что отсутствие на документе апостиля не может служить основанием для привлечения налогового агента – российской организации к ответственности

У судей иная точка зрения. Они указывают, что каждый год подтверждать постоянное местонахождение иностранного партнера российскому предприятию не требуется (постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2013 г. № А12-29089/2012).

Отметим, что налоговый агент обязан запросить у иностранной организации новое подтверждение при изменении ее местонахождения. В противном случае ответственность за правильность исчисления и удержания налога будет нести именно российское предприятие (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Таким образом, чтобы исключить налоговые споры, российской компании лучше иметь актуальное подтверждение.

Порядок подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в российской федерации

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Срок официального подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации составляет 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов в ФНС России.

В отношении российской организации документы, подтверждающие статус организации как налогового резидента Российской Федерации направляются по адресу места нахождения юридического лица, указанному в Свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Справочно. В случае если фактический адрес российской организации не совпадает с адресом местонахождения, указанным в Свидетельстве о постановке на налоговый учет, для получения справки по фактическому адресу местонахождения организации к комплекту документов необходимо дополнительно представить копию уведомления налогового органа об изменении фактического адреса с отметкой налогового органа о его приеме.

4. Перечень документов, необходимых для получения подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

— календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

— наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

— перечня прилагаемых документов.

Заявление должно быть подписано руководителем организации.

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы налогоплательщика, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

— договор (контракт);

— решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

— уставные документы (для целей освобождения средств, направленных организацией своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве).

Копии указанных документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

в)копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная печатью организации и подписью ее руководителя;

г) копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

— наименования иностранного государства, входящего в Европейский Союз, в налоговый орган которого представляется подтверждение для осуществления возврата НДС;

Справочно. В случае если заявление подписано уполномоченным представителем организации (в соответствии со статьями 27 и 29 Налогового кодекса Российской Федерации) необходимо дополнительно представить копию документа, подтверждающего полномочия этого лица представлять интересы организации, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

б) копия Устава организации, в том числе выписку, содержащую общие сведения об организации (ее название и адрес местонахождения юридического лица) и видах ее деятельности, осуществляемых в Российской Федерации, с переводом на английский язык.

в)копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

г) копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ, ОГРН), заверенная печатью организации и подписью ее руководителя.

д) копия договора (контракта) на оказание услуг по возврату НДС из иностранного государства.

Справочно. Обращаем внимание, что подтверждение для указанных выше целей осуществляется только для российских организаций, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;

— перечня прилагаемых документов и контактного телефона.

— приглашение и др.

в) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов.

г) таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации в произвольной форме.

д)Дополнительно для иностранных физических лиц — копия документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации.

Справочно. Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, обосновывающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

е) Дополнительно для индивидуальных предпринимателей — копии Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица и Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, заверенные печатью индивидуального предпринимателя и его подписью.

913-0019 — Управление международного сотрудничества;

913-0203 — Управление администрирования налогов физических лиц.

Приёмная Федеральной налоговой службы расположена по адресу: г. Москва, Неглинная ул., д. 23; проезд: станция метро Кузнецкий мост или Охотный ряд. Часы работы: с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00, пятница – с 9.00 до 16.45, обед – с 12.30 до 13.15. Телефоны для получения информации о дате и входящем номере регистрации заявлений налогоплательщиков: 913-0237, 913-0246.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Однако применительно к рассматриваемой ситуации такие разъяснения не кажутся абсолютно безосновательными.

Полагаем, что при рассмотрении данного дела Президиуму придется ответить как минимум на следующие вопросы.

Согласно статье 4 Типового соглашения об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84, термин «резидент договаривающегося государства» (то есть лицо, на которое распространяются нормы этого соглашения) означает любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Аналогичные или схожие положения закреплены в уже заключенных Россией международных договорах.

Как отмечается в Методических рекомендациях МНС, постоянное местопребывание компаний в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением подтверждающего документа (сертификата, декларации о резидентстве, справки).

Полагаем, что обычно компания, зарегистрированная в определенной стране, включенная в ее торговый реестр, выступает резидентом этой страны для целей международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако не исключено и несоответствие учрежденной и зарегистрированной фирмы признакам «резидентной компании» (в частности, на Кипре должен соблюдаться в том числе такой критерий, как превалирование числа киприотов среди директоров зарегистрированной в стране компании).

И тем не менее регистрация юридического лица в иностранном государстве еще не подтверждает, что это лицо является налоговым резидентом соответствующей страны. Аналогичная позиция содержится в ряде судебных решений. Так, в решении АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2009 по упоминавшемуся выше делу N А56-18352/2009 отмечается, что выписки из торговых реестров и свидетельства о регистрации подтверждают только статус иностранных компаний в целях их регистрации в иностранных государствах.

В то же время имеются судебные акты, в которых выписки из реестров и иные подобные документы признаются достаточными документами для применения льготного налогообложения в соответствии со ст. 312 НК РФ. В частности, такую позицию заняла апелляционная инстанция в деле N А56-18352/2009 (см. Постановление Тринадцатого ААС от 10.11.2009). Об этом же говорится в Постановлении ФАС МО от 05.03.2009 N КА-А40/13393-08.

Таким образом, единообразия в судебной практике по данному вопросу сегодня не наблюдается. Поэтому в конце декабря Президиуму ВАС РФ придется ответить на вопрос, являются ли выписки из торговых реестров (свидетельства о регистрации компаний и прочие подобные документы) надлежащими подтверждениями налогового резидентства.

Слово за Высшим Арбитражным Судом

Двадцать восьмого декабря этого года Президиуму ВАС РФ предстоит рассмотреть вопрос о возможности принятия в качестве подтверждающих документов выписок из торговых реестров, свидетельств о регистрации и иных подобных документов (см. дело АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18352/2009).

Дело в том, что фискальные органы в течение последних семи лет такие документы в качестве подтверждающих не принимают. Такая позиция налоговиков нашла свое отражение в п. 5.3 раздела II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В нем, в частности, говорится, что такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Разумеется, ни методические рекомендации МНС, ни тем более письма Минфина России и налоговых органов не являются частью налогового законодательства и не обязательны для налогоплательщиков и судов.

Грозит ли ответственность налоговому агенту за отсутствие подтверждения

Согласно позиции чиновников, которая выражена в письме Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-08-05/31625, налоговый агент обязан удержать налог на прибыль по общеустановленной ставке, если на момент выплаты дохода у него нет подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании.

Есть судебные акты, в которых арбитры указывают, что иначе агента привлекут к ответственности (постановления Президиума ВАС РФ от 16 апреля 2013 г. № 15638/12, ФАС Московского округа от 15 февраля 2013 г. № А40-59278/12-91-332, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-30502/2010).

В то же время имеются судебные решения, согласно которым налогового агента нельзя привлечь к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что иностранные организации не являются плательщиками налога на территории Российской Федерации в силу международных соглашений. А соответствующее подтверждение, которого не было на день выплаты дохода, можно представить и позднее, например в момент проведения выездной или камеральной налоговой проверки. К такому выводу пришли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 8 апреля 2010 г. № КА-А40/3115-10.

М. Воропаева,заместитель главного бухгалтера ЗАО «Дормаш»

Как подтверждается налоговое резидентство организаций

  • занимаются предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство (ст. 307 Налогового кодекса РФ);
  • получают доход от источников в РФ, но только если этот доход не связан с предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в РФ и не приводит к его образованию.

В первом случае исчислять и уплачивать налог на прибыль иностранная компания должна сама (п. 8 ст. 307 Налогового кодекса РФ). Во втором удержать налог обязано российское предприятие (налоговый агент), выплачивающее доход. Основание – пункт 1 статьи 309 и статья 310 Налогового кодекса РФ.

Однако с некоторыми государствами РФ заключила международные соглашения об избежании двойного налогообложения. При выплате дохода организациям, находящимся в таких странах, российская компания вправе не удерживать налог на прибыль или же использовать пониженные ставки (в зависимости от условий международного договора).

Чтобы применить данную льготу, необходимо подтвердить, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ).

Как отмечалось выше, п. 1 ст. 312 НК РФ требует, чтобы подтверждение постоянного местонахождения компании в иностранном государстве выдавалось неким «компетентным органом». При этом закон не содержит расшифровки этого определения. Каждый из международных договоров РФ в налоговой сфере устанавливает компетентный орган, который отвечает за исполнение договора.

Нередко суды исходят из того, что в отсутствие иных положений НК РФ подтверждения резидентства должны исходить именно от «компетентных органов», указанных в соответствующем международном договоре.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 23.03.2010 по делу N А56-18352/2009 констатируется, что НК РФ не содержит определения «компетентный орган соответствующего иностранного государства», следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придают ему нормы международного права, в данном случае — Соглашения с Республикой Кипр от 05.12.1998 и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995.

Однако нельзя не отметить, что ранее тот же суд постановил обратное. Он решил, что из положений Договора РФ и США не следует, что документы, подтверждающие, что организация является лицом с постоянным местопребыванием в одном государстве, должно выдаваться именно «компетентными органами», которые упомянуты в этом Договоре (Постановление ФАС СЗО от 09.01.2008 по делу N А56-2953/2007).

На практике выписки из торговых реестров, свидетельства о регистрации компаний обычно выдаются не теми органами, которые указаны в качестве компетентных в соответствующих международных соглашениях (например, подразделениями Министерства торговли вместо офисов Минфина). Поэтому вопрос о легитимности подобных подтверждений требует предварительного разрешения вопроса о том, кто же является компетентным органом для выдачи подтверждений резидентства.

Орган, компетентный в выдаче подтверждения, определяется внутренним законодательством иностранного государства. На Кипре, например, перечень должностных лиц, уполномоченных выдавать и подписывать сертификаты, подтверждающие постоянное местопребывание компаний в Республике Кипр, включает не только директора национального Минфина, но и служащих его местных налоговых офисов (письмо Минфина России от 17.06.

Полагаем, что эти органы и должностные лица определенно должны признаваться «компетентными», а выдаваемые ими документы — надлежащими. Что касается иных органов и их должностных лиц, то их компетентность в свою очередь зависит и от того, признает ли ВАС РФ за выписками из их торговых реестров и свидетельствами о регистрации статус достаточных подтверждений налогового резидентства. Если подтверждения надлежащие, то и уполномоченный на их выдачу орган «компетентен».

В то же время, если Президиум изначально пойдет по пути определения компетентного органа как органа, указанного в соответствующем международном договоре, или его уполномоченного представителя (полагаем, что таким «представителем» может выступать и иное национальное министерство), то выписки, справки и свидетельства иных органов и лиц не будут признаны надлежащими подтверждениями.

Пока нам остается дождаться Постановления Президиума ВАС РФ. Но уже сегодня можно прогнозировать, что даже самое либеральное решение суда по этому вопросу не изменит в одночасье практику налоговых органов. Это значит, что наиболее безопасным вариантом для налогового агента останется использование подтверждений резидентства, выданных исключительно теми органами, которые прямо уполномочены на это «родным» законодательством нерезидента.

Именно такой подход к обеспечению собственной безопасности можно рекомендовать контрагентам иностранных компаний.

Подготовила

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Юлия Чистова

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

«Юридическая газета»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия