Особенности сдачи макулатуры на предприятиях: бухгалтерский учет

Как отразить бухгалтерском учете продажу собственной макулатуры?

Бухгалтерский учет макулатуры у предприятия, которое собирается использовать собственную (не покупную) макулатуру, строится с учетом, прежде всего, положений ПБУ No5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утверждены Минфином РФ в приказе No119н от 28.12.01г.). И строится он на основании признания макулатуры возвратными отходами.

Выбор одного из вариантов оценки нужно в обязательном порядке зафиксировать в учетной политике предприятия (этого требует п.7 ПБУ No1/2008 «Учётная политика»).

Бухгалтерский учет макулатуры в случае ее продажи следует отразить в порядке, аналогичном учету продажи материалов. Однако тут есть небольшое исключение: в соответствии с пунктом 111 Методических указаний стоимость возвратных отходов уменьшает стоимость отпущенных в производство материалов.

Видео — Подводные камни при выпуске возвратных отходов в 1С:ERP

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», и т.д. – принята макулатура на учет на предприятии. По кредиту ставятся счета в зависимости от источника поступления макулатуры. Что касается использования счета 10, то в данной проводке его может заменить счетом 16 «Отклонения в стоимости МПЗ», если это предусмотрено учетной политикой организации.

Дебет счета 62 «Покупатели и заказчики» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — отражена реализация макулатуры по фактической стоимости реализации (по договорной);Дебет сч. 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит сч.10 – отражено списание продаваемой макулатуры по возможной цене ее реализации.

В итоге может возникнуть разница между двумя этими оценками в виде дохода организации от продажи макулатуры или, наоборот, в виде убытка.

Дебет счета 91, субсч. «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — начислен НДС.

Стоит отметить, что проводка по начислению налога НДС с 01 октября 2016 года не делается на основании внесенных изменений в статью 149 Налогового Кодекса РФ. Так, теперь в п.2 пп.31 данной статьи в числе освобожденных (не подлежащих) от обложения налогом НДС операций стоит реализация макулатуры, а также ее использование для собственных нужд. Указанное освобождение действует до конца 2018 года, и отказаться от данной льготы нельзя!

Что касается документального оформления вышеуказанных проводок, то для принятия собственной (не покупной) макулатуры на учет и для ее последующего списания в связи с реализацией, потребуются первичные документы, которые предприятие может разработать самостоятельно. При этом нужно учитывать требования федерального закона РФ No 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», изложенные в его статье 9.

В данной статье поименованы те обязательные реквизиты для документов, которые необходимы, чтобы операцию признать документально оформленной. Образцы разработанных документов изначально должны быть утверждены предприятием в его учетной политике. Но, как правило, организации при продаже своей макулатуры используют форму ТОРГ-12, которая утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении No132 от 25.12.98 года и действует по сей день, хотя и не является больше обязательной к применению.

Нужна ли предприятию лицензия, чтобы продавать макулатуру?

Все зависит от целей этого предприятия. Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром. Т.е. если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима!

При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов. Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д. Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

Однако вернемся к макулатуре. Другой закон Российской Федерации No 89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:

  • к 1-му классу относятся отходы — чрезвычайно опасные;
  • ко 2-му классу – отходы — опасные;
  • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
  • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
  • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

  • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
  • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» — если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

Такой вот контейнер под макулатуру стоит на одном предприятии

В офисах скапливается большое количество документов. Выброс их незаконен. Это связано с тем, что в них может находиться конфиденциальная информация о фирме и сотрудниках.

Сдача производится только в компании по переработке. Кроме документации сдаются следующие изделия:

  • картонные упаковки;
  • газеты и журналы;
  • рекламные проспекты;
  • бумага для записей.

Можно измельчить шредером. Это поможет облегчить хранение в офисе и последующую перевозку в пункты приема макулатуры. Обрезки бумаги в прессованном виде дороже обычной на 1 руб/кг.

Желательно все упаковать в специальную тару для удобства перевозки. Выполнение этих действий повысит стоимость полученной выручки.

Особенности сдачи макулатуры на предприятиях: бухгалтерский учет

Ненужные изделия вывозятся за определенную сумму. Возможно бесплатное совершение услуги, если вес превышает 500 кг. Необходимо предъявить накладную для сдачи макулатуры.

Важная документация должна быть не только собрана и сдана компании, но и уничтожена на глазах клиента. Это можно сделать при помощи сжигания или измельчения бумаг шредером. Процесс осуществляется непосредственно в компании или в другом удобном месте, где есть аппарат.

Факт утилизации документации должен быть зафиксирован юридически, подписан комиссией с проставлением печати. Происходит учет макулатуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия