Приостановление операций по расчетному счету

Решение о блокировании

Порядок принятия и отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика при нарушении им срока сдачи налоговых деклараций регламентирован п. 3 ст. 76 НК РФ. В этом случае наиболее простым способом исправления ситуации будет представление такой декларации в инспекцию. Причем если имеется возможность, то целесообразно сделать это лично на бумажном носителе.

Это позволит сразу после подачи декларации подать заявление об отмене приостановления операций по счетам. К заявлению следует приложить копию второго экземпляра налоговой декларации со штампом налогового органа о ее приеме. Можно зайти к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, поскольку есть шанс, что заявление, поданное через канцелярию (по-другому не примут), быстрее пройдет все стадии визирования и решение об отмене приостановления операций по счетам будет принято раньше.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Приостановление операций по счетам налогоплательщика по правилам п. 3 ст. 76 НК РФ может осуществляться в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока (ее) представления и не может быть применено в случаях, когда:

  1. налоговая декларация сдана в установленный законом срок (Постановление ФАС МО от 25.08.2008 N КА-А40/7927-08);
  2. налоговая декларация неверно заполнена (Постановление ФАС МО от 09.10.2007 N КА-А40/10347-07);
  3. предприятие не является плательщиком соответствующего налога и не обязано сдавать налоговые декларации по нему, в том числе в случае применения специальных систем налогообложения (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 N А42-5660/2007);
  4. нарушен срок сдачи иных форм налоговой отчетности, например: расчетов авансового платежа; расчетов сбора; сведений, представляемых в письменном виде (сведения о среднесписочной численности работников, справки по форме 2-НДФЛ и т.п.), поскольку указанные формы налоговой отчетности в соответствии с положениями ст. 80 НК РФ не являются налоговыми декларациями (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 N 09АП-17909/2008-АК, ФАС МО от 29.01.2009 N КА-А40/13357-08, от 14.02.2008 N КА-А40/235-08).

Порядок принятия и отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании налогов регламентирован п. 9 ст. 76 НК РФ. В этом случае приостановление операций сопряжено с определенными сложностями и ограничениями как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Например, решение о приостановлении операций по счетам не может быть вынесено после открытия в отношении налогоплательщика конкурсного производства в соответствии с Законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 76 НК РФ не содержит четкого указания на то, имеет ли право налоговый орган в качестве обеспечительной меры по уплате налогов приостановить операции по счетам налогоплательщика в полном объеме или же в части подлежащей взысканию недоимки. При этом частичное приостановление операций по счетам налогоплательщика не всегда легко осуществить, особенно в случае наличия у того нескольких счетов в разных банках.

Однако, по нашему мнению, налоговые органы не вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в полном объеме, а должны указывать в принимаемых решениях сумму недоимки, в пределах которой и должны приостанавливаться операции. Подобный подход подтвержден судебной практикой. В Постановлении от 11.03.

2009 N А58-4464/08-Ф02-866/09 ФАС ВСО подтвердил, что инспекция при принятии решений о приостановлении операций по счетам предприятия вышла за пределы недоимки, указанной в требовании, чем воспрепятствовала реализации налогоплательщиком права на распоряжение денежными средствами по счетам. Определением от 29.04.

Следует учесть, что в п. 9 ст. 76 НК РФ описана процедура частичной отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае, когда общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму.

Подобное заявление должно быть рассмотрено налоговым органом в двухдневный срок со дня получения, на его основании должно быть принято решение о частичной отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика. В случае если к заявлению организации не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, направить в банк налогоплательщика запрос об остатках денежных средств на его счетах.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам в оставшейся части денежных средств налогоплательщика.

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или днем получения инспекцией документов (их копий), подтверждающих факт уплаты налога, пеней, штрафа. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика отменяется и в иных случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами. К таким случаям, в частности, относятся:

  • отмена решения вышестоящим налоговым органом (пп. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ);
  • признание судом недействительным подобного решения (п. 2 ст. 201 АПК РФ);
  • проведение налогового зачета в счет уплаты взыскиваемой суммы (пп. 7 п. 1 ст. 32, пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Следует отметить, что решение арбитражного суда, вынесенное в пользу налогоплательщика по подобной категории споров, подлежит немедленному, до вступления в силу, исполнению (п. 7 ст. 201 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73).

На наш взгляд, при проведении налогового зачета в счет уплаты взыскиваемой суммы решение о приостановлении операций по счетам должно быть отменено не позднее дня, следующего за днем получения ИФНС заявления о зачете. Во-первых, других сроков отмены решения в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, НК РФ не содержит.

Во-вторых, налоговый зачет в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ является одной из форм уплаты (взыскания) налога, участие в котором налогоплательщика заканчивается подачей соответствующего заявления. Продление в подобном случае режима приостановления операций по счетам в качестве обеспечительной меры для взыскания налога теряет всякий смысл.

Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление подобного решения возможно при его обжаловании в вышестоящий налоговый орган или в суд при условии подачи соответствующего ходатайства вместе с жалобой или иском (п. 3 ст. 138 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам в банке или наложен арест на его имущество. Существует противоречивая судебная практика толкования и применения данной нормы.

Так, в Постановлении от 23.06.2009 N А55-16143/2008 ФАС ПО исходил из того, что само по себе приостановление операций является достаточным основанием для применения положений п. 3 ст. 75 НК РФ и неначисления пеней. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС ДВО от 08.05.2009 N Ф03-1999/2009.

В других случаях суды указывают, что налогоплательщик должен доказать причинно-следственную связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью уплаты текущих налогов. Подобный подход сформулирован в Постановлении ФАС ПО от 05.02.2008 N А72-3650/07, Определении ВАС РФ от 11.02.2009 N ВАС-1420/09.

По нашему мнению, подход, поддержанный ВАС РФ, является верным. Налогоплательщик обязан доказать связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью исполнять текущую обязанность по уплате налогов, ведь в силу требований п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам не распространяется на платежи по уплате налогов (см.

В.А.Шеменев

Приостановление операций по расчетному счету

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

и налогообложение»

2 ст. 76 НК РФ). 4. Обеспечение исполнения организацией-налогоплательщиком решений налогового органа о привлечении к ответственности и (или) взыскании по итогам выездных и камеральных проверок (п.

10 ст. 101). 1. Возмещение по исполнительным документам причиненного жизни и здоровью вреда, а также алиментные выплаты. 2. Выплаты по исполнительным листам выходных пособий и оплаты труда.

3. Расчеты по оплате труда, уплате налогов, сборов и страховых взносов.

4. Расчеты по прочим исполнительным документам. 5. Расчеты по прочим обязательствам, с исполнением в календарной последовательности их поступления. Последовательность действий для отмены блокировки счета зависит от причин, по которым были наложены ограничения на совершение расходных операций по счету организации.

А их устранение становится первым шагом к отмене ограничений на распоряжение счетом.

Приостановление операций по расчетному счету

Однако на деле для снятия ограничений на проведение операций по счету может понадобиться большее количество дней.

Андрей Кизимов,

кандидат экономических наук, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Приостановление операций по счету выше очередности 3

Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях, когда субъект в десятидневный срок по истечении установленного времени не сдал отчетную документацию в контролирующий орган. Это позволяет надзорной инстанции вынести соответствующее решение о блокировке средств. В этой ситуации будет предпринято полное приостановление операций по счетам в банке. Это ставит предпринимателя в крайне затруднительное положение. В таких ситуациях не будет иметь значения размер остатка, величина поступлений.

Погашение задолженности перед работниками может осуществляться по исполнительным или платежным документам. Сначала удовлетворяются требования по ИЛ. В исполнительных документах может быть предусмотрено перечисление либо выдача средств на выплату выходных пособий, зарплат работникам (как бывшим, так и настоящим) по трудовому договору, вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности.

Блокировку операций по счетам можно признать незаконной, если решение вынесено в связи с:

  1. Не предоставлением в установленный срок бухгалтерской отчетности.
  2. Непредставлением агентом расчетов, которые предусмотрены в части 2 НК.
  3. Наличием в предъявленной декларации ошибки, если она не выступает как основание для отказа в принятии (к примеру, неверно указан КПП).
  4. Непредставлением в установленные сроки информации о среднесписочной численности.
  5. Неполучением ФНС декларации в установленные сроки по вине оператора телекоммуникационных сетей или почты.
  6. Подписанием отчетной документации неуполномоченным лицом.

Во всех этих случаях вынесение решения о приостановлении расчетных операций будет незаконным. Соответственно, его можно оспорить.

Приостановление операций по расчетному счету

Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.

Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.

Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:

  • при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
  • организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
  • во исполнение вынесенного налоговым органом решения.

Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.

Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.

В статье 23 Налогового кодекса прописаны обязанности плательщиков, в том числе и организаций. Так, согласно нормам 5 пункта организация обязана принять от налогового органа документы, по которым производятся расчеты и заполняются налоговые декларации, а затем направить квитанцию с уведомлением о получении документов.

Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.

Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.

Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.

Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.

Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно – приостановлению каких-либо расходных операций.

Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые  органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.

При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.

Приостановление операций по расчетному счету

Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.

Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.

В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.

Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).

Приостановление операций по расчетному счету

Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников – не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.

Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.

Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет – восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.

Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.

Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:

  • не уплачены обязательные платежи и (или) штрафные санкции за их неуплату;
  • по результатам камеральной или выездной проверки фискальным органом взыскивается задолженность (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). 

Полное блокирование счета вводится, если:

  • в определенный законом срок не сдана декларация о налогах (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • фискальному органу не обеспечена возможность работы с документами по каналу телекоммуникационной связи (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • организацией, являющейся налоговым агентом, не представлены документы, касающиеся расчета и перечисления НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ). 
  1. Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).

    Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).

  2. В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
    • запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
    • запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ). 
  1. При несвоевременном представлении или непредставлении декларации о налогах.
    Заблокировать счет по этой причине фискальный орган может в любой момент на протяжении 3 лет после окончания определенного законом срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  2. Несоблюдении правил электронного документооборота.

    Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.

    Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:

    • обеспечить поступление документов от ИФНС (уведомлений о вызове в инспекцию, требований о представлении документов);
    • подтвердить прием документов путем направления в ИФНС электронной квитанции в течение 6 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Отсутствии расчета по НДФЛ.

    С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.

  • заплатить указанные в требовании фискального органа платежи;
  • представить декларацию;
  • представить договор, заключенный с оператором электронного документооборота;
  • предъявить квитанции о приеме требований фискального органа;
  • подать запрошенные документы;
  • обеспечить явку представителя;
  • представить данные по НДФЛ. 
  • Транзитным, ссудным как не имеющим признаков счета, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ (инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
  • Номинальным и счетам эскроу (ст. 860.5, 860.8 ГК РФ). О последнем виде счетов можно прочитать в статье Что такое эскроу счет – порядок открытия и изменения.
  • Депозитным, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ). 
  • о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не представила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован после того, как истекли 10 рабочих дней с последнего срока подачи декларации по тому или иному налогу. Инспекция может принять такое решение в течение трех лет с момента неподачи декларации. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что блокировать счет можно только за неподачу налоговой декларации, то налоговая инспекция не вправе приостанавливать операции по счетам, если организация опоздала с подачей расчета по авансовым платежам.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663, Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324.

  • В инкассовом поручении (См. бланк в Приложениях № 4 и № 5 Положения)
  • В платёжном требовании (См. бланк в Приложениях № 6 и № 7 Положения)
  • В платёжном ордере (См.

    бланк в Приложениях № 9 и № 10 Положения)

    1. обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ);
    2. решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 10 ст. 101 НК РФ).

    Ответственность налоговых органов за неправомерное блокирование счета или несвоевременное снятие блокирования

    Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

    В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

    Приостановление операций по расчетному счету

    Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

    Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

    • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
    • не представила налоговую декларацию в установленный срок;
    • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

    Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

    Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

    Разблокировка счета

    Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

    Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:

    Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) = Сумма, на которую приостановлены операции по счету × Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) × Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году

    Это следует из положений пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-196 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № АС-4-2/12725.

    По материалам из БСС «Система Главбух»

    Разумеется, предприятие заинтересовано в том, чтобы как можно скорее разморозить свои активы. Отмена приостановления операций по счетам в банке производится при наличии следующих оснований:

    1. Погашение задолженности перед бюджетом или взыскание сумм ФНС. При получении налоговой инспекцией документов, подтверждающих уплату недоимки (штрафов, пеней), приостановление операций снимается. Для ускорения разблокировки необходимые бумаги в уполномоченный орган может предоставить руководитель или представитель организации-должника либо сам предприниматель вместе с заявлением о размораживании р/с. ФНС должна принять решение о снятии приостановления операций не позднее следующего дня после получения документов.
    2. Предоставление декларации. После получения отчетной документации ФНС обязана на следующий день принять решение об отмене вынесенного ранее распоряжения о приостановлении операций по счетам. Если предприятием была направлена декларация, но блокировка все равно произошла, в инспекцию необходимо подать заявление на размораживание р/с. К нему прилагаются документы, подтверждающие, что отчет был отправлен своевременно.

    Как было сказано выше, приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем:

    • получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа, если приостановление осуществлялось в обеспечение исполнения решения о взыскании недоимки;
    • представления налогоплательщиком налоговой декларации, если основанием для приостановления послужила ее неподача.

    Однако нередко налоговые инспекции игнорируют эту свою обязанность. В случае же нарушения фискалами срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

    Начисление процентов осуществляется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Начисляются они на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни (п. 9.2 ст. 76 НК РФ):

    • неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика;
    • нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

    Следовательно, если фискалы вовремя не разблокируют счет, налогоплательщик может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением (в произвольной форме) с указанием банковских реквизитов для перечисления суммы процентов. Полученную сумму финансисты настоятельно рекомендуют организации отразить во внереализационных доходах, поскольку в пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ ст. 76 не поименована (Письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

    https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

    О.Митрич

    Аудитор

    Разблокировка счета

    Максимальный период, по истечении которого не может производиться приостановление операций по счетам в банке, НК РФ изначально установлен не был. Об этом давалось разъяснение в письме ФНС от 9 февраля 2011 г. Но с первого января 2015-го этот период ограничивается 3 годами. Исчисление начинается со дня окончания десятидневного срока.

    С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. К таким документам относятся требования о представлении документов (пояснений), а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов сводится к отправке в инспекцию электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию о приеме документов нужно в течение шести рабочих дней с даты получения. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

    Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтвердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

    Ситуация: как отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции

    Отправьте в инспекцию электронное уведомление об отказе.

    Отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции можно в трех случаях:
    – требование адресовано другому налогоплательщику и поступило в организацию ошибочно;
    – требование не соответствует утвержденному формату;
    – в требовании отсутствует квалифицированная электронная подпись должностного лица налоговой инспекции.

    Такие основания для отказа предусмотрены пунктом 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Правда, на практике возможен лишь первый случай – ошибка с адресатом. Поскольку электронные требования формируются автоматически и несоответствия в формате самого документа или электронной подписи практически исключены.

    Итак, если вы получили электронное требование ошибочно, то нужно направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе (п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Уведомление сформируйте автоматически в электронном виде с помощью программы, обеспечивающей электронный документооборот. В текстовом формате электронное уведомление будет выглядеть так.

    Главбух советует: быстро отправить уведомление можно в Системе Главбух Отчеты. Для этого достаточно выполнить несколько несложных действий.

    Важно: уведомление нужно отправить не позднее следующего рабочего дня после отправки документа налоговой инспекцией (п. 16 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Правда, за нарушение этого срока санкций не предусмотрено. Но вот если в течение шести рабочих дней инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она может заблокировать ваш расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

    О.Митрич

    Аудитор

    Неисполнение обязательств

    Это одно из наиболее популярных оснований, по которым производится приостановление операций по счетам в банке. Статья закона предусматривает заморозку средств с целью обеспечения исполнения взыскания непогашенных отчислений в бюджет, включая штрафы и пени. Решение о блокировании не может выноситься раньше, чем принят акт о наложении взыскания.

    Замораживание средств осуществляется и для погашения процентов. Это обуславливается тем, что % взыскиваются по аналогичным правилам, что и обязательные отчисления. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется на ту сумму, которая указана в соответствующем решении. Остаток средств не блокируется и может использоваться.

    Блокировка как противодействие сокрытию имущества

    Кроме перечисленных случаев, блокировка счета допускается, если у налоговой инспекции есть основания полагать, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом. Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.

    ) без ее согласия (п. 10 ст. 101 НК РФ). После этого инспекция может заблокировать деньги в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества (абз. 3 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Порядок блокировки в этом случае соответствует порядку, установленному статьей 76 Налогового кодекса РФ (абз. 1 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

    Положения законодательства об ограничении распоряжения счетом

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

    Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

    Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

    При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

    в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Приостановление операций по счетам в банке, как выше было сказано, предполагает отсутствие возможности осуществлять расходные действия со средствами. То есть, владелец не может перевести их контрагенту, снять по чековой книжке. Однако далеко не всегда и не все операции могут быть прекращены. К примеру, если наложено взыскание недоимки, то перемещение средств допускается сверх взимаемой суммы.

    Кроме этого, установлена очередность обязательств, которые должны быть исполнены до того, как будет взыскана установленная ФНС сумма. Последовательность устанавливается при вероятности того, что имеющихся у должника средств может не хватить для осуществления всех платежей. Первыми удовлетворяются требования по исполнительным документам, в которых предусмотрены перечисления или выдача средств на возмещение ущерба жизни либо здоровья, а также взыскание алиментов.

    Налог на доходы физлиц с ежемесячной премии, выплаченной после окончания месяца, за который она начислена, уплатить в бюджет нужно не позднее дня, следующего за днем выплаты. Если сотрудник регулярно остается после работы, чтобы доделать незаконченные в течение рабочего дня дела, это еще не значит, что ему нужно оплачивать сверхурочные часы.

    Если организация обнаружила, что в одном из предыдущих отчетных (налоговых) периодов при исчислении налога на прибыль была допущена ошибка, исправить ее текущим периодом можно, только если соблюдены два условия.

    Ст. 858 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) устанавливает закрытый перечень ситуаций, когда допускается ограничить владельца банковского счета в правах на распоряжение хранимыми на нем средствами:

    • арест счета;
    • приостановление операций по нему, в том числе замораживание денежных средств. 

    Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.

    Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:

    • судом для обеспечения исполнения судебного решения (ст. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ);
    • органами предварительного расследования для обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска (ст. 115 УПК РФ);
    • судебным приставом-исполнителем для обеспечения исполнения требований исполнительного документа (закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — закон № 229). 

    Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:

    1. На основании решения фискального органа.
    2. Банками (финансовыми организациями):
      • в случаях, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ);
      • при наличии каких-либо сомнений в отношении исполнительного документа, полученного от взыскателя (п. 6 ст. 70 закона № 229). 

    Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

    Блокировка счета не распространяется:

    • на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
    • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

    Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

    Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266, от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
    А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

    При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

    • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
    • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
    • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
    • в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
    • в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).

    Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

    Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

    Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

    Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

    • морального вреда;
    • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
    • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
    • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

    Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

    В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

    В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.

    Ситуация: можно ли перечислить зарплату сотрудникам действующей организации с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией

    Да, можно.

    При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых предшествует очередности расчетов с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

    Перечисление зарплаты работающим сотрудникам относится к платежам третьей очереди (п. 2 ст. 855 ГК РФ). К этой же очереди относятся платежи в бюджет, которые взыскиваются по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов.

    Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что в установленный срок организация не сдала налоговую декларацию, то блокируются все денежные средства, находящиеся на расчетном счете. Однако никаких требований на взыскание задолженности по налогам инспекция в банк не направляет. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то очевидно, что очередность исполнения этих документов будет предшествовать очередности расчетов с бюджетом – ведь никаких налоговых обязательств (т. е. других платежей третьей очереди) у организации нет. И если средств на расчетном счете достаточно, банк обязан перечислить зарплату сотрудникам организации в полном объеме, без ограничений. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 5 марта 2014 г. № 03-02-07/1/9526 и от 9 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-285.

    Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что организация не исполнила требование об уплате налога (пеней, штрафа), действует другой порядок. В этом случае налоговая инспекция или внебюджетный фонд выставляет требование об уплате налогов или страховых взносов, а у организации возникают платежные обязательства, которые должны исполняться в третью очередь. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то исполнять их банк будет в порядке календарной очередности. На практике возможны следующие варианты:
    – платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк раньше, чем инспекция заблокировала счет;
    – платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк после блокировки счета.

    В первом случае банк сначала исполнит платежное поручение на перечисление зарплаты. Если денежных средств на счете недостаточно, то в картотеке платежка на выплату зарплаты будет первоочередной. Поэтому при поступлении денег на счет в первую очередь банк направит их на перечисление зарплаты.

    Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

    Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк раньше, чем счет был заблокирован

    15 апреля организация отправила в банк платежные поручения на перечисление зарплаты пяти сотрудникам:
    – поручение № 101 – 80 000 руб.;
    – поручение № 102 – 90 000 руб.;
    – поручение № 103 – 40 000 руб.;
    – поручение № 104 – 60 000 руб.;
    – поручение № 105 – 25 000 руб.

    Остаток средств на расчетном счете по состоянию на 15 апреля – 0 руб. Поэтому данные платежные поручения поставлены в очередь неисполненных платежей.

    16 апреля налоговая инспекция заблокировала расчетный счет организации за неисполненное требование об уплате налогов на сумму 200 000 руб.

    17 апреля на счет организации поступила оплата от покупателя в сумме 210 000 руб. Несмотря на блокировку счета, вся эта сумма была направлена на погашение задолженности по платежным поручениям №№ 101, 102 и 103.

    Во втором случае действует другой порядок. Дело в том, что при блокировке за неисполненное требование об уплате налогов расчетный счет блокируется не полностью, а только в пределах той суммы, которая указана в требовании налоговой инспекции. Следовательно, если у организации достаточно незаблокированных средств на счете, то банк обязан исполнить платежное поручение на перечисление зарплаты.

    Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк, когда счет уже был заблокирован

    По состоянию на 15 апреля остаток средств на расчетном счете организации – 1 000 000 руб. В этот же день налоговая инспекция приостановила расходные операции по счету на сумму 150 000 руб.

    16 апреля организация направила в банк платежное поручение на перечисление зарплаты (с указанием очередности платежа «3») на сумму 300 000 руб. Несмотря на блокировку счета, банк обязан провести этот платеж, поскольку «свободных» средств на счете – 850 000 руб. (1 000 000 руб. – 150 000 руб.) – достаточно для перечисления зарплаты.

    Если же «свободных» денег на счете не хватит, то организация вынуждена будет сначала погасить задолженность по налоговому требованию и лишь затем сможет выплатить зарплату.

    Такой вывод следует из письма Минфина России от 6 марта 2014 г. № 03-02-07/1/9689.

    Дополнительно

    С 1 января 2015-го приостановление операций по счетам в банке допускается, если субъект в десятидневный срок после истечения установленного времени не предоставил квитанцию о приеме требований о предъявлении им надлежащих документов, уведомлений о вызове в инспекцию, пояснений, направленных ему в электронном виде.

    Важный момент

    Предоставление декларации в бумажном виде не предусматривается с 1 января 2014-го г. Столичная инспекция разъяснила, что при несоблюдении правил о предоставлении отчетных документов в электронной форме, субъекту грозит ответственность по ст. 119.1. При этом за ненаправление декларации по телекоммуникационным каналам не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке.

    Приостановление операций в целях исполнения решения о взыскании налогов

    Если налогоплательщик не погасит задолженность, то фискалы в течение двух месяцев после окончания срока, установленного в требовании, вправе принять решение о взыскании налога. Это решение доводится до сведения налогоплательщика не позднее шести рабочих дней (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

    Одновременно налоговый орган вправе направить в банк, где открыт счет налогоплательщика, поручение на перечисление налога в бюджетную систему. Оно подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

    https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

    Налоговикам при взыскании налога также предоставлено право осуществлять приостановление операций по счетам налогоплательщика либо приостановление переводов электронных денежных средств в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, не исполненное налогоплательщиком. Такое решение может быть принято не ранее решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

    Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Но такое приостановление не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

    Напомним, что п. 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств со счета организации для удовлетворения всех предъявленных к счету требований при их недостаточности. Согласно этой норме списание денежных средств осуществляется в очередности по шести категориям.

    Списание по платежным документам, предусматривающим:

    • перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в третью очередь;
    • платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, производится в четвертую очередь.

    Как видим, платежи в бюджет списываются в четвертую очередь, то есть им предшествуют платежи, которые списываются в первую, вторую и третью очередь. Однако Конституционный Суд РФ в свое время признал положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ (списание денежных средств в третью очередь) не соответствующим Конституции РФ исходя из того, что установленное в абз.

    5 этого пункта (четвертая очередь списания) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.

    В связи с чем ежегодно в федеральный закон о федеральном бюджете вносится специальная норма, согласно которой впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с упомянутым Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

    Поэтому банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, принятое в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ, с учетом установленной календарной очередности списания денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, и перечисления или выдачи денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

    Если поручение налогового органа на перечисление сумм налогов (сборов, пеней, штрафов) отсутствует либо передано банку после получения им расчетных документов на перечисление иных платежей в бюджетную систему РФ или денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, исполнение указанных расчетных документов производится в порядке исполнения требований, относящихся к одной очереди (Письма Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3082, от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2020).

    Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

    Возможны приостановление операций налогоплательщика по его валютному счету в банке и приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

    Приостановление в первом случае означает прекращение банком расходных операций по валютному счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по данному валютному счету.

    Приостановление же во втором случае означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).

    выплата пособий

    Выше приводилось, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее решения о взыскании налога. Попытки налоговых органов осуществить обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика до вынесения требования об уплате налогов и решения о взыскании налога (либо если решение о взыскании было принято после истечения установленного срока) не находят должной поддержки у судей.

    Ведь в этих случаях фискалами не соблюден порядок вынесения решения о принятии обеспечительных мер в отношении налогоплательщика, установленный рассматриваемой ст. 76 НК РФ. И этим они нарушают права и законные интересы налогоплательщика (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2011 N Ф03-1940/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 N А69-367/2009, от 31.03.2010 N А19-17587/09, ФАС Поволжского округа от 25.10.2010 N А55-39867/2009).

    Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 7 к Приказу). В решении о приостановлении операций указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании.

    Пример 1. В вынесенном налоговым органом требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Приложение N 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-8/662@) указаны: недоимка по налогу — 57 489 руб., пени — 5683 руб., штраф — 11 498 руб. В обеспечение перечисления общей их суммы — 74 670 руб. (57 489 5683 11 498) — руководителем ИФНС принято решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика, в котором фигурирует эта сумма.

    На сумму 74 670 руб. действует ограничение на расходование средств с расчетного счета налогоплательщика, приведенного в упомянутом решении.

    Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Банком России же утверждено Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (от 29.12.2010 N 365-П).

    Правила электронного обмена информацией, установленные Положением N 365-П, предусматривают следующий порядок отправки решения. Налоговый орган направляет решение в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Данная межрегиональная инспекция пересылает его в подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде.

    Датой и временем получения банком (филиалом банка) решения в электронном виде, начиная с которого выполняются последующие действия банка (филиала банка) по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки кодом аутентификации (КА) решения в электронном виде при положительных результатах проверки данного КА, если банк получил соответствующий зашифрованный пакет согласно графику, установленному в Приложении к Положению.

    • при непредставлении декларации плательщиком – в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
    • при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа – в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
    • при отсутствии электронной связи с налоговым органом – в течение рабочего дня после налаживания связи.
    • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки (если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
    • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    Что попадает под блокировку?

    Текущий (расчетный) или иной другой счет открывается в банке на имя субъекта при заключении соответствующего договора с финансовой организацией. Последняя по условиям подписанного соглашения принимает на себя ряд обязательств. В частности, банковская структура принимает и зачисляет денежные средства на счет, открытый на клиента, выполняет его распоряжения о выдаче и перечислениях, совершении иных операций.

    При блокировке, соответственно, финансовая структура не исполняет принятых на себя обязательств. Данная мера касается любых счетов, на которые могут поступать средства и с которых они могут расходоваться. Это в равной мере касается и валютных, и рублевых р/с. Первые блокируются, как правило, при недостаточном количестве средств на счетах в нацвалюте или при полном приостановлении операций по всем имеющимся счетам.

    Исключения

    Приостановление операций по счетам в банке не применяется относительно:

    • Транзитных движений средств. Это обусловлено несоответствием счетов, по которым совершаются такие операции, признакам, приведенным в ст. 11, п. 2. Они открываются для совершения перемещений валюты одновременно с р/с в зарубежных деньгах вне зависимости от волеизъявления предприятия.
    • Ссудных счетов. Они предназначены для возврата заемных средств должником. По своей сути они не выступают как банковские счета. Это разъяснение дано в Письме Минфина от 21 ноября 2007 г.
    • Расчетных счетов, которые открыты для ведения совместной деятельности товарищества. Деньги на них находятся в общей собственности всех участников, а не одного субъекта. Взыскание с них может производиться только в сумме, которая закреплена за должником на праве собственности.

    Депозиты

    Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел.

    Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.

    Другие требования

    В четвертую очередь будут погашаться обязательства по прочим исполнительным листам, предусматривающим денежные взыскания. Оставшиеся задолженности по платежным документам будут исполняться в календарной очередности. Таким образом, списание сумм в счет бюджетных отчислений будет производиться в третью очередь.

    Особенности списания средств в зависимости от ситуации

    Платежи, находящиеся в одной очередности, производятся в порядке календарной очереди. К примеру, платежный документ на погашение задолженности по зарплате поступил раньше, чем инкассовое поручение от ФНС. Обслуживающая организация обязана сначала удовлетворить первое поступившее требование. Если средства останутся на счете, то погашается задолженность перед бюджетом.

    Опираясь на закон, в первую очередь на п.1 ст.855 ГК РФ, если финансы присутствуют в объеме, достаточном для полной оплаты предоставленных документов, очередность платежей с расчетного счета не актуальна. Важно понимать, что в любом входящем банковском документе поле 21 (цифровой показатель очередности) не должно пустовать и его следует заполнять в любой ситуации.

    При нехватке финансов для реализации оплат, относительно которых существуют распоряжения на перевод средств и оплату, возникает законодательно сформированная очередность. Но если платежные документы поступают в банк одномоментно, имеет место приоритетность перевода финансов со счета. При этом никакого значения не имеет вид документа.

    Основываясь на п.2 ст.855 ГК, календарная дата очередности поступления документов является определяющей последовательность.

    В целях обеспечения исполнительного производства, в полномочиях судебных приставов — наложение ареста на клиентский счет. Вынужденная ситуация запрещает владельцу счета распоряжаться имуществом до момента полного исполнения обязательств, он не сможет самостоятельно оплатить приоритетные счета. В таком случае очередность списания средств выглядит следующим образом:

    1. Начисление зарплаты сотрудникам. Для ее реализации потребуется образование комиссии по трудовым спорам. Платежному документу в данном случае присваивается вторая очередность;
    2. Оплата налогов. Невозможна в приоритетном порядке в случае временного прекращения осуществления операций по счету. Реализуется лишь по инициативе налоговиков. Документу в этом случае присваивается третья очередность.

    Ограничение счета очередность 3

    Важно! Приостановление операций по счету выше очередности 3 предполагает невозможность реализации оплат только по четвертой и пятой очередям.

    Недостаточность средств для оплаты и проведения платежей на расчетном счете — ситуация достаточно распространенная. Она может иметь несколько причин:

    • Временная нехватка финансов на счете у клиента — при указанной ситуации календарная очередность и номер последовательности поступления документов в оплату будут определять последовательность списания финансов;
    • Приостановка операций, осуществляемых на счетах должника налоговыми службами — связана с несвоевременной оплатой налогов и сборов в бюджет, а также прочими санкциями. Решение относительно приостановки операций содержит сведения о причине и сумме полной задолженности, в пределах которой владелец счета будет ограничен при использовании средств на счете. Указанное ограничение уменьшает объем финансовых средств, доступный для расходования должником, что в конечном итоге является причиной недостаточности общей суммы денег.

    У ограничения по клиентским счетам имеются особенности:

    1. Действует лишь в пределах суммы выставленного ограничения;
    2. Не имеет отношения к бюджетным платежам.
  • Во вторую очередь (очерёдность платежа 2) – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • В четвертую очередь (очерёдность платежа 4) — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • В пятую очередь (очередность платежей 5) – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
  • Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди платежа, производится в порядке календарной очередности поступления документов в банк.

  • в рамках каждой (одной) очередности платежа, когда средств недостаточно;
  • при проведении всех платежей пятой очерёдности.
  • Последние изменения в материал внесены — 14.12.2013 года.

    Запреты

    Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 248 в ст. 76, п. 12, при наличии распоряжения о приостановлении расчетных операций налогоплательщика на р/с, финансовая организация не может открывать новые счета или предоставлять должнику возможность использовать электронные платежные инструменты.

    приостановление операций по счетам в банке

    Этот интернет-ресурс является доступным и открытым для использования финансовыми организациями. До внесения указанных изменений в Налоговый кодекс предприниматели не могли открывать счета только в тех банках, в которые были направлены соответствующие решения о замораживании. Кроме того, должнику не удастся закрыть заблокированный счет, если на нем остались деньги.

    Это связано с тем, что при совершении этой процедуры средства должны быть израсходованы. А по решению уполномоченного органа, расходные операции приостановлены. Даже если на р/с нет остатка, и его закрывают, распоряжение все равно будет продолжать действовать. Это значит, что новый счет открыть не представляется возможным.

    Ответственность ФНС

    В случае если инспекция нарушила сроки принятия решений или заблокировала счета, не имея на то оснований, она обязана выплатить проценты. Правила их начисления установлены в ст. 76, п. 9.2 Кодекса. Выплата процентов осуществляется за календарные дни незаконного приостановления операций или просрочки при вынесении решения о его снятии. Если распоряжение было изначально неправомерным, начисление осуществляется с даты его получения финансовой организацией.

    Расчет процентов производится по той сумме, которая была заморожена, то есть, на те средства, которыми предприятие не могло никак распоряжаться, а не на ту, которая указана в решении. К примеру, по распоряжению блокировке подлежит 100 тыс. руб., а на р/с было всего 30. Проценты будут начисляться именно на 30 тыс. руб.

    https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

    При неправомерной блокировке счетов в связи с неполучением декларации, расчет осуществляется относительно на все средства, находившиеся на тот момент на счетах. За ставку процента принимается ставка рефинансирования Центробанка. Берется показатель, который действовал в дни неправомерной блокировки, нарушения ФНС сроков вынесения решения или направления в финансовую организацию распоряжения об отмене приостановления операций.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая энциклопедия
    Adblock detector