Учет расходов на строительство

Индивидуальные характеристики процесса строительства

Несмотря на то что бухучет в строительстве в РФ ведется на базе общих требований и регламентов, для него характерно большое количество индивидуальных особенностей. Причиной наличия этих особенностей является специфика строительного процесса. В качестве основных индивидуальных характеристик стройки для данной статьи мы выделим:

  • Длительность выполнения подрядных договоров. Вследствие этого обычно начало работ и их завершение относятся к разным отчетным (в том числе налоговым) периодам.
  • Из нетипичной длительности рабочего цикла вытекает следующая особенность — поэтапность. И сдача заказчику, и оплата заказчиком работ проходят обычно в несколько этапов. Это ведет к специфике в формировании выручки и себестоимости.
  • В отношении формирования себестоимости в строительстве также существует целый ряд специальных приемов и методов. Основное назначение этих методик — по возможности компенсировать неопределенность в надежности оценки финрезультата от учитываемого объекта строительства. С одной стороны, исходя из принципов бухучета, получение авансов от заказчиков строительства не дает достаточной уверенности в том, что на основе этих авансов можно определять выручку. С другой стороны, определяемые в ходе работ плановые показатели себестоимости также не могут считаться полностью подходящими значениями для учета их в расходах при формировании финрезультата.

Разберем подробнее особенности учета, возникающие из приведенных выше аспектов.

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 марта 2009 г. N 8342-ИМ/08

Статьи Письмо Минрегиона РФ от 29.04.2009 N 12682-ИМ/08Распоряжение Росавтодора от 28.04.2009 N 115-рПротокол заседания Коллегии Рособразования от 28.04.2009 N 5Письмо Минрегиона РФ от 27.04.2009 N 12286-СМ/08Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2008 N 795-рПриказ Ростехнадзора от 24.04.2009 N 328Распоряжение Росавтодора от 23.04.

2009 N 112-рПисьмо Минрегиона РФ от 22.04.2009 N 11760-СМ/08Письмо Минрегиона РФ от 21.04.2009 N 11615-СМ/08Распоряжение Росавтодора от 21.04.2009 N 109-рРаспоряжение Росавтодора от 20.04.2009 N 108-рПриказ Ростехнадзора от 17.04.2009 N 286Распоряжение Росавтодора от 16.04.2009 N 106-рРаспоряжение Росавтодора от 15.04.

2009 N 105-рРаспоряжение Росавтодора от 15.04.2009 N 104-рРаспоряжение Росавтодора от 15.04.2009 N 103-рРаспоряжение Росавтодора от 15.04.2009 N 101-рРаспоряжение Росавтодора от 14.04.2009 N 99-рРаспоряжение Росавтодора от 14.04.2009 N 98-рРаспоряжение Росавтодора от 14.04.2009 N 100-рРаспоряжение Росавтодора от 10.04.

2009 N 95-рПисьмо Минрегиона РФ от 09.04.2009 N 10260-СМ/08Распоряжение Росморречфлота от 09.04.2009 N АД-61-рПриказ Ростехнадзора от 08.04.2009 N 241Письмо Минрегиона РФ от 08.04.2009 N 9982-СК/08Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 127Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 126Приказ Минрегиона РФ от 07.04.

2009 N 125Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 124Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 123Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 122Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 121Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 120Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 119Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 118Приказ Минрегиона РФ от 07.04.

2009 N 117Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 116Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 115Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 114Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 113Приказ Минрегиона РФ от 07.04.2009 N 112Приказ Росстроя от 27.06.2006 N 161Письмо Минрегиона РФ от 06.04.2009 N 9737-СМ/08Распоряжение Росморречфлота от 06.04.

2009 N АД-56-рРаспоряжение Росморречфлота от 06.04.2009 N АД-54-рРаспоряжение Росморречфлота от 06.04.2009 N АД-53-рРаспоряжение Росморречфлота от 06.04.2009 N АД-52-рПриказ Ростехрегулирования от 06.04.2009 N 126-стРаспоряжение Росавтодора от 28.08.2007 N 238-рПриказ Ростехнадзора от 03.04.2009 N 222Письмо Минрегиона РФ от 02.04.

Учет расходов на строительство

2009 N 9422-СМ/08Приказ Росаэронавигации от 01.04.2009 N 66Приказ Ростехнадзора от 01.04.2009 N 214Приказ Ростехнадзора от 01.04.2009 N 213Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2009 N 438-рПриказ Росжелдора от 31.03.2009 N 121Письмо Минрегиона РФ от 31.03.2009 N 9026-ИМ/08Письмо Минрегиона РФ от 31.03.

2009 N 9003-ИМ/08Письмо Минрегиона РФ от 31.03.2009 N 8990-ИМ/08Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2009 N 422-рПисьмо Минэкономразвития РФ от 30.03.2009 N Д14-297Приказ Минрегиона РФ от 27.03.2009 N 89Распоряжение Росавтодора от 26.03.2009 N 89-рПисьмо Минрегиона РФ от 25.03.2009 N 8342-ИМ/08 Письмо Минрегиона РФ от 25.03.

2009 N 8341-ИМ/08Распоряжение Росавтодора от 25.03.2009 N 88-рРаспоряжение Росавтодора от 25.03.2009 N 87-рРаспоряжение Росавтодора от 24.03.2009 N 86-рРаспоряжение Росавтодора от 24.03.2009 N 85-рРаспоряжение Росавтодора от 24.03.2009 N 84-рРаспоряжение Росавтодора от 24.03.2009 N 83-рРаспоряжение Росавтодора от 24.03.

2009 N 82-рРаспоряжение ОАО РЖД от 24.03.2009 N 608рРаспоряжение Росавтодора от 20.03.2009 N 81-рРаспоряжение Росавтодора от 20.03.2009 N 80-рРаспоряжение Росавтодора от 20.03.2009 N 79-рРаспоряжение Росавтодора от 20.03.2009 N 78-рРаспоряжение Росавтодора от 20.03.2009 N 77-рПриказ Ростехнадзора от 19.03.

2009 N 175Приказ Ростехнадзора от 19.03.2009 N 174Письмо Минэкономразвития РФ от 19.03.2009 N 3995-ОС/Д17Приказ Ростехнадзора от 18.03.2009 N 195Распоряжение Росморречфлота от 17.03.2009 N АД-36-рРаспоряжение Росавтодора от 16.03.2009 N 74-рРаспоряжение Росморречфлота от 13.03.2009 N АД-34-рРаспоряжение Росморречфлота от 13.03.

Учет расходов на строительство

2009 N АД-33-рРаспоряжение Росморречфлота от 13.03.2009 N АД-32-рРаспоряжение Росморречфлота от 13.03.2009 N АД-31-рПисьмо Минрегиона РФ от 12.03.2009 N 6646-СК/08Распоряжение Росавтодора от 12.03.2009 N 72-рРаспоряжение Росавтодора от 12.03.2009 N 71-рРаспоряжение Росавтодора от 11.03.2009 N 70-рРаспоряжение Росавтодора от 11.03.

2009 N 69-рРаспоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 300-рПриказ Минэкономразвития РФ от 06.03.2009 N 71Распоряжение Росавтодора от 05.03.2009 N 67-рРаспоряжение Росавтодора от 05.03.2009 N 66-рРаспоряжение Росавтодора от 04.03.2009 N 64-рРаспоряжение Росавтодора от 04.03.2009 N 63-рРаспоряжение Росавтодора от 04.03.

2009 N 62-рРаспоряжение Росавтодора от 03.03.2009 N 60-рРаспоряжение Росавтодора от 03.03.2009 N 59-рРаспоряжение Росавтодора от 03.03.2009 N 58-рРаспоряжение Росавтодора от 03.03.2009 N 57-рРаспоряжение Росавтодора от 03.03.2009 N 56-рРаспоряжение Росавтодора от 03.03.2009 N 55-рПостановление Правительства РФ от 28.02.

2009 N 183Письмо Минрегиона РФ от 27.02.2009 N 5247-СК/08Письмо Минрегиона РФ от 27.02.2009 N 5237-СМ/08Письмо Минрегиона РФ от 27.02.2009 N 5208-СМ/08Распоряжение Росавтодора от 27.02.2009 N 53-рПриказ Роскартографии от 27.02.2009 N 47-прПриказ Роспотребнадзора от 26.02.2009 N 270Письмо Минрегиона РФ от 25.02.

2009 N 4879-СМ/08Распоряжение Росавтодора от 25.02.2009 N 50-рРаспоряжение Росморречфлота от 25.02.2009 N АД-20-рРаспоряжение Росавтодора от 25.02.2009 N 51-рПисьмо Минрегиона РФ от 25.02.2009 N 4833-СМ/08Распоряжение Росавтодора от 24.02.2009 N 49-рРаспоряжение Росавтодора от 24.02.2009 N 48-рПриказ Ростехнадзора от 20.02.

2009 N 89Письмо Минрегиона РФ от 18.02.2009 N 4255-СК/08Приказ Ростехнадзора от 18.02.2009 N 73Распоряжение ОАО РЖД от 16.02.2009 N 307рРаспоряжение Росавтодора от 16.02.2009 N 45-рРаспоряжение Росавтодора от 16.02.2009 N 44-рПисьмо Минрегиона РФ от 13.02.2009 N 3761-СК/08Распоряжение Росавтодора от 13.02.

2009 N 43-рРаспоряжение Росавтодора от 13.02.2009 N 42-рРаспоряжение Росавтодора от 13.02.2009 N 41-рРаспоряжение Росавтодора от 13.02.2009 N 39-рРаспоряжение Росавтодора от 13.02.2009 N 38-рРаспоряжение Росавтодора от 13.02.2009 N 36-рПисьмо Минрегиона РФ от 13.02.2009 N 3782-СМ/08Приказ Росжелдора от 12.02.

2009 N 49Распоряжение Росавтодора от 12.02.2009 N 34-рРаспоряжение Росавтодора от 12.02.2009 N 32-рПисьмо Минрегиона РФ от 12.02.2009 N 3728-СМ/08Распоряжение Росавтодора от 09.02.2009 N 28-рРаспоряжение Росавтодора от 09.02.2009 N 27-рРаспоряжение Росавтодора от 09.02.2009 N 25-рРаспоряжение Росавтодора от 09.02.

2009 N 30-рРаспоряжение Росавтодора от 09.02.2009 N 29-рРаспоряжение Росавтодора от 09.02.2009 N 26-рРаспоряжение Росимущества от 09.02.2009 N 104-рПриказ Рособразования от 06.02.2009 N 105Письмо Минэкономразвития РФ от 05.02.2009 N 1472-ОС/Д17Письмо Казначейства РФ от 05.02.2009 N 42-7.4-05/5.1-52Распоряжение Росавтодора от 04.02.

2009 N 23-рРаспоряжение Росморречфлота от 04.02.2009 N АД-12-рРаспоряжение Росморречфлота от 03.02.2009 N АД-10-рРаспоряжение Росморречфлота от 03.02.2009 N АД-11-рРаспоряжение Росавтодора от 02.02.2009 N 22-рРаспоряжение Росавтодора от 02.02.2009 N 21-рПисьмо Минрегиона РФ от 02.02.2009 N 2486-СМ/08Приказ Росводресурсов от 02.02.

2009 N 14Приказ Ростехнадзора от 30.01.2009 N 34Приказ Ростехнадзора от 30.01.2009 N 33Распоряжение Росавтодора от 27.01.2009 N 17-рРаспоряжение Правительства РФ от 27.01.2009 N 61-рРаспоряжение Правительства РФ от 27.01.2009 N 47-рРаспоряжение Росавтодора от 23.01.2009 N 15-рРаспоряжение Росавтодора от 23.01.

2009 N 14-рРаспоряжение Росавтодора от 23.01.2009 N 13-рРаспоряжение Росавтодора от 23.01.2009 N 12-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.2009 N 9-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.2009 N 8-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.2009 N 7-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.2009 N 6-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.

2009 N 5-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.2009 N 11-рРаспоряжение Росавтодора от 22.01.2009 N 10-рУказ Президента РФ от 19.01.2009 N 69Указ Президента РФ от 20.02.2006 N 140Письмо Минрегиона РФ от 19.01.2009 N 767-СК/08Письмо Рособразования от 16.01.2009 N 16-2238/02-10Письмо Минэкономразвития РФ от 13.01.

2009 N 87-ОС/Д17Приказ Роспотребнадзора от 31.12.2008 N 1123Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2007 N 1965-рПисьмо Минрегиона РФ от 30.12.2008 N 35913-СМ/08Распоряжение Росморречфлота от 30.12.2008 N ИЗ-248-рРаспоряжение Росморречфлота от 30.12.2008 N ИЗ-247-рРаспоряжение Росморречфлота от 30.12.

2008 N ИЗ-246-рРаспоряжение Росавтодора от 30.12.2008 N 554-рРаспоряжение Росавтодора от 30.12.2008 N 555-рПисьмо Минрегиона РФ от 30.12.2008 N 35911-СМ/08Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 321Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 320Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 319Приказ Минрегиона РФ от 29.12.

Учет расходов на строительство

2008 N 318Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 317Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 316Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 315Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 314Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 313Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 312Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 311Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 310Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 309Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2008 N 308

Нюансы, связанные с расхождениями между плановой и фактической себестоимостью

В ситуациях, когда даты начала и завершения работ приходятся на разные отчетные периоды, действуют нормы ПБУ 2/2008 (утв. приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). В силу особенностей процесса строительство практически всегда подпадает под действие норм ПБУ 2/2008. Таким образом, учет строек ведется предусмотренным ПБУ 2/2008 способом «по мере готовности».

Чтобы разобраться в сути способа, остановимся чуть более подробно на таком важном определении, как «объект строительства». В соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ объект строительства — это не временное строение, сооружение. Отметим, что в действовавшем до принятия ПБУ 2/2008 приказе Минфина от 20.12.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

По действующему ПБУ 2/2008, чтобы определить объект для учета, необходимо изучить договор (договоры) и техническую документацию:

  • Как отдельный договор (а следовательно, и объект учета) следует рассматривать:
    • объект, на который существует отдельная документация (надо полагать, в том числе смета или проект, о которых говорилось в «старых» регламентах);

ВАЖНО! Даже если заключен один договор на комплекс объектов, каждый из которых обладает характеристиками отдельного объекта, учет нужно вести по каждому объекту отдельно, как если бы на каждый был заключен самостоятельный договор.

    • объект, по которому с достаточной степенью достоверности могут быть определены доходы и расходы.
  • Как один договор (и объект учета) следует рассматривать несколько договоров, если:
    • все договоры по сути относятся к единому объекту, по которому установлены единые учетные нормы (например, по прибыли);
    • договоры связаны порядком исполнения — выполнение работ идет одновременно или последовательно.

По каждому объекту учета, определенному по указанным выше критериям, необходимо затем определить один из 2 возможных способов определения доходов и расходов:

  • по доле завершенных работ в общем объеме работ по договору (объекту);
  • по доле уже понесенных на отчетную дату затрат в общем объеме плановых затрат на строительство.

О первом способе поговорим кратко. Он заключается в проведении оценки объема уже завершенных на отчетную дату работ в натуральном выражении. Как правило, такая оценка является экспертной. Кроме того, если работа сдается по этапам — можно проводить оценку по задокументированным завершенным (сданным) этапам. В затраты при этом следует списывать ту их часть, что относится к признанной выручке.

Второй способ базируется на определении на отчетную дату доли уже произведенных затрат в общем объеме плановых затрат по договору. Так как данный способ напрямую связан с методами учета затрат в строительстве, рассмотрим порядок учета доходов и расходов при этом способе на примере.

Пример

Общая сумма договора, заключенного 01.10.2016, составляет 30 млн руб. Определенная по расчетам (сметам) величина расходов составляет 20 млн руб. Аванс, полученный от заказчика в октябре 2016, составляет 8 млн руб. Величина уже понесенных по договору затрат на 31.12.2016 составила 5 млн руб. Документы о приемке произведенных работ заказчиком планируется оформить в январе 2016.

О нюансах учета НДС у подрядчика смотрите: «Когда начислять НДС подрядчику?».

  1. Определяем долю уже произведенных расходов в общем объеме расходов по строительству:

5 млн руб. / 20 млн руб. × 100% = 25% — степень готовности объекта.

  1. Определяем долю условно заработанной выручки исходя из степени готовности объекта:

30 млн руб. × 25% = 7,5 млн руб.

  1. Для учета этапов выполненных работ применяется счет 46 «Выполненные этапы работ» Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Дт

Кт

Сумма (руб.)

Расшифровка

Примечание

51

62

8 000 000

Отражен аванс от заказчика

На дату получения (октябрь 2016)

20

10,

70,

69, 02, 60, 76

5 000 000

Аккумулированы произведенные затраты по выполненному этапу работ

За период с момента заключения договора по отчетную дату.

46

90

7 500 000

Отражена стоимость выполненных работ для расчета финрезультата за период

Способом «по мере готовности» на 31.12.2016.

90

20

5 000 000

Списана доля расходов, относящаяся к выполненным работам, для расчета финрезультата

На 31.12.2016

ДТ 62 КТ 46 – 30 млн руб.

Таким образом:

  • на счете 62 будет виден остаток задолженности заказчика по контракту;
  • на счете 46 отразится оставшийся объем работ, подлежащих включению в выручку по завершении строительства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все приведенные выше действия опираются на расчетные (т. е. плановые) показатели: цену договора, смету, проектную документацию. По факту практически всегда возникают различные отклонения от установленных в начале строительства значений.

Первым основным моментом, отличающим учет по ПБУ 2/2008 от других нормативов, является то, что при изменении некоторых статей затрат корректировке подлежит выручка. Это происходит в случаях:

  • Если в ходе строительных работ по объективным причинам были применены более дорогие материалы или более сложные по технологии (и тоже более дорогие) методы выполнения работ. При этом выручка корректируется в сторону увеличения.
  • Если в ходе работ по каким-либо причинам часть работ не была выполнена (без ущерба результату строительства). В этом случае выручка корректируется в сторону уменьшения.
  • Если изменения расходов в большую сторону произошли по вине заказчика. Например, подрядчик был вынужден произвести обусловленные технологией работ дополнительные затраты, не учтенные в предоставленной заказчиком смете. В такой ситуации выручка корректируется в увеличение с предъявлением заказчику специального требования.
  • Еще один случай корректировки выручки — если договором предусмотрены поощрительные выплаты подрядчику. Например, за соблюдение сроков выполнения работ.

Во всех этих случаях следует изменять величину выручки, отражаемой по кредиту 90-го счета. При этом суммы дополнительных затрат, собранные на счете 20, подлежат списанию в дебет счета 90:

  • в составе себестоимости выполненного этапа работ, если заказчик признал и оплатил дополнительные расходы;
  • в составе прочих расходов по обычным видам деятельности, если заказчик не признал и не оплатил данные затраты.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Вторым важным аспектом учета затрат в строительстве является специфический подход к классификации и учету косвенных затрат.

Распределению на стоимость договора и, соответственно, учету и списанию по приведенным выше принципам подлежат только те затраты, которые компенсируются заказчиком по условиям договора. Например:

  • затраты на страхование объекта (относятся к общепроизводственным затратам и учитываются на счете 25);
  • затраты на техническое обеспечение и экспертную поддержку производимых работ (тоже относятся к общепроизводственным);
  • затраты на содержание аппарата управления подрядчика (условие о компенсации должно обязательно прописываться в договоре отдельным пунктом. Данные затраты классифицируются как общехозяйственные и учитываются на счете 26).

Все прочие расходы, не попавшие в договор, считаются для подрядчика расходами по обычным видам деятельности и подлежат учету и списанию в том периоде, в котором были произведены.

ВАЖНО! Расходы, не давшие производственного результата (например, строительный брак), не могут относиться на стоимость договора в любом случае. Такие расходы всегда списываются в том периоде, в котором произошли.

О том, как учитываются специфические затраты на строительство, читайте: «Бухучет и налогообложение в строительстве (нюансы)».

Бухгалтерский учет: Акт на передачу затрат, произведенных при создании объекта капитального строительства

Из сказанного выше можно сделать один значимый вывод — в процессе строительства бухучет ведется, опираясь на расчетные показатели. Для того чтобы итоговый результат по факту не сильно отличался от запланированного, необходимо строгое планирование и нормирование затрат.

Учет расходов на строительство

ВАЖНО! Нормирование затрат в строительстве выполняется не только для учетных целей. Строительство — одна из самых жестко регламентированных отраслей, поэтому установка и соблюдение норм являются обязательными и с точки зрения технологии, и с точки зрения техники безопасности, а также по некоторым другим параметрам.

В первую очередь нормированию у подрядчика подлежат прямые затраты, учитываемые на счете 20. К ним относятся:

  • себестоимость используемых материалов и конструкций;
  • заработная плата строительных рабочих;
  • амортизация собственной строительной техники;
  • аренда строительной техники;
  • транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к перечисленным выше статьям (например, расходы на перемещение оборудования и техники).

Как на практике устанавливаются нормативы, можно прочесть здесь: «Утверждаем нормы списания строительных материалов».

Цитата (irxen):Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие у кого есть идеи, куда отнести затраты по строительству жилого дома (основной вид деятельности), произведенные после подписания акты ввода в эксплуатацию. Дом сдан в апреле, работы производились уже в мае-июне (иногда бывает и так). Есть ли какая-то возможность все-таки отнести эти расходы на себестоимость квартир?

Большая просьба не просто порассуждать, а со ссылкой на нормативные документы. Так быть не должно. Согласно нормам статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию должно выдаваться только после того, как все работы на объекте завершены. У вас выходит, что застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в неполной готовности.

Учет расходов на строительство

В таком случае признание затрат на «доделки» в качестве достройки объекта очень проблематично и ведет к высоким налоговым рискам.Правда сейчас это не редкость поэтому расходы до момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию формируют первоначальную стоимость ос. После получения разрешения на ввод в эксплуатацию эти расходы списываются посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта недвижимости.

ПИСЬМОот 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/96Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета расходов по строительству и реконструкции объекта недвижимости в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.В соответствии со «ст. 256» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.Согласно «п. 1 ст. 257» Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

В соответствии с «п. 4 ст. 259» Кодекса начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.«Пунктом 11 ст. 258» Кодекса установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Учитывая изложенное, амортизация основного средства, права на которое подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав.Согласно «п. 2 ст.

257» Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Затраты на реконструкцию увеличивают стоимость основного средства и списываются на затраты посредством амортизации на основании «п. 2 ст. 257», «ст. ст. 258», «259» Кодекса.«Статьей 25» Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию («ст. 55» Градостроительного кодекса Российской Федерации), которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

При этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.

Таким образом, расходы по строительству объекта недвижимости учитываются в целях налогообложения прибыли путем начисления амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено документальное подтверждение факта подачи документов на государственную регистрацию прав.

Расходы по реконструкции до момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию квалифицируются в качестве формирующих первоначальную стоимость амортизируемого имущества — основного средства. Указанные затраты после получения разрешения на ввод в эксплуатацию включаются в состав расходов посредством начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта недвижимости.

Одновременно сообщаем, что согласно «п. 11.4» Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.Заместитель директораДепартамента налоговойи таможенно-тарифной политикиС.В.РАЗГУЛИН14.02.2011

АКТ НА ПЕРЕДАЧУ ЗАТРАТ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ ПРИ СОЗДАНИИ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

1) принять на баланс вновь созданные сети в качестве отдельного объекта учета основных средств;

2) передать вновь созданные сети на обслуживание городским коммунальным специализированным службам.

Ранее, когда источником финансирования строительства являлись средства единого собственника на все средства производства — государства, преобладал второй вариант. Впоследствии с развитием рыночных отношений и переводом государственных предприятий на хозрасчет стал возможным и первый вариант. В настоящее время имеют место оба варианта.

В целях унификации и стандартизации документального оформления процесса передачи стоимости инженерных сетей и сооружений постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.10.2006 № 26 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 апреля 2005 г.

№ 13» утверждена форма акта на передачу затрат, произведенных при создании объекта, С-17 (далее — акт С-17). Согласно Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 11.04.2005 № 13 (в ред. от 20.10.

Учет расходов на строительство

2006 № 26), акт С-17 составляется организацией, выполняющей функции заказчика, при создании объектов для других организаций, у которых в сметах на строительство предусмотрена доля участия в создании таких объектов, для инвесторов, а также при передаче инженерных сетей и сооружений. Акт С-17 служит основанием для составления соответствующих бухгалтерских записей передающей и принимающей сторонами.

В первом случае, при передаче инженерных сетей и сооружений (далее — объект инфраструктуры) эксплуатирующим организациям заказчиком — собственником объекта строительства после постановки инженерных сетей и сооружений на учет в качестве основных средств, акт С-17 не применяется. То есть, если вновь созданный объект инфраструктуры изначально был принят на баланс собственником объекта строительства, выполняющим функции заказчика, а в дальнейшем передан на баланс коммунальным эксплуатирующим организациям, акт С-17 не составляется.

В этом случае принятие на учет инженерных сетей и сооружений собственником объекта оформляется в обычном порядке, как при оприходовании любых вновь созданных основных средств. Основанием для отражения данной операции в бухгалтерском учете являются акт приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией, оформленный в соответствии с требованиями СНБ 1.03.

04-2000 «Приемка законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 26.12.2000 № 596, а также акт приема-передачи основных средств формы ОС-1, утвержденной постановлением Минфина РБ от 08.12.2003 № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов».

Бухгалтерский учет и налогообложение

Дебет Кредит
Принят на учет объект завершенного капитального строительства в качестве объекта основных средств 01
«Основные средства»
08
«Вложения во внеоборотные активы»
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками и подрядчиками 68,
субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»
Исчислен НДС при принятии на учет объекта завершенного капитального строительства 18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»
68,
субсчет
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
Начисленный при вводе объекта НДС принят к вычету 68,
субсчет
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

В дальнейшем при передаче инженерных сетей и сооружений эксплуатирующим организациям документальное оформление производится в общеустановленном порядке, как при продаже (выбытии) основных средств, т.е. с оформлением товарной накладной.

Во втором случае, при передаче вновь созданных объектов инфраструктуры коммунальным эксплуатирующим организациям, передающей стороне следует оформить акт С-17.

— при передаче объектов теплоснабжения — Положение о порядке приема (передачи) на баланс объектов теплоснабжения, утвержденное приказом Госэкономплана, Минэнерго и Минжилкомхоза РБ от 02.03.1994 № 21/14/14;

— при передаче объектов водоснабжения и канализации — Положение о порядке приема на баланс жилищно-коммунальных органов объектов водоснабжения и канализации от предприятий, организаций, министерств и ведомств Республики Беларусь, утвержденное приказом Минжилкомхоза РБ от 14.07.1994 № 57.

Главная особенность механизма приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренного вышеприведенными документами, заключается в том, что передача объектов осуществляется безвозмездно, а это и вызывает наибольшее количество вопросов у субъектов хозяйствования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Рассмотрим порядок отражения в учете и оформления первичных учетных документов при безвозмездной передаче объектов инженерной инфраструктуры коммунальным эксплуатирующим организациям.

Ситуация 1

Организация ООО «Строитель» является инвестором строительства здания торгового центра. Эта же организация выполняет функции заказчика по строительству и заключает договор на выполнение работ с генеральным подрядчиком. Для обеспечения функционирования строящегося здания торгового центра сводным сметным расчетом стоимости строительства предусмотрено строительство на выделенной под застройку территории трансформаторной подстанции (ТП), в состав которой входят здание ТП, оборудование ТП и благоустройство.

По окончании строительства заказчик — ООО «Строитель» принял у подрядчика все предусмотренные проектом и сметами работы по строительству инженерного сооружения (трансформаторной подстанции).

Стоимость строительства объекта (ТП) составила 206 111 350 руб., в т.ч. здания ТП — 80 000 450 руб., оборудования ТП — 120 678 450 руб., благоустройства — 5 432 450 руб. Сумма переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования, проведенной по решению Правительства, составила всего 8 863 900 руб., в т.ч. по зданию ТП — 3 000 600 руб., по оборудованию ТП — 5 432 700 руб., по благоустройству — 430 600 руб.

Согласно решению исполкома и заключенному договору на подключение объекта инфраструктуры к городским системам заказчик обязан передать созданный объект (трансформаторную подстанцию) на баланс городским коммунальным организациям. В связи с этим передающей организацией составляется акт С-17 (см. приложение 1). Один экземпляр акта С-17, к которому прилагаются все необходимые технические документы на передаваемый объект, передается принимающей стороне.

Учет расходов на строительство

На основании акта С-17 в бухгалтерском учете передающей организации производятся следующие записи.

Дебет Кредит Сумма, руб.
На стоимость передаваемого объекта, сформированную на основании данных бухгалтерского учета 83
«Добавочный фонд»
08
«Вложения во внеоборотные активы»
206 111 35
На сумму переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования 83
«Добавочный фонд»
08
«Вложения во внеоборотные активы»
8 863 900

Принимающая сторона на основании акта С-17 оформляет акт приема-передачи основных средств формы ОС-1 и составляет следующие бухгалтерские записи.

Дебет Кредит Сумма, руб.
На стоимость принимаемого объекта (Трансформаторная подстанция. Здание), сформированную на основании данных бухгалтерского учета инвестора (заказчика)
(80 000 450 3 000 600)
01
«Основные средства»
83
«Добавочный фонд»
83 001 050
На стоимость принимаемого объекта (Трансформаторная подстанция. Оборудование), сформированную на основании данных бухгалтерского учета инвестора (заказчика)
(120 678 450 5 432 700)
01
«Основные средства»
83
«Добавочный фонд»
126 111 150
На стоимость принимаемого объекта (Трансформаторная подстанция. Благоустройство), сформированную на основании данных бухгалтерского учета инвестора (заказчика)
(5 432 450 430 600)
01
«Основные средства»
83
«Добавочный фонд»
5 863 050

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные заказчиком — ООО «Строитель» при приобретении товаров, работ, услуг и относящиеся к строительству безвозмездно передаваемого объекта, принимаются передающей стороной к вычету в общеустановленном порядке.

Согласно ст.2 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон) объектами налогообложения признаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением некоторых случаев безвозмездной передачи, в т.ч.

При этом в соответствии со ст.16 Закона суммы налога, уплаченные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), приходящиеся к оборотам по реализации безвозмездно передаваемых товаров (работ, услуг), подлежат вычету в порядке, установленном для вычета налога по товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке 18%, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом.

Кроме того, данной статьей предусмотрено, что суммы налога, уплаченные плательщиком за приобретенные для проведения капитального строительства товары (работы, услуги), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, подлежат вычету по выбору плательщика либо в период проведения капитального строительства, либо при введении в действие объектов (этапов) завершенного капитального строительства, либо при реализации объектов (этапов) незавершенного капитального строительства.

Ситуация 2

На выделенном под застройку участке земли ведется строительство двух административных зданий. Инвесторами и, следовательно, собственниками построенных зданий являются две организации — ООО «Строитель» и ЗАО «Агромаш». Для обеспечения функционирования строящихся административных зданий сводным сметным расчетом стоимости строительства предусмотрено строительство на выделенной под застройку территории трансформаторной подстанции, в состав которой входят здание ТП, оборудование ТП и благоустройство.

Функции заказчика по строительству объектов (двух административных зданий и ТП) исполняет один из инвесторов — организация ООО «Строитель».

Стоимость строительства объекта (ТП) составила 206 111 350 руб., в т.ч. здания ТП — 80 000 450 руб., оборудования ТП — 120 678 450 руб., благоустройства — 5 432 450 руб. Сумма переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования, проведенной по решению Правительства, составила всего 8 863 900 руб., в т.ч.

Согласно решению исполкома и заключенному договору на подключение объекта к городским системам заказчик — ООО «Строитель» передает созданный объект (трансформаторную подстанцию) на баланс городским коммунальным организациям. При этом передающей организацией в адрес принимающей организации КУП «Энергосети» составляется акт С-17, который заполняется так же, как и в ситуации 1 (см. приложение 1).

В бухгалтерском учете организации-заказчика ООО «Строитель» хозяйственные операции, связанные со строительством трансформаторной подстанции и передачей затрат по ее строительству эксплуатирующей организации и инвестору, будут отражены следующими записями.

Дебет Кредит Сумма, руб.
На сумму средств, поступивших от ЗАО «Агромаш» в качестве финансирования строительства ТП, в соответствующей доле участника (50%)
(206 111 350 / 2
14 645 280)
51
«Расчетный счет»
86
«Целевое финансирование»
117 700 955
На общую сумму затрат по строительству трансформаторной подстанции 08
«Вложения во внеоборотные активы»
60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
и др.
206 111 350
На сумму налога на добавленную стоимость 18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»
60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
и др.
29 290 560
На сумму переоценки незавершенного строительства, проводимой по решению Правительства 08
«Вложения во внеоборотные активы»
83
«Добавочный фонд»
8 863 900
На стоимость объекта (трансформаторная подстанция), передаваемого эксплуатирующей организации, в доле, приходящейся на второго инвестора — ЗАО «Агромаш» 86
«Целевое финансирование»
08
«Вложения во внеоборотные активы»
103 055 675
На стоимость передаваемого объекта в доле, приходящейся на долю инвестора-заказчика — ООО «Строитель» 83
«Добавочный фонд»
08
«Вложения во внеоборотные активы»
103 055 675
На сумму налога на добавленную стоимость, приходящуюся на долю второго инвестора — ЗАО «Агромаш» 86
«Целевое финансирование»
18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»
14 645 280
На сумму налога на добавленную стоимость, приходящуюся на долю инвестора-заказчика — ООО «Строитель» 68,
субсчет
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»
14 645 280
На сумму переоценки незавершенного строительства и неустановленного оборудования 83
«Добавочный фонд»
08
«Вложения во внеоборотные активы»
8 863 900

Итоги

Учет затрат при выполнении строительных работ ведется всегда по выделенному объекту (договору) и неразрывно связан с учетом выручки от строительных работ. Факт признания выручки (или ее части) позволяет признать и относящиеся к этой выручке затраты. При этом:

  • прямые затраты подлежат учету в составе договора по установленным нормам;
  • косвенные затраты относятся на стоимость договора только в той части, в какой они включены в договор и компенсируются заказчиком;
  • иные затраты, понесенные в текущем периоде, включаются в состав расходов этого периода

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В основном при учете затрат в строительстве используются такие же счета бухучета, что и в производстве. Однако характерно также применение счета 46, обусловленное выполнением требований ПБУ 2/2008.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия