Невозможность удержать НДФЛ, что это?

Сумма налога не удержанная налоговым агентом в справке 2 ндфл что это

230 НК РФ. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. На основании регистров налогового учета налоговый агент заполняет сведения по форме 2-НДФЛ.

— фамилия, имя, отчество физического лица;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

— дата рождения;

— вид и код документа, удостоверяющего личность;

— серия и номер документа, удостоверяющего личность;

— ИНН (при его наличии);

— адрес места жительства в РФ с кодом региона;

— адрес места жительства за пределами РФ;

— гражданство с кодом страны;

2) вид выплаченных физическому лицу доходов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике «Коды доходов» (Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

3) вид предоставленных физическому лицу налоговых вычетов в соответствии с кодами, приведенными в Справочнике «Коды вычетов» (Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@);

— начисленные налогоплательщику доходы (до уменьшения на суммы вычета и НДФЛ);

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

— доход налогоплательщика за минусом вычетов, исчисленный до налогообложения;

Невозможность удержать НДФЛ, что это?

— даты получения доходов, которые определяются по правилам ст.

223 НК РФ;

— даты фактической выплаты доходов физическому лицу (выдачи из кассы, перечисления на банковский счет, др.);

6) статус налогоплательщика: налоговый резидент или нерезидент РФ;

7) даты удержания налога из доходов налогоплательщика;

8) даты перечисления налога в бюджет – дата фактического списания денежных средств с банковского счета налогового агента;

9) реквизиты платежного документа на перечисление удержанного налога: наименование, дата, номер;

10) сумма исчисленного и удержанного налога.

Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговая отчетность

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма сведений 2-НДФЛ, формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме 2-НДФЛ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК РФ).

Абрамова И.И., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

«1. Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Невозможность удержать НДФЛ, что это?

Указанные в настоящем пункте российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации, в Российской Федерации именуются в настоящей главе налоговыми агентами».

В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов».

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление либо неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются:

  • российские организации;
  • коллегии адвокатов и их учреждения;
  • индивидуальные предприниматели;
  • постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации.

«2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога».

Если от перечисленных в п. 1 организаций и индивидуальных предпринимателей физическое лицо получает доход, то они в соответствии с законодательством становятся налоговыми агентами с соответствующими обязанностями. Ряд доходов является исключением из данного положения, то есть источник выплаты дохода не несет функций налогового агента. Данное положение относится к следующим видам доходов:

  • доходы, полученные физическими лицами от предпринимательской деятельности.

    НДФЛ не удержан. Как исправить ошибку

    Физические лица в данном случае должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке;

  • доходы от частной практики частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с действующим законодательством;
  • доходы физического лица по договорам гражданско-правового характера, заключенных с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом. К таким договорам относятся договоры найма, аренды любого имущества;
  • доходы физического лица от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности;
  • доходы физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации, полученные от источников за пределами Российской Федерации;
  • доходы физического лица в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
  • доходы, при выплате которых у налогового агента нет возможности удержать налог. Такая ситуация может возникнуть, например, при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме, в виде материальной выгоды.

В соответствии с п. 1, 2 для целей исчисления НДФЛ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы в любом виде, за исключением доходов, перечисленных в ст. 214.1, 227, 228 НК РФ. То есть эти правила исходят из того, что в ряде случаев налоговые агенты, даже если они являются источником дохода, не обязаны исчислять, удерживать и перечислять налог на доходы в соответствующий бюджет.

Другими словами, при получении доходов, указанных в ст. 214.1, 227, 228 НК РФ, организации, предприниматели, приравненные к ним лица налоговыми агентами признаются, но поскольку такие доходы исключены из перечня доходов, в отношении которых налог исчисляется налоговым агентом, не должны производить исчисление сумм и уплату налога.

Для них п.

2 ст. 230 НК РФ для всех налоговых агентов установлена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Исключение составляют только сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), при условии, что эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

«3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

  1. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Сообщаем о невозможности удержать НДФЛ

31 января 2012 г. — последний день для подачи налоговыми агентами сообщений о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа за 2011 г. Данную информацию указанные лица должны направить налогоплательщику, а также в налоговую инспекцию по месту своего учета.

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ).

Напомним, что налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые названным налогом.

При этом перечисленные лица обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Сделать это они должны в определенном порядке. Так, сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет, рассчитывается в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 Кодекса.

Налогоплательщики НДФЛ — это физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ или получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По большому счету если налоговый агент не может удержать НДФЛ, то подобной обязанности у него и не возникает. В частности, к такому выводу пришли судьи ФАС Уральского округа в Постановлении от 10 июня 2009 г. N Ф09-3923/09-С2. Однако это вовсе не значит, что ситуацию можно так просто отпустить и не вспоминать о ней.

Невозможность удержать НДФЛ, что это?

Согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса в рассматриваемом случае необходимо письменно сообщить в ИФНС по месту своего учета, а также самому налогоплательщику о невозможности удержать налог и о сумме такового (Письма Минфина России от 29 августа 2011 г. N 03-04-05/3-611, от 19 августа 2011 г. N АС-4-3/13626, от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258, ФНС России от 28 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17996).

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@. По сути, с этой целью используется та же справка 2-НДФЛ, в поле «Признак» которой при этом проставляется цифра 2 (Письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290).

Срок ее представления в рассматриваемом случае — не позднее месяца с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. На этом обязанность источника выплаты как налогового агента прекращается (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12).

Штраф за неподачу справки о невозможности удержать ндфл

N 3-5-04/1040@ приведены следующие разъяснения. Организация, проводящая лотерею, признается налоговым агентом, в чьи обязанности входит исчисление суммы налога, но который при этом не имеет возможности произвести удержание НДФЛ из-за отсутствия выплат в денежной форме в пользу налогоплательщика.

Допустим, налоговый агент выплатил налогоплательщику доход в натуральной форме. Затем спустя некоторое время до окончания налогового периода (календарного года) он выплатил налогоплательщику еще доход, но уже в виде денежных средств. Тогда налоговый агент обязан из этих денег удержать НДФЛ, исчисленный с дохода в натуральной форме. При этом удерживаемые суммы налога не могут превышать 50 процентов суммы выплаты.

После окончания налогового периода, когда налогоплательщику были выплачены доходы, с которых не был удержан НДФЛ, и направления ему и налоговому органу письменного сообщения о невозможности удержать налог и его сумме обязанность по уплате данного обязательного платежа возлагается на налогоплательщика.

Согласно п. 9 ст. 226 Налогового кодекса уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

Налогоплательщик — получатель дохода, из которого не был удержан НДФЛ налоговым агентом, должен самостоятельно исчислить и уплатить налог на основании пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.

Необходимость извещения налогоплательщика о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и сумме этого обязательного платежа вызвана тем, что для правильного заполнения налоговой декларации он должен располагать данными как об источнике выплаты дохода, так и о размере дохода. А налоговому органу эти сведения нужны в целях осуществления налогового контроля, в первую очередь над получателем доходов.

Для них п.

  1. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
  2. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

  1. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

  1. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
  2. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц».

Таким образом, данной статьей установлены четкие правила исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента:

  • налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке с зачетом суммы налога, удержанной в предыдущие месяцы налогового периода;
  • налог по ставкам 9, 30 и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;
  • исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога;
  • удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50% суммы выплаты;
  • перечисление сумм налога производится не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату дохода либо дня перечисления средств на счет налогоплательщика или третьих лиц, в остальных случаях — не позднее дня, следующего за днем фактического получения дохода в денежной форме или дня, следующего за днем фактического удержания налога (для доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды);
  • налог перечисляется по месту нахождения налогового агента, а также по месту нахождения обособленных подразделений.

Причем по местонахождению головной организации налог перечисляется только за тех работников, которые работают непосредственно в ней. Сумма налога, которую надо перечислить в бюджет других городов (по местонахождению каждого обособленного подразделения), определяется, исходя из суммы дохода, выплаченного работникам этого обособленного подразделения;

  • если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика и налоговый агент определяет, что в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то он обязан в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств сообщить об этом письменно в налоговый орган по месту своего учета.

В пункте 5 статьи 226 НК РФ сказано, что форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной властиуполномоченнымпо контролю и надзору в области налогов и сборов Пунктом 2 Приказа ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ установлено что сообщение о невозможности удержать налог представляется по форме, утвержденной подпункте 1 пункта 1 данного приказа, то есть по той же форме, по какой представляются сведения о доходах (форме 2-НДФЛ). Этим же приказом утвержден и Порядок заполнения справки.

Таким образом, в отношении доходов, из которых невозможно удержать налог, компания также заполняет справку 2-НДФЛ Однако в данном случае она будет заполняться несколько иначе, чем справка по доходам, из которых НДФЛ был удержан.

Но прежде чем перейти к заполнению этого документа, обращаем ваше внимание, что с этого года форма 2-НДФЛ заполняется по новому шаблону.

Порядок представления сообщений

Порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@. Данный нормативный акт вступил в силу 8 ноября 2011 г.

Внимание! Приказ МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» утратил силу в связи с вступлением в действие Приказа ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@.

Согласно указанному Порядку рассматриваемые сообщения могут быть:

  • представлены налоговым агентом в налоговый орган лично или через представителя;
  • направлены в виде почтового отправления с описью вложения;
  • переданы в электронном виде по установленным форматам на электронных носителях или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) с применением квалифицированной электронной подписи налогового агента или его представителя.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Налоговые агенты представляют сведения в налоговый орган в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Внимание! Форма 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@.

Датой представления сообщений считается:

  • при представлении лично или представителем налогового агента в налоговый орган — дата их фактического представления;
  • при отправке по почте — дата их отправки почтовым отправлением с описью вложения;
  • при передаче в электронном виде на электронных носителях или по ТКС — дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронном виде по ТКС специализированного оператора связи или налогового органа.

Внимание! Приказ МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год» утратил силу в связи с вступлением в действие Приказа ФНС России от 16 сентября 2011 г.

Для них п.

Ситуация, когда удержать НДФЛ не представляется возможным, регламентирована п. 5 ст. 226 Налогового кодекса (Письма Минфина России от 29 августа 2011 г. N 03-04-05/3-611, ФНС России от 19 августа 2011 г. N АС-4-3/13626, от 16 июля 2012 г. N ЕД-4-3/11637@, от 28 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17996). В этом случае обязанности налогового агента будут считаться исполненными, если он письменно сообщит об этом факте и сумме неудержанного налога как налогоплательщику, так и налоговому органу по месту своего учета (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г.

К сведению! К доходам физлица в натуральной форме относятся: оплата за него товаров, услуг или работ, а также полученные им товары, выполненные в его интересах работы или услуги на безвозмездной основе (п. 2 ст. 211 НК).

В любом случае следует иметь в виду, что в целях применения п. 5 ст. 226 Налогового кодекса возможность удержания НДФЛ должна отсутствовать с момента получения физлицом дохода и вплоть до окончания налогового периода, то есть года (Письмо Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258). Дело в том, что согласно п. 4 ст.

226 Кодекса удержание начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику (Письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. N БС-4-11/20951). Проще говоря, если до конца года налоговый агент выплачивает физлицу какие-либо денежные средства, он обязан «вычесть» из них в том числе НДФЛ, не удержанный ранее, и положения п. 5 ст. 226 НК в данном случае неприменимы.

Форма сообщения о невозможности удержать НДФЛ и о сумме налога утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@. Она представляет собой ту же справку 2-НДФЛ, только в поле «Признак» при этом проставляется цифра «2» (Письма Минфина России от 27 октября 2011 г. N 03-04-06/8-290, ФНС России от 18 апреля 2011 г.

Порядок представления сообщения о невозможности удержать НДФЛ утвержден Приказом от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@ (далее — Порядок).

Как указали представители Федеральной налоговой службы в Письме от 22 ноября 2013 г. N БС-4-11/20951, если налоговый агент в установленном порядке и в надлежащие сроки письменно сообщил налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ и его сумме, то оснований для начисления пени у инспекторов нет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Очевидно, что в подобной ситуации нет и повода для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса. Ведь с момента направления соответствующего сообщения обязанности налогового агента считаются исполненными (Письма Минфина России от 12 марта 2013 г. N 03-04-06/7337, ФНС России от 26 октября 2012 г. N ЕД-4-3/18174@).

Если требования п. 5 ст. 226 Налогового кодекса налоговым агентом не выполнены, указали эксперты ФНС России в Письме от 22 ноября 2013 г. N БС-4-11/20951, пени могут быть начислены ему в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса в установленном порядке на дату вынесения решения по итогам выездной проверки.

Вместе с тем тот факт, что налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ, по существу, не меняет того обстоятельства, что сделать этого он не мог. В этом смысле позиция специалистов ФНС представляется довольно спорной и тем более сомнительной, если перенести их логику на применение налоговой ответственности.

И.Трусова

Особенности

На электронных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты сдают в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения.

Эта информация представляет собой файл (файлы) определенного формата. Она может быть размещена на дискетах 3,5″, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти. Сообщения направляются с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц, которые составляются на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Если количество сведений в одном файле превышает 3000 документов, то необходимо сформировать несколько файлов.

Сообщения, которые прошли форматный контроль, считаются сданными. Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в соответствующем протоколе.

Невозможность удержать НДФЛ, что это?

На бумажных носителях сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговые агенты представляют в налоговую инспекцию лично, через представителя либо направляют в виде почтового отправления с описью вложения, в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде, с сопроводительным реестром в двух экземплярах.

Представленными считаются сведения, прошедшие контроль заполнения. Сведения, не прошедшие данный контроль, изымаются из представленного пакета документов как ошибочные и возвращаются налоговому агенту или представителю налогового агента, из реестра вычеркиваются.

По результатам контроля заполнения оформляется соответствующий протокол.

В электронном виде по ТКС сообщения о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога налоговый агент представляет в налоговую инспекцию, не дублируя их на бумажном или электронном носителе.

Налоговый агент направляет эти сведения через специализированного оператора связи или через интернет-сайт ФНС России.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В течение 10 дней с даты отправки сообщений налоговый орган направляет агенту в электронном виде реестр и протокол приема сведений.

Представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в реестре, сформированном налоговым органом.

Для них п.

Ответственность

Если компания не выполнила вовремя свои обязательства по представлению указанных сведений, то ей грозят штрафные санкции.

Размер штрафа по статье 126 НК РФ составляет 200 руб. за каждый случай непредставления информации (то есть за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого). Причем, если сведения будут поданы, но с недостоверными показателями, то налоговому агенту грозит больший штраф – 500 руб.

Помимо этого, должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по статье 15.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.

Кстати, налоговый агент должен сообщить о невозможности взимания НДФЛ даже в случае, если положенный срок был пропущен. Об этом говорится в Письме ФНС от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@.

Если налоговый агент вовремя не сообщит в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога, то с него могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, такое несвоевременное сообщение может быть квалифицировано как грубое нарушение правил учета доходов. Это предполагает привлечение налогового агента к ответственности на основании ст. 120 Налогового кодекса. Согласно ей грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Ж.Кузьмина

Редактор-эксперт

Ж.Кузьмина

Редактор-эксперт

Неправомерное неудержание налога налоговым агентом, согласно Налоговому кодексу, является налоговым правонарушением и влечет за собой ответственность в виде штрафа. Учитывая, что нарушение это выражается в неперечислении налога в бюджет в установленный срок, на сумму недоимки подлежат также начислению соответствующие пени. Ну а как быть, если возможности удержать НДФЛ у налогового агента просто не было?

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых они являются, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Исключением являются лишь доходы физлиц, налог с которых рассчитывается и уплачивается по отдельным правилам, установленным ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.

1 и 228 Кодекса. Основная обязанность налоговых агентов — правильно и своевременно исчислить, удержать у физических лиц НДФЛ и перечислить его в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК).В том случае, если НДФЛ налоговым агентом удержан не был, непосредственно саму сумму налога налоговики взыскать с него не вправе.

Невозможность удержать НДФЛ, что это?

Ведь в подобной ситуации она находится в распоряжении физлиц, получивших соответствующие доходы, а вовсе не у налогового агента. Соответственно, именно они как непосредственные налогоплательщики остаются обязанными в отношении уплаты налога. Как указали представители Президиума ВАС РФ в Постановлении от 20 сентября 2011 г.

N 5317/11, взыскание этой суммы за счет собственных средств налогового агента в данном случае недопустимо. При этом что касается НДФЛ, то п. 9 ст. 226 Налогового кодекса установлен прямой запрет на уплату НДФЛ за счет собственных средств налогового агента.Однако неправомерное неудержание и (или) неперечисление налога в бюджет налоговым агентом в силу ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

123 Налогового кодекса являются налоговым правонарушением. Ответственность за него предусмотрена в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Кроме того, поскольку неудержание налога исключает возможность его своевременной уплаты в бюджет, не избежать налоговому агенту и начисления пени (ст.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector