Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Сверяемся с законодательством

Законодательство не содержит прямого запрета на передачу казенным учреждениям имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным учреждениям. Однако правовое положение таких организаций предопределяет ограничения, связанные с данными операциями.

Имущество государственных (муниципальных) казенных и бюджетных учреждений, принадлежащее им на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующих публично-правовых образований (ст. 120, 214, 215, 296 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Вместе с тем права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений, существенно ограничены (ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Так, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
  • недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

В свою очередь, права казенных учреждений на принятие какого-либо имущества также ограничиваются требованиями действующего законодательства. Так, до принятия имущества таким учреждениям следует оценивать свои возможности по его содержанию (технические и финансовые, с учетом положений п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).

Таким образом, передача имущества напрямую между бюджетным и казенным учреждением не будет противоречить требованиям действующего законодательства, если данная операция осуществляется по согласованию: • с органом, осуществляющим от имени публично-правового образования права собственника; с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и права учредителя; ^ с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Безвозмездное поступление основных средств в казенном учреждении

Чаще всего в образовательное учреждение основные средства и материальные запасы (далее — имущество) поступают от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача).

В то же время образовательное учреждение может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая. Как осуществляется процесс приема-передачи? Какими документами оформлять эти операции? Как в бухгалтерском учете отразить поступление и передачу имущества? Как начислить амортизацию по поступившему основному средству? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Правомерность передачи имущества

Согласно ст. 296 ГК РФ государственные (муниципальные) учреждения пользуются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества в установленных законом пределах.

Выясним, вправе ли учреждения самостоятельно распоряжаться материальными ценностями, закрепленными за ними на праве оперативного управления.

Из п. 4 ст. 298 ГК РФ следует, что казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия его собственника.

Автономные и бюджетные учреждения не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им на это собственником. Остальным имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, указанные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ {amp}lt;1{amp}gt;, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ {amp}lt;2{amp}gt;).

К сведению. Особо ценным является движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 в соответствии с требованиями п. 11 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ и п. 3.2 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ.

Таким образом, передача определенных видов имущества должна согласовываться бюджетными и автономными учреждениями с учредителями.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Документальное оформление передачи (получения) имущества

В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций (результатов операций) учреждение должно сформировать первичный учетный документ в момент их совершения, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции N 157н {amp}lt;3{amp}gt;).

Хозяйственная операция по передаче (получению) имущества (требующая согласования с учредителем) должна быть оформлена распорядительным актом (распоряжением) учредителя (учредителей) о передаче (получении) имущества.

— актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда);

— актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

— актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением в определенных законодательством РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке;

— актом о приемке материалов (ф. 0315004);

— товарно-сопроводительными документами, иными первичными учетными документами, подтверждающими передачу (получение) материальных ценностей.

Передача стоимости имущества и суммы начисленной амортизации (при ее наличии) оформляется извещением (ф. 0504805), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр извещения с отметкой учреждения о получении объекта имущества возвращается передающему учреждению.

Бухгалтерский учет операций по передаче (получению) Имущества

— передающего учреждения — нужно произвести списание балансовой стоимости ОС и суммы ранее начисленной амортизации (п. 29 Инструкции N 157н);

— принимающего учреждения — нужно поставить основное средство на учет по переданной балансовой стоимости и отразить в учете сумму ранее начисленной амортизации.

Материальные запасы у передающей стороны будут списываться согласно принятому в рамках учетной политики способу определения их стоимости при выбытии, а принимающая сторона по этой стоимости примет их к учету.

Приведем в таблице основные проводки по передаче (получению) имущества.

При передаче

При получении

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Казенные учреждения

Списание с учета (принятие к учету) объекта основных средств по ранее сформированной стоимости, полученного (переданного):

а) от учреждения, подведомственного одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача):

— на балансовую стоимость основного средства;

1 304 04 310

1 101 xx 410

1 101 xx 310

1 304 04 310

— на сумму начисленной амортизации

1 104 xx 410

1 304 04 310

1 304 04 310

1 104 xx 410

б) от учреждения, подведомственного другому главному распорядителю бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача):

— на балансовую стоимость основного средства;

1 401 20 241

1 101 xx 410

1 101 xx 310

1 401 10 180

— на сумму начисленной амортизации

1 104 xx 410

1 401 20 241

1 401 10 180

1 104 xx 410

Списание с учета (принятие к учету) материальных запасов, списанных (поступивших):

— от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств;

1 304 04 340

1 105 xx 440

1 105 xx 340

1 304 04 340

— от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета

1 401 20 241

1 105 xx 440

0 105 xx 340

0 401 10 180

Бюджетные учреждения

Списание с учета (принятие к учету) объекта основных средств по ранее сформированной стоимости, полученного (переданного) от государственных (муниципальных) учреждений:

— на балансовую стоимость основного средства;

0 401 20 241

0 101 xx 410

0 101 xx 310

0 401 10 180

— на сумму начисленной амортизации

0 104 xx 410

0 401 20 241

0 401 10 180

0 104 xx 410

Прекращение (закрепление) права оперативного управления материальными запасами при их передаче (получении)

0 401 20 241

0 105 xx 440

0 105 xx 340

0 401 10 180

0 210 06 660

Автономные учреждения

Списание с учета (принятие к учету) объекта основных средств по ранее сформированной стоимости, полученного (переданного) от государственных (муниципальных) учреждений:

— на балансовую стоимость основного средства;

0 401 20 241

0 101 xx 000

0 101 xx 000

0 401 10 180

— на сумму начисленной амортизации

0 104 xx 000

0 401 20 241

0 401 10 180

0 104 xx 000

Прекращение (закрепление) права оперативного управления материальными запасами при их передаче (получении)

0 401 20 241

0 105 xx 000

0 105 xx 000

0 401 10 180

Пример 1. На основании распорядительного акта между бюджетными образовательными учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств, произведена приемка-передача оборудования, приобретенного ранее за счет средств целевой субсидии, балансовой стоимостью 180 000 руб. (особо ценное движимое имущество).

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете передающего учреждения

Отражено в бухгалтерском учете списание:

— балансовой стоимости оборудования;

4 401 20 241

4 101 24 410 {amp}lt;*{amp}gt;

180 000

— начисленной амортизации

4 104 24 410

4 401 20 241

26 000

В учете принимающего учреждения

Отражено в бухгалтерском учете принятие оборудования:

— на сумму балансовой стоимости;

4 101 24 310

4 401 10 180

180 000

— на сумму начисленной амортизации

4 401 10 180

4 104 24 410

26 000

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Передача (поступление) имущества может происходить также между головным учреждением и его обособленным подразделением, состоящим на самостоятельном балансе. Стандартные проводки при этом в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом.

При передаче

При получении

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Передача (получение) между головным учреждением и обособленным подразделением:

а) основных

средств:

— на балансовую стоимость основного средства;

0 304 04 310

0 101 xx 410 (000) {amp}lt;*{amp}gt;

0 101 xx 310 (000)

0 304 04 310

— на сумму начисленной амортизации

0 104 xx 410 (000)

0 304 04 310

0 304 04 310

0 104 xx 410 (000)

б) материальных запасов

0 304 04 340

0 105 xx 440 (000)

0 105 xx 340 (000)

0 304 04 340

https://www.youtube.com/watch?v=user0283oksana

Пример 2. В филиал автономного учреждения поступило извещение о передаче ему от головного учреждения материальных запасов (относятся к прочим материальным запасам — иному движимому имуществу), приобретенных за счет средств от приносящей доход деятельности. Филиал наделен полномочиями юридического лица и ведет самостоятельный баланс.

В таком случае учет ведется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной .

Оформите получение актива документально

При передаче имущества учреждения должны располагать:

  • распорядительным актом уполномоченного органа, предусматривающим закрепление права оперативного управления за казенным учреждением (прекращение права оперативного управления имуществом у бюджетного учреждения);
  • актом уполномоченного органа, подтверждающим согласование передачи имущества (при передаче особо ценного движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения);
  • документами, подтверждающими внесение изменений в бюджетную смету казенного учреждения (при необходимости).

Кроме того, на основании информации, предоставленной учреждениями в ходе безвозмездной передачи имущества, соответствующие изменения должны быть внесены в реестр имущества публично-правового образования. Бюджетное учреждение в установленном порядке также должно предоставить информацию для корректировки в учете данных о величине вложений учредителя в имущество, отражаемых учредителем на счете 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях».

Безвозмездная передача имущества, минуя счета учета казны, т. е. напрямую между бюджетным и казенным учреждением, в установленном порядке может быть совершена в рамках одного публично-правового образования (см. письмо Минфина России от 01.04.2011 № 02-06-10/1209).

Если меняется собственник имущества (например, имущество передается из собственности субъекта РФ в собственность муниципального образования), то на счетах по учету имущества казны обязательно должно быть отражено поступление активов и их передача казенному учреждению. Более того, данное правило будет справедливо и в том случае, если отгрузка имущества была произведена непосредственно в казенное учреждение.

Принятие актива к учету формляется  документами, формы и порядок применения которых утверждены Приказом  Минфина России № 52н.

Получение основного средства  оформляется  приходным ордером (ф. 0504207).Приходный ордер (ф. 0504207) оформляется в данном случае независимо от того, от кого  получено основное средство, от  организации или гражданина. Но обязательным условием составления приходного ордера будет наличие первичного товаросопроводительного документа (п. 7 Инструкции № 157н).

Если же основное средство поступает без сопроводительного документа, по каким-либо причинам он оформлен не был, то оформить  приходный ордер (ф. 0504207)  не получится, т.к.  факт передачи и осмотра объекта не зафиксирован документально. В этом случае, комиссия  по поступлению должна в одностороннем порядке осмотреть объект и принять решение о приемке объекта. Это решение оомрмляется Актом  приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

После того как факт приемки будет оформлен приходным ордером (ф. 0504207)  или актом (ф. 0504220)  следует оформить еще  и Акт о приемке-передаче по форме 0504101. Данный Акт подтвердит ввод  объекта в эксплуатацию.

Оформленные акты утверждаются руководителем. Учет операций по поступлению основных средств ведется:

  • в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету объектов основных средств по сформированной первоначальной стоимости или операций по увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию;
  • в Журнале по прочим операциям – по иным операциям поступления объектов основных средств (п. 55 Инструкции № 157н).

Далее рассмотрим бухгалтерские записи. Они зависят от статуса учреждения (ведь для каждого типа учреждения предусмотрена своя инструкция по учету). Если учреждение оплачивает покупку основного средства из двух источников
читайте в журнале →

Оформите получение актива документально

Счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

010851000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

010852000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

010853000 «Ценности государственных фондов России»;

010854000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

010855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

010856000 «Материальные запасы, составляющие казну»;

010857000 «Прочие активы, составляющие казну»;

010891000 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

010892000 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

0108953000 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Принятие к бухгалтерскому учету вновь выстроенных (созданных, приобретенных) зданий, сооружений и иного имущества, отнесенного согласно законодательству Российской Федерации к недвижимому имуществу, в составе имущества казны (в том числе воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания), движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, за исключением объектов библиотечного фонда, по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, увеличении первоначальной (балансовой) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы».

Поступление по сформированной стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010850000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (010851310, 010852310, 010854320, 010855330, 010856340, 010857310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» (030404310, 030404320, 030404330, 030404340) (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета), счетов 040110189 «Иные доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц), 040110151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов), 040110152 «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 040110153 «Доходы от поступления от международных финансовых организаций».

Выбытие нефинансовых активов имущества казны отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» (030404310, 030404320, 030404330, 030404340) (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета), счетов 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям), 040120242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», 040120251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней бюджетов), 040120252 «Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств», 040120253 «Расходы на перечисления международным организациям» по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010850000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (010851410, 010852410, 010854420, 010855430, 010856440, 010857410).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Списание сумм начисленной амортизации объектов имущества казны при их выбытии, в том числе при списании, реализации, вложении в уставный капитал (фонд) организаций, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций, физическим лицам, наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным финансовым организациям, передаче в финансовую (неоперационную) аренду отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010450000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (010451411, 010452411, 010454421) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» (010851410 — 010853410, 010854420, 010855330, 010857410).

Передача имущества казны в операционную аренду, безвозмездное пользование (срочное), в доверительное управление, на хранение отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» (010851310, 010852310, 010854320, 010855330, 010857310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» (010851310, 010852310, 010854320, 010855330, 010857310) с одновременным отражением в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта нефинансовых активов.

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Вложение имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций отражается в размере их остаточной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 021530000 «Вложения в акции и иные формы участия в капитале» (021531530 — 021534530), 010400000 «Амортизация» (010451410, 010458410, 010459420) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» (010851410, 010852410, 010854420, 010855430, 010856440, 010857410).

Изменение стоимости земельных участков в составе государственной (муниципальной) казны, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 010855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» и кредиту счета 140110180 «Прочие доходы» в сумме изменения: в случае увеличения балансовой стоимости в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости — со знаком «минус».

39. Изменение стоимости активов в драгоценных металлах, драгоценных камнях, ювелирных и иных изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней, составляющих Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее — ценности Госфонда России, Госфонд России) или государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (далее — ценности Госфонда субъекта Российской Федерации, Госфонд субъекта Российской Федерации), в результате переоценки их первоначальной (балансовой) стоимости отражается по дебету счета 010853310 «Увеличение стоимости ценностей государственных фондов России» и кредиту счета 040110171 «Доходы от переоценки активов и обязательств» (положительная переоценка) или по дебету счета 040110171 «Доходы от переоценки активов и обязательств» и кредиту счета 010853410 «Уменьшение стоимости ценностей государственных фондов России» (отрицательная переоценка).

Изменение стоимости ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации в связи с полученными положительными весовыми разницами при осуществлении сортировки, разработки, объединения и аттестации ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации (изменение количественных, качественных характеристик) отражается по дебету счета 010853310 «Увеличение стоимости ценностей государственных фондов России» и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами».

Изменение стоимости ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации в связи с полученными отрицательными весовыми разницами при осуществлении сортировки, разработки, объединения и аттестации ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации (изменение количественных и качественных характеристик) отражается по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 010853410 «Уменьшение стоимости ценностей государственных фондов России».

Положительная курсовая разница при переоценке ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражается по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 010853310 «Увеличение стоимости ценностей государственных фондов России» и кредиту счета 040110171 «Доходы от переоценки активов и обязательств».

Отрицательная курсовая разница при переоценке ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 010853410 «Уменьшение стоимости ценностей государственных фондов России» и дебету счета 040110171 «Доходы от переоценки активов и обязательств».

принятие к бюджетному учету ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации в состав имущества казны по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, отражается по дебету счета 010853310 «Увеличение стоимости ценностей государственных фондов России» и кредиту счета 010631310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество»;

принятие к бюджетному учету ценностей Госфонда России, Госфонда субъекта Российской Федерации по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении, отражается по дебету счета 010853310 «Увеличение стоимости ценностей государственных фондов России» и кредиту счета 040110189 «Иные доходы»;

Отражаем операции

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственной операции по передаче при осуществлении основной деятельности материальных запасов напрямую между бюджетным и казенным учреждением в рамках одного публично-правового образования.

Согласно п. 37 Инструкции № 174н передача материальных запасов государственному (муниципальному) учреждению, в т. ч. при прекращении права оперативного управления, отражается в учете бюджетного учреждения по кредиту счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и дебету счетов:

  • 4 210 06 560 «Увеличение расчетов с учредителем» (при передаче недвижимого и особо ценного движимого имущества);
  • 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (при передаче иного имущества). Безвозмездное получение материальных запасов от государственных и муниципальных организаций отражается в учете казенного учреждения по дебету счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 23 Инструкции № 162н).

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно1. При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней2. То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

Номер счета Наименование счета
0 101 10 000 Основные средства – недвижимое имущество учреждений
0 101 11 000 Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 12 000 Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 13 000 Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п. 29 Инструкции № 157н3).

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

– КРБ {amp}lt;1{amp}gt; – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ {amp}lt;2{amp}gt; – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ {amp}lt;3{amp}gt; – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции.

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Пример 1

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Внутриведомственная передача нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ {amp}lt;1{amp}gt; 1 304 04 310 КРБ {amp}lt;1{amp}gt; 1 101 12 410 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ {amp}lt;1{amp}gt; 1 104 12 410 КРБ {amp}lt;1{amp}gt; 1 304 04 310 400 000

В учете принимающей стороны

Внутриведомственное получение нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 107 11 310 КРБ {amp}lt;1{amp}gt; 1 304 04 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ {amp}lt;1{amp}gt; 1 304 04 310 КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 107 11 410 400 000
Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)** 01 1 200 000

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

Безвозмездная передача имущества между бюджетными учреждениями

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 101 12 310 КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 107 11 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 107 11 410 КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 104 12 410 400 000
Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета 01 1 200 000
Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 401 20 271 КРБ {amp}lt;3{amp}gt; 1 104 12 410 10 000

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

Передача-получение ОС без остаточной стоимости

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее здание

1

Списана стоимость переданного здания:

— сумма начисленного износа

1411

1013

210000

9

— остаточная стоимость

8411

1013

20000

9

2

Отнесена на финансовый результат отчетного периода остаточная стоимость

5511

8411

20000

17*

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость здания при списании

5111

5512

230000

17*

Учреждение, безвозмездно получившее здание

1

Отражена стоимость безвозмездно полученного здания

1013

2117

230000

4

2

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученного объекта

2313

7511

230000

3, 14

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученного объекта

7511

5111

230000

17*

— кассовые расходы

2117

2313

230000

3, 4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученный объект (на основании полученных документов)

5111

1411

210000

17*

4

Начислена амортизация на безвозмездно полученный объект (ежеквартально)

8014

1411

766,66

17*

Одновременно вторая запись

5111

7511

766,66

14

5

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

766,66

17*

6

Закрыт счет доходов в части начисленной амортизации

7511

5511

766,66

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

Рассмотрим дальнейшую судьбу указанного безвозмездно полученного имущества.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражены результаты переоценки здания на сумму:

— дооценки первоначальной стоимости

1013

5311

176830

17*

— корректировки суммы износа

5311

1411

54320

17*

2

Отнесены к накопленным финансовым результатам итоги дооценки

5311

5512

122510

17*

3

Получены бюджетные ассигнования для оплаты услуг оценщика

2313

7011

18500

2

4

Получены услуги по оценке имущества (на основании акта об оказанных услугах)

8013

6211

18500

4

5

Перечислена оплата за услуги по оценке имущества

6211

2313

18500

2, 4

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее ОС

1

Списана сумма начисленного износа и первоначальная стоимость ОС

1411

1014

125000

9

2

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость техники при списании

5111

5512

125000

17*

Учреждение, безвозмездно получившее ОС

1

Отражена стоимость безвозмездно полученных ОС

1014

2117

125000

4

2

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученных объектов

2313

7511

125000

3, 14

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученных объектов ОС

7511

5111

125000

17*

— кассовые расходы

2117

2313

125000

3, 4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученные объекты (на основании полученных документов)

5111

1411

125000

17*

4

Увеличена первоначальная стоимость объектов на сумму ликвидационной стоимости

1014

5111

14000

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

Операции с муниципальным имуществом

ство. Договор дарения также подлежит государственной регистрации прав собственности.

Аренда. В аренду могут быть переданы здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения; оборудование, транспортные средства и другое имуще­ство, не теряющее натуральных свойств в процессе использования.

Организации и граждане, желающие взять в аренду муниципальное имуще­ство, подают заявку в Комитет. Заявка должна быть рассмотрена в течение опре­деленного времени со дня ее регистрации. При поступлении нескольких заявок проводятся коммерческие торги, которые выигрывает тот, кто предоставляет наи­лучшие условия аренды.

Администрация может выставить обязательные условия аренды (например, ин­вестиции в арендуемый объект, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и т. п.). Если все условия согласованы, заключается договор аренды между Комитетом и арендатором. Пос­ледний берет на себя коммерческий риск, самостоятельно осуществляет хозяй­ственную деятельность на базе арендованного имущества, получает прибыль. Срок аренды определяет Комитет с учетом интересов муниципального образования. Арендная плата служит одним из источников доходов местного бюджета.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В отдельных случаях на сдачу муниципального имущества в аренду может проводиться некоммерческий конкурс, когда от арендатора требуют выполнения определенных условий. Целевым назначением, без проведения конкурса, му­ниципальное имущество может передаваться в аренду в исключительных слу­чаях — конкретному арендатору под определенный вид деятельности.

  1. § 2. Муниципальная собственность (муниципальное имущество)
  2. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
  3. Состав и использование муниципального имущества
  4. ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
  5. ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
  6. Состав и общая характеристика муниципального имущества
  7. Владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом
  8. Экономические проблемы управления муниципальным имуществом
  9. 14.8. Продажа государственного или муниципального имущества
  10. 14.10. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
  11. Управление муниципальным имуществом
  12. 7.7. Наследование имущества, предоставленного наследодателю государством или муниципальным образованием на льготных условиях
  13. Глава 14. Приватизация государственного и муниципального имущества
  14. 14.9. Продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе
  15. 14.6. Способы приватизации. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ
  16. Имущество расположено вне места государственной регистрации организации. Куда необходимо представлять налоговую декларацию по указанному имуществу?

— Менеджмент и маркетинг — Политология — Психология — Философия — Финансы — Юриспруденция — Knigi.News

Введение

Глава 1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, как элемент финансово-экономических основ местного самоуправления в России

1.1 Сущность муниципальной собственности

1.2 Муниципальная собственность: операции

1.3 Проблемы разграничения управления муниципальным имуществом

Глава 2. Совершенствование системы страхования муниципального имущества ЗАТО Озерный

2.1 Схема страхования государственного (муниципального) имущества

2.2 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2.3 Основная цель, задачи программы и направления реализации

https://www.youtube.com/watch?v=useroksana0283

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Как содержание, так и осуществление его правомочий в принципе не имеют различий в зависимости от субъектного состава, т.е. от того, о каком собственнике идет речь — о частном или публичном.

а) укрепляет основы народовластия;

б) создает условия для обеспечения жизненных интересов населения;

в) проводит мероприятия по социальной защите населения.

г) стабилизирует политическую систему;

д) готовит кадры для муниципальных органов.

Важнейшей задачей является развитие местной, муниципальной демократии, создание оптимальной и эффективной системы местного самоуправления, как необходимого условия обретения Россией качеств правового демократического государства.

Муниципальное право призвано создать необходимые правовые условия для реализации конституционных принципов формирования и деятельности местного самоуправления, самостоятельного решения населением всех вопросов местного значения, развития форм и институтов прямой демократии.

Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, создавая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение методов управления государственным и муниципальным имуществом.

Объект исследования – операции с муниципальным имуществом.

Предмет исследования – регулирование операций с муниципальным имуществом.

Изучить сущность муниципальной собственности;

Исследовать муниципальную собственность: операции;

Выявить проблемы разграничения управления муниципальным имуществом;

Проанализировать совершенствование системы страхования муниципального имущества ЗАТО Озерный.

Право собственности ассоциируется в современной России с понятием «частная собственность» что является отражением, по меткому выражению С.В. Полениной, «частноправового» крена в процессе развития системы права и системы законодательства». Всякого рода публичная собственность рассматривается как основной источник формирования частной собственности, ее обвиняют в неэффективности, ненадлежащем выполнении возложенных функций. Не является исключением и муниципальная собственность.

Одной из существенных черт собственности является то, что в результате реализации отношений собственности возникает эффект удовлетворения потребностей индивидов, обладающих определенными правами в отношении блага. Законодатель, вмешиваясь в этот процесс, путем установления определенных «правил игры» влияет на возможность эффективного использования тех или иных объектов права собственности, делая иногда их абсолютно недоступными либо абсолютно незащищенными.

Муниципальная собственность является особенно уязвимой в силу своих отличительных черт:1

1) неспособности совладельца муниципальной собственности продать или передать свою долю участия в ней, а также уклониться от обладания ею, единственным способом уклонения от обладания данным видом собственности является изменение места жительства;

2) отсутствия тесной связи между поведением индивидуальных совладельцев муниципальной собственности и результатами ее использования;

3) меньшей заинтересованности в контроле за использованием имущества, что создает условия для злоупотребления бюрократического аппарата своим положением в личных интересах;

4) отсутствия надежного способа выявления общественного интереса.

Таким образом, задачей законодателя является, с одной стороны, обеспечение равной доступности всем членам общества к объектам муниципальной собственности, с другой стороны — ограничение органов местного самоуправления, наделенных в силу действующего законодательства правами владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в принятии решений, не соответствующих интересам большинства населения.

Институт муниципальной собственности существует в системе российского права сравнительно непродолжительное время, несмотря на то что имущественные отношения, связанные с принадлежностью имущественных благ территориальным коллективам, существовали и развивались в течение длительного периода.

Процесс политических преобразований в обществе вызвал к жизни институт местного самоуправления, который с необходимостью потребовал формирования законодательных положений о праве муниципальной собственности. Первым законом, посвященным вопросам местного самоуправления, стал Закон СССР от 9 апреля 1990 г.

«Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», которым было введено понятие коммунальной собственности. Муниципальная собственность впервые была упомянута в Законе РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». В соответствии со ст. 37 указанного Закона муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории.

Важным этапом формирования объектного состава муниципальной собственности стало принятие Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

С принятием Конституции РФ 1993 г. муниципальная собственность получила конституционное закрепление.2

Исторический анализ законодательства позволяет сделать вывод о преимущественно публично-правовых методах регулирования данного института. Современный законодатель также склоняется к этому методу. В связи с проводимой с 2003 г. реформой местного самоуправления и принятием Федерального закона от 06.10.

2003 N 131-ФЗ (далее — 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормы гражданского законодательства (частного права) оказались «потеснены» положениями административного законодательства (публичного права) с присущим ему распорядительным типом правового регулирования. В настоящее время Законом установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.

Нормативные документы и сокращения

Унифицированного бланка для безвозмездной передачи товаров или материалов законодательство не предусматривает. Составьте его в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, в виде акта приема-передачи или товарной накладной по форме ТОРГ-12.

НП(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

Договор безвозмездной передачи имущества по ГК РФ

Договор ссуды – правовая договоренность, в которой оговариваются правила предоставления собственником другому лицу — получателю собственности даром. Регламентируется он главой 36 ГК РФ и ему присущи следующие обязательные черты:

  • Плата за предоставляемое имущество не взимается;
  • Ссудополучатель не обязан совершать ответные шаги;
  • Сделка носит временный или бессрочный характер;
  • Ссудополучатель не имеет права передавать права пользования другому лицу.

По своей сути он похож на договор аренды и займа, поэтому важно знать их основные отличия:

  • Согласно главе 34 ГК аренда . Кроме того, арендатор должен производить только текущий ремонт, в то время как получатель берет на себя обязательства и по текущему, и по капитальному ремонту. Исключение может быть, если в соглашении предусмотрено иной вариант.
  • Глава 32 ГК гласит, что при предоставлении в безвозмездное пользование происходит смена собственника, то есть временной период четко не очерчен, при этом возврату подлежит тот же объект владения.
  • Займ регламентируется главой 42 ГК. В нем прописано, взамен заемщик может вернуть деньги либо недвижимость.

Обязательная информация, которую нужно указать следующая:

  • Данные ссудодателя и ссудополучателя;
  • Сведения о предоставляемом в дар объекте;
  • Цель осуществления действия;
  • Обязанности и ответственность участников сделки;
  • Оценка стоимости и документальное подтверждение объекта;
  • Затраты ссудополучателем на ремонт и содержание;
  • Дополнительные условия;
  • Подписи.

В бизнесе часто бывает, что предоставление товара без оплаты осуществляется с участием юридических лиц. При этом согласно ст. 575 ГК РФ дарение собственности между юридическими лицами запрещено законом. Передача даров в этом случае возможна, но это могут быть подарки стоимостью не более 3 тысяч рублей.

Если одной из сторон является юридическое лицо, а другой физическое, договор бесплатной передачи собственности может быть заключен без ограничений в стоимости. Образец договора ссуды между участниками, одним из которых является организация, должен содержать обязанности сторон по ремонту.

В муниципальную собственность передача какого-либо объекта может быть осуществлена как из федеральной собственности, а также юридическим и физическим лицом. При этом согласия муниципалитета данная процедура не требуется. Представленный процесс проводится в соответствии с положениями законодательства.

В случае безвозмездной передачи объекта в пользование отдельному муниципалитету, необходимо составить соответствующее соглашение. В содержании документа должна быть отражена вся информация, что и в стандартной форме акта.

Предоставление недвижимости или другого вида собственности без взимания платы с бюджетной организации становится довольно популярным явлением. В этом случае собственник выступает в качестве ссудодателя, а бюджетное учреждение в качестве ссудополучателя в соответствии со статьей 288 ГК РФ.

Образец этого документа содержит те же пункты, что и стандартная форма соглашения предоставления имущества даром. Если собственностью является недвижимость, бюджетному учреждению должны быть предоставлены все необходимые документы на имущество. Представленный образец соответствует всем правилам, однако в нем необходимо отметить ключевые моменты, характерные для данного случая.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Многие крупные организации оказывают помощь некоторым категориям нуждающихся граждан. Эта процедура должна быть закреплена на бумаге, порядок осуществления такой деятельности регулируется федеральным законодательством.

Такой документ может быть заключен как между юридическими, так и между физическими лицами, причем его особенностью является освобождение от налогов принимающей стороны и расходование средств на строго ограниченные цели.

Список категорий предметов, которое может быть передано в благотворительных целях, строго ограничен. Однако следует знать, что недвижимость входит в данный перечень. При этом требуется оформить соответствующее соглашение участников сделки. Форма такого соглашения не строго регламентирована и может подлежать изменению сторонами. Необходимо лишь помнить о проверке образца документа опытным юристом.

Учет поступившего имущества бюджетными учреждениями

Доходов от безвозмездной передачи товаров (материалов) в бухучете не возникает (ПБУ 9/99 и ПБУ 5/01). В составе прочих расходов учитывается стоимость передаваемых товаров (материалов), а также расходы, связанные с их передачей (п. 11 ПБУ 10/99).

Дебет 91-2 Кредит 41 (10)

– отражена стоимость безвозмездно переданных товаров (материалов);

Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76…)

– учтены расходы, связанные с безвозмездной передачей товаров (материалов), например, на доставку.

Для отражения операций по поступению объектов основных средств бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией утв. . 

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Объекты основных средств, полученные по договору дарения, пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, равной их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования.

Принятие актива к учету при закреплении права оперативного управления при безвозмездном поступлении  отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 106 00 000 и кредиту счета 0 401 10 180. Получение объекта основных средств в рамках расчетов между головным учреждением  при закреплении права оперативного управления, в том числе при реорганизации, отражается в учете с использованием счета 0 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств» (п. 9  Инструкции № 174н).

Полученный объект осноных средств принимается к бухгалтерскому учету по сформированной балансовой стоимости с одновременным отражением суммы ранее начисленной амортизации (п. 29  Инструкции № 157н). Безвозмездное поступление объектов основных средств от органа, выполняющего в отношении учреждения функции и полномочия учредителя , от иных органов власти и государственных (муниципальных) учреждений с закреплением на праве оперативного управления, отражается  с использованием счетов 4 210 06 000 «Расчеты с учредителями», 4 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 9 Инструкции № 174н,)

Обратите внимание,  Минфином России в  Письмо  от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 по данному вопросу приведены дополнительные разъяснения, из которых следует, что при поступлении объектов основных средств — особо ценного имущества от учредителя применяется счет 0 401 10 180 «Прочие доходы».

При этом, по нашему мнению, такие разъяснения (в части применения счета 0 401 10 180) можно распространить и на отражение в бухгалтерском учете поступления от учредителя иного имущества, не являющегося особо ценным.

Следует отметить, что в соответствии с Письмом  Минфина России N 02-06-07/3798 на счете 0 210 06 000 отражается только показатель расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом, равный его балансовой стоимости. Полученный объект основных средств принимается к бухгалтерскому учету по балансовой стоимости с одновременным отражением суммы ранее начисленной амортизации (п. 27, 29 Инструкции № 157н п. 27 Инструкции № 174н).

Безвозмездное получение бюджетными  учреждениями основных средств от наднациональных организаций и правительств иностранных государств отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 2 401 10 152 «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств» (п.

Пример 3

За бюджетным учреждением  на основании первичных документов (акта и извещения) закреплено право оперативного управления учредителем на объект недвижимого имущества (нежилое помещение) балансовой стоимостью 12 млн руб. (сумма накопленной амортизации – 4,5 млн руб.).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена балансовая стоимость нежилого помещения

4 101 12 310 «Увеличение стоимости нежилых помещений — недвижимого имущества учреждения»

4 401 10 180 «Прочие доходы»

12 000 000

Отражена в учете сумма накопленной амортизации нежилого помещения

4 401 10 180 «Прочие доходы»

4 104 12 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости нежилых зданий — недвижимого имущества учреждения»

4500 000

Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета в госучреждениях регулируется:

  • В бюджетных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
  • В автономных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н);
  • В казенных учреждениях – Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).

Вместе с тем бухгалтерский (бюджетный) учет в учреждениях регулируется Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), которая является общей для любого типа учреждений.

Согласно п. 116 Инструкции № 157н передача (возврат) материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям отражается путем внутреннего перемещения материальных запасов. Списание передаваемых ценностей с балансового учета не производится.

Дебет Х 105 ХХ 340 (организация подрядчик) Кредит Х 105 ХХ 340 (материально-ответственное лицо учреждения) – переданы материальные запасы сторонней организации.

Передача-получение ОС с остаточной стоимостью

Приобретение материальных запасов по фактической (сформированной) стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счетов 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов».

Безвозмездное получение материальных запасов, в том числе по централизованному снабжению, распоряжению, извещению, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счетов 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств), 040110180 «Прочие доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц), 040110151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов).

Оприходование материальных запасов в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Оприходование материальных запасов в сумме их фактической стоимости, сформированной при безвозмездном получении, в том числе в рамках нескольких договоров отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Оприходование материальных запасов в сумме их фактической стоимости, сформированной при их изготовлении хозяйственным способом, (не для продажи) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Оприходование материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) и кредиту счета 040110172″Доходы от операций с активами».

Принятие к бюджетному учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров и т.п.), остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, в том числе работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, отражается по дебету счетов 010534340 «Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения», 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы».

Оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы».

Принятие к бюджетному учету материальных запасов, поступивших в натуральной форме при возмещении ущерба, причиненного виновным лицом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами».

Принятие на баланс спецоборудования после выполнения работ в соответствии с условиями договора (в случае если спецоборудование не подлежит возврату заказчику) по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету отражается по дебету счета 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 040110180 «Прочие доходы» с одновременным отражением на забалансовом счете 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками».

Оприходование материальных запасов, не поступивших на отчетную дату, при их получении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы» (010531340 — 010536340) и кредиту счета 010733340 «Увеличение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути».

29. отражение суммы торг наценки на товарыУвеличение стоимости товаров в продаже (торговом зале) за счет наценки отражается по дебету счета 010538340 «Увеличение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 010539340 «Увеличение за счет наценки стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения».

Суммы торговой наценки по товарам реализованным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., отражаются по кредиту счета 010539340 «Увеличение за счет наценки стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения» и дебету счета 040110130 «Доходы от оказания платных услуг» методом «Красное сторно».

34. счет «Вложения в нефинансовые активы»

Списание произведенных вложений в объекты незавершенного строительства, уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту счетов 010611410 «Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», 010631410 «Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения».

62. Поступления средств на счет оформляется следующими бухгалтерскими записями: поступления от реализации нефинансовых активов отражаются по дебету счета 020301510 «Поступления средств, распределяемых между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040210400 «Поступления в бюджет от реализации нефинансовых активов» (040210410 — 040210440);

63. Перечисления в соответствующие бюджеты оформляются следующими бухгалтерскими записями: Перечисление плательщикам сумм невыясненных поступлений по их заявлениям, по которым не имеется оснований для отнесения таких платежей к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджетную систему Российской Федерации, отражается по кредиту счета 020301610 «Выбытия средств, распределяемых между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и дебету счета 040210180 «Поступления в бюджет по прочим доходам».

65. Поступления средств бюджета на счет органа, осуществляющего кассовое обслуживание, оформляются следующими бухгалтерскими записями: поступление средств в погашение предоставленных бюджетных кредитов, от погашения (реализации) ценных бумаг и выбытия (реализации) иных финансовых активов отражается по дебету счета 020312510 «Поступления средств бюджета на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030712600 «Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по выбытию финансовых активов» (030712610 — 030712650);

поступления собственных средств, субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций, средств по обязательному медицинскому страхованию отражаются по дебету счетов 020313510 «Поступления средств бюджетных учреждений на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание», 020314510 «Поступления средств автономных учреждений на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание», 020315510 «Поступления средств иных организаций на счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание», и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 030713100 «Расчеты по операциям бюджетных учреждений по доходам» (030713120 — 030713140, 030713152, 030713153, 030713171, 030713180), 030714100 «Расчеты по операциям автономных учреждений по доходам» (030714120 — 030714140, 030714152, 030714153, 030714171, 030714180), 030715100 «Расчеты по операциям иных организаций по доходам» (030715120 — 030715140, 030715152, 030715153, 030715171, 030715180), 030713400 «Расчеты по операциям бюджетных учреждений по выбытию нефинансовых активов» (030713410 — 030713440), 030714400 «Расчеты по операциям автономных учреждений по выбытию нефинансовых активов» (03071410 — 030714440), 030715400 «Расчеты по операциям иных организаций по выбытию нефинансовых активов» (030715410 — 030715440), 030713600 «Расчеты по операциям бюджетных учреждений по выбытию финансовых активов» (030713610 — 030713650), 030714600 «Расчеты по операциям автономных учреждений по выбытию финансовых активов» (030714610 — 030714650), 030715600 «Расчеты по операциям иных организаций по выбытию финансовых активов» (030715610 — 030715650), 030713700 «Расчеты по операциям бюджетных учреждений по долговым заимствованиям» (030713710, 030713720), 030714700 «Расчеты по операциям автономных учреждений по долговым заимствованиям» (030714710, 030714720), 030715700 «Расчеты по операциям иных организаций по долговым заимствованиям» (030715710, 030715720);

78. «расчеты по доходам»Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями

https://www.youtube.com/watch?v=upload

перечисление сумм возвратов доходов бюджета плательщикам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020511560, 020521560, 020531560, 020541560, 020551560 — 020553560, 020561560, 020571560 — 020575560, 020581560) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 021002000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» (021002110 — 021002180), 021004000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» (021004110 — 021004180);

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее МНМА

1

Начислена амортизация в месяце списания МНМА с баланса

8014

1412

300

17*

2

Списана стоимость МНМА

1412

1113

600

9

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость МНМА при списании

5111

5512

600

17*

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация

5511

8014

300

17*

Учреждение, безвозмездно получившее МНМА

1

Отражена стоимость безвозмездно полученного МНМА

1113

2117

600

4

2

Одновременно отражены:

— доход от безвозмездно полученного МНМА

2313

7511

600

3, 14

— увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученного МНМА

7511

5111

600

17*

— кассовые расходы

2117

2313

600

3,4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученный МНМА (на основании полученных документов)

5111

1412

600

17*

4

Увеличена первоначальная стоимость МНМА на сумму ликвидационной стоимости

1113

5111

180

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.08.2017 г. № 755.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector