Классификация учреждений культуры

Основные типы и виды учреждений культуры.

Предмет,
цели, задачи, основные понятия курса;
основные исторические этапы развития
социокультурной деятельности в России;
сущность, принципы, функции и методы
социально-культурной деятельности;
субъекты и объекты, уровни социально-культурной
работы; современные тенденции
социально-культурного развития; сущность
социально-культурной политики, ее цели,
направленность и взаимосвязь с современной
практикой.

Учебная
дисциплина «Теория СКД» является
составной частью цикла «Социально-культурная
деятельность», включающая помимо неё
курсы «История СКД» и «Технология
СКД». Дисциплина ориентирована на
систематизированное и научно-обоснованное
изложение сущности и закономерностей
организации социально-культурной
деятельности профессиональными и
непрофессиональными субъектами в
условиях свободного времени.

https://www.youtube.com/watch?v=http:c

«Теория
СКД» выступает в качестве методологической
и профилирующей базы по отношению ко
всем дисциплинам общепрофессионального
и специального циклов учебных курсов
Государственного образовательного
стандарта
высшего профессионального образования
в области культуры и искусства (ГОС) с
присвоением квалификаций «Менеджер
СКД», «Технолог СКД», «Постановщик
культурно-досуговых программ».

В
соответствии с концепцией действующего
ГОС она
является фундаментальной основой для
подготовки специалиста,
владеющего научно-исследовательскими,
учебно-педагогическими,
производственно-практическими,
научно-методическими, экспертно-консультационными
видами и механизмами профессиональной
деятельности.

В
процессе
изучения курса «Теория СКД»
студентами осваиваются
общественные принципы, функции, сферы,
субъекты, содержание, средства, методы
и формы организации досуга. Они
проектируются на различные социальные
слои, группы и категории населения,
личность с учетом многообразия
социокультурных, региональных и
национальных условий.

Учебным
планом предусмотрен курсовой экзамен,
основные темы выносятся на итоговую
государственную аттестацию, по результатам
которой присваивается соответствующая
квалификация.

______________________________________________________________________________________

Предмет,
цели и задачи, понятийный аппарат и
источники курса. Социально-культурная
деятельность как специализированная
область общественной практики.
Философско-гуманистические основания
социально-культурной деятельности.

Классификация учреждений культуры

Социально-культурная
деятельность как интегратор общественного
взаимодействия и фактор творческого
развития личности.

Теоретические
основы социально-культурной деятельности.
Теория социально-культурной деятельности
как фундаментальное научно-образовательное
направление, синтезирующее научные
достижения культурологии, социологии,
психологии, педагогики и других отраслей
научного знания. Становление и развитие
социально-культурной деятельности как
направления научных исследований.
Основные научные парадигмы
социально-культурной деятельности.
Основные научные школы в теории
социально-культурной деятельности.

Сущность,
принципы, функции и методы социально-культурной
деятельности.

Сферы
реализации педагогического потенциала
социально-культурной деятельности:
досуг и культурно-досуговая деятельность;
народная художественная культура и
творчество; рекреация и др.

Субъекты
социально-культурной деятельности:
личность; семья; социальные организации
и объединения; отраслевые учреждения
и организации.

Ресурсная
база социально-культурной деятельности:
нормативный ресурс; кадровый ресурс;
финансовый ресурс; материально-техническая
база; социально-демографический и
морально-психологический ресурс.

Профессиональные
и непрофессиональные формы
социально-культурной деятельности.
Уровни социально-культурной деятельности:
индивидуально-личностный; социально-групповой
и общественный. Взаимообусловленность
личностных изменений и изменений
жизненной среды.

Классификация учреждений культуры

Факторы
дифференциации содержания и форм
социально-культурной деятельности,
вариативность моделей социально-культурной
деятельности.

Институциональные
формы социально-культурной деятельности:
типология, социальные функции, цели,
задачи и технологии деятельности
учреждений и институтов, выполняющих
функции просвещения, эстетического и
художественного воспитания, организации
досуга, охраны и использования памятников
истории и культуры;

возможности и
механизмы трансформации и внедрения
исторически апробированных культурных
практик в деятельность социокультурных
институтов (культурно-просветительных,
религиозных, образовательных,
реабилитационных, художественно-творческих,
физкультурно-оздоровительных учреждений
и организаций).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Неинституциональные
формы социально-культурной деятельности:
типология неинституциональных субъектов
социально-культурной деятельности;
условия и технологии оптимизации
деятельности самодеятельных групп,
общественных объединений, клубов,
ассоциаций, движений и других субъектов
социокультурной жизни.

Современные
тенденции развития социально-культурной
деятельности. Сущность социально-культурной
политики, ее цели, направленность и
взаимосвязь с современной практикой.
Этнография социально-культурной
деятельности; международный обмен и
сотрудничество в социально-культурной
сфере. Информационно-методическое
обеспечение социально-культурной
деятельности.

Современный
социальный и культурный статус,
профессиональная этика специалиста
социально-культурной деятельности.

_______________________________________________________________________________________

Ариарский
М.А. Социально-культурная деятельность
как предмет научного осмысления.- СПб.,
2008.

Ариарский
М.А. Прикладная культурология. — СПб.,
2001.

Основные типы и виды учреждений культуры

Жарков
А.Д. Современные технологии социально-
культурной деятельности / А.Д. Жарков.-
М., 2003.- 210с.

Киселева
Т.Г. Основы социально- культурной
деятельности: учебное пособие / Т.Г.
Киселева, Ю.Д. Красильников.- М., 2004.

Культурно-
досуговая деятельность: учебное пособие
/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.-
М.: МГУКИ, 1998.

Мосалев
Б.Г. Социология досуга.- М., 1995.

Новаторов
В.Е. Культурно — досуговая деятельность:
словарь- справочник.- Омск,1992

Первушина
О.В. Социально- культурная деятельность
(теоретические основы).- Барнаул, 2008.

Санкин
Л.А. Социально-культурная
деятельность. Теория и методика
организации деятельности общественных
объединений (учебное
пособие).,
СПбГУП, 2006 – 336с.

Современные
технологии социально- культурной
деятельности: учебное пособие / под ред.
Е.И. Григорьевой.- Тамбов, 2002.- 504с.

Социально-культурная
деятельность учреждений культуры
клубного типа / под
общей редакцией Н.П. Гончаровой, Тверь

Туев
В.В. Социально-культурная деятельность
в таблицах и схемах.- Кемерово-Барнаул,
2006.-87с.

Ярошенко
Н.Н. Социально-культурная деятельность:
парадигмы, методология, теория / Н.Н.
Ярошенко; МГУКИ. — М., 2000.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Определение
СКД.

-внешкольное
образование
(до 1920 г.)

-политико-просветительская
работа
(с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская
работа
(с 1970 по 1990 г.)

-культурно-досуговая
работа
(до середины 90-х годов)

-социально-культурная
деятельность
(с сер.90-х годов)

До
90-х годов ХХ века культурно-досуговая
работа была политизирована и тесно
связана с идеологией КПСС. После путча
деятельность КД учреждений была
деполитизирована, деидеологизирована,
т.е. стала свободной от партийного
воздействия и наполнилась новым
содержанием, отсюда и новое название
СКД.

СКД
это деятельность, направленная на
создание условий для наиболее полного
развития, самоутверждения и самореализации
личности и группы (студии, кружки,
любительские объединения) в сфере
досуга. Она включает
в себя все многообразие проблем по
организации свободного времени: общение,
производство и усваивание культурных
ценностей и т.д.

КДД
(культурно-досуговая деятельность)
составная часть СКД, помогает в решению
многих социальных проблем своими
своеобразными средствами, формами,
методами (искусство, фольклор, праздники,
обряды и т.д.)

КПР
(культурно-просветительская работа)
также является частью СКД, но, к сожаленью,
неэффективно используется в деятельности
культурных учреждений (нет лекций,
лекториев, народных университетов и
других ранее зарекомендовавших себя
форм просветительской работы.

Важность
СКД в
том, что это не просто организация
досуга, а организация в социально-значимых
целях: удовлетворение и развитие
культурных потребностей и интересов
как отдельной личности, так и социума
в целом.

///СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
это общественная целесообразная
деятельность по созданию,
освоению, сохранению, распространению
и дальнейшему развитию ценностей
культуры.////

Сущность
СКД
– это явление социальной практики,
предмет науки и стержневая основа
обучения и воспитания людей, которые
способны принять на себя руководство
процессом создания благоприятной
культурной среды и вовлечения людей в
мир культуры и социально-культурного
творчества.

Деятельность
по вовлечению человека в мир культуры
многообразна. Это деятельность включает
в себя 5
направлений(это
есть направления СКД):


  1. создание
    ценностей культуры как на профессиональной,
    так и любительской основе

    (архитектор, художник, писатель,
    композитор, дизайнер, модельер,
    конструктор, строитель и т.д.)


  2. освоение
    ценностей культуры

    (объединило людей, посвятивших себя
    решению сложнейшей задачи руководства
    процессом освоения подрастающими
    поколениями и другими группами населения
    достижений мировой и отечественной
    культуры: педагогический работник
    дошкольных, средних, высших учебных
    заведений, социальный педагог, журналист
    и т.д.)

Классификация организаций культуры

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ
СТАБИЛЬНЫЕ

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

ЛЕКЦИЯ
КЛУБ

БЕСЕДА
КОЛ-В ХУД.САМ-ТИ

ДОКЛАД
ЛЕКТОРИЙ

КУЛЬТПОХОД
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ

ВЕЧЕР
кружки

ПРАЗДНИК
инициативные
группы

Экскурсия

гуляния

МАССОВЫЕ

ГРУППОВЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В
основу классификации форм СКД


формы работы библиотеки (читательские
конференции, книжные выставки, обзор
литературы);


формы работы клубных учреждений
(тематический вечер, вечер отдыха,
дискотека);


формы работы парков культуры и отдыха
(праздник, карнавал, день отдыха,
театрализованные спортивные турниры)-
формы работы музея (экскурсия, выставка,
экспозиция);


формы работы предприятий туризма
(туристическая поездка, экскурсия,
туристический поход);


формы работы клубных формирований
(встречи, обсуждения, учебные занятия);


формы работы учреждений искусства:
театр, филармония, концертный зал
(концерт, спектакль, кинодемонстрация,
репетиция).

II.
Комплексные показатели объектов СКД

(по
количественному охвату)


формы индивидуальной работы (консультация,
собеседование, индивидуальное
прослушивание, просмотр материала);

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru


формы групповой работы (вечер встречи,
диспут, лекция, доклад);


формы массовой работы (праздник,
фестиваль, культурно-спортивная
олимпиада).

III.
Социально демографические характеристики
СКД

(по
типологии объекта воздействия)

Определение
СКД.


  1. сохранение
    ценностей материальной и духовной
    культуры

    (деятельность реставраторов, архивариусов,
    библиотекарей, музейных работников и
    т.д.)


  2. распространение
    ценностей культуры (
    актеры,
    музыканты, лекторы, экскурсоводы,
    работники средств массовой информации
    и различных форм СКД)


  3. вовлечение
    новых людей в мир культуры
    ,
    дальнейшее развитие культуры.
    (организаторы СКД, осуществляющие
    социально-педагогические,
    организационно-посреднические и
    административно-управленческие функции,
    связанные с созданием благоприятной
    культурной среды, с вовлечением людей
    в мир культуры, удовлетворением и
    дальнейшим развитием духовных интересов
    и потребностей различных групп населения,
    со стимулированием различной активности
    в области культуры)

Любое
из названных направлений СКД органически
взаимосвязано с остальными, составляя
единый культурный процесс!!! Однако
у каждого своя специфика, свой предмет,
своя методика, своя история развития.
Одни (создание ценностей культуры или
функционарование образовательных
учреждений, обеспечивающих их освоение
– появились вместе с цивилизацией,
другие – как, например, организация
СКД, относительно молоды и лишь сегодня
отрабатывают свой категориальный
аппарат, принципы, механизмы и технологии
деятельности.

Направления
СКД — это формирование общественно-значимых
знаний, умений, навыков личности и
социума в определенной области
жизнедеятельности. Направления есть
продолжение функций СКД. Направления
планируются каждым конкретным учреждением
социально-культурной сферы.

Главное
в вовлечении человека в мир культуры
связано с определением роли и места
человека в культурном пространстве.

Социально-культурная!!!
Здесь бы хотелось внести два уточнения.
Соотношение социального и культурного
достаточно подробно исследовано
Питиримом Сорокиным. Главный признак
социального,
считал Сорокин,Ю взаимодействие.
Ни отдельно взятый индивид, ни изолированные
друг от друга индивиды не могут составить
социального явления.

Самый неподходящий
объект для изучения социального явления
– Робинзон Крузо. Взаимодействие может
состоятся, когда оно носит ЗНАЧИМЫЙ
ХАРАКТЕР. Без компонента значимости
все социально-культурные явления
становятся лишь материальными объектами
с физическими или химическими свойствами.
(н-р: национальный флаг – кусок материи,
государственный диплом – картонной
бумагой).

По
сути своей СКД носит человекотворческий
характер, ориентирована на человека,
на исчерпывающее раскрытие заложенного
в нем потенциала, на его совершенствование.
Поэтому при определении СКД нужно
подчеркнуть, что ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ведет
к ИЗМЕНЕНИЮ ЛЮДЕЙ, ОТНОШЕНИЙ И СВЯЗЕЙ
МЕЖДУ НИМИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА.

Термин
«социально-культурная деятельность»
вошел в научный оборот в ХХ веке. Впервые
он прозвучал в трудах российских
психологов и педагогов. Еще в 20е годы
Л.С.Выготский, а затем М.Г.Ярошевский и
Д.Б. Эльконин обратили внимание на
проблемы социально-культурного развития
личности и социально-культурную практику
как средство их разрешения.

Позднее
отечественными учеными исследовались
механизмы нравственного формирования
личности, разрабатывались вопросы
воспитания социальной активности
старших школьников и в СКД увидели
эффективное средство организации
внеклассной жизни учащейся молодежи,
стимулирования ее творческой активности.

Труды
российских коллег перекликались с
зарубежными исследователями. Однако в
трактовке последних функции СКД
представляются весьма ограниченными.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Классик
фр. Социологии Жоффр Роже Дюмазедье еще
в 50е годы ХХ века свел ее к сознательной,
намеренной и запланированной
аккультурации, к деятельности по созданию
условий для приобщения людей к культуре.

В
Германии, Дании, Швеции и Финляндии СКД
ассоциируют, как правило, с культурными
аспектами социальной работы, с культурной
анимацией.

В
США, Канаде, Израиле, Австралии и др. СКД
, в первую очередь, ассоциируют с
социально-культурной реабилитацией
людей третьего поколения и с внеучебными
формами социализации и инкультурации
детей.

В
Японии широкое развитие получила
оригинальная форма поощрения труда
оплаченными администрацией фирмы право
пользования СКблагами туризма и
театрально-зрелищных учреждений.

Подробнее
об этом вы поговорите на лекциях по СКД
за рубежом на последней неделе сессии.

-гуманистическая
направленность

-культурологический
характер

-развивающий
характер

-осуществляется
в свободное время

-отличается
свободой выбора, добровольностью,
активностью и т.д.

-характеризуется
многообразием видов

-РФ
располагает большим количеством
институтов, создающих условия для СКД
(музей, библиотека, клуб и т.д.)

Понятие
«ценности» достаточно широкое. Оно
включает в себя и такие фундаментальные
категории, как Земля, Отечество, Мир, и
такие, как резиновая игрушка, приносящая
радость ребенку во время купания.

В
определении «социально-культурной
деятельности» введено понятие «значимые
ценности культуры», что подчеркивает
характер этого явления духовной жизни,
которое оперирует не всеми, а лишь теми
ценностями культуры, которые могут
рассматриваться как социально ценные.
К ним, естественно, в первую очередь,
относятся утверждавшиеся тысячелетиями
общечеловеческие ценности (ДОБРО,
ИСТИНА, КРАСОТА), которые отражены в
таких энциклопедиях человеческой
мудрости, как ТАЛМУД, БИБЛИЯ, КОРАН.

К
несомненным
ценностям
относятся памятники истории и культуры,
признанные национальным достоянием и
находящиеся по охраной государства. У
каждого народа, у каждого региона, у
каждого муниципального образования и
, даже у отдельного коллектива могут
быть ценности,ю имеющие определенную
культурную значимость.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

К
значимым
ценностям СКД
правомерно отнести фольклор, художественные
промыслы и иные материальные и вербальные
формы, сохраняющие национальные
культурные традиции народа. Рядом с
ними можно поставить произведения
современного профессионального искусства
и художественной самодеятельности.

В
соответствии с «Основами законодательства
Российской Федерации о культуре» (1992г)
к культурным ценностям отнесены языки,
диалекты и говоры; нравственные и
эстетические идеалы; национальные
традиции и обычаи, топонимы; результаты
и методы научных исследований культурной
деятельности; уникальные в историко-культурном
отношении территории и объекты и т.п.

В
ряду ценностей культуры есть такие
непреходящие ценности. как Свобода,
Равенство, Братство, Добро, Честь, Труд,
Знания.

СКД
может
носить профессиональный и непрофессиональный
характер, но всегда
ее СВЕРХЗАДАЧА – стимулирование процесса
формирования высоконравственной,
физически развитой, духовно богатой и
социально активной личности.

Взаимодействие
людей в процессе СКД может носить
спонтанный, самодеятельный
характер,
однако , в
первую очередь, оно осуществляется под
педагогическим воздействием,
обеспечивающим конструктивные изменения
человека и окружающей его среды в
соответствии с изначально заданной
моделью и методически инструментованной
технологией.

Важнейшим
условием СКД выступает ее общественная
востребованность, нравственная мотивация
и культуросозидающая ценностная
установка.

ВАЖНО!!
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СКД:

  • РАСПРОСТРАНЕНИЕ
    И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

  • ФОРМИРОВАНИЕ
    ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

  • ВОСПИТАНИЕ
    ЛЮДЕЙ В ДУХЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

  • РАЗВИТИЕ
    ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ЛЮДЕЙ

Теория
СКД как отрасль научного знания Объект
и предмет теории СКД. Взаимосвязь с
другими науками.

Любая
наука имеет свой предмет и объект
изучения.
Объект
по своему объему и многообразию проявлений
всегда
шире предмета.
Одно и то же явление может стать объектом
изучения различных наук. Чем шире объект,
тем больше проблем исследует та или
иная наука. Предмет изучения не совпадает
у разных наук, каждая
наука имеет свой предмет исследования.
Этим, собственно говоря, одна
наука отличается от другой.

К
примеру,
человек является объектом изучения
различных наук. Психику человека изучает
психология, физиологию — биология, социум
человека — социология, взаимоотношения
человека с миром — философия и т.д.

Что относится к учреждениям культуры?

Цитата:20) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;

услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;

услуги по распространению билетов, указанные в абзаце третьем настоящего подпункта; услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

{amp}gt;Учреждения культуры

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

— полифункциональные (многопрофильные);

— монофункциональные (специализированные) учреждения;

2. по профилю деятельности (социально – культурные, художественно – эстетические, культурно – оздоровительные и т.д.).

3. по социальной ориентации (детские, молодежные, студенческие, семейные и т. д.).

Традиционные универсальные типы клубных учреждений: сельские дома культуры и клубы, районные дома культуры.

Новые типы клубных учреждений: объединения клубных учреждений, организационно – методические центры, «клуб – библиотека», дома творчества, дома досуга, центры и дома ремесел и т. д.

2. Организации искусства(театрально – концертные организации). Их цель – эстетическое и духовное развитие личности. Специфической особенностью театрально – концертной деятельности является высокий профессионализм и специальная подготовка исполнителей.

К театрально – концертным организациям относятся: театры (драмы, комедии, кукол, оперы и балета, музыкальной комедии, оперетты, для детей и моложеди и т.д.), филармонии и творческие коллективы.

3. Образовательные организациипредставлены учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования культуры и искусства и учебными заведениями дополнительного образования (детские музыкальные, художественные

II Организации культуры на основе форм собственности

1. К федеральным организациямкультуры относятся те, которые имеют особую культурную ценность для России: Государственный Эрмитаж, музейное объединение «Третьяковская галерея», Государственный академический Большой театр, театр «Сатирикон» им. А.Райкина, Московский академический камерный хор, Российская государственная библиотека, государственный ансамбль танца под рук. И.Моисеева и др.

2. К областным организациямкультуры относятся тем, которые финансируются из бюджета области. (музеи, театры, образовательные организации, филармония, библиотеки).

III Классификация организаций на основе организационно – правовой формы

(на основании «Гражданского кодекса РФ», Закона РФ «О некоммерческих организациях»).

Организации культуры сегодня могут создаваться в форме учреждений, фондов, общественной организации, некоммерческого партнерства, ассоциации, союза, автономной некоммерческой организации.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая создается на основе добровольных имущественных взносов юридических лиц.

Некоммерческое партнерство. Им признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами.

Автономная некоммерческое пратнерство. Им признается основанная на членстве некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, созданные в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов.

Учреждение (самая распространенная форма в отрасли) – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных и иных функций и финансируемая им.

22. Культурно-досуговые учреждения. Понятие и назн

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Спанген Спанген

Культурно-досуговое учреждение — это организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Оно создается учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии традиционного народного художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.Культурно-досуговые учреждения могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Направления деятельности учреждений культуры:1.  Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.2.  Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.3.  Деятельность, связанная с дополнительным образованием.4.  Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.5.  Деятельность, связанная с рекреационной функцией.6.

Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.7.  Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.Назначение КДУ1.  культурное просветительство,2.  художественное творчество,3.  развитие эстетических чувств,4.  отдых,5.  развлечение.В туризме наиболее популярны следующие типы учреждений культуры.1.

Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой. Основное назначение музеев – собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей.

Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.Интеграция музеев в сферу досуга оказывается в следующих формах:— создание в музейных учреждениях функциональных помещений для проведения мероприятий досуга — концертных залов, клубных комнат, смотровых площадок, аттракционов, игровых уголков;

— организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;— организация выставок живописи, истории, архитектуры;— создание медиатек;— систематические трансляции художественных радио- и телепередач;— совершенствование маркетинговой деятельности музеев;— активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные, разрешительные проекты;

— реализация образовательных и культурных программ для взрослых;— создание условий для доступа к музейных ценностей инвалидов — предоставление системы льгот для волонтеров2.  Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.3.  Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изда-ний, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, рай-онные, городские, областные, краевые, республиканские).

Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками. В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа.

2 Группа отраслевых учреждений культуры — Учреждения культуры клубного типа

1.
Учреждения
искусства
— Эрмитаж, Картинная галерея, Третьяковская
галерея, Театр кукол и масок Театр оперы
и балета Театр драмы, филармония,
концертный зал и т.д.

2.
Культурно-досуговые
учреждения и предприятия туризма
— Цирк, туристическая фирма, краеведческий
музей, мемориально-музейный комплекс,
матросский клуб, Дом учителя, городской
музей, ПКиО, клубы по месту жительства,
концертно-танцевальный зал, центр
детского творчества, Дом актера, зоопарк,
планетарий,

3.
Учреждения
культуры
— Дворец культуры и техники, городской
Дом культуры, театрально-зрелищное
предприятие, районный Дом культуры
областная библиотека, детская библиотека,
социально-культурное учреждение.

__________________________________________________________

Наиболее
представленная и многочисленная
группа в социальной сфере
— учреждения культуры.

вторая
по значимости
— культурно-досуговые учреждения,

третья
— учреждения искусства,

четвертая
— предприятия туризма.

___________________________________________________________

При
всем различии задач и функций
пропаганды профессионального искусства
могут быть выполнены учреждениями
искусства лишь
при использовании ими форм и методов
досуговой работы.
Премьера или сдача спектакля, концертной
программы и т.д. обычно сопровождается
дополнительными мероприятиями:
выступление режиссера-постановщика,
творческая дискуссия, встреча с
исполнителями, зрительские конференции.

Культурно-творческая
функция учреждений искусств
проявляется также в создании самодеятельных
коллективов-спутников при учреждении
искусства, в методической и организационной
помощи учреждениям клубного типа и
ПКиО, в совместной работе с
культурно-досуговыми центрами в
организации крупных праздников, в
изучении зрительских запросов и
интересов, определении приоритетных
видов досуговой деятельности.

Учреждения
культурно-досуговой сферы являются
традиционными для российской
действительности. К
1985 году в стране была создана достаточно
развитая сеть учреждений
культурно-просветительного профиля.
За годы перестройки и перехода к рыночным
отношениям эта сеть претерпела серьезные
изменения.

Сократилась численность
основных типов учреждений (клубов,
библиотек, парков культуры и отдыха).
Изменилась ведомственная принадлежность
значительного числа учреждении. Так,
например, почти полностью сменили своего
владельца бывшие профсоюзные клубы и
библиотеки. Часть этих учреждений либо
прекратила свою существование, либо
перешла в ведение Министерства культуры
Российской Федерации.

Но
есть и позитивные тенденции. За эти годы
возросло число музеев и театров в нашей
стране. Культурно-досуговые учреждения
стали более чутко реагировать на запросы
населения и в меру своих возможностей
удовлетворять их.

Появились
новые типы учреждений (информцентры,
медиатеки и др.).

Однопрофильные
учреждения взяли курс на многопрофильность
и многофункциональность (наряду с
просветительными задачами стало больше
внимания уделяться решению рекреационных
проблем). И здесь следует отметить, что
полифункциональность как тенденция
зародилась на Западе. И ее внедрение в
российскую действительность следует
приветствовать.

Однако нельзя умолчать
о другом. Беря на вооружение зарубежный
опыт, мы подчас неоправданно отказываемся
от собственных достижений. Так, например,
вряд ли оправдан в деятельности
сегодняшних российских учреждений
культуры перекос в сторону развлекательности.
Снижение внимания к просветительской
функции приводит к снижению роли
культурно-досуговых учреждений в
духовном развитии личности.

Не
подлежит однозначной оценке и туристическая
деятельность в современной России. Речь
идет, прежде всего, о так называемом
культурном туризме. С одной стороны,
расчет число туристических фирм и
туристических маршрутов (в основном
зарубежных); с другой стороны,
воспользоваться услугами такого рода
фирм и агентств могут далеко не все
граждане России, а только самые
обеспеченные. Развитию внутреннего
туризма в нашей стране мешает его слабая
инфраструктура и все те же материальные
проблемы основных категорий населения.

Но
процесс реорганизации сети учреждений
культурно-досуговой сферы еще не
закончился. Продолжается и поиск ими
своей специфики и своего места в новых
условиях российской действительности.

Одними
из самых массовых учреждений культуры
в настоящее время остаются учреждения
клубного типа (клубы, дома и дворцы
культуры). По своему характеру клубные
учреждения являются многофункциональными
комплексными учреждениями культуры.
Их назначение — предоставлять максимум
услуг для различных категорий населения
в сфере досуга и рекреации, образования
и творчества.

Основными
направлениями в деятельности клубных
учреждений являются:
информационно-просветительная;
художественно-публицистическая;
содействие развитию социальных инициатив,
сохранение и развитие традиционной
народной культуры, проведение праздников
и ритуалов; развитие художественного
и технического творчества;
культурно-развлекательная;
физкультурно-оздоровительная работа,
туристическая деятельность; экскурсионное
обслуживание и др.

Наблюдается
и другая тенденция.
В стране возникают клубные учреждения
нового типа: центры досуга и творчества,
дома ремесел, национально-культурные
центры и др.

В
крупных городах возникают досуговые
центры, организуемые на коммерческой
основе. Речь идет, прежде всего, об
элитных ночных клубах. По характеру
своей деятельности (уклон в развлекательность
и недоступность широким слоям населения
из-за дороговизны оказываемых услуг)
досуговые заведения данного типа пока
еще плохо вписываются в традиционную
сеть культурно-досуговых учреждений.

Особенности
социально-культурной деятельности
клубных учреждений.

Существует
государственная сеть клубных учреждений,
которая делит их на виды, в зависимости
от расположения на территории страны.
Существуют передвижные клубные
учреждения, которые обслуживают население
поселков, не имеющих стационарные
клубные учреждения, так называемые
автоклубы.

Существуют
ведомственные клубные учреждения,
которые находятся в подчинении различных
ведомств, а не государства. Например,
матросские клубы (Министерство обороны
РФ), Дом учителя (Министерство образования
РФ).

Развивающаяся
часть сетей клубных заведений подчинены
не ведомствам, не государству, а частным
лицам. Например, Клуб деловых людей,
ночной клуб, казино.

Клуб
— это учреждение культуры или досуговое
объединение, специализирующееся на
организации отдыха, творческой и
просветительной работе среди населения
в целом, отдельных групп с целью
формирования общественно-значимых
качеств личности.

Категория:Учреждения культуры

Некрасова (г. Москва) создается новый библиотечно-информационный комплекс столицы.Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.4.  Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района.

Универсальное учреждение в организации досуга народа. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив; сохране-ние и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художест-венного и технического творчества;

культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.5.  Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.6.  Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.7.

Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учрежде-ний культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.8.

Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.9.  Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для ор-ганизации досуга и отдыха молодежи.10.

Культурно-развлекательные комплексы (магазины, кафе, рестораны, боулинг, кинотеатр, салоны красоты, детские площадки и т.д).Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем).

Важна система методов!!!

Форма
СКД
– это структура
содержания профессиональной деятельности,
учреждений культуры и предприятий
туризма,
опредмеченная системой специальных
методов и средств, событийно-художественной
и организационно-методической основой.

К
формам СКД можно отнести:
собеседование, тематический вечер,
утренник, афиша, обзор, встреча…
кинопросмотр, фестиваль народного
творчества, концерт, конкурс, День
города, световая газета, дискотека,
вечер отдыха, обряд, выставка.
Данные
явления объединяют следующее:

  • наличие
    специальных методов;

  • наличие
    средств СКД;

  • использование
    литературно-художественного материала;

  • применение
    документального материала

Таким
образом, форма
СКД
— структура содержания профессиональной
деятельности, учреждений культуры и
предприятий туризма,
опредмеченная системой специальных
методов и средств, событийно-художественной
и организационно-методической основой.

Форма
СКД
– это
система стабильно применяемой совокупности
средств и методов идейно-эмоционального
воздействия, обеспечивающая решение
СК задач.

Вывод:
чем крупнее форма СКД, тем больше объем
методов и средств, задействованных в
ней.

Праздник
— самая крупная форма СКД.
В нем задействованы все методы и средства
СКД, обширный художественный и
документальный материал.

Набор
методов и средств определяет характер
форм СКД:
живое слово, как ведущее средство
определяет отбор форм устной рекламы.
Печатное слово — наоборот. Методы
театрализации — формы художественной
рекламы.

Структура
форм СКД может стать основой для их
классификации.

3. По семейному положению:

  • формы
    работы с молодыми семьями (консультации
    психологов, врачей, педагогов, экономиста);

  • формы
    работы с семейными людьми ( дни семьи,
    семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб
    выходного дня, эстафета «Мама, папа
    и я — спортивная семья»);

  • формы
    работы с многодетными семьями (чествование
    трудовых династий, вечер-портрет, Клуб
    многодетных семей).

Основные
недостатки использования форм и услуг
СКД

1)
неосмысленна историческая преемственность;

2)
не исследованы механизмы формирования
форм и услуг СКС;

3)
не изучен в полном объеме арсенал форм
и услуг;

4)
не изучены перспективы развития форм
и услуг СКС. Не выявлены механизмы,
соотношение спроса и предложения
(потребности населения и реально-действующим
арсеналом форм и услуг СКС;

5)
недостаточно оперативное исследование
новых форм и услуг СКС;

6)
недостаточно изучен опыт западных стран
развитых, рыночных по применению форм
и услуг;

7)
на практике зарубежный опыт механически
переносится на российские учреждения
культуры и туристских предприятий.
Отсутствуют методики адаптации
зарубежного опыта;

8)
наметился резкий крен на эксплуатацию
платных форм и услуг учреждений культуры
и предприятий туризма. В данном случае
складывается ситуация, когда продукция
предприятий социально-культурной сферы
предлагается обеспеченным слоям
населения. Нарушается принцип
общедоступности. Малообеспеченные слои
населения оказываются вне поля зрения
предприятий социальной сферы.

9)
нарушается пропорция между различными
группами форм и услуг СКС. На первый
план вышли формы и услуги развлекательного
характера.

1.
Приведение в соответствие основных
видов досуговой деятельности населения
с предлагаемыми им формами и услугами
СКС.

2.
Необходимо расширить диапазон применяемых
форм и услуг. Небольшие учреждения
культуры и предприятия туризма освоили
15-20 форм и услуг, средние — 25-30, крупные
— 35-50, отдельные крупнейшие до 100 различных
видов форм и услуг.

3.
Необходимо более активно осваивать
новые формы и услуги СКС.

4.
Отбор и приоритетное использование
наиболее перспективных форм и услуг
СКС. Для этого необходимо произвести
прогноз спроса на формы и услуги в
ближайшем будущем.

5.
Пропорциональное и комплексное применение
форм и услуг СКС.

А)
группа форм просветительного характера

Б)
группа форм рекреативно-развлекательного
направления

В)
группа форм, направленных на развитие
творческих способностей

Г)
группа форм, рассчитанных на массовую
аудиторию и индивидуальное потребление
услуг культуры

Д)
группа услуг, рассчитанных на основные
услуги населения

Е)
группа услуг, рассчитанных на возрождение
национальных культурных традиций

Ж)
обязательная реализация группы платных
услуг.

Тема:
Понятия «время», «свободное время»,
«отдых», «досуг».

Педагогические
возможности досуга, требования к его
организации.

Досуг
и его функции

Плодотворное
использование досуга человеком — важная
задача общества, ибо, когда он осуществляет
процесс своего досугового общения с
искусством, техникой, спортом, природой,
а так же с другими людьми, важно, чтобы
делал он это рационально, продуктивно
и творчески.

Так
что же такое досуг?
До сих пор нет общепринятого определения
этого понятия. Более того, в специальной
литературе досуг имеет самые разнообразные
определения и толкования.

Само
слово “досуг” имеет очень древнее
происхождение. Оно связано со словом
“досужий”—умеющий, способный к делу,
мастер на все руки. Лишь сравнительно
недавно стали отождествлять досуг и
свободное время.

На
Руси понятие досуга известно с Петровских
времен. Досуг берет начало в праздниках
православной церкви. Петр создал первый
клуб для иностранных моряков. Екатерина
2 организовала интеллектуальный досуг.
Александр 2 впервые ввел в учебный курс
историю, литературу, культуру общения.

Досуг
часто отождествляется со
свободным временем
(Ф. С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и
д.р.), с внешкольной
и внеклассной работой
(Б. Э. Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник
и д. р.), и даже с внеучебным
временем
(Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но
можно ли отождествлять свободное время
с досугом?

В
последние десятилетия широкое признание
получает идущая еще от К. Маркса идея
свободного времени как времени, свободного
от «естественной необходимости или
социальной обязанности». В западной
социологии этот рациональный подход к
трактовке во многом связан с именем Ж.
Дюмазедье,
а в отечественной социологии — с именами
С.Г.
Струмилина и Б.Л. Грушина.

ОБРАТИМСЯ
К ПОНЯТИЮ «БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ».

В
Большой Советской Энциклопедии
БЮДЖЕТ (англ,
budget, букв. — сумка), Б. времени — распределение
затрат времени (напр., суток) по видам
его использования у отд. лиц, семей или
групп населения (см. Бюджет
времени).

———————————————————————————————————

Основным
источником информации о бюджете времени
на­селения служат выборочные
обследования,
периодически про­водимые органами
государственной статистики и
социологическими группами. Первые
такие обследования в нашей странебылипроведены
в 20-х гг. под руководством С. Г. Струмилина
(1877 — 1974 гг.

) с охватом разных социальных
групп населения (рабочих, крестьян,
служащих и учащихся).
Из последних работ такого рода, проведенных
Госкомстатом СССР, можно назвать
следующие: выборочное обследование
затрат времени на ведение домашнего
хозяйства и использование свободного
времени в 53 тыс. семей рабочих, служащих
и колхозников (1977 г.);

обследование
бюджета времени в 52 тыс. семей рабочих,
служащих и колхозников (1980 г.); 
обследование 51 тыс. семей тех же социальных
групп, постоянно ведущих бюджет (1985 г.);
обследование бюджета времени 200 тыс.
членов семей рабочих, служащих, колхозников
и пенсионе­ров (возраст опрашиваемых
12 лет и старше), из них более 80 тыс.

По
принятой
классификации в суточном фонде времени
вы­деляются следующие элементы:
рабочеевремя
и время, связанное с работой, время на
ведение домашнего хозяйства, на работу
в личном подсобном хозяйстве, на садовом,
дачном и другом зе­мельном участке;
время на воспитание детей; свободное
время; время на удовлетворение
физиологических потребностей (из них
сон); другие затраты времени.

Рабочее
время и время, связанное с работой,
состоит из ра­бочего времени по
основной деятельности, по сверхурочной
и дополнительной работе, а также времени
передвижения к месту работы и обратно,
включающего ожидание транспорта,
продол­жительность поездки на работу
и передвижение пешком,

В
затратах времени на ведение домашнего
хозяйства выде­лены затраты на работы
по дому (приготовление пищи, стирка,
глажение, шитье, вязка, уход за одеждой,
обувью, уборка квартиры, ремонт бытовых
приборов, мебели, жилья, отопления, уход
за детьми, прочие виды домашнего труда,
например, изготовление предметов
домашнего обихода для личных нужд,
переработка продуктов и др.

) и затраты
времени на покупку продуктов,
непро­довольственных товаров и услуг.
Сюда относятся затраты времени на
покупку товаров в магазинах, ларьках,
на рынках, на получение услуг в ателье
и мастерских по пошиву и ремонту одежды,
обуви, по ремонту и изготовлению мебели,
ремонту бытовых приборов, культтоваров
и др.

, в предприятиях химчистки и крашения,
пра­чечных, банях, душевых, затраты
на посещение поликлиник, жи­лищных
контор, банковских учреждений и других
организаций, В этой группе затрат
предусматривается выделение из общего
времени затрат на передвижение к месту
получения услуг и вре­мени на ожидание
в очереди.

Наибольший
вес во всем времени составляют затраты
на удо­влетворение физиологических
потребностей, складывающихся из времени
на сон (ночной и дневной), принятие пищи,
уход за со­бой и др.

Выделение
«других затрат времени» в составе
внерабочего связано с практической
невозможностью детального учета всех
видов временных затрат в их классификации.
Речь идет о нетипи­чных затратах или
о таких, которые по тем или иным причинам
могут быть скрыты опрашиваемыми (праздное
времяпрепровождение, удовлетворение
мнимых потребностей, антиобщественные
поступки). Вместе с тем их исследование
необходимо, и для их учета нужны
специальные обследования.

Особое
место в составе внерабочего времени и
в общем бюджете времени населения
занимает свободное время,
предназначенное для культурного,
интеллектуального, физического развитие
и отдыха населения. Его величина, удельный
вес и структура дли каждой группы
населения во многом обусловлены величиной
рабочего времени и времени, связанного
с работой, а также затратами времени на
физиологические потребности, покупку
товаров и получение услуг, на ведение
домашнего хозяйства. В этом смы­сле
оно носит «остаточный» характер.

———————————————————————————————————

БЮДЖЕТ
ВРЕМЕНИ – это
характеристика общего времени, которым
человек обладает в течение суток,
недели, месяца, года или любого иного
срока жизнедеятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Бюджет
времени включает (3 компонента):

  • рабочее(учебное)время
    (время фактической работы, простои и
    непроизводительные затраты рабочего
    времени, регламентированные перерывы
    в работе, приём и сдача смены). Границы
    рабочего времени четко предопределяются
    уставами, правилами внутреннего
    распорядка, производственными
    технологиями, образовательными
    методиками и изначально предопределенными
    факторами.

  • необходимое
    нерабочее время
    ,
    включающее:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector