Лицензия, лимиты и плата за размещение отходов

Как вычислить плату за размещение отходов производства и потребления

Существует два вида нормативов платы за размещение отходов.

Базовые нормативы

Базовые нормативы платы за размещение отходов и негативное воздействие рассчитываются:

  • для каждого отдельного компонента, входящего в состав выбросов. При этом учитывается его агрессивность, способность негативно влиять на окружающую среду и здоровье людей;
  • для каждого класса отходов.

Дифференциальные нормативы устанавливаются в зависимости от экологической ситуации в конкретном районе. При этом во время расчётов используются специальные коэффициенты платы за негативное воздействие.

П = Пб*К,

где П — конечная оплата за негативное воздействие, Пб — экологический налог за размещение отходов с учётом базовых нормативов, а К — соответствующий коэффициент.

За счёт этих коэффициентов ставка платы за размещение отходов может сильно увеличиваться:

  • в регионах, где на данный момент происходит или недавно произошло экологическое бедствие;
  • на Крайнем Севере или в регионах, приравненных к нему по тем или иным причинам;
  • на территориях, где расположены курорты, заповедники, национальные парки и прочие природные объекты, охраняемые законом;
  • на территориях, в отношении которых заключены международные конвенции.

Если природопользователь находится в одном из данных районов, то для него расчёт платы за размещение отходов предполагает увеличение коэффициента вдвое. А если выбросы осуществляются в атмосферу промышленных центров и городов, то коэффициент на тарифы на размещение отходов увеличивается в 1,2 раза.

Для перечисления платы за негативное воздействие КБК были установлены в 2011 году:

  • оплата для стационарных объектов за выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферу — 048 1 12 01010 01 6000 120;
  • то же самое для передвижных объектов — 048 1 12 01020 01 6000 120;
  • оплата за сброс загрязняющих веществ в реки, озёра и иные водные объекты — 048 1 12 01030 01 6000 120;
  • оплата за размещение отходов, связанных с потреблением и производством — 048 1 12 01040 01 6000 120;
  • оплата за прочие виды негативного влияния на окружающую среду — 048 1 12 01050 01 6000 1.

Обращаем внимание на то, что все платежи нужно совершать отдельно, на разные КБК.

Компания «ЭкоЭксперт» оказывает широкий спектр услуг, связанных с экологическими изысканиями и проектированием, составлением соответствующей документации и консультированием клиентов.

Мы поможем подготовить документацию, правильно рассчитать плату за негативное воздействие, ответим на все интересующие вопросы.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по расчету платы за размещение отходов и негативное воздействие.

Свяжитесь с нами!

Кнопка доступна пока таблица «Размещение отходов производства и потребления» пуста: Уточнить данные в таблице «Размещение отходов производства и потребления»: Добавить отходы, по которым нет лимита на размещение (отход выбирается из списка отходов, которые указаны в реестре плательщика) Для отходов 5-го класса опасности необходимо указать в таблице «Размещение отходов производства и потребления» вид промышленности:

Лицензия, лимиты и плата за размещение отходов

Если вид промышленности не указан, то для отходов 5-го класса опасности будут некорректно определяться нормативы платы и коэффициент инфляции Ввести движение отходов Если для отхода задан только лимит образования отходов, то в расчете его нужно ввести вручную из формы редактирования в режиме корректировки (см. описание режима корректировки долее).

  • Главная
  • Экологический налог

Одним из видов отрицательного влияния на окружающую среду (НВОС) является размещение в ней отходов производства и потребления. В статье рассматриваются актуальные вопросы расчета платы экологического сбора, некоторые нюансы, регулирование данного вопроса законодательством РФ.

Важно

В статье рассмотрим какие платежи за размещение отходов производства и потребления, какие ограничения (лимиты) и какой порядок расчета сборов. Плательщики сбора Согласно законодательству РФ за размещение отходов взимается плата с организаций и предпринимателей (ИП), если их деятельность влечет образование отходов.Платежи за твердые коммунальные отходы (ТКО) вносят операторы регионов, обращающиеся с ними или их размещающие.

Не платят за размещение фирмы и ИП, работающие только на объектах 4 категории.

Их размер равен одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ на день их уплаты, но не более 0,2% в день. Начисляются они за каждый просроченный календарный день. Согласно ст. 8.41 КоАП за несвоевременное перечисление экологического сбора предусмотрена и административная ответственность. Нарушение облагается штрафом:

  • для должностных лиц: 3 000 — 6 000 р.;
  • для организаций: 50 000 — 100 000 р.

В статье речь идет только о плате, авансовые платежи за квартал не фигурируют.

Согласно Письму Минприроды № 06-09-44/5872 от 25.03.16, пени за просрочку платежа не распространяются на суммы, перечисленные за 2015 год. Начиная с 2016 года, пени начисляются с 21 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В 2017 году — в отношении платежа за год, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным. Ответы на актуальные вопросы Вопрос №1.

Размещение отходов производства и потребления осуществляется природопользователем на основании лимита на размещение отходов, оформленного в установленном порядке (Приложение № 3.1). Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из норм расходов сырья и материалов с учётом планируемого объёма продукции, за вычетом планового объёма отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов.

К сверхлимитным объёмам размещения отходов относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объёмы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объёмы размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.

Выбрать нужное ОКАТО в расчете или добавить новый итог по ОКАТО (см. раздел «Итоги по ОКАТО»): Нажать кнопкуУказать производственную территорию (если расчет должен быть по отдельным производственным территориям): Указать, где размещаются отходы – «Размещение на собственном объекте» или «Передача на размещение».

Норматив в общем смысле – это показатель нормы, в соответствии с которой производится какая-либо работа. Способы расчета нормативов образования отходов Существует пять способов (методов) расчета нормативов образования отходов, которые приводятся в Методических указаниях:

  1. Метод расчета по материально-сырьевому балансу.
  2. Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.
  3. Расчетно-аналитический метод.
  4. Экспериментальный метод.
  5. Метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

Рассмотрим каждый из способов подробнее. Метод расчета по материально-сырьевому балансу Расчет норматива отходов производится на основании фактического расхода материалов.

Мфi — фактическое размещение i-го отхода (т); H блi отх — базовый норматив платы за 1 тоннy размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.) (Приложение № 3.2); Кэ — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе (Приложение № 3.2); Ки — коэффициент инфляции (Приложение № 3.3).

Плата за размещение отходов и негативное воздействие

Размер платы за сверхлимитное размещение отходов определяется П сл = SUM (Mфi — Млi)* H блi отх *5* Кэ * Ки , где: П сл- размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.); Мфi — фактическое размещение i-го отхода (т); Млi — годовой лимит на размещение i-го отхода, (т); H блi отх — базовый норматив платы за 1 тоннy размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.

В силу п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают ПНООЛР. При этом законодательство не ограничивает обязанности разработки ПНООЛР определенной деятельностью (производственной, например) {amp}lt;12{amp}gt;. Не освобождает организацию от обязанности разрабатывать ПНООЛР и наличие договоров на оказание услуг по вывозу отходов и их исполнение (Постановление ФАС СЗО от 10.05.2007 N А26-7719/2006).

Разработать проект можно обратившись к услугам профессионалов либо самостоятельно. Рекомендации по составлению ПНООЛР изложены в Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение {amp}lt;13{amp}gt;. Еще один документ, которым пользуются разработчики проектов непосредственно для предприятий транспорта, — это Методические указания по расчету нормативов образования отходов для автотранспортных предприятий (НИИ «Атмосфера», 2003 г.).

Отметим, для представителей непроизводственной сферы предусмотрена возможность разработки проекта по упрощенной (декларативной) форме по решению Ростехнадзора (п. 6 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение). ПНООЛР по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования на предприятии отходов V, IV, III классов опасности, а также отходов I класса опасности, представленных только люминесцентными лампами, если:

  • суммарное количество отходов не превышает 150 т в год;
  • масса отходов III класса опасности не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Паспортизация отходов

На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности (п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ {amp}lt;2{amp}gt;).

Паспорт оформляется для отходов:

  • I — IV классов опасности для окружающей природной среды;
  • V класса опасности, обладающих опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней) (п. 2 Приказа МПР России от 02.12.2002 N 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»).

Размещение отходов

Примечание. В Приложении 1 к Постановлению N 344 {amp}lt;3{amp}gt; выделено пять классов опасности отходов для окружающей среды:

  • отходы I класса (чрезвычайно опасные);
  • отходы II класса (высокоопасные);
  • отходы III класса (умеренно опасные);
  • отходы IV класса (малоопасные);
  • отходы V класса (практически неопасные).

В ФККО {amp}lt;4{amp}gt; опасные свойства отхода кодируют 11-я и 12-я цифры тринадцатизначного кода отхода, а последняя цифра обозначает класс опасности. Код инертного отхода, то есть не обладающего опасными свойствами, заканчивается на 99 5 (например, 57102902 01 99 5 — отходы полиэтилена в виде пленки, V класса опасности, не имеют опасных свойств). Если соответствующий отход V класса опасности, не обладающий опасными свойствами, назван в ФККО, то паспорт на него оформлять не нужно.

Для отходов, отсутствующих в ФККО, класс опасности может быть также установлен согласно п. 3 Приказа N 511 {amp}lt;5{amp}gt; расчетным или экспериментальным методом лицом, у которого они образовались. В случае отнесения отхода расчетным путем к V классу опасности (практически неопасные) требуется подтверждение этого экспериментальным методом.

При отсутствии подтверждения отходы могут быть отнесены к IV классу опасности (малоопасные). Согласно п. 15 указанного документа экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности осуществляется в специализированных, аккредитованных для этих целей лабораториях. Кроме того, как разъясняет на своем сайте Ростехнадзор {amp}lt;6{amp}gt;

, если отходы в соответствии с ФККО относятся к отходам V класса опасности с неустановленными опасными свойствами (11-я и 12-я цифры кода — 00), то подтверждение отсутствия опасных свойств (токсичности, взрывоопасности, пожароопасности и пр.) позволит отнести образующийся на предприятии отход к неопасным. Проведения анализов для подтверждения класса опасности отхода в таком случае не требуется.

Лицензия

В силу пп. 74 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ {amp}lt;7{amp}gt; лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Законодатель не установил обязанности по лицензированию деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы {amp}lt;8{amp}gt;.

Данный вопрос — дискуссионный. Сотрудники Ростехнадзора настаивают на том, что лицензия нужна всем предприятиям без исключения, поскольку до вывоза мусора коммунальной службой имеет место промежуточный сбор, складирование и временное накопление отходов на образовавшем их предприятии.

Автору, однако, ближе позиция предприятий (лицензия не нужна!), и дело не просто в естественном и понятном желании каждого предприятия обойти длительную и недешевую процедуру лицензирования.

Термин «размещение» раскрывается в ст. 1 Закона N 89-ФЗ: это хранение отходов (временное содержание для последующего захоронения) и захоронение (изоляция в специальных хранилищах). Хранение отходов происходит в специально оборудованных сооружениях — объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и пр.).

Минэкономразвития в Письме от 14.05.2007 N Д05-1605 разъяснило: лицензированию подлежит деятельность специализированных организаций, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, получать лицензию не обязаны.

лицензия не нужна, если отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности предприятия, какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает. Такой подход продемонстрирован в Постановлениях ФАС ВВО от 14.10.

2008 N А82-354/2008-99 (в процессе осуществления основных видов деятельности (транспортных и других услуг, связанных с перевозкой грузов, ремонта и технического обслуживания автомобилей и т.п.) у предприятия образовывались опасные отходы (I — IV классов опасности), которые накапливались и временно хранились в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их лицензированным организациям), от 25.04.2008 N А31-1986/2007-8.

В Постановлениях ФАС УО от 14.04.2008 N Ф09-2541/08-С1, от 13.02.2008 N Ф09-337/08-С1 суд занял сторону предприятий, основываясь на том, что, поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью, обязанность иметь лицензию отсутствует. В Постановлении ФАС СКО от 28.07.

2008 N Ф08-4209/2008 по делу N А53-23137/2007-С4-19 (Определением ВАС РФ от 17.10.2008 N 13066/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) сформулирована схожая мысль: сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является подлежащей лицензированию деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов {amp}lt;9{amp}gt;.

Видимо, арбитров в большинстве случаев не смущает, что по смыслу ст. 2 Закона N 128-ФЗ {amp}lt;10{amp}gt; получение лицензии необходимо при осуществлении конкретных видов деятельности, независимо от того, является данная деятельность основной либо вспомогательной, выполняемой с целью обеспечения производства или оказания услуг в рамках основного вида деятельности юридического лица {amp}lt;11{amp}gt;.

Впрочем, это не всегда так. Никакой зависимости между обязательностью лицензирования и тем, является ли деятельность по обращению с отходами основной, не усмотрел ФАС ПО в Постановлении от 20.05.2008 N А12-18891/2007. Признавая незаконными действия Ростехнадзора, выразившиеся в требовании представить в качестве документа, необходимого для установления лимитов, копию лицензии, суд основывался на том, что деятельность предприятия не связана ни с одним из лицензируемых видов деятельности, в то время как образование отходов лицензированию не подлежит.

Между тем оспаривать требование Ростехнадзора о необходимости лицензирования практически бессмысленно, если на руках у предприятия лимиты, в которых приводится характеристика мест захоронения (накопления) отходов (Постановление ФАС ПО от 22.11.2007 N А55-3667/2007). Содержание отходов в зарегистрированных в установленном порядке объектах размещения отходов, расположенных на территории предприятия, вне всяких сомнений, является их хранением, и для осуществления этой операции требуется лицензия (Постановление ФАС СКО от 21.07.

2008 N Ф08-4072/2008). Нужно помнить и о том, что, если предприятие каким-либо образом использует образовавшиеся отходы (например, отработанные автомобильные масла используются для смазки), наличие лицензии обязательно (Постановление ФАС СКО от 16.06.2008 N Ф08-3195/2008 (Определением от 16.09.2008 N 11321/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)).

Тем предприятиям, которые не имеют зарегистрированных объектов размещения отходов, а лишь накапливают отходы в мусорных контейнерах до вывоза их специализированной организацией, посоветуем, дабы не лицензироваться, внимательно проработать положения договоров на вывоз мусора. Их предметом должно стать оказание всего комплекса услуг по сбору, транспортировке, размещению образующихся на предприятии опасных отходов.

Исчисление платы за размещение отходов Договор на вывоз мусора

Впрочем, существует способ освободиться от обязанностей плательщика «экосбора», о котором неоднократно упоминал и сам Ростехнадзор (Письма от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145). Суть в следующем: в договор на вывоз мусора необходимо включить условие о переходе права собственности на отходы коммунальной организации или арендодателю.

Тогда у этого лица возникает и обязанность вносить плату за НВОС. Бывший же владелец отходов плательщиком «экосбора» не будет. Обратим внимание на то, что право собственности на опасные отходы можно передать только компании, располагающей лицензией на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов.

Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение 1 к Постановлению N 344) для пяти существующих классов опасности отходов. В случае наличия лимитов на размещение отходов и при условии соблюдения их объемов и требований к их размещению предприятие при расчете платы использует ставку платы в пределах установленных лимитов, соответствующую классу опасности отхода.

Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняется отдельно по каждому объекту размещения отходов (полигон, шламохранилище и пр.). Все виды отходов, размещаемых на одном объекте, включаются в один раздел. Каждая операция с отходами отражается в расчетах за тот отчетный период, в котором она была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

    -------------¬         ---------------¬         -----------------¬
¦ Отходы, ¦ ¦ Отходы, ¦ ¦ Отходы ¦
¦образованные¦ ¦ полученные от¦ ¦ использованные,¦
¦ в отчетном ¦ ¦ иных лиц (с ¦ ¦утилизированные,¦
¦ квартале ¦ ¦ переходом ¦ - ¦ обезвреженные ¦ -
¦ ¦ ¦ права ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦собственности)¦ ¦ ¦
L------------- L--------------- L-----------------
---------------¬ -------------¬
¦ Отходы, ¦ ¦ Отходы, ¦
¦ переданные ¦ ¦ переданные ¦
¦ иным лицам (с¦ ¦ для ¦
- ¦ переходом ¦ - ¦ конечного ¦
¦ права ¦ ¦ размещения ¦
¦собственности)¦ ¦ сторонним ¦
¦ ¦ ¦организациям¦
L--------------- L-------------

Фактическую массу отходов, размещенных в отчетном периоде, в соответствии с лимитами, установленными предприятию, разделяют на массы отходов, размещенных в пределах и сверх лимитов (п. п. 18, 19 Порядка заполнения разд. 4).

Должны пояснить, что показатель «фактическая масса отходов, размещенных в отчетном периоде» включает массу отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование (утилизацию) в течение трех лет. Между тем согласно Приложению 1 к Постановлению N 344 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве согласно технологическому регламенту или переданных для использования в течение этого срока, применяется коэффициент 0.

Прямо не упоминая этот коэффициент в Порядке заполнения разд. 4, Ростехнадзор исключает массу отходов (в пределах лимита), фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет, непосредственно в расчете суммы платы за размещение отходов в пределах установленного лимита (п. 27 Порядка заполнения разд. 4).

Таким образом, сумма платы, которая ранее была начислена за размещение этой массы отходов, уменьшает сумму платы за размещение отходов отчетного периода. Никаких корректирующих расчетов платы представлять дополнительно не потребуется. Такой Порядок действует с вступлением в силу изменений, внесенных Приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182.

До этого момента плата за хранящиеся на предприятии отходы начислялась каждый отчетный период до тех пор, пока отходы не использовались (утилизировались), а после подтверждения утилизации (использования) плательщик (если трехгодичный срок хранения не был превышен) представлял корректирующий расчет платы, учитывающий применение коэффициента 0 (за те отчетные периоды, когда отходы участвовали в расчетах), и возникшая сумма переплаты зачислялась в счет погашения имеющейся недоимки по плате, а при ее отсутствии по заявлению плательщика подлежала зачету в счет предстоящих платежей или возврату (Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673).

Заметим, за хранение отходов на собственных объектах размещения отходов в течение квартала плата не начисляется при условии, что в течение этого квартала они были вывезены на конечное размещение (при наличии копии соответствующего договора с организацией) (п. п. 17 — 19 Порядка заполнения разд. 4). При этом, как следует из п. п.

Вопрос в том, что это за договор. На интернет-сайтах некоторых подразделений Ростехнадзора даются такие разъяснения: если в договоре присутствует условие о том, что отходы передаются для размещения другой организации, и она берет на себя все обязанности по их размещению, расчету и внесению платы, то плательщиком будет впредь считаться именно эта организация. Иные договорные отношения не будут расцениваться как договор о конечном размещении отходов.

Нам непонятно, почему договор о конечном размещении отходов должен обрасти условиями о расчете и внесении платы. Представляется, что любой договор с организацией, по которому одна сторона передает, а другая принимает отходы с целью их дальнейшего захоронения, должен квалифицироваться как договор о конечном размещении отходов.

Например, договор с полигоном, принимающим отходы для захоронения. Хотя очевидно, что в отсутствие четкого определения этого понятия в нормативных актах сотрудники Ростехнадзора будут трактовать его в выгодную для них сторону. А «нулевая» плата предприятия, передающего отходы на захоронение по договору с полигоном, им попросту неинтересна.

Обращаем внимание плательщиков, которые составляют расчет платы не впервые, на то, что разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» в редакции Приказа Ростехнадзора N 182 предполагает расчет платы только за отходы, образованные в отчетном периоде. Если же исходить из прежнего Порядка заполнения разд.

    Плата за размещение отходов     Ставка платы за
в размерах, не превышающих размещение отходов Объем
установленные = в пределах x размещения
природопользователю лимиты установленных отходов
размещения отходов лимитов
Плата за Ставка платы за (Фактическая
сверхлимитное = размещение отходов в x масса отходов - x 5
размещение пределах Установленные
отходов установленных лимитов лимиты)

Напомним, при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (п. 6 Порядка определения платы) {amp}lt;17{amp}gt;.

Используемая в расчете ставка платы зависит от класса опасности отхода и определяется в соответствии с Приложением 1 к Постановлению N 344. Так, отходам IV класса опасности соответствует норматив платы, равный 248,4 руб/т, V класса — от 0,4, 8,0 и 15,0 руб/т. Базовые нормативы платы ежегодно индексируются.

Примечание. Нормативы платы за НВОС, установленные в 2003 г. Постановлением N 344, применяются в 2008 г. с коэффициентом 1,48, а нормативы, установленные в 2005 г. Постановлением N 410, — с коэффициентом 1,21 (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»).

Кроме того, ставки платы умножаются на:

  • коэффициент экологической значимости для почвы для соответствующего экономического района (Приложение 2 к Постановлению N 344);
  • коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 Постановления N 344);
  • понижающий коэффициент 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, которые расположены в пределах промышленной зоны предприятия (Приложение 1 к Постановлению N 344). Границы промышленной зоны предприятия при этом определяются в соответствии с границами земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, указанными в правоустанавливающих документах.

Заметим, в Письме от 13.05.2008 N 04-09/699 Ростехнадзор конкретизировал: коэффициент 0,3 применяется в случаях размещения отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных согласно установленным требованиям и расположенных на территории, принадлежащей природопользователю.

Бухгалтерский и налоговый учет

Напомним, для целей исчисления налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы включаются в состав материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. В силу п. 4 ст.

270 НК РФ платежи за сверхнормативные выбросы не принимаются при исчислении налога на прибыль. Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов по своему характеру не относится к плате за сверхнормативное воздействие, а значит, уменьшает налоговую базу при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Такая позиция подтверждена Постановлениями ФАС УО от 04.05.2008 N Ф09-8409/07-С3 (отмечается, что платежи за размещение расходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду), от 19.03.2008 N А76-8/07, ФАС ВСО от 16.04.2007 N А33-8921/06-Ф02-1794/07, от 06.03.2007 N А33-2101/05-Ф02-6757/06-С1.

Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация может учесть в налоговых расходах на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 18.08.2008 N 03-03-06/2/105, от 04.09.2007 N 03-03-06/4/127, от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133, от 27.04.2006 N 03-03-04/2/126).

Не так давно в Письме от 18.08.2008 N 03-03-06/2/105 Минфин впервые изложил свое представление о том, в каком порядке должны учитываться данные расходы. Ссылаясь на нормы пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ и учитывая то, что лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет, финансисты делают вывод, что расходы на разработку нормативов учитываются равномерно в течение срока их действия.

Если же в связи с изменением объемов фактического загрязнения ПНООЛР разрабатывается заново (в принципе это редкая ситуация, обычно просто вносятся изменения в уже существующий проект), то не списанная к этому моменту сумма расходов по старому проекту признается в целях налогообложения единовременно.

Однако, на наш взгляд, позиция финансистов не выдерживает критики. И вот почему. Нормативы разрабатываются в целях соответствия производственной деятельности налогоплательщика установленным экологическим требованиям и связаны с текущей деятельностью предприятия. Это во-первых. Во-вторых, оплачивая услуги сторонней организации по разработке проектов, налогоплательщик несет затраты, связанные именно с разработкой проектов, а не с установлением нормативов на какой-либо определенный период, в связи с чем затраты на разработку проекта и его оплату относятся к периоду его создания и оплаты, а не к периоду действия указанных нормативов (Постановление ФАС СЗО от 13.03.

2007 N А05-11056/2006-12). Кроме того, лимиты отходов утверждаются на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья, при отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимиты аннулируются (п. 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Следовательно, при утверждении уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение нельзя заранее определенно утверждать, что они будут действовать в течение следующих 5 лет (и не будут аннулированы), поскольку данное утверждение носит предположительный характер. То есть никакой связи между разработкой проекта лимитов и сроком его действия, по нашему мнению, нет. Соответствующие расходы могут быть учтены единовременно в том налоговом периоде, в котором выполнены все условия пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Что касается «упрощенцев», то им Минфин также разрешает учитывать не только платежи за загрязнение окружающей среды, но и расходы на оплату услуг сторонних организаций, выполняющих работы по разработке и согласованию ПНООЛР, а также по разработке паспортов опасных отходов (Письма от 21.08.2007 N 03-11-05/193 и от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1). Все указанные затраты должны учитываться в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

В целях бухгалтерского учета плата за негативное воздействие на окружающую среду является для организации расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 {amp}lt;18{amp}gt;). Экоплатеж можно отнести на счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» на том основании, что он является доходной статьей бюджетов всех уровней и ему присвоен КБК, либо на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример. В I квартале 2009 г. ООО «Автолига» (Волго-Вятский экономический район) было захоронено на полигоне {amp}lt;20{amp}gt; 3 т ТБО (2,6 т — в пределах лимита, 0,4 т — сверх лимита). Кроме того, в течение отчетного квартала передано в переработку лицензированной организации:

  • 1,5 т отработанных шин;
  • 0,5 т отработанного трансмиссионного масла;
  • 0,03 т промасленной ветоши.

Данные отходы хранились на предприятии в пределах срока, установленного лимитами на размещение отходов (менее трех лет), и в количестве, не превышающем утвержденных лимитов на хранение. Ранее, в III и IV кварталах 2008 г., предприятием была начислена плата за хранение отработанных шин, масла и ветоши (единожды, в момент помещения на хранение).

В течение отчетного квартала было помещено на хранение на предприятии:

  • 0,5 т отработанных шин;
  • 0,2 т отработанного трансмиссионного масла.

Отходы в виде шин и ТБО имеют IV класс, а отходы в виде масел и промасленной ветоши — III класс опасности для окружающей среды.

Рассчитаем плату за размещение отходов за I квартал 2009 г.

  1. Плата за размещение ТБО:
  • в пределах лимита: 2,6 т x 248,4 руб/т x 1,5 x 1,48 = 1434 руб.;
  • сверх лимитов: 0,4 т x 248,4 руб/т x 1,5 x 5 x 1,48 = 1103 руб.
  1. Плата за размещение отработанных шин: (0,5 — 1,5) т x 248,4 руб/т x 1,5 x 1,48 = -551 руб.
  2. Плата за размещение отработанного трансмиссионного масла: (0,2 — 0,5) т x 497 руб/т x 1,5 x 1,48 = -331 руб.
  3. Плата за размещение промасленной ветоши: (0 — 0,03) т x 497 руб/т x 1,5 x 1,48 = -33 руб.

Итого плата за отчетный квартал составит 1622 руб. (1434 1103 — 551 — 331 — 33), в том числе 1103 руб. — за сверхлимитное размещение.

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
Начислена плата за негативное воздействие на
окружающую среду
   26   
 68 (76)
   1622   
Отражено постоянное налоговое обязательство 
(1103 руб. x 20%) {amp}lt;*{amp}gt;
   99   
   68   
    221   

Е.В.Преснякова

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector