Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении — приобретение антивируса косгу

По окончании срока действия лицензионного договора

Исходя из пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ программы для ЭВМ признаются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана.

По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Начисление амортизации по указанным нематериальным активам производится правообладателем (лицензиаром).

Пример 1

В рамках заключенного со сторонней организацией лицензионного договора учреждение приобрело компьютерную программу стоимостью 17 000 руб. По условиям договора оплата производится единовременно. В соответствии с учетной политикой учреждения расходы на приобретение неисключительного права пользования программным обеспечением, срок действия которого не превышает 12 месяцев, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года.

Об отражении расходов на приобретение программного обеспечения (Гусев А.)

Шишкоедова Н.Н.,эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

 В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопросы налогового учета программного обеспечения, приобретаемого образовательными учреждениями. Теперь же поговорим о нюансах бухгалтерского учета таких операций.

Начнем со случаев, когда образовательное учреждение приобретает компьютеры с предустановленным программным обеспечением (далее — ПО). Иными словами, когда на компьютере на момент его передачи поставщиком уже установлены операционная система и иные программы.Как правило, в подобных ситуациях учреждение получает неисключительное право на данное ПО (по лицензионному договору).

Причем нередко стоимость ПО не выделяется отдельно, а включается в стоимость приобретаемых компьютеров. Хотя бывают и случаи, когда в документах поставщика приводится подробная расшифровка с указанием стоимости отдельных деталей компьютера и программного обеспечения.

Порядок учета в казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждениях

Государственные и муниципальные учреждения при ведении учета с 1 января 2011 года должны руководствоваться нормами Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

казенные учреждения — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н);
бюджетные учреждения — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
а автономные учреждения — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н).

    Помимо этого, следует исполнять указания главного распорядителя (казенным учреждениям) и учредителя (бюджетным и автономным учреждениям).

согласно пункту 23 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов следует принимать к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, под которой понимается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание);
в соответствии с пунктом 47 Инструкции № 157н при определении первоначальной стоимости основного средства учитываются в том числе:
  суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основного средства;
  суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством или изготовлением объекта (израсходованные материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций, в том числе соисполнителей и подрядчиков);
  иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основного средства.
особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) — тогда расходы по его приобретению нужно отражать на счете 10621 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» (для автономных и бюджетных учреждений, получающих финансовое обеспечение в виде субсидий);
иным движимым имуществом учреждения — тогда нужно задействовать счет 10631 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения» (для казенных и бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств).

В соответствии с учетной политикой учреждения расходы на приобретение программного обеспечения (ключей защиты) могут относиться:

  • На финансовый результат текущего финансового года.
    При этом, в бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов могут использоваться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
  • На расходы будущих периодов.

Согласно п. 295 Инструкции № 157н финансовый результат текущей деятельности учреждения отражается по счету 401 20 «Расходы текущего финансового года».

В бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов, в случае их отнесения на формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, отражаются в корреспонденции со счетом 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции № 157н).

Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).

Порядок отнесения расходов по приобретению программных продуктов (ключей защиты) на расходы текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) или на расходы будущих периодов зависит от порядка предоставления поставщиком первичной документации.

1. Если поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) ежемесячно (либо с какой либо другой периодичностью), то учреждение может относить данные расходы на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг).

На основании п.п. 102, 111 Инструкции № 162н, п.п. 128, 73 Инструкции № 174н, п.п. 138, 73 Инструкции № 183н в таком случае оформляются следующие бухгалтерские записи:

  • Дебет 0.109.00.226 (0.401.20.226) Кредит 0.302.26.730 – отражены расходы на приобретение программного обеспечения (ключей защиты);
  • Увеличение забалансового счета 01 – отражено поступление программного обеспечения (ключей защиты);
  • Дебет 0.302.26.830 Кредит 0.201.11.610 (1.304.05.226), одновременно увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) к счету 201.11 – оплачена кредиторская задолженность.

2. Если же поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) сразу на весь период действия договора, то учреждение может отнести данные операции на расходы будущих периодов.

Расходы будущих периодов необходимо списывать на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) равномерно в течение периода, к которому такие расходы относятся. Порядок списания устанавливается учетной политикой учреждения.

Например, в течение года учреждение может списывать расходы будущих периодов ежемесячно в размере 1/12 от стоимости договора (при условии, что договор заключен на 1 год), либо ежеквартально в размере 1/4 от стоимости договора.

Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении — приобретение антивируса косгу

В таком случае, на основании п.п. 124, 111 Инструкции № 162н, п.п. 160, 73 Инструкции № 174н, п.п. 188, 73 Инструкции № 183н учреждение оформляет следующие бухгалтерские записи:

  • Дебет 0.401.50.226 Кредит 0.302.26.730 – отнесены затраты на приобретение программного обеспечения (ключей защиты) на расходы будущих периодов;
  • Увеличение забалансового счета 01 – отражено поступление программного обеспечения (ключей защиты);
  • Дебет 0.302.26.830 Кредит 0.201.11.610 (1.304.05.226), одновременно увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) к счету 201.11 – оплачена кредиторская задолженность;
  • Дебет 0.109.00.226 (0.401.20.226) Кредит 0.401.50.226 – отнесены на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) расходы будущих периодов.

Шишкоедова Н.Н.,эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопросы налогового учета программного обеспечения, приобретаемого образовательными учреждениями. Теперь же поговорим о нюансах бухгалтерского учета таких операций.

Государственные и муниципальные учреждения при ведении учета с 1 января 2011 года должны руководствоваться нормами Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Учтем программу

Учтем программу

В этой статье К.В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы “1С“, расскажет нам, по какому коду ЭКР следует оплачивать программы фирмы “1С“ — 320 (нематериальные активы) или 226 (прочие услуги).

отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Таким образом, к учету в составе нематериальных активов можно принять только те программные продукты, на которые учреждение имеет исключительные права и надлежаще оформленные документы, подтверждающие эти права.

Расходы на оплату приобретения нематериальных активов, включая исключительные права на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н, относят на статью 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Об исключительном праве

Хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2008 года вступит в силу раздел VII “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации“ части четвертой Гражданского кодекса.

Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении — приобретение антивируса косгу

Понятие “исключительное право“ определено в статье 1229 указанного раздела. Так, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускает Гражданский кодекс.

До 2008 года при заключении договоров о вовлечении в хозяйственный оборот таких объектов интеллектуальной собственности, как программы для ЭВМ и базы данных, следует руководствоваться нормами Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных“ (далее — Закон N 3523-1).

В законе даются определения “Исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных“, “Авторского права на программу для ЭВМ или базу данных“.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 3523-1 исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных может быть передано полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

Таким образом, исключительное право на программу может быть получено организацией либо в результате ее создания в самой организации, либо по договору.

Учтем программу

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

При отражении данных расходов в налоговом учете следует руководствоваться:

  • пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса;
  • п. 1 ст. 272 Налогового кодекса.

В пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса установлено, что к прочим расходам относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Согласно п. 1 ст. 272 Налогового кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Налогового кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

При наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, учреждение распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/1/330.

В случае если срок лицензионного соглашения не определен, следует обратиться к Письму Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/52. В данном документе финансовое ведомство определяет следующий подход: в случае если в договоре (соглашении) срок использования приобретенного программного продукта не указан, налогоплательщик самостоятельно определяет срок использования приобретенного неисключительного права с учетом требований в отношении определения указанного срока, установленных Гражданским кодексом.

Нормой, которая регламентирует данный вопрос в Гражданском кодексе, является п. 4 ст. 1235. Смысл данной нормы заключается в том, что срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

При рассмотрении вопроса о НДС следует обратиться к пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, согласно которому не облагается НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Рассмотрим ситуацию, когда приобретается объект основных средств с программным обеспечением. В данном случае в договоре о переходе права собственности на такие основные средства должно содержаться условие о приобретении неисключительного права на пользование программным продуктом.

В Письме Минфина России от 25 мая 2009 г. N 03-03-06/2/105 специалисты финансового ведомства на основании пп. 8 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса пришли к следующему выводу:

  • если лицензионным договором предусмотрена выплата правообладателю вознаграждения периодическими платежами в течение срока его действия, то сумма такого вознаграждения не включается в первоначальную стоимость основного средства, а учитывается равномерно в течение срока действия договора на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса;
  • если же в договоре подобное условие не содержится, вознаграждение включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств и списывается через механизм амортизации.

Следует также учесть мнение ФНС России, высказанное по данному вопросу в Письме от 13 мая 2011 г. N КЕ-4-3/7756. В нем рассматриваются два варианта.

Первый вариант. Вычислительная техника приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения. В этом случае материальный объект сам по себе никак не может быть использован в деятельности налогоплательщика. В таком случае расходы на приобретение прав на программное обеспечение, необходимое для эксплуатации технического средства, следует рассматривать как расходы на доведение этого объекта до состояния, в котором он пригоден для использования. Такое программное обеспечение является неотъемлемой частью технического средства.

При этом объем и свойства необходимого программного обеспечения определяются целью (назначением), заявленной организацией (документально подтвержденным) при приобретении технического средства.

Второй вариант. Вычислительная техника приобретается вместе с конкретным программным обеспечением, позволяющим реализовывать заявленные продавцом потребительские свойства данной вычислительной техники. В таком случае материальный объект уже готов к эксплуатации в объеме исполнения конкретных потребительских свойств.

Государственные (муниципальные) учреждения могут приобретать исключительные права на программные продукты или создавать программные продукты самостоятельно. В ст. 1296 Гражданского кодекса указано, что если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), то исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

Разрабатывать программные продукты могут и сотрудники учреждения, состоящие в штате организации, в рамках выполнения своих трудовых обязанностей. В этом случае согласно п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса исключительное право на служебное произведение будет принадлежать работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником (автором) не предусмотрено иное.

При этом в том же пункте ст. 1295 Гражданского кодекса определено, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

В соответствии с п. 56 Инструкции N 157н при приобретении исключительных прав на программные продукты их следует учитывать в составе нематериальных активов. При этом согласно Указаниям N 190н расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, осуществляются по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.

Из содержания Приказа N 137н/527 следует, что источником приобретения исключительных прав на программные продукты должна быть субсидия на иные цели.

Распространенной операцией при приобретении исключительных прав на программный продукт является услуга, связанная с внедрением программного продукта в учреждении. При отражении расходов по данной операции следует учитывать следующее.

Учет программного обеспечения в бюджетном учреждении — приобретение антивируса косгу

Пункт 62 Инструкции N 157н гласит, что в целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его приобретении за плату, создании фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

  • суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
  • суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов.

При создании нематериального актива кроме расходов, предусмотренных абз. 2 — 5 п. 62, включаются:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
  • расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Из данного пункта следует, что перечень затрат, влияющих на первоначальную стоимость нематериального актива, не является закрытым. На наш взгляд, внедрение программного продукта можно отнести к иным расходам, непосредственно связанным с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При определении статьи КОСГУ, по которой следует оплатить внедрение программного продукта, необходимо определить, производилась ли в ходе внедрения программного продукта его переработка (модификация).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector