Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

Что такое транспортная экспедиция?

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции.

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

Зная отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки в 2018 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания с юридической точки зрения.

Перевозка грузов может происходить на базе различных типов соглашений, которые заключаются между компанией-отправителем и фирмой, предоставляющей услуги по транспортировки.

К основной документации относят договор транспортной экспедиции и договор перевозки. Рассмотрим отличия таких соглашений подробней.

Общие аспекты

Каждый из рассматриваемых типов соглашений содержит в себе различные особенности, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется изучить нормы российского законодательства.

Что нужно знать

Соглашение о перевозки подписывается между владельцем груза и транспортной компанией (частным предпринимателем либо иным лицом), которая возьмет на себя обязанность по транспортировке в указанное место.

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

За предоставление услуг по транспортировке отправитель либо получатель груза вносит установленный договором платеж.

Товарно-транспортной накладной Либо иной документации согласно российскому законодательству
Билетом в случае транспортировки пассажиров Либо письменам соглашением по вопросу предоставления услуг не конкретным лицам, а компании

Перевозчик обязан доставить груз в указанное место и период, причем именно он несет ответственность за возможную порчу.

Отправитель берет на себя обязанность подготовить всю необходимую сопроводительную документацию.

При подписании соглашения транспорта одна сторона, именуемая как фрахтовщик, должна представить противоположной стороне (фрахтователю) ТС с экипажем с целью дальнейшей транспортировки.

Соглашение о транспортной экспедиции подлежит заключению между частными лицами либо компаниями, которые за определенную сумму берет на себя обязательство по транспортировке груза, право собственности на которое есть у отправителя/получателя.

Экспедиторская компания обязательно должна иметь в наличии лицензия на предоставление подобных услуг.

За установленную плату дополнительно может быть предоставлено:

  • сбор необходимой сопроводительной документации;
  • контроль погрузки и отгрузки.

Договор экспедиции может подразделяться на несколько подвидов:

  • поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

По результатам свое деятельности экспедитор берет на себя обязательства по предоставлению отчетов о выполненной работе, приложив дополнительно копию соглашения и подтверждения понесенных финансовых затрат.

Поручение Оформляется заказчиком услуг экспедитору
Экспедиторскую расписку Подтверждает факт предоставления посреднических услуг
Складскую расписку Подтверждает факт сохранности груза до периода отправки

О данных нюансах нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Стороны соглашений

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

Для договора перевозки предусмотрено только несколько сторон:

  • заказчик — клиент;
  • и исполнитель – транспортная компания.

Для договора экспедиции предусмотрено 3 стороны:

  • заказчик;
  • посредник;
  • и исполнитель.

Участниками сделки могут быть любые лица, у которых есть все необходимые документы для предоставления рассматриваемых услуг.

Необходимо помнить — от имени заказчика либо исполнителя могут действовать доверенные лица при наличии соответствующей нотариальной доверенности.

Подробно о подписании и исполнении соглашения перевозки регулируется 40 главой Гражданского Кодекса России, 41 главой ГК РФ – договор транспортной экспедиции.

Указанные нормы Гражданского Кодекса России предоставляют возможность:

  • подробно разъяснить понятия обоих видов соглашения;
  • разъяснить подробно права и обязанность каждого участника сделки;
  • дать подробное объяснение иным немаловажным моментам.

Рекомендуется ознакомиться с указанными главами Гражданского Кодекса для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ об договора различаются между собой, поэтому крайне важно знать о них.

Важная часть современной рыночной экономики – грузоперевозки. Услугами перевозчиков пользуются как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях компании могут осуществлять перевозки при помощи собственных ресурсов.

Юридические лица, не имеющие таких возможностей, обращаются к экспедиторам. В связи с этим, необходимо дать ответ на вопросы: что такое договор транспортной экспедиции и договор перевозки (отличия и общие моменты этих документов), каковы обязанности экспедиторов, что будет, если нарушить их?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Перевозка и транспортная экспедиция – разные понятия. Под перевозкой подразумевается простая доставка груза из одного пункта в другой. При этом лицо, которому этот груз принадлежит, само занимается погрузкой груза, подбором подходящего транспортного средства, составлением маршрута и всеми другими нюансами, связанными с этой сферой.

Поскольку не всегда подобное удается реализовать самостоятельно, на рынке действует большое количество логистических компаний, которые предоставляют услуги транспортной экспедиции.

Если юридическое лицо обратится в одну из таких фирм, ее сотрудники сами подготовят транспорт, погрузят груз, определят подходящий маршрут.

То есть, компания, обладающая грузом, освобождается от всех действий, которые необходимо выполнить до и после перевозки. В каждом из этих случаев нужно заключать специальный договор. Между договорами экспедиции и перевозки есть несколько существенных различий. Так, можно выделить следующие отличия:

  1. Действия, связанные с транспортировкой, в законодательстве обозначаются перевозкой. Все другие процедуры относятся к понятию «транспортная экспедиция».
  2. Первый документ (перевозка) начинает действовать только после получения груза. Вторая бумага действует с момента подписания.
  3. В случае с перевозкой, в подписании договора принимают участие два лица, в случае с транспортной экспедицией – три.

Это все существенные различия между этими документами. Специалисты обращают внимание на взаимосвязь между договорами. В обоих случаях главной целью заключения документа является доставка груза в конкретный пункт. Разница заключается в объеме работ, которые должен выполнить посредник.

Особенности

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В соответствии с ней, сторонами отношений, возникающих после подписания документа, являются:

  • заказчик (лицо, получающее груз, или отправляющее его);
  • экспедитор (сторона, ответственная за действия, связанные с перемещением груза).

Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо. В то же время, экспедиторской деятельностью могут заниматься только компании (то есть, юридические лица).

Важно! В договоре можно прописать обязанности экспедитора, пункт отправки и доставки, другие нюансы.

Бумага составляется только в письменной форме. Поскольку в некоторых случаях экспедитор может представлять интересы заказчика, к ней может прилагаться поручение. По договорам транспортной экспедиции предусматривается перевозка груза, экспедитор выступает посредником. Третье лицо (непосредственный перевозчик) – исполнителем.

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

Стороны сами определяют порядок оплаты в заключенных договорах. В документе необходимо прописать, какой именно размер вознаграждения, и когда оно будет выплачено. К примеру, можно прописать условие о предоставлении средств на протяжении пяти календарных дней после получения от экспедитора документов, свидетельствующих о сумме расходов.

Также рекомендуется прописать возможность компенсации непредвиденных расходов. Способ передачи средств также регулируется сторонами. Деньги можно передать лично либо перевести на счет экспедитора. Все эти нюансы необходимо упомянуть в документе.

Договором регулируются права и обязанности сторон, а также перечень услуг, предоставляемых экспедитором. В этой части необходимо прописать все работы, которые будет выполнять посредник, с условием возможности проверки качества их выполнения. Важная часть документа – порядок отправки и приема груза.

Структура

https://www.youtube.com/watch?v=rWynv_cpCjQ

Договор транспортной экспедиции состоит из нескольких информационных блоков. В первую очередь прописываются полные названия всех участников сделки. Далее рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  1. Прописать предмет документа.
  2. Определить срок его действия.
  3. Указать, какие имеет права каждая из сторон, и какие на них возложены обязанности.
  4. Если к бумаге прилагается поручение, указать на это.
  5. Прописать порядок передачи груза.
  6. Установить вознаграждение, которое будет получено экспедитором.
  7. Определить ответственность сторон за нарушение условий.
  8. Указать на возможность расторжения документа.
  9. Нелишним будет прописать механизм разрешения возникающих споров, порядок действий в случае наступления чрезвычайных обстоятельств.

Любой объект считается грузом с момента, когда возникла необходимость его доставки из одного пункта в другой каким-либо транспортом. В процедуре доставки участвуют, по меньшей мере, три стороны: грузоотправитель – тот, кто отправляет груз, грузополучатель – тот, кто его получает, перевозчик – тот, кто его доставляет.

Зачастую роль грузоотправителя и роль грузополучателя выполняет одно лицо. В тривиальном случае это лицо может быть вдобавок перевозчиком, но такой вариант в дальнейшем рассматриваться не будет, ибо при таком стечении обстоятельств не возникает отношений между сторонами, которые регулируются определенным соглашением.

Особенности

Структура

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара.

От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности.

С юридической точки зрения, это называется “перевозкой“, которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон.

Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.

Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.

Отличия договора перевозки от договора фрахтования (чартера)

Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг

По договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель: предоставление вместимости транспортного средства. Его предмет уточняется в транспортном законодательстве, например в нормах о фрахтовании морского судна без экипажа указано, что судно передается в пользование и во владение на определенный срок для перевозок и иных целей (ст. 211 КТМ РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=grOnf6K4MSg

Обратите внимание, что стороны могут заключить договор перевозки, содержащий элементы фрахтования. Тогда фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Обязанности экспедитора

Непосредственные обязанности экспедитора могут определяться договором, который он заключает с заказчиком. Между тем, полный спектр услуг несколько ограничен. Посредник может:

  1. Осуществлять прохождение груза через таможню.
  2. Оформлять документы от имени заказчика.
  3. Сопровождать груз, проверять его количество/состояние, оснащать его бирками, наносить маркировку.
  4. Заключать контракты с перевозчиками, действуя от имени своего клиента.
  5. Вносить провозные сборы.

Экспедитор может одновременно выступать в качестве перевозчика.

Российское законодательство не запрещает смешивание этих двух бумаг. На посредника возлагается обязанность доставить предметы в целостности и сохранности в означенное время.

Отличия договора перевозки от договора об организации перевозок

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:

  • цель договора об организации перевозки — налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
  • цель договора перевозки — перевозка конкретного груза (партии груза).

Последствия нарушений

Стороны вправе прописать штрафные санкции, которые вступят в силу при нарушении условий документа одной из сторон. При потере груза или нанесения ему повреждений, экспедитор обязуется возместить ущерб. Если груз был поврежден по вине перевозчика, экспедитор отвечает перед заказчиком в той же мере, в какой отвечает перевозчик перед экспедитором.

В бумаге также можно прописать порядок разбирательств. Нелишним будет, к примеру, указать на возможность досудебного разбирательства. Для этого необходимо прописать порядок подачи письменной претензии.

Отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

Основное отличие этого договора от перевозки — его цель:

  • для перевозки — это транспортировка груза из точки А в точку Б;
  • для аренды транспортного средства с экипажем — получение арендатором возможности владеть и пользоваться транспортным средством в течение определенного времени, согласованного сторонами.

Этим обусловлены и другие отличия договора перевозки от договора аренды транспортного средства с экипажем, в том числе обязательства и ответственность сторон:

  • перевозчик, к примеру, по договору перевозки груза обязан доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю. Поэтому предполагается его ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 ГК РФ);
  • при аренде транспортного средства с экипажем оказываемые арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства нацелены на обеспечение его безопасной эксплуатации. Указания по коммерческой эксплуатации транспортного средства экипажу дает арендатор (п. п. 1, 2 ст. 635 ГК РФ). Арендатор использует транспортное средство по своему усмотрению, в том числе может перевозить какой-либо груз. Но для арендодателя не установлена презумпция ответственности за сохранность такого груза.

К искам по таким договорам применяется, в отличие от перевозки, общий срок исковой давности в три года.

Как правило, перевозка сопровождается большим количеством разного рода услуг, целью которых является не доставка конкретного груза, а обеспечение в целом процесса перевозки. Их предмет не совпадает ни с перевозкой, ни с транспортной экспедицией, ни с другими транспортными договорами, поименованными в Гражданском кодексе РФ. К таким услугам в том числе относятся:

  • на железнодорожном транспорте — управление движением поездов (пп. «в» п. 4 разд. II Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
  • на морском транспорте — услуги буксировки (ст. 225 КТМ РФ);
  • в сфере воздушного транспорта — обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (ст. 50 ВК РФ).

Стороны могут заключить договор об оказании услуг, который не назван в транспортных нормах, но по содержанию является возмездным оказанием услуг. К таким договорам применяются нормы гл. 39 ГК РФ, которые перевозку не регулируют (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).

Стороны соглашений

https://www.youtube.com/watch?v=QDDdyTGeRk8

7 (499) 450-39-61

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector