Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

  • принадлежит налогоплательщику на праве собственности;
  • используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией с целью извлечения дохода;
  • первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (при вводе в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 – 100 000 руб.);
  • срок полезного использования ТС составляет более 12 месяцев.

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Подержанный автомобиль как объект ОС

Для того чтобы установить к какой амортизационной группе относится имущество компании необходимо заглянуть в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационную группу». Последняя редакция документа была 28.04 2018 г.

К первой группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет (включительно).

  • Вторая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет (включительно).
  • Третья группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет (включительно).
  • Четвертая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше  5 лет до 7 лет (включительно).
  • Пятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет (включительно).
  • Шестая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет (включительно).
  • Седьмая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет (включительно).
  • Восьмая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет (включительно).
  • Девятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет (включительно).
  • Десятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет (включительно).

Для автомобилей, введенных в эксплуатацию с 1 января 2017 года (см. таблицу)

Вид автомобиля

Код согласно классификации

Срок полезного использования

Амортизационная группа

Легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно

310.29.10.21

310.29.10.22

свыше 3 лет до 5 лет включительно

Третья

Легковой автомобиль с бензиновым двигателем объемом более 3,5 л

310.29.10.22

свыше 7 лет до 10 лет включительно

Пятая

Легковой автомобиль с дизельным двигателем

310.29.10.23

свыше 7 лет до 10 лет включительно

Пятая

Грузовой автомобиль с максимальной массой не более 3,5 т

310.29.10.41.111

310.29.10.42.111

свыше 3 лет до 5 лет включительно

Третья

Грузовой автомобиль с максимальной массой более 3,5 т

310.29.10.41.112

310.29.10.41.113

310.29.10.42.112

310.29.10.42.113

свыше 7 лет до 10 лет включительно

Пятая

Самосвалы и прочие грузовые автомобили независимо от их максимальной массы

310.29.10.41.120

310.29.10.42.120

свыше 5 лет до 7 лет включительно

Четвертая

Если автомобиль был введен в эксплуатацию до 2017 года, то его срок полезного использования и амортизационную группу не меняют (Письмо Минфина России от 08.11.2016 № 03-03-P3/65124).

Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа. Для удобства мы составили таблицу — выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно. 

Вид автомобиля

ОКОФ ОК 013-2014

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Легковой с бензиновым двигателем объемом до 3,5 л включительно

310.29.10.21

310.29.10.22

Третья

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Легковой с бензиновым двигателем объемом свыше 3,5 л

310.29.10.22

Пятая

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Легковой с дизельным двигателем

310.29.10.23

Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковые машины. Переходим к грузовым фургонам. Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам.

Вид автомобиля ОКОФ ОК 013-2014 Амортизационная группа Срок полезного использования

Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т

310.29.10.41.111

310.29.10.42.111

Третья

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т

310.29.10.41.112

310.29.10.41.113

310.29.10.42.112

310.29.10.42.113

Пятая

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы

310.29.10.41.120 310.29.10.42.120

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами. 

Срок амортизации — это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию. 

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты — повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Амортизационная группа

Код по ОКОФ

Автомобили

Технические характеристики авто

СПИ

3

310.29.10.2

Легковые

От 3-х до 5-ти лет

310.29.10.30.111

Микроавтобусы

310.29.10.41.111

Грузовые с дизельным двигателем

Массой не более 3,5 тн

310.29.10.42.111

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой не более 3,5 тн

4

310.29.10.24

Легковые малого класса

От 5-ти до

7-ми лет

310.29.10.4

Грузовые общего назначения

310.29.10.59.113

Автотранспорт специальный: Бетоновозы

310.29.10.59.120

Лесовозы

310.29.10.59.130

Для коммунального хозяйства и дорожных работ

310.29.10.59.150

Аварийно-спасательные и полицейские

310.29.10.59.230

310.29.10.59.250

Для перевозки нефтепродуктов и газа

5

310.29.10.24

Легковые большого и высшего класса

Объемом двигателя свыше 3,5 л

От 7-ми до 10-ти лет

310.29.10.41.112

Грузовые с дизельным двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.41.113

Грузовые с дизельным двигателем

Массой свыше 12 тн

310.29.10.42.112

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.42.113

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой свыше 12 тн

310.29.10.5

ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля, как и легкового, начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

НА = 1/СПИ х 100%,

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Пример

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует.

Трудности выбора амортизационной группы

НА = 1/СПИ х 100%,

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Пример

Субъекты бизнеса при осуществлении своей деятельности используют имущество компании, которое имеет значительную стоимость и должно использоваться на протяжении длительного периода времени. Поэтому отличаясь от сырья и материалов, основные фонды не могут сразу перенести свою стоимость на конечный продукт. Для таких целей применяется амортизация основных средств в 2018 году.

Средства труда, какие содержат в себе основные фонды, по мере их применения изнашиваются, и теряют свою стоимость. Так как деятельность предприятия предполагается осуществляться довольно длительное время, необходимо обеспечить возобновляемость таких объектов как основные средства. С этой целью в организации проводится определение амортизации.

Амортизация основных средств это поэтапное включение стоимости объекта, находящегося в этой категории имущества, на изготовляемый продукт, оказываемые услуги, производимые работы. С применением данного метода цена ОС переносится частями в конечный продукт.

К определенному времени в организации накапливаются денежные средства, позволяющие ей купить новый объект, какой должен заменить изношенное и пришедшее в негодность имущество. Таким образом, предприятие получает возможность улучшать и покупать новые машины и оборудование.

Совет

Внимание! Однако, нужно понимать, что фактически данные денежные средства не изымаются из оборота. Они в очередной раз вкладываются в иные МПЗ, применение которых также приносит доход фирме.

Амортизация находится в зависимости от таких характеристик объекта ОС как первоначальная цена и время полезного использования.

Важная информация

Первоначальная цена — это понесенные расходы на покупку указанного ОС.

Время полезного использования— период, в котором будет осуществляться использование объекта для получения дохода. Данное понятие исходит из НК РФ с целью правильности определения налога на прибыль.

Внимание

По правилам он устанавливается каждым субъектом самостоятельно в момент начала использования средства. Во время этого обязательно необходимо учитывать классификатор ОС. Период может впоследствии изменяться, так как предприятие может улучшать и модернизировать объект. Но новый период должен быть определен в пределах существующей амортизационной группы.

В данное время действует новый классификатор, какой вступил в действие с 2017 года.

Процесс установления времени использования осуществляется в несколько этапов.

Внимание! Сначала устанавливается группа ОС согласно классификатору ОС, в какую входит объект. В действительности может оказаться, что объект не может быть включен в рассмотренную группировку. Тогда следует определить эксплуатационный срок.

Чтобы это сделать, следует учитывать техническую документацию, прилагающуюся к ОС. После этого надо зафиксировать полученное время эксплуатации в инвентарной карточке объекта.

ОС исходя из времени применения разделяются в амортизационные группы. При попадании объекта в конкретную группу, определение амортизации выполняется по установленным для нее правилам.

Совет

Группировка по амортизационным группам предусмотрена новым классификатором ОС, где они учитываются на основании ОКОФ. Классификатор используется для нахождения срока применения объекта.

Группа Период эксплуатации объекта Перечень объектов ОС (примерный)
1 От 1 года до 2 лет (включительно) Недолговечное оборудование и инструменты (коммуникационные устройства, компрессоры, насосы, бурильное, медицинское оборудование и т.д.
2 От 2 до 3 лет (включительно) Оборудование с более длительным сроком использования (краны, подъемники, косилки, пресс, компьютеры, принтеры и т.д.)
3 От 3 до 5 лет (включительно) Сооружения и передаточные устройства, трубопроводы, скважины, миниАТС, фотоаппаратура, копировальные аппараты, весы, малогабаритные автобусы, автотранспортные средства с массой до 3,5 т.
4 От 5 до 7 лет (включительно) Передвижные здания, ограды, заборы, линии электропередач, сигнализации, бетононасосы, деревообрабатывающие станки, автобусы городские, троллейбусы и т.д.
5 От 7 до 10 лет (включительно) Сборные здания, котлы паровые, турбины, погрузчики, тракторы и иная сельхозтехника, пожарные, грузовые автомобили, паровозы, теплоходы и т.д.
6 От 10 до 15 лет (включительно) Воздушные линии электропередач, сооружения ЖКХ, жилые здания, электропечи, весы транспортные и т.д.
7 От 15 до 20 лет (включительно) Деревянные здания, канализации, автомагистрали, мосты, снегоочистительные машины, корабли, суда и т.д.
8 От 20 до 25 лет (включительно) Каменные здания, железнодорожные пути, морские и речные суда, сейфы
9 От 25 до 30 лет (включительно) Железобетонные здания, эстакады, электростанции, морские суда
10 Более 30 лет Здания, не вошедшие в предыдущие группы, суда для круиза, лесные полосы

Внимание! Если ОС нельзя отнести ни к одной группе из классификатора, то его время использования устанавливается на основе технической документации изготовителя.

Для целей бухучета определено четыре метода расчета отчислений на амортизацию. Для каждой единицы ОС метод выбирается единственный раз, после чего его нужно использовать весь срок действия средства.

Дебет Кредит Описание
20, 23, 25, 26, 29, 44 02 Начислена амортизация ОС. Дебетовый счет выбирается на основании участия объекта в процессе производства

Линейный метод

Это самый простой способ. При его применении каждый месяц указывается одно и то же амортизационное отчисление. Кроме этого, он позволяет сблизить амортизацию по бухгалтерскому и налоговому учетам.

Годовая норма = 100% / Полный срок использования
Размер амортизации за год = Изначальная стоимость Х Годовая норма
Месячная сумма = Размер амортизации за год / 12

Рассмотрим на примере начисление амортизации основных средств линейным способом.

Важная информация

ООО «Росинка» купило деревообрабатывающий станок по цене 875000 рублей. Для него определено время полезного применения 7 лет. Произведем определение амортизации.

Годовая норма для станка: 100% / 7 = 14,29%

Внимание

Размер амортизации за год: 875000 х 14,29% = 125037,50 руб.

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Начисление за месяц: 125037,50 / 12 = 10419,79 руб.

При выполнении расчетов по этому методу размер отчислений определяется на основе остаточной стоимости на начало года, а также нормы амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Его размер необходимо занести в учетную политику, и он не может быть больше 3,0.

У этого способа есть особенность — он не дает возможности списать полностью всю стоимость объекта. Из этого вытекает, что в учетной политике также придется закрепить, что именно нужно сделать с остатком. Оптимальнее всего амортизацию за завершающий месяц не рассчитывать, а списать всю оставшуюся сумму.

Годовая норма = 100% / Полный срок использования Х Коэффициент ускорения
Остаточная стоимость = Изначальная стоимость Сумма амортизации за предшествующие годы
Размер амортизации за год = Остаточная стоимость Х Годовая норма

Рассмотрим определение амортизации таким методом. Условия оставим теми же — цена станка 875000 рублей, время использования — 7 лет. Установленный коэффициент ускорения 1,7.

Определим годовую норму: 100% / 7 х 1,7 = 24,29%

Совет

Остаточная стоимость для первого года применения будет равна первоначальной — 875000 руб.

Размер амортизации за год: 875000 х 24,29% = 212537,50 руб.

Важная информация

Начисление за месяц: 212537,50 / 12 = 17711,46 руб.

Остаточная стоимость для второго года: 875000 — 212537,50 = 662462,50 руб.

Внимание

Сумма амортизации за год: 662746,50 х 24,29% = 160912,14 руб.

Начисление за месяц: 160912,14 / 12 = 13409,35 руб.

Остаточная стоимость для третьего года: 875000 — 212537,50 — 160912,14 = 501550,36 руб.

Сумма амортизации за год: 501550,36 х 24,29% = 121826,58 руб.

Начисление за месяц: 121826,58 / 12 = 10152,22 руб.

И так далее за каждый год использования.

При применении данного метода размер амортизации определяется каждый год на основании общего количества лет применения ОС, а также сколько лет еще осталось до завершения этого периода.

Размер амортизации за год = Первоначальная цена ОС Х Число оставшихся лет применения / Сумма чисел лет применения

Рассмотрим расчет на примере. Цена станка 875000 рублей, срок применения — 7 лет.

Совет

Найдем сумму чисел лет, при общем сроке 7 лет: 1 2 3 4 5 6 7=28 лет.

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Годовая сумма в первый год будет равна: 875000 Х 7 / 28 = 218750 руб.

Важная информация

Начисление за месяц: 218750 / 12 = 18229,17 руб.

Годовая сумма во второй год будет равна: 875000 Х 6 / 28 = 187500 руб.

Внимание

Начисление за месяц: 187500 / 12 = 15625 руб.

Годовая сумма в третий год будет равна: 875000 Х 5 / 28 = 156250 руб.

Начисление за месяц: 187500 / 12 = 13020,84 руб.

Ежемесячный размер амортизации при указанном методе зависит от количества единиц продукции, выпущенном с его помощью каждый месяц, а также общего планируемого объема за весь период использования.

Как указано в ПБУ 6/01 годовой размер в этом случае не определяется, расчет нужно производить только помесячно.

Совет

Также нужно учитывать, что амортизация определяется начиная со следующего месяца после ввода ОС в эксплуатацию. Это нужно учесть при определении амортизации за первый месяц.

Амортизация за месяц = Число произведенных единиц продукции в месяце Х Первоначальная цена ОС / Ожидаемый объем продукции за все время использования

Рассмотрим использование метода на примере. ООО «Руслан» купило станок за 250000 руб. По паспорту он рассчитан на выпуск 150000 деталей. В первый месяц после ввода в эксплуатацию было выпущено 2600 деталей, во второй — 1850, в третий — 3250.

Важная информация

Поскольку амортизация начисляется со второго месяца использования, при его расчете учитываем выпуск деталей за первые два:

Срок амортизации легкового автомобиля

Сегодня мы рассмотрим две спорные ситуации, связанные с определением срока полезного использования (СПИ) для автомобилей. Напомним, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с его СПИ.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации ОС .

Сложности с определением СПИ возникают в силу того, что не всегда понятно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство, например при покупке дорогих иномарок представительского класса или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из 10 амортизационных групп, указанных в Классификации ОС.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех лет до пяти лет включительно.

Легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе. СПИ для этой группы составляет свыше семи лет и до десяти лет включительно.

Таким образом, легковые автомобили высшего класса в любом случае (независимо от объема двигателя) должны попасть в 5-ю амортизационную группу. В качестве примера можно привести такую машину представительского класса, как Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2496 куб. см, то есть менее 3,5 л.

Нормативные документы по налогообложению не дают ответа на вопрос, что считать «высшим классом», а налоговые органы любую дорогую иномарку готовы отнести к этому классу. Понять их можно, ведь минимальный СПИ составляет для 5-й группы 85 месяцев, а для 3-й — всего 37 месяцев.

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Если первоначальная стоимость автомобиля равняется, к примеру, 3 000 000 руб. и организация решит, что он относится к 3-й амортизационной группе, а СПИ определен как 37 мес., то ежемесячная сумма амортизации будет 81 081 руб. (3 000 000 руб. / 37 мес.).

В свою очередь, налоговая инспекция, решив, что автомобиль следует относить к 5-й амортизационной группе, пересчитает месячную сумму амортизации, исходя из СПИ, равного 85 мес. Она составит 35 294 руб. (3 000 000 руб. / 85 мес.).

Таким образом, месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому автомобилю, более чем в два раза превышает сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором. Это значит, что записи в акте налоговой проверки о занижении облагаемой базы по налогу на прибыль не избежать.

Она вычитается постепенно, в продолжение срока полезного использования. Амортизация рассчитывается как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Важно иметь представление о том, как правильно осуществлять амортизацию.

Общие сведения ↑

Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.

Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.

Способов начисления несколько:

  • линейный,
  • уменьшаемый остаток,
  • списание пропорционально объему выполненной работы,
  • ускоренный метод.

Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.

500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.

Амортизация вычисляется в таких случаях:

  • если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу,
  • при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства,
  • при использовании личного автомобиля на работе,
  • во время передачи в лизинг.

Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.

На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.

Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:

  • стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год,
  • стоимость замененной жидкости,
  • сведения о стоимости масла.

Коды доходов в справке 2-НДФЛ с расшифровкой

Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.

Что это такое

Амортизация автомобиля – это возмещение износа транспортного средства в денежном эквиваленте. Автомобиль имеет срок полезного использования.

Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.

Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана.

Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.

Правовая база

Начисление амортизации проводится на основании 259 статьи Налогового кодекса.

В соответствии с 258 статьей Налогового кодекса, срок полезного использования – период, в продолжение которого организация планирует использовать транспортное средство.

Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.

Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.

Большую часть их можно получить, анализируя паспорт транспортного средства, либо опираясь на описание модели, указанное в приложение к договору на приобретение или в руководстве по эксплуатации.

В данной статье рассматривается, как определить амортизационную группу и срок полезного использования легкового автомобиля. 

В большинстве случаев амортизационная группа легкового автомобиля зависит от его класса. У легковых моделей всего 5 классов, причем первые четыре зависят от  объема двигателя. Рабочий объем двигателя, приведен в  11 графе паспорта транспортного средства, и ориентируясь на него можно определить, относится ли автомобиль к особо малому, малому, среднему или большому классу.

 1-му — особо малому классу, если рабочий объем его двигателя не превышает 1,2 л,

ко 2-му — малому классу — если объем двигателя находится в пределах свыше 1.2 до 1,8 л

к 3-му среднему классу — если объем двигателя превышает 1,8 л, но не более 3,5 л.

4-му — большому классу — если объем двигателя свыше 3,5 л.

Срок полезного использования легкового автомобиля 1-3 класса   составляет от 3 до 5 лет (3  амортизационная группа).

Но если легковой автомобиль малого класса предназначен для инвалида, то  место ему уже 4 амортизационной группе и срок его полезного использования будет уже в диапазоне свыше 5  и до 7 лет.

Легковые автомобили большого  и высшего классов  амортизируются еще дольше от 7 до 10 лет . Они включаются в 5-ю амортизационную группу.

Для легковых автомобилей высшего — пятого класса объем двигателя не имеет значения, и легковушка  даже с небольшим объемом двигателя  может относиться к высшему классу. Нужно отметить, что критерии для отнесения автомобилей к высшему классу в нормативных  документах отсутствуют.

Московские налоговики предлагают относить к высшему классу представительские автомобили[1].

Правда понятие представительского автомобиля также является субъективным, ведь предлагается опираться на такие расплывчатые критерии как репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, изготовление по специальному заказу, наличие бронированного  кузова, быстроходность, форму кузова (седан, лимузин), комфортабельность, наличие дополнительного оборудования.

Единственным ориентиром для определения класса  легкового отечественного автомобиля может являться  первая цифра в буквенно — цифровом обозначении модели транспортного средства (графа 2 «Модель, марка ТС» в ПТС)[2].

Например,

 УАЗ Хантер Welcome 315195-162-01, является легковым автомобилем 3 (среднего) класса.                                                                           ЗИЛ 41047- относится к 4 классу легковых  автомобилей (его рабочий  объемом двигателя 5,4 л)

В автомобилях отечественного производства  высший класс будет обозначаться первой цифрой 5  в номере его модели.

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Поскольку иномарки не имеют  аналогичного обозначения типа, класса в наименовании марки, то предотвращения спора  о правильности определения срока  полезного использования  автомобилей иностранного производства, объем двигателя, которых меньше 3,5 л,  целесообразно получить письменное заключение от завода — производителя (его представительства в России) о его принадлежности к  представительскому (высшему) или иному классу.

Познакомиться с особенностями выбора амортизационной группы для грузового автомобиля или автобуса тут.

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

Внимание

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.

2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

  • налогоплательщику было известно о неверном определении предыдущими собственниками кодов ОКОФ и амортизационной группы;
  • налогоплательщик формально подошел к составлению документов со стороны продавца, несмотря на то, что акты о приеме-передаче по форме ОС-1а содержали неверные и неполные сведения об объектах основных средств, принимаемых на учет;
  • передающие стороны (предыдущие собственники) не могли иметь каких-либо претензий со стороны налоговых органов в связи с неверным определением кодов ОКОФ и, как следствие, неверным установлением амортизационной группы основных средств, так как они находились на УСНО.

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно.

Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации.

Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств.

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]).

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.

2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц.

Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194).

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст.

258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.

2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

* * *

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев.

Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника.

Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем.

Амортизационная группа легкового автомобиля 2019

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

[3] Позднее разъясним почему.

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ.

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления.

Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.

2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник.

Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

Подробно

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев).

В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб.

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая.

Таблица 2. Расчет годовых отчислений

Изобр. 2 Транспортные средства

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст.

258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно.

Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2).

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ.

Важная информация

Кроме этого, нельзя забывать, что его эксплуатация требует расходов. Это не только затраты на бензин, на возможный ремонт или на техобслуживание. Поскольку срок службы транспортного средства истекает, рано или поздно потребуются финансовые средства на новую покупку. Для того чтобы учитывать указанные обстоятельство, применяется учёт амортизации транспортных средств.

Дело в том, что данное понятие применяется в различных сферах жизни, в него иногда вкладывается совсем другой смысл и делается это учётом тех или иных определённых целей.

  1. Наиболее известное использование амортизации имеет место в бизнесе. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели имеют обязанность проводить соответствующий бухгалтерский и налоговый учёт. В данной ситуации варианты расчёта и в первом, и во втором случае определены законом. Хотя со временем такие правила могут меняться, в целом они более или менее постоянны на протяжении длительного времени.
  2. Другой важный случай, когда это понятие является важным — это использование со стороны страховых фирм. При определении суммы страховки или при расчёте величины выплат при наступлении аварии точное определение амортизации транспортного средства имеет важное значение.
  3. Ещё одна сфера связана с покупкой или продажей подержаных машин. От величины износа будет существенно зависеть цена сделки. При этом распространено использование тех способов расчёта, которые применяются страховыми компаниями. Формула здесь сильно отличается от той, которая применяется при бухгалтерском или налоговом учёте.
  4. Нередкой ситуацией является использование фирмой частных автомобилей своих сотрудников для выполнения каких-либо конкретных задач. Также распространённым является просто заключение договора аренды транспортного средства на длительный период у частных лиц. Считается, что фирма в данной ситуации должна компенсировать амортизацию использования арендованного автомобиля.
  5. Когда речь идёт просто о частном лице, владельце автомобиля, то он, конечно, не имеет обязанности считать амортизацию и сдавать куда-либо соответствующие отчёты. Однако, если он решит для себя вести такой учёт, то это поможет ему как планировать свои текущие затраты на эксплуатацию и обслуживание автомобиля, так и отложить деньги на покупку нового транспортного средства спустя годы, когда имеющийся автомобиль выработает свой ресурс.
  6. Амортизация при лизинге играет особую роль. Часто такие договора предусматривают выкуп по остаточной стоимости. Поэтому здесь есть заинтересованность в проведении ускоренной амортизации. Чем больше начислено, тем дешевле будет впоследствии выкуп.

Важная информация

Организация (лизингополучатель) заключает с лизингодателем договор финансовой аренды, в котором необходимо определить особые, существенные для договора финансовой аренды, условия. К таким условиям можно отнести в первую очередь условие о том, на балансе какой из сторон будет числиться автомобиль (предмет лизинга), срок договора, тип графика платежей (равномерный или неравномерный), размер выкупной цены (в случае перехода права собственности на предмет лизинга после окончания договора финансовой аренды) и др.Итак, рассмотрим на примере лизинга автомобиля особенности начисления амортизации для целей налогообложения налогом на прибыль.

Что это такое

Расчет амортизации автомобиля

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1 2 3 4 5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Пример №2

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Срок использования автомобиля для начисления амортизации

Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются на новые, более технологичные.

А если вы, например, захотите продать свой станок или здание, то возникает вопрос — а какова же его реальная стоимость с учетом активного использования? Не может же 3-летняя «Газель» стоить по цене новой.

Так мы приходим к необходимости учитывать износ основного средства (нематериального актива) или его обесценивание со временем. С учетом нам поможет амортизация.

Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.

Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.

Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.

Как видно из формулы, необходимо будет определить первоначальную стоимость и срок полезного использования для расчета ежемесячной суммы амортизации. Если с суммой первоначальной стоимостью проблем нет, то определить срок использования — порой сложная задача.

Бухучет с Эльбой — это просто!

Для нематериального актива срок полезного использования устанавливает сама фирма. Это срок в течение которого НМА будет использоваться и тем самым приносить доход.

Для основных средств в бухгалтерском учете предприятие тоже может установить срок использования самостоятельно, но не лишним будет согласовать этот срок с уже разработанными нормами и классификаторами.

Поэтому для определения срока полезного использования мы рекомендуем воспользоваться классификатором основных средств по амортизационным группам, утвержденным Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002.

Если основное средство относится к нескольким группам амортизации — выбор срока полезного использования рекомендуем делать из диапазона тех групп, к которым оно относится, исходя из предполагаемого времени эксплуатации объекта основных средств.

Таким образом, станет возможным получить сумму ежемесячной амортизации.

Если необходимо определить сумму амортизационных отчислений за период, например, на 01.01.2015, то следует сначала определиться с датой ввода в эксплуатацию, а затем посчитать, сколько ежемесячных сумм амортизации должно было быть произведено. Таким образом, можно ежемесячную сумму амортизации умножить на количество месяцев с момента ввода в эксплуатацию.

Пример расчета

Основные фонды, состоящие на учете фирмы, посредством амортизационных отчислений поэтапно переводят свою немалую стоимость на издержки производства.

Законодательно утверждено несколько способов расчета амортизации, но строгих указаний на обязательное применение какого-либо конкретного метода нет.

Однако, есть ряд утвержденных Положений и Инструкций, гласящих о рекомендуемом варианте формулы расчета амортизации по каждой определенной группе из Перечня квалификации ОС.

Методы амортизации

Основываясь на тезисах Законодательства РФ, к амортизационному имуществу относят оборудование, длительность продуктивного функционирования которых превышает период 12 месяцев, а первоначальная стоимость определяется размером от 40 тысяч рублей. Земля, природные ресурсы, объекты незавершенного капстроительства, ценные бумаги не имеют износа, а потому не подлежат амортизированию.

Линейный способ

НАО = 1/срок эксплуатации в месяцах  х  100%

Определяется годовая норма амортизационных отчислений в процентном соотношении.

САМ= ПС х НАО / 100%,

где в ПС находит отражение первоначальная стоимость основного средства.

На основе полученных расчетов, находят ежемесячные величины норм и сумм амортизационных отчислений. По данному методу производится амортизирование непосредственно по каждому инвентарному номеру имущества, которое состоит на учете организации.

Начисление износа происходит ежемесячно равными долями.

Норма амортизации не меняется в течение всего периода эксплуатации объекта.

Оценка технологического оборудования 550 тыс.руб. Относится к 4-ой амортизационной группе, период эксплуатации 84 месяца (7 лет).

Норма амортизирования = 100%  : 7 = 14,29 %  в год

Сумма  = 550000 х 14,29 % : 100% = 78595 руб. в год

Амортизационные отчисления каждый месяц = 78595 / 12 = 6550 руб.

Нелинейный вариант начисления амортизации, в свою очередь, подразделяется еще на несколько направлений:

  • Метод уменьшаемого остатка;
  • Списание по сумме чисел лет эксплуатации;
  • Пропорционально объему продукции, работ, оказанных услуг.Амортизационные отчисления, основанные на нелинейных методах, рассчитываются по амортизационной группе в целом.

Метод уменьшаемого остатка характеризуется ускоренным процессом амортизирования, который базируется на условиях остаточной стоимости имущества.

УОАО = ОС х НАО х КУ / 100%,

  • ОС     – остаточная стоимость;
  • КУ     –   коэффициент ускорения.

Стоимость имущества 300000 руб. Срок эксплуатации 5 лет. Коэффициент убыстрения, закрепленный в учетной политике, равен 1,5.

АОЧЛ = ПС х ЧЛО / ЧЛПИ,

ЧЛО – количество лет, которые остались до конца срока эксплуатации,

ЧЛПИ – полный срок полезного использования основных фондов.

АОВП = ФОП х ПС х / ПО,

ФОП – объем продукции, фактически произведенный за конкретный отчетный период,

Данный способ начисления закрепляется в акте приема-передачи (форма ОС-1).

Первоначальная стоимость автомобиля – 430 тыс.руб. Ожидаемый пробег 500 тыс.км.

ПС / ожидаемый пробег = 430 000 / 500 000 = 0,86 руб/км

В период эксплуатации основные средства подвергаются воздействию внешней среды и прочим негативным влияниям, поэтому с течением времени проявляется моральный и физический износ используемого оборудования.

Физический износ подразумевает снижение уровня исходных технических характеристик основных средств и зависит от многих факторов:

  • Первоначального состояния основных производственных фондов;
  • Уровня эксплуатации;
  • Наличия агрессивного окружения;
  • Степень мастерства обслуживающего персонала.

Экономическая сущность морального износа заключается в том, что производственные фонды обесцениваются до окончания срока эксплуатации. Постоянное развитие производства приводит к возникновению морального износа по причине:

  • Удешевления производства основных средств,
  • Выпуска подобного оборудования, обладающего большей производительностью.

Предприятия могут использовать различные коэффициенты, которые ускоряют или замедляют процесс амортизационных отчислений. Выбор, предусмотренных в НК РФ показателей, фирмы отражают в учетной политике.

Для оборудования, используемого в агрессивной атмосфере или в условиях экстенсивной эксплуатации, применимы повышающие коэффициенты. При расчете амортизации основных средств по формуле расчета повышающие коэффициенты применяются в размерах, утвержденных законодательно.

Организация, по решению руководителя, может применять и понижающие коэффициенты. Согласно НК РФ к автомобилям, полученным или переданным в лизинг, применяются специальные кпд. Например, микроавтобусы, предназначенные для пассажирских перевозок, со стоимостью приобретения более 400тыс.руб., амортизируются с k=1/2.

Все изменения, касающиеся применения дополнительных коэффициентов, закрепляются в учетной политике предприятия и действуют в течение всего налогового периода. Перерасчет амортизации основных средств по формуле расчета в течение отчетного периода не допускается.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы.

Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.

  • имеющихся в деле доказательств, в том числе приказа об учетной политике организации, инвентарных карточек налогоплательщика, технических паспортов БТИ;
  • конкретных обстоятельств по делу – фактической даты изготовления основных средств, даты ввода их в эксплуатацию у предыдущего собственника, информации об их реконструкции и вводе в эксплуатацию после реконструкции.

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок.

Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.

2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector