Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Методы формирования резерва расходов на оплату отпусков

В соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н (в ред. Приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н) в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат деятельности учреждения может создаваться резерв предстоящих расходов. Виды расходов, на которые может формироваться резерв, перечислены в указанном пункте Инструкции.

Отметим, что в данный перечень включены расходы на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или выплату компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения. Обратите внимание, что учреждение самостоятельно определяет, будет ли оно использовать в своей деятельности принцип резервирования, а также самостоятельно создает резервы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Метод 1. Расчет резерва исходя из среднего дневного заработка и количества дней отпуска. Данный метод наиболее трудоемкий, но идеальный, поскольку позволяет определить сумму расходов на предполагаемые отпуска более точно, а вследствие этого позволяет произвести более равномерное распределение расходов, относимых на финансовый результат.

Для расчета необходимо знать:

  • количество предполагаемых дней отпуска по всем работникам;
  • средний дневной заработок.

При определении продолжительности отпусков можно руководствоваться графиком отпусков на соответствующий год. Напомним, что согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст.

Как определить средний дневной заработок работников? В силу ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок работника для оплаты отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев. Он рассчитывается путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3, где 29,3 — среднемесячное число календарных дней.

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Таким образом, общая сумма всех начислений по заработной плате (годовой фонд оплаты труда за 2014 г.) делится на количество дней в году (12 мес. x 29,3 кал. дн.) и на количество работников.

К сведению. Более точный расчет выплат, включаемых в сумму отпускных, можно произвести, используя компьютерные программы, которые учитывают все выплаты, входящие в расчет отпускных, с учетом положений Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Таким образом, сумма резерва расходов на оплату отпусков определяется путем умножения суммарного количества всех дней отпуска по всем работникам на сумму среднего дневного заработка.

Далее необходимо отметить, что суммы начисленных отпускных подлежат обложению страховыми взносами (ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ {amp}lt;5{amp}gt;). Следовательно, при формировании резерва необходимо учесть и сумму страховых взносов, которая будет начислена на выплаты, произведенные в пользу работников.

Напомним, что в соответствии со ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ в 2015 г. для плательщиков страховых взносов, обозначенных в пп. 1 п. 1 ст. 5 данного Закона, а именно для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, будут применяться следующие тарифы страховых взносов.

База для начисления страховых взносов

Тариф страховых взносов, %

ПФР

ФСС

ФФОМС

В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов

22

2,9

5,1

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов

10

0

0

Пример 1. Автономное медицинское учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. В учетной политике утвержден метод расчета суммы резерва на основе среднего дневного заработка и количества предполагаемых дней отпуска в течение года. Резерв формируется на последнее число каждого квартала.

Общий годовой фонд оплаты труда, учитываемый при расчете отпускных, составляет 19 500 000 руб. В организации работают 65 человек. Рассчитаем сумму резерва расходов на оплату отпусков на 2015 г.

  1. Определяем количество дней отпуска, подлежащих оплате, в 2015 г. В соответствии со ст. 115 ТК РФ минимальная продолжительность отпуска — 28 календарных дней в год. Таким образом, количество дней отпуска, приходящихся на 65 работающих, составляет 1820 кал. дн. (28 кал. дн. x 65 чел.).
  2. Определяем средний дневной заработок. Согласно ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев. Он рассчитывается путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3, где 29,3 — среднемесячное число календарных дней. Следовательно, по учреждению данная сумма составит 853,24 руб. (19 500 000 руб. / 12 мес. / 29,3 кал. дн. / 65 чел.).
  3. Определяем общую сумму резерва расходов на оплату отпусков на 2015 г. Она будет равна 1 552 896,8 руб. (853,24 руб. x 1820 кал. дн.).
  4. Рассчитываем сумму страховых взносов, необходимую для включения в резерв расходов на оплату отпусков. Она составит 465 869 руб. (1 552 896,8 руб. x 30%). Общая сумма резерва, включающая и сумму страховых взносов, будет равна 2 018 765,8 руб. (1 552 896,8 465 869).
  5. Определяем квартальную сумму резерва, подлежащую начислению за I квартал 2015 г. Она составит 504 691,45 руб. (2 018 765,8 руб. / 4 квартала).

Метод 2. Расчет резерва исходя из норматива отчислений. Как уже было отмечено, отчисления в резерв рассчитываются исходя из доли расходов на выплату отпускных работникам в общей сумме расходов на оплату труда.

Пример 2. Бюджетное образовательное учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. В учетной политике утвержден метод расчета суммы резерва на основе норматива отчислений. Резерв формируется на последнее число каждого квартала.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Общий годовой фонд оплаты труда за 2014 г. составляет 30 500 000 руб. Сумма отпускных за истекший финансовый год — 8 500 800 руб.

Сумма заработной платы за I квартал равна 7 625 000 руб. Рассчитаем сумму резерва расходов на оплату отпусков на 31.03.2015.

  1. Определяем норматив отчислений в резерв расходов на оплату отпусков. Он составит 18,035% (5 500 800 руб. / 30 500 000 руб. x 100%).
  2. Определяем сумму резерва, формируемого на отчетную дату. Она будет равна 1 375 168,75 руб. (7 625 000 руб. x 18,035%).
  3. Рассчитываем сумму страховых взносов, необходимую для включения в резерв расходов на оплату отпусков. Она составит 412 551 руб. (1 375 168,75 руб. x 30%).
  4. Определяем квартальную сумму резерва, подлежащую начислению за I квартал 2015 г., включающую также сумму страховых взносов. Она будет равна 1 787 719,75 руб. (1 375 168,75 412 551).

В соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н для отражения резервов предстоящих расходов введен счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов». Аналитический учет по счету необходимо будет вести в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)

0 109 60 211

0 401 60 211

Начислена сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)

0 109 60 213

0 401 60 213

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена сумма отпускных, компенсаций

0 401 60 211

0 302 11 000

Начислены страховые взносы на суммы отпускных

0 401 60 213

0 303 00 000

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что на 31.03.2015 был начислен резерв расходов на оплату отпусков в размере 504 691,46 руб. (включая сумму страховых взносов, которая составляет 116 467 руб.). В апреле 2015 г. 10 работникам были начислены отпускные в сумме 55 800 руб., сумма страховых взносов равна 16 740 руб.

Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

31.03.2015

Отражены затраты по созданию резерва расходов на оплату отпусков

4 109 60 211

4 401 60 211

338 224,46

4 109 60 213

4 401 60 213

116 467

Апрель 2015 г.

Начислены отпускные работникам

4 401 60 211

4 302 11 000

55 800

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды

4 401 60 213

4 303 00 000

16 740

Разъяснения по формированию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков приведены Минфином в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. В частности, чиновники обратили внимание:

  • на детализацию резервов предстоящих расходов (пример детализации плана счетов приведен в приложении 1 к настоящему письму);
  • на корреспонденцию счетов по формированию и расходованию резервов предстоящих расходов (пример отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов, в частности на оплату отпусков за фактически отработанное время, при-веден в приложении 2 к данному письму);
  • на порядок и методы формирования оценочного значения по резервам предстоящих расходов (пример определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведен в приложении 3 к этому письму).

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Создание резервов в налоговом учете

Резерв отпусков является оценочным обязательством и обязанность его создания предписывает ПБУ 8/2010, утвержденное Приказом Минфина от 13.12.2010 № 167н.

Создавать его обязаны все компании, за исключением тех, у кого есть право вести бухучет в упрощенной форме. Право ведения упрощенного бухгалтерского учета установлен Законом о бухучете № 402-ФЗ для следующих организаций:

  • субъектов малого предпринимательства;
  • некоммерческих организаций;
  • участников проекта «Сколково».

Все остальные компании обязаны создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Правила его формирования организация определяет самостоятельно и прописывает в своей учетной политике. При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства. Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

Операция Дебет Кредит
Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков 20, 25, 26, 44 96
Начислены отпускные 96 70
Выплачены начисленные суммы 70 51, 50

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Согласно пункту 15 ПБУ 8/2010, создать оценочное обязательство необходимо как минимум один раз в год по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которая будет выплачена в будущем году, одной проводкой. Например, можно взять объем отпускных выплат, аналогичный выплатам за отчетный год.

Такой принцип формирования является наиболее простым с точки зрения учета, но некорректен с точки зрения признания расходов. Ведь на отчетную дату у компании еще нет обязательств к выплате отпускных сумм сотрудникам. Они могут быть уволены, компания может набрать новых сотрудников и оценка окажется неверной.

Более правильным является равномерное признание расходов на формирование резерва в течение всего года. Если использовать такой метод, то необходимо оценить сумму неотгулянных отпусков по состоянию на 31 декабря, а также ежемесячно определять стоимость накопленных отпусков и делать доначисление резервируемых сумм. Как вариант, можно оценить возможную сумму накоплений на будущий год и включать эту величину равномерно:

  • ежемесячно (разделив на 12);
  • ежеквартально (разделив на 4).

Порядок создания прописан в Налоговом кодексе в статье 324.1. Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:

  • сам факт принятия решения;
  • способ резервирования;
  • предельное отчисление на текущий налоговый период;
  • процент отчисления.

На конец каждого года необходимо провести инвентаризацию оценочного обязательства. Для этого:

  1. Определяется количество неотгулянных дней отдыха по каждому сотруднику.
  2. Определяется прогнозное значение сумм отпускных исходя из среднего заработка.
  3. Сравнивается оценка и фактически полученный остаток на конец года.
  4. Если фактически начисленная сумма меньше расчетной, то ее доначисляют, отнеся сумму превышения к расходам на оплату труда.
  5. Если фактическое начисление окажется выше инвентаризационной оценки, то излишнюю часть списывают и включают во внереализационные доходы.

Для облегчения учета и минимизации временных разниц следует принять решение о создании оценочного обязательства и в налоговом учете. Причем стоит прописать правила его создания в бухучете, аналогичные тем, которые установлены в Налоговом кодексе.

Минфин в 2012 году в Письме № 03-03-06/4/29 высказал мнение, что компенсацию за неиспользованный отпуск нельзя начислять за счет резерва, а следует включать в затраты в момент начисления. Данная позиция является спорной, поскольку суммы отпускных, за которые выплачивается компенсация, уже были включены в расходы при формировании оценочного обязательства. Следование ей ведет к завышению расходов, к тому же создает временную разницу с бухгалтерскими данными.

В учетной политике также закрепите аналитические коды в счете по видам резервов. Например, для резерва на выплату отпусков – счет 401.61, для резерва на выплату по искам – счет 401.63.

Помните: используйте их только на те затраты, на которые они были созданы.

Содержание операции

Бухгалтерская запись

Документальное оформление

Дебет

Кредит

Формирование

на отпускные

КРБ.1.401.20.211

КРБ.1.109.ХХ.211

КРБ.1.401.61.211

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

на страховые взносы

КРБ.1.401.20.213

КРБ.1.109.ХХ.213

КРБ.1.401.61.213

Использование 

Начислены расходы (расчеты по обязательствам), на которые ранее был создан резерв:

– по выплате отпускных

КРБ.1.401.61*.211

КРБ.1.302.11.730

Табель учета рабочего времени (ф. 0504421)

– по выплате страховых взносов на:

КРБ.1.401.61*.213

– социальное страхование

КРБ.1.303.02.730

– страхование от несчастных случаев

КРБ.1.303.06.730

– медицинское страхование

КРБ.1.303.07.730

– пенсионное страхование

КРБ.1.303.10.730

* Счет 401.60 приведен с аналитикой 401.61

X – аналитический код группы синтетического счета объекта учета.

ХХ – соответствующие группа и вид кода синтетического счета.

Типовые проводки для бюджетных учреждений. Резервы предстоящих расходов

Содержание операции

Бухгалтерская запись

Первичные документы

Дебет

Кредит

Формирование

Резерв для оплаты обязательств по претензиям, предъявленным в адрес учреждения (в т. ч. оспариваемым в судебном порядке)

КРБ.1.401.20.290

КРБ.1.401.63.290

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Использование

Начислены расходы (расчеты по обязательствам), на которые ранее был создан резерв:

– при выплате по претензионным требованиям (искам)

КРБ.1.401.63*.290 КРБ.1.302.91.730

КРБ.1.401.63.290 КРБ.1.302.91.730

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

– по оплате других обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва, созданного на эти цели

КРБ.1.401.60.2001

КРБ.1.302.ХХ.730
КРБ.1.303.ХХ.730

* Счет 401.60 приведен с аналитикой 401.63.

1 В разрезе КОСГУ.

Государственные (муниципальные) учреждения могут создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением деятельности, приносящей доход (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Перечень расходов, в отношении которых он может быть создан, не конкретизирован. Поэтому учреждению нужно самостоятельно определить и закрепить в учетной политике виды расходов, в отношении которых будут созданы резервы предстоящих расходов.

Для отдельных видов расходов предусмотрен специальный порядок формирования резервов, а именно:

  • на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК РФ);
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год (ст. 324.1 НК РФ);
  • на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК РФ);
  • на социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);
  • на НИОКР (ст. 267.2 НК РФ).

Резерв на оплату отпусков на отчетную дату формируется по дебету тех же счетов учета, на которых организация отражает начисление заработной платы.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начислен резерв на оплату отпусков 20 «Основное производство»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
44 «Расходы на продажу»
08 «Вложения во внеоборотные активы»
и др.
96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков»

Сумма резерва отпусков в бухгалтерском балансе организации будет отражена по строке 1540 «Оценочные обязательства» в величине, равной на отчетную дату кредитовому сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков».

В силу п. 302.1 Инструкции N 157н, если организация примет решение о формировании указанного резерва, она должна зафиксировать данный факт в своей учетной политике. При этом недостаточно указать только применение счета, на котором будут аккумулироваться суммы накопления (резервирования) предстоящих расходов. Учреждению следует отметить:

  • виды резервов, которые будут создаваться в учете (в частности, резерв для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска);
  • порядок формирования резерва (в данном случае следует отразить, каким образом он будет формироваться, то есть указать метод его определения);
  • дату, на которую будет формироваться резерв (например, последнее число месяца, квартала, полугодия или года).

Обратите внимание! Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

У государственных (муниципальных) учреждений, сталкивающихся с исчислением налога на прибыль, возникает вопрос о возможности формирования резервов в налоговом учете. Отметим, что в соответствии со ст. 267.3 НК РФ некоммерческие организации наравне с другими плательщиками налога на прибыль вправе создавать резервы предстоящих расходов.

Как было отмечено выше, само понятие «резервирование» означает, что учреждение заранее начинает накапливать расходы в целях их равномерного включения в налоговую базу. Таким образом, в целях ведения налогового учета происходит равномерное отражение расходов в течение всего налогового периода, что позволяет налогоплательщику не совершать больших авансовых платежей по налогу на прибыль.

Поскольку в статье идет речь о создании резерва расходов на оплату отпусков, отметим, что порядок его создания регулируется ст. 324.1 НК РФ. В ней приведены нюансы в части создаваемых налогоплательщиком резервов. Общие правила формирования резервов некоммерческими организациями раскрыты в ст. 267.3 НК РФ.

Основаниями для определения размера создаваемого резерва предстоящих расходов являются разработанные и утвержденные сметы расходов на срок, не превышающий трех календарных лет. Основаниями для разработки смет могут служить данные текущей деятельности организации (в частности, сведения о понесенных расходах на оплату отпусков за предшествующие годы).

Другие способы расчетов

  • остаток начисленного ранее оценочного обязательства составляет 410 000 руб.;
  • численность работников — 50 человек;
  • средняя месячная зарплата — 25 000 руб.;
  • количество неотгулянных отпускных дней — 450.

Расчет процента ежемесячного отчисления представим в таблице.

учитываем 31.12.2018 в составе внереализационных доходов.

Оба значения (резерва и запаса расходов на взносы) суммируются.

Все данные берутся на день расчетов.

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 211
«Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 213
«Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Резерв на оплату отпусков: проводки по использованию

Операция Дебет счета Кредит счета
Начислены отпускные (компенсация за неиспользованный отпуск) за счет резерва 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Начислены взносы во внебюджетные фонды за счет резерва 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков» 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Если организации не хватило средств начисленного резерва, то начисление отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск со взносами в части, превышающей остаток по счету 96, будет отражаться в общем порядке по дебету счетов учета затрат 20, 25, 26, 44 и др.

Изменение размера резерва

Как бы точно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению. Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций. Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174н не установлен.

Как рассчитать резерв отпусков

В нормативных документах по бухгалтерскому учету отсутствует конкретный порядок расчета величины резерва на оплату отпусков. Поэтому этот алгоритм организация разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей Учетной политике.

Можно рассмотреть несколько способов определения величины резерва на оплату отпусков. Они будут рассмотрены ниже.

Но в любом случае, сперва необходимо распределить всех работников организации по группам. Принцип следующий: в одну группу объединяются те работники организации, начисление заработной платы которым отражается на одном и том же счете учета затрат. Это значит, что работники основного производства, чья заработная плата начисляется по дебету счета 20 «Основное производство», будут объединены в одну группу, а работники, чья деятельность связана с продажей товаров, — в другую, если их заработная плата начисляется по дебету счета 44 «Расходы на продажу».

Далее можно переходить к одному из 3 предлагаемых способов определения размера резерва отпусков.

Способ 2

Резерв (кредитовое сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков») рассчитывается исходя из среднего дневного заработка каждого конкретного работника.

Шаг 1. Определить количество неиспользованных дней отпуска, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, на которое имеет право каждый работник на эту отчетную дату.

Шаг 2. Рассчитать средний дневной заработок каждого работника соответствующей группы. Применяется общий порядок расчета среднего заработка для определения величины отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Шаг 4. Сложить по всем работникам группы величину рассчитанных отпускных с учетом взносов во внебюджетные фонды.

Полученная величина и будет являться суммой резерва на оплату отпусков по каждой конкретной группе на отчетную дату. Сумма резервов по всем группам должна соответствовать кредитовому сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков».

По результатам инвентаризации остатка резерва, доначисляется резерв по дебету счетов учета затрат 20, 25, 26, 44, 08 и кредиту счета 96. Излишне зарезервированные в прошлом году и не использованные в отчетном году суммы резерва отпусков включаются в состав прочих доходов организации по дебету счета 96 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 « Прочие доходы».

Порядок расчета суммы резерва отпусков может быть упрощен путем определения среднего заработка не конкретного работника, а всех работников соответствующей группы.

Шаг 1. Определить общее количество неиспользованных дней отпуска, включая дополнительный оплачиваемый отпуск, на которое имеют право все работники одной группы на эту отчетную дату.

Шаг 4. Сложить по всем группам найденную величину резерва на оплату отпусков.

Как и в первом способе, найденная сумма будет являться величиной резерва на оплату отпусков по каждой конкретной группе на отчетную дату. Общая сумма резервов по всем группам должна соответствовать кредитовому сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков» на конец отчетного периода.

Третий способ расчета величины резерва предполагает определение норматива отчислений в резерв, который рассчитывается по итогам прошлого года. Этот норматив будет определяться как доля расходов на отпускные и компенсации работникам каждой группы в общей величине расходов на оплату труда этой группы за год.

Этот норматив будет неизменен в течение всего текущего года, даже если организация будет корректировать величину резерва ежемесячно или ежеквартально.

Шаг 3. Сложить по всем группам найденную величину резерва на оплату отпусков. На указанную сумму начисляется (доначисляется или корректируется) резерв по дебету счетов 20, 25, 26, 44, 08 и кредиту счета 96.

Нюансы налогообложения

Резерв на оплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения. Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета.

Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок. Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.

1 Налогового кодекса РФ). Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Организация, которая создает резерв на оплату отпусков, в состав расходов на оплату труда каждого месяца включает сумму отчислений в резерв, рассчитанную на основании сметы, а не фактически начисленные отпускные.Получается, что в течение года за счет резерва налогоплательщик учитывает предполагаемые, а не действительные затраты на оплату отпусков.

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

В частности, численность работников в течение года может меняться в связи с увольнением «старых» и (или) приемом «новых» сотрудников. По истечении шести месяцев непрерывной работы в организации у последних возникает право на отпуск (ст. 122 ТК РФ).Также надо иметь в виду, что сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется с учетом заработной платы, которая выплачивается вновь принятым работникам.

В то же время размер процента ежемесячных отчислений, фигурирующий в смете, остается неизменным.Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой работникам при увольнении (ст. 127 ТК РФ), то соответствующие суммы учитываются в составе расходов на оплату труда на основании п. 8 ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

255 НК РФ и, таким образом, не уменьшают сумму созданного резерва (см. также Письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/4/29).В связи с этими обстоятельствами Налоговый кодекс РФ обязывает организацию на конец налогового периода (31 декабря) провести инвентаризацию резерва.Так, на основании п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из:

  • количества дней неиспользованного отпуска;
  • среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка);
  • обязательных отчислений страховых взносов.

СРОНО = (ДНО x СДРОТ) СВ,

НСР = СНР — (СРОИО СРОНО),

где НСР — неиспользованная сумма резерва;СНР — сумма начисленного в текущем году резерва;СРОИО — сумма расходов на оплату использованных в текущем году отпусков;СРОНО — сумма расходов на оплату не использованных в текущем году отпусков (иными словами, остаток резерва, который может быть перенесен на следующий год).

В случае выявления неиспользованной суммы резерва ее надо учесть в составе внереализационных доходов текущего налогового периода (абз. 2 п. 3 ст. 324.1 НК РФ, Письма Минфина России от 29.10.2012 N 03-03-10/121 (направлено для сведения Письмом ФНС России от 12.12.2012 N ЕД-4-3/21167@), от 06.06.2012 N 03-03-10/62, от 20.03.2012 N 03-03-06/1/131).

ПРИМЕРформирования резерва с учетом остатка резерва предыдущего периода

Ситуация

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Организация создала резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 110 000 руб.Работник Петров за год отгулял всего 14 дней отпуска. Сумма отпускных, рассчитанная на 28 дней исходя из среднего заработка Петрова (с учетом страховых взносов), составила 16 500 руб.Остальные работники отгуляли отпуск полностью.

Решение

1. По состоянию на 31 декабря количество неиспользованных дней отпуска из числа запланированных составит:28 дн. (установленная продолжительность отпуска) — 14 дн. (фактический период отпуска) = 14 дн.2. Сумма расходов на оплату неиспользованных дней отпуска, рассчитанная исходя из среднего дневного заработка Петрова (с учетом страховых взносов), составит:14 дн.

x (16 500 руб. / 28 дн.) = 8250 руб.Сумма 8250 руб. представляет собой остаток резерва, который можно перенести на следующий год.3. Сумма неиспользованного резерва составит:110 000 руб. (сумма созданного резерва) — (92 500 руб. (сумма отпускных работников, за исключением Петрова) 8250 руб. (сумма отпускных Петрова) 8250 руб.

Если же по результатам инвентаризации окажется, что сумма фактических расходов на оплату отпусков (с учетом страховых взносов) превышает сумму сформированного за год резерва, образовавшуюся разницу, не покрытую за счет резерва, надо списать в расходы на оплату труда текущего года на основании п. п. 7, 16 ст. 255 НК РФ (абз.

Как списать резерв по отпускам в конце года

3 п. 3 ст. 324.1 НК РФ, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2011 N А81-5014/2010).

Например, организация создала резерв на оплату отпусков в размере 110 000 руб. В течение года на работу принимались новые сотрудники, которым предоставлялись оплачиваемые отпуска. В связи с этим фактически на оплату отпусков организация израсходовала 120 000 руб.Возникшую разницу в размере 10 000 руб. (120 000 руб. — 110 000 руб.) организация может включить в расходы 31 декабря.

Таким образом, суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые работникам при увольнении в соответствии с ТК РФ, не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Доходы и расходы будущих периодов

  1. При небольшой численности работников используйте метод расчета по каждому сотруднику:

Резерв отпусков

 =

Количество не использованных сотрудником дней отпуска

 ×

Средний дневной заработок сотрудника

  1. Если в работодателя большая численность, рассчитывайте по формуле:

Резерв отпусков

 =

Общее количество неиспользованных дней отпуска

 ×

Средняя зарплата сотрудников

Сумму страховых взносов рассчитайте путем умножения полученной суммы на 30,2 процента.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Выбранный метод расчета и периодичность отчисления отразите в учетной политике.

Учреждение несет дополнительные расходы, если решит оспорить предъявленные к нему штрафы, пени, иски, ущербы, возможны судебные издержки. Также возможно, что госучреждению придется сделать выплаты по судебным решениям в пользу истца. Поэтому Минфин России обязывает учреждения создавать резерв по претензионным требованиям и искам.

Порядок расчета и периодичность пополнения отразите в учетной политике.

Резерв по претензионным требованиям

 =

Штрафы

 

Пени

Резерв по претензионным требованиям

 =

Ущерб

 

Судебные издержки

Доходы и расходы будущих периодов учреждения учитывают обособленно. Узнайте из подборки, какие операции относить к будущим периодам, как их правильно учесть и отразить в отчетности.

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Доходы будущих периодов возникают у бюджетных и автономных учреждений, когда они подписывают с учредителем соглашение о субсидии на госзадание на следующий год. Также учреждение получает доход будущих периодов, если:

  • продает имущество в рассрочку;
  • выполняет для заказчиков поэтапные работы (например, строительные);
  • продает абонементы (в бассейн, в спортзал и т. п.);
  • выращивает на продажу продукцию земледелия и животноводства (приплод, привес, прирост животных).

Всю сумму дохода будущих периодов сначала отразите на одноименном счете 401.40. В следующем году сумму постепенно списывайте в текущие доходы на счет 401.10. Если в конце года на счете 401.40 остались доходы будущих периодов, на финрезультат прошлых лет их не списывайте.

У учреждения возникают такие расходы:

  • оплата подписки на газеты и журналы;
  • страховая премия по договорам страхования (например, КАСКО, ОСАГО);
  • взносы на капремонт многоквартирных домов;
  • плата за сертификат ключа ЭЦП;
  • плата за пользование неисключительными правами (сайтом, компьютерной программой, справочной системой и т. п.).

Все они расходы будущих периодов. Такие затраты списывайте в текущий результат постепенно – в течение нескольких отчетных периодов. Если расход, который относится к будущим периодам, спишете сразу, он исказит текущую отчетность.

До того пока не наступит срок списания будущих расходов, учитывайте их обособленно – на счете 401.50 «Расходы будущих периодов». Сначала отразите на счете всю сумму таких затрат. Затем ее постепенно списывайте в текущий результат – на счет 401.20 или 109.00.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н для отражения резервов предстоящих расходов введен одноименный счет 401 60 000. Минфин в Письме № 02-07-07/28998 предлагает ввести к данному счету детализацию по видам резервов. Например, формирова-ние резерва расходов на оплату отпусков осуществляется на счете 401 61 210, формирование резерва расходов на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, – на счете 401 62 200 и т. д. Данную детализацию следует утвердить в учетной политике учреждения.

Приведем рекомендованную корреспонденцию счетов в таблице.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 

0 109 61 211

0 401 20 211

0 401 61 211

Сформирована сумма резерва расходов на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 

0 109 61 213

0 401 20 213

0 401 61 213

Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по выплатам сотрудникам

1 501 93 211

0 506 90 211

1 502 99 211

0 502 99 211

Отражены в учете расходные обязательства по формированию резервов расходов на оплату отпусков по страховым взносам

1 501 93 213

0 506 90 213

1 502 99 213

0 502 99 213

Начислена сумма отпускных, компенсаций за счет резерва

0 401 61 211

0 302 11 730

Начислены страховые взносы на суммы отпускных за счет резерва

0 401 61 213

0 303 00 730

Отражены в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпускных, производимым за счет ранее созданного резерва.

Одновременно произведено уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно»

1 501 13 211
0 506 10 211
1 501 13 213
0 506 10 213

1 502 11 211
0 502 11 211
1 502 11 213
0 502 11 213

Содержание операции Дебет Кредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам 2 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › | 4 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
4 401 10 180
«Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года.

Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск. Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами).

Федеральный закон N 235-ФЗ с 1 января 2012 г. предоставил некоммерческим организациям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, право формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках приносящей доход деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли. Решение о создании резерва предстоящих расходов автономное учреждение принимает самостоятельно и фиксирует его в налоговой учетной политике.

Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых бюджетное и автономное учреждение вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем в своей учетной политике учреждение должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. При этом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Затраты на формирование резервов предстоящих расходов, определенные в размере и порядке, которые установлены ст.

Налоговый кодекс содержит еще ряд статей, посвященных правилам формирования тех или иных резервов. Например, ст. 266 НК РФ определяет правила формирования резервов предстоящих расходов по сомнительным долгам, ст. 267.2 НК РФ — резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, ст.

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Возникает закономерный вопрос: могут ли некоммерческие организации создавать резервы, руководствуясь этими статьями?

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным указанными статьями НК РФ. Поэтому формирование резерва некоммерческими организациями производится только в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК РФ и резерва предстоящих расходов в соответствии со ст. 267.3 НК РФ) неправомерно. Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53, от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56.

В случае если автономное учреждение приняло решение о создании резерва предстоящих расходов, списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы последнего. Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных учреждением смет расходов на срок, не превышающий трех календарных лет.

Обратите внимание! Размер отчислений в резерв предстоящих расходов, формируемый в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, нормируется. Он не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. При этом, если резерв предстоящих расходов сформирован несколькими сметами расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет в налоговом учете сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

Из содержания п. 4 ст. 267.3 НК РФ следует:

  • если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается при определении базы по налогу на прибыль;
  • если сумма резерва не полностью использована учреждением для осуществления расходов, предусмотренных сметой, она включается во внереализационные доходы на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов.

Какой метод нужно использовать при формировании резерва?

В Инструкции N 157н нет ответа на данный вопрос. Также он не содержится в проектах изменений, которые планируется внести в Инструкции N N 162н {amp}lt;2{amp}gt;, 174н {amp}lt;3{amp}gt;, 183н {amp}lt;4{amp}gt;. Поэтому в данном случае учреждение должно самостоятельно разработать свою методику формирования резерва предстоящих расходов с учетом отраслевой специфики.

Если обратиться к практике коммерческих организаций, то они используют два самых распространенных метода для формирования суммы резерва расходов на оплату отпусков:

  • сумма резерва рассчитывается исходя из суммы среднего дневного заработка работников и предполагаемых дней отпуска;
  • сумма резерва определяется с использованием норматива отчислений, который рассчитывается исходя из доли расходов на выплату отпускных в общей сумме расходов на оплату труда.

Рассмотрим их ниже.

Резервы предстоящих отпусков в бюджетном учрежденииhttps://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Бюджетные и автономные учреждения вправе предусмотреть резерв на выплату годового вознаграждения в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Обычно вознаграждение за год выплачивается по истечении года, то есть в следующем году. В данном случае речь идет о ситуации, когда в предыдущем году резерв на оплату отпусков и выплату годового вознаграждения не формировался, а вознаграждение за предыдущий год выплачивается в текущем году.

По мнению Минфина, выраженному в Письмах от 02.04.2012 N 03-03-06/4/25 и от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31, в этой ситуации организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за предыдущий год. При этом Минфин обращает внимание, что такое использование будет правомерным, если в предыдущем году указанный резерв не формировался, а выплата вознаграждения за предыдущий год предусмотрена в текущем году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector