Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Определение понятия

По законодательству выбросы вредных веществ возможно только тогда, когда территориальный орган дал на это согласие. Только следует учитывать, что утверждение нормативов и представление документа являются разными процедурами, поскольку для каждой из них требуются конкретные временные затраты.

Проверка считается длительной и тщательной. Чтобы было выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ, в Росприроднадзор надо подать множество нормативов по каждому оборудованию. Только после получения документации деятельность предприятия будет подтверждена государством.

Разрешение на выброс: общая информация, случаи получения

В соответствии с законом, регламентирующим охрану атмосферного воздуха, разрешением обозначаются предельно допустимые показатели выбросов, а также иные условия, связанные с обеспечением охраны атмосферного воздуха.

Что относят к загрязняющим веществам? К таким веществам законодатель причисляет вещества химического либо биологического происхождения, а также их смеси в концентрациях, которые могут оказывать влияние не только на окружающую среду, но и на человека.

К сожалению, в законе об охране атмосферного воздуха не содержится информация относительно обозначения термина, определяющего выброс этих веществ. Тем не менее, в 1-й статье указанного закона говорится, что в качестве загрязнения атмосферного воздуха следует рассматривать возникновение/поступление в него вредных веществ, величина содержания которых превышает установленные законодательно нормативы качества воздуха, в том числе экологические и гигиенические.

Рассматриваемый в данной статье порядок получения разрешений включает все случаи выброса загрязняющих веществ (без учета радиоактивных) посредством стационарных источников, местонахождение которых связано с объектами хозяйственной, иной деятельности, которая подлежит экологическому надзору федерального значения. В данных случаях выдача разрешений осуществляется территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с местонахождением источников выбросов.

В противном случае выдача разрешений предусматривает особый порядок.

Т. е. оказывают влияние факторы, способные изменять свойства атмосферного воздуха, влиять на окружающую среду и здоровье человека.

Что относят к стационарным источникам выброса? Речь идет о любом источнике (площадном, точечном, прочее), который может осуществлять выброс вредных веществ, как организованно, так и не организованно.

  • местности, объекта;
  • территории предприятия;
  • физического или юридического лица на правах собственности либо закрепленного за ним согласно требованиям действующего законодательства.

Стационарными также признаются все источники, которые привязаны к конкретной территории предприятия.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Привязка объекта к конкретной категории осуществляется при постановке такового на государственный учет. С 1 января 2019 года вместо получаемого сегодня разрешения на выброс загрязняющих веществ необходимо будет получать либо комплексное экологическое разрешение с учетом категории объекта, либо представлять декларацию относительно воздействия на окружающую среду.

Кто должен получать разрешение

Выдача разрешений осуществляется индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые имеют в собственности стационарные источники, подразумевающие выброс вредных веществ. Местонахождение таких источников подпадает под действие федерального экологического надзора.

Как показывает судебная практика, существует две позиции арбитражного апелляционного суда относительно осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выбросом загрязняющих веществ, на арендованном объекте.

В соответствии с первой позицией, получателем разрешения на выброс и, соответственно, ответчиком в случае его отсутствия, может выступать лицо, которое непосредственно осуществляет соответствующую деятельность, т. е. арендатор. Таким образом, поскольку выдача разрешения производится конкретному лицу, которое ведет хозяйственную деятельность, принадлежность объекта к собственности здесь не играет правовой роли. Ключевое значение отводится субъекту деятельности.

Во втором случае суд занимает противоположную позицию и говорит о том, что привлечение арендатора к ответственности является незаконным, если у арендатора имелось действующее разрешение на выброс.

Предоставление разрешения

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

(с изменениями на 27 сентября 2017 года)

____________________________________________________________________Утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21 мая 2019 года N 534-ПП____________________________________________________________________

Приложениек постановлению Правительства Москвыот 26 июля 2016 года N 465-ПП

1. Общие положения

1.1. Настоящий Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» в городе Москве (далее — Регламент) устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) индивидуального предпринимателя или юридического лица либо их уполномоченных представителей.

1.2. Административные процедуры и (или) действия, установленные настоящим Регламентом, осуществляются с использованием сведений Базового регистра информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве (далее — Базовый регистр), и в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленными Правительством Москвы (далее Единые требования).

1.3. С 1 октября 2017 г. подача запросов на предоставление государственной услуги осуществляется исключительно в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее — Портал).(Пункт дополнительно включен с 15 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 805-ПП; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП.

2.1. Наименование государственной услуги

2.1.1. Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — государственная услуга).

— выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — разрешение на выброс);

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

— выдача переоформленного разрешения на выброс (далее переоформление разрешения);

— выдача дубликата разрешения на выброс (далее — дубликат разрешения).

2.2. Правовые основания предоставления государственной услуги

— Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

— приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июля 2011 года N 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»;

— Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 года N 337-р (далее — Соглашение);

— постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы».

2.3. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу

2.3.1. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — Департамент).

2.3.2.1. Федеральной налоговой службой (далее — ФНС).

2.3.2.2. Управлением Федерального казначейства по г.Москве (далее — УФК по г.Москве).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

2.4. Заявители

2.4.1. В качестве заявителей выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории города Москвы и нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (предельно-допустимых выбросов (далее ПДВ) и (или) временно-согласованных выбросов (далее — ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух), утвержденные приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее Департамент Росприроднадзора по ЦФО), подлежащие региональному государственному экологическому надзору либо подлежащие федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с приложением к Соглашению.

2.4.2. Интересы заявителей, указанных в пункте 2.4.1 настоящего Регламента, могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке, являющиеся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.(Пункт 2.4.2 в редакции, введенной в действие с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП.

2.4.3. Государственная услуга в электронной форме с использованием Портала индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предоставляется после получения доступа к подсистеме Портала «личный кабинет» в соответствии с приложением 4 к постановлению Правительства Москвы от 7 февраля 2012 года N 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы».

Для получения доступа к подсистеме «личный кабинет» индивидуальные предприниматели и юридические лица используют сертифицированные средства электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Доступ к подсистеме «личный кабинет» обеспечивается при наличии у заявителей квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного аккредитованным удостоверяющим центром в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».(Пункт 2.4.3 дополнительно включен с 15 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 805-ПП)

2.5. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги

2.5.1.1.1. Запрос на предоставление государственной услуги (далее — запрос).

Запрос оформляется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.(Пункт 2.5.1.1.1 в редакции, введенной в действие с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП.

2.5.1.1.2. Документы, подтверждающие полномочия действовать от имени заявителя.(Пункт 2.5.1.1.2 в редакции, введенной в действие с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП.

2.5.1.1.3. Копии утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ и (или) ВСВ с приложением соответствующего утвержденного плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с целью достижения нормативов ПДВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (копии приказа Департамента Росприроднадзора по ЦФО «Об утверждении (установлении) нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу» и соответствующего приложения к данному приказу «Нормативы вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам»).

Дополнительно заявитель имеет право по собственной инициативе представить приложение к приказу «Нормативы вредных (загрязняющих) веществ по конкретным источникам и веществам» в электронном виде в формате, обеспечивающем возможность считывания и копирования представленных данных.(Пункт 2.5.1.1.3 в редакции, введенной в действие с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП.

2.5.1.1.4. Информация о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наличии у заявителя утвержденных в установленном порядке и действующих ВСВ, оформленная согласно приложению 2 к настоящему Регламенту.(Пункт 2.5.1.1.4 в редакции, введенной в действие с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП.

2.5.1.1.5. Пункт утратил силу с 1 октября 2017 года — постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2017 года N 720-ПП..

2.5.1.2.1. Документ (информация), подтверждающий уплату государственной пошлины.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

2.5.1.2.2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц).

2.5.1.2.3. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).

2.5.1.3. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пунктах 2.5.1.1, 2.5.1.2 настоящего Регламента, является исчерпывающим.

2.5.1.4. При подаче запроса заявителями представляются скан-копии документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.2-2.5.1.1.4 настоящего Регламента, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством.

Требуется ли это выполнять?

Требования к юридическим лицам, у которых присутствуют стационарные источники выбросов, утверждаются законодательством. К главному из них относят проведение инвентаризации, а также составление ПДВ.

По законодательству, если юридические лица, пользующиеся источниками закона, не соблюдают ПВД, то территориальные органы могут установить для них ВСВ.

Чтобы установить, кому необходимо разрешение на выбросы вредных веществ, нужно определить, есть ли источники выбросов у предприятия, которые могут быть опасными. Есть 2 толкования передвижных и стационарных объектов, для которых требуется получение документа:

  • стационарным называется объект, который служит для выбросов вредных веществ, отходов в окружающую среду;
  • передвижным считается транспорт, морское или воздушное судно, работающие на двигателях с топливом, бензином, керосином.

Если проанализировать деятельность предприятий, то получится выяснить, кому необходимо разрешение на выбросы.

Составляем заявление

Поскольку сегодня не предусматривается официально утвержденной формы заявления, заявителю придется составить его самостоятельно.

  • ФИО ИП/наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы;
  • юридический адрес, в том числе почтовый адрес и телефон для связи – согласно данным ЕГРЮЛ (для юрлиц), место жительства (для ИП);
  • номер регистрационной записи, подтверждающей внесение сведений в ЕГРЮЛ;
  • ИНН;
  • оплаченная квитанция государственной пошлины в размере 3500 рублей;
  • информация о местонахождении производственных площадок;
  • описание прилагаемых материалов.

Подписывает заявление руководитель организации (при подаче от имени юрлица с указанием должности) либо ИП с указанием ФИО.

  • нормативы ВСВ и ПДВ для каждого источника с учетом отдельных производственных территорий;
  • план снижения выбросов, сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ, сведения о завершении этапов данного плана.

Утверждение нормативов

ПВД – это норматив, устанавливаемый по отношению к стационарному источнику. На основе его происходит получение разрешения на выбросы вредных веществ. Документ утверждается на основе технических нормативов выбросов, фоновых загрязнений. Нормы не должны превышать предельные показатели. Подтверждает законность деятельности предприятия выдача разрешения на выбросы.

Когда разработка проекта завершена, его согласуют и определяют нормативы ПДВ. Сейчас нет четких временных параметров утверждения документов. Важно учитывать, что нет срока и оснований для отказа. Нормы устанавливаются в зависимости от типа источника, когда есть соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам.

По закону время выполнения экспертиз по заявлению утверждается на основе объема исследований определенного типа продукции, а также деятельности. Срок не может быть больше 2 месяцев.

Сроки действия разрешения на выброс:

  • в соответствии со сроком действия утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, при условии их наличия и постоянного обеспечения, – 5 лет;
  • при условии подтверждения временно согласованных выбросов, т. е. когда нормативы не поддерживаются, – один год с момента выдачи;
  • при условии ввода в эксплуатацию реконструированных/новых объектов с обязательным занесением нормативов в проектную документацию, – не более двух лет.

Последствия осуществления выброса без разрешения

Согласно п. 5 ст. 114 Закона об охране атмосферного воздуха, в случае отсутствия разрешения на выброс, а также нарушения условий, оговоренных разрешением, предусматривается ограничение, приостановление либо прекращение выброса.

В соответствии с Порядком, установленным 847-м правительственным Постановлением соответствующего назначения, приостановление выброса осуществляется согласно предписанию, выданному государственными инспекторами по охране природы. Вынесение данного предписания производится на основе протокола, свидетельствующего о нарушении законодательства. Обжалование предписания осуществляется в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, отсутствие разрешения на выброс ведет к наложению административной ответственности в виде штрафа.

Штраф составляет:

  • от 2 до 2,5 тысяч рублей – для граждан;
  • от 40 до 50 тысяч рублей – для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тысяч рублей (либо приостановление деятельности до 3 месяцев) – для индивидуальных предпринимателей;
  • от 180 до 250 тысяч рублей (либо приостановление деятельности до 3 месяцев) – для юридических лиц.

При привлечении предпринимателя либо организации к ответственности учитываются, в первую очередь, обстоятельства данного правонарушения, установленные уполномоченным органом.

Судебная практика в данном случае говорит о двух позициях в отношении объема обстоятельств, которые могут быть рассмотрены в качестве таковых для применения административной ответственности. Первая – это формальный состав правонарушения, когда привлечение к ответственности признается правомерным в случае выявления непосредственно факта выброса без наличия разрешения. В данном случае уровень выбросов, превышение концентраций, отсутствие обозначений величины ущерба, а также актов замера значения не имеют.

Вторая позиция – привлечение лица к ответственности производится в случае представления уполномоченным органом доказательств относительно превышения действующих нормативов. В противном случае административная ответственность не наступает.

Передвижные источники

В Росприроднадзоре есть правила, применяемые к выдаче разрешений на выбросы. Но если используются передвижные источники, то в документе надо обозначить:

  • вид источника;
  • регистрационный номер;
  • экологический класс;
  • тип топлива.

Итак, при выборе передвижного объекта основным критерием считают вид топлива. Рассчитывается оплата на основе объема расхода. Выдача разрешений на выбросы подтверждает законность работы предприятий.

Требуется ли это выполнять?

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Когда на предприятии определяются источники загрязнений, нужно узнать, требуется ли на них разрешение. К таким относят выброс разных видов вредных веществ. Существует определенный список опасных элементов, которые не нужно учитывать. Не требуется получение разрешение на выбросы следующих типов:

  • если показатель опасности равен 0,1;
  • приземные концентрации составляют 5 % от общепринятого норматива качества воздуха.

Если выбросы содержат вредные вещества, то необходимо нормирование и государственный учет. Обязательно составляется ПДВ, а также выдается разрешение.

Зачем оформлять документ?

Получение разрешения на выбросы делает работу предприятия законной. Если же документа нет, то его деятельность приостанавливается или прекращается. Для руководящих лиц предусмотрена ответственность в зависимости от типа преступления.

Главным наказанием считается административная ответственность, по которой предусматривается наложение материального взыскания:

  • для граждан: 2000-2500 рублей;
  • должностных лиц: 4000-5000;
  • предпринимателей: 4000-5000;
  • юридических лиц: 40 000-50 000.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Конкретная сумма рассчитывается на основе вида правонарушения. Поэтому правильное составление документа позволяет не допустить административной ответственности. Разрешение требуется для законной деятельности предприятия без ущемления чьих-либо прав. Тогда владельцу не грозит прекращение работы компании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector