Содержание
- 1 Понятие материалов и сырья в бухгалтерском учете
- 2 Покупка оборудования
- 3 Принятие к учету оборудования, требующего монтажа
- 4 Ремонт оборудования
- 5 Учёт ТМЦ в бухгалтерии: проводки и документы
- 6 Модернизация оборудования и его амортизация
- 7 Пример проводок по 10 счету
- 8 Выбытие оборудования
- 9 Передача оборудования в аренду
- 10 Учет материалов по 10 счету в 1С
Понятие материалов и сырья в бухгалтерском учете
В эти номенклатурные группы включаются активы, которые могут быть использованы как полуфабрикаты, сырье, комплектующие и прочие виды товарно-материальных ценностей для производства продукции и оказания услуг, или используемые для собственных нужд организации или предприятия.
- Контроль их сохранности
- Отражение в бухучете всех хозяйственных операций по движению ТМЦ (для планирования себестоимости и управленческого и финансового учетов)
- Формирование себестоимости (материалов, услуг, продукции).
- Контроль нормативных запасов (для обеспечения непрерывного цикла работ)
- Выявление недостач, потерь, порчи материалов
- Анализ эффективности использования МПЗ.
Покупка оборудования
При покупке оборудования следует учитывать не только его стоимость, но и расходы, связанные с приобретением ОС (транспортировка, монтаж, прочее). Именно из суммы данных расходов и будет состоять первоначальная стоимость объекта для отражения в учете.
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
08 | 60 | Учет стоимость приобретенных станков | 6 345 763 руб. | Расходная накладная |
08 | 60 | Учет услуг транспортной компании | 520 763 руб | Акт выполненных работ |
19 | 60 | Учет НДС (1 142 237 93 737) | 1 235 974 руб. | Счет-фактура |
01 | 08 | Ввод станков в эксплуатацию (6 345 763 520 763) | 6 866 826 руб. | Акт ОС-1 |
Принятие к учету оборудования, требующего монтажа
Часть оборудования, которое поступает на производство, как правило, требует монтажа. Это может быть производственное или техническое оборудование, которое функционирует только по факту его сборки, а также измерительные приборы, которые монтируются к основному оборудованию.
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
07 | 60 | Отражение стоимости оборудования, требующего монтажа | 5 714 729 руб. | Расходная накладная |
07 | 60 | Отражение стоимости услуг транспортной компании | 34 746 руб. | Акт выполненных работ |
19 | 60 | Отражение входного НДС от стоимости оборудования | 1 030 271 руб. | Расходная накладная |
19 | 60 | Отражение входного НДС от стоимости услуг транспортной компании | 6 254 руб. | Акт выполненных работ |
08_3 | 07 | Отражение стоимости оборудования, переданного для монтажа конвейерной линии (5 714 729 34 746 ) | 5 749 475 руб. | Акт приема-передачи оборудования |
68 НДС | 19 | Принятие к вычету входного НДС по затратам на приобретение оборудования (1 030 271 6 254) | 1 036 525 руб. | Счет-фактура |
08_3 | 60 | Отражение стоимости услуг ООО «Монтаж Плюс» | 198 305 руб | Акт выполненных работ |
19 | 60 | Отражение входного НДС от стоимости услуг ООО «Монтаж Плюс» | 35 695 руб. | Акт выполненных работ |
01 ОС в эксплуатации | 08_3 | Принятие к учету и введение в эксплуатацию конвейерной линии (5 749 475 198 305) | 5 947 780 руб | Акт ввода в эксплуатацию ОС |
68 НДС | 19 | Принятие к вычету входного НДС от стоимости услуг ООО «Монтаж Плюс» | 35 695 руб. | Счет-фактура |
Ремонт оборудования
Под ремонтом оборудования понимают работы, устраняющие его неисправность и восстанавливающие работоспособность. Технические свойства оборудования при этом не меняются.
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
10_5 | 50 | Приобретение компрессора | 3 496 руб. | Товарная накладная |
19 | 60 | Учет НДС от стоимости компрессора | 629 руб. | Товарная накладная |
68 НДС | 19 | Принятие к вычету НДС | 629 руб. | Счет-фактура |
60 | 51 | Оплата поставщику за компрессор | 4 125 руб. | Платежное поручение |
44 | 10_5 | Списание стоимости компрессора | 3 496 руб. | Акт ОС-3 |
44 | 70 | Учет расходов на ремонт холодильного оборудования собственными силами | 3 115 руб. | Акт ОС-3 |
Учёт ТМЦ в бухгалтерии: проводки и документы
Учёт ТМЦ в бухгалтерии отражается на основании первичной документации и могут быть следующими:
- Приобретение материалов – совершается за наличный или безналичный расчет, подтверждается договором покупки, платежно-расчетными документами или передачей доверенности на получение ТМЦ с последующим расчетом с поставщиком. На склад приходуется на основании товарно-транспортной накладной или приходного ордера. При покупке материалов могут отражены дополнительные транспортно-заготовительные затраты (например, доставка).
- Продажа материалов — передача сырья третьим лицам.
- Передача – от учредителей, контрагентов или спонсоров, приходуется по оценочной стоимости или на основании имеющихся документов: договоров, платежных документов, оценочных актов и др.
- Списание материалов — отражает расходование ТМЦ в производство. Может подразумевать как списание материалов в реальное производство, так и списание на общехозяйственные нужды. Зависит от корр. счета (20, 23, 25, 26). Выбытие может быть отражено по причине порчи или утери ТМЦ.
- Недостача материалов или излишки материалов — фиксируются в результате инвентаризации. Могут быть отражены в рамках нормы или же в результате утери/порчи.
- Операции с давальческим сырьем — особенности бухгалтерского учета материалов полученных от другой организации.
В производство и на собственные нужды материалы отпускаются со склада по требованию-накладной или другим документам (на основании учетной политики); списываются на участок по производству, который включает их затем в себестоимость продукции или услуг.
Ежегодно, согласно ПБУ, собственники обязаны проводить плановые инвентаризации на основании изданного приказа с назначенными ответственными лицами. Помимо них могут быть неплановые (внезапные) ревизии и инвентаризации. Их цель: контроль за сохранностью и правильным использованием и списанием ТМЦ.
Модернизация оборудования и его амортизация
Под модернизацией оборудования понимают работы, связанные с улучшением его технологических и служебных свойств.
Амортизация на модернизируемое оборудование начисляется при условии, что модернизация займет не более 12 месяцев. В случае, если процесс улучшения осуществляется более года, то начисление амортизации необходимо прекратить.
- первоначальная стоимость оборудования — 418 000 руб;
- срок полезного использования — 3 года;
- годовая норма амортизации 1/3*100% = 33,33%;
- ежемесячная сумма амортизации 418 000 * 33,33% / 12 мес. = 11 610 руб.
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
26 | 02 | Амортизация по модернизируемому оборудованию | 11 610 руб. | Ведомость начисления амортизации |
08 Расходы на модернизацию ОС | 60 | Стоимость работ подрядчика | 52 966 руб. | Акт выполненных работ |
19 | 60 | НДС от стоимости работ подрядчика | 9 534 руб. | Акт выполненных работ |
68 НДС | 19 | НДС к вычету | 9 534 руб. | Счет-фактура |
60 | 51 | Оплата подрядчику | 62 500 руб. | Платежное поручение |
26 | 02 | Амортизация по модернизируемому оборудованию | 11 610 руб. | Ведомость начисления амортизации |
01 | 08 Расходы на модернизацию ОС | Увеличение балансовой стоимости оборудования на сумму модернизации | 52 966 руб. | Акт модернизации |
Пример проводок по 10 счету
Средняя себестоимость = ( (Стоимость остатка материалов на начало месяца Стоимость материалов, поступивших за месяц) / (Кол-во материалов на начало месяца Кол-во поступивших материалов)) х кол-во отпущенных единиц в производство
Средняя себестоимость в нашем примере = (216686/270) х 125 = 100318
Счет Дт | Счет Кт | Описание проводки | Сумма проводки | Документ-основание |
60.01 | 51 | Оплачены материалы | 255 690 | Выписка банка |
10.01 | 60.01 | Поступление материалов на склад от поставщика | 216 686 | Требование-накладная |
19.03 | 60.01 | Учтен НДС | 39 004 | Товарная накладная |
68.02 | 19.03 | НДС принят к вычету | 39 004 | Счет-фактура |
20.01 | 10.01 | Проводка: материалы отпущены со склада в производство | 100 318 | Требование-накладная |
94 | 10.01 | Списание стоимости испорченных листов | 2408 | Акт списания |
20.01 | 94 | Стоимость испорченных листов списана на расходы производства | 2408 | Бухгалтерская справка |
Выбытие оборудования
Существует несколько путей поступления МПЗ в организацию: приобретение за плату, принятие в качестве вклада от учредителей, изготовление материалов, безвозмездное получение и пр.
В зависимости от способа поступления в бухучете появляются следующие проводки по материалам.
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
10 |
60, 76 |
Поступление по накладной от поставщика; осуществление оптовой поставки товара производится по договору продажи |
10 |
71 |
Приобретение МПЗ подотчетным лицом |
10 |
75 |
Вклад учредителя; оценочная стоимость МПЗ должна быть согласована с лицом, вносящим данное имущество |
10 |
91 |
Отражено безвозмездное поступление; в качестве суммы в данном случае принимается рыночная стоимость материала. Аналогичная проводка делается при принятии к учету материалов, полученных при демонтаже основных средств |
Если при поступлении в стоимости материала есть НДС, то его сумма отражается в отдельной строке.
Пример 3
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Содержание операции |
10.6 |
60 |
15 000 |
Поступила партия бумаги |
19.3 |
60 |
3 000 |
Отражена сумма входного НДС |
68.2 |
19.3 |
3 000 |
Сумма НДС принята к возмещению |
60 |
51 |
18 800 |
Произведен расчет с поставщиком через расчетный счет |
Подробнее о формировании НДС при покупке МПЗ см. в материале «Как ведется учет НДС по приобретенным ценностям?».
Если организация применяет режим налогообложения, исключающий использование НДС (УСН, ЕНВД), то следует оприходовать на счет 10 всю стоимость материалов. В этом случае НДС к возмещаемым налогам не относится, а учитывается при формировании себестоимости.
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
10 |
Выдача со склада на производственные или общехозяйственные нужды организации; передача осуществляется по лимитно-заборным картам или требованиям-накладным |
94 |
10 |
Отражено безвозмездное списание материалов в результате порчи или хищения. Как правило, недостаток МПЗ выявляется в результате проведенной инвентаризации; составляется акт о списании материалов |
99 |
10 |
Материалы были утрачены вследствие стихийного бедствия; операция отражается при помощи акта о списании |
91 |
10 |
Отражение передачи (продажи) материалов на сторону; используется фактическая себестоимость |
Выбытие оборудования может осуществляться как путем ликвидации, так и путем продажи.
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
01 Выбытие ОС | 01 | Списание первоначальной стоимости | 112 000 руб. | Акт ОС-3 |
02 | 01 Выбытие ОС | Списание начисленной амортизации | 34 000 руб. | Акт ОС-3 |
91_2 | 01 Выбытие ОС | Списание остаточной стоимости | 78 000 руб. | Акт ОС-3 |
62 | 91_1 | Начислена выручка | 84 000 руб. | Акт приема-передачи |
91_2 | 68 НДС | Начислен НДС от продажи | 12 814 руб. | Счет-фактура |
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
02 | 01 Выбытие ОС | Отражение суммы износа | 74 000 руб. | Акт на списание ОС |
01 Выбытие ОС | 01 | Отражение первоначальной стоимости | 81 000 руб. | Акт на списание ОС |
91_2 | 01 Выбытие ОС | Списание остаточной стоимости | 7 000 руб. | Акт на списание ОС |
Передача оборудования в аренду
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
03 Собственное имущество | 08 | Принятие к учету оборудования | 433 898 руб. | Акт ОС-1 |
68 НДС | 19 | Принятие к вычету НДС | 78 102 руб. | Акт ОС-1 |
03 Имущество, сданное в аренду | 03 Собственное имущество | Передача оборудования арендатору | 433 898 руб. | Акт приема-передачи |
Учет материалов по 10 счету в 1С
Требование накладная — производит списание материалов в производство, в том числе по давальческой схеме.
Поступление товаров и услуг — для формирования проводок по оприходованию материалов на склад. Обратите внимание на настройки счетов учета — для номенклатуры должен быть установлен 10 счет. Возможно поступление давальческого сырья (вид операции документа тогда будет «Материалы в переработку»).
Реализация товаров и услуг — продажа материалов и отпуск со склада в 1С другим контрагентам.
Списание товаров — делает возможным формирование проводок по списанию материалов по причине порчи или утери. Документ можно ввести на основании инвентаризации, так и без неё.