Как написать письмо в минфин от организации — Юр ликбез

Что даст налогоплательщику ответ на запрос в органы государственной власти?

Подшить письмо с ответом Минфина в папку нисколько не повредит. Для вашего несогласного контрагента оно станет дополнительным доказательством вашей, а не его правоты.

В случае возможных споров с налоговой инспекцией это также будет аргументом. А если налоговики все равно будут гнуть свою линию, обращайтесь в суд. И, даже решив в суд не обращаться, на сумме пеней вы в любом случае сэкономите.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Что касается сроков хранения исходящего письма с запросом и соответствующего входящего письма с ответом, то, не вдаваясь в тонкости делопроизводства, руководствуйтесь следующим принципом. Оригиналы документов сканируйте и храните полученные файлы в централизованном электронном архиве максимально долго. А сами бумажные оригиналы достаточно хранить до окончания выездных проверок по соответствующим налогам и периодам. Минимум – три года.

Согласно подпункту 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 111 НК РФ налогоплательщик будет освобожден от ответственности за совершение налогового правонарушения, если выполнял письменные разъяснения финансовых, налоговых или других уполномоченных органов государственной власти в пределах их компетенции по вопросам применения налогового законодательства (порядка уплаты, исчисления налога или сбора).

Таким образом, можно сделать вывод, что письменный запрос и адресный письменный ответ на него даст налогоплательщику возможность избежать ответственности, если налогоплательщик действовал согласно письменных разъяснений.

Одной из обязанностей налоговых органов являются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ бесплатное информирование налогоплательщиков (в том числе и в письменной форме) о законодательстве о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщика. Налогоплательщик должен получить ответ на свой запрос не позднее 30 дней.

Полномочия Минфина прописаны в статье 34.2 Налогового Кодекса РФ. Согласно пункту 1 данной статьи налогоплательщик может получить от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Письменные разъяснения даются в течение 2-х месяцев со дня поступления запроса.

По логике, получив такие письменные разъяснения, налогоплательщик подстраховал себя, уточнив спорный вопрос (на что он имеет полное право в соответствии с вышеуказанной в НК статьей).

Очень хорошо, когда ответ из налоговых органов поступает четкий и из него понятно как поступать налогоплательщику. В этом случае компания или ИП следует разъяснениям налоговых органов и при возникновении данной спорной ситуации может избежать ответственности. В некоторых случаях ответ налоговой инспекции не дает четкого ответа на вопрос и в ответе даются рекомендации обратиться в другие государственные органы за разъяснениями.

Статус и юридическая сила разъяснений и писем Минфина России

Налогоплательщик обращается в Минфин. По сути, Минфин, согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, также Минфин дает налогоплательщику свой адресный ответ, который является письменным разъяснением. Такой вывод следует из письма Минфина от 07.08.2007 г.

№ 03-02-07/2-138. При этом налогоплательщик не обязан руководствоваться этими письменными разъяснениями, а может принимать их во внимание, также как и другие ответы специалистов в этой области. Обычно именно такой вывод делается в конце любого письма Минфина при адресном ответе. Ответы Минфина могут быть не однозначными, а являться простым цитирование норм налогового законодательства, кроме этого Минфин может порекомендовать обратиться в другие государственные органы за разъяснениями. В этом случае налогоплательщик вынужден обращаться в другие государственные органы за разъяснениями и искать ответ самостоятельно.

Однако, у других государственных органов, имеется ввиду, например, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство транспорта и другие, отсутствуют полномочия по разъяснению налогового законодательства РФ и не освободят компанию от начисленных пеней и штрафов.

Налогоплательщики обрадовались, когда 28 ноября 2017 года вышло Постановление Конституционного Суда № 34-П, в этом Постановлении суд сделал вывод, что налогоплательщик, обращаясь за разъяснениями в налоговые и финансовые органы, должен получить ответ, по которому он сможет действовать. При этом если у налоговых и финансовых органов возникают вопросы, и они не могут решить их самостоятельно, то именно эти органы должны обратиться за разъяснениями самостоятельно и уже дать налогоплательщику четкий ответ на вопрос.

С момента выхода Постановления прошло уже более полугода, но, к сожалению ситуация до сих пор так и не изменилась. Написав запрос в налоговый орган или Министерство финансов в 2018 году, до сих пор можно получить ответ, в котором содержится предложение обратиться за разъяснением в другие государственные органы и не получить конкретного ответа на свой вопрос, как, например, в этом случае.

Общий вывод следующий: если налогоплательщик не знает, как поступать в данной конкретной ситуации, связанной с нормами налогового законодательства, обращаетесь в Налоговые органы, затем в Минфин, если четкого ответа на вопрос Вы не получили, обращаетесь в другие органы государственной власти.

RoomGuru RU

Обратите внимание! Пользоваться ответами Минфина или налоговых органов, адресованными для других организаций или ИП не имеет смысла, т.к. ответ предоставленный другому налогоплательщику и примененный Вами, не освободит Вас от ответственности, ведь такие письма не имеет нормативного статуса, а носят информационно-разъяснительный характер.

Воспользоваться разъяснениями Минфина можно только в том случае, если они направлены неопределенному кругу лиц.

Со вступлением в силу Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • о действующих налогах и сборах;

  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрено право налогоплательщика получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК установлено, что Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с Законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно пункту 1 статьи 34.2, пункту 7 статьи 80 НК Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Мнение Минфина

Вопросы о том, какую силу имеют разъяснения Минфина России, что признается официальным разъяснением и т.д., необходимо ли их опубликование, разъяснены в письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 и ряде других писем министерства.

По мнению Минфина (Письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 «О порядке применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, предоставляемых в соответствии со ст. 34.2 НК РФ»; Письмо Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-02-07/1-47 «Об основаниях и условиях освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения»):

  • Его письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009;

  • Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, публикуются в неофициальном порядке. Такие письменные разъяснения необязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. По мнению Минфина России, они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, кому дано разъяснение — конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют участникам налоговых правоотношений руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

  • Опубликованные письменные разъяснения должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Вывод: письма Минфина имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

«Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения ФНС России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются директор ФНС России и его заместители. Руководители территориальных органов ФНС России и их заместители в пределах их компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых органов.

Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются Министр финансов Российской Федерации и заместители Министра финансов Российской Федерации. Разъяснения других финансовых органов вправе подписывать руководители соответствующих финансовых органов и их заместители».

Однако позже Минфин России несколько расширил свою позицию и в письме от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:

  • Министр финансов Российской Федерации;

  • заместители Министра финансов Российской Федерации.

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.

От имени Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики выступают соответственно его директор и заместители.

Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.

Примечание: суды трех инстанций отменили штраф и пени налогоплательщику, который следовал разъяснениям Минфина, и согласились с налогоплательщиком в том, что нет оснований начислять ему штраф и пени, поскольку он руководствовался позицией Минфина, изложенной в письме. При этом ссылку инспекции на то, что письмо не было адресовано именно компании, суды отклонили.

В своем Постановлении от 28.11.2017 № 34-П Конституционный Суд РФ отметил следующее:

  • Толкование налоговых норм, ухудшающее положение налогоплательщика, не имеет обратной силы

  • В пункте 3.2 КС отмечает, что изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; соблюдение данного принципа — при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования — имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики; при этом — исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (статья 54 Конституции Российской Федерации), ухудшающему положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), — не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, добросовестно, т.е. без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения и т.п.) действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и др.).

    Вывод: Не имеет обратной силы постановление высшего суда, если в нем по-новому истолкованы нормы права и такое толкование ухудшает положение добросовестного налогоплательщика. Значит, доначислить налоги, пени и штрафы за периоды до изменения судебной практики нельзя. Важно, чтобы налогоплательщик в период положительного для себя толкования налоговых норм не злоупотреблял правами (не уклонялся от уплаты налогов).

  • Минфин и ФНС должны разъяснить, как платить налоги, даже если им нужны сведения от другого органа

  • Таким образом КС РФ п. 4 указанного постановления фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда вопрос применения налогового законодательства связан со сферами регулирования, в которых есть свои уполномоченные органы, указав Минфину и ФНС, что «В случаях, когда целью получения таких разъяснений является желание налогоплательщика иметь представление о своих правах и обязанностях в налоговых правоотношениях, ему надлежит обращаться в финансовый, налоговый или другой орган государственной власти, уполномоченный давать письменные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах. В свою очередь, уполномоченный орган государственной власти (при недостаточной осведомленности по существу поставленного перед ним вопроса) правомочен получить дополнительные сведения с использованием процедур межведомственного взаимодействия, в том числе привлечь к разрешению поставленного налогоплательщиком вопроса тот государственный орган, который в силу своей ведомственной специализации обладает необходимой компетенцией в соответствующей сфере регулирования, однако на основе этих сведений он должен — в силу своей специализации (исключительной компетенции) в налоговых вопросах — принять решение самостоятельно».

Как отправить запрос (письмо) в налоговую или Минфин

Обратиться в налоговый орган и Минфин с письмом, составленным в двух экземплярах (один экземпляр с отметкой о принятии и датой принятия Вы оставляете у себя) можно следующим способом:

  1. Обратиться в свою налоговую инспекцию по месту регистрации организации или месту жительства ИП;
  2. Обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по региону. В Москве адрес Управления ФНС: 125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А;
  3. Обратиться в Центральный аппарат по адресу: 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23;
  4. Обратиться в Минфин России по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9.

В письме указывайте полные реквизиты организации, действующий юридический адрес. Суть вопроса должна быть четко сформулирована, возможно, высказан Ваш предполагаемый ответ на описанный вопрос.

Если Вам необходима помощь в подготовке сообщения или Вы заинтересованы в бухгалтерском обслуживании, звоните по телефону (495) 661-35-70

При этом НК устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России.

Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов РФ) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.

При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и тем самым освобождающим последнего от налоговой ответственности.

Поскольку согласно положениям НК решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принимается руководителем налогового органа (его заместителем), в случае возникновения спора судам необходимо исходить из того, что налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица.

К разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК, следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц.

При применении данной нормы не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Возражая против признания своих разъяснений нормативными актами и в обоснование своей позиции специалисты Минфина России апеллируют, в частности, к Постановлению ВАС РФ от 16.01.2007 N 12547/06, который указал, что письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.

Следовательно, содержащиеся в оспариваемых письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).

В пункте 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» указано, что «…не имеет значения, кому адресовано разъяснение — конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц».

Арбитражные суды зачастую признают официальными разъяснениями не только письма Минфина России и ФНС России.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Так, в арбитражной практике официальными разъяснениями, освобождающими от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, признавались:

  • решения налогового органа по результатам предыдущих налоговых проверок, в которых исчисление налога в аналогичных ситуациях признавалось правильным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2005 N А56-26746/04);

  • письменное указание вышестоящего государственного органа нижестоящему (Постановления ФАС Московского округа от 13.01.2005, 17.01.2005 N КА-А41/12802-04, от 25.06.2004 N КА-А41/5349-04, от 20.09.2003 N КА-А41/7798-03);

  • Методические рекомендации по исчислению и уплате налога (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.12.2004 N А79-5685/2004-СК1-5372);

  • Инструкция по заполнению налоговой декларации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2004 N А56-276/04).

Полагаю, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений работника налогового органа в форме «вопрос-ответ» о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, опубликованных в специализированном печатном издании или размещенных в электронной справочно-правовой системе, не является по смыслу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, поскольку такое разъяснение не является официальным разъяснением налогового органа или его должностного лица в пределах его компетенции, а представляет из себя личное мнение автора разъяснения.

  1. НДФЛ с наследства

  2. Налоговая ответственность за непредставление документов

  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  4. Подтверждение статуса налогового резидента РФПорядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  5. Система налогов и сборов РФ

  6. Виды налогов:

  7. Налогообложение организаций

  8. Налогообложение физических лиц

  9. Налоговые проверки

  10. Налоговая ответственность за:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия
Adblock detector