Отчетность по квотированию рабочих мест

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно.

При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н. Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ).

[custom_ads_shortcode1]

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Итак, квотирование рабочих мест — это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройствомп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1.

Отчетность по квотированию рабочих мест

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 человекст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ; см., например, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90. Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 человекЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV.

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя)ст. 5.27 КоАП РФ.

то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в судстатьи 28.3, 23.1 КоАП РФ.

Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000—10 000 руб.

), так и для компании (до 50 000 руб.)ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45. А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500—4000 руб.ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комиссиюст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судьест. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ.

Доброе время суток, уважаемые читатели электронных СМИ! Сегодня хотим поговорить с вами о таком уникальном явлении в сфере аренды жилой недвижимости, как Квота. Наше повествование напрямую касается тех, кто хочет снять или сдать квартиру в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области. Квота – незаконное предоставление франчайзинга (использование торговой марки) некоторыми агентствами недвижимости физическим лицам для ведения незаконной предпринимательской деятельности на территории СПб и ЛО, без образования юридического лица.

То есть любой желающий может приобрести необходимые атрибуты и артефакты для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности в области аренды жилой недвижимости. В стоимость Квоты входит комплект договоров на сдачу в аренду квартир и комнат между нанимателем и наймодателем жилого помещения с логотипом и печатью агентства недвижимости, доступ к двум основным информационным базам в Интернете.

Доверенность, якобы выданная агентством, что агент является сотрудником этого агентства, соглашение о разделе комиссионных и некоторые другие документы обязательное, но недостаточное условие для осуществления сделки с жилой и прочей недвижимостью.Стоимость Квоты составляет 2-3 тысячи рублей в месяц.

Заплатив эту небольшую сумму агентству, агент – черный маклер, забирает все комиссионные от сдачи в аренду квартиры себе. В стоимость Квоты также входит доступ к двум основным платным информационным базам по аренде жилой недвижимости «Квартирный вопрос» и «Аренда-Питер». Доступ к этим базам, по большому счету, должен предоставляться только юридическим лицам на основе действующего договора, но это условие не соблюдается.

Например, доступ к базе «Квартирного вопроса» для юридического лица составляет от 8000 рублей в месяц, который, для посторонних, кроме сотрудников агентства, должен быть закрыт. Платный доступ к базе «Квартирного вопроса» позволяет найти нужную квартиру, выставляемую агентством в любом районе города.

Что бы самому агентству выставить сдаваемую квартиру необходимо иметь оплаченные «окна» в «квартирнике» (квартирном вопросе). В базовый пакет за 8000 рублей в месяц входят только 3 «окна» в день. За 16000 рублей в месяц появляется возможность выставляться 6 раз на день. Крупным агентствам, где большое количество сдаваемых квартир, приходится покупать большое количество абонементов с «окнами».

«Квартирный вопрос» предоставляет 50% скидку на выставления (окна), для тех агентств, которые оплачивают доступ к базе.По такому принципу действуют и квотные агентства Петербурга. Например, самое крупное квотное агентство «Недвижимость ПИТЕР» нашего города, насчитывающее более 500 «квотников» — черных маклеров в сфере аренды жилой недвижимости.

Им приходится платить «Квартирному вопросу» за доступ к базе и «окна» по 150000 рублей в месяц и более. Покупая «окна» оптом, они перепродают их в три раза дороже «квотникам» в розницу. То есть доходность квотного агентства составляет не менее 300000 рублей в месяц.Мораль в той басне такова, что если в сделке по сдаче в наем квартиры участвует гражданин, называемый себя агентом «Недвижимость ПИТЕР», то ни каких обязательств он нести по этой сделке не будет.

Формально оформит договор найма жилого помещения, получит комиссионные от нанимателя жилья, заберет их полностью себе. В дальнейшем это физическое лицо не несет ни каких обязательств, ни перед клиентом, ни перед владельцем квартир. Что либо выяснить в самом квотном агентстве не получится, будут отвечать, что такой агент у них не работает, а сам договор – подделка.

Поэтому важно перед заселением в арендуемую квартиру выяснить у агента, где находится его офис, имя руководителя, проверить доверенность, выяснить в агентстве выдавалась ли действительно эта доверенность с указанным на ней числом и регистрационном номером. Так же хочу обратить ваше внимание, что доверенность должна быть оформлена нотариально, а сам договор найма жилого помещения тоже.

Печать на договоре аренды и доверенности от агентства не является регистрацией сделки, а без нотариального заверения эти бумажки просто фантики с буквами и цифрами. По такому договору наниматель жилья может после вселения вообще не платить арендную плату за квартиру, а владелец квартиры сможет выселить должника только через суд, который может длиться не менее года, и не факт, что получится взыскать долг по аренде за этот период.

Дело может осложнится тем, если в вашей квартире, которую вы сдаете в наем, будут проживать несовершеннолетние дети должника, или он сам является инвалидом любой группы. Тогда вы точно ни чего не получите и по суду.Подводя итог вышесказанного, настоятельно рекомендую не совершать сделки с жилой недвижимостью с проблемными, квотными агентствами.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181 ).

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Отчетность по квотированию рабочих мест

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя ) ст. 5.27 КоАП РФ .

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин у ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Порядок установления квоты для инвалидов определен ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест».

Письмо Роструда

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.

Отчетность по квотированию рабочих мест

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99, согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

[custom_ads_shortcode2]

В соответствии с требованиями статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости.

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной.

[custom_ads_shortcode3]

Обязанность ежемесячно сообщать в центр занятости об имеющихся вакантных местах, выделенных для инвалидов согласно квоты, сведения об этих рабочих местах, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, прописана в ст. 25 Закона РФ от 19. 04.

1991 № 1032-1, а также в ст. 24 Закона от 24. 11.

1995 №181-ФЗ. Порядок предоставления определен Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости.

Форма подачи информации о вакансиях утверждена приказом Минтруда России №125н от 26.02.2015, однако, в некоторых регионах разработана собственная форма.

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90.

Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.

На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.

Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.

Согласно части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при неисполнении работодателем обязанности по созданию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями согласно утвержденной квоте, на него налагается административный штраф, размер которого составляет до 10 000 руб. Аналогичная санкция применяется и к работодателям, которые незаконно отказали инвалиду в приеме на работу в рамках квоты.

Статья 5.42 КоАП не устанавливает ответственность в случае, если работодатель не предоставил информацию о квотировании в Центр занятости.

Таким образом, если работодателем была выполнена обязанность по квотированию, однако не представлен отчет, привлечение к административной ответственности не допускается. Такова позиция Верховного Суда Российской Федерации.

При этом органы по труду и занятости на региональном уровне вправе осуществлять контроль и надзор за обеспечением инвалидов рабочими местами, поэтому они совершают выездные проверки и выдают предписания об устранении выявленных нарушений. По этой причине рекомендуется своевременно отправлять в Центр занятости отчеты о выполнении обязанности по квотированию.

Название Методика заполнения формы представления информации о квотировании рабочих мест для инвалидов
Тип Расшифровка
Методика заполнения формы представления

информации о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Наименование организации – наименование организации, представившей информацию о квотировании рабочих мест для инвалидов (далее – организация).

Адрес (место нахождения) — фактический адрес организации.

Вид собственности — вид собственности организации.

Номер контактного телефона – номер телефона организации.

Код по ОКОПФ – код организации по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм.

Код по ОКВЭД – основной вид экономической деятельности организации, проставляется цифрами.

Расшифровка ОКВЭД — расшифровка кода по ОКВЭД, указанного в пункте 6.

ИНН организации – идентификационный номер налогоплательщика организации.

1. Списочная численность работников организации – рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

2. Среднесписочная численность работников организации – среднесписочная численность за месяц, рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

3. Численность работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

4. Среднесписочная численность работников организации для расчета квоты – среднесписочная численность работников организации за месяц, за исключением работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда (стр. 2 – стр. 3).

5. Сведения о расчетном количестве рабочих мест, включая свободные (вакантные), выделенные в счет квоты – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 2% среднесписочной численности работников организации для расчета квоты (стр.4 х 0,02).

6. Сведения о расчетном количестве специальных рабочих мест – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 50% от расчетного количества рабочих мест, выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов (стр.5 х 0,5).

7. Фактическая квота, установленная локальным нормативным актом работодателя – количество рабочих мест, которое выделено для трудоустройства инвалидов в счет квоты в соответствии с локальным нормативным актом организации (приказом, распоряжением и т.д.)
Пример заполнения таблицы:

№п/п наименование должностей (профессий) квотированных рабочих мест Из графы 2: вид квотированного рабочего места:

1-специальное;

2- обычное

Из графы 2: количество рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед. Из графы 4: Количество

вакантных рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.

1 2 3 4 5
1 Дворник 1 1(занято одним работником) 0
2 Уборщик служебных и производственных помещений 2 2 (занято двумя работниками) 0
  • Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  • Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.
  • Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Законы и нормативная база квотирования рабочих мест

Отчетность по квотированию рабочих мест

Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

Обеспечение данного аспекта социальной защиты регулируется положениями российского законодательства. При этом количество нормативных документов, регламентирующих рассматриваемый вопрос, крайне велико. Однако основные принципы квотирования, регулируются в первую очередь следующими нормативными актами:

  • Закон РФ №1032-1 от 19.04.1991. Данный закон регулирует общие принципы занятости населения и обеспечивает правовую основу всех иных нормативных документов, касающихся квотирования рабочих мест в Российской Федерации.
  • ФЗ №181 от 24.11.1995. Означенный федеральный закон устанавливает обязательные для применения на всей территории РФ квоты, в соответствии с которыми должно обеспечиваться правовое регулирование квот отдельными регионами.
  • Статья 5.42 КоАП РФ. Эта статья предусматривает несение работодателем административной ответственности за несоблюдение прав инвалидов. Когда ответственным лицом не было обеспечено квотирование мест, или был предоставлен отказ трудоустроить гражданина из особой категории в рамках установленной квоты, оно несет за это административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Статья 16 ТК РФ. Данная статья регламентирует порядок возникновения трудовых взаимоотношений. В частности, к одному из оснований для их появления относится и направление работника на трудоустройство по квоте.

Конкретные условия квот, соответственно федеральному законодательству, устанавливаются непосредственно региональными властями самостоятельно в пределах, определенных федеральным законодательством максимальных и минимальных значений. Соответственно, конкретные категории граждан, претендующих на квоты, и размеры квот в различных регионах могут отличаться. Обязательными же являются только квоты на трудоустройство инвалидов.

Примером регулирования порядка квотирования рабочих мест для инвалидов и молодых специалистов может выступать закон города Москвы №90 от 22.12.2004. Согласно его положениям, организации с числом работников свыше 100 человек, должны обеспечивать наличие и фактическое исполнение квоты по трудоустройству инвалидов и молодых специалистов в количестве 2% от среднесписочной численности работников для первой категории населения, и в аналогичном количестве – для второй.

— Платежи идут в Департамент финансов города Москвы, а точнее — в Комитет общественных связей Москвы, это наш учредитель. Когда они обработают платежки, информация передается в Центр квотирования. Здесь мы проводим сверку, смотрим, какие работодатели добросовестно выполняют закон, какие — нет.

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

  • Наименование организации, ее адрес.
  • Содержание локальных нормативных актов.
  • Количество сотрудников.
  • Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  • Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  • Требуемая профессия, квалификация.
  • Образование, опыт работы.
  • Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  • Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  • Продолжительность рабочего дня.
  • Размер заработной платы.
  • Социальные гарантии.
  • В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности.

Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя. ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями.

Инфо

На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум. Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

Кто обязан квотировать рабочие места

Отчетность по квотированию рабочих мест

Размер квоты выражается в процентах от средней численности сотрудников и составляет:

  1. до 3% для работодателей со штатом от 35 до 100 человек;
  2. до 4% при количестве работников более сотни человек.

Средний показатель численности персонала для вычисления квоты рассчитывается без учета рабочих мест с условиями труда, которые вредны или опасны для здоровья. Кроме того, в расчет не берется штат филиалов, расположенных в других районах или регионах.

Региональные власти имеют право увеличивать процент квоты, поэтому в субъектах РФ показатели отличаются. Нормы по квотированию обязаны выполнять любые компании, независимо от их организационной и правовой формы. Общий порядок квотирования установлен для частных фирм и госучреждений, например, для МВД.

Отдельные организации освобождены от обязанности по приему на работу инвалидов, к таковым относятся:

  • общественные объединения инвалидов (ООИ);
  • организации, созданные ООИ;
  • товарищества и акционерные общества с уставным капиталом, образованным из вкладов ООИ.

Таким образом, компании обязаны выполнять проценты квот, установленные местными властями, и отчитываться в ЦЗН. Каждый работодатель ежегодно подает отчет о наличии квот, о трудовых условиях, созданных для инвалидов.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Компенсационный платеж взимается ежемесячно за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах квоты.

Минимальный размер компенсации составляет 7800 руб. в месяц, но она может быть увеличена на уровне регионов.

Размер платежа утверждается в годовом бюджете субъекта РФ. Выплата будет индексироваться с учетом величины прожиточного минимума для гражданина трудоспособного возраста.

Компенсационные выплаты, поступающие в ФСТИ, планируют направлять на решение следующих задач:

  • организация курсов, стажировок для инвалидов;
  • создание и оборудование рабочих мест для граждан с инвалидностью;
  • формирование условий для ведения инвалидами предпринимательской деятельности;
  • поощрение и стимулирование организаций за превышение квот.

Налоговая служба будет предоставлять региональным властям сведения о выплаченных работодателями компенсациях за невыполнение квоты.

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

ПримерЗакон г. Москвы № 90 относит к молодежи:• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

ПримерСогласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

• копию устава или учредительного договора;

• информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

• данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ для каждой организации, учреждения, предприятии в пределах, установленных Федеральным законом.

Если количество сотрудников превышает 100 человек, размер квоты составляет 2% -4% от среднесписочной численности работников. Если персонал работодателя находится в пределах от 35 до 100 человек, то квота — не более 3% (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 29.12.2017).

При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся  к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.

Административная ответственность работодателя за несоблюдение установленных норм по квотированию установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Нарушение

Основание

Размер штрафа

В отношении кого применяется

Неисполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Отказ от приема на работу инвалида в пределах установленной квоты

ст. 5.42 КоАП РФ

5 000 – 10 000 руб.

Должностное лицо

Непредставление (как полное, так и частичное; искажение данных) или несвоевременное представление необходимых сведений в службу занятости

ст. 19.7 КоАП РФ

300 – 500 руб.

Должностное лицо

3 000 – 5 000 руб.

Юридическое лицо

Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность. Согласно ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.

Предоставление отчетности по квотированию

В частности, для жителей Москвы такой срок равен 15 дням в месяц, а для жителей Карелии — 3 месяца в год. Если соответствующее число мест в рамках квоты было выделено, но не было занято, работодатель не может быть по данному основанию привлечен к административной ответственности. Сотрудники службы занятости осуществляют поиск кандидатов самостоятельно.

Отчетность по квотированию рабочих мест

Выполнением квоты является трудоустройство инвалида, который имеет рекомендации к труду. Подтверждение – заключение договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ___________________________

                                                                                                                                                     (закон субъекта РФ)

1.2 Квотирование рабочих мест в ________________________________________ проводится в целях

                                                                              (наименование организации)

усиления социальной защищенности и оказания содействия трудовой занятости инвалидов.

1.3 Квота для приема на работу инвалидов для  _____________________________ составляет 2%  

                                                                                       (наименование организации)                                                                                       

от среднесписочной численности работников школы.

1.4 Квота – минимальное количество рабочих мест для инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников школы), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.

1.6 В среднесписочную численность работников _______________________ включаются состоящие в

                                                                                                 (наименование организации)

штате работники, за исключением внешних совместителей и лиц,      выполняющих          работы или оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам.

1.7 Работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1.8 Количество и перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов, выделенные в счет квоты, утверждаются приказом по школе по мере их создания.

2. Условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1 Ответственными за надлежащее исполнение настоящего Положения являются должностные лица:

2.1.1 Ответственным за обеспечение надлежащих условий труда на рабочих местах, созданных для инвалидов, является ответственный за охрану труда.

2.1.2 Ответственным за работу с центром занятости является секретарь руководителя.

2.2 Секретарю руководителя:

1. в течение месяца, а затем ежемесячно, направлять в центр занятости информацию о зарезервированных вакантных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

2. осуществлять учет трудоустраивающихся в пределах установленной квоты инвалидов.

3. ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, предоставляют информацию в центр занятости населения по выполнению установленной квоты:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнение квоты для приема на работу инвалидов.

4. направлять в центр занятости населения информацию, о приеме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места в трехдневный срок, после заключения трудового договора с инвалидом.

2.3 Бухгалтер (расчетчик) школы ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, готовит расчет квоты по трудоустройству инвалидов на основании данных о среднесписочной численности работников школы за предшествующий месяц и при необходимости представляет директору школы предложения по корректировке числа созданных (выделенных) для инвалидов рабочих мест.

3. Трудоустройство инвалидов в счет квоты

3.1 На рабочие места, созданные в счет установленной квоты, работодатель трудоустраивает инвалида независимо от категории заболевания и группы инвалидности при наличии у него индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций к труду.

3.2 Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты работодатель осуществляет как по направлениям центров занятости населения (направление установленного образца с пометкой «в счет квоты»), так и самостоятельно.

3.3 Работодатель имеет право запрашивать и получать от центров занятости населения и других организаций информацию, необходимую при осуществлении мероприятий по квотированию рабочих мест для приема на работу инвалидов. В целях реализации данного права ответственный специалист школы направляет соответствующие запросы в центры занятости населения г. _______ и иные организации.

3.4 Квота считается выполненной, если на все выделенные (зарезервированные) или созданные в счет установленной квоты рабочие места инвалиды трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством либо сохранены рабочие места для работающих инвалидов.

3.5 За непредставление или несвоевременное представление информации, отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты должностные лица школы несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Бланки  и сроки сдачи отчетности устанавливаются региональным законодательством о квотировании или принятым на его основе правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в сфере труда и занятости.

В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом.

Коуз изучая проблему загрязнений указал, что традиционная система борьбы с ними, когда определяются предельные значения загрязнений (ПДВ и ПДК), за превышение которых предусмотрено наказание, является нерациональной. Это основывалось на том, что если предприятие и не превышает значений ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет никакой ответственности.

Суть идеи Коуза состояла в том, что в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений, объектом конфликта является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия(право на производство этим предприятием загрязнений). И Коуз предположил, что это право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие.

Теорема Коуза предлагала принципиально новый подход к борьбе с загрязнениями. Вместо того, чтобы разрабатывать нормативы ПДК и ПДВ, государство должно лишь определить максимально допустимый объем загрязнений, выпустить соответствующее количество лицензий на загрязнения, организовать их распродажу с аукциона и затем контролировать соответствие фактического объема загрязнений величине лицензий.

Идеи Коуза легли в основу важнейшего достижения Киотского протокола – механизмов гибкости: Совместное осуществление, Механизм чистого развития и Торговля квотами. Эти механизмы должны значительно повысить экономическую эффективность деятельности по снижению выбросов парниковых газов.

Киотский протокол допускает изменение уровней допустимых выбросов, установленных для стран Приложения 1 на период обязательств, посредством их участия в экономических механизмах «гибкости» Киотского протокола. С их помощью страны могут «создавать» или покупать дополнительные разрешения на выбросы, добавляемые к установленному количеству.

Каждый из механизмов, а также деятельность по антропогенному поглощению СО2 наземными экосистемами улучшению поглотителей может дать определенное количество единиц, представляющих права на выбросы. Правила Протокола определяют порядок использования этих единиц, называемых «единицами Киотского протокола», или «киотскими единицами».

Для участия в механизмах гибкости страна должна соответствовать определенным требованиям: в первую очередь страна Приложения 1 должна ратифицировать Киотский протокол, а также удовлетворять ряду критериев участия – требованиям приемлемости. Соответствие этим критериям означает, что страна Приложения 1 обеспечивает точный учет своих выбросов и установленного количества и использование экономических механизмов не создаст риска для выполнения ею своих обязательств.

     ·    Проекты совместного осуществления – Статья 6 Киотского протокола.

Отчетность по квотированию рабочих мест

Только страны Приложения В могут участвовать в ПСО.

·    Механизм чистого развития – Статья 12 Киотского протокола. В качестве покупателей (инвесторов проекта) выступают страны-участники Приложения В, а в качестве продавцов (принимающей стороны проектов) — страны, не входящие в Приложение 1. В качестве продавцов в МЧР могут выступать все страны СНГ, кроме России, Украины и Беларуси.

     ·    Торговля квотами – Статья 17 Киотского протокола. Также как и в ПСО в данном механизме участвуют только страны Приложения В.

Механизмы работают таким образом, что «киотские единицы», полученные от других стран в рамках киотских механизмов, добавляются к установленному количеству страны Приложения 1, а единицы, переданные другой Стороне Приложения 1, вычитаются из установленного количества передавшей страны.

  • На территории государства приветствуется также создание всех условий для предпринимательской деятельности ограниченных физически граждан.
  • Образовательные программы, обучающие теми или иным новым профессиям, также должны включать в себя такую категорию граждан, как инвалиды.
  • За нарушение ведения учета квотированных рабочих мест по предприятию или иных невыполнений требований закона, работодатель может понести меру наказание, ответственность по следующим статьям законов.

Алгоритм квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи

Дополнительная статья Почитать про незаконный отказ в приеме на работу можно здесь.

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  2. Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  3. Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  4. Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
  5. Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
  6. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
  7. ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  8. Возможность работы по совместительству.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам. Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Отдела квотирования. Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета. Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации. ШАГ 5.

СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Бесплатная консультация юриста

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП;

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

Поскольку нормами ТК РФ не предусмотрен перечень локальных нормативных актов работодателя, то работодатель в рассматриваемом случае решает самостоятельно, будет это приказ, положение, или иной документ. 2. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (абз.

3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости, часть 2 ст.

Теперь столичные работодатели могут сдавать отчеты по квотированию в онлайн-режиме

Таким образом, можно найти следующие определения понятий: Квота конкретно определяемая норма или доля, какая допустима в отношении применения чего-либо Единица измерения квоты может быть выражена в процентах, количественных, штучных и иных критериях. Рабочие места для инвалидов квотируются строго в процентах Правообладатель квоты юридическое лицо или государственное учреждение, которое имеет право применять такой механизм распределения благ для населения Правополучатель блага по квоте гражданин или гражданка РФ или иного государства, имеющие законное право на получение тех или иных благ в рамках, определяемых квотами В отношении рабочих квот следует обратить внимание на то, кто в данном случае по закону рассматривается в качестве работодателя.

Отчетность по квотированию рабочих мест

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Когда в штатном расписании появляются свободные места, сведения о них необходимо подавать всем работодателям независимо от формы собственности и статуса.

Под вакансией понимается свободная должность, по которой не заключен трудовой договор. Должность, которую занимает работник, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, не является вакантной, по ней информация не предоставляется. Порядок подачи устанавливается региональным законодательством.

Отчет по инвалидам в центр занятости должны подавать работодатели, общая численность работников которой больше 35 человек. Информацию о выделении рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с установленной квотой предоставляют работодатели со среднесписочной численностью свыше 100 человек.

Кроме того, в некоторых субъектах РФ локальными нормативными актами установлены собственные формы. Например, отчет по охране труда в центр занятости, а также отчет о кадровом составе в центр занятости подают работодатели, зарегистрированные на территории Краснодарского края.

Внимание

Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами. Поиск сотрудников В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе.

Важно

В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии — 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс.

5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний. Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью.

Не распространяется данная обязанность на общественные организации и объединения инвалидов, хозяйственные товарищества, где уставный капитал сформирован из их вкладов.

Сбор сведений для отчета и его составление осуществляет сотрудник кадровой службы. После этого он представляет готовый отчет в Центр занятости.

Сотрудники Центра занятости каждый месяц получают отчеты о предоставлении рабочих мест инвалидам, при этом сравнивают полученные данные из отчетов с актуальной статистикой. 

Чтобы сдать соответствующую отчетность, работодателю необходимо обратиться в территориальный отдел квотирования и получить доступ для регистрации на указанном портале. Затем на адрес электронной почты, который указан в карточке организации, будет направлен код активации. Также он может быть выдан на руки под подпись сотрудником территориального отдела квотирования. Процедуру активации необходимо пройти только один раз.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с отчетностью по квотированию рабочих мест для инвалидов. Среднесписочная численность работников нашей компании — 105 человек. Вакансий нет, в штате работают два инвалида. Нужно ли подавать сведения в центр занятости об отсутствии вакансий? Могут ли нас наказать, если мы таких сведений не подадим? Н.Ю. Сотникова, бухгалтер, г. Москва

Общие требования. Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Количество мест определяется в соответствии с квотой (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Сроки подачи

Сроки, в которые должна быть предоставлена информация, и форма, в которой должен быть представлен отчет, устанавливаются законами субъектов РФ о квотировании.

Сроки могут разниться в зависимости от региона нахождения работодателя, поскольку в большинстве случаев они устанавливаются локальными нормативными актами. Сведения о выделении рабочих мест для инвалидов, а также для граждан, нуждающихся в социальной защите, подаются в ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Поскольку конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти, то дату нужно уточнять в региональном отделении центра. Сведения о предстоящих сокращениях подаются за два месяца до срока, в случае массового сокращения — за три.

Ответственность за несоблюдение квоты

Ответственность за непредоставление информации установлена ст. 19.7 КоАП РФ. Нарушителю грозит предупреждение или штраф:

  • на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи? Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве? В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.

11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19. 04.

Основание Сумма штрафа Ответственное лицо
Невыполнение обязанностей по созданию нужного числа оборудованных рабочих мест для инвалидов согласно действующей квоте 5000 – 10000 руб. Должностное лицо
Отказ от трудоустройства инвалида в пределах квоты
Непредставление необходимых сведений в отдел занятости населения (искажение информации, нарушение сроков при подаче отчета) 300 – 500 руб. Должностное лицо
3 000 – 5 000 руб. Юридическое лицо

Размер штрафных санкций может быть увеличен по решению местных органов самоуправления.

Работодатели, нарушающие требования законодательства об обязательном трудоустройстве инвалидов, столкнутся с ограничениями. Такие организации полностью лишатся поддержки государства, не смогут участвовать в государственных закупках, а также трудоустраивать иностранных сотрудников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая энциклопедия